Научная статья на тему 'Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий'

Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ПРОФЕССИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агавелян Оганес Карапетович, Агавелян Рубен Оганесович, Дмитриева Наталья Витальевна, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна

В статье рассматривается универсальные модели архетипы, дается характеристика различных видов ролевых архетипов, специфика терапии при доминировании архетипа. Демонстрируется зависимость выбора профессии и ролевого архетипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агавелян Оганес Карапетович, Агавелян Рубен Оганесович, Дмитриева Наталья Витальевна, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий»

психологические исследования

УДК 159.9+378

Агавелян Оганес Карапетович

Доктор психологических наук, профессор, профессор ФНК, ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет, oganesagavelyan@yandex.ru, Новосибирск

Агавелян Рубен Оганесович

Доктор психологических наук, профессор, директор института «Детства» Новосибирского государственного педагогическиогоуниверситет, ruben_ag@mail.ru, Новосибирск

Дмитриева Наталья Витальевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета dnv2@mail.ru, Новосибирск

Перевозкин Сергей Борисович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Новосибирского гуманитарного института per@brk.ru, Новосибирск

Перевозкина Юлия Михайловна

Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, per@brk.ru, Новосибирск

специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий

Аннотация. В статье рассматривается универсальные модели - архетипы, дается характеристика различных видов ролевых архетипов, специфика терапии при доминировании архетипа. Демонстрируется зависимость выбора профессии и ролевого архетипа.

Ключевые слова: архетип, профессия, типологические особенности, студенты гуманитарных профессий

Agaveljan Oganes Karapetovich

The doctor of psychological sciences, the professor, professor ФНК, ГОУ ВПО Novosibirsk state pedagogical university, oganesagavelyan@yandex.ru, Novosibirsk

Agaveljan Ruben Oganesovich

The doctor of psychological sciences, the professor, the director of institute "Childhood" Novosibirsk state педагогическиого university, ruben_ag@mail.ru, Novosibirsk

Dmitrievа Natalia Vitalevna

The doctor of psychological sciences, the professor of chair of psychology of the person and special psychology of Novosibirsk state pedagogical university, dnv2@mail.ru, Novosibirsk

Perevozkin Sergey Borisovich

The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer ofchair ofpractical psychology of Novosibirsk humanitarian institute, per@brk.ru, Novosibirsk

Perevozkina Julia Mihajlovna

The candidate of the psychological sciences, managing chair of psychology of the person and special psychology of Novosibirsk state pedagogical university, per@brk.ru, Novosibirsk

SPECIFICITY OF DISPLAY OF ARHETIPICHESKY ELEMENTS AT STUDENTS OF HUMANITARIAN TRADES

Abstract. In article it is considered universal models - archetypes, the characteristic of various kinds of role archetypes, specificity of therapy is given at archetype domination. Dependence of a choice of a trade and a role archetype is shown.

Keywords: an archetype, a trade, typological features, students of humanitarian trades.

Актуальность проблемы обусловлена современными условиями развития общества, которые оказывают существенное влияние на личность и вызывают необходимость более требовательно подходить к формированию, изучению, сохранению и т.д. духовных ценностей, реализующих в поведении личности универсальные модели - архетипы. Эти изменения совпали с широким внедрением в профессиональную сферу информационных технологий, которые унифицировали обучение и упростили технику исполнения профессиональных функций, ставших сходными для разных профессий. Это вызвало существенную перестройку в мире профессий, приведя многие из них в глубокий упадок, несмотря на их престиж и массовость, а также размыв соответствующих профессиональных слоев населения. Поэтому проблема реализации профессионала в настоящее время, по сути, стала проблемой его личностной реализации. А проблема адекватности и соответствия профессионала, обусловлена личностными, типологическими особенностями, идентификационными отношениями его с обществом и профессией.

Такие исследователи, как К. Г. Юнг, Л. Сонди, И. Майер, И. Бриггс и др. утверждают, что успешная профессиональная реализация может быть достигнута только при совпадении личностных особенностей

специфики профессии. Также К.Г. Юнг [3], отмечает, что при условии совпадения доминантного архетипа в структуре личности и выбранной профессии, скорее всего, приведет к успешной профессиональной реализации.

