Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 25-33.
Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 5 (229), pp. 25-33.
УДК 37.013; 373.2.01
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-25-33
Опыт реализации программы педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями
Валентина Ивановна Ревякина1, Елена Геннадьевна Акулова2
1 2 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия
1 revyakinavi@tspu.edu.ru
2 lega0580@yandex.ru
Аннотация
В статье проанализировано современное состояние муниципальных дошкольных организаций. Указана государственная законодательная документальная база, определяющая приоритетные задачи дошкольного образования. Определен социальный заказ на внедрение инклюзивного образования в дошкольные и общеобразовательные организации. Отмечены нарастающие тенденции увеличения в детских садах детей с проблемами физического и психического здоровья, обусловливающие особые образовательные потребности этих детей. Выявлены дефициты соответствующих инклюзивных компетенций у педагогического состава детских садов. Рассмотрены такие социально-педагогические проблемы, как явное неприятие воспитателями и родителями идеи совместного пребывания в детском саду детей нормотипичных и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Подчеркнута необходимость создания дошкольных групп комбинированной направленности и обеспечения результативного педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Изучение опыта педагогического сопровождения позволило выявить основные профессионально-личностные затруднения воспитателей в группах комбинированного вида. Кадровые дефициты таких необходимых узких специалистов, как логопед, олигофренопедагог, нейропсихолог, социальный педагог, также относятся к препятствующим факторам.
Становится очевидным, что существующий недостаточный уровень инклюзивных компетенций педагогов, отсутствие четкого планирования и своевременных педагогических решений не способствует модернизации массовых дошкольных организаций с инклюзивными группами. Воспитатель в подобных смешанных группах дошкольников нуждается в своеобразном программном «конструкторе» - специальной программе с набором соответствующих технологий. Программа позволит спланировать благоприятное продуктивное сопровождение ребенка и обеспечить эффективное взаимодействие с родителями и узкими специалистами. В технологическом комплексе программы должны быть определены эффективные формы и методы логопедической коррекции, набор инклюзивных методик и технологий педагогического сопровождения детей.
Анализ существующих проблем и дефицитов обусловил создание программы педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями. Представлена авторская программа с опорой на общепризнанные педагогической наукой технологии для воспитателей в комбинированных группах детских садов. В данной публикации проанализирована результативность технологии совместной деятельности детей, воспитателей, родителей и общественности.
Ключевые слова: технологии педагогического сопровождения, дети с особыми образовательными потребностями, группы комбинированной направленности, инклюзивное образование
Для цитирования: Ревякина В. И., Акулова Е. Г. Опыт реализации программы педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 25-33. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-25-33
Experience in the implementation of the program for accompanying preschoolers with special educational needs
Valentina I. Revyakina1, Elena G. Akulova2
1 2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
1 revyakinavi@tspu.edu.ru
2 lega0580@yandex.ru
© В. И. Ревякина, Е. Г. Акулова, 2023
Abstract
The article analyzes the current state of municipal preschool organizations. State legislative documentary framework defining priority tasks of preschool education is indicated. A social order for introduction of inclusive education in preschool and general education organizations is defined. There are increasing trends in children's kindergartens with physical and mental health problems, contributing to the special educational needs of these children. Deficits of relevant inclusive competencies of teaching staff have been identified. Such social problems as the obvious rejection by educators and parents of the idea of a joint stay in kindergarten of normotypic children with limited health opportunities (HIA) are considered. The necessity of creating preschool groups of combined orientation and providing effective pedagogical support for children with special educational needs is emphasized. The analysis of existing problems and deficits led to the creation of a special program for accompanying children with special educational needs. The study of the experience of pedagogical support made it possible to identify the main professional and personal difficulties of educators of combined groups. Personnel shortages of such necessary narrow specialists as: speech therapists, oligofrenopedagogues, neurophychologists and social educators are also among the hindering factors. It becomes obvious that the existing insufficient level of inclusive competencies of educators, the lack of clear planning and timely pedagogical decisions does not contribute to the modernization of mass preschool organizations with combined inclusive groups. An educator in such mixed groups needs a kind of «constructor» as a special program with a set of appropriate technologies. The program will allow to plan a productive support and effective interaction with parents and narrow specialists. The technological complex of the program should identify effective forms and methods of speech therapy correction, a set of inclusive methods and technologies of pedagogical support for children.
