УДК 376.1
Кардавильцева Т.О.
воспитатель Школа № 1558 им. Росалии де Кастро (г. Москва, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ РАБОТЕ С ИНКЛЮЗИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: в современных условиях развития образования в России инклюзия как явление становится важным элементом системы дошкольного образования. Она направлена на создание благоприятной образовательной среды для детей с различными потребностями и особенностями психофизического развития. В этом контексте взаимодействие между педагогами детского сада и узкими специалистами, такими как логопеды, психологи, дефектологи, тьюторы и социальные работники, приобретает особую значимость. Данная статья освещает основные аспекты сотрудничества между этими специалистами, подчеркивая его важность для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями как в коллектив детского сад, так и в социум.
Ключевые слова: инклюзивность, дети, дошкольное образование, педагог, узкие специалисты.
Для начала отметим, что в идеале инклюзия в дошкольном образовании подразумевает под собой интеграцию детей с особыми потребностями в общие группы с нормотипичными детьми, что должно позволять им развиваться наравне с обычными сверстниками. Дошкольный возраст — это важный период для формирования у детей психических, физических и коммуникативных навыков, поэтому создание инклюзивной среды в детском саду способно оказать положительное влияние на всех участников образовательного процесса. Главной задачей педагогов и узких специалистов в этом процессе становится не
только всестороннее обучение и развитие детей, но и создание в группе атмосферы взаимопонимания и поддержки.
Рассмотрим роль педагогов (воспитателей) в инклюзивном образовании. Педагог, работающий с инклюзивной группой, должен обладать определенными знаниями, навыками и личностными качествами, чтобы эффективно взаимодействовать с детьми, имеющими различные образовательные потребности. В его задачи входит не только планирование и реализация установленных в ДОУ образовательных программ, но и сопровождение детей в их эмоциональном и социальном развитии. Педагог должен быть готов не только адаптировать имеющийся у него в распоряжении учебный материал, но также использовать разнообразные формы и методы работы, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, находящегося в группе с инклюзивностью. Кроме этого отметим, что педагог также играет важную роль в работе с семьей (законными представителями) ребенка с особыми потребностями. Именно он путем оказания поддержки помогает семье справиться с вопросами воспитания ребенка с ОВЗ, адаптироваться к социуму, активизировать возможности семьи.
В работе педагога крайне необходимо грамотное взаимодействие с узкими специалистами дошкольного образовательного учреждения. На наш взгляд, сотрудничество педагога с узкими специалистами является одной из ключевых особенностей работы в инклюзивной группе детей. Это взаимодействие включает в себя взаимный обмен информацией о детях, проведение диагностики, совместное планирование образовательных и развлекательных мероприятий, проведение консультаций, тренингов. Узкие специалисты также могут при необходимости предоставить педагогам дошкольного учреждения ценные рекомендации по индивидуальным подходам к обучению детей с особыми потребностями и коррекции их поведения. Все эти данные несомненно полезны для педагогов так как выступают дополнительным инструментов в их работе.
Одной из главных задач такого сотрудничества между педагогами ДОУ и узкими специалистами является выявление потребностей каждого ребенка. Узкие специалисты, например, логопеды, дефектологи или психологи, помогают педагогу определить, какие именно проблемы могут возникнуть у ребенка в процессе обучения. Это может касаться речевого развития, эмоциональной сферы или социальной адаптации в группе и обществе. Задачи педагога прислушаться к рекомендациям коллег и учесть их при планировании работы с детьми, имеющими особенности развития.
Именно на основе выявленных в процессе взаимодействия потребностей проводится совместное планирование образовательного процесса, в том числе педагог и узкие специалисты работают над созданием индивидуальных образовательных планов и сотрудничают с семьей (законными представителями) воспитанников. Следует сказать, что такие действия требуют от педагога ДОУ определенной гибкости ума, умения слышать противоположную сторону, а также быть готовым интегрировать рекомендации узких специалистов в свою работу. При этом необходимо учитывать как общие цели группы, так и индивидуальные цели для каждого ребенка и семьи.
