Научная статья на тему 'Краудфандинг в российской политике'

Краудфандинг в российской политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC ENGAGEMENT / КРАУДФАНДИНГ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / NETWORK ORGANIZATION / СROWDFUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Дементьев Андрей Александрович

Встатьерассматриваетсяпроцессстановленияполитическогокраудфандинга. Выделяютсяпричиныпоявлениеданногофеномена. Осуществляетсясравнительныйанализчетырехкампанийпосборусредств: втораякампанияпосборусредствнапроект “РосПил” АлексеемНавальнымв 2013 г., сборсредствМосковскойХельсинкскойгруппой, сборсредстввизбирательныйфондЕвгенииЧириковой, атакжесборсредстввподдержку Pussy Riot. Обосновываетсявыборроссийскимиполитикамимеханизмасборасредстввполитическойкампании. ХарактеризуютсятенденцииразвитияполитическогокраудфандингавРоссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Дементьев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг в российской политике»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2014. № 1

А.В. Соколов, канд. полит. наук, доц. кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова*

А.А. Дементьев, магистрант кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова**

КРАУДФАНДИНГ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье рассматривается процесс становления политического крауд-фандинга. Выделяются причины появление данного феномена. Осуществляется сравнительный анализ четырех кампаний по сбору средств: вторая кампания по сбору средств на проект "РосПил" Алексеем Навальным в 2013 г., сбор средств Московской Хельсинкской группой, сбор средств в избирательный фонд Евгении Чириковой, а также сбор средств в поддержку Pussy Riot. Обосновывается выбор российскими политиками механизма сбора средств в политической кампании. Характеризуются тенденции развития политического краудфандинга в России.

Ключевые слова: интернет, гражданская активность, краудфандинг, сетевая организация.

The article deals with the process of a political ^wd^Ming. The study highlighted the reasons for the emergence of this phenomenon. The authors carried out a comparative analysis of four fund-raising campaign: second campaign to raise funds for the Alexei Navalny'sproject "Rospil" in 2013, raising funds of the Moscow Helsinki Group, fundraising to the Eugene Chirikov's election fund, fundraising in support of Pussy Riot. Authors prove choice of the Russian politicians mechanism to collect funds to a political campaign. The paper characterizes the trends of political erowd/unding in Russia.

Key words: Internet, civic engagement, сrowdfUnding, network organization.

Сущность и подходы к определению краудфандинга

Массовое распространение интернета в России, где им пользуются уже около 70 млн граждан1, создает качественно новую реальность политического процесса: интернет становится важнейшей площадкой политической активности. Влияние же последней на политические процессы становится важнейшим фактором социального бытия. Интернет является не только территорией соперничества существующих политических сил: интернет-пространство стало создавать новых политических лидеров без активного

* Соколов Александр Владимирович, e-mail: [email protected]

** Дементьев Андрей Александрович, e-mail: [email protected] 1 Число интернет-пользователей в РФ в 2011 г. выросло до 70 млн человек. 26.12.2011 // Официальный сайт информационного агентства "РИА Новости". URL: http://ria.ru/technology/20111226/527204414.html (дата обращения: 03.06.2013).

участия традиционных СМИ. Так, Алексей Навальный, получив известность в сети как блогер, расследующий коррупционные схемы в крупных государственных компаниях, стал значимым политическим деятелем и "знаменем" борьбы с властью российской внесистемной оппозиции.

Политическая активность в интернете принимает различные формы. Среди наиболее распространенных можно выделить:

1) участие в сообществах в поддержку политической силы в социальных сетях;

2) ведение интернет-дневников — блогов — на социально-политическую тематику;

3) обсуждение политической повестки на форумах и иных площадках;

4) выкладывание в интернет как сатирических, так и подготовленных в поддержку кого-либо видеороликов, картинок и иных информационных единиц на политическую тематику.

