кое образование профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» [8]. Данный образовательный стандарт определяет требования к овладению общекультурными компетенциями в процессе освоения бакалаврами содержания основной образовательной программы по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (таблица 2).
Согласно анализу материалов представленных в таблице 2, мы можем говорить о том, что формирование и развитие общекультурных компетенций, осуществляется в течение четырех лет реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. В связи с чем, нам близка позиция профессора А.П. Беляевой, по мнению которой в новой профессиональной школе стратегической линией ее развития становится гуманистическая направленность обучения. Автор отмечает, что гуманизация в профессиональном образовании имеет несколько уровней: философский, методологический, общенаучный, частнонаучный, общепрофессиональный и частнопрофессиональный. Но именно культурный фактор, как фундаментальное интегративное образование, автор рассматривает в качестве системообразующего, охватывающего «в единстве личностные, де-Библиографический список
ятельностные и многопрофильные характеристики личности, основы общенаучного, культурологического и профессионального образования [9].
Таким образом, рассматривая роль культуры (культурологического знания) в структуре подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, необходимо отметить, что знания и умения культурологической направленности находят свое отражение в содержании всех циклах учебных дисциплинах образовательного стандарта, данные представлены в таблице 3.
В системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности акцент делается на развитии общекультурных компетенций. Данные компетенции позволяют выпускнику быть подготовленным для работы в образовательных учреждениях различного типа по определенным видам профессиональной деятельности - педагогической и культурно-просветительской, тем самым формируя у студентов культуру безопасного типа поведения и ориентацию личности в правильном отношении к культурному наследию нашей страны и мировым ценностям.
1. Кребер, А.Л. Культура: Критический обзор концепций и определений / А.Л. Кребер, К. Клакхон. - М.,1952.
2. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 1973.
3. Верб, М.И. Эстетическая культура школьника: курс лекций. - СПб., 1997.
4. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Эйдос. - 2006. - 4 мая [Э/р]. - Р/д: http:// www.eidos.ru/journal/2006.
5. Ярочкин, В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности. Монография - М., 2000.
6. Мошкин, В.Н. Взаимосвязь культуры безопасности и контркультуры деструктивности в процессе формирования психологической готовности школьников к безопасной жизнедеятельности // Психологическая культура личности: материалы Всероссийской научно-прак-тич. конф. - Белгород, 2003.
7. Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. - СПб , 2008.
8. ФГОС ВПО Педагогическое образование 2010 г. [Э/р]. - Р/д: - www.edu.ru.
9. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб., 1997.
Bibliography
1. Kreber, A.L. Kuljtura: Kriticheskiyj obzor koncepciyj i opredeleniyj / A.L. Kreber, K. Klakkhon. - M.,1952.
2. Molj, A. Sociodinamika kuljturih. - M., 1973.
3. Verb, M.I. Ehsteticheskaya kuljtura shkoljnika: kurs lekciyj. - SPb., 1997.
4. Zimnyaya, I.A. Obthaya kuljtura i socialjno-professionaljnaya kompetentnostj cheloveka // Ehyjdos. - 2006. - 4 maya [Eh/r]. - R/d: http:// www.eidos.ru/journal/2006.
5. Yarochkin, V.I. Sekjyuritologiya - nauka o bezopasnosti zhiznedeyateljnosti. Monografiya - M., 2000.
6. Moshkin, V.N. Vzaimosvyazj kuljturih bezopasnosti i kontrkuljturih destruktivnosti v processe formirovaniya psikhologicheskoyj gotovnosti shkoljnikov k bezopasnoyj zhiznedeyateljnosti // Psikhologicheskaya kuljtura lichnosti: materialih Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. -Belgorod, 2003.
7. Alekseeva, T.B. Kuljturologicheskiyj podkhod v sovremennom obrazovanii: nauchno-metodicheskoe posobie. - SPb , 2008.
8. FGOS VPO Pedagogicheskoe obrazovanie 2010 g. [Eh/r]. - R/d: - www.edu.ru.
9. Belyaeva, A.P. Integrativno-moduljnaya pedagogicheskaya sistema professionaljnogo obrazovaniya. - SPb., 1997.
Статья поступила в редакцию 15.09.12
УДК 159.964
Agaveljan O.K., Agaveljan R.O., Perevozkin S.B., Perevozkina J.M., Ryumina T.V. FEATURES OF EXPRESSIVENESS OF ARCHETYPES AND EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF THE PERSON. In article it is considered universal models - archetypes, the analysis of interrelation of a preferred archetype and emotional characteristics of the person is given.
