Научная статья на тему 'Анализ нормативной правовой базы в области взаимодействия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с подсистемами РСЧС (на примере Ногинского муниципального района)'

Анализ нормативной правовой базы в области взаимодействия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с подсистемами РСЧС (на примере Ногинского муниципального района) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
247
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / ЕДДС / ликвидация последствий ЧС / Московская область / муниципальное образование / МЧС России / Ногинский муниципальный район / организация взаимодействия / чрезвычайная ситуация. / analysis / EDDS / emergency response / Moscow region / municipality / Ministry of Emergency Situations of Russia / Noginsk municipal district / organization of interaction / emer- gency situation.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — А. Л. Шпинёв, П. Н. Ткаченко

В статье приведены результаты анализа нормативной правовой базы в области взаимодействия ЕДДС Ногинского муниципального района Московской области с подсистемами РСЧС. По результатам проведенного анализа были получены данные, которые могут быть использованы для разработки предложений по совершенствованию данного взаимодействия, что положительно скажется на процессе принятия управленческих решений при ликвидации последствий ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — А. Л. Шпинёв, П. Н. Ткаченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE REGULATORY LEGAL BASE IN THE AREA INTERACTIONS OF THE UNITED DUTY-DISPETERING SERVICE OF MUNICIPAL EDUCATION WITH DEMPS OF R.S.Ch.S (ON THE EXAMPLE OF NOGINSK MUNICIPAL DISTRICT)

In this article presents the results of the analysis of the regulatory legal framework in the field of interaction of the EDDS of the Noginsk municipal district of the Moscow region with the subsystems of the R.S.Ch.S. Based on the results of the analysis, data were obtained that can be used to develop proposals for improving this interaction, which will have a positive impact on the management decision process to emergency response.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативной правовой базы в области взаимодействия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с подсистемами РСЧС (на примере Ногинского муниципального района)»

АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ С ПОДСИСТЕМАМИ РСЧС (НА ПРИМЕРЕ НОГИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА)

А.Л. Шпинёв, слушатель

П.Н. Ткаченко, канд. техн. наук

Академия гражданской защиты МЧС России

(Россия, г. Химки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10592

Аннотация. В статье приведены результаты анализа нормативной правовой базы в области взаимодействия ЕДДС Ногинского муниципального района Московской области с подсистемами РСЧС. По результатам проведенного анализа были получены данные, которые могут быть использованы для разработки предложений по совершенствованию данного взаимодействия, что положительно скажется на процессе принятия управленческих решений при ликвидации последствий ЧС.

Ключевые слова: анализ, ЕДДС, ликвидация последствий ЧС, Московская область, муниципальное образование, МЧС России, Ногинский муниципальный район, организация взаимодействия, чрезвычайная ситуация.

Современное развитие технологий и опасных производств, меняющийся климат, постоянный рост плотности населения, износ инфраструктуры и производственных мощностей - все это ведет к тому, что с каждым годом растет количество чрезвычайных ситуаций и происшествий, технологических сбоев, которые приводят к экономическим, а иногда и к людским потерям. Поэтому развитию и совершенствованию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в России уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти.

Как известно, быстрое реагирование на ЧС - залог успешной ликвидации ее последствий. Но во многом быстрота реагирования зависит от правильного и быстрого взаимодействия на разных уровнях власти с целью принятия правильных управленческих решений.

На территории Московской области создана Московская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, одной из составных частей которой, на муниципальном уровне, является орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС муниципального об-

разования), через которую происходит взаимодействие с подсистемами РСЧС и обеспечение между всеми органами управления на территории муниципального образования. Более подробно о процессе создания ЕДДС в Московской области описано в статье Щедрина В.К. и Микрюкова В.О. [1]. Вопрос по совершенствованию взаимодействия администрации муниципальных образований с подсистемами РСЧС очень актуально стоит в настоящее время перед руководством Московской области и Ногинского муниципального района.

Проанализируем нормативно-правовые акты в области взаимодействия ЕДДС муниципального образования с подсистемами РСЧС, разработанные в Московской области и на территориальном уровне - в Ногинском муниципальном районе.

Взаимодействие с РСЧС на территории Московской области осуществляется в соответствии с Порядком организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области (далее -Порядок МО), утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 6 июля 2011 года № 647/24 «О порядке организации сбора и обмена информацией

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области» [2].

Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях (пункт 2 Порядка) [2].

