дискуссия
журнал научных публикаций
Ю. М. Перевозкина, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой кафедра психологии личности и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия [email protected]
Н. В. Дмитриева, доктор психол. наук, профессор, кафедра психологии личности и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия [email protected]
С. Б. Перевозкин, канд. психол. наук, доцент, кафедра практической психологии, Новосибирский гуманитарный институт, г. Новосибирск, Россия [email protected]
Н. А. Самойлик, канд. психол. наук, ст. преподаватель, кафедра психологии,
Кузбасская государственная педагогическая академия,
г. Новокузнецк, Россия
ВЗАИМОСВЯЗЬ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
СТУДЕНТОВ
В последние десятилетия феномен архетипа привлекает к себе постоянное внимание исследователей. Бессознательные структуры впервые были описаны К. Г. Юнгом и получили дальнейшее теоретическое осмысление в работах С. С. Аверинцева, М. Бодкина, Е. М. Мелетинского, Н. Фрая, М. Элиаде и др. Анализируя природу архетипа, исследователи рассматривают его как первичный фактор, реализующий =
универсальные модели восприятия, мышления и поведения.
Актуальность исследования архетипов сохраняет свое значение и в настоящее время. Многие исследователи, занимающиеся проблемами массового сознания, вы- :
деляют присутствие элементов архаического, мифологического мышления в качестве одной из основных характеристик личности и говорят об их влиянии на личностные осо-
Исследователи, занимающиеся проблемами массового сознания, выделяют присутствие элементов архаического, мифологического мышления в качестве одной из основных характеристик личности и говорят об их влиянии на личностные особенности.
бенности. В этой связи актуальным является исследование взаимосвязи архетипической идентичности и личностных характеристик.
В исследованиях, проведенных авторами в 2011-2013 гг., была предпринята попытка сопоставить различные классификации архетипов (которые зачастую отличаются друг от друга, как содержательно, так и количественно) и выделить теоретическим путем характеристики архетипов на основании анализа работ К. Г. Юнга, М. Марка и К. Пирсона, Дж. Боле-на, Г. Б. Бедненко и др.1 В результате были определены десять архетипов, из них четыре мужских (Великий = Отец, Мудрый Старец, Герой, Враг) и четыре женских (Великая Мать, Мудрая Старуха, Дева, Ведьма) и два относящиеся как к женскому, так и к мужскому полу (Ребенок, Трикстер). Каждый
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
архетип имеет персональную (положительную) и теневую (отрицательную) сторону. Так же были описаны особенности проявления, опасность при чрезмерном доминировании архетипа, психотерапия при доминантном архетипе и профессии, которые наилучшим образом будут способствовать реализации личности при доминировании какого-либо архетипа.
Для эмпирического подтверждения выделенных характеристик авторами настоящей работы было предпринято изучение взаимосвязи выраженности архетипов в структуре личности и акцентуации характера, психологических механизмов защиты, тревожности, агрессивности и др. характеристик личности студентов. Для этих целей было проведено исследование, включающее диагностику выраженности архетипов в структуре личности с использованием методики «Визуальные образы архетипов» (О. К. Ага-велян, С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозки-на), которая предполагает предъявление визуальных образов, соответствующих десяти архетипам, которые испытуемый ранжирует по степени предпочтения. Для определения личностных особенностей были использованы: Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчин; Индекс жизненного стиля Г. Келлермана — Р. Плучека; Методика самооценки личности (С. А. Бу-дасси); Методика изучения акцентуации
Наличие у большинства студентов гипертимной акцентуации можно объяснить свойственным юношескому возрасту оптимистическому взгляду на будущее, которое порой молодому человеку кажется радужным и безоблачным.
личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).
Экспериментальной базой исследования послужили вузы г. Новокузнецка: Кузбасская государственная педагогическая академия и Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказания. Экспериментальная выборка составила 84 человека (44 девушки и 40 юношей) в возрасте от 17 до 22 лет.
= В результате диагностики архетипов в структуре личности было выявлено, что наиболее актуализированы в выборке архетипы врага и старухи, а менее всего архетип девы (рис. 1).
Полученные результаты позволяют охарактеризовать выборку как отличающуюся повышенным чувством несправедливости, безысходности, желанием разрушать все старое, отказом от принятого поведения и морали, отказом от ценностей группы, стремлением к свободе (архетип врага), с одной стороны, и стремлением проявлять творчество, созидание жизни и работы с другой стороны.
