Научная статья на тему 'Особенности возникновения политического краудфандинга в российской политической практике'

Особенности возникновения политического краудфандинга в российской политической практике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
706
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / CROWDFUNDING / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ / POLITICAL PROCESS IN THE RF / ИНТЕРНЕТ / INTERNET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович

В статье рассматривается процесс становления краудфандинга в современной России. Выделяются причины появления данного феномена. Обосновывается выбор российскими политиками механизма сбора средств в политической кампании. Характеризуются тенденции развития политического фандрайзинга и краудфандинга в России. Выделяются их преимущества и недостатки для применения в политической деятельности. Приводятся примеры успешных краудфандинговых кампаний в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features of Political Crowdfunding in the Russian Political Practice

The article discusses the process сrowdfunding’s formation in modern Russia. The authors highlighted the reasons for the appearance of this phenomenon. They justified choice of Russian politicians of mechanism for collecting funds in political campaigns. The article characterizes trends in political fundraising and сrowdfunding in Russia. The study highlighted their advantages and disadvantages for application in political activity. The authors give examples of successful сrowdfunding campaigns in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности возникновения политического краудфандинга в российской политической практике»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРАУДФАНДИНГА В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ*

А.В. Соколов

Кафедра социально-политических теорий Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова ул. Советская, 10, Ярославль, Россия, 150052

В статье рассматривается процесс становления краудфандинга в современной России. Выделяются причины появления данного феномена. Обосновывается выбор российскими политиками механизма сбора средств в политической кампании. Характеризуются тенденции развития политического фандрайзинга и краудфандинга в России. Выделяются их преимущества и недостатки для применения в политической деятельности. Приводятся примеры успешных краудфандинговых кампаний в современной России.

Ключевые слова: краудфандинг, политический процесс в РФ, Интернет.

Механизм краудфандинга в России в течение нескольких последних лет из совершенно неизвестной технологии превратился в сравнительно узнаваемый и завоевавший некоторый успех в различных сферах инструмент совместного финансирования [7]. Ключевую роль при этом играет совместное финансирование проектов через Интернет. В общероссийском масштабе сбор денежных средств на различные цели с привлечением большой аудитории жертвователей достаточно активно используется как различными общественными организациями, так и частными лицами.

Область, в которой массовый сбор средств в России достиг на сегодняшний день наибольших успехов — это благотворительность и ликвидация последствий катастроф. Данные направления включают в себя помощь детям с тяжелыми заболеваниями, детям с ограниченными возможностями, сиротам, жертвам чрезвычайных ситуаций и т.д.

* Статья подготовлена в рамках исследования, финансируемого за счет гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-2972.2013.6.

В России успешно функционирует целый ряд благотворительных фондов, реализующих на постоянной основе массовый сбор денег для оказания помощи остро нуждающимся людям.

Примером успешного благотворительного фонда может служить организация «Помоги.Орг», объединяющая усилия пользователей Интернета для сбора пожертвований на острые социально-медицинские нужды, основанная Антоном Носиком в 2005 г. Фонд собирает посредством сети несколько десятков миллионов рублей ежегодно.

Одним из самых известных благотворительных фондов является действующий при участии Чулпан Хаматовой фонд «Подари жизнь», который только в 2012 г. собрал свыше 500 млн руб. [3].

Временные сборы средств часто организуются во время различных чрезвычайных происшествий для помощи пострадавшим. Примером служит кампания поддержки пострадавших во время наводнения в г. Крымске летом 2012 г., во время которой было собрано большое количество денег, одежды, медикаментов и других необходимых пострадавшим вещей.

Все более популярным видом краудфандинга в России становится сбор средств на конкретные проекты в самых разных областях: искусстве, технике, сфере программного обеспечения, гражданской архитектуры и т.д. Такие акции по массовому финансированию можно обозначить как «фандрайзинг проектов».

В отличие от классической благотворительности люди и организации, для которых осуществляется сбор средств, не являются остро нуждающимися в помощи. Основанием для поддержки проектов является интерес к ним определенных групп людей, базирующийся на личных увлечениях, профессиональной принадлежности, местах проживания и т.п.