The author's program for educators in combined groups is presented based on technologies which generally recognized by pedagogical science. This article analyzes the effectiveness of the technology of joint activities of children, educators, parents and the public.
Keywords: Technology of pedagogical accompanying, children with special educational needs, groups of combined orientation, inclusive education
For citation: Revyakina V. I., Akulova E. G. Opyt realizatsii programmy pedagogicheskogo soprovozhdeniya doshkol'nikov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Experience in the implementation of the program for accompanying preschoolers with special educational needs]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 5 (229), pp. 25-33 (in Russ.). https://doi. org/10.23951/1609-624X-2023-5-25-33
Введение
Национальная образовательная политика Российской Федерации строится на принципах формирования доступной, качественной и безопасной образовательной среды для всех детей без исключения [1]. Приоритетность целей и задач российского образования достигается через реализацию национальных проектов «Образование», «Демография», «Цифровая экономика» на всех уровнях образования. Вошедший в состав образовательной структуры уровень дошкольного образования обеспечивается федеральными проектами и нормативно-правовыми документами: «Успех каждого ребенка», «Доступное дополнительное образование», «План основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» [2]. Следует отметить, что основной задачей дошкольного образования становится предоставление возможностей для разностороннего развития и успешной социализации ребенка.
По данным мониторинга региональной информационной системы Томской области на 1 января 2022 г., из 56 723 детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 7,6 % составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды. В таблице представлены категории детей с особенностями в развитии и процентное соотношение их в группах дошкольных учреждений [3].
В рамках изменений законодательной базы РФ в сфере образования современные родители получили возможность выбора любого типа образовательного учреждения. По опросам семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, самым востребованным является инклюзивное образование, обеспечивающее доступные образовательные условия для детей с особенностями в развитии [3, с. 2].
В «Докладе о реализации государственной политики в сфере образования Томской области»
Категории детей с ОВЗ, посещающих детские сады г. Томска,
Нарушения слуха Нарушения зрения Тяжелые нарушения речи Нарушения опорно-двигательного аппарата Задержка психического развития Умственная отсталость Сложные дефекты Другие нарушения
1,0 1,0 73,3 6,7 9,6 1,0 1,0 6,4
(2022) за последние три года отмечается рост числа дошкольников с инвалидностью. В структуре детской инвалидности первое место занимают психические расстройства (умственная отсталость, задержка психического развития, аутизм) [4].
В дошкольном образовательном учреждении законодательно утверждены четыре вида направленности детских групп. Группа комбинированной направленности соответствует желанию родителей социализировать ребенка с особенностями в развитии в среде нормотипичных сверстников. В Томской области насчитывается 537 групп комбинированного вида, которые включают более 1 тыс. дошкольников с трудностями в развитии [5]. Точных статистических данных по количеству комбинированных групп в частном дошкольном образовании Томской области не представлено, хотя известно, что инклюзивное образование заявлено в детских садах («Ладушки», «Лева», «Современные дети», «Колобок»).
Таким образом, в современном дошкольном образовании активно происходят процессы интеграции, в рамках которых в группы комбинированной направленности наряду с нормотипичными детьми включаются дети с ОВЗ и инвалидностью.
На нормативно-правовом уровне в 2014 г. были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), называемые стандартом поддержки разнообразия детства [6, 7]. В результате внедрения ФГОС ДО все дошкольники получили возможность реализовать свои индивидуальные способности, несмотря на разные стартовые возможности. В настоящее время в фокус внимания педагогов стали попадать дети с особыми образовательными потребностями (ООП), не имеющие официального статуса ОВЗ и инвалидности. Индивидуальный подход, регламентированный образовательным стандартом, позволил расширить границы разнообразия детства и обеспечить педагогическое сопровождение не только детям с медицинским статусом, но и детям с «двойной исключительностью», одаренным, с цифровой зависимостью [8].
