Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ: МОТИВАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ: МОТИВАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА / АБИТУРИЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузеванова Ангелина Леонидовна, Зоркова Валерия Александровна

В статье на основе анализа данных эмпирических исследований (анкетного опроса выпускников школ г. Волгограда и Волгоградской области, фокусированных интервью с их родителями) выявляются мотивы выбора абитуриентами высшего учебного заведения, в числе которых доминируют социальные и материальные мотивы. Основными стали мотивы, связанные с получением профессии, которая будет востребована, сможет обеспечить успешное трудоустройство и получение высокого заработка. В статье подчеркивается, что в структуре мотивации выбора вуза в столице и городах за пределами области превалируют мотивы социального, познавательного и материального характера (лучшие перспективы успешного трудоустройства после вуза, более высокое качество образования, большее бюджетных мест). Авторы приходят к выводу о том, что в восприятии большинства родителей выпускников, принявших участие в фокусированных интервью, высшее образование является инструментальной ценностью, обеспечивающей возможность достижения прагматических целей, связанных прежде всего с успешным трудоустройством. Значимым фактором, влияющим на выбор вуза родителями выпускников, является фактор, связанный с уровнем квалификации и характеристиками профессорско-преподавательского состава. Отмечается, что в оценке значимости внешних параметров вуза, влияющих на выбор учебного заведения, родители выпускников средних школ поставили на первое место связи с работодателями, на второе - престиж вуза, на третье - международные связи, возможность прохождения стажировок за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузеванова Ангелина Леонидовна, Зоркова Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS: MOTIVATION AND FACTORS OF CHOOSING A UNIVERSITY (BASED ON MATERIALS OF THE VOLGOGRAD REGION)

In an article based on the analysis of empirical research data (a questionnaire survey of school graduates in Volgograd and the Volgograd region, focused interviews with their parents) come to light the motives for choosing a higher educational institution by applicants, among which social and material motives dominate. The main ones were the motives associated with obtaining a profession that will be in demand, will be able to ensure successful employment and high earnings. The article emphasizes that in the structure of motivation for choosing a university in the capital and cities outside the region prevail social, cognitive and material motives (better prospects for successful employment after university, higher quality of education, more budget places). The authors come to the conclusion that in the perception of the majority of parents of graduates who took part in focused interviews, higher education is an instrumental value that provides an opportunity to achieve pragmatic goals related to successful employment. A significant factor influencing the choice of a university by parents of graduates is a factor related to the level of qualifications and characteristics of the teaching staff. It is noted that in assessing the importance of the external parameters of the university, influencing the choice of the educational institution, the parents of secondary school graduates put in the first place the connections with employers, the second - t he prestige of the university, the third - i nternational relations, the possibility of internships abroad.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ: МОТИВАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Высшее профессиональное образование в современных российских условиях: мотивация и факторы выбора вуза (на материалах Волгоградской области)

Кузеванова Ангелина Леонидовна,

д-р социол. наук, заведующая кафедрой социологии, общей и юридической психологии Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: angelina2000@list.ru

Зоркова Валерия Александровна,

канд. социол. наук, доцент кафедры государственного управления и менеджмента Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: shirjaeva_v@mail.ru

поставили на первое место связи с работодателями, на второе - престиж вуза, на третье - международные связи, возможность прохождения стажировок за рубежом.

Ключевые слова: высшее образование, высшее учебное заведение, мотивация выбора вуза, профессиональное самоопределение, внешние и внутренние параметры деятельности вуза, инструментальные ценности, терминальные ценности, факторы выбора вуза, абитуриенты, профессиональный выбор.

