Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ / INCLUSION / STUDENTS WITH DISABILITIES / HIGHER EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Ян Александрович

Рассматриваются результаты анализа деятельности ведущих высших учебных заведений США, Великобритании и Германии в отношении обучения лиц с инвалидностью. Раскрываются критерии сравнения систем высшего инклюзивного образования в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HIGHER INCLUSIVE EDUCATION IN THE USA, UK AND GERMANY

The results of the analysis of the leading higher education institutions of the USA, Great Britain and Germany in relation to the education of persons with disabilities are considered. The article reveals the criteria for comparing the systems of higher inclusive education in foreign countries.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ»

8. Дреер Р. Применение принципов проектного образования в программах бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. №2. С. 46-49. URL: https://cyberienmka.m/artide/v/primenenie-printsipov-proektnogo-obrazovaniya-v-programmah-bakalavriata

9. Иванова С.В., Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. №20(6). С. 29-49.

10. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. №20(2). С. 32-59.

11. Старчикова И.Ю., Шакурова Е.С., Мощенок Г.Б. Проектная деятельность как инновационная составляющая в гуманитарном блоке образовательного процесса технического вуза // Перспективы науки и образования. 2018. №4(34). С. 52-57.

12. Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. № 22(4). С. 132-152.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (2018). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117

14. Хаматгалиев Э.Р. Развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности: к постановке проблемы исследования // Перспективы науки и образования. 2018. №2(32). С. 134-138.

Педагогика

УДК 316.64

аспирант кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Глузман Ян Александрович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И

ГЕРМАНИИ

Аннотация. Рассматриваются результаты анализа деятельности ведущих высших учебных заведений США, Великобритании и Германии в отношении обучения лиц с инвалидностью. Раскрываются критерии сравнения систем высшего инклюзивного образования в зарубежных странах.

Ключевые слова: инклюзия, студенты с инвалидностью, высшее образование в зарубежных странах.

Annotation. The results of the analysis of the leading higher education institutions of the USA, Great Britain and Germany in relation to the education of persons with disabilities are considered. The article reveals the criteria for comparing the systems of higher inclusive education in foreign countries.

Keywords: inclusion, students with disabilities, higher education in foreign countries.

Введение. Актуальность статьи обусловлена увеличением количества обучающихся с инвалидностью в системе высшего образования и необходимостью организации доступной образовательной среды. Анализ особенностей высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в США, Великобритании и Германии дает возможность выделить лучшие инклюзивные практики и транслировать их в отечественных вузах.

Решение проблем обеспечения образовательной и социальной доступности высшего образования для лиц инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья представлено в трудах отечественных (Богинская Ю.В. [1], Глузман А.В. [2], Кобрина Л.М. [3], Мельник Ю.В. [4], Мещерякова Н.Н. [5], Панюкова С.В. [4], Роготнева Е.Н. [5], Саитгалиева Г.Г. [4], Серебрянникова О.А. [4], Югай С.В. [6]) и зарубежных ученых (Chiwandire D. [9], Houghton A.-M. и Langley J. [16], Morina A. [13], Pollard E. [16], Vincent L. [9], Williams М.и Zozimo J. [16]).

Целью статьи является рассмотрение ключевых аспектов в организации доступности инклюзивной образовательной среды в зарубежных высших учебных заведениях для студентов, имеющих особые образовательные потребности.

Основными критериями для сравнения систем высшего инклюзивного образования в США и европейских государств выбраны следующие:

- виды и группы инвалидности;

- количество студентов-инвалидов в вузе;

- платность или бесплатность образовательных услуг;

- наличие центров или служб поддержки и сопровождения студентов-инвалидов в университетах и колледжах (Богинская Ю.В. [1]).

Так, анализ практического опыта и лучших инклюзивных практик показал, что основой качественного и доступного высшего образования для лиц с инвалидностью является наличие в государстве и образовательной организации законодательной базы и нормативных документов. В США законы, регламентирующие образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, появились в последние 25 лет. Три основных федеральных закона защищают права людей с ограниченными возможностями: Individuals with Disabilities Education Act (IDEA), Section 504 of the Rehabilitation Act (Section 504) и Americans with Disabilities Act (ADA). Так, IDEA является законом, который предусматривает специальное образование, Раздел 504 защищает права обучающихся с инвалидностью, ADA обеспечивает свободу от дискриминации в сфере труда. Кроме того, Сенатом США 14.06.2001 года был принят и Президентом США Джоржем Бушом 08.01.2002 года был подписан акт, в котором определялась образовательная политика о том, что «ни один ребенок не остается вне закона («No Child Left Behind Art» - NCLB). Выполнение этого закона было направлено на создание условий для освоения всеми обучающимися страны образовательных стандартов.