Самыми известными интернет-ресурсами, которые занимаются краудфандин-гом в России, являются Planeta.ru и «С миру по нитке» [2]. В среднем на них запрашивают суммы порядка 500 000 руб. и собирают их около трех месяцев. Евгений Гришковец собрал с помощью этого сайта более 700 тыс., чтобы создать телеверсию своего спектакля «+1». Рекордсменами признаны группы «Animal ДжаZ» и «Тараканы» — они всего за три недели собрали 570 и 440 тысяч рублей соответственно.

Финансирование благотворительности одобряется и принимается обществом в своем подавляющем большинстве, и акции в ее рамках рассчитаны на максимальный круг жертвователей вне социальных, профессиональных и других различий. В отличие от этого фандрайзинг проектов рассчитан в каждом конкретном случае на определенную целевую аудиторию, объединенную общим интересом. Так, сбор средств на издание нового альбома музыкальной группы ориентирован на ее поклонников, объединенных интересом к творчеству этого коллектива, а финансирование разработки инновационной доски для сноуборда, скорее всего, привлечет любителей данного вида спорта.

Нередко жертвователям того или иного проекта его авторами обеспечиваются различные преференции. Например, пользователи, перечислившие деньги на разработку компьютерной игры, могут получить возможность скачать ее до официального релиза.

В рамках использования механизма краудфандинга отдельно следует отметить политический краудфандинг — сбор средств на различные политические проекты. Отдельной позиции он заслуживает благодаря существенному дополнительному пласту смысловой и функциональной нагрузки. Так, помимо непосредственной цели собрать деньги, организаторы политических краудфандинго-вых проектов ставят задачи привлечь внимание к себе потенциального электората, подчеркнуть собственную легитимность и степень общественной поддержки, опровергнуть обвинения в сомнительном финансировании и т.п.

На данном этапе политический онлайн-краудфандинг в России только начинает свое развитие. Можно констатировать, что приемы сбора средств в Интернете используются пока только внесистемной оппозицией [6]. В период до партийной реформы 2012 г., предусматривающей легкий механизм регистрации партий, в стране было лишь 7 официально зарегистрированных политических партий. Исследователи отмечали, что ни одна из этих партий не использовала этот механизм. Так, И. Быков отмечает, что ни одна из семи зарегистрированных политических партий к началу избирательной кампании в Государственную Думу 2011 г. не предлагала на своем сайте удобных интернет-приложений для внесения пожертвований [1].

С развитием партийной системы и появлением множества новых партий ситуация принципиально не изменилась: даже вновь образованные оппозиционные партии не проводят яркие кампании по сбору средств.

Причины игнорирования механизмов онлайн-фандрайзинга традиционными партиями кроются в сложившейся партийной системе и требуют отдельного рассмотрения.

Здесь можно отметить, что сложившийся порядок финансирования российских политических партий несет в себе немало проблем, связанных с несовершенством российской демократии. Так, финансирование партий носит фактически закрытый характер, в журналистских расследованиях напрямую говорится о том, что избирательные фонды контролируются исполнительной властью [8], существует мнение, что депутатские мандаты покупаются представителями бизнеса и т.д.

Так или иначе, партии на современном этапе в силу недостаточной самостоятельности пока далеки от использования онлайн-фандрайзинга для своего финансирования.

Очевидно также, что традиционные партии пока не могут всерьез опираться на основную аудиторию онлайн-краудфандинга — активных пользователей социальных сетей, которые настроены на поддержку скорей внесистемных, про-тестных инициатив, нежели на помощь и без того успешно функционирующих партий.

Совершенно в иную ситуацию изначально была поставлена так называемая внесистемная оппозиция, исключенная из системного политического процесса. При существовавших до 2012 г. фактически заградительных барьерах по созданию новых партий политические движения, не имея возможности участвовать в выборах, вынуждены были в последние годы ограничивать поле своей деятельности протестными акциями (такими, например, как «Марш несогласных»).

В этих условиях возникла естественная необходимость в появлении механизмов политической борьбы, которые не могли контролироваться действующей властью. Средой, неподвластной государственным структурам, стал Интернет. Именно представители внесистемной оппозиции стали использовать политический онлайн-краудфандинг для финансирования своих проектов. Первым из крупных прецедентов стал проект Алексея Навального «РосПил», посвященный борьбе с злоупотреблениями в сфере государственных закупок.

