МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Разработка проектов позволяет ученикам овладеть совокупностью языковых, этнических и поведенческих явлений и процессов, традиционных для носителя языка, а также гуманистическими идеями и ценностями, позволяющими адекватно воспринимать другую культуру, выстраивать взаимодействие.
В соответствии с технологией использования проектной на уроках английского языка работа над проектами строилась по трем этапам.
Подготовительный этап решал следующие задачи - формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, определение направления поиска, определение групп студентов и их ролей в работе над проектами.
Заключительный этап - это завершение работы по сбору информации, оформление проекта в виде презентации, рефератов, защита проектов, анализ.
Над проектом ребята работали индивидуально или в небольших группах (в зависимости от сложности темы). Проект оформлялся в виде реферата и сопровождался красочными презентациями, передающими национальный колорит, а также тематическими сценками на усмотрение студентов.
Подобные занятия не были «сухой констатацией фактов», но мотивировали учеников на дальнейшее изучение иноязычной культуры, а также вырабатывали ценностное отношение к стране изучаемого языка.
Таким образом, применение проектной технологии на уроках иностранного языка дает уверенность в усвоении учебного материала, формирует коммуникативную и социолингвистическую компетенцию, повышает мотивацию обучения, учитывает индивидуальный подход к студентам, активизирует речемыслительную деятельность, развивает их профессиональные навыки. Список использованной литературы:
1. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. -Волгоград: Перемена, 2003. - 399 с.
2. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): Монография. - Москва: Издательство "Еврошкола", 2003. - 401 с.
3. Теория и практика глобального образования. Рязань: Издательство Рязанского государственного педагогического университета, 1994. - 190 с.
© Хабибуллина Д. А., 2016
УДК 159.9.072.5
Д.Н. Черников
Преподаватель кафедры ТСП ВИ МВД России, г. Воронеж, РФ К.А. Мельник Преподаватель кафедры ТСП ВИ МВД России, г. Воронеж, РФ С.В. Орленко Старший преподаватель кафедры ТСП ВИ МВД России, г. Воронеж, РФ
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ УСТОЙЧИВЫХ ПСИХОЛОГИЧКСКИХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ, СВЯЗАННЫХ С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ
Аннотация
Ознакомление с особенностями выработки устойчивых психологических качеств и психологического сопровождения сотрудников спецназа, привлекаемых к проведению контртеррористических операций.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Выработка устойчивых психологических качеств у сотрудников спецподразделений
в зонах проведения КТО.
В связи со сложным и неоднозначным спектром задач, которые решаются бойцами спецподразделений, возникла проблема морально - психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности.
Основной целью этого обеспечения является: оптимизация использования психологических ресурсов сотрудников, которое позволяет обеспечить успешное и качественное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач, восстановление, сохранение и повышение их работоспособности.
В целом, система психологического обеспечения сотрудников спецподразделений в ходе проведения контртеррористической операции представляет собой мероприятия, которые можно разделить на три этапа.
Первый этап - качественный подбор сотрудников, психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях. Мероприятия данного этапа, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей бойцов.
Второй этап - психологическое сопровождение непосредственно в командировке - включает мероприятия по психологическому сопровождению личного состава в ходе выполнения служебно-боевых задач.
Третий этап - психологическая работа с сотрудниками спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации - предполагает проведение мероприятий по реабилитации сотрудников, а также использованию положительных последствий экстремальных ситуаций для оптимизации подготовки личного состава.
На каждом из трех этапов психологического обеспечения деятельности сотрудников, принимающих участие в контртеррористической операции, используются различные организационно-методические подходы.
Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности бойцов спецподразделений выполнять служебно-боевые задачи.
На этапе психологической подготовки сотрудников к командировке в качестве основных задач выступают:
психологическое обследование личного состава;
психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений;
специальная психологическая подготовка сотрудников и групп.
Из вышеперечисленных задач вытекают направления работы психологов на этом этапе:
психологическая диагностика;
изучение социально-психологического климата и психодиагностика групповой сплоченности формируемых подразделений;
обучение сотрудников методам и приемам психологической саморегуляции в повседневной и экстремальной деятельности.
Реализация направлений работы организуется начальником отдела совместно со своими заместителями, а осуществляется непосредственно психологом.