Анализируя природу архетипа, через мифы и символы, К.Г. Юнг [3] выделил в ряду множества архетипов основные: Великая мать, Божественный ребенок, Мудрый старец (Мудрая старуха), Тень, Трикстер, Анимус (Анима). Идеи К. Г. Юнга были использованы в работах ряда авторов., которые использовали аналитические методы для осмысления человеческой индивидуальности и построения типологической модели архетипов. Авторами настоящей статьи ранее были выделены 12 архетипов, на основе вышеперечисленных работ и определены их визуальные и вербальные характеристики при помощи эмпирического анализа [1]. В свою очередь Г. Бедненко [2] дает характеристику ролевым архетипам, используя классификацию греческих богов и богинь. Авторами настоящей работы была предпринята попытка сопоставительного анализа архетипов, выделяемых К. Г. Юнгом и Г. Бедненко (табл. 1).

Анализ таблицы 1, позволяет предполагать, что при доминировании того или иного архетипа в структуре личности могут проявляться различные расстройства. Кроме

Таблица 1

характеристики архетипов

К. Г. Юнг Г. Б. Бед-ненко Хорактеристики Ловушка Терапия Профессии

1 2 5 4 5 6

Великая Мать Деметра Заботится об окружающих, щедра и добра, старается угодить им, при этом не прости и не требует для себя лично, милосердие, бескорыстность, материнский инстинкт, дает окружающим эмоциональную и психологическую поддержку, способна добиваться своего, блокирует агрессию, конфликтное поведение, трудно сказать «нет», но при этом может быть скрытая враждебность, склонна впадать в депрессию Сверхопека и гиперконтроль, может приходить в ярость от того, что не принимают ее заботу, депрессия Изживание роли жертвы, осмысление архетипическо-го сценария, отделение детей от матери Акушер- гинеколог,

Продолжение табл. 1

1 2 5 4 5 б

Великий Отец Зевс, Посей- дон Властолюбив, склонен к контролю окружающих, подозрителен, способен заключать союзы, равновесие и лояльность к врагам, брак по расчету, организаторские способности, хариз-матичен, принимает ответственность за свои решения, рационален, авторитарен, заступник Демонстрация своей силы и независимости, благосостояния, решительность, настойчивость, мстительность, щедрость, собственник Ощущение вседозволенности, жесткая, беспринципная борьба, самодур (при отсутствии простора деятельности), разгул, запой, расточительство и насилие Выстраивание своей структуры, беречь и охранять свое стадо, определение территории, четкое ограничение своей деятельности. Интересов и влияний Чиновник, аппа- ратчик, политик, Предпри- ниматель, бизнесмен, режиссер, дерижер

Мудрая старуха Гестия Незаметность, домоседка, предпочитает заниматься домашними делами, от-страненна, целомудренна, стремление к духовным исканиям, приносит порядок и гармонию в окружение, нет карьеризма, спокойствие, интровертирована, стремится к духовной жизни, обладает выраженным состраданием, спосбна проявлять твердость и упорство Недостаток критичности и здравого смысла, уход во внутренний мир, мистицизм, религия Умение переключится от низкого к высокому и наоборот Домо- хозяйка, библио- текарь, музейный работник, учитель

Мудрый Старец Гефест Простофиля, социальная неприметность, неприспособленность к жизни, творчество, мастерство, накапливание негативных эмоций, а потом взрываются, скрывают свои чувства, сублимируя их в творчестве Отвержение заставляет погрузится в себя, алкогольная аддикция, Нахождение внутренних ресурсов поддержки, отделение от матери, социальная реализация - поиск востребованности, выстраивание адекватной самооценки как профессионала Про- граммист, инженер, изобре- татель, хирург, мастер инстру- ментов, полярник, путеше- ственник, архитектор

Предвечная Дева Кора, Артеми- да Несамостоятельность, зависимость от мнения значимых людей, естественна, радуется жизни, недоверяет мужчинам, чувствительна и восприимчива, умеют мечтать и фантазировать, приспособляемы к желаниям других, фантазии о сексуальном насилии, творчество (ощущение разных персонажей) Независимость и свобода от мнения окружающих, конкуренция с мужчинами, спортивная, неприступная, осторожна и осмотрительна, настойчива, смелая, принципиальная, активная, задиристая, прямолинейная, Позиция жертвы, виктимность, погруженность в себя вплоть до меланхолии, депрессивность, диссоциация как механизм защиты, инфантильность, эгоистичность, разрушительность, не способна на эмоциональный отклик, уходит от отношений Установить контакт с внутренней девочкой, утешить ее, пообещать что-нибудь, сепарация с матерью (превращение в мачеху матери), соприкосновение с архетипическим содержанием, развитие аниму-са (прекращение конкуренции с мужчинами) Спор- тсменка, полити- ческие, обще- ственные организа- ции