Однако одним из самых интересных и новых для России направлений политической деятельности в интернете является политический краудфандинг — сбор средств политическими деятелями и организациями в поддержку проектов, выражающих их политические амбиции, осуществляемый посредством интернета. Успех кандидата в президенты США Барака Обамы, собравшего в 2008 г. с помощью онлайн-фандрайзинга беспрецедентную сумму — свыше 778 млн долл.2 — в поддержку своей предвыборной кампании, доказал высокую эффективность данной формы политической активности. В последние два-три года сбор средств на политические инициативы начинает развиваться и в России.

Термин "краудфандинг" является транслитерацией англоязычного слова "crowdfunding", образованного в свою очередь из двух слов: "crowd" — толпа, большое количество людей3, и "funding" — финансирование, субсидирование4. Прямой перевод говорит нам, что краудфандинг — это финансирование посредством толпы.

По нашему мнению, коротко краудфандинг можно определить как сбор средств с привлечением большого количества жертвователей. Под краудфандингом понимают процесс привлечения как денежных, так и иных ресурсов, при котором пожертвования совершаются массово, что позволяет при невысоком размере индивидуального пожертвования добиваться существенных результатов.

2 Summary reports search results — 2007—2008 cycle. URL: http://query.nictusa. com/cgi-bin/cancomsrs/?_08+00+PR (дата обращения: 03.06.2013).

3 Яндекс. Словари // Сайт Яндекс. Словари. URL: http://slovari.yandex.ru/ crowd/en-ru/#lingvo (дата обращения: 03.06.2013).

4 Там же.

Финансирование по схеме краудфандинга может служить для решения различных задач, но сейчас применяется в первую очередь для сбора средств на благотворительные и общественные цели. Эту схему финансирования используют также и в бизнесе — сбор начального капитала для стартап-компаний и малого бизнеса, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого5.

Следует отметить, что термин "краудфандинг" появился в лексиконе отечественных исследователей сравнительно недавно, поэтому в российской политической науке не выработано единого подхода к пониманию данного механизма и его места в системе общественных отношений. Данный термин приобрел популярность лишь с массовым развитием интернета, посредством которого, как правило, осуществляется сбор средств большим числом людей. Лишь недавно (примерно с середины 2000-х гг.) сбор средств на различные проекты стал действительно массовым, и термин "кра-удфандинг" обрел ту степень актуальности, которую он имеет сегодня. До этого в фокусе внимания исследователей находился преимущественно фандрайзинг — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов из любых источников.

Рассматривая опыт краудфандинговых кампаний, исследователи пользуются общим понятием фандрайзинга. Исследователи кампаний по сбору средств в Интернете В.Э. Гончаров и В.П. Елизаров используют термин "сетевой фандрайзинг"6. И.А. Быков, рассматривая кампании по сбору средств российской внесистемной оппозицией, выбрал в качестве основной категории формулировку "интернет-фандрайзинг"7. Авторы данной работы в публикациях использовали термин "онлайн-фандрайзинг"8, подразумевая неизбежность использования интернет-технологий в процессе сбора средств.

По нашему мнению, в качестве обобщающего термина рассматриваемого явления может выступать формулировка "политический краудфандинг". Если определять краудфандинг как народное финансирование или коллективное сотрудничество людей, объединяющих свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через

5 См.: Кубасов К.А. Развитие инновационных методов инвестирования частного капитала и возможности их применения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 12. С. 182.

6 Гончаров В.Э, Елизаров В.П. Казус Навального: сетевой фандрайзинг как инструмент политической мобилизации // Политэкс. 2011. № 4.

7 Быков И.А. Интернет-фандрайзинг и выборы: российские перспективы и ограничения // Российская политика в условиях избирательного цикла 2011—2012 гг.: Тезисы докладов. М., 2011.

8 Соколов А.В., Дементьев А.А. Становление Интернет-фандрайзинга как новой формы гражданской активности // Вестн. Ярославск. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 1.

