ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34
Мартынова Ю.А.
Магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
г. Саратов [email protected] Научный руководитель: Асташкина Е. Н., к.ю.н., доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии
ФГБОУ ВО «СГЮА» г. Саратова
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ СО СРЕДСТВАМИ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация
В данной статье представлена информация об осуществлении взаимодействия прокуратуры со средствами массовой информации. Для ознакомления представлена информация о действиях, совершаемых для реализации полномочия прокуратуры, а также практический пример, показывающий эффективность и необходимость взаимодействия прокуратуры и СМИ.
Ключевые слова:
органы прокуратуры, информирование населения, приказ Генерального прокурора, интернет- сайты,
СМИ, обнародование, общественность.
Органы прокуратуры Российской Федерации, решая в государстве правоохранительные задачи, заинтересованы в организации эффективного взаимодействия со средствами массовой информации, через которые осуществляется многофункциональная информационная связь с обществом, с его институтами и гражданами. Среди проблем, требующих разрешения, представляются важными те, которые связаны с определением общих целей, задач, направлений, форм и тактических приемов взаимодействия прокуроров со СМИ, а также современных организационно-правовых условий повышения его эффективности. [1] Органы прокуратуры при решении задач прокурорского надзора и иной предусмотренной законом деятельности вполне успешно могли бы организовать взаимодействие со средствами массовой информации, усилив при этом собственные возможности и возможности СМИ в достижении стоящих перед ними целей.
Приказом Генерального прокурора РФ от 17.05.2018 № 296 «О взаимодействии прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» (далее приказ Генерального прокуратора № 296), прокурорам предписывается рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации, как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из состояния законности и прокурорского надзора. [2] При этом не следует противопоставлять основные направления деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законов и работы со СМИ. Анализ содержания информации, которая попадает из органов прокуратуры в деятельность редакций СМИ, журналистов и издателей и наоборот, позволяет выделить следующие основные направления взаимодействия, к которым относятся: информирование населения о состоянии законности и правопорядка; о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законодательства, принятых мерах прокурорского реагирования; о проверке законности возбужденных уголовных дел о преступлениях, вызвавших повышенный общественный резонанс, результатах их предварительного расследования и судебного рассмотрения, а также опровержение недостоверной информации и пропаганда законодательства. Кроме того, от прокуроров требуется организовывать работу коллектива таким образом, чтобы каждый положительный результат прокурорской
деятельности был максимально и своевременно освещен в СМИ, повседневно контролировать работу подчиненных работников по преданию материалов гласности и требовать от каждого регулярного выступления в СМИ. [3] В основные обязанности помощника прокурора по взаимодействию со СМИ включены следующие вопросы: ежедневное осуществление мониторинга ведущих областных СМИ, а также основных интернет-сайтов в целях оперативного информирования руководства прокуратуры области о нарушениях закона, чрезвычайных происшествиях и иных значимых событиях; обновление новостной ленты интернет-представительства прокуратуры области; проверка электронной почты, поступившей в раздел «Интернет-приемная» официального сайта прокуратуры области на предмет наличия обращений граждан и др. Важный элемент по этой линии деятельности - установление такого порядка и характера взаимодействия (контакта), который позволял бы органам прокуратуры решать стоящие перед ними задачи, формировать правильное представление в массовом общественном сознании о роли и значении прокуратуры в системе государственной власти. Наиболее часто прокурорские работники выступают с публикациями в печатных изданиях как регионального, так и городского (районного) уровня. Работа со СМИ в прокуратуре, как и иная деятельность прокурора, строится на основе планирования. Составляется соответствующий план на год (полугодие), в котором указываются сроки подготовки публикаций и конкретные исполнители. Контроль за исполнением на постоянной основе осуществляется прокурорами. Оптимальна, на мой взгляд, периодичность подготовки публикаций- один раз в месяц. Это позволяет обеспечить регулярное освещение деятельности районной (межрайонной) прокуратуры. Подготовленные статьи публикуются в районных газетах, а также могут размещаться на сайтах районных администраций. В целях налаживания рабочего контакта с районными газетами раз в полугодие проводятся встречи с сотрудниками, ответственными за эту работу и редакторами газет. Как правило, взаимопонимание достигается, и для размещения материалов межрайонной прокуратуры выделяется необходимое пространство. Кроме того, в конце года издаются отдельные специальные выпуски районных газет, которые либо полностью посвящены деятельности прокуратуры, либо прокуратуры и других правоохранительных органов района. В целом эта работа большой сложности не представляет. Пожалуй, главная проблема- подготовить текст, адаптированный для публикации и восприятия не только профессиональными юристами и чиновниками. Как правило, публикацию, подготовленную исполнителем, приходится неоднократно править, исключая всевозможные аббревиатуры и перенасыщенность цифрами, не представляющими интереса для широкого круга читателей.