Особое внимание уделялось детям с физическими нарушениями, чьи показатели должны были соответствовать академическому уровню.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая вопросы инклюзии в системе высшего образования США необходимо подчеркнуть, что во всех американских университетах и колледжах созданы возможные и необходимые специальные условия для обучения и социализации студентов с особыми потребностями. Такие изменения произошли как в государственных университетах, так и в частных.

Для анализа нами были отобраны ведущие вузы США по критерию наибольшего количества обучаемых студентов с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в Миннессотском университете (University of Minnesota)7 обучается 51 721 студент, среди которых 2 870 (5,54%) учащихся с инвалидностью. В Тьюлейн университете (Tulane University) насчитывается 13 581 бакалавров, магистров и аспирантов, среди которых 1 378 студентов-инвалидов (10,14%) [10]. В Государственном университете Хьюстон (University of Houston) получают высшее образование 42 704 студента, из них - 3 532 (8,27%) студента с проблемами в физическом развитии [8]. В небольшом частном Университете Северной Каролины в Ашевиле (University of North Carolina Asheville) учится 4 274 студента, занятия которого посещают 256 (6%) студентов-инвалидов

[14]. Таким образом, в системе высшего образования США один из самых высоких показателей в мире соотношения количества студентов-инвалидов. По оценкам Национального центра статистики образования Министерства образования США8 в 2015-2016 учебном году в высших учебных заведениях обучалось 3,8 миллиона студентов с инвалидностью. Это около 19,4% от всех студентов. В том же году обучалось около 423 000 аспирантов с ограниченными возможностями здоровья (11,9% от всех аспирантов). Согласно результатам исследований National Longitudinal Transition Study-2 (NLTS2), из выпускников средних школ имеющих инвалидность, при поступлении в университет только 28% указали, что они имеют инвалидность

[15]. Кроме того, 63% обучающихся, признанных инвалидами в средней школе, не считали себя инвалидами к моменту поступления в свое высшее учебное заведение, и поэтому не обращались за дополнительной поддержкой или услугами. Еще 9% учащихся с инвалидностью решили не сообщать о своей инвалидности в своем университете.

В США выделяется пять видов инвалидности: нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и трудности в обучении. Американским высшим учебным заведениям выгодно иметь студентов с инвалидностью, т.к. государством выделяются определенные средства на сопровождение обучающихся данной категории. Студенты с инвалидностью и особыми потребностями могут направлять свои заявки в различные образовательные и социальные организации для получения стипендий и грантов.

Одним из важнейших критериев уровня развития системы высшего инклюзивного образования является наличие университетских сервисных центров поддержки обучающихся с инвалидностью. Так, наиболее известными центрами являются Консультационный центр по обслуживанию инвалидов в Государственном университете Хьюстон, Управление предоставления услуг инвалидам в Тьюлейн университете, Центр оказания поддержки инвалидам в Университете Минессоты, Управление обслуживания инвалидов в Университете Северной Каролины в Ашевиле.

В Великобритании создана общенациональная система поддержки детей и молодых людей с отклонениями в физическом развитии. В соответствии с «Законом о равенстве»9 (2010 г.) незаконным для каждого учебного заведения, в том числе частного, является различие обучающихся по признаку инвалидности. Статистические данные показывают, что 94 120 студентов с ограниченными возможностями здоровья поступило в университеты Англии в 2017/2018, что на 6000 больше, чем в предыдущем учебном году и на 26 000 чел. больше в сравнении с 2013/2014 учебным годом. В каждом британском университете есть офис и ответственный по работе с инвалидами специалист, который проконсультирует о специальных и дополнительных услугах. Студенты с ограниченными физическими возможностями могут связаться с ним для решения различных проблем.

Одним из востребованных университетов Великобритании в области инклюзивного образования является Королевский университет Белфаста (Queen's University Belfast), в котором обучается 24 955 бакалавров, магистров и аспирантов, из них около 1 290 (5,16 %) студентов-инвалидов. В Открытом университете (Open University), в котором обучается около 200 000 студентов, дистанционно получают высшее образование более 8 700 (4,35%) студентов-инвалидов. В Эдинбургском университете (University of Edinburgh) приобретают специальности 33 610 студентов из них 2 100 (6,24 %) студентов имеют проблемы с отклонениями в физическом развитии [11].