интернет9, то в свою очередь политический краудфандинг можно определить следующим образом. Политический краудфандинг — сбор средств на политические проекты с привлечением больших масс людей преимущественно посредством интернета. Иными словами, политический краудфандинг — это использование механизма кра-удфандинга в политике.

Если говорить о конкретных кампаниях по сбору средств на политические проекты посредством интернета, то использование термина "политический краудфандинг" является, на наш взгляд, наиболее точным, так как в нем, в отличие от вышеприведенных вариантов обозначения, заложены ключевые особенности данного механизма — ориентация на большие массы людей, демократичность, гражданственность и т.д.

На данном этапе в российской политической практике реализовано несколько крупных акций по сбору средств на политические проекты. Все они связаны с активностью так называемых "внесистемных политических сил". Основным игроком на поле политического краудфандинга является Алексей Навальный, реализовавший наиболее заметные и успешные кампании по массовому сбору средств и обеспечивший долгосрочное финансирование своему антикоррупционному проекту "РосПил"10. Помимо примеров активности Навального можно выделить еще несколько заметных краудфандинговых акций федерального и регионального масштаба, организаторы которых добились существенных результатов в аккумулировании средств большого числа граждан. Целесообразно рассмотреть основные реализованные в условиях российских политических реалий 2012 — первой половины 2013 г. кампании политического краудфандинга и сравнить их между собой. Для сравнения данных кампаний можно использовать следующие критерии:

— собранная сумма;

— срок сбора денег;

— среднее количество денег, поступавших за один день;

— количество жертвователей;

— средняя сумма пожертвования;

— расходы на организацию кампании.

Данные показатели позволяют в точном количественном выражении оценить реальную эффективность кампаний, оценить мас-

9 См.: Чимаров С.Ю. Феномен некоторых лексических заимствований и неологизмов в связях с общественностью // Научные труды Северо-западного института управления. 2012. № 2. С. 115.

10 См.: Соколов А.В., Дементьев А.А. Онлайн-фандрайзинг в России: особенности, примеры и результаты // Вестн. Пермск. ун-та. Сер. Политология. 2013. № 1. С. 20-34.

штабы и характер аудитории фандрайзинга. Анализ полученных данных позволит ответить на вопросы: "какова реальная поддержка со стороны общества инициаторов сбора средств на политические цели?", "какова аудитория активных граждан, готовых напрямую участвовать в поддержке современных политических проектов?" — что поможет дать обоснованную оценку потенциалу гражданской активности российского общества.

С целью сравнения проведенных кампаний мы, кроме того, проанализируем используемые их организаторами механизмы сбора денег. Данная информация позволит сформулировать тенденции в области выбора путей для сбора денег в российской политике. Помимо этого, чтобы оценить роль популярных интернет-активистов в привлечении интереса к фандрайзинговым кампаниям, мы выявим партнеров, поддерживающих каждую из рассматриваемых кампаний.

Все данные для анализа получены нами из открытых источников — интернет-блогов организаторов рассматриваемых акций фандрайзинга, а также блогов их партнеров.

Вторая кампания Алексея Навального по сбору средств

на проект "РосПил" (2013 г.)

Через два года после старта первой кампании по сбору средств на проект по борьбе со злоупотреблениями в сфере государственных закупок "РосПил" Алексей Навальный решил инициировать новую фандрайзинговую кампанию по финансированию проекта.

Необходимость возобновить активный сбор средств возникла из-за того, что предыдущая волна пожертвований практически сошла на нет. Стартовавшая очень активно в начале 2011 г. кампания растеряла темпы сбора средств уже к лету: за четыре месяца, с сентября по декабрь включительно, проект смог привлечь лишь 600 тыс. руб. за счет индивидуальных пожертвований из собранных на тот момент 8,6 млн руб. По прошествии двух лет с начала сбора средств у проекта возникла потребность вновь сформировать бюджет для продолжения работы.

