Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников, убывающих в зону антитеррористических действий'

Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников, убывающих в зону антитеррористических действий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗОНА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

Задачи - В статье рассматриваются вопросы профессионально-психологической подготовки к несению службы в зоне антитеррористических действий. Актуализируются проблемы деятельности сотрудников мобильных отрядов особого назначения, имеющие большую общественную значимость. Модель и методы - Именно их деятельность связана с осознанной ответственностью за результаты выполнения профессиональных задач (не сопоставимой с ответственностью сотрудников в обычных условиях), высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья. Выводы и результаты - В представленной статье предложен ряд мероприятий, имеющих практическую значимость в подготовке молодых сотрудников к выполнению оперативно-служебных (боевых) задач. Оригинальность и практическая ценность - Профессионально-психологической подготовке личного состава, отбывающего в зону антитеррористических действий должна отводиться важная роль. С целью изучения уровня подготовленности молодых сотрудников к несению службы на Северном Кавказе, был проведен опрос в форме анкетирования, результаты которого анализируются в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROVIDING TRAINING DECREASES ZONE ACTION AGAINST TERRORISM

Objectives This article discusses the professional and psychological preparation for duty in the area of ​​anti-terrorist operations. Updated problems of activity of employees of special purpose mobile units having a large social significance. Model and methods It is their activity is related to the perceived responsibility for the results of the professional tasks (not comparable with the responsibility of employees under normal conditions), high-risk, danger to life and health. Findings and results In the present paper proposes a number of measures of practical importance in the training of young staff to undertake operational service (combat) missions. Originality and practical value Professionally and psychological training of personnel, serving in the area of anti-terrorism actions must play an important role. In order to study the level of preparedness of young employees for duty in the North Caucasus, a survey was conducted in the form of a questionnaire, the results of which are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников, убывающих в зону антитеррористических действий»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Машекуашева М.Х.

8. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

Model and methods - It is their activity is related to the

8.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ, УБЫВАЮЩИХ В ЗОНУ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Филиал: Краснодарский университет МВД РФ. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Аннотация

Задачи - В статье рассматриваются вопросы профессионально-психологической подготовки к несению службы в зоне антитеррористических действий. Актуализируются проблемы деятельности сотрудников мобильных отрядов особого назначения, имеющие большую общественную значимость.

Модель и методы - Именно их деятельность связана с осознанной ответственностью за результаты выполнения профессиональных задач (не сопоставимой с ответственностью сотрудников в обычных условиях), высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья.

Выводы и результаты - В представленной статье предложен ряд мероприятий, имеющих практическую значимость в подготовке молодых сотрудников к выполнению оперативно-служебных (боевых) задач.

Оригинальность и практическая ценность - Профессионально-психологической подготовке личного состава, отбывающего в зону антитеррористических действий должна отводиться важная роль. С целью изучения уровня подготовленности молодых сотрудников к несению службы на Северном Кавказе, был проведен опрос в форме анкетирования, результаты которого анализируются в статье.

Ключевые слова: сотрудники полиции, профессионально-психологическая подготовка, зона антитеррористических действий.

PSYCHOLOGICAL PROVIDING TRAINING DECREASES ZONE ACTION AGAINST TERRORISM

Mashekuasheva Margarita Hasanbievna, PhD in Psychology. Position: Senior lecturer. Place of employment: North-Caucasus Institute for advanced studies. Branch: Krasnodar University of the Interior Ministry. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Annotation

Objectives - This article discusses the professional and psychological preparation for duty in the area of antiterrorist operations. Updated problems of activity of employees of special purpose mobile units having a large social significance.

perceived responsibility for the results of the professional tasks (not comparable with the responsibility of employees under normal conditions), high-risk, danger to life and health.

Findings and results - In the present paper proposes a number of measures of practical importance in the training of young staff to undertake operational service (combat) missions.

Originality and practical value - Professionally and psychological training of personnel, serving in the area of antiterrorism actions must play an important role. In order to study the level of preparedness of young employees for duty in the North Caucasus, a survey was conducted in the form of a questionnaire, the results of which are analyzed in the article.

Keywords: police, professional and psychological preparation, area of anti-terrorist operations.

Профессионально - психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, в том числе отрядов мобильных особого назначения осуществляется в соответствии с Приказом МВД РФ от 30.04.2004 г. № 273 «Об утверждении Комплексной программы медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона» [3].