С одной стороны, стандарт законодательно обязал педагогов, осуществляющих сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, его детскую инициативу и успешную социализацию. С другой стороны, в то же время выявились очевидные организационно-содержательные и технолого-методические дефициты в практике педагогического сопровождения инклюзивных и комбинированных групп в детских садах.
Изучение опыта педагогического сопровождения в дошкольных образовательных организациях в различных субъектах Российской Федерации
(Томск, Новосибирск, Самара, Ленинградская, Нижегородская области) позволило выявить основные трудности, встречающиеся в практической деятельности воспитателей детских садов в группах комбинированного вида. Рассмотрим их подробнее.
На наш взгляд, в основе недостаточно эффективного педагогического сопровождения детей в комбинированных группах следует искать несовершенную нормативно-правовую базу инклюзивного образовательного процесса в дошкольных организациях. Отсутствие регламента образования лиц с ограниченными возможностями здоровья приводит к размытости понятий «инклюзивная группа» и «инклюзивное образование».
Еще более существенной проблемой является недостаточное или даже полное отсутствие инклюзивных компетенций у воспитателей детских садов. Это связано с психологической неготовностью персонала преодолевать стереотипы и предрассудки, связанные с социальным неприятием инвалидов в обществе. Добавим, что серьезным барьером инклюзивного образования становится явная позиция неприятия родителями совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями [9].
Отметим также кадровые дефициты узких специалистов в дошкольных организациях: логопедов, олигофренопедагогов, нейропсихологов, социальных педагогов. В качестве препятствующих факторов необходимо отметить недостаточный уровень профессионализма педагогов, ригидность образовательного процесса, отсутствие гибкого планирования и динамичных своевременных педагогических решений [10].
Одной из самых сложных проблем исследователи и педагоги детских садов указывают учебно-методические дефициты. Педагоги затрудняются в определении существующих программ, дидактических методик, методологических подходов, испытывают недостаток практико-ориентированных знаний и технологических приемов, необходимых для снижения тревожности и успешной адаптации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения [11].
В современной ситуации широкого «разнообразия детства» педагог дошкольной группы комбинированной направленности должен одновременно обучать, развивать и воспитывать детей с разными стартовыми возможностями.
Мы изучили трудности и дефициты, с которыми сталкиваются воспитатели в своей практической деятельности, и отметили среди них чаще всего встречающиеся. Установлено, что педагоги отмечают нехватку времени для поиска эффективных технологий сопровождения детей с ООП,
находящихся одновременно в одной образовательной среде, в комбинированной группе. Укажем, что увеличение в группах детей с «двойной исключительностью», детей-билингвов, детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) приводит к чрезмерному повышению интенсивности труда воспитателя и нередко к последующему профессиональному выгоранию. Размышляя о трудностях педагога, работающего в смешанных группах дошкольников, мы определили, что воспитатель нуждается в эффективном программном «конструкторе» - технологии, позволяющей быстро и качественно, опираясь на принципы инклюзивного образования, спланировать сопровождение ребенка и обеспечить эффективное взаимодействие с родителями и специалистами [12].
Анализ существующих проблем и дефицитов привел к разработке программы педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями. Разработанная авторская программа запущена и успешно реализуется с 2014 г. в группах комбинированной направленности МАДОУ № 13 г. Томска.
Целью программы является комплексное педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, внешних партнеров). Ожидаемыми результатами при создании программы виделись полноценное развитие и общение всех субъектов и успешное сотрудничество.
Программные технологии сопровождения дошкольников с ООП постоянно дорабатываются, непрерывно изменяются, совершенствуются и проходят процедуру верификации на муниципальном и всероссийском уровнях.