Всего за весь срок первого сбора денег, с февраля 2011 г. по декабрь 2012 г., проектом была собрана беспрецедентная для российского краудфандинга сумма — 10 029 320 руб. При этом потрачено из них было 9 278 011 руб. Таким образом, у "РосПил" осталась только 751 тыс. руб. для покрытия текущих расходов — зарплат сотрудников, налоговых выплат и комиссий системы "Яндекс. Деньги".

Как и в первой кампании, стартовой площадкой для объявления о начале сбора средств Алексей Навальный выбрал свой личный

блог в сервисе LiveJournal, на котором, являясь одним из самых популярных блогеров рунета11, он имеет около 50 000 подписчиков.

Новая кампания по финансированию "РосПил" стартовала 19 декабря 2012 г. Важной особенностью кампании является выбор инструментов сбора денег. Так, наряду с использованием зарекомендовавшей себя по предыдущим кампаниям системы "Яндекс. Деньги" организаторы запустили сбор средств через крупнейшую международную дебетовую электронную платежную систему "PayPal". Данная система до этого ни разу не использовалась в крупных российских проектах, связанных с политическим кра-удфандингом. Использование "PayPal" внесло важное изменение в процесс краудфандинга: теперь на нужды "РосПил" стало чрезвычайно легко перечислить средства из-за границы.

В числе возможных инструментов по-прежнему остались такие способы жертвования, как банковский перевод, перевод с банковской карты.

Как и в ходе первой кампании, в процессе второй кампании наиболее интенсивно средства поступали в самом ее начале. Так, уже в первые четыре часа, прошедшие с опубликования Навальным сообщения о начале сбора средств, на счета "РосПил" было перечислено 1 216 953 руб. Такие темпы значительно превышают результаты 2011 г., когда, для того чтобы собрать первый миллион рублей, понадобилось двое суток. За первые четыре часа было совершено 1272 денежных перевода, средняя сумма пожертвования составила 957 руб.12 Отметим, что данный показатель более чем в два раза выше, чем аналогичный показатель в кампании 2011 г.

За первые сутки сбора средств проект сумел аккумулировать около 3,5 млн руб. При этом большая часть денег (свыше 2 млн руб.) была собрана посредством пожертвований через международную систему "PayPal"13. Успех международной платежной системы в российской краудфандинговой акции, на наш взгляд, может быть вызван двумя причинами:

1) в процессе помощи проекту Навального наиболее активны были зарубежные жертвователи;

2) после давления на жертвователей в ходе первой кампании многие решили осуществлять взносы через иностранную юрисдикцию, чтобы остаться не известными для российских инстанций.

11 Рейтинг блогов LiveJournal // Блог "Живой журнал". URL: http://blogs. yandex.ru/top/lj (дата обращения: 03.06.2013).

12 Отчитываюсь. 19.12.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http://navalny. livejournal.com/759855.html (дата обращения: 03.06.2013).

13 Снова отчитываюсь. 20.12.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http://navalny. livejournal.com/760146.html (дата обращения: 03.06.2013).

□ «PayPal»

ES3 «Яндекс. Деньги»

И Банковские переводы

Рис. 1. Доля инструментов перечисления денег: "РосПил:

Можно предположить, что именно использование "PayPal" позволило столь существенно ускорить темпы сбора средств, а также обусловило более чем двукратный рост средней суммы перевода.

Успех "PayPal" позволяет говорить о том, что сбор средств проектом "РосПил" обеспечил возможность поучаствовать в российском политическом процессе большой массе россиян, проживающих за рубежом. Более адаптированная к таким современным формам взаимодействия, как краудфандинг, ментальность иностранных соотечественников, а также их желание поддержать политическую активность внутри России с высокой степенью вероятности привели к столь впечатляющим результатам. Одновременно стоит отметить отставание жертвователей внутри России. На данном примере становится очевидно, как отстает культура краудфандинга в нашей стране от западного уровня: даже внутрироссийский проект сумел привлечь в первую очередь жертвователей, использовавших зарубежную систему сбора средств.

