УДК 316.4
DOI 10.18522/2227-8656.2021.5.7
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАНЫ И ВУЗА УЧЕБНЫМИ МИГРАНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ЮФУ)
© 2021 г. Я. А. Асланов*, Н. К. Бинеева**, А. С. Магранов**
* Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия ** Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования: анализ основных мотивов выбора вуза и специальности иностранными студентами, обучающимися в Южном федеральном университете, а также их оценок перспектив трудоустройства с дипломом ЮФУ.
Методологическая база исследования
представлена эмпирическими данными социологического исследовательского проекта ЮРФ ФНИСЦ РАН, реализованного в 2021 г. Метод исследования - анкетный опрос студентов и аспирантов вузов Юга России, в том числе и ЮФУ.
Результаты исследования. Основные результаты анкетирования иностранных студентов Южного федерального университета позволяют выделить главные мотивы, которыми руководствуются молодые иностранцы при выборе университета для получения высшего образования. Выявлено, что представители других государств выбирают прежде всего страну и вуз, в которых они
Тип статьи в журнале - научная
FEATURES OF CHOOSING A COUNTRY AND UNIVERSITY BY EDUCATIONAL MIGRANTS (ON THE EXAMPLE OF SFEDU FOREIGN STUDENTS)
© 2021 Ya. A. Aslanov*, N. K. Bineeva**, A. S. Magranov**
* Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia ** South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study is the analysis of the main motives for choosing a university and specialty by foreign students studying at the Southern Federal University, as well as their assessments of employment prospects with a SFedU diploma.
The methodological basis of the research is presented by empirical data of the sociological research project of the South-Russian branch of FCTAS RAS, implemented in 2021. The research method is a questionnaire survey of students and postgraduates of universities in the South of Russia, including SFedU.
Research results. The main results of the survey of foreign students of the Southern Federal University allow us to identify the main motives that guide young foreigners when choosing a university for higher education. It is revealed that representatives of other states choose first of all a country and a university in which they will be able to receive a high-quality professional education, as well as find a
смогут получить качественное профессиональное образование, а также найти работу с дипломом данного учебного заведения. Также весьма значимым мотивом выбора России для получения высшего образования является желание молодых иностранцев узнать другую культуру. Изучена дифференциация мотивов выбора вуза в зависимости от группы стран, представителями которых являются респонденты. Определен уровень удовлетворенности иностранных студентов ЮФУ выбором вуза и специальности. Проанализированы мнения учебных мигрантов, обучающихся в Южном федеральном университете, о перспективах их дальнейшего трудоустройства после окончания вуза.
job with a diploma of this educational institution. Also, a very significant motive for choosing Russia for higher education is the desire of young foreigners to study another culture. The differentiation of motives for choosing a university depending on the group of countries that the respondents represent is studied. The level of satisfaction of foreign students of SFedU with the choice of university and specialty is determined. The opinions of educational migrants studying at the Southern Federal University on the prospects of their further employment after graduation are analyzed.
Перспективы исследования. Полученные в ходе проведенного исследования эмпирические данные могут быть использованы для повышения эффективности воспитательной работы в вузе, направленной на помощь в адаптации иностранным студентам.
Ключевые слова: учебная миграция; иностранные студенты; адаптация; мотивы выбора вуза; перспективы трудоустройства; удовлетворенность выбором вуза; Южный федеральный университет
Prospects of the study. The empirical data obtained in the course of the study can be used to improve the effectiveness of educational work at the university aimed at helping foreign students in adaptation.
Keywords: educational migration; foreign students; adaptation; motives for choosing a university; employment prospects; satisfaction with the choice of a university; Southern Federal University
Введение
Одним из важнейших следствий глобализационных процессов последних десятилетий стало увеличение миграционных потоков между странами, в том числе и учебная миграция. Именно выход на международный уровень выступает одним из главных критериев эффективности вуза на современном этапе его развития. Для благополучной интеграции в единое всемирное образовательное пространство необходимо преодоление национальных стереотипов, языковых и культурных барьеров, а также создание условий для академической мобильности. Международные стажировки и программы обучения по обмену способствуют приобщению студентов и преподавателей вузов к новой образовательной среде (Файзуллина, 2019). Кроме того, экспорт образовательных услуг способствует экономическому развитию принимающей страны, что про-
является как в обеспечении занятости преподавателей высших учебных заведений, так и в оплате ими культурно-бытовых расходов. Помимо финансовой, существует и политическая сторона международной академической мобильности. Она проявляется в укреплении международного сотрудничества с помощью иностранцев - выпускников российских вузов, включающихся в ряды политических и финансовых элит своих государств. Также международная учебная миграция может служить источником пополнения трудовых ресурсов, необходимость в которых обусловлена в том числе негативными демографическими тенденциями, обозначившимися в последние десятилетия. Иностранные студенты, получившие образование в российском высшем учебном заведении, помимо профессиональных знаний и навыков, владеют языком и понимают русскую культуру. Они могут успешно реализовать свой профессиональный потенциал и быть законопослушными гражданами, что делает их весьма желательной категорией мигрантов (Лебедева, 2020; Митин, 2010).
