Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕЖИМА И НАДЗОРА) УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕЖИМА И НАДЗОРА) УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ПЕНСИЯ / ОТПУСК / ОТДЕЛ БЕЗОПАСНОСТИ / ОТДЕЛ РЕЖИМА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Ольга Олеговна

Приближающийся 30-летний юбилей подразделений безопасности (режима и надзора) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации вызвал исследовательский интерес к должностному статусу сотрудников УИС в связи с замещением должностей указанных подразделений, а именно - к гарантиям. Наиболее часто ученые рассуждают о гарантиях законности и социальных гарантиях, которые даже на законодательном уровне периодически приравниваются к правам, хотя в теории административного права гарантии и права являются самостоятельными элементами правового статуса. Административно-правовые гарантии рассматриваются в качестве инструмента управления персоналом. Обосновано предложение об изменении расчета отпуска за стаж службы в УИС и установлении надбавки «за неукомплектованность» в виде мер, предупреждающих спрогнозированные автором риски: новую волну оттока кадров; риск повышения уровня коррупции; ухудшение морально-психологической обстановки в коллективе. Все примеры связаны со спецификой службы в отделах безопасности и отделах режима и надзора, но общие тенденции могут рассматриваться по аналогии как для Федеральной службы исполнения наказаний в целом, так и для других правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьева Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ALLOCATION OF GUARANTEES AS AN INDEPENDENT ELEMENT OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF EMPLOYEES OF SECURITY UNITS (OF REGIME AND SUPERVISION) OF INSTITUTIONS AND BODIES OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The approaching 30th anniversary of the security units (of regime and supervision) of institutions and bodies of the penitentiary system of the Russian Federation has aroused research interest in the official status of penitentiary officers in connection with filling the positions of these units, namely, guarantees. Most often, scientists talk about guarantees of legality and social guarantees, which even at the legislative level are periodically equated with rights, although in the theory of administrative law, guarantees and rights are independent elements of legal status. Administrative and legal guarantees are considered as a tool for personnel management. The proposal is substantiated to change the calculation of a leave for length of service in the penal system and to establish an allowance «for understaffing» in the form of measures that prevent the risks predicted by the author: a new wave of outflow of personnel; increase in the level of corruption; an increase in cases of suicide among employees due to debt obligations; deterioration of the moral and psychological situation in the team as one of the consequences of extending the age limit for service. All examples are related to the specifics of the service in security departments and regime and supervision departments, but general trends can be considered by analogy both for the Federal Penitentiary Service in general and for other law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕЖИМА И НАДЗОРА) УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.83

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2022-246-11-40-50

ОЛЬГА ОЛЕГОВНА ГРИГОРЬЕВА

старший преподаватель кафедры административного и финансового права юридического факультета Академии ФСИН России, кандидат юридических наук,

майор внутренней службы И oogrigoreva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0416-0656

Рязань

Особенности выделения гарантий в качестве самостоятельного элемента административно-правового статуса сотрудников подразделений безопасности (режима и надзора) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Аннотация. Приближающийся 30-летний юбилей подразделений безопасности (режима и надзора) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации вызвал исследовательский интерес к должностному статусу сотрудников УИС в связи с замещением должностей указанных подразделений, а именно - к гарантиям. Наиболее часто ученые рассуждают о гарантиях законности и социальных гарантиях, которые даже на законодательном уровне периодически приравниваются к правам, хотя в теории административного права гарантии и права являются самостоятельными элементами правового статуса. Административно-правовые гарантии рассматриваются в качестве инструмента управления персоналом. Обосновано предложение об изменении расчета отпуска за стаж службы в УИС и установлении надбавки «за неукомплектованность» в виде мер, предупреждающих спрогнозированные автором риски: новую волну оттока кадров; риск повышения уровня коррупции; ухудшение морально-психологической обстановки в коллективе. Все примеры связаны со спецификой службы в отделах безопасности и отделах режима и надзора, но общие тенденции могут рассматриваться по аналогии как для Федеральной службы исполнения наказаний в целом, так и для других правоохранительных органов.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, социальные гарантии, пенсия, отпуск, отдел безопасности, отдел режима, управление персоналом, государственная служба

Для цитирования

Григорьева О. О. Особенности выделения гарантий в качестве самостоятельного элемента административно-правового статуса сотрудников подразделений безопасности (режима и надзора) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 11. С. 40-50. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-246-11-40-50.

