Научная статья на тему 'ЭСКАЛАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ'

ЭСКАЛАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородин Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭСКАЛАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ»

беспрецедентные задачи по повышению жизненного уровня российских граждан и выведению национальной экономики на высокий мировой уровень. На решение поставленных задач запланировано более 25 трлн рублей до 2024 года, из которых только чуть более 13 трлн рублей направит федеральный центр, остальные ресурсы мобилизуют внебюджетные фонды, регионы и внебюджетные источники, в том числе инвестиционные.

Однако при анализе темпов освоения средств федерального бюджета на реализацию нацпро-ектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за январь — сентябрь 2019 года специалистами Счетной палаты выяснилось, что суммарные расходы составили чуть более половины от всего запланированного годового объема — 52,1%. На первый взгляд, удивительно, что программы, определенные Президентом страны как приоритетные, исполняются даже ниже среднего уровня расходов федерального бюджета (62,9%). Об этом говорится в оперативном докладе Счетной палаты. Причем, ряд федеральных программ имеют критические показатели. Так расходы по нацпроектам «Повышение производительности труда и поддержка занятости» составили 38,8%, «Экология» — 22,1%, «Цифровая экономика» — 12,3%. Самый низкий показатель среди нацпроектов имеет нацпроект «Цифровая экономика».

И хотя глава ведомства упоминает в качестве основных причин сложность «тендерных» процедур, имея в виду законодательство о закупках, а также необходимость подготовки проектно-смет-ной документации, анализируя приведенные цифры, можно говорить о старте уже знакомой нам «штурмовщины» при гарантии недостижения поставленных целей.

На наш взгляд, пока мы еще на первом этапе реализации таких масштабных планов, необходимо предпринять ряд неотложных мер:

1. Скорректировать показатели измерения по достижению поставленных целей и методы их достижения.

2. Пересмотреть сроки окончания проектов, дифференцировав их по сложности, в том числе и увеличив сроки достижения результатов, так как есть сложности с проработкой проектно-сметной документации для эффективного применения ресурсов.

3. Провести кадровые реформы с целью привлечения к реализации поставленных задач профессионалов по их направлениям на всех (прежде всего низовых) уровнях управления, что и сделал Президент в начале 2020 года на самом высшем уровне.

Безусловно, предлагаемые меры не являются исчерпывающими и единственно правильными, но мониторинг текущего состояния показывает, что на сегодняшний день мы наблюдаем скатывание к уже ставшему привычным процессу «освоения» бюджетных средств с риском недостижения объявленных Президентом целей.

Бородин Антон Николаевич, преподаватель кафедры финансов, налогов и кредита Нижегородской академии МВД России

Эскалация эффективности экономического регулирования государственных закупок как критерий экономической безопасности бюджетной системы

В зоне ответственности государства с целью реализации полномочий и исполнения обязательств создан и существует федеральный бюджет Российской Федерации, основная задача которого заключается в устойчивом функционировании и развитии страны по разным экономическим параметрам.

От положительного результата деятельности бюджетной системы Российской Федерации во многом зависит экономическое и социальное развитие страны в целом и отдельных ее регионов, а также рост валового внутреннего продукта и национального дохода, общественный климат в стране, формирование политической базы рыночной экономики и свободного предпринимательства.

В правовом аспекте федеральный бюджет России следует рассматривать как закон или нормативный правовой акт, который закрепляет права и регламентирует отношения участников экономических отношений бюджетного процесса на всех периодах ранжирования денежной массы субъекта.

Расходование бюджетных средств (в секторе государственных закупок) регламентируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день структура заказчиков увеличивается, что с положительной стороны указывает на повсеместное распространение

244

Юридическая наука и практика

контрактной системы на территории Российской Федерации и в то же время с отрицательной стороны демонстрирует то, что не вся номенклатура государственных заказчиков имеет возможность осуществлять работу в единой информационной системе (ЕИС) по причинам различной направленности. За 3 (третий) квартал 2019 года в ЕИС в сфере закупок различного рода изделий и услуг прошли процедуру оформления и регистрации 566 новых клиентов бюджетной сферы. Из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС, в 3 квартале 2019 года закупки осуществляли только 16 679 потребителей, что в процентном соотношении от общей номенклатуры составляет не более 6%.

Отрицательным моментом электронной структуры следует отметить, что по итогам 1—3 квартала 2019 года общее количество в денежном выражении начальной максимальной цены контракта извещений о реализации закупки в сумме 264,3 млрд рублей были объявлены недействительными, в 2 211 процедурах установления подрядчика, исполнителя контракта обнаружены отступления от норм закона, что в процентном соотношении от общей номенклатуры составляет около 51%, ФАС России в отношении электронных процедур возбуждено 19 764 дела об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства в сфере закупок.

С целью эскалации эффективности экономического регулирования государственных закупок и дальнейшего совершенствования Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с экономической точки зрения следует учитывать отдельные показатели и рассматривать возможные тенденции развития контрактной системы (в т. ч. ее автоматизацию и цифровизацию):

— определить рекомендуемые пороговые значения и учитывать систему показателей оценки эффективности использования бюджетных средств поставщиками, применение которой позволит повысить уровень эффективности контроля за расходованием и целевым использованием бюджетных средств;

— при разработке и формировании реестра добросовестных поставщиков учитывать не только количество и качество исполненных ранее государственных контрактов, которые уже имеются в базе ЕИС, но и текущую финансово-хозяйственную деятельность организации на рынке за предшествующие периоды, частично используя некоторые автоматизированные информационные системы ФНС России (например, автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2);

— учитывать срок полезного использования товаров, выполненных работ;

— проводить сравнительный анализ в целях сопоставления результатов, достигнутых по ранее заключенным аналогичным контрактам (установление эталона).

Именно эскалация эффективности экономического регулирования государственных закупок позволит вывести на новый уровень саму структуру государственного заказа, которая влияет, в частности, на экономическую безопасность бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Бессонов Владимир Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России; Наметкин Денис Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия

Особенности выявления и расследования хищений бюджетных средств, выделяемых на подготовку и проведение международных спортивных

массовых мероприятий

В целях охраны бюджетных средств, выделяемых на подготовку и проведение международных спортивных массовых мероприятий, необходимо привлекать силы как оперативных, так и следственных подразделений. Только совместными усилиями можно добиться результатов, при которых будет осуществлен полный контроль за данной преступной деятельностью с целью применения предупредительных мер к устранению условий совершения хищений. Большое значение имеет осуществление взаимодействия подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на местном уровне как при расследовании преступлений, так и на момент выявления признаков преступных деяний.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.