В статье на основе анализа данных эмпирических исследований (анкетного опроса выпускников школ г. Волгограда и Волгоградской области, фокусированных интервью с их родителями) выявляются мотивы выбора абитуриентами высшего учебного заведения, в числе которых доминируют социальные и материальные мотивы. Основными стали мотивы, связанные с получением профессии, которая будет востребована, сможет обеспечить успешное трудоустройство и получение высокого заработка. В статье подчеркивается, что в структуре мотивации выбора вуза в столице и городах за пределами области превалируют мотивы социального, познавательного и материального характера (лучшие перспективы успешного трудоустройства после вуза, более высокое качество образования, большее бюджетных мест). Авторы приходят к выводу о том, что в восприятии большинства родителей выпускников, принявших участие в фокусированных интервью, высшее образование является инструментальной ценностью, обеспечивающей возможность достижения прагматических целей, связанных прежде всего с успешным трудоустройством. Значимым фактором, влияющим на выбор вуза родителями выпускников, является фактор, связанный с уровнем квалификации и характеристиками профессорско-преподавательского состава. Отмечается, что в оценке значимости внешних параметров вуза, влияющих на выбор учебного заведения, родители выпускников средних школ

64

Актуальность темы исследования связана с тем, что на современном российском рынке оказания образовательных услуг в сфере высшего образования сложилась ситуация, характеризующаяся высоким уровнем конкуренции между высшими учебными заведениями в период проведения приемных кампаний. Аналитическая информация, полученная в ходе изучения мотивации и факторов выбора вуза абитуриентами, становится востребованной и актуальной, поскольку позволяет вузам сформировать комплекс конкурентных преимуществ, благодаря которым выбор абитуриента становится прогнозируемым.

Весь массив научных публикаций, связанных с изучаемой тематикой, можно разделить на три блока. Авторы, чьи работы относятся к первому блоку, акцентируют внимание на рассмотрении мотивационно-ценностных аспектов процесса выбора вуза и профессионального самоопределения абитуриентов высших учебных заведений. К этой группе следует отнести разработки таких исследователей, как И.В. Гордеевой, С.Ю. Селиверстовой, Н.А. Лызь, И.О. Нещадим, Л.С. Грин-круга, Е.А. Гуськовой, И.А. Шавыри-ной, И.В Ситниковой, И.И. Украин-цевой, С.С. Новиковой, И.А. Мушки-ной, Е.К. Шибановой, О.П. Иванова, С.Н. Курилова, М.Ю. Кузьминова [1, 2, 7, 9, 11, 12, 15, 17, 18]. В рамках второго блока публикаций представлены работы, в фокусе внимания авторов которых оказалась проблематика, связанная с определением круга факторов, оказывающих определяющее влияние на процесс выбора абитуриентами высшего учебного заведения (статьи Н.А. Шариповой, Я.В. Ушаковой, И.В. Ситниковой, Ю.Е. Франце-вой, Г.А. Евдонина, С.С. Мамедовой, Л.В. Абдрахмановой, Э.И. Никоновой, Л.А. Поповой, И.М. Фадеевой, Е.М. Юрловой, М. Дебренна, А.М. Погорельской, И.В. Помориной, И.А. Скалабан) [4, 5, 8, 10, 13,16]. В рамках третьего блока публикаций осуществлена научная разработка вопросов, имеющих от-

ношение к проблеме взаимосвязи конкурентных преимуществ высшего учебного заведения и мотивации выбора университета или института абитуриентами (научные разработки И.Н. Ефимовой, А.В. Маковейчук, Н.А. Пашкус, В.Ю. Пашкус, И.Н. Ефимовой, А.В. Маковейчук) [3, 6, 14].

Анализ массива научных публикаций, так или иначе связанных с интересующей нас тематикой, показал, что ряд вопросов, имеющих важное значение для исследования выбранной нами проблематики, остался вне поля зрения исследователей. Так, мотивация выбора вуза потенциальными студентами и факторы, влияющие на их решение о поступлении в высшее учебное заведение, изучаются, как правило, вне связи с мнением родителей, что, на наш взгляд, является упущением. Именно родители, будучи агентами социализации, оказывают серьезное влияние на формирование готовности выпускника средней школы выбрать конкретный вуз и специальность.

