Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бессонов Владимир Анатольевич, Наметкин Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

контрактной системы на территории Российской Федерации и в то же время с отрицательной стороны демонстрирует то, что не вся номенклатура государственных заказчиков имеет возможность осуществлять работу в единой информационной системе (ЕИС) по причинам различной направленности. За 3 (третий) квартал 2019 года в ЕИС в сфере закупок различного рода изделий и услуг прошли процедуру оформления и регистрации 566 новых клиентов бюджетной сферы. Из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС, в 3 квартале 2019 года закупки осуществляли только 16 679 потребителей, что в процентном соотношении от общей номенклатуры составляет не более 6%.

Отрицательным моментом электронной структуры следует отметить, что по итогам 1—3 квартала 2019 года общее количество в денежном выражении начальной максимальной цены контракта извещений о реализации закупки в сумме 264,3 млрд рублей были объявлены недействительными, в 2 211 процедурах установления подрядчика, исполнителя контракта обнаружены отступления от норм закона, что в процентном соотношении от общей номенклатуры составляет около 51%, ФАС России в отношении электронных процедур возбуждено 19 764 дела об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства в сфере закупок.

С целью эскалации эффективности экономического регулирования государственных закупок и дальнейшего совершенствования Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с экономической точки зрения следует учитывать отдельные показатели и рассматривать возможные тенденции развития контрактной системы (в т. ч. ее автоматизацию и цифровизацию):

— определить рекомендуемые пороговые значения и учитывать систему показателей оценки эффективности использования бюджетных средств поставщиками, применение которой позволит повысить уровень эффективности контроля за расходованием и целевым использованием бюджетных средств;

— при разработке и формировании реестра добросовестных поставщиков учитывать не только количество и качество исполненных ранее государственных контрактов, которые уже имеются в базе ЕИС, но и текущую финансово-хозяйственную деятельность организации на рынке за предшествующие периоды, частично используя некоторые автоматизированные информационные системы ФНС России (например, автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2);

— учитывать срок полезного использования товаров, выполненных работ;

— проводить сравнительный анализ в целях сопоставления результатов, достигнутых по ранее заключенным аналогичным контрактам (установление эталона).

Именно эскалация эффективности экономического регулирования государственных закупок позволит вывести на новый уровень саму структуру государственного заказа, которая влияет, в частности, на экономическую безопасность бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Бессонов Владимир Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России; Наметкин Денис Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия

Особенности выявления и расследования хищений бюджетных средств, выделяемых на подготовку и проведение международных спортивных

массовых мероприятий

В целях охраны бюджетных средств, выделяемых на подготовку и проведение международных спортивных массовых мероприятий, необходимо привлекать силы как оперативных, так и следственных подразделений. Только совместными усилиями можно добиться результатов, при которых будет осуществлен полный контроль за данной преступной деятельностью с целью применения предупредительных мер к устранению условий совершения хищений. Большое значение имеет осуществление взаимодействия подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на местном уровне как при расследовании преступлений, так и на момент выявления признаков преступных деяний.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)

245

Кроме превентивного аспекта исследуемой деятельности подразделений ЭБиПК, необходимо, по мнению В.О. Лапина, выделять факторы, которые оказывают неотрицательную динамику использования мер по возмещению ущерба при расследовании уголовных дел. Долгосрочный период выявления преступных фактов, хищения бюджетных средств; современные технологии сокрытия преступно нажитого имущества; переход имущественных прав на похищенное движимое и недвижимое имущество и др.

Наиболее эффективно проводить проверочные мероприятия с целью организации оперативного взаимодействия органов дознания и предварительного расследования при получении сведений о поступивших обращениях либо жалоб участников торгов, либо иных лиц по вопросам нарушения действующего законодательства при проведении государственных закупок, также о результатах их рассмотрения и принятых по ним решений направлять соответствующие письма в ФАС России и ее территориальные управления.

В результате проведения вышеуказанных мероприятий наблюдается рост выявленных преступлений в данной сфере деятельности. Сложилась следственная практика по расследованию имеющихся преступлений.

СО Западного ЛУ МВД России на транспорте (Калининград) 8 ноября 2015 года возбудил уголовное дело по пункту «б» части 4 статьи 158 УК РФ в отношении ведущего инженера по строительному контролю ООО «Стройновация» и представителя ООО «Гинес», которые осуществили вывоз с территории пожарного полигона ЗАО «Аэропорт Храброво» щебень, предназначенный для строительства второй очереди реконструкции и развития аэропорта «Храброво» (объект ЧМ-2018), причинив ущерб в сумме 3,7 млн рублей.

В результате реализации оперативных материалов следственными подразделениями Волгоградской области 19 апреля 2016 года возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 199 УК РФ в отношении директора ООО «ТК «Авто»», который, осуществляя руководство деятельностью предприятия по оказанию транспортных услуг в рамках возведения объекта к ЧМ-2018, при строительстве стадиона уклонился от уплаты налогов в размере 4,1 млн рублей путем внесения в бухгалтерскую и налоговую отчетность заведомо ложных сведений по взаимоотношениям с ООО «Техносфера», ООО «Сфера», ООО «Перспектива», ООО «Волгоспецтехснаб».

СУ СК России по Республике Мордовия 22 января 2016 года возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 1991 УК РФ в отношении руководителя ООО «СДС Управление строительства» (является депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия, членом комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности), который в рамках неисполнения статуса налогового агента в сумме 9,4 млн рублей, удержанного с выплаченной заработной платы работникам предприятия, путем расходования на ведение финансово-хозяйственной деятельности, выплаты премий сотрудникам, финансовые (депозитные) вложения. ООО «СДС Управление строительства» является крупнейшим получателем бюджетных средств, выделяемых в рамках региональной целевой программы.

В АО «Строительное управление № 1» проводилась проверка требований бюджетного, градостроительного законодательства при выполнении работ по реконструкции в аэропорту «Кольцово» (г. Екатеринбург) в части целевого использования авансового платежа по государственному контракту, выявлен факт хищения бюджетных денежных средств в размере 360 млн рублей. По данному факту СО Линейного отдела полиции аэропорта Кольцово 14 декабря 2015 года возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ в отношении сотрудников ЗАО «СУ № 1». Установлено, что с расчетного счета ФГУП ««Администрация гражданских аэропортов» на расчетный счет ЗАО «СУ № 1» перечислено 630 млн рублей в качестве аванса в рамках указанного контракта, на данный момент руководство ЗАО «СУ № 1» документально подтвердило выполненные работы на сумму 270 млн рублей, хотя согласно подписанным актам КС-2, КС-3 оприходована вся сумма.

Мы согласны с Р.А. Мангасаровым, что особенно эффективными в части получения оперативно значимой информации о преступлениях, связанных с хищениями бюджетных денежных средств, являются следующие оперативно-разыскные мероприятия, связанные получением негласной информации о деятельности фигурантов.

Мы полагаем, что при обнаружении признаков хищения бюджетных средств при организации и планировании международных спортивных массовых мероприятий необходимо обращать внимание не только на проверочные мероприятия, но и на планирование в дальнейшем производства следственных действий.

246

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.