УДК 316.013
Б01 10.21685/2072-3016-2018-1-12
С. Г. Ивченков, А. А. Кошелев
РОЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И СМИ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе требует использовать все необходимые механизмы для сохранения стабильности и предсказуемости социальной системы. В данной ситуации особое значение приобретает информационная политика государства в отношении молодежи как особой социальной группы. В этой связи актуализируются вопросы социализации молодежи, роста патриотизма и создания механизмов противодействия как внутренним, так и внешним угрозам. Ситуация осложняется тем, что в этом направлении противоречивость взаимодействия властных структур и СМИ создает дополнительные проблемы, от времени решения которых во многом зависит реализация поставленных задач. Одним из способов нивелирования накопившихся вопросов является дальнейшее развитие пресс-служб как своего рода посредников между органами власти и СМИ. Кроме того, крайне важным является вопрос выбора каналов коммуникации и создание информационного контента в зависимости от интересов современной молодежи с целью влияния на молодежь и, возможно, трансформации мнения данной социальной группы по ряду актуальных тем современности. Цель работы - проанализировать специфику взаимодействия власти и СМИ в процессе эффективного информирования молодежных групп.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе использования нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня. Большое влияние на решение определенного круга вопросов сыграли выводы и рекомендации специалистов в области средств массовой информации, содержащиеся в работах, близких к проблематике данного исследования. Методологический потенциал включает теоретический анализ особенностей взаимодействия власти и СМИ, а также результаты авторского социологического исследования специфики информационного обеспечения молодежи, что позволяет генерировать необходимый фактический материал для последующего анализа и формулировки выводов.
Результаты. Проанализированы теоретические аспекты взаимодействия властных структур и СМИ в вопросах информационного обеспечения молодежи, актуализирована необходимость дальнейшего развития пресс-служб, как важных элементов на пути создания нового информационного пространства, призванного эффективно обеспечить процесс социализации различных групп молодежи. Рассмотрены предпочтения коммуникационных каналов в молодежной среде и сделаны выводы о необходимости модернизации системы информационного обеспечения молодежи как на федеральном, так и на региональном уровне.
Выводы. Дальнейшее развитие пресс-служб и повышение квалификации их сотрудников позволят нивелировать противоречия между органами власти и СМИ. Несмотря на то что в целом система информационного обеспечения молодежи работает, необходима ее комплексная модернизация, основанная на интересах и потребностях молодых людей. Актуальность, достоверность и доступность становятся неотъемлемыми элементами современных СМИ, независимо от технических особенностей функционирования.
Ключевые слова: пресс-служба, власть, средства массовой информации, система, государство, политика.
S. G. Ivchenkov, A. A. Koshelev
THE ROLE OF THE PRESS SERVICE IN THE INTERACTION OF POWER AND MASS MEDIA ON THE INFORMATIONAL SUPPORT OF YOUTH
Abstract.
Background. Contemporary socio-economic and political situation in society requires the use of all necessary mechanisms to maintain the stability and predictability of the social system. In this situation, particular importance is the information policy of the state in relation to young people as a specific social group. In this connection, it highlights the issue of socialization of youth, growth, patriotism and the establishment of mechanisms to counter both internal and external threats. The situation is complicated, so that in this direction the contradictory interaction of authorities and the media creates additional problems from time to time solutions which largely depends on the implementation of tasks. One way of leveling the accumulated problems is a further development of the press services as a kind of intermediary between the authorities and the media. In addition, it is important to question the choice of communication channels and the creation of information content depending on the interests of today's youth, in order to influence and possibly transform the views of the social group on a number of topical issues of our time. The purpose of work - to analyze the specificity of interaction between the authorities and the media in the process of effectively communicating youth groups.
Materials and methods. The implementation of the tasks has been achieved through the use of legal documents of the federal and regional levels. Great influence on the decision of a particular range of issues played the conclusions and recommendations of experts in the field of media contained in the works, close to the problems of this study. Methodological potential includes: a theoretical analysis of models of interaction between the authorities and the media, as well as the results of sociological studies of the copyright information for young people, thereby generating the necessary factual material for analysis and formulation of conclusions.