В технологическом комплексе программы определены эффективные формы и методы психолого-логопедической коррекции, инклюзивных методик и технологий педагогического сопровождения: педагогические, нейропсихологические, психотерапевтические, двигательные, арт-терапия, эрготера-пия, сенсорная интеграция.
Материал и методы
В статье использованы методы теоретического анализа: изучение научной литературы (технологии отечественных педагогов-новаторов), анализ современных процессов технологизации практической педагогической деятельности дошкольных образовательных организаций, а также анализ научных статей об интеграции технологических приемов из других смежных научных областей. В целях верификации и доказательности эффективности результатов предлагаемой нами программы применяются методы статистического анализа, используются данные регионального мониторинга
качества дошкольного образования в Томской области.
Результаты и обсуждение
Рассмотрим подробнее результаты реализации программы педагогического сопровождения детей с ООП дошкольного возраста. Программа включает комплекс технологий и рассчитана на применение в образовательном учреждении в рамках экспериментального срока.
Безусловным преимуществом технологического комплекса является его рамочный характер, за счет которого он легко тиражируется и органично встраивается в образовательную организацию, включающую детей с различными нозологическими заболеваниями в группы комбинированной направленности.
Для достижения поставленной цели настоящей программы требуется решение следующих задач:
1. Создать инклюзивное пространство, содействующее изменению позиции непринятия детей с ООП в сторону толерантности и позитивных способов коммуникации в детско-родительском и педагогическом сообществах дошкольной организации.
2. Обеспечить эффективное взаимодействие всех участников педагогического сопровождения (детей, педагогов, родителей, внешних партнеров).
3. Повысить уровень компетентности педагогической команды дошкольной организации через систематическое обучение новым формам и методам психолого-педагогической коррекции и технологиям педагогического сопровождения. Тем самым формировать активную позицию инклюзивного педагога в образовательной организации.
4. Обеспечить ребенку с особыми образовательными потребностями условия для самостоятельного преодоления дистанции: от состояния изолированности в обществе к успешной социализации и полноценной жизни.
Отсюда следует, что в основе конструирования и применения технологий педагогического сопровождения программного комплекса заложены принципы субъект-субъектных отношений взрослых и детей, социальной значимости дошкольника с любыми стартовыми возможностями, развивающего обучения, вариативности и амплификации детского развития [13].
Для формирования банка технологий педагогического сопровождения дошкольников с ООП в комбинированных группах детского сада нами был осуществлен анализ и отбор соответствующих технологий, который осуществлялся следующим образом. В дошкольных учреждениях г. Томска и Томской области был проведен опрос воспитателей, работающих в группах комбинированной на-
правленности. Нами были разработаны листы для самоанализа, в которых педагоги отметили технологии сопровождения, реализуемые ими в педагогической практике. В результате анализа педагогического опыта 76 воспитателей был выявлен рейтинг часто встречающихся технологий педагогического сопровождения дошкольников с ООП в детских садах: технология психолого-педагогического консилиума, дневник наблюдения, диагностические технологии выявления детей с трудностями в развитии, здоровьесберегающие технологии.
Анализ эффективности технологий педагогического сопровождения привел к поискам новых авторских технологических подходов и приемов. Многолетняя инклюзивная практика позволила нам систематизировать технологические процедуры, описать основные алгоритмы программных действий и получать положительные результаты в течение пяти лет.
Рассмотрим подробно последовательность алгоритмических программных действий, предусматривающих сроки реализации, этапы образовательного процесса (рис. 1).
Запуск технологий педагогического сопровождения в дошкольной организации осуществляется поэтапно: с анализа соотношения нового знания и имеющегося педагогического опыта у воспитателей к принятию инклюзивного образования всеми участниками дошкольной организации. Каждый шаг программы состоит из определенных последовательных действий всех участников процесса педагогического сопровождения.