© Григорьева О. О., 2022

OLGA O. GRIGOREVA

Senior Lecturer, Department of Administrative and Financial Law Faculty of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Major of the Internal Service H oogrigoreva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0416-0656

Ryazan

Features of the allocation of guarantees as an independent

element of the administrative and legal status of employees of security units (of regime and supervision) of institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation

Abstract. The approaching 30th anniversary of the security units (of regime and supervision) of institutions and bodies of the penitentiary system of the Russian Federation has aroused research interest in the official status of penitentiary officers in connection with filling the positions of these units, namely, guarantees. Most often, scientists talk about guarantees of legality and social guarantees, which even at the legislative level are periodically equated with rights, although in the theory of administrative law, guarantees and rights are independent elements of legal status. Administrative and legal guarantees are considered as a tool for personnel management. The proposal is substantiated to change the calculation of a leave for length of service in the penal system and to establish an allowance «for understaffing» in the form of measures that prevent the risks predicted by the author: a new wave of outflow of personnel; increase in the level of corruption; an increase in cases of suicide among employees due to debt obligations; deterioration of the moral and psychological situation in the team as one of the consequences of extending the age limit for service. All examples are related to the specifics of the service in security departments and regime and supervision departments, but general trends can be considered by analogy both for the Federal Penitentiary Service in general and for other law enforcement agencies.

Keywords: penitentiary system, social guarantees, pension, vacation, security department, regime department, personnel management, civil service

For citation

Grigoreva O. O. Features of the allocation of guarantees as an independent elementof the administrative and legal status of employees of security units (of regime and supervision) of institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 11. C. 40-50. https://www.doi. org/10.51522/2307-0382-2022-246-11-40-50.

В современном виде подразделения безопасности (режима и надзора) уголовно-исполнительной системы (УИС) (далее - ОБ, ОРиН) появились около 30 лет назад (15 декабря 1992 года) и в настоящее время включают в свою структуру инспекторский состав ОБ, ОРиН [1].

За последние 15 лет в среднесписочной численности личного состава ОБ, ОРиН произошли значительные изменения, снизилась и среднесписочная численность осужденных, находящихся под надзором.

Согласно отчетам по форме СБ-1, в настоящее время штатная численность персонала УИС составляет 295 625 человек, из которых 55 774 человека (19,0 %) -персонал ОБ, ОРиН, чья служба во многом определяет порядок исполнения наказания в виде лишения свободы. Однако штатная и фактическая численность (далее - ШЧ и ФЧ) работников ОБ, ОРиН отличается: в 2019 году ШЧ -43 238 человек (ФЧ - 39 248, то есть неукомплектованность - 9,3 %); в 2020 году ШЧ - 43 293 человека (ФЧ - 38 858, то есть неукомплектованность - 10,3 %); в 2021 году ШЧ - 55 774 человека (ФЧ -47 141, то есть неукомплектованность -15,5 %) [2]. Общая картина дефицита кадров обычно сглаживает проблемы неукомплектованности ОБ, ОРиН в целом в отдельных территориальных органах и их конкретных учреждениях, ведь кадровая политика допускает наличие неукомплектованности в пределах 10 %. Тем не менее из-за неукомплектованности подразделений ежедневная нагрузка на сотрудников увеличивается.

В 2021-2022 годах по заявке управления режима и надзора ФСИН России профессорско-преподавательский состав юридического факультета Академии ФСИН России осуществлял подготовку учебного пособия о прохождении служ-

бы в ОБ, ОРиН [3]. В целях качественной подготовки было организовано взаимодействие образовательной организации с УФСИН России по Рязанской области: стажировка, содействие в изучении обзоров и указаний ФСИН России, должностных инструкций сотрудников ОБ и ОРиН, регулярные встречи с практическими работниками и тому подобное. Поэтому в качестве наглядного примера приведем статистические сведения по данному территориальному органу.