Продолжение табл. 1

1 2 5 4 5 б

Анима Афро- дита Ощущение собственной красоты, вдохновения, нереальности, неутолимая жажда любви, творчество, страстная в любви, нарушение правил, стремление к праздной жизни, удовольствиям, демонстративность, авантююризм Измена, прелюбодеяния, непостоянство в отношениях, легкомыслие, актуализация культа телесного совершенства (диеты, пластические операции) Актуализация совершенства в творчестве Актриса, певица, художница, писатель- ница, модельер, модель

Анимус Апполон Ревнивец, соперник, хорошо образован, умен и эрудирован, склонен к рациональности, жаждет восхищения собой, умеет выбирать цель и достигать ее, склонен подмечать недостатки, чистоплотен, характеризуется внешней холодностью, эмоциональной отстраненностью, но бывают вспышки гнева Инфантильное Эго, зависимости (алкогольная, пищевая, наркотическая) Борьба за свою самостоятельность, победа над Уроборо-сом, мужской союз Критик, исследо- ватель, препо- даватель, юрист, адвокат, прокурор, философ

Тень, враг ире < < Храбрость, смелость, решительность, обладает великолепной координацией и ловкостью, при этом выбирает в борьбе равного соперника, хвастлив, самонадеян, не прощает обиду, склонен к ревности и подозрительности, мстит, переходя всякие границы, важным для него является чувство собственной правоты, склонен к агрессии, проекция образа врага, потребность защищать и контролировать окружающих, сексуальная доминантность,. Странности, обладает скрытой информацией о себе, могут исчезать из виду, равнодушен к вопросам власти, аске-тичность, довольствуется тем, что есть, меланхолия, одиночество, скрытность, боязливость, уход в свои фантазии, уход от контактов Сложность в управлении своими эмоциями, алкогольные возлияния, драки, неконтролируемая агрессия, убийство, самоубийство, саморазрушение, сексуальное насилие, донжуанство, азартные игры, наркотики Умение адекватно проявлять чувства, сублимация агрессии Военный, органы право- порядка, спец- службы, спортсмен, спасатель, каскадер, Разведчик, экстрасенс, художники

Боже- ственный Ребенок Дионис Присуще спонтанность, склонность к игре, подвержен эмоциональным волнениям, протест как таковой, стремление к свободе, безумство (в одежде, в поведении), экстравагантность, приобщение к коллективному, трансформация (уход в другой мир, очищение и возвращение в другом облике) Может пожертвовать собой и окружающими ради общественных ценностей, саморазрушение (от тату до самоубийства), алкоголизм, наркотики, измененные состояния, сексуальная распущенность Телесная и танцевальная терапия, нахождение и опора на мужское начало (ресурсные реальные или воображаемые мужские фигуры), автономия от матери (разделение реальной матери от архетипа), контролируемая спонтанность Артист, рок- музыкант, танцор, арт- терапевт, психодрам- ма

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

Трикстер Гермес Характерны живость, оптимистичность, открытость, общительность, беззаботность, склонность к увлечениям, спонтанность, незрелость, развитым чувством юмора, умеет подстроится под ситуацию, отзеркалить кого-либо. приспособляемость, умеют посмотреть на ситуацию с разных сторон, для него отсутствует хорошее и плохое, нет ограничений, хитроумен Регрессивное стремление стать ребенком Отрубить голову соглядателю Великой Матери, освободится от материнского комплекса Психологи, психотерапевт, менеджеры, управленческий персонал, торговцы

Геката Склонна следовать своим интересам, самостоятельна, развит дух соперничества, мистицизм, развитая интуиция, уход в себя, способность общаться с разными людьми, наблюдательна, способна к анализу, шутница, суеверна, мстительна, подавляет волю других Склонна к собиранию сплетен, подозрительна, мнительна (дурные предчувствия), злоязычна, завистлива Сваха, психотера- певт

того, посредством актуализации различных архетипов личность склонна к выбору определенной профессии. Таким образом, изучение архетипов как универсальных элементов коллективного бессознательного, взаимосвязанных с личностными и профессиональными особенностями индивида обладает теоретической и практической значимостью.

Методы и этапы исследования

С целью изучения особенностей проявления архетипов у студентов различных гуманитарных специальностей проводилось исследование, включающее в себя три этапа.

На первом этапе осуществлялся подбор диагностических методик с последующей диагностикой респондентов. В качестве метода определения доминантного архетипа была выбрана визуализация основных видов архетипов К. Г. Юнга, разработанная

О. К. Агавеляном, С. Б. Перевозкиным и Ю. М. Перевозкиной [1]. Кроме того нами были включены типологический опросник Майерс-Бриггс «МВТ1», с целью определения психологических типов и опросник «Профессиональная готовность» А. П. Чер-няковской, для выявления профессиональной готовности студентов.

