Научная статья на тему 'Взаимосвязь архетипической идентичности и личностных характеристик студентов'

Взаимосвязь архетипической идентичности и личностных характеристик студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ДОМИНАНТНЫЙ АРХЕТИП / АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ / DOMINANT ARCHETYPE / ARCHETYPAL IDENTITY / PERSONAL TRAITS / ACCENTUATION OF CHARACTER / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Самойлик Н. А.

В статье исследуются взаимосвязи между личностными особенностями студентов и доминированием архетипа в структуре личности. Приведены эмпирические результаты исследования, позволяющие описать особенности индивида при имеющейся идентификации с конкретным архетипом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Самойлик Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of arch-typical identity and students’ personal characteristics

This article researches interrelations between students’ personal peculiarities and archetype domination in personality’s structure. There are empirical results of this research, which allow describing personality’s peculiarities with identification to exact archetype.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь архетипической идентичности и личностных характеристик студентов»

дискуссия

журнал научных публикаций

Ю. М. Перевозкина, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой кафедра психологии личности и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия per@brk.ru

Н. В. Дмитриева, доктор психол. наук, профессор, кафедра психологии личности и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия dnv2@mail.ru

С. Б. Перевозкин, канд. психол. наук, доцент, кафедра практической психологии, Новосибирский гуманитарный институт, г. Новосибирск, Россия per@brk.ru

Н. А. Самойлик, канд. психол. наук, ст. преподаватель, кафедра психологии,

Кузбасская государственная педагогическая академия,

г. Новокузнецк, Россия

nat_asp@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

СТУДЕНТОВ

В последние десятилетия феномен архетипа привлекает к себе постоянное внимание исследователей. Бессознательные структуры впервые были описаны К. Г. Юнгом и получили дальнейшее теоретическое осмысление в работах С. С. Аверинцева, М. Бодкина, Е. М. Мелетинского, Н. Фрая, М. Элиаде и др. Анализируя природу архетипа, исследователи рассматривают его как первичный фактор, реализующий =

универсальные модели восприятия, мышления и поведения.

Актуальность исследования архетипов сохраняет свое значение и в настоящее время. Многие исследователи, занимающиеся проблемами массового сознания, вы- :

деляют присутствие элементов архаического, мифологического мышления в качестве одной из основных характеристик личности и говорят об их влиянии на личностные осо-

Исследователи, занимающиеся проблемами массового сознания, выделяют присутствие элементов архаического, мифологического мышления в качестве одной из основных характеристик личности и говорят об их влиянии на личностные особенности.

бенности. В этой связи актуальным является исследование взаимосвязи архетипической идентичности и личностных характеристик.

В исследованиях, проведенных авторами в 2011-2013 гг., была предпринята попытка сопоставить различные классификации архетипов (которые зачастую отличаются друг от друга, как содержательно, так и количественно) и выделить теоретическим путем характеристики архетипов на основании анализа работ К. Г. Юнга, М. Марка и К. Пирсона, Дж. Боле-на, Г. Б. Бедненко и др.1 В результате были определены десять архетипов, из них четыре мужских (Великий = Отец, Мудрый Старец, Герой, Враг) и четыре женских (Великая Мать, Мудрая Старуха, Дева, Ведьма) и два относящиеся как к женскому, так и к мужскому полу (Ребенок, Трикстер). Каждый

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

архетип имеет персональную (положительную) и теневую (отрицательную) сторону. Так же были описаны особенности проявления, опасность при чрезмерном доминировании архетипа, психотерапия при доминантном архетипе и профессии, которые наилучшим образом будут способствовать реализации личности при доминировании какого-либо архетипа.

Для эмпирического подтверждения выделенных характеристик авторами настоящей работы было предпринято изучение взаимосвязи выраженности архетипов в структуре личности и акцентуации характера, психологических механизмов защиты, тревожности, агрессивности и др. характеристик личности студентов. Для этих целей было проведено исследование, включающее диагностику выраженности архетипов в структуре личности с использованием методики «Визуальные образы архетипов» (О. К. Ага-велян, С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозки-на), которая предполагает предъявление визуальных образов, соответствующих десяти архетипам, которые испытуемый ранжирует по степени предпочтения. Для определения личностных особенностей были использованы: Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчин; Индекс жизненного стиля Г. Келлермана — Р. Плучека; Методика самооценки личности (С. А. Бу-дасси); Методика изучения акцентуации

Наличие у большинства студентов гипертимной акцентуации можно объяснить свойственным юношескому возрасту оптимистическому взгляду на будущее, которое порой молодому человеку кажется радужным и безоблачным.

личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).

Экспериментальной базой исследования послужили вузы г. Новокузнецка: Кузбасская государственная педагогическая академия и Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказания. Экспериментальная выборка составила 84 человека (44 девушки и 40 юношей) в возрасте от 17 до 22 лет.

= В результате диагностики архетипов в структуре личности было выявлено, что наиболее актуализированы в выборке архетипы врага и старухи, а менее всего архетип девы (рис. 1).

Полученные результаты позволяют охарактеризовать выборку как отличающуюся повышенным чувством несправедливости, безысходности, желанием разрушать все старое, отказом от принятого поведения и морали, отказом от ценностей группы, стремлением к свободе (архетип врага), с одной стороны, и стремлением проявлять творчество, созидание жизни и работы с другой стороны.

Из акцентуаций наиболее представлена гиперактивная (63 %), при которой имеют место такие характеристики, как повышенный фон настроения, общительность, оптимистичность. В данном случае наличие у большинства студентов гипертимной акцентуации можно объяснить свойственным юношескому возрасту оптимистическому взгляду на будущее, которое порой молодо-

35 30 25 20 15 10

Рис. 1. Усредненный профиль выраженности архетипов в выборке студентов

му человеку кажется радужным и безоблачным.

Между доминированием определенного архетипа и личностными особенностями субъекта имеют место корреляционные связи как отрицательные, так и положительные, что дает возможность описать особенности индивида при имеющейся идентификации с конкретным архетипом. Анализ полученных значимых корреляций (см. та-

блицу 1) позволяет говорить, что личности с выраженностью архетипа матери (24 % опрошенных) отличаются тревожностью (г = 0,45), конформностью (г = 0,5), сниженной дистимностью (г = -0,5) и экзальтированностью (г = -0,43) с вероятностью ошибки менее 5 %. То есть при актуализации архетипа матери в структуре личности можно говорить о повышенной тревожности, конформности. Личности с преобла-

Признаки Мать Трикстер Ребенок Враг Старуха Отец Анимус Анима Старик Ведьма Герой Дева

Аггравация 0,16 -0,19 0,18 -0,52 -0,03 0,22 -0,01 -0,00 0,02 -0,10 -0,03 0,03

Экстраверсия -0,07 0,08 0,07 0,03 -0,14 -0,00 0,04 0,48 -0,00 -0,47 0,02 -0,01

Интроверсия -0,01 -0,14 0,09 -0,19 -0,02 0,06 0,07 -0,12 0,04 0,46 -0,00 0,05

Спонтанность -0,17 0,15 0,47 0,19 -0,41 -0,02 -0,04 -0,10 0,06 -0,03 0,02 -0,15

Агрессивность -0,05 0,08 -0,11 0,50 0,14 0,10 -0,05 -0,12 -0,02 -0,08 -0,04 -0,18

Ригидность -0,05 0,05 0,11 -0,04 -0,11 0,03 0,02 -0,03 -0,08 0,08 -0,04 0,04

Сензитивность 0,17 -0,51 -0,17 -0,21 -0,18 0,06 -0,03 0,01 0,07 0,24 0,45 0,12

Тревожность 0,45 -0,55 -0,04 -0,47 0,04 -0,21 -0,04 0,02 0,17 0,07 -0,48 0,04

Лабильность 0,08 -0,01 -0,10 -0,09 0,07 0,00 0,00 -0,04 0,12 -0,11 0,09 0,05

Лидерство -0,14 0,17 -0,04 0,13 0,08 -0,02 -0,02 0,12 0,02 -0,21 -0,00 -0,10

Неконформность -0,08 0,10 -0,12 0,18 0,24 0,08 -0,03 -0,05 0,01 -0,08 -0,00 -0,18

Конфликтность -0,08 0,08 0,04 0,05 0,06 0,13 -0,04 -0,08 -0,12 -0,01 -0,04 -0,04

Индивидулизм -0,04 -0,09 0,18 -0,19 -0,04 0,01 0,11 -0,14 -0,01 0,17 -0,05 0,01

Зависимость 0,15 -0,51 -0,01 -0,50 -0,19 0,10 0,01 -0,02 0,05 -0,48 0,12 0,13

Конформность 0,50 -0,59 -0,13 -0,50 -0,06 0,02 -0,01 0,03 0,09 0,09 0,21 0,12

Компромиссность 0,22 -0,19 -0,02 -0,59 0,02 -0,04 -0,02 0,06 0,11 -0,06 0,14 0,13

Коммуникативность -0,02 0,05 0,05 -0,04 -0,01 -0,04 0,06 0,19 0,03 -0,45 0,04 -0,01