Присоединение к Болонскому процессу в 2003 г. обусловило реформирование российской системы образования, изменившее задачи и условия образовательного процесса, ориентированного на международные стандарты. Данный процесс направлен на укрепление позиций российских вузов на международной арене, а также на привлечение студентов из зарубежных стран, что, безусловно, способствует укреплению статусных позиций университета. Для высшего учебного заведения именно число студентов из других государств становится одним из главных показателей, учитываемых в различных российских и мировых рейтингах. Активная деятельность российских вузов, направленная на привлечение молодежи из других стран, привела к заметному увеличению численности иностранных студентов в последние годы, что позволило ведущим вузам страны войти в мировые рейтинги образовательных учреждений (Морозова, 2018; Воробьева, 2015).
Особая важность учебной миграции обусловила особое внимание государства к данному направлению на законодательном уровне. Так, согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, в России необходимо создание условий и возможностей для привлечения иностранных студентов, преподавателей и научных работников1. Помимо этого, в 2019 г. началась реализация национального проекта «Образование», реализация которого направлена на повышение конкурентоспособности и мировое признание
1 Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 45. Ст. 6917.
российского образования, а также увеличение количества иностранных студентов в вузах нашей страны и содействие их трудоустройству1.
Для наиболее эффективной реализации образовательной деятельности вузов и успешной интеграции иностранных студентов в образовательный процесс необходимо понимать их мотивацию выбора университета, а также их ожидания от учебы в нем и оценки перспектив будущего трудоустройства. Особое значение это имеет по отношению к федеральным вузам, выступающим флагманами образования и научной деятельности, в которых обучается значительное количество студентов из других государств.
Методология исследования
В апреле - июне 2021 г. сотрудниками Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ЮРФ ФНИСЦ РАН) было проведено прикладное социологическое исследование «Проблемы интеграции и адаптации иностранных студентов в российских вузах». К числу основных задач исследовательского проекта относятся следующие: определить основные мотивы выбора страны и университета для обучения иностранных студентов; изучить мнения иностранных студентов о роли образовательного пространства высшего учебного заведения в процессе их адаптации к новой социокультурной среде. Исследование было проведено с использованием метода анкетирования. Для удобства ответа на вопросы респондентам были предложены для заполнения на выбор русскоязычный и англоязычный варианты анкеты. Тип выборки - многоступенчатая квотная. В ходе реализации данного проекта были опрошены иностранные студенты, магистранты и аспиранты вузов Южного федерального округа (ЮФО). Всего в рамках проведенного исследования было опрошено 1095 чел. Особый интерес представляет анализ ответов учащихся Южного федерального университета (ЮФУ) как одного из ведущих вузов Юга России.
Результаты исследования
Отдельный блок вопросов анкеты был посвящен изучению мотивов выбора вуза и страны обучения у иностранных студентов. Как следует из полученных данных, основные мотивы для иностранцев, выбравших для обучения ЮФУ, связаны с именем университета. Так, главным критерием
1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817; Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL: http://government.ru/info/35566/.
выбора вуза и страны для большинства опрошенных является высокое качество получаемого образования - 55,8 %. Еще 40,2 % молодых представителей других стран ответили, что они видят хорошие перспективы трудоустройства с дипломом данного вуза. Престижность Южного федерального университета привлекает каждого третьего - этот фактор указали 32,2 %. Таким образом, становится очевидно, что за годы своего существования ЮФУ смог заработать весьма положительную репутацию на международном уровне. Данный факт подтверждается вхождением и занимаемыми позициями Южного федерального университета в ряде российских и международных рейтингов: например, 28-е место среди лучших вузов России по версии рейтингового агентства RAEX1 и попадание в категорию 1001+ среди лучших университетов мира в международном рейтинге британского журнала Times Higher Education2.