Второй этап предполагал обработку полученных результатов - сравнение выраженности архетипов между студентами разных специальностей (ANOVA).

Третий этап включал в себя анализ и интерпретацию полученных результатов и формулирование выводов.

База исследования. В качестве испытуемых выступили студенты НОУ ВПО Новосибирского гуманитарного института и НОУ ВПО Новосибирского института экономики, психологии и права, 3 и 4-го курсов, факультета психологии (32 испытуемых), менеджмента (22 испытуемых) и юриспруденции (27 испытуемых), в возрасте 20-25 лет. Всего в исследовании приняли участие 81 испытуемый, из них 32 представителя мужского пола и 49 представительниц женского пола.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты применения дисперсионного анализа (допустимость применения по критерию Ливена установлена, табл. 2) для сравнения студентов различных гуманитарных специальностей показали, что были обнаружены статистически значимые различия по выраженности архетипа, по психологическому типу и по профессиональной готовности с вероятностью ошибки менее 5% и 1% (табл. 2). Применение критерия Фишера (после отклонения гипотезы о сходстве использовался критерий LSD для изучения парных сравнений групп), демонстрирует наличие статистически значимых различий по выраженности архетипов в зависимости от факультета.

Студенты экономического факультета отличаются большей выраженностью в структуре личности архетипа «Анимус» (М = 30 баллов) и «Ребенок» (М = 31,75 баллов). Полученные результаты позволяют предположить, что для студентов экономического

Таблица 2

Различия студентов по типу, профессиональной готовности и выраженности архетипов

(дисперсионный анализ)

Мето- дики Признаки ANOVA Leven LSD (р)1

Е Р Е Р Ю Э П

МВТІ Экстравертированный 3,61 0,050 2,05 0,101 * *

Сенсорный 9,31 0,000 2,29 0,108 * * *

Мыслительный 2,63 0,058 2,76 0,070 * *

Решающий 9,29 0,000 3,83 0,076 * * *

Профессиональная готовность Автономность 7,12 0,001 0,51 0,604 * * *

Принятие решений 4,75 0,011 0,07 0,934 * * *

Эмоциональное отношение 3,68 0,045 1,40 0,252 * *

Анимус 3,45 0,03Р 1,28 0,283 * * *

Ребенок 9,21 0,00Р 3,63 0,061 * * *

Ведьма 9,49 0,000 0,12 0,883 * * *

Враг 11,72 0,000 0,93 0,399 * * *

факультета характерны следующее: со стояние беззаботности, веселости, основное желание быть спонтанным, склонность к игре, подвержен эмоциональным волнениям, протест как таковой, стремление к свободе (ребенок). Отличаются рациональностью, жаждут восхищения собой, умеют выбирать цель и достигать ее (анимус).

Студенты юридического факультета имеют баллы меньше (М=25,59) по архетипу анимуса, чем у студентов психологического (М = 28,34) и факультета менеджмента (М = 29,82). Как считает К. Юнг [3], активация этого архетипа дает способность к реф-лексии, осознанию, постижению разумом.

Также статистически значимое различие выявлено в выраженности архетипа ребенка (Б = 9,21 р = 0,000). По этому архетипу, высокие баллы у студентов психологического факультета (М = 25,52) и у студентов факультета менеджмента. А у студентов юридического факультета баллы низкие (М = 19,63). Это означает то, что у студентов менеджеров и психологов имеют место быть следующие качества [1]: нежность, наивность, беззаботность, веселость. К. Г. Юнг [3] считают, что проявление этого архетипа может дать новые, большие силы, которые необходимы в сложной, критической ситуации.

Обнаружены статистически значимые различия в выраженности архетипа ведьмы (Б = 9,49 р = 0,000). Высокие баллы, по данному архетипу, у студентов юридического (М = 31,22) и психологического (М = 32.47)

факультетов. У студентов факультета менеджмента низкие баллы (М = 22,07), что говорит о возможном проявлении у студентов юрвдиче ского и психологическо го факульт е-тов таких характеристик, как враждебность, хитрость, сила, мудрость [1], дух соперничества, мистицизм, развитая интуиция, уход в себя, способность общаться с разными людьми, наблюдательность, способность к анализу. К. I". Юнг пишет', что с начала XX векапроисходит активная идентификация с ведьмамо и вампирами, что свидетельствует о наличии демонических черт в личности, которые она начинает признавать.