отрицание -0,15 0,04 -0,17 0,14 0,13 -0,19 0,14 0,09 -0,17 -0,01 -0,04 -0,05

подавление -0,16 0,14 -0,16 0,02 0,18 0,19 -0,10 -0,12 0,04 0,01 0,04 -0,09

регрессия 0,12 0,50 0,41 -0,58 -0,55 0,05 0,06 0,51 0,16 -0,13 -0,06 0,45

компенсация 0,05 -0,08 -0,05 -0,08 -0,09 0,10 -0,02 -0,02 0,23 -0,06 0,14 -0,05

проекция 0,15 0,56 0,05 -0,24 0,03 0,15 0,04 0,07 0,02 0,09 -0,11 0,07

замещение 0,13 -0,15 0,04 -0,00 0,14 0,41 -0,12 -0,02 -0,07 -0,09 -0,21 0,01

рационализация -0,05 -0,07 0,18 -0,09 0,05 -0,17 -0,04 -0,04 -0,15 0,10 0,13 0,08

реактивное образование -0,00 -0,53 0,18 0,42 -0,24 -0,19 0,04 0,19 0,04 0,19 0,17 0,08

самооценка -0,06 -0,17 -0,13 -0,01 -0,20 -0,06 -0,15 0,12 0,22 0,19 0,42 0,12

гиперактивность -0,02 -0,05 -0,13 0,12 0,03 -0,11 0,09 0,14 -0,12 0,00 0,56 -0,09

застревание 0,08 -0,48 0,01 -0,20 -0,13 -0,19 0,04 0,14 0,13 0,07 -0,00 -0,04

педантичность -0,00 -0,24 0,22 0,23 -0,15 0,11 0,01 0,12 0,55 -0,12 0,15 -0,10

эмотивность 0,11 -0,46 -0,10 -0,13 -0,02 0,11 0,08 -0,09 0,01 0,02 0,14 0,45

тревожность 0,03 -0,09 0,17 -0,51 -0,24 -0,10 0,21 0,22 -0,03 0,04 -0,02 0,08

циклотимия 0,10 -0,21 0,06 0,57 -0,09 0,16 0,23 0,19 0,14 -0,10 -0,17 0,15

возбудимость 0,08 -0,10 0,08 -0,16 0,02 0,11 -0,04 0,03 -0,02 -0,03 -0,24 0,22

дистимность -0,50 -0,21 0,03 -0,13 0,10 -0,05 -0,24 -0,16 0,13 -0,01 0,12 -0,12

демостративность 0,08 0,48 -0,08 -0,16 0,04 0,13 -0,11 0,09 0,16 -0,08 0,46 -0,04

экзальтированность 0,43 0,19 -0,16 0,08 0,57 -0,21 0,02 0,01 -0,18 -0,16 -0,07 -0,14

Таблица 1.

Корреляции между архетипами и личностными особенностями студентов (коэффициент г-Спирмена)

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

данием архетипа матери отличаются повышенным настроением, быстрым переходом от гаммы эмоций счастья к скорби, причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей.

Взаимосвязь между архетипом триксте-ра и личностными особенностями студентов носит преимущественно отрицательный характер за исключением трех корреляций: с психологическими защитами регрессия (г = 0,5), и проекция (г = 0,56), а также с акцентуацией характера демонстративность (г = 0,48). Данное позволяет говорить, что доминирование в структуре личности такого архетипа, как трикстер (32 % испытуемых) может сопровождаться повышенной эмоциональностью, раскованностью, способностью увлечь, яркостью выражения чувств, при этом часто такие студенты могут быть эгоистичны, неискренны, способны «увиливать» от решения неотложных вопросов, «уходить» в болезнь.

Субъекты с доминированием в структуре личности архетипа трик-стера, используя психологические защиты по принципу регрессии и проекции, могут характеризоваться такими особенностями, как гордость, самолюбие, эгоизм, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Относительно отрицательных корреляций можно констатировать, что индивиды с проявленным архетипом трикстера отличаются низкой тревожностью, сензитивно-стью, им не свойственно быть конформными, зависимыми (см. табл. 1).

Обнаруженные две положительные корреляции между идентичностью субъекта с архетипом ребенка (31 %) и спонтанностью (г = 0,47), а также с механизмом психологической защиты регрессия (г = 0,41), отражает выделенные нами ранее определенные характеристики архетипа ребенка —

спонтанность2. Активизация механизма психологической защиты регрессия, в сопровождении таких характеристик, как непереносимость одиночества, потребность в подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, импульсивность и др., позволяют говорить о том, что архетип трикстера может быть теневым аналогом архетипа ребенка, что подтверждает типологию архетипов J. ВееЬе3.