За первую неделю сбора средств в ходе второй кампании "РосПил" удалось аккумулировать около 7,4 млн руб.14 Всего же за весь период сбора средств (до 1 апреля 2013 г., т.е. чуть больше, чем за три месяца) удалось собрать 11 005 119 руб.15 Таким образом, наблюдается та же тенденция, что и в первую кампанию. Чрезвычайно интенсивный сбор средств в первые дни после старта затухает и приобретает относительно скромную динамику в последующий период.

Всего в сборе средств поучаствовало около 8250 жертвователей, что составляет менее 60% от числа спонсоров первой кампании финансирования "РосПил" (около 14 000). Более значительные результаты последней кампании обусловлены увеличением средней суммы платежа.

14 Снова отчитываюсь о ходе сбора денег на РосПил. 27.12.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http://navalny.livejournal.com/762845.html (дата обращения: 03.06.2013).

15 Данные по счету 41001859832724 // Сайт-аудитор "Яндекс.Денег". URL: http://yaudit.org/41001859832724 (Дата обращения: 03.06.2013).

Вторая кампания по финансированию "РосПил" оказалась даже более успешной, чем сбор средств 2011 г. Стоит особо отметить, что вторая кампания не привлекла и доли того внимания СМИ, которое было оказано первой. Если тогда проект Навального был первым опытом политического краудфандинга в России, то сегодня в результате широкого распространения краудфандинговые проекты уже не вызывают такого внимания со стороны общества. Таким образом, политический краудфандинг становится достаточно привычным инструментом взаимодействия политиков и общества и воспринимается интернет-аудиторией как нормальное, привычное явление.

Кроме того, вторая кампания Навального показала, что успешный сбор денег может осуществляться и без массированной информационной волны в традиционных СМИ.

Успех второй кампании по финансированию "РосПил" подтвердил статус Алексея Навального как лидера в сфере российского политического краудфандинга и развеял опасения по поводу того, что первый сбор средств на "РосПил" был единственной действительно масштабной кампанией в истории российского политического онлайн-фандрайзинга.

Сбор средств Московской Хельсинкской группой

во главе с Людмилой Алексеевой

Достаточно заметной краудфандинговой кампанией в российской политической сфере стал сбор средств старейшей правозащитной организацией в России — Московской Хельсинкской группой (МХГ) во главе с ее руководителем — Людмилой Алексеевой.

По уставу организации, Московская Хельсинкская группа занимается содействием соблюдению прав человека и построению демократии в России. Преследуя данные цели, МХГ со дня своего основания занимается выявлением нарушений прав человека и оказанием давления на власть с целью добиться соблюдения международных обязательств в области прав человека, взятых на себя Российской Федерацией16.

Многие годы организация осуществляла свою деятельность за счет пожертвований и грантов различных фондов, в том числе иностранных17. Однако в ноябре 2012 г. был принят федеральный

16 Московская Хельсинкская группа: о нас // Официальный сайт Московской Хельсинкской группы. URL: http://www.mhg.ru/about/1433150 (дата обращения: 03.06.2013).

17 Московская Хельсинкская группа обратилась к россиянам за финпомощью для продолжения деятельности. 25.11.2012 // Официальный сайт электронного СМИ "Газета.ги". URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2012/11/25/n_2632597. shtml (дата обращения: 03.06.2013).

закон, обязывающий некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие "в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации", быть зарегистрированными в качестве "иностранных агентов"18.

Многие правозащитники, в том числе МХГ, предпочли отказаться от зарубежного финансирования и не получать статус "иностранных агентов".