Results. The theoretical model of interaction between authorities and the media to information for young people, actualized the need for further development of the press services, as an important element towards the creation of a new information space, designed to effectively ensure the process of socialization of different groups of young people. We consider the preferences of young people communication channels and conclusions about the need to modernize the system of information for young people, both at the federal and regional level.
Conclusions. Further development of the press services, and training their staff allows to neutralize the conflict between the authorities and the media. Despite, the fact that the whole system of information for young people work, it requires a comprehensive upgrade, based on the interests and needs of young people. The relevance, reliability and availability are essential elements of modern media, regardless of the technical features of the operation.
Key words: Press Service, government, media, system of state policy.
Взаимодействие государственной власти и средств массовой информации переживает важный этап становления и развития, отражая направления глобальных изменений, охвативших все сферы жизни российского социума.
Информационные потоки, являющиеся зеркальным отражением процессов государственных институтов, приобретают достаточно серьезные масштабы воздействия на общественное мнение, добиваясь высокой эффективности, что подтверждается социологическими исследованиями, демонстрирующими, в целом, лояльность граждан к деятельности действующей власти. В этой связи трансформационные процессы охватывают и СМИ, которые в условиях стабилизации политической системы, с одной стороны, крайне заинтересованы в партнерских отношениях с органами управления, с другой, представляют определенную угрозу в современном информационном пространстве [1, с. 64].
Данная проблема, на наш взгляд, является актуализатором научных изысканий в области конструирования теоретико-методологических моделей взаимодействия институтов власти и СМИ в условиях обострения внешнеполитических угроз, которые, ко всему прочему, проявляются в виде навязывания ценностей, подрывающих суверенитет России, как ключевого игрока в международных взаимодействиях современности. С одной стороны, объективная реальность предполагает выход СМИ из-под административного контроля властных структур. С другой стороны, возрастают риски финансовых проблем, что неминуемо приведет к ликвидации или временной приостановке работы СМИ. Более того, это усилит дифференциацию СМИ по так называемым «пулам», что обязывает редакционную коллегию формировать контент в зависимости от политических или иных интересов владельца. Преобладание подобной модели в современном социуме становится, на наш взгляд, одной из причин сокращения тиражей на все местные, региональные и центральные издания. В то же время не следует забывать и о быстрых темпах роста популярности электронных средств массовой информации, что отвечает инновационным процессам современности. Следует отметить, что наиболее уязвимой целевой аудиторией является молодежь, информационное обеспечение которой порой вызывает определенные опасения. Это связано в большей степени с нестабильной социально-экономической ситуацией и обострением внешнеполитических проблем современного мироустройства.
В этой связи совершенно очевидно, что для эффективности информационной политики необходимо развивать альтернативные модели взаимодействия власти и СМИ, основанные на достоверности и уважении интересов потенциальных и реальных целевых групп.
Одной из таких моделей в современной России является создание пресс-служб, которые, на наш взгляд, должны обеспечить оперативное предоставление информации и нивелировать накопившиеся противоречия между правительственными органами и стремящимися к собственной редакционной политике журналистами. Основным функционалом данных подразделений, по мнению В. В. Михеевой, является деятельность по своевременному предоставлению гражданам, общественным или иным организациям, действующим в правовом поле, объективной информации о ситуации вокруг органов власти с целью достоверного информирования и объективизации данных [2, с. 123].
Последовательная реализация данных принципов способствует укреплению демократической природы общества и предоставляет возможность гражданам в некоторой степени реально участвовать в управлении государством. При этом власть отчасти делается подконтрольной общественному
мнению, а следовательно, становится прозрачной и предсказуемой, что особенно важно для процесса социализации и роста патриотизма среди молодежи.
Практическая реализация подобной модели основана на базовых принципах теории коммуникации, которая предусматривает, что при обмене информацией происходит формирование определенного имиджа подразделения, устанавливаются взаимоотношения с различными общественными группами, в том числе и молодежью. Не менее важным условием является выбор канала распространения информации, будь то массовые или специализированные СМИ, печатные или электронные (телевидение, радиовещание, Интернет) [3, с. 143].
