Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1532
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СМИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И ГОСУДАРСТВА / STATE / MASS MEDIA / INFORMATION POLICY / INTERACTION OF MASS MEDIA AND THE STATE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесник О.А.

В данной статье рассмотрены вопросы сущностного содержания взаимодействия СМИ и органов государственной власти, затронуты вопросы эффективности такого взаимодействия и имеющихся в данной области проблем; сформулированы основные причины обеспечения свободной деятельности СМИ и выстраивания на этой основе эффективных взаимоотношений средств массовой информации и органов власти. Обобщенно охарактеризованы возможные направления решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERACTION BETWEEN STATE AUTHORITIES AND MASS MEDIA

This article discusses the essential content of the interaction between media and state authorities, affected the effectiveness of this interaction and available in this field problems; the basic reasons of ensuring freedom of media activities and building on this basis, effective relationships media. The possible directions of solving the identified problems are described in a general way.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

О.А. Колесник, шеф-редактор новостей АО «Омские медиа» (12 канал) (Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-2-46-48

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы сущностного содержания взаимодействия СМИ и органов государственной власти, затронуты вопросы эффективности такого взаимодействия и имеющихся в данной области проблем; сформулированы основные причины обеспечения свободной деятельности СМИ и выстраивания на этой основе эффективных взаимоотношений средств массовой информации и органов власти. Обобщенно охарактеризованы возможные направления решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: государство, СМИ, средства массовой информации, информационная политика, взаимодействие СМИ и государства.

Роль и значение средств массовой информации в современном обществе переоценить трудно. СМИ в современном обществе выступают в качестве дополнительного гаранта соблюдения властями прав и свобод граждан государства. Реализация основной функции средств массовой информации - обеспечение соблюдения государством права на получение полной и достоверной информации, возможно только в условиях организации эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ. Само государство должно обеспечивать средствам массовой информации свободу действий в плане сбора, обработки и распространения информации - полной, достоверной и объективной. С другой стороны, средства массовой информации должны предоставлять гражданам возможность выражать через СМИ интересы общества. СМИ, в особенности государственные, объективно вовлечены в процессы и механизмы государственного управления. В то же время сама сущность их деятельности ориентирована на информационные потребности и интересы граждан и общества. Противоречивость данных задач обуславливает существование системной проблемы взаимодействия СМИ и государства - недопущение того, чтобы СМИ оказались барьером между государством в лице его органов и обществом.

Взаимодействие органов власти и средств массовой информации объективно необходимо в целях донесения до широкой общественности государственных решений, освещения текущей ситуации в государстве и общественно значимых мероприятий, новостей. Данные отношения являются одним из видов общественных отношений в информационной сфере и подлежат государственному регулированию [1].

Взаимоотношения власти и СМИ с организационной точки зрения встраиваются посредством создания и работы пресс-служб органов власти и носить могут разноплановый характер - от позитивного взаимодействия до конфронтации. Наиболее часто выстраиваются такие отношения в форме конструктивного диалога и сотрудничества.

СМИ в таких отношениях выступают в роли посредника между государством и гражданами. Они представляют информационные интересы общества перед властью, помогают гражданам формулировать и защищать информационные потребности. В отсутствии систематических, хорошо выстроенных взаимоотношений со СМИ, органы государственной власти окажутся не в состоянии эффективно решать задачи формирования положительного общественного мнения населения, в условиях отсутствия обратной связи с гражданами.

Современные органы государственной власти, как политические субъекты, стремятся не только к пассивному освещению своей деятельности, но и созданию самостоятельно организованных информационных потоков, регулярному и оперативному размещению информации. По понятным причинам органы власти стремятся к тому, чтобы размещаемая информация характеризовала их деятельность исключительно с положительной стороны. СМИ, в свою очередь, в соответствии со своим предназначением, стремятся к доступу к правдивой, полной, объективной и достоверной информации [2]. В таких противоречивых условиях выстраиваются отношения СМИ и органов власти.

Корень проблемы выстраивания эффективных взаимоотношений СМИ и органов государственной власти лежит в ряде объективных и субъективных факторов. Прежде всего, средства массовой информации, в особенности учрежденные органами государственной и муниципальной власти, воспринимаются ею не как общественно независимый институт, а как средства транслирования информации, исключительно одобряемой политическими элитами. Это порождает такие несовершенства взаимоотношений органов власти и СМИ, как закрытость информации, ограничение доступа к ней СМИ, фильтрование информации, передаваемой в общественность через каналы СМИ.