На подготовительном этапе программы определяются все ее участники: дети, родители, воспитатели, социальные партнеры. Педагоги выявляют актуальные технологии сопровождения и знакомят родителей с содержанием программы, в которой акцентируется работа с проблемными детьми (ЗПР, аутизм).
Целевой этап определяет цели и задачи педагогического сопровождения, формирует базовые компоненты инклюзии: среда, взаимоотношения
детей и взрослых, участие родителей, появление внешних партнеров, профессиональные компетенции педагогов.
Этап формирования психологической готовности участников эксперимента к инклюзии определяется уровнем мотивации педагогов и степенью принятия родителями инклюзивного образования в комбинированной группе.
Внедрение и адаптация новых технологий в соответствии с программными образовательными и развивающими задачами образовательного учреждения, поиск эффективных форм взаимодействия внешних и внутренних партнеров осуществляется в рамках технологического этапа.
На этапе апробации создается программная и материально-техническая платформа, возникают попытки систематизации первого педагогического опыта, формируется инклюзивная среда и условия для позитивного взаимодействия всех участников программы.
Оценочный этап предполагает педагогическую рефлексию программных результатов, активный обмен опытом педагогического сопровождения дошкольников с ООП [14].
Междисциплинарная педагогическая команда детского сада может выбрать одну или несколько технологий программы в зависимости от педагогических задач, а также может внедрить предложенный нами технологический комплекс полностью.
Представим опыт реализации программы педагогического сопровождения детей с ООП в МАДОУ № 13 г. Томска. За основу работы педагогического коллектива в 2022/23 учебном году была принята наряду с другими направлениями технология совместной деятельности, результатом реализации которой становится активное конкурсное движение и проведение совместных праздников дошкольников и родителей на городских, региональных и всероссийских площадках.
В 2023 г. детско-родительское сообщество МАДОУ № 13 стало организатором экологического
рис. 1. Сроки и этапы программы педагогического сопровождения
праздника и представило на сцене Дворца творчества детей и молодежи г. Томска экошоу «Зимние узоры». В нем приняли участие более 50 дошкольников, в том числе дети, имеющие нарушения в развитии. В мае 2023 г. педагоги и воспитанники МАДОУ № 13 организовали и провели итоговый концерт «Неразлучные друзья - взрослые и дети!», в котором участвовало более 200 детей, педагогов и родителей. В рамках мероприятия были проведены творческие совместные мастер-классы воспитателей и дошкольников. Важно отметить, что проведение открытых, выходящих на общегородской уровень мероприятий является результатом кропотливой совместной работы всех участников образовательного процесса.
Поясним, что совместная коллективная деятельность всех участников начинается с выбора проекта самими детьми. Особо стоит отметить поддержку со стороны воспитателей детской инициативы дошкольника с особыми образовательными потребностями. В рамках совместного планирования педагог отмечает идеи и предложения каждого ребенка. Дети отвечают на вопросы, позволяющие создать план совместных действий («Что мы хотим узнать?», «Как мы будем это делать?»). Важным этапом планирования является привлечение родителей и внешних партнеров (актеров, звукорежиссеров, видеографов) как активных участников будущего коллективного дела. Совместная творческая идея проекта описывается инициативной группой детей и педагогов в нормативном документе «Положение о конкурсе (празднике)». Отметим, педагогическое сопровождение конкурса осуществляется в нескольких направлениях: информирование органов образования субъектов РФ и СМИ, создание группы конкурса в социальной сети «ВКонтакте», обеспечение таргетированной рекламы, направленной на дошкольную аудиторию. Наряду с информационным ведется организационно-методическое и коррекционно-развиваю-щее сопровождение участников программы. Воспитатели создают предметно-пространственную развивающую среду по теме экологического воспитания, педагоги дополнительного образования проводят экскурсии и занятия по музыкальному, театральному, художественно-эстетическому развитию. Педагоги-психологи учат дошкольников преодолевать сценическое волнение и тревожность [15]. Родители вместе с детьми и воспитателями участвуют в мастерских по созданию костюмов и сценического образа. Режиссер, педагог МАДОУ № 13, разрабатывает совместно с воспитанниками и их родителями сценарий конкурса и техническое задание для его проведения. Состав жюри конкурса, как правило, представлен компетентными представителями в области экологического воспитания.