Еще одним значимым мотивом для получения образования за рубежом для иностранных студентов ЮФУ является их желание побывать в другой стране, познакомиться с другой культурой - этот вариант ответа указал каждый третий респондент (33,7 %). Таким образом, стремление молодых людей к познанию иных культур занимает третье место в общей иерархии мотивов выбора зарубежного вуза. Помимо этого, для четвертой части опрошенных при выборе российского университета большое значение имеют рекомендательные отзывы от представителей их ближнего круга общения. Так, 26,3 % иностранных студентов ЮФУ поступили сюда по рекомендации родителей либо других родственников, а 24,8 % сделали свой выбор на основании положительных отзывов их друзей и знакомых, которые уже получили высшее образование в России. Примерно на таком же уровне в иерархии мотивов выбора зарубежного вуза находится стоимость обучения - 25 % отметили, что обучение в России дешевле, чем в других странах. Действительно, часть студентов обучаются за рубежом за счет своего государства, однако многие поступают своими силами, и финансовый вопрос в этом случае играет не последнюю роль.
Как следует из полученных данных, для определенной части иностранных студентов на первом месте стоит выбор не столько конкретного учебного заведения, сколько страны, в которой им предстоит получать образование. Это может быть обусловлено рядом причин. Во-первых, некоторые молодые люди изъявляют желание со временем переехать в Россию на постоянное место жительства и выбрали вуз в соответствии с этим стремлением - 12,2 %. Во-вторых, 8,8 % иностранных студентов ЮФУ ответили,
1 ЮФУ вошел в топ-30 лучших вузов России (2021). URL: https://sfedu.ru/press-center/news/66055.
2 ЮФУ попал в топ лучших вузов мира по версии журнала Times Higher Education (2020). URL: https ://sfedu. ru/press-center/news/63514.
что в их родном государстве просто-напросто отсутствует возможность получить желаемую специальность, и они искали в России вуз, в котором можно получить необходимую профессиональную подготовку. Еще для 6 % респондентов переезд в Россию был вынужденным. Этому могли способствовать как личные причины, так и социально-политическая обстановка в их стране.
Стоит заметить, что полученные данные вполне коррелируют с результатами социологического исследования, проведенного в 2018 г. ФГАНУ «Центр социологических исследований» («Социоцентр»), осуществляющего аналитическое сопровождение проекта «5-100». Данный проект был реализован по всероссийской выборке (всего было опрошено 4800 иностранных студентов, магистрантов и слушателей подготовительных отделений из 83 российских вузов). Так, согласно результатам данного исследовательского проекта, около половины иностранных студентов, обучающихся в России, выбрали вуз по причине высокого качества образования по избранной специальности - 46 %. К рекомендациям родственников прислушались 19,2 %, а к своим соотечественникам - бывшим студентам российских вузов - 38,7 %. Высокий престиж диплома конкретного российского высшего учебного заведения отметили 28,1 % иностранных студентов. Также 7,1 % респондентов указали на невысокую стоимость обучения. Помимо этого, были указаны и некоторые другие мотивы выбора российских вузов иностранными студентами: обучение по программе обмена (10,6 %), низкий конкурс на поступление (5,5 %), рекомендации Министерства образования и науки РФ (5,4 %), рекомендации российского вуза или преподавателей (3,4 %), а также направление на обучение от организации (2,8 %) (Гурко, 2019. С. 72).
Возвращаясь к результатам нашего исследования, необходимо отметить, что у представителей различных стран были выявлены отличия в приоритетах выбора Южного федерального университета как места получения высшего образования (табл. 1). Так, например, высокое качество получаемого образования является главным мотивом для студентов из стран Азии. А для представителей латиноамериканских стран получение высшего образования в России оказалось наиболее доступным вариантом - 65,5 % среди них отметили невысокую плату за обучение по сравнению с другими государствами. Также для студентов из Латинской Америки и арабских стран обучение в России чаще, чем у остальных, обусловлено невозможностью получить необходимую специальность у себя на родине.