Как описывает Богинская Ю.В., «...в Великобритании согласно Руководству по обеспечению студентов - инвалидов высшим образованием выделяется шесть групп студентов с инвалидностью: с дислексией; со скрытыми заболеваниями (диабет, эпилепсия, астма); с психическими расстройствами; с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Система финансовой поддержки студентов с функциональными нарушениями в Великобритании сходна с американской: «.государство выдает студентам правительственные гранты, кредиты или другие выплаты Советам по вопросам образования и профессиональной подготовки для организации соответствующей поддержки студентов с инвалидностью» [12]. Стипендии для студентов-инвалидов в Великобритании регулируются и обеспечиваются как государственными органами или неправительственными организациями, так и университетами. В настоящее время существует большое количество стипендий, доступных для студентов с особыми потребностями. Обязательным условием является представление публичных отчетов о расходовании средств вузами.

Студенты с инвалидностью заочной формы обучения и аспиранты в британском университете получают «студенческие пособия, которые делятся на три группы:

1) пособия на специальное оборудование - компьютер, сканер,

7 Disability Resource Center of the University of Minnesota Электронный ресурс - Режим доступа: https://disability.umn.edu/

8 U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, 2015-16 National Postsecondary Student Aid Study (NPSAS:16). https://nces.ed.gov/programs/digest/d17/tables/dt17_311.10.asp?current=yes

9 UK Equality Act (2010) Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.csie.org.uk/inclusion/equality-act-2010.shtml

http://translate.googleusercontent.com/translate_c?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://www.dyslexic.com/software &rurl=translate.google.com.ua&usg=ALkJrhjSO4LgoEFLMnajT313cAGYiHRU6gспециализированное программное обеспечение, цифровой диктофон, электронный словарь, Оксфордский словарь, карманный органайзер, цветные закладки, страхование и конечно, постоянная поддержка оборудования, в соответствии с индивидуальными потребностями;

2) немедицинские вспомогательные пособия - дополнительные занятия, упражнения, но не основной курс дисциплины;

3) основное студенческое пособие - копирование, запись ленты для лекций, цветная бумага, дополнительные книги» [1].

Работая с правительственными фондами, все университеты Великобритании предоставляют так называемую надбавку (дополнительную выплату) - совместную стипендию и кредит для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, стипендия студентов с инвалидностью в Англии покрывает расходы на поездки во время учебы по стране.

Как уже отмечалось, во всех университетах функционируют сервисные службы поддержки студентов-инвалидов. Так, в Королевском университете Белфаста функционирует Центр поддержки инвалидов. Служба по работе с инвалидами много лет работает в Эдинбургском университете. Сервисная служба для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья создана в Открытом университете в Йоркшире.

В последние годы немецкие университеты исследовали потребности студентов с инвалидностью и стали их учитывать п процессе организации учебной работы. Согласно статистическим данным во всех вузах Германии обучалось около 6 % студентов с ограниченными возможностями здоровья [7]. Так, например, в университете Вупперталь (Bergische Universität Wuppertal) обучается около 20 957 студентов из которых 585 (2,79 %) студенты-инвалиды. В Техническом университете Дортмунда10 (TU Dortmund) получают высшее образование около 34 600 студентов из них - 2 270 (6,56 %) студенты с ограниченными возможностями. В Гейдельбергском университете (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) 29 689 бакалавров, магистрантов и аспирантов, из них 2 365 (8 %) студента с инвалидностью. В Дюссельдорфском университете (Heinrich-HeineUniversität Düsseldorf) обучается 17 002 студента из которых 1 876 (11%) обучающихся имеющих свидетельство о физических недостатках.

Университет TU Dortmund играет ведущую роль в Германии в области инклюзии. Обеспечением доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в университете занимаются почти 40 лет. В 1977 году была создана первая консультативная служба для студентов с ограниченными возможностями или хроническими заболеваниями в TU Dortmund. В 2001 году экспериментальное исследование «Университет для всех» привело к созданию центра DoBuS.