Сбор средств в Интернете, посредством систем электронных платежей, решает не только проблему как такового финансирования оппозиции. Он позволяет опровергнуть главное обвинение, используемое в риторике сторонников действующей власти — обвинение в финансировании внесистемной оппозиции из-за рубежа. Например, оппозиционное движение «Солидарность» неоднократно обвинялось в получении денег от заграничных жертвователей [4]. Издание одним из лидеров «Солидарности» Б. Немцовым второго тиража доклада «Путин. Коррупция» осуществлялось на собранные в России онлайн-краудфандингом средства [5], что ограничивает возможность обвинить оппозиционеров в ангажированности Западом.

Возможность легко и в доступном объеме профинансировать проекты оппозиции явилась отличной возможностью поучаствовать в политическом протесте активным интернет-пользователям, на которую у последних давно созревал запрос. Аудитория оппозиционных блогов и сообществ в социальных сетях сумела внести свою лепту в реальные политические проекты.

Таким образом, политический онлайн-краудфандинг стал взаимовыгодным для политиков и общества способом направить протестное раздражение в конструктивное русло.

Важным обстоятельством для развития онлайн-краудфандинга в России стало наличие в стране функционирующей системы интернет-кошельков «Яндекс. Деньги», явившейся оптимальным инструментом для сбора средств на стартовавшие впоследствии краудфандинговые кампании.

Организуя онлайн-краудфандинг на проект «РосПил» в 2011 г., Алексей Навальный выбрал для сбора средств именно систему «Яндекс. Деньги». Организаторы последующих политических кампаний по сбору средств также начали использовать именно этот сервис. Выбор данной системы интернет-платежей неслучаен, так как сбор платежей через «Яндекс. Деньги» обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими способами сбора денег.

1. Доступность сервиса — зарегистрироваться в нем может любой пользователь сети Интернет.

2. Простота перечисления денег и многообразие вариантов пополнения счета. Перечислить средства можно не отходя от компьютера, например, с банковской карты. Для желающих помочь анонимно существует возможность перечислить деньги с терминалов оплаты, установленных в магазинах и торговых центрах.

3. Фандрайзинг через «Яндекс. Деньги» позволяет отказаться от создания какой-либо организации для сбора средств. Учреждение фонда или другой организации несет в себе опасность давления со стороны государственных органов в виде проверок, вынуждает оформлять большое количество документации и т.д.

4. Полученные на счет в «Яндекс. Деньги» средства с юридической точки зрения не являются деньгами, поэтому они не облагаются подоходным налогом.

5. Сервис отображает все изменения в состоянии счета, что позволяет владельцу счета публиковать максимально открытую отчетность о поступлении и расходовании средств.

Неподконтрольный характер сбора средств посредством «Яндекс. Деньги» не позволяет использовать эту систему и ее аналоги в рамках сбора средств в избирательный фонд в рамках предвыборной кампании. Согласно действующему законодательству взносы в избирательный фонд не могут производиться анонимно. Открытый характер сбора средств ограничивает круг возможных механизмов получения платежей. Несмотря на это, возможность перечисления средств через Интернет существует: ее обеспечивают системы интернет-банкинга, которые действуют у большинства крупных банков в России. Гражданин, желающий перечислить средства в избирательный фонд кандидата или партии, должен заполнить платежное поручение с указанием своих паспортных данных на сайте банка, в котором у него открыт вклад.

Учитывая увеличение числа держателей банковских карт [9], данный механизм перечисления средств может стать важным элементом формирования предвыборных бюджетов различных политических сил.

Таким образом, необходимо констатировать, что политический краудфандинг в России возник как реакция внесистемной оппозиции на всплеск протестных настроений в обществе, который обрел наиболее яркое выражение в серии митингов, организованных в Москве и целом ряде других городов России в период после выборов в Государственную Думу 2011 г.

Движущей силой возникновения механизма краудфандинга в российском политическом поле стал яркий блогер и оппозиционный политический деятель Алексей Навальный, сумевший воспользоваться зарубежным опытом и запустить процесс массового сбора денег в сети Интернет для своего проекта «РосПил».