Целью исследования стало выявление структуры мотивации и факторов, определяющих выбор вуза абитуриентами и их родителями. Комплексное социологическое исследование осуществлялось в два этапа: 1) на первом этапе в октябре 2019 г. был проведен анкетный опрос выпускников средних общеобразовательных школ Волгограда и города-спутника Волжского (п = 551, двухступенчатая выборка со случайным отбором на первом этапе и систематическим отбором на втором этапе) и серия фокусированных интервью с родителями учащихся выпускных классов (п = 20, отбор информантов проводился с помощью метода «снежного кома»); 2) на втором этапе в феврале 2020 г. было проведено анкетирование выпускников школ Волгоградской области (п = 460, выборка аналогична той, что была использована на первом этапе) и серия фокусированных интервью с родителями учащихся 11-х классов школ области (п = 15, выборка осуществлялась методом «снежного кома»). Проведение анкетных

65

опросов и интервью осуществлялось исследовательским коллективом, в состав которого вошли Кузеванова А.Л., Дроздова Ю.А., Мкртчян Е.Р., Болди-на М.Ю.

Выбор выпускниками средних школ высшего учебного заведения является результатом профессионального и образовательного самоопределения, предполагающего выработку собственной позиции на основе осознания значимости внешних условий и требований и особенностей собственного интеллектуального потенциала, ресурсов, намерений и интересов. Анализ данных анкетного опроса выпускников средних школ Волгоградской области показал, что в структуре мотивации выбора вуза доминируют социальные и материальные мотивы. На первом месте по популярности оказался вариант ответа «получение профессии, которая будет востребована»: такой точки зрения придерживаются 81,7% опрошенных учащихся 11-х классов (см. табл. 1) Вторым по значимости оказался мотив, связанный возможностями хорошего трудоустройства после вуза: этот вариант ответа выбрали 51,1% опрошенных. Эти данные свидетельствуют о высокой значимости социальных мотивов в структуре мотивации выбора вуза выпускниками школ, в их восприятии приобретение востребованной профессии после окончания обучения в вузе и, как следствие, непроблематичное трудоустройство обеспечивают хорошие стартовые возможности для тех, кто хочет занять значимое положение в обществе. Триаду ведущих мотивов, которыми выпускники руководствуются при выборе учебного заведения для получения высшего образования, замыкает материальный мотив - стремление к получению высокого заработка после окончания вуза (такое мнение выразили 45,4% респондентов). Таким образом, вуз, который обеспечивает получение профессии, пользующейся спросом на рынке труда и гарантирующей высокие доходы, а также перспективы удачного трудоустройства, становится в восприятии абитуриентов наиболее

предпочтительным местом для получения высшего профессионального образования.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что Вы ожидаете от обучения в выбранном Вами вузе?»,%

Вариант ответа Результат выбора

получение профессии, которая будет востребована 81,7

получение диплома государственного образца 23,0

возможность совмещать учебу и научно-исследовательскую работу 6,1

возможность завести новые знакомств, новых друзей 22,8

активная общественная жизнь 17,4

веселая беззаботная студенческая жизнь 5,0

возможность хорошего трудоустройства после вуза 51,1

высокий заработок после вуза 45,4

возможность сочетать учебу в вузе с работой 19,8

возможность жить и учиться в городе 9,3

другое 0,2

Распределение ответов участников опроса из области по упоминавшемуся выше вопросу с учетом половой принадлежности показало, что в группе респондентов женского пола оказалось на 8,9% больше тех, кто выбирает вуз с учетом того, будет ли предоставлена в этом учебном заведении возможность сочетать учебу и работу.

Особую позицию при ответе на вопрос об ожиданиях от обучения в вузе заняли респонденты из области, уровень доходов семей которых является низким. В этой группе оказалось значительно больше тех, для кого при выборе учебного заведения важным становится мотив, связанный с возможностью жить и работать в городе: если в группе средне- и высокообеспеченных участников опроса такой вариант ответа выбрали 9,6% и 4,7% опрошенных, то среди представителей низкообеспеченных семей таких оказалось 17,1% (см.

66

рис. 1) Интерпретируя эти данные, можно предположить, выходцы из семей с низким уровнем доходов, анализируя сложившуюся ситуацию с семейным бюджетом, видят перспективы улучшения своего материального положения только при условии дальнейшего трудоустройства в городе. Именно участников опроса, причисливших свои семьи к категории низкообеспеченных, меньше всего побуждает к выбору того или иного вуза мотив, связанный с возможностью сочетать обучение и веселую,

беззаботную студенческую жизнь (доля тех, для кого этот мотив важен, составила лишь 2,9%). Аналогичная тенденция прослеживается и в оценке значимости мотива, определяющего выбор учебного заведения, где обеспечиваются условия для активной общественной жизни: если в группе респондентов из семей со средним и высоким доходом этот мотив выбрали 18% и 16,3% опрошенных, то в изучаемой группе их доля составила лишь 11,4%.