Из акцентуаций наиболее представлена гиперактивная (63 %), при которой имеют место такие характеристики, как повышенный фон настроения, общительность, оптимистичность. В данном случае наличие у большинства студентов гипертимной акцентуации можно объяснить свойственным юношескому возрасту оптимистическому взгляду на будущее, которое порой молодо-
35 30 25 20 15 10
Рис. 1. Усредненный профиль выраженности архетипов в выборке студентов
му человеку кажется радужным и безоблачным.
Между доминированием определенного архетипа и личностными особенностями субъекта имеют место корреляционные связи как отрицательные, так и положительные, что дает возможность описать особенности индивида при имеющейся идентификации с конкретным архетипом. Анализ полученных значимых корреляций (см. та-
блицу 1) позволяет говорить, что личности с выраженностью архетипа матери (24 % опрошенных) отличаются тревожностью (г = 0,45), конформностью (г = 0,5), сниженной дистимностью (г = -0,5) и экзальтированностью (г = -0,43) с вероятностью ошибки менее 5 %. То есть при актуализации архетипа матери в структуре личности можно говорить о повышенной тревожности, конформности. Личности с преобла-
Признаки Мать Трикстер Ребенок Враг Старуха Отец Анимус Анима Старик Ведьма Герой Дева
Аггравация 0,16 -0,19 0,18 -0,52 -0,03 0,22 -0,01 -0,00 0,02 -0,10 -0,03 0,03
Экстраверсия -0,07 0,08 0,07 0,03 -0,14 -0,00 0,04 0,48 -0,00 -0,47 0,02 -0,01
Интроверсия -0,01 -0,14 0,09 -0,19 -0,02 0,06 0,07 -0,12 0,04 0,46 -0,00 0,05
Спонтанность -0,17 0,15 0,47 0,19 -0,41 -0,02 -0,04 -0,10 0,06 -0,03 0,02 -0,15
Агрессивность -0,05 0,08 -0,11 0,50 0,14 0,10 -0,05 -0,12 -0,02 -0,08 -0,04 -0,18
Ригидность -0,05 0,05 0,11 -0,04 -0,11 0,03 0,02 -0,03 -0,08 0,08 -0,04 0,04
Сензитивность 0,17 -0,51 -0,17 -0,21 -0,18 0,06 -0,03 0,01 0,07 0,24 0,45 0,12
Тревожность 0,45 -0,55 -0,04 -0,47 0,04 -0,21 -0,04 0,02 0,17 0,07 -0,48 0,04
Лабильность 0,08 -0,01 -0,10 -0,09 0,07 0,00 0,00 -0,04 0,12 -0,11 0,09 0,05
Лидерство -0,14 0,17 -0,04 0,13 0,08 -0,02 -0,02 0,12 0,02 -0,21 -0,00 -0,10
Неконформность -0,08 0,10 -0,12 0,18 0,24 0,08 -0,03 -0,05 0,01 -0,08 -0,00 -0,18
Конфликтность -0,08 0,08 0,04 0,05 0,06 0,13 -0,04 -0,08 -0,12 -0,01 -0,04 -0,04
Индивидулизм -0,04 -0,09 0,18 -0,19 -0,04 0,01 0,11 -0,14 -0,01 0,17 -0,05 0,01
Зависимость 0,15 -0,51 -0,01 -0,50 -0,19 0,10 0,01 -0,02 0,05 -0,48 0,12 0,13
Конформность 0,50 -0,59 -0,13 -0,50 -0,06 0,02 -0,01 0,03 0,09 0,09 0,21 0,12
Компромиссность 0,22 -0,19 -0,02 -0,59 0,02 -0,04 -0,02 0,06 0,11 -0,06 0,14 0,13
Коммуникативность -0,02 0,05 0,05 -0,04 -0,01 -0,04 0,06 0,19 0,03 -0,45 0,04 -0,01
отрицание -0,15 0,04 -0,17 0,14 0,13 -0,19 0,14 0,09 -0,17 -0,01 -0,04 -0,05
подавление -0,16 0,14 -0,16 0,02 0,18 0,19 -0,10 -0,12 0,04 0,01 0,04 -0,09
регрессия 0,12 0,50 0,41 -0,58 -0,55 0,05 0,06 0,51 0,16 -0,13 -0,06 0,45
компенсация 0,05 -0,08 -0,05 -0,08 -0,09 0,10 -0,02 -0,02 0,23 -0,06 0,14 -0,05
проекция 0,15 0,56 0,05 -0,24 0,03 0,15 0,04 0,07 0,02 0,09 -0,11 0,07
замещение 0,13 -0,15 0,04 -0,00 0,14 0,41 -0,12 -0,02 -0,07 -0,09 -0,21 0,01
рационализация -0,05 -0,07 0,18 -0,09 0,05 -0,17 -0,04 -0,04 -0,15 0,10 0,13 0,08