Из отчета за 2021 год по форме СБ-1 очевидно, что штатная численность ОБ, ОРиН учреждений УИС по Рязанской области - 494 человека (фактическая численность - 365, то есть неукомплектованность - 26,2 %), причем «рейтинг» кадрового дефицита в рассматриваемом территориальном органе ФСИН России следующий:

1 место - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, где штатная численность ОБ - 65 человек, а фактическая -38, то есть неукомплектованность -41,6 %;

2 место - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области, где штатная численность ОБ - 66 человек, а фактическая -45, то есть неукомплектованность -39,1 %;

3 место - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области, где штатная численность ОБ - 51 человек, а фактическая -36, то есть неукомплектованность -29,5 % [2].

Согласно официальным сведениям Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области, уровень средней заработной платы за 2021 год в Рязанской области составил 40,4 тысячи рублей. Однако размер ежемесячного денежного довольствия младшего инспектора ОБ, ОРиН в учреждениях УИС нашего региона составляет приблизительно 27 тысяч рублей.

Отметим, что в небольших населенных пунктах, где ограничен выбор рабочих мест, в пенитенциарной системе часто служат семейные династии, а в тех регионах, где средняя заработная плата у гражданского персонала коммерческих предприятий значительно выше, чем у персонала бюджетных учреждений, проблема некомплекта и текучести кадров УИС остается острой.

Согласно статистическим сведениям Банка России и регулярным обзорам Минэкономразвития России «О текущей ценовой ситуации», за первые 20 дней мая 2022 года инфляция в России достигла минимума с 1999 года, а в конце мая аналитики зафиксировали дефляцию [4, 5, 6]. К слову, Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, выступая 07.05.2022 в Государственной Думе Российской Федерации с ежегодным отчетом о результатах деятельности Правительства Российской Федерации, назвал экономической войной санкции, введенные Западом против России [7]. С целью решения ситуации с потребительским спросом Президент Российской Федерации выступил 25.05.2022 на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященном вопросам социальной поддержки граждан, с инициативой об индексации минимального размера оплаты труда (МРОТ). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973 с 01.06.2022 размер федерального МРОТ составляет 15 279 рублей [8], а в Москве постановлением Правительства Москвы от 31.05.2022 № 936-ПП МРОТ увеличен до 23 508 рублей [9].

С учетом расстояния от Рязани до Москвы некоторые рязанцы уже привыкли жить на два города, зарабатывая себе на жизнь в Москве или Московской области. Обратим внимание,

что, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.11.2019 № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» и повышающему их размер в 1,037 раза денежному довольствию, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2021 № 772 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти», сейчас оклад по должности младшего инспектора в Москве -14 623 рубля, в Рязани - 12 373 рубля, а в Рязанской области - 10 124 рубля. Накануне того, как инфляция достигла 20 % и МРОТ увеличили на 10 %, постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 719 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» регламентировало повышение размеров должностных окладов и окладов по специальным званиям сотрудников УИС в 1,04 % раза.

Не хочется обесценивать предпринятые меры, но в сложившихся условиях можно прогнозировать ряд рисков, на которые необходимо обратить пристальное внимание при организации работы с личным составом:

1) новая волна оттока кадров из УИС;

2) повышение уровня коррупции;

3) повышение риска психоэмоциональных расстройств и профессионального выгорания сотрудников.

В результате исследования организационно-правовых основ стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС посредством предоставления социальных гарантий, проведенного нами в 2015-2017 годах, выявлена закономерность сокращения бюджетного фи-

нансирования за счет социального обеспечения в период экономического кризиса и роста количества преступлений коррупционной направленности [10]. В силу специфики должностных обязанностей у сотрудников ОБ, ОРиН достаточно высоки риски вступления в запрещенные связи со спецконтингентом.