средним ■высокий

другое

I 0,3

возможность жить и учиться в городе

высокий заработок после вуза

возможность хорошего трудоустройства после вуза

веселая беззаботная студенческая жизнь активная общественная жизнь

возможность сочетать учебу в вузе с работой

возможность завести новые знакомств, новых друзей

возможность совмещать учебу и научно-исследовательскую работу

получение диплома государственного образца

получение профессии, которая будет востребована

-4,7 17,1'

45,7 43,5 58,1

55

. 5,7 4,8

I4,7

. 25,7 I 18,6 . 25,' I 20,9

7 22,8

17,1

т:

24 25,6

80 79,3 86

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что Вы ожидаете от обучения в выбранном Вами вузе?» с учетом уровня доходов семьи,%

По данным нашего исследования, 18% респондентов из области рассматривают в качестве варианта обучение в вузах Москвы, 17% - Санкт-Петербурга, 10,7% - Саратова, 7,8% -Воронежа. При анализе собранной социологической информации выяснилось, что в структуре мотивации выбора вуза в этих и других городах России доминируют мотивы социального, познавательного и материального характера. Так, 57,8% опрошенных выпускников школ области выбирают вузы в другом регионе по причине лучших,

чем в Волгоградской области, перспектив успешного трудоустройства. 45,6% опрошенных выпускников обосновывают свой выбор в пользу вузов других городов тем, что в этих учебных заведениях обеспечивается высокое качество образования. 23,6% респондентов мотивированы на поступление в эти вузы тем, что в них абитуриентам предлагается больше бюджетных мест.

Как показывают данные проведенного анализа, в структуре мотивации выбора вуза в другом городе респондентов из семей с низким уровнем до-

67

20,4

0

20

40

60

80

ходов в отличие от участников опроса, представляющих семьи с высоким и средним уровнем доходов, третьими по значимости стали мотивы материального характера. Каждый четвертый представитель этой группы указал на важность таких мотивов, как доступ-

ная для семьи стоимость обучения, наличие большого количества бюджетных мест, желание избежать последствий, связанных со сложным социально-экономическим положением в Волгоградской области (см. рис. 2)

низкое среднее ■ высокое

Затрудняюсь ответить

Другое

сложная социально-экономическая ситуация в Волгоградском регионе

доступная для семьи стоимость обучения наличие общежития

больше бюджетных мест

высокий уровень квалификации преподавателей

высокое качество образования хорошие перспективы трудоустройства

20

40

60

80

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Почему Вы планируете поступать в вуз в другом регионе?» с уровня доходов семьи,%

Поскольку в восприятии большинства родителей выпускников, ставших участниками фокусированных интервью, высшее образование является инструментальной ценностью, обеспечивающей возможность достижения прагматических целей, связанных прежде всего с успешным трудоустройством, то определяющим фактором при выборе вуза для них становится наличие в высшем учебном заведении таких направлений подготовки и системы обучения, которые обеспечат их детям в дальнейшем непроблематичное устройство на работу. В определении значимости этого фактора точки зрения родителей выпускников школ г. Волгограда, г. Волжского и Волгоградской области полностью совпали.

Ну, он как дальновидный ребёнок сразу уже планирует, где будет рабо-

тать, чтобы ему эта специальность помогла при выборе работы, трудоустроиться, чтобы можно было (женщина, 36 лет).

Это, конечно, работа, устройство на работу после вуза, и там, конечно, значит и устройство, и возможности хорошо, нормально зарабатывать, то есть востребованность, скажем. Востребованность данной профессии, которую он хочет выбрать (женщина, 54 года).