реактивное образование -0,00 -0,53 0,18 0,42 -0,24 -0,19 0,04 0,19 0,04 0,19 0,17 0,08
самооценка -0,06 -0,17 -0,13 -0,01 -0,20 -0,06 -0,15 0,12 0,22 0,19 0,42 0,12
гиперактивность -0,02 -0,05 -0,13 0,12 0,03 -0,11 0,09 0,14 -0,12 0,00 0,56 -0,09
застревание 0,08 -0,48 0,01 -0,20 -0,13 -0,19 0,04 0,14 0,13 0,07 -0,00 -0,04
педантичность -0,00 -0,24 0,22 0,23 -0,15 0,11 0,01 0,12 0,55 -0,12 0,15 -0,10
эмотивность 0,11 -0,46 -0,10 -0,13 -0,02 0,11 0,08 -0,09 0,01 0,02 0,14 0,45
тревожность 0,03 -0,09 0,17 -0,51 -0,24 -0,10 0,21 0,22 -0,03 0,04 -0,02 0,08
циклотимия 0,10 -0,21 0,06 0,57 -0,09 0,16 0,23 0,19 0,14 -0,10 -0,17 0,15
возбудимость 0,08 -0,10 0,08 -0,16 0,02 0,11 -0,04 0,03 -0,02 -0,03 -0,24 0,22
дистимность -0,50 -0,21 0,03 -0,13 0,10 -0,05 -0,24 -0,16 0,13 -0,01 0,12 -0,12
демостративность 0,08 0,48 -0,08 -0,16 0,04 0,13 -0,11 0,09 0,16 -0,08 0,46 -0,04
экзальтированность 0,43 0,19 -0,16 0,08 0,57 -0,21 0,02 0,01 -0,18 -0,16 -0,07 -0,14
Таблица 1.
Корреляции между архетипами и личностными особенностями студентов (коэффициент г-Спирмена)
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
данием архетипа матери отличаются повышенным настроением, быстрым переходом от гаммы эмоций счастья к скорби, причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей.
Взаимосвязь между архетипом триксте-ра и личностными особенностями студентов носит преимущественно отрицательный характер за исключением трех корреляций: с психологическими защитами регрессия (г = 0,5), и проекция (г = 0,56), а также с акцентуацией характера демонстративность (г = 0,48). Данное позволяет говорить, что доминирование в структуре личности такого архетипа, как трикстер (32 % испытуемых) может сопровождаться повышенной эмоциональностью, раскованностью, способностью увлечь, яркостью выражения чувств, при этом часто такие студенты могут быть эгоистичны, неискренны, способны «увиливать» от решения неотложных вопросов, «уходить» в болезнь.
Субъекты с доминированием в структуре личности архетипа трик-стера, используя психологические защиты по принципу регрессии и проекции, могут характеризоваться такими особенностями, как гордость, самолюбие, эгоизм, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.
Относительно отрицательных корреляций можно констатировать, что индивиды с проявленным архетипом трикстера отличаются низкой тревожностью, сензитивно-стью, им не свойственно быть конформными, зависимыми (см. табл. 1).
Обнаруженные две положительные корреляции между идентичностью субъекта с архетипом ребенка (31 %) и спонтанностью (г = 0,47), а также с механизмом психологической защиты регрессия (г = 0,41), отражает выделенные нами ранее определенные характеристики архетипа ребенка —
спонтанность2. Активизация механизма психологической защиты регрессия, в сопровождении таких характеристик, как непереносимость одиночества, потребность в подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, импульсивность и др., позволяют говорить о том, что архетип трикстера может быть теневым аналогом архетипа ребенка, что подтверждает типологию архетипов J. ВееЬе3.