В этих условиях правительственная пресс-служба - это ключевой ресурс, через который СМИ ежедневно должны получать необходимые данные о деятельности правительства [4, с. 95]. Не стоит забывать, что СМИ сами заинтересованы в информации, только она должна быть предоставлена им в соответствии с требованиями новизны, а также с техническими особенностями конкретного канала коммуникации (пресса, радио, телевидение). Специалисты, работающие в пресс-службе, должны обеспечивать своевременную и качественную обработку текущей информации о повседневной деятельности организации, а также бесперебойную взаимосвязь с представителями СМИ в период различных кризисных ситуаций, когда информационные потоки существенно возрастают.
Структура и функции пресс-служб государственных органов как центральной, так и региональной власти во многом сходны. Для этого достаточно проследить основные направления их деятельности. Анализируя нормативно-правовые акты, мы пришли к выводу, что основными направлениями деятельности пресс-служб являются следующие:
- создание условий для исполнительной власти в вопросах реализации законных инициатив в сфере информационного обеспечения граждан;
- создание необходимой базы в вопросах подготовки предложений органам исполнительной власти по конструированию медиапространства, а также активное участие в их осуществлении на территории РФ. По нашему мнению, данная инициатива распространяется и на территории государств постсовесткого пространства, а также иных территориях с целью достоверного информационного освещения проблем и защиты интересов и суверенитета России;
- своевременное реагирование на запросы СМИ о деятельности Президента РФ, принятых законодательных актах, международных и иных встречах. Следует подчеркнуть, что данная инициатива, распространяемая и на региональный уровень, находится в стадии становления, так как процессы взаимодействия муниципальных органов и региональных медиа имеют противоречивый характер. Следует подчеркнуть, что для преодоления данных проблем в Саратовской области реализуется комплекс мероприятий непосредственно Министерством информации и печати в целях преодоления проблем посредством проведения семинаров и тренингов с участием СМИ и руководителей пресс-служб различных отраслей и ведомств;
- уважение и своевременная актуализация позиций средств массовой информации по поводу реализации деятельности органов исполнительной и
законодательной власти, тщательное изучение обратной связи и реагирование на нее в духе демократических свобод современного российского социума;
- непосредственное участие в организации взаимодействия органов власти и СМИ для преодоления разногласий и своевременного информационного обеспечения граждан о принятых решениях на федеральном и региональном уровнях.
Результаты теоретического анализа позволяют сформировать теоретико-методологические основы для выявления функциональных характеристик пресс-служб как элемента современной информационной системы, основными из которых, на наш взгляд, являются следующие:
- осуществление координационного контроля пресс-служб в направлении взаимодействия должностных лиц и органов власти различного уровня со СМИ в любых вопросах, касающихся актуальных социально-политических или иных проблем российского общества;
- организация пресс-конференций или иных форм взаимодействия представителей органов власти с работниками информационной отрасли в целях создания прозрачности и достоверности коммуникационных потоков, направляемых целевым аудиториям, способным легко декодировать информационные сообщения, тем самым обеспечивая стабильность общественного мнения как в регионах, так и обществе в целом;
- осуществление взаимодействия с иностранными контрагентами, а также их представителями в целях объективного и эффективного освещения событий;
- обеспечение размещения информации в сети Интернет для повышения доступности потребления и максимизации аудиторий различного типа.
На основании проведенного анализа можно утверждать, что пресс-служба играет существенную роль в оптимизации взаимодействия государственной власти и средств массовой информации. На это указывает стремительное возникновение и совершенствование работы пресс-служб не только в центре, но и на региональном уровне, а также значительное повышение их статуса в системе региональных СМИ.