Key words: an archetype, emotional displays, unconscious, fears, aggression.
О.К. Агавелян, д-р психол. наук, проф., Институт Детства ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Р.О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института Детства ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Ю.М. Перевозкина, канд. психол. наук, зав. каф. психологии личности и специальной психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]; С.Б. Перевозкин, канд. психол. наук, доц. каф. практической психологии НОУ ВПО НГИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Т.В. Рюмина, канд. психол. наук, доц. каф. психологии личности и специальной психологии ГОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ АРХЕТИПОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается универсальные модели - архетипы, дается анализ взаимосвязи предпочитаемого архетипа и эмоциональных характеристик личности.
Ключевые слова: архетип, эмоциональные проявления, бессознательное, страхи, агрессивность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в насто- ные геополитическими и социально-экономическими преобра-
ящее время изменчивость современного мира, особенности раз- зованиями в государстве, неизбежно ставят перед субъектом
вития российского общества, в частности изменения, вызван- проблему духовности. В этих условиях особое значение приоб-
ретает проблема изучения архетипов - древними застывшими формами, завуалированными в современные одежды.
Исследование К.Г. Юнгом [1; 2] природы бессознательного, демонстрирует наличие в структуре личности пласта коллективного бессознательного, которое, по мнению автора, состоит из архетипов - первоначальных образов. К.Г. Юнг [2] выделяет несколько архетипов, основными из которых являются: Эго, Персона, Сэлф, Тень, Мудрый старец, Божественный младенец, Герой, Великая Мать, Анима у мужчин и Анимус у женщин. Классификацию архетипов автор подкрепляет материалами мифов и сказок народов мира, отмечая биполярность архетипичных образов. Обзор работ, ранее осуществленный авторами настоящей статьи [3], показал, что идеи К. Г. Юнга были использованы в работах ряда авторов, которые использовали аналитические методы для осмысления человеческой индивидуальности и построения типологической модели архетипов.
В каждом индивиде, по мнению К.Г. Юнга [1] присутствуют архетипы, в так называемом латентном состоянии, вместе с тем, один или несколько архетипов могут оказывать доминирующее воздействие наличность. Под доминированием архетипа К.Г. Юнг понимает прорыв аффективно заряженного содержания бессознательного в сознание, в то же время смысловое содержание не осознается индивидом, вследствие эмоционального запрета. При этом все интересы человека, подверженного влиянию архетипа связаны исключительно с этим комплексом: «...психическая энергия целиком уходит на обслуживание комплекса в ущерб остальному психическому материалу.» [1, с. 53]. Таким образом, можно говорить, что в определенных случаях эмоциональные манифестации могут выступать маркерами архетипов. В этой связи, авторами настоящей работы была предпринята попытка исследования взаимосвязи предпочтения определенного архетипа и эмоциональных характеристик личности.
В качестве методов исследования выступили: методика «Визуальные образы архетипов» (О. К. Агавелян, С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозкина [3]), «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (МСВП) О.О. Андроникова; «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС) Ю.Щербатых и Е.Ивлева; «Опросник определения враждебности и агрессивности» Басса-Дарки. Экспериментальной базой исследования выступил Новосибирский государственный педагогический университет, были исследованы студенты второго, третьего курса, очного отделения различных факультетов. Всего 103 человека, из них 61 девушка и 42 юноши в возрасте от 18 до 22 лет. Для изучения взаимосвязи использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования показали, что существуют умеренные положительные и отрицательные корреляции между предпочтением архетипов и эмоциональными особенностями личности (таблица 1).
Анализ полученных отрицательных корреляционных связей показывает, что при отсутствии негативизма, выражающемся в оппозиционной манере в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, сниженной агрессивности в общем и вербальной агрессивности, сопровождающейся выражением негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов и склонности к критичному поведению, как правило можно наблюдать выраженность архетипа матери, который проявляется в блокировке агрессии и конфликтности, заботе об окружающих и гиперконтроле окружающих [4; 5]. Таким образом, можно говорить, что эмоциональными маркерами ар-хетипического комплекса матери могут выступать блокирование агрессивности, гиперконтроль окружающих и своих проявлений.