Аудиторией, поддержавшей Навального, стала прослойка активных интернет-пользователей, среди которой были популярны оппозиционные настроения по отношению к действующей власти. Навальный до сих пор является наиболее успешным организатором политических краудфандинговых акций в России. Его роль новатора краудфандинга в нашей стране предопределила схожесть последующих кампаний краудфандинга на акцию по финансированию «РосПил». В частности, последователи Навального воспользовались по его примеру удобным сервисом «Яндекс. Деньги», позволяющим перечислять средства анонимно и без регистрации. Навальный, таким образом, стал основной фигурой в развитии отечественного политического краудфандинга.

Однако развитие российского политического краудфандинга продвигается крайне неоднозначно. С одной стороны, опасения, что данная форма взаимодействия политических сил и гражданского общества не приживется в России, не оправдались: реализован целый ряд достаточно заметных кампаний по финансированию политических проектов. С другой стороны, развитие краудфандинговых кампаний во многом остановилось на уровне первой успешной акции Алексея Навального

начала 2011 г.: отсутствует рост объемов собираемых средств, не найдены принципиально новые механизмы сбора средств, не сложилась культура массовых пожертвований.

Можно констатировать, что использование политического краудфандинга все еще остается прерогативой внесистемной оппозиции. Системные политические игроки игнорируют данный механизм коммуникации со своими политическими сторонниками. При этом преимущественно используют краудфандинг представители либеральной оппозиции, ориентированные на успешный опыт Алексея Навального.

Необходимо заметить, что действительно беспрецедентными краудфандин-говыми акциями в политике могут быть названы лишь кампании Алексея Навального по финансированию антикоррупционного проекта «РосПил». Именно в них были достигнуты максимальные результаты по собранным средствам и охвату аудитории жертвователей. Все остальные акции являются, в большой степени, попытками подражать опыту Навального. Очевидно, что Навальный пока является главным символом успешного политического краудфандинга в России и возможно единственным актором оппозиции, способным организовать по-настоящему массовую фандрайзинговую акцию.

Отдельно стоит отметить значительно возросшую роль зарубежных систем сбора средств в российских краудфандинговых кампаниях. Использование в финансировании проекта «РосПил» в 2012—2013 гг. международной платежной системы «PayPal» привело к неожиданному результату: жертвовали, существенная часть которых может быть иностранными гражданами, пожертвовали на чисто российский проект через зарубежную платежную систему больше, чем через российскую. В данном случае ярко проявил себя отстающий характер российской политической культуры, не адаптировавшейся к инновационным механизмам политического взаимодействия. Особенно показательным выглядит сбор средств в поддержку панк-группы Pussy Riot, когда около 78% денег было собрано именно за рубежом.

У российских организаторов фандрайзинговых акций также не хватает культуры отчетности о поступлении и трате собранных средств. Наиболее полную и частую отчетную информацию предоставляет Алексей Навальный. Кроме того, заметно, что к моменту проведения второй акции финансирования «РосПил» у Навального значительно возрос уровень подготовки отчетов, являющихся более красочными и информативными, чем раньше. Однако и Навальному не хватает системности и постоянного характера предоставления отчетов. Иные же организаторы зачастую не предоставляют вообще никакой отчетности, например Московская Хельсинкская группа. Очевидно, что непрозрачная отчетность является существенным минусом при оценке и восприятии обществом краудфандинго-вых акций.

На примере избирательных кампаний Леонида Волкова и Евгении Чириковой заметны проблемы российского электорального краудфандинга. Существующее законодательство Российской Федерации строго регламентирует механизм жерт-

вования в избирательные фонды во время выборов. Главными препятствиями на пути развития электорального краудфандинга являются: ограничение размера пожертвования в фонд несколькими тысячами рублей, сложный механизм перечисления денег через банк с указанием полных паспортных данных, что сильно усложняет и растягивает процесс коммуникации жертвователя и политической силы. Несмотря на относительно скромные результаты реализованных кейсов по «народному» финансированию избирательных кампаний, опыт говорит о возможности использования инструмента краудфандинга, по крайней мере для оппозиционных кандидатов, а также для кандидатов, имеющих высокую известность и авторитет, но имеющих проблемы с финансированием.

