Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1765
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СМИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И ГОСУДАРСТВА / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / STATE / MASS MEDIA / INTERACTION OF MASS MEDIA AND THE STATE / FORMS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесник О. А.

В данной статье изучены формы взаимодействия органов власти со средствами массовой информации, традиционные и новые. Проблемные аспекты взаимодействия органов власти и средств массовой информации, в частности характер складывающихся между ними взаимоотношений и используемых форм взаимодействия не достаточно полно освещаются в современных изданиях, исследователи, как правило, ограничиваются фиксированием существующего положения дел, не углубляясь в проблемные аспекты не предлагая направлений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERACTION BETWEEN STATE AUTHORITIES AND MASS MEDIA

This article examines the forms of interaction between the authorities and the mass media, traditional and new. The problematic aspects of the interaction between the authorities and the mass media, in particular the nature of the relations that develop between them and the forms of interaction used, are not fully covered in modern publications, researchers, as a rule, limit themselves to fixing the current state of affairs, without delving into the problematic aspects and not offering directions for development.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

О.А. Колесник, шеф-редактор новостей АО «Омские медиа» (12 канал) (Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-2-49-52

Аннотация. В данной статье изучены формы взаимодействия органов власти со средствами массовой информации, традиционные и новые. Проблемные аспекты взаимодействия органов власти и средств массовой информации, в частности характер складывающихся между ними взаимоотношений и используемых форм взаимодействия не достаточно полно освещаются в современных изданиях, исследователи, как правило, ограничиваются фиксированием существующего положения дел, не углубляясь в проблемные аспекты не предлагая направлений развития.

Ключевые слова: государство, СМИ, средства массовой информации, взаимодействие СМИ и государства, формы взаимодействия.

Роль средств массовой информации в обществе в целом и во взаимодействии с органами власти имеет большое значение. Средства массовой информации - канал, по которому граждане рассчитывают на получение полной и достоверной информации о работе органов власти, о реальной текущей ситуации социально-

экономического развития и прочих аспектов общественной жизни. Средства массовой информации играют большую роль в формировании мнения об органах власти. Ситуация складывается таким образом, что часть СМИ, преимущественно учреждаемые органами власти на любом уровне государственного управления, выступают как инструмента направленного информационного воздействия на аудиторию. Воздействие это может оказываться со стороны государства или «третьих лиц», преследующих определенные интересы. Другие СМИ являются вполне самостоятельными представителями информационного рынка, но и их деятельность, как правило, сталкивается с ограничениями системного порядка. Деятельность средств массовой информации в силу действующего законодательства является регулируемой государством. Поэтому все СМИ так или иначе вступают во взаимодействие с органами власти. С учетом широты современных технических возможностей, развития глобальной сети Интернет, значительного по-

гружения субъектов информационного рынка, в том числе потребителей информационного продукта в процессы его функционирования, формы взаимодействия СМИ и органов власти разнообразны.

Взаимодействие органов власти и средств массовой информации осуществляется в различных формах: информирование пресс-службами органов власти СМИ о текущей деятельности и достигнутых результатах, проведение прямых линий и прямых эфиров, организация конференций, презентаций и других тематических встреч и др. Действенным инструментом общения с журналистами являются официальные сайты органов власти при условии соответствующего информационного наполнения их.

Быстро меняющийся мир, новые технологии информационного взаимодействия заставляют средства массовой информации и информационно-коммуникативные службы органов государственной власти искать новые формы и механизмы взаимодействия, по возможности минимально затратные и максимально эффективные.

В практике взаимодействия со средствами массовой информации современных информационных служб органов государственной власти (пресс-служб), активно применяются различные виды пресс-мероприятий. Пресс-мероприятия объединяют группу общественно значимых собы-

тий, цели проведения которых - донесение информации, аккумулируемой и производимой в конкретном органе власти до широких масс [1]. Пресс-службы органов государственной власти организуют разные пресс-мероприятия: брифинги, круглые столы, презентации, пресс-конференции. Вместе с тем, многие традиционные формы пресс-мероприятий потеряли в настоящее время актуальность, не отвечают запросам и информационным потребностям представителям СМИ.

В числе относительно новых форм взаимодействий органов власти и средств массовой информации можно назвать организуемые по инициативе информационных служб пресс-завтраки и пресс-ланчи -сопоставимые по масштабам, организуемые для узкой аудитории целевые мероприятия, проводимые в неофициальной обстановке и ориентированные на индивидуальных подход во взаимодействии с представителями средств массовой информации. В таких форматах, как правило не применяются традиционные презентации, групповые выступления, презентации и прочие заранее систематизированные, вымеренные и структурированные информационные материалы [2]. Напротив, представителей средств массовой информации во взаимодействии в таком формате интересуют встречи с ньюсмейкерами, ключевыми персонами органов власти (руководителями администраций, их непосредственными заместителями, лицами, занимающими особые государственные должности). Например, в Омской области практика организации таких мероприятий реализуется на высшем уровне регионального управления, действующим губернатором области пресс-завтраки организуются регулярно, преимущественно в полуформальной обстановке, в целях обсуждения вопросов региональной информационной политики, проблем региональных СМИ. Информирование о текущих результатах работы администрации губернатора осуществляется пресс-службой органа власти в других, более традиционных форматах.