Как показали результаты нашего исследования, проведенного в г. Волгограде и г. Волжский, вторым по значимости фактором, влияющим на выбор вуза родителями выпускников, является фактор, связанный с уровнем квалификации и характеристиками профессорско-преподавательского состава. У информантов, проживающих в районах Волгоградской области, сло-

68

0

жилась иная точка зрения. При определении значимости факторов вторыми по важности стали такие факторы, как качество образования (уровень знаний) и репутация вуза (престиж учебного заведения). В восприятии родителей выпускников школ области эти факторы тесно взаимосвязаны, поскольку высокий престиж и положительная репутация высшего учебного заведения формируются на основе информации о том, какого качества образовательные услуги предоставляются в этом вузе.

Прежде всего, это качество образования, чтобы после вуза на работу нормальную взяли. Тут еще важно принять во внимание, что он хочет стать адвокатом, и там точно будут смотреть, какой диплом. Если какая-нибудь шарашка частная, то шансов явно будет меньше (женщина, 41 год).

Главное, чтобы знания давали. Я знаю, что некоторые вот ездят, просто деньги отвозят, знания никакие. Вот у меня муж, да, вот он учился в вузе. С ним которые люди учились, вот они приезжали, деньги отдавали и даже не появлялись. Какие знания в результате? Он же не может откуда-то их взять? Не может. Даже, допустим, вот я училась, и все равно у меня вот знания, они же все равно есть. Или ты не учишься там, просто ты появляешься, деньги там родители платят, так сказать, а ты просто там числишься. И в конце получаешь диплом, и какие тут знания, никаких не будет (женщина, 42 года).

Он планирует выбирать техническое направление, в городе Волгограде будем пробовать, хотелось бы в политехнический. Репутация у вуза с моей, наверное, еще юности сложилась. Сейчас появилось много вузов, о которых мы не слышим, не знаем, а с репутацией вуз, у него необязательно проверять лицензию (женщина, 48 лет).

Третьим по значимости при выборе вуза для участников фокусированных интервью стал фактор, связанный с наличием у высшего учебного заведения общежития. Свою позицию в этом вопросе информанты объясняют тем, что

не располагают финансовыми средствами для оплаты арендованного жилья, а также считают проживание в общежитии неотъемлемым атрибутом студенческой жизни, определенным этапом в жизни студента, формирующим навыки совместного проживания со сверстниками и ведения хозяйства, приучающим к самостоятельности. Именно наличие общежития становится в восприятии родителей будущих студентов одним из важных конкурентных преимуществ вуза, создающих его имидж как учебного заведения, в котором созданы все условия не только для реализации учебного процесса, но и для создания комфортной среды для проживания.

Прежде всего, бытовой план очень важен, мы смотрели близость общежитий к университету и состояние этих общежитий. Именно Плехановский, им дают очень комфортные общежития в пяти минутах до университета, для Москвы - он единственный такой, потому что я знаю, что в РАНХиГСе это минут 40 ехать, в ВШЭ вообще в Одинцово находится, это часа два ехать. Опять же, само состояние общежития, насколько комфортно там жить (женщина, 48 лет).

Ну, для меня лично, чтобы было, допустим, общежитие. Потому что, квартира - это дорого. И общежитие хорошее, а не как бывает проходной двор. Потому что я знаю такие общежития (женщина, 42 года).

Анализ данных фокусированных интервью показал, что фактор, определяющий выбор вуза и связанный с уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава, оказался четвертым по значимости. Обладающий высоким уровнем профессиональной квалификации, мотивированный, компетентный преподавательский состав формирует «лицо» вуза, создавая основания для восприятия его студентами и родителями как учебного заведения, оказывающего не только качественные, но и эксклюзивные образовательные услуги, обладающего уникальными возможностями по передаче знаний, умений, навыков, формированию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69

компетенций у обучающихся. Информация на официальных сайтах вузов, отзывы студентов, обучающихся в этих учебных заведениях, встречи с преподавателями на днях открытых дверей дают возможность родителям выпускников школ провести свой собственный анализ характеристик профессорско-преподавательского состава и сделать о выводы об уровне его квалификации.

Преподавательский состав важен. Смотрим, чтобы была стажировка, квалификация преподавателей высшая, каждому хочется придти к специалисту (женщина, 38лет).

Обращаем на это внимание, то есть на состав профессорско-преподавательский. Какие там не даже и не столько степени, а сильна ли кафедра, какие там кадры работают. Это важно (женщина, 54 года).