В целом подготовка и проведение мероприятия на большой сцене Дома профсоюзов или Дворца творчества детей и молодежи включает публичную презентацию результатов совместного творчества всех участников дошкольной организации, обеспечивает открытость проведения мероприятия, он-лайн-трансляцию. Многолетний опыт МАДОУ № 13 позволяет заключить, что данная технология совместной деятельности приводит к успешному социально-коммуникативному и эмоционально-личностному развитию дошкольников, расширяет социальные контакты педагогов и родителей, мотивирует внешних партнеров активно взаимодействовать с дошкольными организациями.
Рассмотрим конкретные статистические данные, указывающие на эффективность проделанной нами работы в рамках реализации программы:
1. Отмечается профессиональный рост педагогов в области инклюзивного образования, появляются инклюзивные компетенции и навыки.
2. Меняется позиция родителей нормотипич-ных дошкольников от непринятия детей с ООП в группе комбинированной направленности в сторону толерантного отношения и терпимости.
3. Повышается степень удовлетворенности образовательным процессом в дошкольной организации у семей, воспитывающих детей с ООП.
4. Увеличивается уровень мотивации и заинтересованности внешних социальных партнеров в успешной социализации дошкольников с ООП.
5. В результате созданных педагогических условий дети с особыми образовательными потребностями успешно преодолевают коммуникативные барьеры, что приводит к активным проявлениям детской инициативы, к успешной социализации и полноценной жизни на следующем этапе - в школе (рис. 2).
Детская инициатива Достаточный уровень Готовность к обуче-дошкольников социально-коммуника- нию в общеобразо-с ООП тивных навыков вательной школе
■ Начальный этап Заключительный этап Рис. 2. Результативность реализации программы
Реализация программы происходит по планируемому прогрессивному сценарию, о чем свидетельствуют результаты исследования, подтвержденные мониторингом эффективности применяемых технологий педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Заключение
Апробация технологического комплекса в настоящее время продолжается на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 13 г. Томска, имеющего три корпуса и принимающего 827 детей, из которых более 10 % - дети с особыми образовательными потребностями. За период 2014-2023 гг. удалось разработать и внедрить в практику педагогического сопровождения МАДОУ № 13 технологические приемы включения детей с особыми образовательными потребностями в среду сверстников, эффективные алгоритмы взаимодействия с родителями, технологии профессиональной поддержки для педагогов.
Программа педагогического сопровождения дошкольников с ООП является важной составляющей образовательного процесса в целом. Она включена в процесс адаптации, воспитания и обучения ребенка в детском саду, является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения, стимулирует рост профессиональных компетенций воспитателей и родительскую вовлеченность в жизнь детей.
Таким образом, основными развивающими эффектами технологий педагогического сопровождения можно признать изменение личностного социального статуса ребенка, развитие комплексных образовательных компетенций у взрослых участников программы, развитие позитивного поведения дошкольников с помощью внешнего социального партнерства. Комплексное педагогическое сопровождение дошкольников достигается благодаря целевой образовательной стратегии программы, направленной на реализацию системно-деятель-ностного подхода [16]. Системный подход обеспечивает постоянный контроль качества работы и результатов, доступность и простоту использования программных технологий педагогической поддержки для всех участников образовательного процесса.
Итак, отличительной чертой предложенной нами программы является комплексный, мульти-дисциплинарный подход к решению педагогических задач, связанных с выбором оптимальных и эффективных технологических процедур, позволяющих помочь ребенку в преодолении трудностей в дошкольный период жизни.
Программа технологий педагогического сопровождения детей с ООП дошкольного возраста может быть рекомендована к реализации для широкого использования в российских дошкольных образовательных учреждениях, специализированных центрах и учреждениях дополнительного образования, ведущих инклюзивную деятельность.