На этапе психологического сопровождения сотрудников во время командировки в качестве основополагающих задач выступают:
обеспечение психологической адаптации сотрудников к новым условиям;
контроль психологического состояния бойцов и морально-психологического климата в коллективе. [1, с. 34]
Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников в зоне вооруженного конфликта, можно выделить следующие:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
использование спецподразделений в качестве войскового спецназа в контртеррористических операциях при слабом взаимодействии со смежными силовыми структурами, либо вообще без него;
реальная и постоянная угроза травмы, ранения, гибели, а также болезни - как в отношении себя, так и своих товарищей;
нарушение биологического ритма бодрствования и сна; бытовые лишения;
слабая информированность о действительном положении дел и оперативной обстановке; не всегда должное и достаточное обеспечение продовольствием, техникой, оружием, боеприпасами; несоизмеримая с риском оплата тяжелой и опасной службы; нахождение в регионе с чужим языком, культурой и традициями;
двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и их представителями местной власти; постоянная идентификация окружающих: свой-чужой и как результат - постоянная настороженность, подозрительность, излишняя жесткость и жестокость.
Накопление этих и подобных факторов психического напряжения сотрудников при выполнении служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта, как и непосредственное участие в бою может приводить к появлению боевых психологических травм. В связи с этим необходимо:
откомандированный в зону вооруженного конфликта личный состав располагать компактно, обеспечить соответствующее охранение. Дробление на мелкие группы с разными местами дислокации исключить. Если же это невозможно, то необходимо руководителям и психологу чаще посещать эти группы;
своевременно проводить профилактику и выявление лиц с развивающимися дезадаптивными реакциями или личностными декомпенсациями;
обеспечить поддержание связи с родственниками;
командиру и заместителю по работе с личным составом, психологу необходимо проводить работу по налаживанию связей с местным населением; поддерживать авторитет командира;
период оперативного покоя, который является одним из наиболее сложных периодов, после непродолжительного отдыха, необходимо организовывать разумную занятость личного состава, уделять особое внимание досугу, физическим тренировкам и нагрузкам, общим информационным занятиям.
Психологическая работа с сотрудниками спецподразделений по возращению к постоянному месту дислокации обусловлена тем, что бойцы при выполнении служебно-боевых задач в районах вооруженных конфликтов используются в качестве войсковых подразделений. В связи с этим у них возникают проблемы психологической адаптации, которые, по своему происхождению, аналогичны боевым психотравмами, полученным военнослужащими армейских подразделений в бою.
Наиболее важной задачей психолога по возвращении бойцов из командировки к месту постоянной дислокации - оказание помощи сотруднику в обретении душевного равновесия и комфорта, при этом необходимо помнить, что последствия экстремальных ситуаций могут быть не только негативными, но и позитивными, такими как: повышение профессионализма, опыта; личностная самореализация, социальное признание, повышение социального статуса; улучшение материально-бытовых условий жизни; укрепление сил и здоровья.
Психологу необходимо также проводить особую работу внимание семьям сотрудников. У сотрудников, к семьям которых была применена групповая психокоррекционная техника «Расстановка семьи по Б. Хеллингеру», наблюдались положительные изменения в семейной сфере, а также в сфере профессиональной деятельности. [2, с. 46]
Необходимо также отметить, что важнейшей задачей является обязательное участие психолога в формировании команды, в повышении сплоченности коллектива, взаимного доверия друг к другу.
В спецназе, как и во всех подразделениях, важно единоначалие, поэтому всегда последние слово остается за командиром. В результате чего, психолого-педагогическая помощь руководителю подразделения - является одним из главных направлений работы психолога в системе ОВД.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Агафонов Ю.А. и соавт. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Учебно-практическое пособие. - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2006.
2. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД (По материалам НПК). - М.: Академия МВД РФ, 2002.
© Черников Д.Н., Мельник К.А., Орленко С.В., 2016
УДК 371.26
Н.А.Шайденко
Д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, Государственная Дума, г. Москва, Российская Федерация С.Н.Кипурова К.п.н., доцент ТГПУ им.Л.Н.Толстого г. Тула, Российская Федерация
ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Анализируются и предлагаются возможные действеннее меры по развитию и совершенствованию в России национальной системы оценки эффективности и качества профессионального образования
Ключевые слова
Профессиональное образование, качество профессионального образования, законодательство в сфере образования.
В Федеральном законе от 29 декабря 2013 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) создана актуальная нормативная база функционирования и развития отечественного профессионального образования, в которой нашли отражение изменения и тенденции, происшедшие в последние годы в национальной системе оценки качества образования. [3]
Так, Федеральным законом об образовании предусмотрены как внутренние инструменты оценки качества профессионального образования, реализуемые непосредственно организациями, осуществляющими образовательную деятельность (обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся; аттестация педагогических работников; проведение само обследования в соответствии с показателями, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации, с размещением отчета о результатах само обследования в сети «Интернет»), так и разнообразные внешние инструменты такой оценки - не только государственные (лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования), но и общественные (независимая оценка качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность профессионально-общественная аккредитация образовательных программ).[1]
Важными элементами контроля со стороны общества за эффективностью и качеством профессионального образования являются закрепленные в Федеральном законе об образовании положения об информационной открытости системы образования на всех уровнях управления - от образовательной