В связи с этим Московская Хельсинкская группа объявила в ноябре 2012 г. о начале сбора средств на деятельность организации, с этого момента решившей ориентироваться на внутрирос-сийское финансирование. Было заявлено, что собранные средства пойдут на функционирование офиса и сайта организации, текущий мониторинг ситуации с правами человека, создание общественной приемной и т.д.19

Интересно, что в качестве одного из инструментов перечисления денег организации использовалась система "WebMoney", не так часто (как привычная "Яндекс. Деньги") встречающаяся в реализованных краудфандинговых кампаниях.

Сбор средств, стартовавший 25 ноября 2012 г., продолжался около двух недель. 11 декабря Людмила Алексеева объявила о том, что организация сумела собрать 2,5 млн руб.20, которых хватит для осуществления деятельности МХГ весь 2013 г.

Однако данная кампания имела целый ряд особенностей, не позволяющих говорить о ней как о полноценной краудфандинго-вой кампании. МХГ не предоставила никакого отчета о поступлении средств. Таким образом, оказалось невозможным понять, насколько много поступило пожертвований и каков их средний размер. Кроме того, из комментариев СМИ стало ясно, что из собранных 2,5 млн руб. сумму в 1 млн пожертвовал Михаил Прохоров, другую существенную часть денег принес благотворительный концерт Юрия Шевчука и группы ДДТ в Центральном доме архитектора в Москве. При этом частные пожертвования составили

18 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ. 23.07.2012 // Официальный сайт "Российской газеты". URL: http://www.rg.ru/2012/07/23/nko-dok.html (дата обращения: 03.06.2013).

19 Помочь МХГ // Официальный сайт Московской Хельсинкской группы. URL: http://www.mhg.ru/sbor (дата обращения: 03.06.2013).

20 Московская Хельсинкская группа собрала средства на продолжение работы. 11.12.2012 // Официальный сайт информационного агентства "РИА Новости". URL: http://ria.ru/society/20121211/914310261.html (дата обращения: 03.06.2013).

в общем объеме собранных средств лишь несколько сотен тысяч рублей21.

Данные обстоятельства позволяют сделать вывод об относительно скромном успехе кампании по финансированию МХГ. Очевидно, что правозащитная деятельность в условиях современной политической культуры России интересна лишь достаточно узкой прослойке общества; данный вид протестной активности не вызывает отклика даже у большинства представителей интернет-аудитории.

Кроме того, заметным фактом стал успех благотворительного концерта популярного артиста Шевчука. В данном случае правомерно будет заключить, что во многих случаях благотворительные мероприятия (имеющие большую историю как за рубежом, так и в современной России) продолжают оставаться более эффективными, чем онлайн-механизмы финансирования общественно значимых проектов.

Сбор средств в избирательный фонд Евгении Чириковой

Осенью 2012 г. одним из самых заметных политических событий в России стали выборы мэра подмосковного города Химки. Избирательная кампания привлекла к себе широкое внимание СМИ не только благодаря хозяйственному и политическому значению Химок, расположенных в непосредственной близости от столицы, но и благодаря яркому и неординарному составу кандидатов, претендовавших на пост мэра.

В частности, большое внимание привлекло выдвижение в качестве кандидата популярного блогера, общественного активиста, члена "Координационного совета оппозиции" Евгении Чириковой. Она приобрела всероссийскую известность на волне протестной кампании по борьбе за Химкинский лес, по которому планировалось проложить федеральную трассу.

Зарегистрировавшись в качестве кандидата в сентябре 2012 г., Чирикова решила воспользоваться удачным опытом екатеринбургского депутата, одного из лидеров "Координационного совета" Леонида Волкова, по финансированию избирательного фонда и объявила в своем блоге в LifeJournal о старте сбора средств.

Из-за ограничений предвыборного законодательства были доступны только два способа перечисления средств — банковский перевод и перевод через интернет-банкинг. Только эти механизмы позволяют полноценно проверить паспортные данные жертвова-

21 Московская Хельсинкская группа собрала 2,5 миллиона рублей на продолжение деятельности. 11.12.2012 // Официальный сайт "Рамблер.Новости". URL: http://news.rambler.ru/16752814 (Дата обращения: 03.06.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теля, чего требуют российские законы. При этом законодательством регламентируется и максимальная сумма пожертвования: в данном случае она составила 2000 руб. от одного физического лица.