Организации независимо от их организационно-правовой формы представляют информацию через дежурно-

диспетчерские службы в звенья Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС). Звенья МОСЧС осуществляют сбор, обработку и обмен данными и представляют информацию в Главное управление МЧС России по Московской области (пунктом 3 Порядка) [2].

Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (далее - ЦОИВ МО) осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфере деятельности и представляют информацию в Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области» (далее - ФКУ «ЦУКС ГУ ЦУКС МЧС России по МО) (пункт 4 Порядка) [2].

Постановлением Правительства Московской области от 4.02.2014 года №25/1 «О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено Положение о Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [3], которая является составной (территориальной) частью РСЧС, объединяет органы управления, входящие в систему РСЧС на территориальном, местном и объектовом уровнях, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций, а также их силы и средства и осуществляет свою

деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законодательством в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и областного характера [4].

МОСЧС осуществляет свою деятельность на региональном (Московской области), муниципальном и объектовом уровнях.

Организационную структуру МОСЧС составляют:

- органы управления МОСЧС;

- силы и средства МОСЧС регионального (Московской области) уровня;

- звенья МОСЧС муниципальных образований Московской области (далее - звенья МОСЧС) (подпункт 2.1 пункта 2 Положения о МОСЧС) [3].

Звенья МОСЧС (муниципального уровня) создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - ОМСУ).

Звено МОСЧС состоит из:

- координационного органа звена МОСЧС;

- постоянно действующего органа управления звена МОСЧС;

- органов повседневного управления звена МОСЧС;

- сил и средств звена МОСЧС (ОМСУ, наделенных полномочиями в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций);

- резервов финансовых и материальных ресурсов звена МОСЧС;

- систем связи, оповещения и информационного обеспечения звена МОСЧС;

- органов управления, сил и средств организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением находящихся в федеральной собственности и государственной собственности Московской области), в функции которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования Московской области (далее - организации)

(подпункт 2.2 пункта 2Положения о МОСЧС) [3].

Постоянно действующими органами управления МОСЧС являются:

- на региональном (Московской области) уровне - Главное управление МЧС России по Московской области;

- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления;

- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МОСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления, утвержденными соответственно органами местного самоуправления или руководителями организаций (подпункт 3.3 пункта 3 Положения МОСЧС) [3].

Органами повседневного управления МОСЧС являются:

1) на региональном уровне - ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по МО», ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Московской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; де-журно-диспетчерские службы центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области;

2) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы (далее -ЕДДС) органов местного самоуправления;

3) на объектовом уровне - ДДС организаций (подпункт 3.4 пункта 3 Положения МОСЧС) [3].

В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 26.06.2016 №162-РГ «Об организации деятельности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Московской области» [5],Главным управлением МЧС России по Московской области разработано Типовое положение о ЕДДС муниципального образования, а также норматив расходов на организацию и осуществление мероприятий по ГО, защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, что позволяет в полной мере реализовать цели и задачи органов повседневного управления муниципальных образований. Так же в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области от 14.08.2013№ 305-РГ «О создании на территории Московской области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»» [6] Система-112 развёрнута на базе ЕДДС муниципальных образований.

Постановлением Главы Ногинского муниципального района от 20.05.2014 № 24 «О Ногинском районном звене Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено Положение о Ногинском районном звене МОСЧС» [7] (далее - Положение о Ногинском звене МОСЧС).

Одной из основных задач является сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (пункт 8.3 Положения о Ногинском звене МОСЧС) [7, 8].

Органами повседневного управления являются:

- на муниципальном уровне - отдел ЕДДС в Ногинском муниципальном районе (пункт 4.1 Положения о Ногинском звене МОСЧС) [7];

- на объектовом уровне ДДС объектов (организаций) (пункт 4.1 Положения о Ногинском звене МОСЧС) [7].

В соответствии с Постановлением Администрации города Ногинска Московской области от 15 января 2013 года № 2 «Об утверждении Положения о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования

"Город Ногинск Московской области"» в Ногинском районе определено, что дежурный по администрации является органом силами и средствами муниципального звена МОСЧС [9].