Таблица 1
Мотивы выбора страны и вуза у иностранных студентов ЮФУ из разных групп стран, % к числу опрошенных
Группа стран
Мотивы выбора вуза и страны Европа Африка Арабские страны Средняя Азия Восточная Азия и ЮВА Латинская Америка
Высокое качество получаемого образования 41,9 53,1 55,4 62,7 65,6 37,2
Престижный вуз 43,0 24,5 30,8 34,3 34,4 18,6
Хорошие перспективы
трудоустройства с дипло- 32,3 32,7 27,7 44,9 32,3 39,3
мом этого вуза
Рекомендации родителей, родственников 21,5 32,7 10,8 33,1 18,8 15,9
Рекомендации друзей, учившихся в России 22,6 18,4 21,5 23,2 38,5 29,7
Обучение в России дешевле, чем в других странах 8,6 34,7 30,8 16,4 21,9 65,5
Желание побывать в другой
стране, познакомиться с 11,8 34,7 44,6 28,1 56,3 46,2
другой культурой
Желание со временем пере-
ехать в Россию на постоян- 47,3 2,0 10,8 11,0 4,2 2,1
ное место жительства
Отсутствие возможности
получить данную специаль- 8,6 8,2 16,9 6,8 8,3 14,5
ность в своей стране
Переезд в Россию был вы-
нужденным (личные причи-
ны, социально- 30,1 0 4,6 3,4 3,1 3,4
политическая обстановка в
своей стране и т.д.)
Другое 1,1 4,1 4,6 3,0 4,2 1,4
Затрудняюсь ответить 0 0 1,5 0,4 0 0
Вынужденный переезд в Россию указывали в своем большинстве студенты из европейских стран - 30,1 %. Это вполне объясняется тем, что среди данной категории учащихся значительную часть составляют представители Украины, ЛНР и ДНР. Как следствие, почти половина представителей данной категории студентов (47,3 %) указали желание переехать в Россию на постоянное место жительства. Кроме того, данный факт объясняет, во-первых, наибольшую мотивацию студентов из европейских стран, основанную на престижности вуза (43 %), - у них было более четкое представление о Южном федеральном университете при поступлении; во-вторых - наиболее низкий показатель варианта ответа «желание побывать в другой стране, познакомиться с другой культурой» (11,8 %). Наилучшие перспективы по трудоустройству после окончания этого вуза видят перед собой молодые люди из стран Средней Азии - 44,9 %. Видимо, по этой же причине молодым людям из этой группы стран чаще всего родители и родственники рекомендуют Россию для получения высшего образования - 33,1 %. А вот выбор ЮФУ по рекомендации друзей, окончивших обучение в нем ранее, делают в основном представители стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Однако здесь возникает вполне закономерный вопрос: а довольны ли сами иностранные студенты своим выбором вуза и специальности? Как следует из результатов проведенного исследования, подавляющее большинство иностранных студентов, обучающихся в Южном федеральном университете, полностью довольны сделанным выбором высшего учебного заведения и специальности - 74,5 %. Практически каждый десятый респондент (9,2 %) доволен выбором университета, но разочарован в избранной специальности. Еще 6,4 %, наоборот, нравится получаемая в вузе специальность, но они не довольны условиями обучения, предоставляемыми ЮФУ. Только 4,4 % иностранных студентов Южного федерального университета остались полностью недовольны выбором и вуза, и специальности. 5,5 % опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.
Таким образом, иностранные студенты ЮФУ в целом удовлетворены своим выбором, который сильно повлияет на их будущую судьбу. Однако представляет интерес анализ распределения ответов респондентов в зависимости от того, из какой страны они приехали (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов иностранных студентов ЮФУ из разных групп стран на вопрос «Довольны ли Вы своим выбором вуза и специальности?», % к числу опрошенных
Группа стран
Довольны ли Вы своим выбором вуза и специальности? Европа Африка Арабские страны Средняя Азия Восточная Азия и ЮВА Латинская Америка
Полностью доволен выбором вуза и специальности 73,1 79,6 71,2 78,6 79,2 56,6
Нравится вуз, но специальность не нравится 10,8 4,1 13,6 9,4 8,3 7,6
Нравится специальность, но вуз не нравится 7,5 4,1 7,6 3,0 5,2 18,6
Полностью недоволен выбором вуза и специальности 1,1 2,0 4,5 6,0 2,1 4,8
Затрудняюсь ответить 7,5 10,2 3,0 3,0 5,2 12,4
Как следует из данных, полученных в ходе исследования, молодые люди из стран Латинской Америки реже остальных демонстрируют полную удовлетворенность вузом и специальностью - 56,6 %. В то же время среди данной категории студентов оказалось больше всего тех, кому нравится специальность, но не нравится высшее учебное заведение, - 18,6 %. Подобное распределение ответов у латиноамериканских студентов объясняется, с одной стороны, мотивами выбора вуза - как уже упоминалось выше, они чаще остальных указывали дешевизну обучения, а также достаточно часто отмечали невозможность получить нужную специальность в своей стране. С другой стороны, студенты из стран Латинской Америки чаще остальных иностранных студентов ощущают напряженность в сфере межнациональных отношений - 18,6 % считают её напряженной, хотя и бесконфликтной (тогда как у студентов из других стран данный показатель остается на уровне 6-8 %). А вот студенты из Европы и арабских стран, наоборот, чаще других указывают, что им нравится вуз, но в избранной специальности они разочаровались.