В результате обоснования актуальности поставленной частной проблемы возникают вопросы общего характера:

1) о качестве подготовки кандидатов, поступающих на службу в УИС, из которых осуществляется профессиональный отбор;

2) об их мотивации к поступлению на государственную службу;

3) об эффективных стимулах для успешного управления служебной деятельностью персонала ФСИН России.

Вспомним, что важная роль в правоохранительной реформе отводилась повышению престижа службы и стимулированию служебной деятельности посредством предоставления социальных гарантий сотрудникам и членам их семей [11]. Одно из основных направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, -совершенствование служебной деятельности, предусматривающее улучшение условий несения службы (выполнение работы) и социальную защищенность сотрудников УИС, что предусматривает создание комфортных условий для несения службы (выполнения работы), а именно стимулирование сотрудников УИС, предусматривающее создание многофакторной системы мотивации, а также разработку и осуществление комплекса мер, направленных на повышение привлекательности службы (работы) в УИС, причем в целях обеспечения

престижа службы необходимо установление гарантии высокого социального статуса сотрудника пенитенциарного ведомства.

Особенности прохождения государственной службы в ОБ, ОРиН учреждений и органов УИС вытекают из требований ведомственных нормативных правовых актов и указаний ФСИН России, многие из которых отмечены грифом «ДСП», то есть «для служебного пользования». Закрытый характер нормативной базы обусловлен целью обеспечения безопасности на режимной территории, чтобы спецконтингент их родственники не знали, какие действия, где именно и как часто должны осуществлять сотрудники запланированно и внепланово. Хочется подчеркнуть, что одни только указания ФСИН России для ОБ, ОРиН за последние 5 лет занимают более 20 томов по 250 листов. Следовательно, особенности прохождения службы, связанные со спецификой служебной деятельности, порождают особенности административно-правового статуса сотрудников ОБ, ОРиН.

В 2016 году сотрудники Академии ФСИН России Гришин Д. А., Поника-ров В. А., Сенатова Е. В. провели уникальное комплексное исследование административно-правового статуса сотрудников режимных подразделений УИС и обогатили теорию административного права разъяснениями, что при осуществлении правоохранительной деятельности в УИС сотрудники ОБ, ОРиН обладают несколькими видами правового статуса: общим, служебным и индивидуальным [12].

На наш взгляд, особый интерес для сотрудников кадровых служб и ОБ, ОРиН учреждений и органов УИС, а также для обучения курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций представляет (в отличие от

административно-служебного статуса сотрудников УИС) должностной статус в связи с замещением должностей ОБ, ОРиН.

Поскольку наибольшая численность работников ОБ, ОРиН - в исправительных колониях и следственных изоляторах (СИЗО), в качестве примера приведем должности рассматриваемых подразделений именно в этих учреждениях УИС. Также напомним, что в исправительных колониях территориального органа ФСИН России функционирует ОБ, а в воспитательной колонии и СИЗО -ОРиН (причем этот отдел или подразделение может называться просто «отдел режима» (ОР), то есть без добавления «и надзора»). Также следует уточнить, что в зависимости от штатного расписания должности в конкретных учреждениях УИС могут отличаться.

Перечислим известные нам должности в ОБ: 1) начальник ОБ, 2) старший инспектор ОБ, 3) инспектор ОБ, 4) дежурный помощник начальника колонии, 5) заместитель дежурного помощника начальника колонии, 6) заместитель начальника дневной смены, 7) младший инспектор дежурной смены. Несмотря на указание в нормативных правовых актах на должности заместителя начальника ОБ, инспектора-дежурного по жилой зоне, в штатном расписании многих учреждений они отсутствуют.

