Научная статья на тему 'Архетипические корреляты социальной перцепции в юношеском возрасте'

Архетипические корреляты социальной перцепции в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паньшина Людмила Васильевна, Перевозкина Юлия Михайловна

Статья посвящена изучению проявлений архетипических оснований в процессе межличностного познания у лиц юношеского возраста. Представлен анализ подходов к пониманию роли архетипов в социальном познании. Ученые полагают, что в основе действенных механизмов понимания себя и окружающего мира, лежат архетипы, которые представляют собой формы восприятия и осмысления действительности. По мнению исследователей, именно архетипы осуществляют предварительное преобразование индивидуального жизненного опыта. Установлено, что выраженность архетипического образа обусловливает характерное ему своеобразие социального познания. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи архетипических проявлений и социальной перцепции у лиц юношеского возраста. Что позволяет обозначить особенности восприятия и понимания окружающего мира с точки зрения природы бессознательного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паньшина Людмила Васильевна, Перевозкина Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архетипические корреляты социальной перцепции в юношеском возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.922.8

Паньшина Людмила Васильевна

Ассистент кафедры психологии личности и специальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», ludapan6@mail.ru, Новосибирск

Перевозкина Юлия Михайловна

Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности и специальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», per@bk.ru, Новосибирск

архетипические корреляты социальной перцепции

в юношеском возрасте

Аннотация. Статья посвящена изучению проявлений архетипических оснований в процессе межличностного познания у лиц юношеского возраста. Представлен анализ подходов к пониманию роли архетипов в социальном познании. Ученые полагают, что в основе действенных механизмов понимания себя и окружающего мира, лежат архетипы, которые представляют собой формы восприятия и осмысления действительности. По мнению исследователей, именно архетипы осуществляют предварительное преобразование индивидуального жизненного опыта. Установлено, что выраженность архетипического образа обусловливает характерное ему своеобразие социального познания. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи архетипических проявлений и социальной перцепции у лиц юношеского возраста. Что позволяет обозначить особенности восприятия и понимания окружающего мира с точки зрения природы бессознательного.

Ключевые слова: архетипическая идентичность, социальная перцепция, юношеский возраст, межличностное познание, социальный интеллект.

Panshina Lyudmila Vasilyevna

Assistant to the Chair of Psychology of the Personality and Special Psychology of the Psychological Department at Novosibirsk State Pedagogical University, ludapan6@mail.ru, Novosibirsk

Perevozkina Yulia Mihaylovna

Candidate of Psychological Sciences, the Head of the Chair of Psychology of the Personality and Special Psychology of the Psychological Department at Novosibirsk State Pedagogical University, per@bk.ru, Novosibirsk

archetypical correlates of the social perception of young people

Abstract: This article refers to issues of archetypical bases of social perception at youthful age. The article provides an overview of issue of value of archetypes in the area of social understanding, social cognition. Scientists believe that archetypes are the base of mechanisms of social knowledge. According to scientists archetype are universal patterns of behavior, form of perception and judgment of reality. The expressiveness of an archetype and social cognition are considered. The results of experimental study on the archetypical bases of social perception at young people are presented.

Keywords: archetypical identity, social perception, youthful age, interpersonal knowledge, social intelligence.

В современных условиях интенсификации всех сфер челoвеческой жизнедеятельнoсти четко обозначается прoблема выбора стратегий тональной адаптации в изменяющемся сoциoкультурном сooбществе. Актуальность

исследования определена проблемой поиска адекватных концептуальных установок и исследовательских стратегий межличностного взаимодействия, которое предполагает адекватную оценку окружающей действитель-

PSYCHOLOGICAL REPORTS

ности, регуляцию собственного поведения, ориентацию в различных жизненных ситуациях на основе обобщения и актуализации персонального опыта. В этой связи возникает необходимость осмысления подходов к изучению и формированию социально-психологической готовности личности, позволяющей адекватно взаимодействовать в системе межличностных отношений.