Список источников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 29.01.2023).
План основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р. URL: http://static.government.ru/media/files/3WkqE4GAwQX aIGxpAipFLmqCYZ361Kj0.pdf (дата обращения: 22.05.2023).
Мониторинг региональной информационной системы Томской области на 1 января 2022 года. URL: http://coko.tomsk.ru (дата обращения: 22.05.2023).
Доклад о реализации государственной политики в сфере образования Томской области (2022 год). URL: https://depvpo. tomsk.gov.ru/pages/front/view?id=35173 (дата обращения: 22.05.2023).
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 (ред. от 01.12.2022) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441172 (дата обращения: 22.05.2023).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). URL: www. consultant. ru (дата обращения: 18.04.2023).
Асмолов А. Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире. М.: ФИРО, 2012. 47 с. Акулова Е. Г. Модели интеграции детей с особыми образовательными потребностями в российских дошкольных организациях // Обществознание и социальная психология. 2022. Т. 13, № 2 (43). С. 203-208.
Старовойт Н. В., Антонова О. В. Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2017. № 21 (155). С. 450-452. URL: https://moluch.ru/archive/155/43779 (дата обращения: 20.05.2023).
10. Степанишина И. П. Проблемы инклюзивного образования в детском саду. URL: http://www.detsadclub.ru (дата обращения: 19.04.2023).
3
5.
6.
7.
9.
11. Миронова Е. В., Шумайлова Ю. В., Качанова И. М., Кириллова Е. Г., Плюхина Л. Н., Петрова С. Ю. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного ДОУ // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-sovremennogo-dou (дата обращения: 10.07.2023).
12. Маклачкова И. С. Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ URL: http:// nsportal.ru (дата обращения: 20.04.2023).
13. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2008. 367 с.
14. Столярова Э. И., Белова Н. Ю., Солнушкин С. Д., Чихман В. Н. Программный комплекс для коррекционной работы и тестирования детей со слухоречевыми нарушениями // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 1. С. 77-94.
15. Майер А. А., Лыкова И. А. Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 2. С. 77-98.
16. Думчева А. Г. Психолого-педагогическая супервизия как способ внутриорганизационной поддержки педагогов, реализующих инновационные практики ФГОС // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. № 1 (31). С. 67-76.
References
1. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 No. 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 №>. 273-FZ] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (accessed 29 January 2023).
2. Plan osnovnykh meropriyatiy do 2027 goda, provodimykh v ramkakh Desyatiletiya detstva, utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 23 yanvarya 2021 g. no. 122-r [Plan of the main events until 2027, held within the framework of the Tenth Anniversary of Childhood, was approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 122-r dated January 23, 2021] (in Russian). URL: http://static.government.ru/media/files/3WkqE4GAwQXaIGxpAipFLmqC YZ361Kj0.pdf (accessed 22 May 2023).
3. Monitoring regional'noy informatsionnoy sistemy Tomskoy oblasti na 1 yanvarya 2022 goda [Monitoring of the regional information system of the Tomsk region on January 1, 2022] (in Russian). URL: http://coko.tomsk.ru (accessed 22 May 2023).
4. Doklad o realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere obrazovaniya Tomskoy oblasti (2022 god) [Report on the implementation of the state policy in the field of education of the Tomsk region (2022)] (in Russian). URL: https://depvpo.tomsk.gov.ru/pages/front/ view?id=35173 (accessed 22 May 2023).
5. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31.07.2020 No. 373 (red. ot 01.12.2022) "Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po osnovnym obshcheobrazovatel'nym programmam - obrazovatel'nym programmam doshkol'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 31.07.2020 №э. 373 (ed. dated 01.12.2022). On Approval of the Procedure for Organizing and Implementing Educational Activities for Basic general education programs - educational programs of preschool education] (in Russian). URL: https://normativ.kontur.ru/docume nt?moduleId=1&documentId=441172 (accessed 22 May 2023).