Распространенные должности в ОР: 1) начальник ОР, 2) старший инспектор ОР, 3) инспектор ОР, 4) дежурный помощник начальника СИЗО, 5) заместитель дежурного помощника начальника СИЗО, 6) начальник дневной смены, 7) младший инспектор. Не в каждом СИЗО можно встретить заместителя начальника отдела режима, начальника корпусного отделения, заместителя начальника дневной смены. Также обратим внимание, что правила внутреннего

распорядка СИЗО разделяют обязанности младших инспекторов дежурной и дневной смены, но кадровые подразделения предлагают типовую должностную инструкцию для должности просто «младший инспектор» (без уточнений). Но уточнять и персонализировать правовой статус необходимо, потому что у младших инспекторов также имеются функциональные обязанности на каждом посту несения службы, а таких постов может быть 10 постоянных и 18 временных. Следовательно, систематизация актуальных особенностей правового статуса сотрудников ОБ, ОРиН заслуживает отдельного исследования.

В настоящее время, учитывая изменения нормативных правовых актов и опираясь на аналогичные исследования авторитетных ученых в области административного права [13, 14], в структуре административно-правового статуса сотрудников ОБ, ОРиН можно выделить следующие элементы: 1) права, 2) обязанности, 3) ответственность, 4) гарантии, 5) требования к служебному поведению, 6) ограничения и запреты, связанные со службой.

Примерно по такой логике построена глава 3 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» (далее - Закон о службе в УИС), где законодатель выделяет отдельную статью для разъяснения каждого из элементов служебного статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы (статьи 10-16). Там отсутствует отдельная статья про гарантии, зато в статье, посвященной правам, есть множество ссылок на Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых

федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а глава 9 Закона о службе в УИС посвящена гарантиям социальной защиты сотрудников УИС.

Ранее мы исследовали, что в юридической науке категория «гарантии» имеет множество смыслов, а наиболее часто ученые рассуждают о гарантиях законности и социальных гарантиях, которые даже на законодательном уровне периодически приравниваются к правам, хотя в теории административного права гарантии и права являются самостоятельными элементами правового статуса [15]. При этом заслуживает внимания позиция Смирнова Л. В. о том, что юридические гарантии правового статуса большей частью находятся за его пределами, так как их реализация обычно связана с деятельностью различных государственных органов и уполномоченных лиц [16], и Гришина Д. А. об особом проявлении юридической гарантии законности, заключающейся в наличии юридической ответственности для лица, нарушающего чьи-то права и не выполняющего свои обязанности [17]. На наш взгляд, «гарантии» - более широкое понятие, чем «права», так как в теории права многие права обычно юридически закреплены в правовых нормах, следовательно правовые нормы гарантируют эти права, нередко являясь бланкетными или отсылочными к уточняющим и обеспечивающим нормативным правовым актам. В этой связи, опираясь на мнение Каляшина А. В., можно утверждать, что без надежно действующих гарантий установление обязанностей и прав может оказаться юридической фикцией [18], стало быть, совершенствование гарантий правового статуса сотрудников ОБ, ОРиН является важным фактором улучшения его структуры.

Многие гарантии стимулируют эффективное выполнение сотрудниками должностных обязанностей, поэтому для руководителей они часто служат инструментом управления персоналом. Наоборот, сильно демотивирует факт, что за шесть лет с момента закрепления права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья сотрудникам УИС и членам их семей реализовать это право пока смогли лишь те, кто встал в очередь в 2013 году (по состоянию на апрель 2022 года).

Пенсия за выслугу лет - главная реальная социальная гарантия, мотивирующая значительное количество сотрудников правоохранительных органов терпеть все тяготы и лишения службы. Размер ежемесячного денежного довольствия младшего инспектора ОБ, ОРиН в учреждениях УИС Рязанской области составляет приблизительно 27 тысяч рублей, поэтому по достижении минимального пенсионного возраста с должностей младших инспекторов часто увольняются, чтобы работать в гражданской сфере за большую заработную плату, получая также пенсию.

Кажется очевидным прогноз, что увеличение нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет (пункт «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с 20 до 25 лет

(ежегодно - по полгода) увеличит отток кадров из правоохранительных органов среди сотрудников, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию, поэтому пока изменения коснулись лишь увеличения предельного возраста пребывания на службе, что обосновано расчетами о необходимости индексации базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию. Обратим внимание, что в результате увеличения на 5 лет в 2018 году и 2022 году за последние 5 лет пенсионной реформы повышение предельного возраста пребывания на службе составило 10-15 лет.