Педагогический институт меня полностью устраивает, потому что остались очень интересные педагоги, которые могут научить и преподнести. И есть в городе, где и практику пройти (женщина, 44 года).

Да, конечно, качество уровня знаний самих преподавателей очень важно, потому что студенты очень часто жалуются, что приходят молодые преподаватели, которые знают меньше их самих, потому что вот эти «олимпиадники», у них очень высокий уровень знаний, и их это ставит просто в ступор (женщина, 48 лет).

Оценивая значимость внешних параметров вуза, влияющих на выбор учебного заведения, информанты из области расставили свои приоритеты следующим образом: на первом месте оказались связи с работодателями, на втором - престиж вуза, на третьем -международные связи, возможность прохождения стажировок за рубежом. Сравнительный анализ показал, что у родителей выпускников школ г. Волгограда и г. Волжского те же приоритеты, но параметр, связанный с престижем вуза, в их представлении является третьим по значимости, а международные связи были поставлены этими информантами на второе место.

Связи с работодателями - это, конечно, важно, потому что сейчас вопросы трудоустройства очень важны (женщина, 48лет).

Отношения с работодателями, я думаю, что это очень удобно и перспективно в наше время (мужчина, 45 лет).

Мне кажется, что главное, чтобы знания давали. Ну, там да, конечно, я соглашусь, что, допустим, в ВолГУ поступить или в колледж. Есть же разница? Есть. ВолГУ престижней, туда проблема, я знаю, поступить, там большие конкурсы (женщина, 45 лет).

Международные связи очень важны. Ну, было бы здорово, если есть стажировки, если ребенок может поехать заграницу, получить опыт там. Она смотрит информацию, где работают студенты, какие перспективы. Для нее важно не только иметь диплом, но работать и развиваться в этой сфере (женщина, 38 лет).

В оценке значимости внутренних параметров деятельности вуза родители выпускников школ из области и областного центра выразили солидарную позицию, согласно которой при выборе высшего учебного заведения особую значимость приобретают такие параметры, как качество образования и квалифицированный педагогический состав. Организация внеучебной деятельности, по мнению большинства информантов из области, не входит в число наиболее значимых параметров, которые учитываются родителями и абитуриентами при выборе учреждения для получения высшего образования.

Таким образом, на основе анализа данных комплексного социологического исследования нами были выявлены мотивы выбора выпускниками средних школ г. Волгограда и Волгоградской области высшего учебного заведения, в структуре которых доминируют социальные и материальные мотивы. В группу основных вошли мотивы, связанные с получением профессии, которая будет востребована, сможет обеспечить успешное трудоустройство и получение высокого заработка. В структуре мотивации выбора вуза

70

в столице и городах за пределами об- 5. ласти превалируют мотивы социального, познавательного и материального характера (лучшие перспективы успешного трудоустройства после вуза, более высокое качество образования, большее бюджетных мест). Анализ данных фокусированных интервью с родителями выпускников показал, что значимым фактором, влияющим на вы- 6. бор вуза родителями выпускников, является фактор, связанный с уровнем квалификации и характеристиками профессорско-преподавательского состава. В оценке значимости внешних параметров вуза, влияющих на выбор 7 учебного заведения, родители выпускников средних школ поставили на первое место связи с работодателями, на второе - престиж вуза, на третье -международные связи, возможность прохождения стажировок за рубежом. g Полученные результаты имеют прак- . тическую значимость, поскольку могут быть использованы в целях повышения эффективности проведения приемных кампаний вузами. 9

Литература

1. Гордеева И.В. Анализ мотивации учащихся при поступлении в вуз: проблема выбора // Мир науки. 2017. Том 5. № 4. Режим доступа: http:// mir-nauki.com/PDF/41PDMN417.pdf.

2. Селиверстова С.Ю. Анализ пред- ю почтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44).

С. 242-247. 11.

3. Ефимова И. Н., Маковейчук А.В. Анализ влияния роли рейтинговых позиций вуза на мотивацию абитуриентов при выборе места обучения: прикладной аспект // Вестник Пермского университета. 2014. № 1(17). С. 173-181.