Идентичность личности с архетипом врага сопровождается повышенной агрессивностью (г = 0,5), активизацией механизма психологической защиты реактивное образование (г = 0,42), акцентуацией характера циклотимия (г = 0,57), основной характеристикой которой является неустойчивость настроения. Остальные взаимосвязи являются отрицательными и свидетельствуют о низкой тревожности, низкой конформности, низкой компромиссности и низкой зависимости (см. табл. 1), что в принципе соответствует характеристикам архетипа врага, описанных в нашем теоретическом исследовании.
Выраженность в структуре личности архетипа старухи сопровождается экзальтированной акцентуацией (г = 0.57), как и при архетипе матери, что позволяет говорить о теневых отношениях архетипа старухи по отношению к архетипу матери (теория J. ВееЬе). При выраженности данной акцентуации можно говорить о повышенном настроении и быстром переходе от одних эмоциональных состояний к другим, кардинально противоположным. Кроме того, можно говорить о сниженной спонтанности у субъектов с идентичностью архетипа старухи (г =- 0,41).
При активизации архетипа отца имеет место механизм психологической защиты замещение (г = 0,41), сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фру-стратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект. При выраженности данной за-
Выраженность в структуре личности архетипа старухи сопровождается экзальтированной акцентуацией, как и при архетипе матери, что позволяет говорить о теневых отношениях архетипа старухи по отношению к архетипу матери.
дискуссия
журнал научных публикаций
щиты могут иметь место такие личностные особенности, как раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость и др. Указанные личностные особенности сопоставимы с выделенными нами теоретически характеристиками архетипа отца.
В случае доминирования архетипа старца у индивида обнаруживается, как правило, выраженность акцентуации педантичность (г = 0,55), что позволяет говорить о наличии таких личностных особенностей, как стремление к порядку, основательности, четкости, законченности. Такие субъекты, прежде чем совершить какой-либо поступок, стараются взвесить все «за» и «против», тщательно все обдумав.
Относительно архетипа ведьмы можно сказать, что при идентификации с указанным архетипом обнаруживается направленность личности преимущественно по интровертированному типу (г = 0,46), независимость (г = -0,48), такие субъекты не стремятся к коммуникации с другими, обнаруживая закрытость (г = -0,45). Если мы обратимся к характеристикам архетипа ведьмы, то можем найти аналогичные особенности. Так, например, личность с выраженностью данного архетипа склонна следовать своим интересам, самостоятельна, развит дух соперничества, мистицизм, обладает развитой интуицией и обнаруживает уход в себя.
При доминировании архетипа героя в структуре личности мы можем отметить наличие чувствительности у индивида (г = 0,45), но при этом сниженную тревожность (г = -0,48) и высокую самооценку (г = 0,42). Кроме того, у индивидов имеют место акцентуации по гипертимному (г = 0,56) и демонстративному (г = 0,46) виду (что согласуется с характеристиками данного архетипа). Личность с такими акцентуациями характера отличается повышенным настроением, активностью, быстротой действий и потребностью во внимании.
При выраженности архетипа девы обнаруживают себя эмотивная акцентуация (г = 0,45), и механизм психологической за-
При выраженности данной акцен туации можно говорить о повышенном настроении и быстром переходе от одних эмоциональных состояний к другим, кардинально противоположным.
щиты регрессия (r = 0,45). На основании этого мы можем предполагать у личности такие характеристики, как чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмо-- ций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Кроме того, можно говорить о легкой смене настроения, плаксивости, в эксквизитной ситуации, склонности к мистике и суевериям, обостренной ностальгии, непереносимости одиночества и т. д. Похожие характеристики были определены нами теоретически.
Таким образом, полученные нами результаты демонстрируют, что в исследуемой студенческой выборке более всего выражена идентичность с архетипом врага и старухи, что позволяет охарактеризовать исследуемую выборку студентов как отличающуюся повышенным чувством несправедливости, безысходности, желанием разрушать все старое, отказом от принятого поведения и морали — и вместе с тем тягой к новому, креативному, стремлением к творчеству. 'jjjj
1. См.: Агавелян О. К. Перевозкин С. Б., Перевозки-на Ю. М. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности // Сибирский вестник специального образования. — 2011. — № 3 [Электронный ресурс] URL: http:// sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=v iew&id=240 (дата обращения: 20.03.2013); Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 197-204.
2. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 197-204.
3. Beebe J. Evolving the Eight-Function Model. TypeFace, 16 / 2, 2005. - Р. 8-11.