Еще один сравнительно новый формат взаимодействий органа власти и СМИ -

блог-тур (как информационно-

коммуникационный аналог традиционных пресс-туров). Проведение блог-туров инициируется также пресс-службой органа государственной власти, то есть является активной формой взаимодействия. Собираются блог-туры, как правило, в целях информационного сопровождения значимых мероприятий и событий, освещению и информированию которого органы власти хотят уделить больше внимания. Так, наиболее популярными информационными поводами в рамках блог-туров являются работа социально значимых объектов и проведение социальных мероприятий, организация крупных производственных, научных мероприятий в регионе при поддержке властей и т.п.

Несмотря на то, что пресс-блог как относительно новая форма взаимодействия, набирает популярность, его использование в сфере взаимодействия средств массовой информации и государственных органов имеет существенный риск - вариативная надежность. Поскольку работа в рамках пресс-блогов ведется с блогерами, а не с журналистами, подходить к выбору первых необходимо ответственно и осторожно в плане выбора надежного автора. Представители официальных, зарегистрированных в соответствии с законодательными нормами СМИ (журналисты, корреспонденты) в большинстве своем действуют в рамах определенных информационно-вещательных рамках (подчиняются редакционной политике конкретного средства массовой информации). Блогеры, в отличии от журналистов, преимущественно считают себя авторами свободными от большинства идеологических норм информационного взаимодействия, самостоятельно принимают решения относительно аргументации и содержания освещаемого контента, а также формирования стиля и формы подачи материала. В отсутствии установленных рамок информационного наполнения освещаемого в блоге материала, репутация и информационная безопасность органов власти может быть поставлена под угрозу.

В целях минимизации рисков появления негативных результатов ведения пресс-

блогов, в качестве блогеров на практике часто выступают лица, занимающие определенные должности государственного управления, лица, пользующиеся определенным доверием, авторитетом у населения, с одной стороны, и у органов власти -с другой.

Новые формы взаимодействия органов власти и СМИ в условиях ограниченности ресурсов должны быть малозатратными. Причем речь идет не только о затратах финансовых, но и временных. Сама по себе организационная подготовка проведения очных встреч представителей органов государственной власти и СМИ требует выбора времени, местоположения и решения ряда других организационных и технических вопросов [3]. Условия, в которых в 2020 году оказались все без исключения представители как государственных, так и коммерческих структур, вынужденные ограничить очное взаимодействие по причине усложнившейся эпидемиологической обстановки, продемонстрировали важность развития удаленных форм информационного взаимодействия.

Проведение конференций, презентаций и прочих мероприятий с приглашением представителей СМИ в онлайн формате не являются принципиально новым решением, но возможности развития форм удаленного взаимодействия раскрываются в современных условиях по новому, во-первых, по обозначенным причинам введенных ограничений, во-вторых, вследствие активного развития высокоцифровых и информационно-коммуникационных технологий и углубляющегося их внедрения в

практику работы государственных органов. Подходящей формой такого взаимодействия со СМИ является онлайн-конференция, пресс-вебинар. Преимущества онлайн-конференций и пресс-вебинаров заключаются в значительном сокращении организационно-

подготовительных затрат, упрощении системно-административной работы за счет привлечения ИТ-специалистов, которые присутствуют в штате практически всех органов власти. Дополнительным преимуществом организации онлайн-мероприятий с привлечением средств массовой информации является то, что при их использовании органы государственной власти получают возможность преодоления территориальных рамок региона и наладить общение со СМИ за его пределами.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование позволило прийти к выводу о необходимости отказа от использования некоторых традиционных форм взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации в пользу более современных (пресс-завтраки, пресс-ланчи, пресс-блоги, он-лайн-конференции, вебинары). Система взаимодействия органов власти и средств массовой информации в настоящее время находится в поиске новых форм работы, более эффективных и менее затратных, что требует внедрения в освещаемую в статье практику творческого подхода и инновационных идей, с учетом того, что они окажутся адаптируемыми к специфике работы как органов власти, так и средств массовой информации.

Библиографический список

1. Косарева К.И. Поиск новых форм взаимодействия со СМИ в органах государственной власти // Социально-экономические явления и процессы. - 2019. - Т. 14. - № 2. -С. 44-46.

2. Ивлиев П.В. СМИ как четвертая власть // Закон и право. - 2021. - № 1. - С. 50-52.

3. Иванова Е.М. О трансформации моделей взаимодействия власти и СМИ в районных печатных изданиях // Экономическое и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - Т. 12. -№ 1. - С. 215-225.

FORMS OF INTERACTION BETWEEN STATE AUTHORITIES AND MASS MEDIA

O. A. Kolesnik, Chief News Editor JSC "Omsk media" (12 channel) (Russia, Omsk)

Abstract. This article examines the forms of interaction between the authorities and the mass media, traditional and new. The problematic aspects of the interaction between the authorities and the mass media, in particular the nature of the relations that develop between them and the forms of interaction used, are not fully covered in modern publications, researchers, as a rule, limit themselves to fixing the current state of affairs, without delving into the problematic aspects and not offering directions for development.

Keywords: state, mass media, mass media, interaction of mass media and the state, forms of interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.