С точки зрения концептуального подхода К. Г. Юнга [6], в основе действенных механизмов понимания себя, других людей и окружающей действительности в целом лежат архетипы, которые представляют собой формы восприятия и осмысления действительности. Автор отмечал, что все архети-пические образы так или иначе представлены в структуре личности. Доминирование того или иного архетипа может определять предрасположенность к восприятию и оцениванию значимых фактов внешнего мира и внутреннего мира личности по характерным данному архетипу критериям.

Научные эксперименты, направленные на изучение социально-перцептивных процессов, демонстрируют зависимость процессов восприятия, понимания и интерпретации личности субъекта познания от персонального социального опыта воспринимающего человека. По мнению исследователей (К. Г. Юнг, С. А. Маленко и др.) в основе действенных механизмов понимания окружающей действительности лежат архетипы, которые представляют собой формы восприятия и осмысления действительности. Каждому ар-хетипическому образу свойственен определенный набор характеристик, обусловливающих своеобразие социального восприятия.

С. А. Маленко [3], исследуя архетипиче-ские сценарии социального взаимодействия, определяет архетип как «живое взаимодействие коллективного бессознательного с опытом его индивидуального осознания»; социально неопределяемый и научно неве-рифицируемый синтез бессознательно организованных родовых содержаний сознания и деятельности. По мнению исследователя, именно архетипы осуществляют предварительное преобразование индивидуального жизненного опыта, так как возникновение и становление опыта индивидуального сознания обусловлено его генетической связью с бессознательными способами «презента-

ции» архетипов, которые имеют тенденцию к творческому преобразованию в сознании путем их соединения с осмысленными или неосмысленными результатами индивидуального опыта. Автор полагает, что архетипы коллективного бессознательного выступают своеобразным хранилищем и первоначальной «матрицей» образов, содержащих эмоциональный потенциал развития сознания, адекватно включающий его в процессы социального взаимодействия. Это позволяет сделать вывод, что модели социальных отношений обусловлены архетипическими, первично коллективными способами развития индивидуального сознания и преобразования окружающей действительности.

Ю. М. Перевозкиной и соавторами [2] разработан конструкт архетипической идентичности в рамках которого позиционируются личностные и теневые характеристики десяти основных архетипов (Великая Мать, Великий Отец, Мудрая Старуха, Мудрый Старец, Предвечная Дева, Герой, Ведьма, Враг, Божественный Ребенок, Трикстер), которые преломляются через призму четырех сфер человеческой жизни: сфера семейных и детско-родительских отношений, интимная и сексуальная сфера, профессиональная сфера, сфера межличностных отношений. Основываясь на данном положении, можно говорить, что каждый архетип определяет индивидуальный стиль социального восприятия и межличностного взаимодействия.

В этой связи нами было проведено исследование, предполагающее изучение взаимосвязи архетипической идентичности и социального познания у лиц юношеского возраста. В исследовании приняли участие 36 респондентов (25 девушек, 11 юношей). Для диагностики социального интеллекта был использован тест Дж. Гилфорда и М. Салливена [4]. Для определения тенденции к выраженности архетипа была использована проективная методика «Архе-типическая идентичность», разработанная Ю. М. Перевозкиной, С. Б. Перевозкиным, Н. В. Дмитриевой [2]. Данная методика состоит из 20 карточек, на которых изображены двухфакторные образы десяти основных архетипов в соотношении фигура - фон, предъявляемые испытуемым одномоментно. Задача испытуемого выбрать последовательно пять понравившихся картинок и опреде-

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 5 / 2014

135

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица - Результаты корреляционного анализа между архетипической идентичностью и уровнем социального интеллекта (Отмеченные цифры значимы на уровне р <0,050)

Переменные Число набл. г-Спирмена р-уровень

«Истории с завершением» & Старуха 36 0,60 0,000

«Группы экспрессии» & Мать 36 0,50 0,002

«Группы экспрессии» & Дева 36 -0,48 0,003

«Группы экспрессии» & Ребенок 36 -0,38 0,024

«Вербальная экспрессия» & Мать 36 -0,34 0,040

«Вербальная экспрессия» & Ребенок 36 0,32 0,050

«Истории с дополнением» & Отец 36 0,47 0,003

«Истории с дополнением» & Ведьма 36 -0,40 0,015

«Истории с дополнением» & Трикстер 36 -0,56 0,000

С ^ & Старуха 36 0,39 0,020

лить, что на них изображено. В зависимости от порядка предпочтения увиденного образа выставляются баллы.