Таблица 1
Статистически значимые взаимосвязи архетипов и эмоциональных характеристик
Архетипы П ризнаки Spearman p-level
Мать Склонность к некритичному поведению -0,52 0,000
Негативизм -0,31 0,097
Вербальная агрессия -0,37 0,047
Индекс агрессивности -0,31 0,052
Трикстер Страх сумасшествия -0,42 0,020
Страх начальства -0,39 0,030
Страх бедности -0,58 0,000
Страх войны -0,39 0,034
Боязнь замкнутых пространств -0,43 0,018
Интегральный показатель страха -0,41 0,023
Чувство вины -0,37 0,045
Ребенок Склонность к саморазрушающему поведению 0,38 0,040
Страх смерти 0,32 0,054
Страх агрессии по отношению к близким -0,46 0,011
Враг Склонность к саморазрушающему поведению 0,39 0,030
Склонность некритичному поведению 0,34 0,050
Страх начальства -0,34 0,051
Страх смерти -0,31 0,054
Косвенная агрессия 0,40 0,028
Вербальная агрессия 0,44 0,014
Индекс агрессивности 0,31 0,050
Старуха Страх за сердце 0,47 0,010
Страх высоты 0,32 0,051
Страх перед негативными последствиями болезней близких людей 0,38 0,040
Страх заболеть каким-либо заболеванием 0,47 0,008
Интегральный показатель страха 0,34 0,052
Негативизм -0,31 0,051
Чувство вины 0,36 0,054
Интегральный показатель агрессивности -0,35 0,055
Ведьма Склонность к некритичному поведению 0,31 0,050
Страх глубины -0,33 0,053
Страх перед публичными выступлениями -0,34 0,054
Интегральный показатель агрессивности 0,46 0,010
Герой Склонность к гиперсоциальному поведению 0,43 0,020
Страх изменений в личной жизни -0,31 0,050
Страх самоубийства -0,40 0,028
Подозрительность 0,35 0,058
Индекс враждебности 0,32 0,051
Дева Страх темноты 0,36 0,050
Страх начальства 0,39 0,030
Страх высоты 0,32 0,053
Отец Страх перед публичными выступлениями -0,39 0,032
Склонность к некритичному поведению -0,35 0,050
Чувство вины 0,40 0,029
Склонность к гиперсоциальному поведению 0,32 0,050
Склонность к саморазрушающему поведению -0,34 0,053
Страх преступности -0,36 0,052
Старик Страх перед будущим 0,34 0,050
Страх глубины 0,36 0,054
Интегральный показатель агрессивности -0,46 0,010
Рассматривая полученные взаимосвязи между предпочтением архетипа трикстера и эмоциональными проявлениями можно утверждать, что при выраженности данного архетипа личности в меньшей степени свойственно подверженность различным страхам (обнаружено шесть отрицательных корреляций с различными видами страхов и интегральным показателем страха - г = 0,39-^0,58 с вероятностью ошибки менее 5 %). По всей видимости, происходит их подавление, поскольку характеристиками архетипа трикстера являются живость, оптимистичность, беззаботность, склонность к увлечениям, спонтанность, незрелость [4; 5]. При этом при выраженности архетипа трикстера обнаруживается сниженное чувство вины (г = -0,37 при р = 0,045). Данное позволяет говорить, что при задействии архетипа трикстера проявляются такие эмоциональные комплексы как незрелость, снижение чувства опасности, страха и вины.
При анализе взаимосвязей между предпочтением архетипа ребенка и эмоциональных проявлений можно предполагать, что при доминировании данного архетипа в структуре психике на сцену выходят страх смерти (г = 0,32 при р = 0,05) и склонность к саморазрушающему поведению (г = 0,38 при р = 0,04) при снижении страха агрессии по отношению к близким (г = -0,46 при р = 0,01). Иначе говоря архетип ребенка может сопровождаться саморазрушением (от тату до самоубийства), агрессивности по отношению к окружающим, но при этом у таких личностей выражен страх смерти, что наводит на мысль о замещении, как механизме психологической защиты.
Доминирование архетипа врага сопровождается выраженной агрессивностью в общем, а также вербальной и косвенной агрессивностью в частности, снижением страхов и склонностью как к саморазрушающему поведению, так и к некритичному поведению (г = 0,31-^0,47 с вероятностью ошибки менее 5 %). Данное сопоставимо с характеристиками архетипа врага, предлагаемыми разными авторами: деструктивные и самодеструктивные действия: зависимости, навязчивости или поведение, подрывающее близкие отношения, опасность эмоционального или физического насилия - деструкции в отношении других, сложность в управлении своими эмоциями, алкогольные возлияния, драки, неконтролируемая агрессия, убийство, самоубийство, саморазрушение [4; 5].