СМИ также являются зависимыми от финансовой поддержки государства или частного капитала лиц, стремящихся к продвижению через СМИ своих интересов. Существует в современной практике также и проблема соблюдения представителями СМИ этических норм и требований профессиональной этики, что подрывает доверие как населения, так и власти. В результате отдельные СМИ оказываются дискредитированы. СМИ, зависимые в финансовом плане, могут оказаться также несвободными в выборе публикуемых материалов, сообщений, содержащих необъективные и непроверенные факты. Яркий, но неправдивый материал журналисты также могут использовать в целях привлечения аудитории, а иногда - в целях де-

монстрации так называемой «заказной» информации, заведомо предполагающей повышенное внимание целевой аудитории.

Взаимоотношения органов власти и средств массовой информации в современной России, что особенно часто проявляется в отдаленных территориях, не обеспеченных должными общественно-контрольными механизмами, нередко выстраиваются таким образом, что власть активно стремится к установлению контроля над СМИ, финансового, политического, административного [3]. В такой ситуации властью средства массовой информации не воспринимаются как общественно значимые институты, информационный запросы общества не удовлетворяются, для СМИ чинятся препятствия в получении доступа к информации достоверной и полной.

Для современной России характерна также ситуация установления преференций и активной финансовой поддержки тем средствам массовой информации, которые учреждены государственными и муниципальными властями, а также тех коммерческих структур, которые ради государственной поддержки готовы работать в соответствии с интересами власти, а не информационных потребностей общества. В таких условиях граждане, ради информирования которых ведется деятельность средств массовой информации, реагируют пониженными интересам к результатам деятельности СМИ. Возникает парадоксальная ситуация - налаженные отношения СМИ и власти, удобные той и другой стороне в отсутствии восприятия продукта работы СМИ основными потребителями (гражданами, населением конкретных территорий). Такая ситуация также несет значительные риски дальнейшего успешного развития отношений «власть - СМИ -граждане», поскольку органы власти теряют авторитет, возможность налаживания обратной связи с местным сообществом, граждане не получают возможности использования качественной информации, а СМИ оказываются невостребованными и утратившими способность выполнять основные функции.

Проблемы обеспечения свободной деятельности СМИ и выстраивания на этой основе эффективных взаимоотношений средств массовой информации и органов государственной власти могут быть успешно решены посредством правовых методов (совершенствования нормативной базы, регулирующей деятельность средств массовой информации в целом, информационную политику и взаимодействия их с органами власти в частности), структурно-системных методов (создания механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью средств массовой информации и за деятельностью органов власти и их представителей по отношению к средствам массовой информации) [4]. В

любом случае цель, которую необходимо преследовать при проведении преобразований - обеспечение в стране реальности свободы слова и недопущение рисков ущемления прав граждан на информацию.

Заключение. Проблемные аспекты взаимодействия органов власти и средств массовой информации во многом сводятся к обеспечению свободной деятельности СМИ. Причины недостаточной ее эффективности кроятся во многих объективных и субъективных факторах. Прежде всего, это факторы политической и экономической зависимости средств массовой информации, а также недобросовестное отношение к принципам своей профессии самих представителей СМИ.

Библиографический список

1. Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 267 с.

2. Косарева К.И. Поиск новых форм взаимодействия со СМИ в органах государственной власти // Социально-экономические явления и процессы. - 2019. - Т. 14. - № 106. -С. 44-46.

3. Амиров А.А. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти // Инновационные технологии в образовании. - 2018. - №3. - С. 166-170.

4. Ивлиев П.В. СМИ как четвертая власть // Закон и право. - 2021. - № 1. - С. 50-52.

PECULIARITIES OF INTERACTION BETWEEN STATE AUTHORITIES AND MASS

MEDIA

O. A. Kolesnik, Chief News Editor JSC "Omsk media" (12 channel) (Russia, Omsk)

Abstract. This article discusses the essential content of the interaction between media and state authorities, affected the effectiveness of this interaction and available in this field problems; the basic reasons of ensuring freedom of media activities and building on this basis, effective relationships media. The possible directions of solving the identified problems are described in a general way.

Keywords: state, mass media, mass media, information policy, interaction of mass media and the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.