С целью установления взаимосвязи между архетипической идентичностью и социальным познанием был использован корреляционный анализ г-Спирмена.

Результаты исследования позволяют обозначить наличие в равном количестве отрицательных и положительных корреляционных значений.

Анализ полученных статистически значимых корреляций (Таблица 1) позволяет определить наличие взаимосвязей между архетипической идентичностью и отдельными способностями к межличностному познанию, определяющими социальный интеллект в целом. Данные наглядно представлены на рисунке.

Обнаружены взаимосвязи между архетипической идентичностью и отдельными способностями к межличностному познанию, определяющими социальный интеллект в целом. Выявлено, что предпочтение архетипа Мудрой старухи положительно коррелирует с уровнем развития социального интеллекта в целом (г = 0, 53 при р = 0,017), а также с выполнением субтеста «Истории с завершением» (г = 0, 60 при р = 0,000). Такие значения позволяют определить, что при актуализации архетипа Мудрой старухи у испытуемых отмечается высокая способность предвидеть и предсказывать последствия событий по поведению, адекватно понимать межличностные отношения. К характерным свойствам архетипа Мудрой старухи относятся интровертированность, мистицизм,

религиозность, стремление к духовным исканиям. Вероятно, наличие таких характерных особенностей помогает человеку в ситуации межличностного познания более успешно определять последствия событий по поведению, адекватно понимать межличностные отношения.

Обнаружены отрицательные корреляционные значения между предпочтением архетипов Ведьмы (г = - 0, 40 при р = 0,015) и Трикстера (г = - 0, 56 при р = 0,000) и выполнением субтеста «Истории с дополнением», что определяет низкую способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей. Ар-хетипическому образу Ведьмы характерны соперничество, интуитивность, мстительность, подозрительность, завистливость. В свою очередь, архетипу Трикстера присущи спонтанность, незрелость, беззаботность. Возможно, склонность к подобным типам поведения в процессе социального взаимодействия может затруднять адекватность оценки развития ситуаций и понимание значения поступков людей. Напротив, наличие положительной взаимосвязи между выполнением субтеста «Истории с дополнением» и предпочтением архетипического образа Великого отца (г = 0, 47 при р = 0,003) позволяет обозначить высокую способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях. Вероятно, характеристики, свойственные архетипическому образу Великого отца, такие как расчетливость, рациональность, склонность к контролю окружающих, могут способствовать пониманию значения

PSYCHOLOGICAL REPORTS

Старуха

Истории с завершением C IQ

-0,34*

0,50**

-0,48**

-0,40**

0,47**

Ведьма Истории с Отец

дополнением

-0,56***

Трикстер

положительная корреляцияотрицательнаякорреляция* у<0,05** р <0,03 *** р <0,001

Рисунок - Структура корреляционных связей между архетипическойидентичностью

и социальным интеллектом

поведения человека в определенной ситуации, а также адекватно оценивать развитие ситуаций социального взаимодействия.