6. PrikazMinobrnauki Rossii ot 17.10.2013 no. 1155 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013 no. 30384) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 dated 17.10.2013 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 30384 on 14.11.2013)] (in Russian). URL: www.consultant.ru Konsul'tant-Plyus (accessed 18 April 2023).
7. Asmolov A. G. Chto ya dumayu o detyakh: obrazovaniye i vospitaniye v menyayushchemsya mire [What I think about children: education and upbringing in a changing world]. Moscow, FIRO Publ., 2012. 47 p. (in Russian).
8. Akulova E. G. Modeli integratsii detey s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v rossiyskikh doshkol'nykh organizatsiyakh [Models of integration of children with special educational needs in Russian preschool organizations]. Obshchestvoznaniye i sotsial'nayapsikhologiya, 2022, vol. 13, no. 2 (43), pp. 203-208 (in Russian).
9. Starovoyt N. V. Trudnosti realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Difficulties of implementing inclusive education in a pre-school educational organization]. Molodoy uchenyy, 2017, no. 21 (155), pp. 450-452 (in Russian). URL: https://moluch.ru/archive/155/43779 (accessed 20 May 2023).
10. Stepanishina I. P. Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya v detskom sadu [Problems of inclusive education in kindergarten] (in Russian). URL: http://www.detsadclub.ru det-sadklub.ru (accessed 19 April 2023).
11. Mironova E. V., Shumaylova Yu. V., Kachanova I. M., Kirillova E. G. et al. Inklyuzivnoye obrazovaniye detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh sovremennogo DOU [Inclusive education of children with disabilities in the conditions of modern preschool education]. In: Sbornik materialov ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Vospitaniye i obucheniye detey mladshego vozrasta" [Collection of materials of the Annual International Scientific and Practical Conference "Education and Education of Young Children"]. 2015 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-sovremennogo-dou (accessed 10 July 2023).
12. Maklachkova I. S. Sovremennyeproblemy doshkol'nogo obrazovaniya. Inklyuzivnoye obrazovaniye v DOU [Modem problems of preschool education. Inclusive education in preschool] (in Russian). URL: http://nsportal.ru Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya (accessed 20 April 2023).
13. Kolechenko A. K. Entsiklopediyapedagogicheskikh tekhnologiy [Encyclopedia of Pedagogical Technologies]. Saint Petersburg, KARO Publ., 2008. 367 p. (in Russian).
14. Stolyarova E. I., Belova N. Yu., Solnushkin S. D., Chihman V. N. Programmnyy kompleks dlya korrektsionnoy raboty i testirovaniya detey so slukhorechevymi narusheniyami [Software package for correctional work and testing of children with auditory-speech disorders]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya - Psychologocal-Educational Studies, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 77-94 (in Russian).
15. Mayer A. A., Lykova I. A. Teoreticheskiye aspekty modelirovaniya rechevogo vospitaniya doshkol'nikov v sovremennoy obrazovatel'noy srede [Theoretical aspects of modeling speech education of preschoolers in the modern educational environment]. Science for Education Today, 2023, vol. 13, no. 2, pp. 77-98 (in Russian).
16. Dumcheva A. G. Psikhologo-pedagogicheskaya superviziya kak sposob vnutri organizatsionnoy podderzhki pedagogov, realizuyushchikh innovatsionnyye praktiki FGOS [Psychological and pedagogical supervision as a way of intra-organizational support for teachers implementing innovative practices of the Federal State Educational Standard]. Akademicheskiy vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoy akademii post-diplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2016, no. 1 (31), pp. 67-76 (in Russian).
Информация об авторах
Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Акулова Е. Г., аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Information about the authors
Reviakina V. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
Akulova E. G., postgraduate student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
Статья поступила в редакцию 28.06.2023; принята к публикации 01.08.2023 The article was submitted 28.06.2023; accepted for publication 01.08.2023