Идентичность личности с архетипом врага сопровождается повышенной агрессивностью (г = 0,5), активизацией механизма психологической защиты реактивное образование (г = 0,42), акцентуацией характера циклотимия (г = 0,57), основной характеристикой которой является неустойчивость настроения. Остальные взаимосвязи являются отрицательными и свидетельствуют о низкой тревожности, низкой конформности, низкой компромиссности и низкой зависимости (см. табл. 1), что в принципе соответствует характеристикам архетипа врага, описанных в нашем теоретическом исследовании.

Выраженность в структуре личности архетипа старухи сопровождается экзальтированной акцентуацией (г = 0.57), как и при архетипе матери, что позволяет говорить о теневых отношениях архетипа старухи по отношению к архетипу матери (теория J. ВееЬе). При выраженности данной акцентуации можно говорить о повышенном настроении и быстром переходе от одних эмоциональных состояний к другим, кардинально противоположным. Кроме того, можно говорить о сниженной спонтанности у субъектов с идентичностью архетипа старухи (г =- 0,41).

При активизации архетипа отца имеет место механизм психологической защиты замещение (г = 0,41), сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фру-стратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект. При выраженности данной за-

Выраженность в структуре личности архетипа старухи сопровождается экзальтированной акцентуацией, как и при архетипе матери, что позволяет говорить о теневых отношениях архетипа старухи по отношению к архетипу матери.

дискуссия

журнал научных публикаций

щиты могут иметь место такие личностные особенности, как раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость и др. Указанные личностные особенности сопоставимы с выделенными нами теоретически характеристиками архетипа отца.

В случае доминирования архетипа старца у индивида обнаруживается, как правило, выраженность акцентуации педантичность (г = 0,55), что позволяет говорить о наличии таких личностных особенностей, как стремление к порядку, основательности, четкости, законченности. Такие субъекты, прежде чем совершить какой-либо поступок, стараются взвесить все «за» и «против», тщательно все обдумав.

Относительно архетипа ведьмы можно сказать, что при идентификации с указанным архетипом обнаруживается направленность личности преимущественно по интровертированному типу (г = 0,46), независимость (г = -0,48), такие субъекты не стремятся к коммуникации с другими, обнаруживая закрытость (г = -0,45). Если мы обратимся к характеристикам архетипа ведьмы, то можем найти аналогичные особенности. Так, например, личность с выраженностью данного архетипа склонна следовать своим интересам, самостоятельна, развит дух соперничества, мистицизм, обладает развитой интуицией и обнаруживает уход в себя.

При доминировании архетипа героя в структуре личности мы можем отметить наличие чувствительности у индивида (г = 0,45), но при этом сниженную тревожность (г = -0,48) и высокую самооценку (г = 0,42). Кроме того, у индивидов имеют место акцентуации по гипертимному (г = 0,56) и демонстративному (г = 0,46) виду (что согласуется с характеристиками данного архетипа). Личность с такими акцентуациями характера отличается повышенным настроением, активностью, быстротой действий и потребностью во внимании.

При выраженности архетипа девы обнаруживают себя эмотивная акцентуация (г = 0,45), и механизм психологической за-

При выраженности данной акцен туации можно говорить о повышенном настроении и быстром переходе от одних эмоциональных состояний к другим, кардинально противоположным.

щиты регрессия (r = 0,45). На основании этого мы можем предполагать у личности такие характеристики, как чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмо-- ций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Кроме того, можно говорить о легкой смене настроения, плаксивости, в эксквизитной ситуации, склонности к мистике и суевериям, обостренной ностальгии, непереносимости одиночества и т. д. Похожие характеристики были определены нами теоретически.

Таким образом, полученные нами результаты демонстрируют, что в исследуемой студенческой выборке более всего выражена идентичность с архетипом врага и старухи, что позволяет охарактеризовать исследуемую выборку студентов как отличающуюся повышенным чувством несправедливости, безысходности, желанием разрушать все старое, отказом от принятого поведения и морали — и вместе с тем тягой к новому, креативному, стремлением к творчеству. 'jjjj

1. См.: Агавелян О. К. Перевозкин С. Б., Перевозки-на Ю. М. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности // Сибирский вестник специального образования. — 2011. — № 3 [Электронный ресурс] URL: http:// sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=v iew&id=240 (дата обращения: 20.03.2013); Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 197-204.

2. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 197-204.

3. Beebe J. Evolving the Eight-Function Model. TypeFace, 16 / 2, 2005. - Р. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.