С целью определения особенностей взаимодействия властных структур и СМИ автором было проведено социологическое исследование, объектом которого выступили молодые люди г. Саратова в возрасте от 17 до 30 лет. В качестве метода был использован анкетный опрос, как наиболее оптимальный инструмент для формирования выводов по обозначенному кругу вопросов. Исследовательский проект был реализован в апреле 2016 г., общее число участников составило 200 респондентов, распределение по социально-демографическим характеристикам представляло примерно идентичный показатель.
Первоначальная гипотеза об низком интересе молодежи к новостным материалам была опровергнута полученными результатами. Как показало исследование, более 90 % из числа опрошенных проявляют интерес к новостям, причем приоритеты расставляются в пользу информации международного характера (более 60 %), в то время как ситуация в регионе интересует 43 % респондентов. На наш взгляд, это связано с напряженной внешнеполитической ситуацией и обилием различных информационных программ на
данную тематику, которые представлены практически во всем коммуникационном пространстве (табл. 1).
Таблица 1
Новостные предпочтения молодежи
Тип новостей Процентов из числа опрошенных
Федеральные 57
Региональные 43
Вполне предсказуемо подтвердилась гипотеза о тотальном доминировании интернет-ресурсов в области получения информации молодежной аудиторией (около 90 % из числа опрошенных). В то же время второе место по значимости занимают советы друзей и знакомых (36 %), что подтверждает предположение о снижении значимости традиционных каналов распространения информации. Так, телерепортаж и радионовости послужили важным источником для чуть более половины респондентов из числа опрошенных, в то время как печатная пресса имеет значение лишь для 23 % изучаемой аудитории. Полученные данные наглядно демонстрируют, что статус «четвертой власти» стремительно переходит к ресурсам сети Интернет, в то время как газеты и журналы заметно снижают свое влияние на молодежь как важную социальную группу. Данные вполне объективны, если посмотреть на проблемы печатных СМИ, связанные с падением тиражей, сложностью дистрибуции, оттоком коммерческой рекламы (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг каналов распространения информации
Канал распространения Процентов из числа опрошенных
Интернет-ресурсы 86 %
ТВ 52%
Радио 52%
Газеты и журналы 23 %
Примечание. Анкета предполагала несколько вариантов ответа на данный вопрос.
В то же время некоторые периодические издания еще сохраняют влияние на мнение молодежи. Как показали результаты исследования, среди новостных изданий в Саратове, пусть небольшое, но имеют значение для молодежной аудитории такие газеты, как «Аргументы и факты» (53 %), «Комсомольская правда» (40 %), «Саратовская областная газета» (25 %). Если популярность двух первых объясняется традициями и федеральным компонентом, то присутствие в рейтинге «Саратовской областной газеты» связано, на наш взгляд, с ее статусом правительственного ресурса и активным продвижением на рынке СМИ региона.
В ходе исследования выяснилось, что в сети Интернет наиболее востребованными стали новости поисковых сайтов Google, Yandex, Mail (84 %)
и информационных агентств ИТАР-ТАСС, РИА (34 %). Кроме того, 20 % из числа опрошенных интересуются региональными новостными сайтами. Полученные результаты обоснованы тем, что больший процент молодежи отдает предпочтение новостям международного уровня (61 %), далее федерального (57 %), регионального (50 %) и муниципального (24 %).
Следует подчеркнуть, что полученные результаты весьма противоречивы, если критерием эффективности считать такие показатели, как доверие и ориентация на запросы целевой аудитории. Так, большинство из числа опрошенных (около 70 %) считают, что современные медиа недостаточно уделяют внимание проблемам молодежи, а более 80 % лишь частично доверяют представленной информации.
В этой связи вполне логично обратить более пристальное внимание на информационные потребности молодежи как социальной группы. Как показали результаты исследования, в настоящий момент наиболее популярными в молодежной аудитории являются сообщения развлекательного характера (около 50 %) и материалы о спорте (около 45 %), в то время как культурные или политические проблемы интересуют порядка 30 % из числа опрошенных.
Для молодежи важно, чтобы современные СМИ обладали определенным набором характеристик, а именно достоверностью (78 %), доступностью (70 %), актуальностью (68 %) оперативностью (63 %), информативностью (57 %), грамотностью (43 %), независимостью (41 %), компетентностью (38 %) (табл. 3).