Важно, что узкие специалисты обычно проводят индивидуальные или групповые коррекционные занятия, что позволяет детям развивать необходимые навыки для успешного обучения. Педагог же должен тесно сотрудничать с узкими специалистами, чтобы понимать, как именно успехи на этих коррекционных занятиях могут быть интегрированы в общий образовательный процесс.
Далее не следует забывать про важность обратной связи и общего мониторинга образовательного процесса. А именно педагоги и узкие специалисты должны регулярно проводить собрания для анализа прогресса детей. Ход обучения и коррекции должен быть прозрачным для всех участников процесса. Такие обсуждения могут помочь установить, какие методы работают лучше всего, а также скорректировать индивидуальные программы в соответствии с изменениями в развитии детей.
Важным моментом в сотрудничестве педагога ДОУ и узких специалистов является создание в группе инклюзивной среды. Отметим, что создание полноценной инклюзивной среды — это не только задача педагога, но и узких специалистов. Важно, чтобы вся команда детского сада была вовлечена в этот процесс. Учитывая особенности и потребности всех детей, необходимо разрабатывать общие стратегии, направленные на создание комфортной обстановки для их социализации. Это может включать в себя в том числе практику создания специальных уголков, где дети могут взаимодействовать друг с другом, проявлять свои творческие наклонности и развивать навыки коммуникации.
Чтобы педагоги ДОУ выполняли свою работу компетентно, а также для повышения качества инклюзивного образования в целом руководству ДОУ необходимо уделять внимание не только детям, но и профессиональному развитию сотрудников. Организация тренингов, семинаров и курсов повышения квалификации поможет педагогам лучше понимать, как работают узкие специалисты, и как им лучше организовать сотрудничество. Такие мероприятия призваны обучать педагогов новейшим методам работы, которые в дальнейшем позволяют использовать современные подходы к инклюзии.
В заключение отметим, что сотрудничество между педагогами и узкими специалистами является без преувеличения ключевым аспектом для успешного функционирования инклюзивной группы в дошкольном образовательном учреждении. Для создания вокруг детей с особыми образовательными потребностями поддерживающей и развивающей атмосферы необходимо совместное планирование, исполнение индивидуализированных программ и открытый диалог между всеми членами образовательной команды. Важно помнить, что инклюзия — это не только право детей на образование, но и возможность для всех детей в ДОУ развивать навыки сотрудничества, терпимости и понимания многообразия нашего социума. Таким образом, успешное взаимодействие педагогов и узких специалистов в инклюзивной среде требует усилий всех участников процесса, их готовности к обучению,
обмену опытом и стремлению создать лучшее образовательное пространство для каждого ребенка вне зависимости от того есть у него особые потребности или нет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воронич Екатерина Аркадьевна, Козлова Галина Григорьевна, Ушакова Александра Вадимовна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // НАУ 2015. №2-6 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-spetsialistov-po-soprovozhdeniyu-detey-pri-realizatsii-v-doshkolnom-uchrezhdenii-praktiki-inklyuzivnogo-obrazov;
2. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] : учеб. пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с.;
3. Инклюзивное образование - образование для всех: материалы республиканской науч.- практ. конф. (22 декабря 2017 года, г. Уфа) [Текст] -Уфа : изд-во ИРО РБ, 2017. - 180 с.;
4. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://w.iprbookshop.ru /84679.html
Kardaviltseva T.O.
Rosalia de Castro School No. 1558 (Moscow, Russia)
FEATURES OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER AND NARROW SPECIALISTS WHEN WORKING WITH INCLUSIVE CHILDREN IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract: in modern conditions of education development in Russia, inclusion as a phenomenon is becoming an important element of the preschool education system. It is aimed at creating a favorable educational environment for children with different needs and peculiarities of psychophysical development. In this context, the interaction between kindergarten teachers and specialized specialists such as speech therapists, psychologists, speech pathologists, tutors and social workers is of particular importance. This article highlights the main aspects of cooperation between these specialists, emphasizing its importance for the successful integration of children with special educational needs into both the kindergarten team and society.
Keywords: inclusivity, children, preschool education, teacher, narrow specialists.