Анализируя корреляции, полученные между выраженностью архетипа старухи и эмоциональными проявлениями, можно утверждать, что маркерами данного архетипа будут выступать снижение и подавление агрессивности (получены отрицательные корреляции) и актуализация различных страхов, в основном связанных со страхом болезни.
При актуализации архетипа ведьмы, сопровождающимся такими характеристиками как мстительность, подавлением воли других, подозрительностью и т.д., мы имеем схожую эмоциональную картину с архетипом врага - выраженная агрессивность и снижение страхов (табл. 1).
Библиографический список
Доминирование в структуре личности архетипа героя включает склонность к гиперсоциальному поведению, что вполне объяснимо, т.к. герой горит желанием стать максимально сильным и могущественным для того, чтобы изменить, что-либо для себя и целого мира. Также имеют место такие проявления как враждебность и подозрительность, что также абсолютно логично, поскольку при захвате личностной структуры архетипом героя мы обнаруживаем такие характеристики как одержимая потребность в победе, жестокость, вечный поиск врага, тенденция к затяжным конфликтам, видеть все через призму неуважения, угрозы или вызова [4; 5]. И вместе с тем данный архетип сопровождается снижением страха изменений в личной жизни и повышением страха самоубийства. Иначе говоря, данный архетип идет навстречу изменениям, безрассуден, но при этом является осторожным, чтобы не навредить себе.
При активизации архетипов девы и старика на сцену выходя различные страхи, при снижении агрессивности. И, наконец, анализ корреляции между архетипом отца и эмоциональными проявлениями демонстрируют снижение страхов перед публичными выступлениями и наличие контроля. Кроме того мы имеем склонность к гиперсоциальному поведению при определенном чувстве вины.
Таким образом, можно говорить, что эмоциональными маркерами архетипического комплекса матери могут выступать: блокирование агрессивности, гиперконтроль окружающих и своих проявлений.
При задействии архетипа трикстера проявляются такие эмоциональные комплексы как незрелость, снижение чувства опасности, страха и вины.
Архетип ребенка может сопровождаться саморазрушением (от тату до самоубийства), агрессивности по отношению к окружающим, но при этом у таких личностей выражен страх смерти, что наводит на мысль о замещении, как механизме психологической защиты.
Доминирование архетипа врага и ведьмы сопровождается выраженной агрессивностью, снижением страхов и склонностью как к саморазрушающему поведению, так и к некритичному поведению.
Маркерами архетипа старухи выступают снижение и подавление агрессивности и актуализация различных страхов, связанных с заболеванием.
Доминирование в структуре личности архетипа героя включает склонность к гиперсоциальному поведению, враждебность и подозрительность, снижение страха изменений.
При захвате архетипами девы и старика на сцену выходя различные страхи, при снижении агрессивности.
Активизация архетипа отца в структуре личности сопровождается снижением страхов перед публичными выступлениями и наличие контроля. Кроме того, мы имеем склонность к гипер-социальному поведению при определенном чувстве вины.
1. Юнг, К.Г. Психология. Dementia praecox I пер. Т.Э. Гусакова. - Минск, 2003.
2. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов I пер. с англ. А.А. Спектор. - Минск, 2004.
3. Агавелян, О.К. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности I О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкин, Ю.М. Перевозкина II Сибирский вестник специального образования. - 2011. - № 3.
4. Бедненко, Г.Б. Боги, герои, мужчины. Архетипы мужественности. - М., 2005.
5. Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон / пер. В. Домнина, А.Сухенко. - СПб., 2005.
Bibliography
1. Yung, K.G. Psikhologiya. Dementia praecox / per. T.Eh. Gusakova. - Minsk, 2003.
2. Yung, K.G. Dusha i mif. Shestj arkhetipov / per. s angl. A.A. Spektor. - Minsk, 2004.
3. Agavelyan, O.K. Verbaljno-vizualjnihe kharakteristiki arkhetipov v sovremennihkh predstavleniyakh lichnosti / O.K. Agavelyan, S.B. Perevozkin, Yu.M. Perevozkina // Sibirskiyj vestnik specialjnogo obrazovaniya. - 2011. - № 3.