Особый интерес представляет оценка иностранными студентами своих перспектив будущего трудоустройства с дипломом Южного федерального университета. Как следует из полученных данных, несмотря на удовлетворенность вузом и будущей профессией, молодые люди не продемонстрировали такого же уровня оптимизма. Чуть более половины опрошенных (56,9 %) настроены весьма позитивно и полагают, что смогут легко найти работу во многих странах мира. 11,6 % считают, что найдут хорошую работу только в России. Каждый десятый иностранный студент ЮФУ (12,6 %) придерживается мнения, что диплом этого вуза не гарантирует будущего трудоустройства. При этом пятая часть опрошенных (19 %) затруднились дать оценку перспективам своего трудоустройства с дипломом об окончании Южного федерального университета.
Стоит обратиться к рассмотрению динамики оценок иностранных студентов относительно перспектив своего будущего трудоустройства с дипломом ЮФУ (табл. 3).
Таблица 3
Оценка перспектив своего трудоустройства иностранными студентами ЮФУ в зависимости от курса обучения, % к числу опрошенных
Как Вы оцениваете перспективы своего трудоустройства с дипломом данного вуза? Курс обучения
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс 1-й курс магистратуры 2-й курс магистратуры Аспирантура
Я смогу легко найти работу во многих странах мира 52,3 66,2 45,5 56,0 47,1 39,4 38,9 81,8
Я смогу найти хорошую работу только в России 13,1 10,1 12,4 13,3 17,6 9,1 11,1 0
Диплом этого вуза не гарантирует трудоустройства 11,7 10,4 15,7 18,7 17,6 18,2 16,7 9,1
Затрудняюсь ответить 23,0 13,3 26,4 12,0 17,6 33,3 33,3 9,1
Как видно из результатов исследования, по мере обучения в вузе оптимизм иностранных студентов 1-го и 2-го курсов обучения постепенно уменьшается. В то время как уверенность в возможности успешного трудоустройства только в России и отсутствии гарантий в поиске работы, наоборот, укрепляется. Наиболее неопределенными будущие перспективы представляются магистрантам - 33,3 % затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Но при этом аспиранты демонстрируют завидную уверенность и целеустремленность - 81,8 % ответили, что с дипломом ЮФУ смогут легко найти работу во многих странах мира. Это вполне объясняется тем, что молодые люди, приезжающие в Россию за получением ученой степени, делают это целенаправленно и осознанно, так как им это необходимо для получения хорошей должности в своей стране. Данный факт подтверждают и результаты нашего исследования - именно среди иностранных аспирантов ЮФУ был зафиксирован наибольший показатель мотива выбора вуза, связанного с отсутствием возможности получить нужную специальность в своей стране (36,4 %). Безусловно, поэтому в большинстве случаев иностранные аспиранты после получения ученой степени возвращаются к себе на родину.
Заключение
Понимание мотивации иностранных студентов относительно выбора страны и конкретного высшего учебного заведения представляет особую важность для эффективной организации образовательного процесса и воспитательной работы в вузе. Анализ основных критериев, предъявляемых иностранными молодыми людьми к российским университетам, позволит создавать и реализовывать эффективные учебные программы, а также облегчит процесс их адаптации к новой социальной и культурной среде (Салосина, 2018).
