Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия мчс России и других федеральных органов исполнительной власти РФ в ходе международного чрезвычайного гуманитарного реагирования'

Особенности взаимодействия мчс России и других федеральных органов исполнительной власти РФ в ходе международного чрезвычайного гуманитарного реагирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / взаимодействие / международное чрезвычайное гуманитарное реагирование / органы власти / Постановление Правительства Российской Федерации / реагирование на ЧС / чрезвычайная ситуация. / analysis / interaction / international emergency humanitarian response / authorities / Decree of the Government of the Russian Federation / emergency response / emergency.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А А. Морев

В статье проведен анализ особенностей взаимодействия МЧС России и других федеральных органов государственной власти в ходе международного чрезвычайного гуманитарного реагирования. Действующая в настоящее время и закрепленная в законодательстве система ответственности и функций органов власти России при международном гуманитарном реагировании нуждается в совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А А. Морев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERACTION OF EMERCOM OF RUSSIA AND OTHER FEDERAL AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE COURSE OF INTERNATIONAL EMERGENCY HUMANITARIAN RESPONSE

In this article analyzed the features of the interaction of EMERCOM of Russia and other federal authorities of the Russian Federation in the course of an international emergency humanitarian response. The current system of responsibility and functions of the Russian authorities, enshrined in legislation, needs to be improved in the context of an international humanitarian response.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия мчс России и других федеральных органов исполнительной власти РФ в ходе международного чрезвычайного гуманитарного реагирования»

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЧС РОССИИ И ДРУГИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ В ХОДЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ГУМАНИТАРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

А.А. Морев, слушатель

Академия гражданской защиты МЧС России (Россия, г. Химки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10585

Аннотация. В статье проведен анализ особенностей взаимодействия МЧС России и других федеральных органов государственной власти в ходе международного чрезвычайного гуманитарного реагирования. Действующая в настоящее время и закрепленная в законодательстве система ответственности и функций органов власти России при международном гуманитарном реагировании нуждается в совершенствовании.

Ключевые слова: анализ, взаимодействие, международное чрезвычайное гуманитарное реагирование, органы власти, Постановление Правительства Российской Федерации, реагирование на ЧС, чрезвычайная ситуация.

На сегодняшний день количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мире продолжает оставаться высоким. Полагаю, что этому способствует с одной стороны, рост технического и промышленного прогресса, с другой, хозяйственная жизнедеятельность человека и

непредсказуемые экстремальные

природные явления. В таких условиях для обеспечения безопасности населения, инфраструктуры и объектов экономики особое значение приобретает

международное чрезвычайное

гуманитарное реагирование. При этом, данное реагирование должно быть максимально оперативным, актуальным и отвечающим потребностям пострадавшей стороны. В этой связи к настоящему времени в практике МЧС России сложился значительный опыт успешного проведения операций международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, однако данный процесс возможно

усовершенствовать и сделать максимально отвечающим современным вызовам и угрозам как в России, так и за ее пределами.

Опираясь на практический опыт в области международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, данные о проведенных операция сотрудниками МЧС России, научные статьи и

публикации по заявленной теме [1-3] и нормативную правовую базу,

проанализируем взаимодействие МЧС России с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (далее - ФОИВ) в рамках этой деятельности.

Основным документов в области международного чрезвычайного

гуманитарного реагирования является Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 644 (в редакции от 11.10.2012) «О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций» [4], где прописана деятельность различных органов исполнительной власти РФ при организации подготовки и проведения мероприятий по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Финансирование данной

межведомственной деятельности по гуманитарной помощи иностранным государствам осуществляется за счет средств оперативного резерва в иностранной валюте, размещенных на бюджетном валютном счете МЧС России. Размещение этих средств производится заранее Министерством финансов РФ в размере 50 тыс. долл.США за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый

год по разделу «Международная деятельность» на экономическую и гуманитарную помощь другим

государствам [4].

Согласно Постановлению, помощь иностранному государству оказывается на основании официального обращения руководства страны, нуждающейся в чрезвычайной гуманитарной поддержке, в адрес Правительства Российской Федерации. Как правило, данное обращение поступает по официальным дипломатическим каналам в письменном виде от имени Президента или руководителя Правительства.

После последовавшего обращения, исходя из потребностей пострадавшей от ЧС стороны (как правило, в приложении к официальному обращению, о котором шла речь выше, прикрепляется приложение в виде списка необходимых видов товаров

(продовольственных/непродовольственны х) гуманитарных грузов, либо же конкретно формулируется другой необходимый вид чрезвычайной гуманитарной помощи как, например: тушение пожаров, санитарная эвакуация, работа медицинского госпиталя, поисково-спасательные работы), МЧС России, совместно с МИД России, готовит и вносит в Правительство РФ Предложения по объему и содержанию помощи иностранному государству в ликвидации ЧС с обоснованием предполагаемых расходов. Далее выходит соответствующее решение Правительства РФ об оказании помощи иностранному государству в ликвидации последствий ЧС.