В Администрации Ногинского муниципального района, в соответствии с Положением, функционирует орган, который специально уполномочен решать задачи в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Это Управление по делам гражданской обороны и защиты населения, в состав которого входит отдел ЕДДС

Проведя анализ всех заключенных соглашений и регламентов взаимодействия ЕДДС Ногинского муниципального района, которые заключаются в соответствии с пунктом 9 «Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержденного приказом МЧС России от 26.08.2009 года № 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [10], выявлено, что отсутствуют

соглашения с управляющими компаниями, которые осуществляют контроль работы систем жизнеобеспечения непосредственно в домах и на объектах.

Таким образом, на основе анализа нормативных правовых актов в области организации взаимодействия с подсистемами РСЧС при ликвидации ЧС, можно сделать следующие выводы:

1. Документов, регламентирующих деятельность по сбору, обработке, обмену и выдачи информации в области защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС достаточно, исключение - территориальный уровень. Требуется разработать ряд документов на уровне Администрации Ногинского района.

2. Определены органы управления, через которые осуществляется обмен информацией и его Порядок.

3. Среди проблемных моментов следует отметить, что не заключены соглашения об обмене информацией с управляющими компаниями, обслуживающими системы жизнеобеспечения на территории Ногинского муниципального района и, как следствие крайне низкий уровень взаимодействия УК с Администрацией района при реагировании на происшествия и ЧС.

Библиографический список

1. Щедрин В.К., Микрюков В.О. Перспективы и основные трудности создания Единой дежурной диспетчерской службы в Московской области материалов [Электронный ресурс] // ГосРег: управление общественными отношениями. 2015. № 1 [сайт]. [2012]. URL: http://gosreg.amchs.m/pdffiles/11number/articles11/Shcedrin_Mikryukov_11 .pdf (дата обращения: 24.02.2019).

2. Постановление Правительства Московской области №647/24 от 06.07.2011 г. «О порядке организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области».// Информационный вестник Правительства МО, 2011, 30 сентября.

3. Постановление Правительства Московской области №25/1 от 04.02.2014 г. «О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2014, 24 февраля.

4. Закон Московской области №110/2005-03 от 04.05.2005 г. «О защите населения и территории московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».// Ежедневные Новости. Подмосковье, 2005, 14 мая.

5. Постановление Губернатора Московской области № 162-РГ от 26.06.2016 г. «Об организации деятельности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Московской области». // Информационный вестник Администрации МО, №13,2016, 14 октября.

6. Распоряжение Губернатора Московской области № 305-РГ от 14.08.2013 г. «О создании на территории Московской области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»». // Ежедневные Новости. Подмосковье, 2013, 26 августа.

7. Постановление Главы Ногинского муниципального района № 24 от 20.05.2014 г. «О Ногинском районном звене Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено Положение о Ногинском районном звене МОСЧС» // Документ опубликован не был.

8.Мельков С.А., Микрюков В.О. О пользе толковых информационно-аналитических материалов [Электронный ресурс] // ГосРег: управление общественными отношениями. 2016. № 1 [сайт]. [2012]. URL: http://gosreg.amchs.m/pdffiles/15number/artides15Merkov_Mkiyukov_15.pdf (дата обращения: 24.02.2019).

9. Постановление города Ногинска Московской области № 2 от 15.01.2013 г. «Об утверждении Положения о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования "Город Ногинск Московской области"». [Электронный ресурс] // www docs.cntd.ru. [сайт]. URL. http://docs.cntd.ru/document/494640929 (дата обращения: 10.01.2019)

10. Приказ МЧС России №496 от 26.08.2009 г. «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»// Российская газета. 2009, 23 октября.

ANALYSIS OF THE REGULATORY LEGAL BASE IN THE AREA INTERACTIONS OF THE UNITED DUTY-DISPETERING SERVICE OF MUNICIPAL

EDUCATION WITH DEMPS OF R.S.Ch.S (ON THE EXAMPLE OF NOGINSK MUNICIPAL DISTRICT)

A.L. Shpinyov, student

P.N. Tkachenko, candidate of technical sciences Academy of civil protection EMERCOM of Russia (Russia, Khimki)

Abstract. In this article presents the results of the analysis of the regulatory legal framework in the field of interaction of the EDDS of the Noginsk municipal district of the Moscow region with the subsystems of the R.S.Ch.S. Based on the results of the analysis, data were obtained that can be used to develop proposals for improving this interaction, which will have a positive impact on the management decision process to emergency response.

Keywords: analysis, EDDS, emergency response, Moscow region, municipality, Ministry of Emergency Situations of Russia, Noginsk municipal district, organization of interaction, emergency situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.