Необходимо, чтобы личный состав, убывающий в зону антитеррористических действий, мог обладать высоким уровнем профессионально-психологической подготовленности, психологической устойчивости к деятельности в нестандартных, экстремальных условиях, связанных с риском для жизни.

Среди личного состава, убывающего в зону антитеррористических действий, есть сотрудники, которые неоднократно выезжали в служебные командировки на Северный Кавказ, где им приходилось выдерживать и преодолевать чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки и есть сотрудники, которые не имеют такого практического опыта несения службы. Поэтому профессионально-психологической подготовке личного состава, отбывающего в зону антитеррористических действий должна отводиться важная роль.

С целью изучения уровня подготовленности молодых сотрудников к несению службы на Северном Кавказе, мы провели опрос в форме анкетирования.

В анкетировании приняли участие 170 молодых сотрудников подразделений отрядов мобильных особого назначения органов МВД России (35 человек - из Сибирского округа, 40 человек -из Центрального округа, 30 человек - из Забайкальского округа, 65 человек - из Приволжского округа), убывающих в служебную командировку в зону антитеррористических действий. Кроме того, оценку уровня готовности молодых сотрудников давали 54 руководителя (командиры взводов, отделений) и 32 психолога данных подразделений. Общая выборка составила 256 человек. Средний возраст большинства молодых людей 24 года, стаж службы 2,06 года. Средний возраст руководителей,

233

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

выступивших экспертами, составляет 37 лет, стаж службы в органах внутренних дел в среднем 8-15 лет.

Наиболее высоко все респонденты оценили служебно-боевую подготовленность к службе: 7,05 балла -молодые сотрудники, 4,76 балла - психологи, 4,83 балла - руководители; наименее - моральнопсихологическую: 6,72 балла - молодые сотрудники, 3,92 балла - психологи, 3,5 балла - руководители. Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что основные трудности и проблемы в профессиональной подготовке молодые сотрудники испытывают из-за низкой морально-психологической подготовленности, а следовательно, и психологической готовности к службе в зоне боевых действий[1 ].

Профессиональную подготовленность сотрудника органов внутренних дел образует сумма профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он обладает. Психологическая подготовленность является совокупностью сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям оперативно-служебной (боевой) деятельности и выступающих необходимым внутренним условием ее успешного осуществления. Именно этот вид подготовки играет важную роль в преодолении психологических трудностей профессиональной деятельности, и тем самым, в обеспечении успешного решения стоящих перед ними задач [2].

Как показывает практика, молодые сотрудники испытывают ряд трудностей перед служебной командировкой.

Преобладающими трудностями, с которыми сталкиваются молодые сотрудники в период ожидания убытия в служебную командировку в зону антитеррористических действий за 40 дней до убытия, являются «Безразличие к личным проблемам сотрудников со стороны непосредственных руководителей (командиров батальонов, командиров взводов, командиров отделений)». Удельный вес в общей структуре равен 16,41%. Трудность вхождения в «новый коллектив», убывающий в служебную командировку, имеет удельный вес в общей структуре 15,33%. Как правило, сотрудники служат в разных батальонах, взводах, отделениях. Вхождение в «новый коллектив», убывающий в служебную командировку, требует от молодого сотрудника принятие целей, планов коллектива как части своих жизненных целей и установок, включение в деятельность коллег по службе, внесение конкретного вклада, умение отстаивать интересы коллектива. В этой связи руководству отряда, убывающему в служебную командировку в зону антитеррористических действий, следует отметить, что психологическая подготовка представляет собой сложную систему профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных свойств сотрудника, его качеств, которые обеспечивают надежность выполнения действий в соответствии с его профессиональными и психологическими установками, а также умением взаимодействовать в группе, включаться в активные совместные действия [4].

В целом, система психологической подготовки сотрудников к несению службы в экстремальных условиях представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа.

Первый этап - подготовительный. Этот этап включает психологический отбор сотрудников для несения службы в зоне антитеррористических действий.

Второй этап - психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают комплектование отряда, убывающего в служебную командировку с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей бойцов, профессиональную подготовку.

Третий этап - психологическое сопровождение личного состава, убывшего в служебную командировку и их родственников.

На каждом из трех этапов психологического обеспечения деятельности сотрудников, принимающих участие в контртеррористической операции используются различные организационные, методические подходы, специфический алгоритм действий психологов. Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности бойцов спецподразделений выполнять служебно-боевые задачи[5].

Из вышеперечисленных задач вытекают основные направления работы психологов подразделения на этом этапе.