Осознавая ограниченность набора рычагов воздействия на своих подчиненных и дефицит кадров, руководители также наблюдают, что тех, кто продолжает служить в правоохранительных органах при наличии возможности ухода на пенсию, мало, причем уйти они могут в любой момент. Следует подчеркнуть, что эти сотрудники имеют большой потенциал, учитывая их профессиональный опыт, накопленный за значительный стаж службы. В отличие от других, для них главный стимул продолжения службы и эффективного выполнения своих обязанностей - не столько внешний (в виде различных социальных гарантий), сколько внутренний: они сами поставили себе «планку» срока службы, своих личных заслуг и достижений, поэтому, если эту цель вдруг не получится достичь, высок риск возникновения профессионального выгорания. В этой связи руководителям следует быть особенно внимательными к данной категории своих подчиненных. Им очень важно чувствовать свою ценность, регулярно получать заслуженное признание своего профессионализма со стороны коллег и руководства, и главное -иметь возможность полноценного отдыха, чтобы поддерживать свое здоровье и работоспособность.

Поэтому предлагаем изложить пункт 2 статьи 60 Закона о службе в УИС в новой редакции:

«2. Дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе предоставляется сотрудникам в календарном исчислении из расчета:

1) от 10 до 15 лет службы - 5 календарных дней;

2) от 15 до 20 лет службы - 10 календарных дней;

3) от 20 до 25 лет службы - 15 календарных дней;

4) от 25 до 30 лет службы - 20 календарных дней;

5) от 35 до 40 лет службы - 25 календарных дней;

6) свыше 40 лет службы - 30 календарных дней».

Также предлагаем проект приказа ФСИН России «Об утверждении Условий выплаты и размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за неукомплектованность сотрудникам подразделений учреждений и органов УИС», предусматривающего надбавку в размере от 10 до 100 % должностного оклада, устанавливаемую приказом начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний или лица, его замещающего, с указанием конкретного размера с 1 января сроком на один год в пределах средств, выделенных на оплату труда. Условием для установления размера надбавки является процент неукомплектованности подразделения учреждения или органа УИС (далее - подразделения), в том числе количество отсутствующих более пяти рабочих дней подряд по причине болезни, отгулов, отпуска или командировки штатных сотрудников. Надбавка выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в условиях неполной укомплектованности подразделения. Рекомендации

о выплате надбавки подает начальнику учреждения начальник структурного подразделения в виде мотивированного рапорта, согласованного с отделом кадров и финансово-экономическим отделом. К рапорту прилагается табель учета рабочего времени. В рапорте обосновываются предложения начальника структурного подразделения о распределении процента неукомплектованности между сотрудниками подразделения, которые помимо своих должностных обязанностей выполняли обязанности сотрудника по вакантной должности или сотрудника, отсутствующего более пяти рабочих дней подряд по причине болезни, отпуска и так далее. Если сотрудник получил дисциплинарное взыскание в месяце, рассматриваемом для принятия решения о проценте надбавки, то положенный ему процент надбавки уменьшается, но и не перераспределяется другим сотрудникам, данное обстоятельство фиксируется в рапорте начальника. Если дисциплинарное взыскание получено после того, как выплачена надбавка за месяц, в котором совершено правонарушение, то в течение 14 дней с момента издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания начальник подразделения готовит рапорт начальнику учреждения об удержании суммы переплаты, который следует согласовать с отделом кадров и финансово-экономическим отделом. Приказ вступает в законную силу с 1 января года, следующего за годом его принятия.

На наш взгляд, нашу законодательную инициативу и проект ведомственного приказа также смогут позаимствовать другие правоохранительные органы, так как предлагаемые к нормативно-правовому закреплению гарантии способны решить проблемы тяжелых условий несения службы и эффективности служебной деятельности даже в условиях дефи-

цита кадров, появится дополнительный стимул для улучшения служебной дисциплины.