Важно отметить, что Германия разделена на 16 независимых федеральных земель, которые, в свою очередь, имеют 16 различных норм для установления официального диагноза по инвалидности и 16 различных правил о том, какие услуги могут быть предложены для студентов с инвалидностью в разных регионах. Несмотря на выше обозначенные сложности, можно выделить четыре вида инвалидности: психические расстройства, ограниченные физические возможности, соматические заболевания, объединение нескольких видов заболеваний. Согласно статистике, из всех студентов с ограниченными возможностями здоровья 53% имеют психические расстройства, 22% - хронические соматические заболевания, 5% -нарушения опорно-двигательной системы, 5% студентов имеют дислексию, 4% - нарушения слуха, 4% -нарушения зрения, 7% имеют другие пролонгирующие состояния/нарушения (например, опухолевые заболевания, состояния аутистического спектра и др.).

«В Германии создана сеть центров или служб поддержки и сопровождения студентов с особыми потребностями в университетах и колледжах. Так, в Университете Вупперталь работает Служба по делам инвалидов и хронически больных студентов. Известна в стране Служба по делам инвалидов и хронически больных студентов в Гейдельбергском университете. В Берлинском техническом университете много лет функционирует Служба для студентов с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями. В Техническом университете Дортмунда функционирует Дормундт-центр исследования инвалидности (DoBuS), который является научным, методическим и образовательным учреждением, известным по всей стране» [1]. DoBuS является уникальным в Федеративной Республике Германии учреждением, мероприятия которого профессионально курируют специалисты Факультета реабилитационных наук. Центр специализируется на создании равных возможностей для лиц с инвалидностью и хронически больных студентов. DoBuS стремится поддерживать и другие университеты, помогая рекомендациями по обеспечению безбарьерности университета и доступности обучения.

Для всех студентов университетов, колледжей и высших школ независимо от их статуса страна обеспечивает лиц с ограниченными возможностями здоровья студенческими кредитами. Как показал анализ существующей практики две трети студентов несут дополнительные расходы, связанные с нарушениями. Дополнительные расходы возникают на лекарства (46%), медицинское лечение (23%), психологические и другие виды терапии (18%), на связанные с нарушением дополнительные потребности в повседневной жизни 15% (например, питание и гигиена), а также на командировочные расходы 10%.

Дополнительные расходы на образовательные потребности (например, на учебу и помощь в связи, мобильность или технические средства) несет относительно небольшая группа студентов (3%), из них студенты с нарушениями зрения (25%), слуха (19%) и опорно-двигательного аппарата (14%). Только 3% студентов, имеющих дополнительные расходы, получают выплаты по социальному обеспечению.

Согласимся с еще одним критерием анализа системы высшего инклюзивного образования, предлагаемым Богинской Ю.В. и Глузманом А.В. - «обеспечением мобильности студентов с инвалидностью в ходе программ международных обменов». Так, в Великобритании и Германии наиболее крупной Программой обмена студентами с инвалидностью является Эразмус+ (Erasmus+), позволяющая студентам различных нозологий выезжать в зарубежные вузы.

По результатам программ обмена студентами средних и высших учебных заведений в Евросоюзе в 2010 году только 213 студентов сообщили об инвалидности. В ответ на эти низкие показатели Erasmus Student

10 Zentrum für HochschulBildung Bereich Behinderung und Studium (DoBuS) der Technische Universität Dort-mund Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.zhb.tu-dortmund.de/zhb/dobus/de/home/

Network (ESN), общеевропейская студенческая организация в 2010 году запустила проект ExchangeAbility для расширения участия студентов-инвалидов в программах мобильности.

Еще одна организация Mobility International USA (MIUSA) начала проводить программы международного обмена, направленные на укрепление лидерских способностей людей с ограниченными возможностями в 1981 году, и к 2015 году более 2000 выпускников-инвалидов приняли участие в ее программах.

По всем международным программам выплачивается стипендия, покрывающая расходы на обучение и все обязательные университетские взносы; проживание и питание; транспортные расходы в рамках программы; медицинскую страховку; учебные материалы; расходы, связанные с летней программой и ежегодной конференцией; специализированную помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья. Международные офисы и сервисные службы регулируют и эти вопросы, подбирая доступные для обмена доступные университеты с учетом нозологий.

Таким образом, анализ обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях позволяет сделать заключения обобщающего характера. Анализ количественного состава студентов с ограниченными возможностями в вузах показал, что в США, Великобритании и Германии имеется наибольшее процентное соотношение количества студентов с инвалидностью (более 5%) к общему количеству студентов.