4. Bednenko, G.B. Bogi, geroi, muzhchinih. Arkhetipih muzhestvennosti. - M., 2005.
5. Mark, M. Geroyj i buntarj. Sozdanie brenda s pomothjyu arkhetipov / M. Mark, K. Pirson / per. V. Domnina, A.Sukhenko. - SPb., 2005.
Статья поступила в редакцию 15.09.12
УДК 378
Aliphanova F.N. FORMATION MODEL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE SPEECH PRIMARY SCHOOL TEACHERS. In
article are considered questions of design basis of the model of formation of communicative-and-speech competence of the future teachers of primary classes. Covers the structure of communicative-and-speech competence.
Key words: model, the formation of communicative competence of speech, the components forming verbal communicative competence, pedagogical conditions, a future primary school teacher.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected];
З.З. Магомедова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье рассматриваются вопросы основы проектирования модели формирования коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов. Рассматривается структура коммуникативно-речевой компетентности, включающая в себя установочно-целевой, содержательно-технологический, диагностико-критериальный, ресурсный и результатив-но-корректирующий блоки.
Ключевые слова: модель, формирование коммуникативно-речевой компетентности, компоненты формирования коммуникативно-речевой компетентности, педагогический условия, будущий учитель начальных классов.
Моделирование широко используется в современной науке, поскольку является оптимальным для исследования сложных многомерных объектов, процессов, явлений. Оно представляет собой «метод познавательной и управленческой деятельности, позволяющей с помощью объекта-заменителя системы адекватно и целостно отразить её сущность, важнейшие качества и компоненты» [1, с. 88]. Как самостоятельная система модель включает цель, функции, средства, принципы, этапы, процедуры и результат. Моделирование широко используется при изучении проблемы подготовки кадров, что требует системного рассмотрения, с одной стороны, профессиональной педагогической деятельности, к которой готовят будущих учителей, с другой стороны - содержания и технологий образования.
В философско-методологических работах выделяют несколько аспектов, раскрывающих сущность термина «модель». Понятие «модель» таким автором как А.М. Матюшин, определяется как «упрощенное схематическое описание способов обучения будущих специалистов практической профессиональной деятельности». Соответственно, она представляет собой совокупность основных взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов. Поскольку формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов - это интегральное качество личности и, «как всякое качество, согласно точке зрения В.И.Соломатина, поддаётся целенаправленному формированию». При этом категория «формирование» наряду с понятием «коммуникативно-речевая компетентность будущего учителя начальных классов» составляет основу понятийного аппарата, применяемого в нашем исследовании. Понятие «Формирование», согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой есть «деятельность по созданию, составлению чего-либо, приданию определённой формы, законченности» [2, с. 856]. «Энциклопедия профессионального образования» трактует «формирование» как процесс становления социально значимых качеств личности, её убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Применительно к процессу профессионального образования под формированием понимается достижение определённого уровня социальной и профессиональной зрелости, позволяющего человеку успешно выпол-
нять функции в рамках данной профессии (специальности). В соответствии с целью и задачами нашего исследования интерес представляет точка зрения Харламова И.И., который трактует термин «формирование» как изменение личности в ходе взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, и в связи с этим изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей.
На основе анализа и систематизации полученных материалов мы определили основные блоки модели - установочно-целевой, содержательно-технологический, диагностико-крите-риальный , ресурсный и результативно-корректирующий .
Раскроем структуру и содержание каждого из блоков, соответствующих структуре коммуникативно-речевой компетентности учителя начальных классов.
Установочно-целевой блок модели формирования коммуникативно-речевой компетентности будущих учителей начальных классов представлен следующими взаимосвязанными компонентами: а) понимание студентом сущности и содержания коммуникативно-речевой компетентности; б) установка студента на формирование у себя коммуникативно-речевой компетентности; в) цель - результат сформированности коммуникативно-речевой компетентности.
Следующий блок модели представляет содержательнотехнологический компонент (комплекс учебно-методических материалов, пособий, рабочих тетрадей, видеоматериалов, сопровождающих лекционные курсы; контекстные, проектные, позиционные технологии; интерактивные методы аудиторной и внеаудиторной, практической работы студентов и др., поэтапное обеспечение формирования коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов.
Содержательно-технологический блок представлен формами, средствами и методами формирования коммуникативно-речевой компетентности у будущих учителей начальных классов.
Содержательно-технологический блок модели позволил раскрыть пути формирования коммуникативно-речевой компетент-