Особенно важно развивать механизмы управления персоналом, предусматривающие создание многофакторной системы мотивации, аккуратно смещая акцент с экономических стимулов и материальной заинтересованности на моральные, воздействуя на ощущение необходимости, важности, ценности служебных обязанностей каждого сотрудника, политики требовательности руководства к служебной дисциплине и качественному выполнению поставленных задач. Поэтому главный инструмент для управления персоналом у руководителей различных уровней - это административно-правовые гарантии, то есть властные полномочия, направленные на стимулирование своих подчиненных как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, в том числе с использованием социальных гарантий, которые часто служат стимулом на ограниченный по времени период (получения квартальной премии или очередного специального звания в срок, досрочно и тому подобное).

Таким образом, мы приходим к выводу, что гарантии - важный элемент административно-правового статуса сотрудников ОБ, ОРиН, посредством которых можно эффективно стимулировать служебную деятельность персонала, повышая престиж службы.

1. Смирнов С. Ю. История становления и развития отделов безопасности исправительных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 12. С. 2-4.

2. Сведения о численности работников, объеме службы отделов (отделений, групп) безопасности (режима и надзора), состоянии профессиональной и служебной подготовки, контроле за службой за IV квартал 2019, 2020, 2021 гг. (нарастающим итогом с начала года) (форма СБ-1) // Форма статистической отчетности ФСИН-1. Доступ из АИС «Статистика УИС».

3. Григорьева О. О. Некоторые особенности административно-правового статуса сотрудников режимных подразделений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Преступление, наказание, исправление : сборник тезисов выступлений и докладов участников V Международного пенитенциарного форума (приуроченного к проведению в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий) (г. Рязань, 17-19 нояб. 2021 г.) : в 9 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2021. Т. 9 : Материалы круглых столов,

2021. С. 14-19.

4. Ключевая ставка Банка России и инфляция // Банк России : [сайт]. URL: https://cbr.ru/hd_base/infl/ (дата обращения: 31.10.2022).

5. О текущей ценовой ситуации. 1 июня 2022 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации : [сайт]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/812bc06257d2c5ce2bc6c3b2540f87ef/20220601. pdf (дата обращения: 31.10.2022).

6. В правительстве рассказали об уровне инфляции в России // РИА Новости : сетевое издание. 27.05.2022. URL: https://ria.ru/20220527/pravitelstvo-1791135875.html (дата обращения: 31.10.2022).

7. Стенограмма: Отчет Михаила Мишустина в Госдуме о работе правительства // Интернет-портал «Российской газеты» : сетевое издание. 07.04.2022. URL: https://rg.ru/2022/04/07/stenogramma-otchet-mihaila-mishustina-v-gosdume-o-rabote-pravitelstva.html (дата обращения: 31.10.2022).

8. Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» : пост. Правительства Рос. Федерации от 28.05.2022 № 973. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 12 октября 2021 г. № 1597 : пост. Правительства Москвы от 31.05.2022 № 936-ПП. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Григорьева О. О. Организационно-правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (на примере предоставления социальных гарантий) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. М., 2017. 268 с.

11. Акчурин А. В. Организационно-правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. Рязань, 2006. 226 с.

12. Гришин Д. А., Поникаров В. А. , Сенатова Е. В. Административно-правовой статус сотрудников режимных подразделений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : учебное пособие. Рязань : Академия ФСИН России, 2016. С. 4.

13. Бахрах Д. Н. Административное право России: учеб. для вузов. М., 2000. 640 с. С. 233.

14. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005. 698 с. С. 272.

15. Григорьева О. О. Административно-правовые гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как инструмент управления персоналом // Административное право и процесс.

2022. № 4. С. 56-61.

16. Смирнов Л. В. Административно-правовой статус сотрудника милиции : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. М., 1996. С. 20.

17. Гришин Д. А., Поникаров В. А., Сенатова Е. В. Указ. сочинение. С. 12.

18. Каляшин А. В. Административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. М., 2008. С. 30.