Предпочтение испытуемыми архетипи-чесдилофйд П^даечиой дыаы(г = -(), аы при р = 0,ы03) Д ыациытвеныого ребеыга (г = - 0, 38 при р = 0,024) отрицательно кор-реияфляс с выполнеиием субтесть «друппы экспрессий». В данном случае актуализация архетипов Предвечной девы и Божественного уабенга позвпияет низиоР способности к логическому обобщению, вьщелеяиам общих сущесыаынныи оризиы-кови разлтлык реиыщях человека. Данным архетипическим образам свойсиыоины схожие хрникиеристиии, ыидие как инфантильность, спонтанность, мечтательность, эмоциональность, демонстратив-носиь. Мозм=жно, иыошюиаь л яодиИс^дру типу поведения в процессе межличностного познания затрудняет восприятие различных невербальных реакций человека, информативных в межличностном взаимодействии. Напротив, обнаружена положительная взаимосвязь между выбором архетипическо-го образа Великой матери (г = 0, 50 при у = 0,002) и выполнением субтеста «Группы экспрессий», что позволяет обозначить вы-

сокую способность к логическому обобщению, выделению общих существенных при-иникыо е раылииныб аевелбанянмк редициях человека при актуализации данного архети-пл ы

териоыкии как,мкдосемдие, заиатлиыость, внимательное отношение, свойственные архетииическомв ьбраиы дыоиией ыииири, способствуют в процессе социального познания адекватному пониманию невербаль-дых реаниыях чииоерда путемлиеыиесрого обобщения.

В то жь ы^ми -редпочьение нрсетипи-итиюго ы^еад^ ВиииюЫ матеыи ыирицатель-но коррелирует с выполнением субтеста «ВррГальыря экси^и^иоеш^» (г = иы, Зи мри у = 0,040). Такие значения определяют низкую способность понимать изменение зна-ченийси-дныы ыорбаиыных реаыиий ыило-века при актуализации данного архетипа. Возможно, в этом случае, архетип Великой матери представлен теневым аспектом, который может проявляться в скрытой агрессии, ярости, враждебности. Таким образом, указанные характеристики могут затруднять или блокировать восприятие и понимание вербальных реакций в процессе межличностного познания. В противоположность

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 5 / 2014

137

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

этому актуализация архетипа Божественного ребенка предполагает высокую способность у испытуемых понимать изменение значений сходных вербальных реакций, на что указывает наличие положительной взаимосвязи между предпочтением архети-пического образа Божественного ребенка (г = 0, 32 при р = 0,050) и выполнением субтеста «Вербальная экспрессия».

В целом исследование взаимосвязи ар-хетипической идентичности и социального познания у лиц юношеского возраста позволило сделать ряд выводов:

1. Актуализация архетипического образа Мудрой старухи определяет более успешное предположение последствий событий, адекватное понимание межличностных отношений.

2. Выраженность архетипа Великого отца демонстрирует более успешное понимание поведения людей в ситуации взаимодействия. Трудность достижения успешного понимания поведения людей проявляется через актуализацию архетипов Ведьмы и Трикстера.

3. Высокая способность к анализу и обобщению признаков невербального поведения определяется при актуализации архетипа Великой матери. Трудности понимания невербальных реакций человека отмечаются при актуализации архетипов Предвечной девы и Божественного ребенка.

4. Примечательно, что выраженность архетипа Великой матери демонстрирует низкую способность к пониманию изменения

значений вербальных реакций. При актуализации архетипа Божественного ребенка отмечается высокая способность у испытуемых понимать изменение значений сходных вербальных реакций.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Агавелян Р .О., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал - 2012. -№ 4. - С. 197-204.

2. Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Рюмина Т. В., Ганпанцурова О. Б. Построение конструкта для изучения доминантного архетипа // Сибирский педагогический журнал. -. 2013. - № 3 -С. 168-175.

3. Маленко С. А. Архетипические сценарии социального взаимодействия: дис. д-ра философ. наук. - Великий Новгород, 2010. —451 с.

4. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта / Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. - СПб.: «Иматон», - 1996. - 30 с.

5. Паньшина Л. В., Агавелян О. К., Саруха-нян К. А . Особенности восприятия и понимания экспрессии незнакомого человека юношами и девушками с нарушением слуха // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 151-156.

6. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. -М.: Академический проект, 2007.

7. Myss, Caroline M. Archetypes who are you? // Carlsbad Hay House. - 2013. [Electronic books].

8. URL: http://nypl.bibliocommons.com/item/ show/19956058052907_archetypes (дата обращения 15.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.