Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НАЦПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МАЙСКОГО УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НАЦПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МАЙСКОГО УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович, Тимченко Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НАЦПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МАЙСКОГО УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ожидания относительно своего благополучия и благополучия экономики, но, вне сомнения, общая тенденция предполагаемых событий потребителями определяется достаточно верно, и, следовательно, эти предположения можно использовать для краткосрочных прогнозов.

Ожидания предпринимателей относительно развития событий в экономике демонстрирует индекс предпринимательской уверенности, который характеризует состояние делового климата в стране. Наряду с индексом потребительской уверенности он также считается опережающим индикатором, обладающим высоким предсказывающим свойством, и рассчитывается как среднее арифметическое значение частных балансов оценок фактически сложившихся уровней спроса, запасов готовой продукции, а также ожидаемого в ближайшие 3 и 6 месяцев изменения объема выпуска продукции.

Основными факторами, сдерживающими рост деловой активности, по мнению предпринимателей и в обрабатывающих отраслях, и в добывающих, являются низкий спрос на выпускаемую продукцию на внутреннем рынке, избыточное налогообложение и высокий уровень неопределенности в экономике.

Происходящие структурные изменения в мировой экономике в значительной степени определяют прогнозы развития ситуации в российской экономике. Старение населения, снижение предложения на рынке труда в России — это не только растущие расходы бюджета на пенсионное обеспечение и здравоохранение. Это в первую очередь необходимость ускоренного роста производительности труда за счет повышения технологического уровня производства и уровня капиталоемкости. Эти же задачи ставит необходимость повышения потребительского спроса путем роста уровня реальных доходов населения. Создание искусственного конкурентного преимущества российской экономики за счет заниженной стоимости труда и уровня потребления не могло в длительном периоде быть фактором роста российского экспорта. Практически все развивающиеся страны в настоящее время столкнулись с утратой своих преимуществ в сфере использования рабочей силы. Следовательно, и для российской экономики задача создания высокотехнологичных рабочих мест, способных в значительной степени заместить труд капиталом, увеличивающих доходы работников и поступления в бюджет, является одной их самых актуальных задач.

Нельзя не принимать во внимание негативное влияние на экономику России внешних факторов — торговых войн, европейской дезинтеграции, эпидемии коронавируса и т. д., однако исследования, проведенные Всероссийской академией внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, показали, что внешние факторы могут оказать существенное влияние на состояние национальной экономики, но не в состоянии «обеспечить выход из ловушки низких темпов роста... Перспективы решения соответствующих задач связаны не с внешними условиями, не со сценариями того, что будет происходить в других регионах мира. а с тем, как будет выглядеть конфигурация мер экономической политики, направленных на стимулирование роста национальной экономики». Кроме того, без структурных управленческих, институциональных, налоговых и других экономических реформ, включая законодательные меры по улучшению существующего делового климата, а также без развития конкуренции, снижения роли государства в экономике и привлечения инвестиций выйти в ближайшие два-три года на темпы роста выше 2,5% вряд ли возможно. Без решения или хотя бы минимизации этих проблем достичь даже среднемировых темпов роста крайне затруднительно.

Чеботарев Владислав Стефанович, доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России; Тимченко Андрей Валентинович, кандидат экономических наук, профессор

Анализ экономической эффективности использования бюджетных средств нацпроектов: проблемы и пути их преодоления в контексте реализации майского Указа Президента Российской Федерации

При вступлении в должность в 2018 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил перед всей системой государственного и муниципального управления

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)

243

беспрецедентные задачи по повышению жизненного уровня российских граждан и выведению национальной экономики на высокий мировой уровень. На решение поставленных задач запланировано более 25 трлн рублей до 2024 года, из которых только чуть более 13 трлн рублей направит федеральный центр, остальные ресурсы мобилизуют внебюджетные фонды, регионы и внебюджетные источники, в том числе инвестиционные.

Однако при анализе темпов освоения средств федерального бюджета на реализацию нацпро-ектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за январь — сентябрь 2019 года специалистами Счетной палаты выяснилось, что суммарные расходы составили чуть более половины от всего запланированного годового объема — 52,1%. На первый взгляд, удивительно, что программы, определенные Президентом страны как приоритетные, исполняются даже ниже среднего уровня расходов федерального бюджета (62,9%). Об этом говорится в оперативном докладе Счетной палаты. Причем, ряд федеральных программ имеют критические показатели. Так расходы по нацпроектам «Повышение производительности труда и поддержка занятости» составили 38,8%, «Экология» — 22,1%, «Цифровая экономика» — 12,3%. Самый низкий показатель среди нацпроектов имеет нацпроект «Цифровая экономика».

И хотя глава ведомства упоминает в качестве основных причин сложность «тендерных» процедур, имея в виду законодательство о закупках, а также необходимость подготовки проектно-смет-ной документации, анализируя приведенные цифры, можно говорить о старте уже знакомой нам «штурмовщины» при гарантии недостижения поставленных целей.

На наш взгляд, пока мы еще на первом этапе реализации таких масштабных планов, необходимо предпринять ряд неотложных мер:

1. Скорректировать показатели измерения по достижению поставленных целей и методы их достижения.

2. Пересмотреть сроки окончания проектов, дифференцировав их по сложности, в том числе и увеличив сроки достижения результатов, так как есть сложности с проработкой проектно-сметной документации для эффективного применения ресурсов.

3. Провести кадровые реформы с целью привлечения к реализации поставленных задач профессионалов по их направлениям на всех (прежде всего низовых) уровнях управления, что и сделал Президент в начале 2020 года на самом высшем уровне.

Безусловно, предлагаемые меры не являются исчерпывающими и единственно правильными, но мониторинг текущего состояния показывает, что на сегодняшний день мы наблюдаем скатывание к уже ставшему привычным процессу «освоения» бюджетных средств с риском недостижения объявленных Президентом целей.

Бородин Антон Николаевич, преподаватель кафедры финансов, налогов и кредита Нижегородской академии МВД России

Эскалация эффективности экономического регулирования государственных закупок как критерий экономической безопасности бюджетной системы

В зоне ответственности государства с целью реализации полномочий и исполнения обязательств создан и существует федеральный бюджет Российской Федерации, основная задача которого заключается в устойчивом функционировании и развитии страны по разным экономическим параметрам.

От положительного результата деятельности бюджетной системы Российской Федерации во многом зависит экономическое и социальное развитие страны в целом и отдельных ее регионов, а также рост валового внутреннего продукта и национального дохода, общественный климат в стране, формирование политической базы рыночной экономики и свободного предпринимательства.

В правовом аспекте федеральный бюджет России следует рассматривать как закон или нормативный правовой акт, который закрепляет права и регламентирует отношения участников экономических отношений бюджетного процесса на всех периодах ранжирования денежной массы субъекта.

Расходование бюджетных средств (в секторе государственных закупок) регламентируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день структура заказчиков увеличивается, что с положительной стороны указывает на повсеместное распространение

244

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.