1. Предварительное собеседование с командиром отряда, выезжающего в служебную командировку (решение вопроса по отбору сотрудников, командируемых).

2. Методом наблюдения изучить сотрудников в различных видах деятельности: в межличностном общении с сотрудниками, руководством (командиром взвода, командиром отделения); отношение сотрудников к ношению форменной одежде; четкость выполнения приказов руководства.

3. Проведение полевых учений, в условиях которых осуществить включенное наблюдение за поведением сотрудников: умение включаться в групповую деятельность, умение бесконфликтно общаться, проявлять ответственность за порученное задание.

4. Создавая экстремальные моделируемые ситуации на полевых учениях, отслеживать динамику поведения личного состава.

5. Проводить собеседование и психологическое обследование сотрудников на предмет психологической готовности к предстоящей служебной командировке.

6. Проведение мероприятий, направленных на сплочение сотрудников: тренингов, психологической полосы препятствий, обращая внимание на психологическую устойчивость к воздействию стресса, и умение проявлять взаимовыручку в сложных жизненных ситуациях.

7. Проведение методики «ЦОЕ», с целью выявление ценностных качеств, необходимых командиру, выезжающему в служебную командировку.

8. Подготовить совместно с командиром, заместителями командира, врачом список сотрудников, направляемых в служебную командировку.

Психолог подразделения должен тщательно подходить к проведению мероприятий, направленных на обеспечение личной безопасности, на сохранение физического и психического здоровья сотрудников, особо делая акцент для категории «молодых сотрудников».

Перед отправкой сотрудников проводится ряд специальных мероприятий по формированию у личного состава моральной и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. В их число входит:

1) информационная подготовка (этнографические особенности региона предстоящего несения службы,

234

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Машекуашева М.Х.

предыстория конфликта, причины его возникновения, особенности оперативной обстановки и состояние дел на современном этапе, национальный характер и народные традиции, особенности межнационального общения конфликтующих сторон, нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность сотрудников);

2) выработка у каждого сотрудника убежденности в обоснованности целей и задач, стоящих перед отрядом в период его пребывания в данном регионе (этот критерий включает в себя уверенность в гуманности и необходимости, предпринимаемых правительством России мер по локализации и урегулированию конфликта, чувство правовой и социальной защищенности каждого сотрудника и членов его семьи);

4) подготовка личного состава к несению службы в неординарных условиях (погодных, сложных бытовых, социальной изоляции или даже враждебного отношения к сотрудникам окружающего гражданского населения, физического и огневого противоборства);

5) выработка у сотрудников умения в случае необходимости действовать автономно.

6) отработка специальных умений и навыков (оказание первой доврачебной помощи пострадавшему; общение с представителями конфликтующих сторон, предполагающих знание оскорбительных, доброжелательных, привлекающих внимание, располагающих к беседе, означающих приветствие или извинение жестов и выражений, умение по внешним признакам определять готовность собеседника к агрессивным действиям или располагать к себе граждан в процессе общения, вызывать у них чувство уважения; умение противостоять «мягкому нажиму», т.е. устойчивость к просьбам гражданских лиц, высказываемых в форме приглашения в гости, подношения даров, «слезных» уговоров о помощи и т.п., и связанных, как правило, с нарушениями должностных инструкций, отклонением от установленного маршрута, игнорированием правил сохранения служебной информации и т.п.);

7) формирование устойчивой мотивации.

Профессиональное становление молодых сотрудников в системе МВД определяется 3-5 годами работы человека по определенному профилю с момента его поступления на службу в органы внутренних дел, то есть этот процесс длителен [6].

Руководители подразделений должны проявлять заботу о личном составе, который выезжает в зону антитеррористических действий, и способствовать их профессиональному становлению как специалистов.

Список литературы

1. Стародубцев М.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 4 (86) - 153-156.

2. Хачидогов Р.А. Актуальные вопросы предупреждения и пресечения преступлений террористической и экстремистской направленности. // Пробелы в российском законодательстве. М.: Издательский дом «Юр -ВАК», №3 2014.330 с.

3. Актуальные вопросы использования социальнопсихологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 28. с. 115-120.

4. Терроризм как угроза национальной безопасности. Машекуашева М.Х. В сборнике: Современные проблемы уголовной политики материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Н. Ильяшенко; Министерство Внутренних Дел РФ, Краснодарский университет МВД России. 2012. с. 107112.

5. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков // Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 3. с. 258-261.

6. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции.// «Бизнес в законе».- Москва: Издательство «ЮР - ВАК» №2.- 2014. 316с.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.