Таким образом, для организации оказания помощи иностранному

государству в ликвидации последствий ЧС участвуют следующие ФОИВ:

Рисунок. Взаимодействие МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации при международном чрезвычайном гуманитарном

реагировании

Как видно из представленной схемы, помимо МЧС России в международном чрезвычайном гуманитарном

реагировании принимают участие еще 5 ФОИВ, однако, согласно Постановления [4], к данной работе могут по необходимости привлекаться и другие органы власти.

Сам процесс международного гуманитарного реагирования можно разделить на 3 основных этапа: подготовка к реагированию, реагирование, завершение реагирования. Далее, составим таблицу места и функций различных ФОИВ при международном гуманитарном реагировании, опираясь на Постановление [4] (табл.).

Таблица 1. Место и функции ФОИВ при международном чрезвычайном гуманитарном реагировании_

№ n/n Наименование ФОИВ Функции

1 этап - подготовка к реагированию

1.1. Правительство РФ Получение и рассмотрение запроса пострадавшего от ЧС иностранного государства.

1.2. МЧС, МИД Подготовка предложения по оказанию гуманитарной помощи пострадавшему от ЧС государству.

1.3. Правительство РФ Принятие решения о реагировании (выпуск соответствующего распоряжения).

1.4. Минфин Финансовое обеспечение (на всех этапах реагирования)!

1.5. МИД, МЧС Консульская поддержка при доставке отряда в район ЧС.

1.6. МЧС Проведение подготовительных мероприятий к реагированию.

Координация деятельности ФОИВов.

1.7. Минтранс, МЧС Обеспечение логистических мероприятий.

1.8. ФТС, МЧС Обеспечение проведения таможенных операций.

1.9. ФПС, МЧС Обеспечение проведения пограничного контроля.

2 этап - реагирование

2.1. МЧС Обеспечение работы группы (отряда) в зоне ЧС на территории иностранного государства.

2.2. МИД Работа представителя Посольства в районе ЧС, в случае необходимости.

Взаимодействие с национальными и международными структурами, созданными для ликвидации ЧС.

3 этап - завершение реагирования.

3.1. Минтранс, МЧС Обеспечение логистических мероприятий.

3.2. ФТС, МЧС Обеспечение проведения таможенных операций.

3.3. ФПС, МЧС Обеспечение проведения пограничного контроля.

3.4. МЧС Представление отчета в Правительство РФ.

Как можно видеть из таблицы, наибольшее число мероприятий и задействованных ФОИВ находится на этапе подготовки к реагированию, при этом главная роль в реагировании закреплена за МЧС России.

Таким образом, в данной статье проведен краткий анализ особенностей взаимодействия МЧС России и других ФОИВ в ходе международного

чрезвычайного гуманитарного

реагирования. В качестве вывода считаем необходимым отметить, что действующая в настоящее время и закрепленная в законодательстве система ответственности и функций ФОИВ РФ при международном гуманитарном реагировании нуждается в совершенствовании исходя их количества, видов оказания гуманитарной помощи и специфики современных ЧС.

Библиографический список

1. Арабидзе И.Т., Романов А.А. Анализ участия МЧС России в международном чрезвычайном гуманитарном реагировании // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. №1 . URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/20number/articles/Arabidze-Romanov-20.pdf (дата обращения: 10.02.2019).

2. Арабидзе И.Т., Борисова А.Р., Романов А.А., Смирнова Д.А. Ситуационный анализ проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. №3. URL:

http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/21number/articles/Arabidze-Romanov-BorisoYa-SmirnoYa-21.pdf (дата обращения: 11.02.2019).

3. Микрюков В.О. Оказание гуманитарной помощи МЧС России как механизм снижения конфликтности в мире // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2012. № 2. С. 7-11.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. № 644 (ред. от 11.10.2012 г.) «О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. URL. http://www.consultant.ru/documents/cons_doc_LAW_28454 / (дата обращения: 21.02.2019).

PECULIARITIES OF INTERACTION OF EMERCOM OF RUSSIA AND OTHER FEDERAL AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE COURSE OF INTERNATIONAL EMERGENCY HUMANITARIAN RESPONSE

A.A. Morev, student

Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia (Russia, Khimki)

Abstract. In this article analyzed the features of the interaction of EMERCOM of Russia and other federal authorities of the Russian Federation in the course of an international emergency humanitarian response. The current system of responsibility and functions of the Russian authorities, enshrined in legislation, needs to be improved in the context of an international humanitarian response.

Keywords: analysis, interaction, international emergency humanitarian response, authorities, Decree of the Government of the Russian Federation, emergency response, emergency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.