Таблица 3
Характеристики СМИ
Характеристика Процентов из числа опрошенных
Достоверность 78 %
Доступность 70 %
Актуальность 68 %
Оперативность 63 %
Грамотность 43 %
Независимость 41 %
Компетентность 38 %
Примечание. Анкета предполагала несколько вариантов ответа на данный вопрос.
Средняя оценка по пятибалльной шкале работы пресс-служб города Саратова, по мнению опрошенных, примерно 3,5, ввиду того что 39 % респондентов оценили деятельность городских РЯ-отделов на четыре балла, 33 % - на три балла, 12 % - на пять баллов, 13 % - на два балла и ниже.
В целом респонденты считают, что СМИ нейтральны по отношению к молодому поколению (63 %), но некоторые ощущают на себе позитивное влияние со стороны (22 %), и 15 % опрошенных - негативное.
Подводя итоги, следует отметить, по мнению самой молодежи, информационное обеспечение со стороны власти и СМИ развито в недостаточной
степени. В условиях подобных разносторонних и противоречивых взаимоотношений между государством и средствами массовой информации одним из факторов их оптимизации выступает относительно новая для России структура - пресс-служба. Ее деятельность важна как на стадии сотрудничества, когда основной задачей пресс-службы является предоставление информации государственной значимости, так и в условиях конфронтации. От того, насколько грамотно будет построена работа пресс-службы того или иного органа государственной власти, может зависеть эффективность взятого информационного курса и, как следствие, характер протекания политических процессов. Результаты проведенного исследования показали, что средства массовой информации мало уделяют внимания проблемам молодежи, оттого и не всегда пользуются популярностью. В целом же отметим, что уровень информационного обеспечения в регионе, по мнению молодежи, является средним. Следовательно, информационная политика Саратовского региона хотя и не находится в стадии стагнации, но требует модернизации в соответствии с требованиями объективной реальности.
Библиографический список
1. Вяткин, Р. Депутат - СМИ - Население: грани взаимодействия / Р. Вяткин // Пресс-служба. - 2009. - № 11. - С. 64.
2. Михеева, В. В. Необходимость развития ПР-служб в муниципальных органах власти на современном этапе / В. В. Михеева // Социально-гуманитарные знания. -2007. - № 5. - С. 337-341.
3. Шишкина, М. А. Связи с общественностью в системе социального управления / М. А. Шишкина. - СПб. : Паллада-медиа : СЗРЦ «РУСИЧ», 2009. - 444 с.
4. Тюников, Ю. И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия / Ю. И. Тюников. - М. : МГУ, 1990. - 137 с.
References
1. Vyatkin R. Press-sluzhba [Press service]. 2009, no. 11, p. 64.
2. Mikheeva V. V. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2007, no. 5, pp. 337-341.
3. Shishkina M. A. Svyazi s obshchestvennost'yu v sisteme sotsial'nogo upravleniya [Public relations in the system of social management]. Saint-Petersburg: Pallada-media: SZRTs «RUSICh», 2009, 444 p.
4. Tyunikov Yu. I. Pravitel'stvo i pressa: puti i printsipy vzaimodeystviya [Government and press: ways and principles of interaction]. Moscow: MGU, 1990, 137 p.
Ивченков Сергей Григорьевич доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии молодежи, декан социологического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)
E-mail: [email protected]
Ivchenkov Sergey Grigor'evich Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of youth sociology, dean of the sociological faculty, Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)
Кошелев Александр Анатольевич кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии молодежи, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)
E-mail: [email protected]
УДК 316.013 Ивченков, С. Г.
Роль пресс-службы в процессе взаимодействия власти и СМИ по вопросам информационного обеспечения молодежи / С. Г. Ивченков, А. А. Кошелев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 1 (45). - С. 99-107. - Б01 10.21685/20723016-2018-1-12.
Koshelev Aleksandr Anatol'evich Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of youth sociology, Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)