Результаты проведенного социологического исследования показали, что молодые представители других государств во многом полагаются на уровень качества образования и престиж высшего учебного заведения. И позиции Южного федерального университета на международной арене играют весьма значительную положительную роль в этом случае. Однако мотивация выбора вуза и страны обучения у представителей разных групп стран дифференцирована. Для отдельных категорий будущих студентов весьма важными мотивами оказываются стоимость обучения, предлагаемый набор специальностей, а также личные мотивы. В ряде случаев это приводит к тому, что молодые люди обучаются по искомой специальности, но не удовлетворены условиями обучения в вузе.
Также представляет интерес динамика оценок перспектив трудоустройства иностранными студентами за время обучения в ЮФУ. Как следует из полученных данных, со временем молодые люди теряют уверенность в том, что диплом повлияет на получение хорошей работы в будущем. Наибольшая целеустремленность характерна для иностранных аспирантов. В большинстве случаев они возвращаются в свою страну после получения ученой степени, хотя обладают мощным научным потенциалом, который мог бы быть использован для развития российской науки.
Литература
Воробьева И.М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1115-1119. Режим доступа: Ь^:// moluch.ru/archive/90/18764/.
Гурко Д.Д., Тростянская И.Б., Сема ЕЮ., Барсуков А.А., Полихина Н.А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. М.: Социо-центр, 2019. 308 с.
Лебедева Т.В. Правовые и социальные аспекты учебной миграции в Российскую Федерацию // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 2. С. 61-67.
Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Политология. 2010. № 3. С. 123-134.
Морозова Ю.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1 (11). С. 129-132.
Салосина И.В., Охорзина Ю.О. Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 3. С. 124-138.
Файзуллина О.Р. Успешная адаптация иностранных студентов как ключевой показатель уровня интернационализации в высшем учебном заведении // Вестник НЦ БЖД. 2019. № 2 (40). С. 47-52.
References
Vorob'eva, I.M. (2015). Foreign students in a Russian university: increasing the competition of Russian education or a forced necessity. Molodoj uchenyj, 10 (90), 1115-1119. Available at: https://moluch.ru/ archive/90/18764/. (In Russian).
Gurko, D.D., Trostjanskaja, I.B., Sema, EJu., Barsukov, A.A., Polihina, N.A. (2019). Education of International Students in Russian Higher Education Institutions. Moscow: Sociocentr. (In Russian).
Lebedeva, T.V. (2020). Legal and social aspects of educational migration in Russia. Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava, 2, 61-67. (In Russian).
Mitin, D.N. (2010). Educational migration: the notion, problems and ways of solution. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija, 3, 123-134. (In Russian).
Morozova, Y.V. (2018). On the issue of foreign student adaptation in multinational higher school: the regional aspects. Azimut nauchnyh is-sledovanij: pedagogika i psihologija, 7, 1(11), 129-132. (In Russian).
Salosina, I.V., Ohorzina, J.O. (2018). Investigating the factors influencing university choice for international students. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 8, 3, 124-138. (In Russian).
Fayzullina, O.R. (2019). Successful adaptation of international students as the key index of internationalization level in the institute of higher education. Vestnik NTsBZhD, 2 (40), 47-52. (In Russian).
Для цитирования: Асланов Я. А., БинееваН. К., Магранов А. С. Особенности выбора страны и вуза учебными мигрантами (на примере иностранных студентов ЮФУ) // Гуманитарий Юга России. 2021.5 (51). С. 109-121.
DOI 10.18522/2227-8656.2021.5.7
Сведения об авторах
Асланов Яков Андреевич
Кандидат социологических наук, проректор по воспитательной работе и реализации молодёжных программ, Южный федеральный университет
344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, e-mail: [email protected]
Бинеева Наталья Камильевна
Кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; директор Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected]
Магранов Алексей Сергеевич
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Центр социально-политических исследований, Южный федеральный университет; ведущий научный сотрудник ЮжноРоссийского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, корп. 3, e-mail: [email protected]
История статьи:
Поступила в редакцию - 27.08.2021 г. Получена в доработанном виде -30.09.2021 г. Одобрена - 18.10.2021 г.
Information about authors
Yakov Andreevich Aslanov
Candidate of Sociological Sciences, Vice-Rector for Educational Work and Implementation of Youth Programs, Southern Federal University
105/42 Bolshay Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344000, e-mail: [email protected]
Natalia Kamilevna Bineeva
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University; Director of South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
160 Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected]
Aleksei Sergeevich Magranov
Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher, Center for Socio-political studies, Southern Federal University; Leading Researcher, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
116 Dneprovsky Lane, Bld. 3, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: [email protected]