1. Smirnov S. Yu. The history of the formation and development of security departments of correctional institutions // Vedomosti of the Penal System. 2012. No. 12. P. 2-4.

2. Information on the number of employees, the volume of service of departments (departments, groups) of security (regime and supervision), the state of professional and service training, control over the service for the IV quarter of 2019, 2020, 2021 (cumulative total since the beginning of the year) (form SB-1) // Form of statistical reporting of the Federal Penitentiary Service-1. Access from the AIS «Statistics of Penal System».

3. Grigoryeva O. O. Some features of the administrative and legal status of employees of sensitive units of the penal system of the Russian Federation // Crime, punishment, correction : a collection of abstracts of speeches and reports of participants in the V International Penitentiary Forum (dedicated to the Year of Science in 2021 in the Russian Federation and technologies) (Ryazan, November 17-19, 2021) : in 9 vols. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2021. V. 9 : Materials of round tables, 2021. P. 14-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Key rate of the Bank of Russia and inflation // Bank of Russia : [website]. URL: https://cbr.ru/hd_base/infl/ (date of access: 31.10.2022).

5. About the current cost situation. June 1, 2022 // Ministry of Economic Development of the Russian Federation : [website]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/812bc06257d2c5ce2bc6c3b2540f87ef/20220601.pdf (accessed 31.10.2022).

6. The government spoke about the level of inflation in Russia // RIA Novosti : online edition. 05/27/2022. URL: https://ria.ru/20220527/pravitelstvo-1791135875.html (date of access: 10/31/2022).

7. Transcript: Mikhail Mishustin's report to the State Duma on the work of the government // Rossiyskaya Gazeta Internet portal : online edition. 04/07/2022. URL: https://rg.ru/2022/04/07/stenogramma-otchet-mihaila-mishustina-v-gosdume-o-workote-pravitelstva.html (date of access: 10/31/2022).

8. On the specifics of calculating and establishing the minimum wage in 2022, the subsistence minimum, the social supplement to the pension, as well as the approval of the indexation coefficient (additional increase) of the size of the fixed payment to the insurance pension, the coefficient of the additional increase in the cost of one pension coefficient and the coefficient of additional indexation pensions provided for in paragraphs four to six of paragraph 1 of Article 25 of the Federal Law «On State Pension Provision in the Russian Federation» : government decree of the Rus. Federation of May 28, 2022 No. 973. Access from the LRS «ConsultantPlus».

9. On amendments to the Decree of the Government of Moscow dated October 12, 2021 No. 1597 : post. Government of Moscow dated May 31, 2022 No. 936-PP. Access from LRS «ConsultantPlus».

10. Grigoryeva O. O. Organizational and legal foundations for stimulating the performance of employees of the penal system (on the example of providing social guarantees) : dis. ... Cand. of Law : 12.00.11. M., 2017. 268 p.

11. Akchurin A. V. Organizational and legal foundations for stimulating the performance of employees of the penal system : dis. ... Cand. of Law : 12.00.11. Ryazan, 2006. 226 p.

12. Grishin D. A., Ponikarov V. A., Senatova E. V. Administrative and legal status of employees of regime units of the penal system of the Russian Federation : a study guide. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 2016. P. 4.

13. Bahrakh D. N. Administrative law of Russia : textbook for universities. M., 2000. 640 p. S. 233.

14. Tikhomirov Yu. A. Administrative law and process: a full course. M., 2005. 698 p. P. 272.

15. Grigoryeva O. O. Administrative and legal guarantees of employees of the penal system of the Russian Federation as a tool for personnel management // Administrative Law and Process. 2022. No. 4. P. 56-61.

16. Smirnov L. V. Administrative and legal status of a police officer : author. dis. ... Cand. of Law : 12.00.02. M., 1996. P. 20.

17. Grishin D. A., Ponikarov V. A., Senatova E. V. Administrative and legal status of employees of regime units of the penal system of the Russian Federation : a study guide. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2016. P. 12.

18. Kalyashin A. V. Administrative and legal status of an employee of the penal system : dis. . Cand. of Law : 12.00.11. M., 2008. P. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.