» Юридический ■ Экономический - -а- - Психологический

Рис. Различия студентов разных факультетов по архетипу

А также выявлено статистически значимое различие в выраженности архетипа врага (Б = 11,72 р = 0,000). Наибольшие баллы по данному архетипу у студентов юридического факультета (М = 33,15) и психологического факультета (М = 26,14), наименьшие баллы у студентов факультета менеджмен-

та (М = 17,57). Это предусматривает выраженность у студентов юридического и психологического факультетов хитрости, подлости и коварства [1], склонность к подозрительности, важным является чувство собственной правоты, склонность к агрессии. Активизация архетипа врага заставляет спроецировать на человека с другими, иными, взглядами негативные и иррациональные характеристики, которые несут в себе оттенки зла.

Полученные различия частично совпадают с результатами сопоставительного анализа архетипов (табл. 1) - при профессиях психолог, психотерапевт имеет место доминирование архетипов ребенок и ведьма. С другой стороны, при акцентировании архетипа трикстер (враг) можно наблюдать выбор профессии менеджер, а для представителей юридической профессии свойственно выраженность архетипа героя или анимуса.

Также получены статистически значимые различия по типологическим особенностям между студентами различных специальностей. Студенты юридического факультета по экстраверсии имеют более высокие баллы (М = 51,19 Б = 3,61 р = 0,05) по сравнению со студентами психологического факультета (М = 36,09). Это свидетельствуют о том, что студенты юридического факультета имеют направленность на внешний мир и их внешнее окружение. В процессе общения и от внешних событий «заряжаются» энергией, в тоже самое время направляют свою энергию во вне. Чтобы понять объект, нуждаются в непосредственном с ним взаимодействии, поэтому любят действовать.

Выявлена разница по сенсорному типу (Б = 9,31 р = 0,000). Студенты юридического факультета и факультета менеджмента по этому критерию имеют наивысшие баллы (М = 58,19) и (М = 44,86) соответственно, по сравнению со студентами факультета психологии (М = 32,38). Это говорит о том, что будущие юристы и менеджеры в первую очередь опираются на свои чувства, они поглощены миром вокруг себя, для них самое главное практический опыт и происходящее «здесь и сейчас».

По мыслительному типу также выявлены различия (Б = 2,63 р = 0,058). У студентов психологического факультета (М = 38,28) более низкие результаты, чем у студентов юридического факультета (М = 53,00). По-

этому можно сказать, что студенты факультета юриспруденции опираются на логику и анализ событий, руководствуются объективными ценностями, осуществляют поиск объективных критериев случившегося.

По решающему типу выявлены следующие различия (Б = 9,29 р = 0,000). Большая представленность в баллах оказалось у студентов юридического факультета (М = 50,63) и факультета менеджмента (М = 44,09). Наименьшая оказалась у будущих психологов (М = 26,19). Это означает, что у студентов факультетов юриспруденции и менеджмента важное место в жизни занимает функция принятия решений. Они стремятся жить распланировано, структурировано и упорядоченно, имеют потребность в регулировании и контроле жизни. Ориентированы на результат. Предпочитают оценивать и критиковать, нежели впитывать новую информацию. Им свойственна решительность, осмотрительность и умение принимать решения без особых волнений.

Выводы

1. Таким образом, проведенное исследование позволило утверждать, что выбор профессии может быть обусловлен как типологическими, так и архетипическими особенностями. Обнаруженные статистически значимые различия между студентами различных гуманитарных специальностей, демонстрируют, что студенты психологического факультета имеют в структуре личности наибольшую выраженность архетипа ведьмы. У студентов юридического факультета выражены архетип врага. И, наконец, студенты факультета менеджмента обнаруживают в структуре личности доминантность архетипов анимуса и ребенка.

2. Результаты исследования различий по психологическому типу показали, что у студентов юридического факультета более выражены экстравертированный, сенсорный, мыслительный, решающий тип, а также автономность, принятие решений при выборе профессии. Студенты факультета менеджмента отличаются наибольшей представленностью сенсорного и решающего типов, также автономностью, принятием решений, при выборе профессии. Студенты психологического факультета имеют выраженность эмоционального отношения при выборе профессии.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевоз-кина Ю. М. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности. - Сибирский вестник специального образования. - выпуск № 3, январь 2011 - 7 с. - 14 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бедненко Г. Б. Боги, герои, мужчины. Архетипы мужественности. - М.: Класс, 2005. - 315 с.

3. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. -Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.