Характеристика образовательных уровней, доступных для студентов с инвалидностью подтвердила одинаковую ситуацию в США, Великобритании и Германии. Нормативно-правовая база указанных стран ориентирована на обеспечение доступности всех уровней образования. Подписав и ратифицировав Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (13 декабря 2006 года), государства должны обеспечить доступность и безбарьерность высшего образования. В данной Конвенции, согласно статье об образовании, все уровни образования доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Прием в вузы в США и европейских государствах осуществляется по видам и типам. Положительным моментом при приеме лиц с инвалидностью на обучение в вузы развитых стран является отсутствие любых ограничений в нозологиях и предлагаемых специальностях, любых обстоятельств, барьеров и трудностей для лиц с ограниченными возможностями, так как законодательно закреплен запрет дискриминации в отношении лиц с инвалидностью.

В США, Великобритании и Германии существуют различные классификации инвалидности. Анализ инклюзивных практик показал, что во всех перечисленных государствах в университеты и колледжи принимаются лица с различными группами, видами инвалидности и нозологиями, независимо от того, есть ли специалисты по работе с данной категорией студентов. Доступные условия для таких студентов создаются по запросу и имеют заявительный характер. В случае если студенту с ограниченными возможностями здоровья будут необходимы дополнительные услуги, он предоставляет медицинские документы, подтверждающие инвалидность (справку, заключение или удостоверение, сертификат инвалида).

«Анализ наличия подразделений, обеспечивающих получение качественного высшего образования инвалидами в вузах США, Великобритании и Германии позволяет говорить о том, что каждое высшее учебное заведение зарубежных стран имеет свою службу или центр поддержки студентов с инвалидностью» [1]. Важно отметить, что сервисные центры поддержки в некоторых странах стали не только учебно-реабилитационными подразделениями, но и научно-исследовательскими.

Выводы. Одной из важных характеристик системы высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья является: «наличие ответственного (координатора) по делам инвалидов на каждом факультете, институте, департаменте вуза. Такие специалисты есть в каждом университете и колледже США и европейских государств. Кроме того, в вузах США и Великобритании обязательным условием успешного обучения инвалидов является наличие должности омбудсмена -специалиста, проверяющего соблюдение и реализацию всех прав студентов с инвалидностью. Особый интерес вызывают специалисты, сопровождающие студентов с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе. Анализ показал, что во всех зарубежных высших учебных заведениях, обучающих лиц с инвалидностью, присутствуют такие сотрудники как: тьюторы (репетиторы), коучи (академические тренеры)».

Образование для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не бесплатное и регулируется нормативно-правовой базой зарубежных стран. Для компенсации финансовых затрат выплачиваются пособия, стипендии, предоставляются льготы, гранты, стипендии, оформляются кредиты для оплаты образовательных и дополнительных услуг. Финансируются эти затраты организациями, фондами, службами, территориальными органами и университетами.

Литература:

1. Богинская Ю.В. Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 4. - С. 5.

2. Глузман А.В., Богинская Ю.В. Законодательное обеспечение доступности высшего профессионального образования инвалидов в европейских странах // Педагогика. - 2014. - № 8. - С. 99-108.

3. Кобрина Л.М. Практика повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в Ленинградской области // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 6 (87). - С. 178-182.

4. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Международный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. - С. 88-97.

5. Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н. Опыт организации обучения студентов-инвалидов в высших образовательных учреждениях Российской Федерации // Социодинамика. - 2017. - № 9. - С. 46-57.

6. Югай С.В. Пути повышения доступности высшего образования для инвалидов Российской Федерации // Теории и проблемы политических исследований. - 2018. - T.J7. - № 2A. - С. 146-151.

7. Biewer G., Buchner T., Shevlin M., Smyth F., Siska J., Káñová S., Ferreira M., Toboso-Martine M., Díaz S.R. Pathways to inclusion in European higher education systems. - 2015. - Volume 9. - Issue 4, (October-December). - рр. 278-289

8. Center for Students with DisABILITIES of the University of Houston Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.uh.edu/csd/

9. Chiwandire, D., Vincent L. Funding and inclusion in higher education institutions for students with disabilities // African journal of disability. - 2019. - №8. - 336 р.