4. Шарипова Н.А. Факторы, влияющие

на выбор вуза абитуриентами // Си- 12. бирский торгово-экономический журнал. 2014. № 1 (19). С. 99-102._

71

Ушакова Я. В., Ситникова И.В., Францева Ю.Е. Факторы выбора вуза и профессиональные стратегии студентов социогуманитарных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 118-128.

Пашкус Н. А., Пашкус В.Ю. Конкурентоспособность вуза в условиях новой экономики: подходы к оценке // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 122127.

Гринкруг Л.С. Концептуальный анализ мотивации участников образовательной деятельности вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С.174-188.

Евдонин Г. А., Мамедова С.С. Моделирование процесса выбора вуза абитуриентом при поступлении // Управленческое консультирование. 2014. № 10. С. 89-94. Лызь Н. А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентирован-ного обучения // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 1 С.13-19.

Абдрахманова Л. В., Никонова Э.И. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом // Вестник экономики, права и социологии. Серия: Социология. 2017. № 3. С. 113-116.

Гуськова Е. А., Шавырина И.А. Проблема профессионального самоопределения современной молодежи в условиях конкуренции вузов на рынке образовательных услуг // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 3. С. 215-219.

Ситникова И.В. Профессиональное самоопределение студенчества: мотивационно-ценностный аспект //

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2. С. 8399.

13. Попова Л. А., Фадеева И.М., Юрлова Е.М. Профессиональные и социальные факторы, определивщие выбор вуза первокурсниками // ОГАРЁВ-ONLINE. 2017. № 5 (94). Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalnye-i-sotsialnye-faktory-opredelivshie-vybor-vuza-pervokursnikami (доступ свободный).

14. Ефимова И. Н., Маковейчук А.В. Рейтинг и бренд вуза как инструменты реализации политики менеджмента качества системы высшего образования // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. .2016. № 4. С. 40-56.

15. Украинцева И. И., Новикова С.С., Мушкина И.А. Социальный портрет абитуриентов СПО: особенности ценностных ориентаций, направленных на выбор специальности из списка топ-50 // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3 (203). С. 59-63.

16. Дебренн М., Погорельская А.М., По-морина И.В., Скалабан И.А. Сравнительный анализ факторов, определяющих выбор университета для обучения британскими, российскими и французскими абитуриентами // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 90-95.

17. Шибанова Е. К., Иванов О.П. Возможности и перспективы развития экспорта образовательных услуг вузами Челябинской области: мотивация и выбор студентов // Социум и власть. 2019. № 5 (79). C. 31-44.

18. Курилов С. Н., Кузьминов М.Ю. Выбор абитуриентами вуза: опыт исследования мотивов и факторов (на примере НИУ МЭИ) // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3 (19). С. 88-98.

HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS: MOTIVATION AND FACTORS OF CHOOSING A UNIVERSITY (BASED ON MATERIALS OF THE VOLGOGRAD REGION)

Kuzevanova A.L., Zorkova V.A.

Volgograd Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

In an article based on the analysis of empirical research data (a questionnaire survey of school graduates in Volgograd and the Volgograd region, focused interviews with their parents) come to light the motives for choosing a higher educational institution by applicants, among which social and material motives dominate. The main ones were the motives associated with obtaining a profession that will be in demand, will be able to ensure successful employment and high earnings. The article emphasizes that in the structure of motivation for choosing a university in the capital and cities outside the region prevail social, cognitive and material motives (better prospects for successful employment after university, higher quality of education, more budget places). The authors come to the conclusion that in the perception of the majority of parents of graduates who took part in focused interviews, higher education is an instrumental value that provides an opportunity to achieve pragmatic goals related to successful employment. A significant factor influencing the choice of a university by parents of graduates is a factor related to the level of qualifications and characteristics of the teaching staff. It is noted that in assessing the importance of the external parameters of the university, influencing the choice of the educational institution, the parents of secondary school graduates put in the first place the connections with employers, the second - the prestige of the university, the third - international relations, the possibility of internships abroad.

Keywords: higher education, higher educational institution, motivation for choosing a university, professional self-determination, external and internal parameters of the university's activities, instrumental values, terminal values, factors of choosing a university, applicants, professional choice.