Наряду с крупными, заметными кампаниями политического краудфандинга в повседневной общественно-политической практике проводится множество мелких акций по сбору средств на различные проекты. Как правило, объем собранных средств в рамках таких акций не превышает нескольких десятков тысяч рублей. В качестве примера можно привести проект «Прописке. Нет», занимающийся противодействием принятию закона о прописке в России. Примерно за месяц функционирования проект сумел собрать около 5 тысяч рублей на свой яндекс-кошелек. Такие объемы финансирования являются типичными для небольших проектов. На данный момент такие акции не играют существенной роли в развитии российского политического краудфандинга, однако большое количество подобных проектов стимулирует развитие культуры краудфандинга в России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Быков Илья Анатольевич. Интернет-фандрайзинг и выборы: российские перспективы и ограничения. URL: http://bykov.socionet.ru/public/Bykov_NetFundraising.html.

[2] Краудфандинг в России. URL: http://delonovosti.ru/main/1377-kraudfanding-v-rossii.html; проверка доступа — 03.06.2013.

[3] Отчет о поступлениях и тратах фонда в 2012 году. URL: http://podari-zhizn.ru/main/ node/10564.

[4] Подозрения о финансировании «Солидарности» Немцова из-за рубежа подтверждаются — депутат Госдумы РФ. URL: http://news2.ru/story/293864.

[5] «Путин. Коррупция. 2» уже в Москве. URL: http://b-nemtsov.livejournal.com/141388.html.

[6] Соколов А.В., Дементьев А.А. Онлайн-фандрайзинг в России: особенности, примеры и результаты // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». — 2013. — № 1.

[7] Соколов А.В., Дементьев А.А. Становление Интернет-фандрайзинга как новой формы гражданской активности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». — 2013. — № 1.

[8] «Черная касса» Кремля никуда не делась. URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/ 851113.

[9] MasterCard Worldwide: количество держателей банковских карт в России растет. URL: http://www.belcard.by/cgi-bm/view.pl?topicid=news&briefid=d8adf16dc36e8d89

REFERENCES

[1] Bykov Il'ja Anatol'evich. Internet-fandrajzing i vybory: rossijskie perspektivy i ogranichenija [Jelek-tronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://bykov.socionet.ru/public/Bykov_NetFundraising.html

BecTHHK Py^H, cepua Поnитоnогин, 2014, № 2

[2] Kraudfanding v Rossii [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://delonovosti.ru/main/ 1377-kraudfanding-v-rossii.html; proverka dostupa — 03.06.2013.

[3] Otchjot o postuplenijah i tratah fonda v 2012 godu [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://podari-zhizn.ru/main/node/10564

[4] Podozrenija o finansirovanii «Solidarnosti» Nemcova iz-za rubezha podtverzhdajutsja — deputat Gosdumy RF [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://news2.ru/story/293864/

[5] «Putin. Korrupcija. 2» uzhe v Moskve [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://b-nemtsov.livejournal.com/141388.html

[6] Sokolov A.V., Dement'ev A.A. Onlajn-fandrajzing v Rossii: osobennosti, primery i rezul'taty. Vestnik Permskogo universiteta. Serija «Politologija». — 2013. — № 1.

[7] Sokolov A.V., Dement'ev A.A. Stanovlenie Internet-fandrajzinga kak novoj formy grazhdanskoj aktivnosti. Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Serija «Gumanitarnye nauki». — 2013. — № 1.

[8] «Chernaja kassa» Kremlja nikuda ne delas' [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.newsland.ru/news/detail/id/851113/

[9] MasterCard Worldwide: kolichestvo derzhatelej bankovskih kart v Rossii rastet [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.belcard.by/cgi-bin/view.pl?topicid=news&briefid= d8adf16dc36e8d89

FEATURES OF A POLITICAL CROWDFUNDING IN THE RUSSIAN POLITICAL PRACTICE

A.V. Sokolov

The Department of Social and Political Theories Yaroslavl State University named after Demidov Soviet str., 10, Yaroslavl, Russia, 150052

The article discusses the process crowdfunding's formation in modern Russia. The authors highlighted the reasons for the appearance of this phenomenon. They justified choice of Russian politicians of mechanism for collecting funds in political campaigns. The article characterizes trends in political fundraising and crowdfunding in Russia. The study highlighted their advantages and disadvantages for application in political activity. The authors give examples of successful crowdfunding campaigns in modern Russia.

Key words: crowdfunding, political process in the RF, Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.