10. Goldman Center for Student Accessibility of the Tulane University Электронный ресурс - Режим доступа: https://accessibility.tulane.edu/

11. Healey T., Pretorius A., Bell D. Disability in Higher Education: Project Report (2011). Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.uct.ac.za/usr/disability/reports/annual_report_10_11.pdf

12. McGregor K., Langenfeld N., Van Horne S., Oleson J, Anson M., Jacobson W. The University Experiences of Students with Learning Disabilities. Learn Disable Res Pract. - 2016. - May №31 (2). - рр. 90-102.

13. Morina A. Inclusive education in higher education: challenges and opportunities // European Journal of Special Needs Education. - 2016. Volume 32. - Issue 1: Postsecondary Educational Opportunities for Students with Special Education Needs. - рр. 3-17

14. Office of Academic Accessibility of the University of North Carolina at Asheville Электронный ресурс -Режим доступа: https://oaa.unca.edu/

15. Students with Disabilities at Maryland Colleges and Universities. - Baltimore - February 2019 Электронный ресурс - Режим доступа: https://mhec.maryland.gov/publications/Documents/Research/AnnualReports/2019ReportonStudentswithDisabilities. pdf

16. Williams M., Pollard E., Langley J., Houghton A.-M., Zozimo J. Models of support for students with disabilities: Report to HEFCE UK Institute for Employment Studies. - 2017. - 134 р.

Педагогика

УДК 378.2:159.9

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой

методик начального и дошкольного образования Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлена сущностная характеристика понятия «индивидуальный стиль профессиональной деятельности будущего воспитателя». Охарактеризованы индивидуальные стили профессиональной деятельности современного педагога. Установлены четыре индивидуальных стиля профессиональной деятельности воспитателя. Предложены рекомендации по их применению. Установлено, что одной из важных характеристик личности педагога является темперамент.

Ключевые слова: индивидуальный стиль, индивидуальный стиль профессиональной деятельности воспитателя, эмоционально-познавательный стиль, эмоционально-методический стиль, креативно-рефлексивный стиль, креативно-индивидуальный стиль.

Annotation. The article provided the essential characteristics of the concept of «individual style of professional activity of the future teacher». Characterized by the individual styles of the professional activity of the modern teacher. There are four individual styles of professional work educator. Recommendations on how to use them. It has been established that one of the important characteristics of a teacher is a person's temperament.

Keywords: Personal style, personal style of educator's professional work, emotional and cognitive style, emotional and methodical style, creative and reflective style, creative individual style.

Введение. Модернизация российского общества, как убеждает практика, во многом зависит от образовательного уровня молодого поколения, обладающего глубокими знаниями и способного конкурировать на рынке труда в условиях строгого профессионального отбора. Невозможно не согласиться с тем, что этот уровень является значимым показателем, влияющим на состояние высшего образования и ее интеграцию в мировое образовательное пространство. Молодые люди в процессе педагогического образования должны становиться специалистами высокого качества, способные проявить творческую активность в приобретении и осознании профессиональных компетенций, которые помогают их профессиональному росту как личности. Такая подготовка должна быть нацелена на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности будущих педагогов, в частности воспитателей детей дошкольного возраста.

Как отмечала И.В. Долгополова, по своей сути и структуре индивидуальный стиль - это индивидуальность педагога, проявляющаяся в его стиле профессиональной деятельности [2]. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности в российской и зарубежной психолого-педагогической науке представлена несколькими направлениями исследований, в частности: теоретико-методологические основы индивидуального стиля деятельности (Л.Н. Макарова, О.А. Слепичева, А.В. Торхова и др.), профессиональное становление педагога и проявление индивидуальности в педагогической деятельности (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.Я. Никонова и др.), педагогическая организация процесса профессионального развития педагога (С.Г. Вершловський, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, А.А. Петренко и др.).

Анализ образовательной практики показывает, что данная проблема все еще недостаточно изучена и требует дальнейшего исследования, поскольку имеет более широкий и глубокий смысл, а само понятие индивидуального стиля - четкого определения с учетом специфики профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрение вопроса формирования индивидуального стиля будущего воспитателя детей дошкольного возраста прежде всего требует четкого обоснования его сущности.

Анализ научной литературы дает основания для уточнения исследуемого понятия с учетом специфики педагогической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста. Итак, под индивидуальным стилем профессиональной деятельности будущего воспитателя детей дошкольного возраста мы понимаем совокупность профессионально-педагогических компетенций, индивидуальных свойств, психолого-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.