References

1. Gordeeva I.V. Analysis of students' motivation during entering a university: the prob-

72

lem of choice. World of science, 2017, vol. 5, no. 4. Access mode: http://mir-nauki. com/PDF/41PDMN417.pdf (free access). (In Russ.)

2. Seliverstova S. Yu. Analysis of applicants' preferences in the context of the formation of educational and professional motivation to study at a university. World of science, culture, education, 2014, no. 1 (44), pp. 242-247. (In Russ.)

3. Efimova I. N., Makoveichuk A.V. Analysis of the influence of the role of the university's rating positions on the motivation of applicants at the period of choosing a place of study: an applied aspect. Bulletin of Perm University, 2014, no. 1 (17), pp. 173-181. (In Russ.)

4. Sharipova N.A. Factors affecting the choice of university by applicants. Siberian trade and economic journal, 2014, no. 1 (19), pp. 99-102. (In Russ.)

5. Ushakova Ya. V., Sitnikova I. V, Frantseva Yu.E. Factors of choosing a university and professional strategies of students in socio-humanitarian areas of training. Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, 2020, no. 3 (59), pp. 118-128. (In Russ.)

6. Pashkus N. A., Pashkus V. Yu. Competitiveness of the university in a new economy: approaches to assessment. Theory and practice of social development, 2014, no. 12, pp. 122-127. (In Russ.)

7. Grinkrug L.S. Conceptual analysis of the motivation of participants in the educational activities of the university. News of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2010, no. 136, pp. 174188. (In Russ.)

8. Evdonin G. A., Mamedova S.S. Modeling the process of choosing a university by an applicant during admission. Management consulting, 2014, no. 10, pp. 89-94. (In Russ.)

9. Lyz N. A., Neshchadim I.O. Motivation for entering a university as a factor of competence-based learning. Bulletin of the South Ural State University/ Series: Education. Pedagogical sciences, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 13-19. (In Russ.)

10. Abdrakhmanova L. V., Nikonova E.I. The main factors affecting the choice of a university by an applicant. Bulletin of Econom-

ics, Law and Sociology. Series: Sociology, 2017, no. 3, pp. 113-116. (In Russ.)

11. Guskova E. A., Shavyrina I.A. The problem of professional self-determination of modern youth in the conditions of competition of universities in the market of educational services. Bulletin of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shuk-hov, 2014, no. 3, pp. 215-219. (In Russ.)

12. Sitnikova I.V. Professional self-determination of students: motivational and value aspect // Proceedings of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences, 2021, no. 2, pp. 83-99. (In Russ.)

13. Popova L. A., Fadeeva I.M., Yurlo-va E.M. Professional and social factors determining the choice of a university by freshmen. OGAREV-ONLINE, 2017, No. 5 (94). Access mode: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/professionalnye-i-sotsialnye-faktory-opredelivshie-vybor-vuza-pervokursnikami (free access). (In Russ.)

14. Efimova I. N., Makoveichuk A.V. University rating and brand as tools for implementing the quality management policy of the higher education system. Bulletin of RUDN. Series: State and Municipal Administration, .2016, no. 4, pp. 40-56. (In Russ.)

15. Ukraintseva I. I., Novikova S.S., Mushki-na I.A. Social portrait of secondary vocational school applicants: features of value orientations aimed at choosing a specialty from the top-50 list. Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2017, no. 3 (203), pp. 59-63. (In Russ.)

16. Debrenn M., Pogorelskaya A.M., Pomori-na I.V., Skalaban I.A. Comparative analysis of factors determining the choice of a university by British, Russian and French applicants. Bulletin of Tomsk State University, 2019, no. 446, pp. 90-95. (In Russ.)

17. Shibanova E. K., Ivanov O.P. Opportunities and prospects for the development of export of educational services by universities of the Chelyabinsk region: motivation and choice of students. Society and power, 2019, no. 5 (79), pp. 31-44. (In Russ.)

18. Kurilov S. N, Kuzminov M. Yu. The choice of university by applicants: the experience of studying motives and factors (on the example of NRU MEI). Sociological Science and Social Practice, 2017, no. 3 (19), pp. 88-98. (In Russ.)

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.