Отдельно следует сказать о необходимости соблюдения п.п. 1.3, 1.5 приказа Генерального прокурора РФ № 296, согласно которым распространяемые прокуратурой сообщения должны быть выверенными, объективными и не содержать информации, конфиденциального характера, надлежит обеспечивать тщательную проверку данных, готовящихся для освещения в средствах массовой информации. Распространяемая информация посредством печатных СМИ имеет длительный характер воздействия. Перед направлением материалов прокурорами обеспечивается их предварительная тщательная проверка, которая не является итоговой, так как после окончательной подготовки материала сотрудниками СМИ и его редактирования, с подобранным заголовком, во избежание искажения информации, неточностей формулировок он проверяется прокурорами еще раз и после согласования (одобрения) готовится к выпуску. Также, следует обратить внимание на такой вопрос, как об обнародовании информации о выявлении таких нарушений закона, которые могут вызвать общественный резонанс. Прокуроры- представители власти и учитывать те последствии, которые могут вызвать общественный резонанс, пусть и вполне обоснованные заявления. Поэтому направления такого рода информации необходимо согласовывать с руководством вышестоящих прокуратур. Работа с электронными СМИ, такими как радио и телевидение, а также информационные агентства имеют также особенности. В Москве телевидения и радио на территориальном уровне нет. А с интервью о проделанной работе на федеральном канале или даже на городском канале районного прокурора никто не ждет. Поэтому для того, чтобы выступить по телевидению или радио, нужен информационный повод. Это может быть результативная проверка, утверждение обвинительного заключения по значительному уголовному делу. В 2014 году по рекомендации отдела взаимодействия со
СМИ прокуратуры г. Москвы опробовано освещение хода и результата проведенной проверки в программе «Служба доверия» телеканала «Москва. Доверие». С сотрудниками программы были обсуждены материалы, которые имелись на тот момент в производстве межрайонной прокуратуры. Журналистов заинтересовала проверка по факту организации нелегальной гостинцы для трудовых мигрантов в квартире жилого дома на Рублевском шоссе. Вместе с заместителем прокурора на проверку в квартиру выехала съемочная группа программы. Журналисты взяли интервью у постояльцев, недовольных соседей, хозяина «злополучной квартиры». Когда проверка была закончена, а деятельность нелегальной гостиницы пресечена, в эфире телепрограммы состоялось обсуждение ситуации, в котором помимо прокурора и заинтересованных лиц принял участие депутат Московской городской Думы. Заявители в эфире выразили благодарность органам прокуратуры за защиту их прав.
Подводя итоги, хочется отметить, что для достижения районной прокуратурой положительных результатов в работе со СМИ необходимо сочетание двух составляющих методик: планомерная и постоянная подготовка публикаций о деятельности прокуратуры для размещения в районных газетах и на сайтах районных администраций, в случае значимого информационного повода установления контакта со СМИ, а также информагентствами для освещения результатов работы прокуратуры, в том числе по телевидению и радио.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СЗ РФ. 20.11.1995. № 47. ст. 4472.;
2. Приказ Генерального прокурора РФ от 17.05.2018 № 296 «О взаимодействии прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» [Электронный ресурс]- доступ из справочно-правовой системы «КонсльтантПлюс».
3. Прокуратура и СМИ. Состояние и перспективы взаимодействия: монография / В. Б. Евдокимов, М. В. Маматов, Е. А. Дмитриева; Акад. Ген. Прокуратуры РФ. - Москва: Проспект, 2016. - 258 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008476771
© Мартынова Ю.А., 2019
УДК 349.2
В.С. Тихомаева,
студентка 3 курса РГУП (Крымский филиал)
г.Симферополь, РФ e-mail: [email protected] А.О. Яценко
канд.юр.наук, доцент РГУП (Крымский филиал )
г.Симферополь, РФ e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБОВ
ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
Аннотация
Лица, которые работают по трудовому договору имеют ряд прав и обязанностей, предусмотренных Трудовым законодательством. Такие права могут защищаться любым способом, не запрещенным законом. Авторами рассмотрены основные способы защиты трудовых прав работника, закрепленные в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Целью работы выступает анализ способов защиты, выявление проблем их