Примерно за месяц избирательной кампании к моменту выборов в фонд Чириковой поступило около 500 000 руб.22 По заявлениям Чириковой, данный результат во многом был снижен из-за многочисленных проблем с банковскими переводами. В ходе кампании выяснилось, что механизм банковских переводов постоянно дает сбой: далеко не все пожертвования доходили до избирательного фонда. При этом штаб Чириковой и представители банков давали разную оценку происходящему. Банки списывали проблемы на неправильно заполненные реквизиты, "человеческий фактор", технические проблемы и т.п. Чирикова же заявила о намеренном саботаже банками финансирования ее кампании. Она указала, что такие банки с государственным капиталом, как Сбербанк, специально мешают осуществлению переводов в ее поддержку23.

Сложности с банками выявляют одну существенную проблему, ограничивающую масштабы электорального краудфандинга в России, а именно наличие законодательных ограничений, жестко лимитирующих сумму перевода и обязывающих использовать сложную процедуру банковского перевода. Таким образом, нарушается одно из главных условий успешного краудфандинга — короткая и простая коммуникация жертвователя и собирающего средства.

Кроме того, пример Чириковой показывает ограниченность интереса общества к денежной поддержке региональных электоральных кампаний, даже если эти кампании привлекают огромное внимание и очень ярко освещаются федеральными СМИ. Простой подсчет показывает, что число жертвователей в фонд Чириковой не превысило нескольких сотен человек, а это достаточно скромный показатель.

Тем не менее сбор средств в поддержку Чириковой в совокупности с опытом Леонида Волкова24 доказывает, что в российских условиях можно достаточно эффективно и успешно использовать электоральный фандрайзинг.

22 Спасибо. 12.10.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http://jenya-khimles. livejournal.com/107918.html (дата обращения: 03.06.2013).

23 Чирикова осталась без средств. 03.10.2013 // Официальный сайт ежедневной электронной газеты "Утро". URL: http://www.utro.ru/articles/2012/10/03/1075465. shtml (дата обращения: 03.06.2013).

24 См.: Соколов А.В., Дементьев А.А. Онлайн-фандрайзинг в России...

Сбор средств в поддержку Pussy Riot

21 февраля 2012 г. в храме Христа Спасителя в Москве российская феминистская панк-рок-группа Pussy Riot, организующая свои выступления в формате несанкционированных акций в не предназначенных для этого местах, провела акцию, известную как "панк-молебен" или "Богородица, Путина прогони!" Инцидент вызвал огромный общественный резонанс как в России, так и за рубежом.

На волне всеобщего внимания к Pussy Riot и последующему за инцидентом уголовному процессу против участниц группы их адвокаты решили начать кампанию по сбору денег в поддержку группы. Важной особенностью данной кампании является то, что она была децентрализована: сбор средств параллельно осуществлялся в России и несколькими способами за рубежом.

Один из адвокатов группы, Николай Полозов, в марте 2012 г. объявил сбор средств в поддержку Pussy Riot внутри России. С этой целью в системе "Яндекс. Деньги" был зарегистрирован счет, который за год работы собрал 551 236 руб.25 Сбор средств закончился в марте 2013 г. в связи со сменой адвокатов группы. Организаторы не предоставили информации о количестве жертвователей и средней сумме пожертвования.

Одновременно адвокат Александр Гольдфарб объявил о сборе денег в поддержку Pussy Riot за рубежом через систему платежей "PayPal". Кроме того, в августе 2012 г. к сбору средств присоединилась американская правозащитная организация Voice Project. Они собрали деньги через несколько различных платформ, устраивали благотворительные мероприятия, а также продавали футболки "Free Pussy Riot!". Также сбор средств осуществила певица Бьорк, выручившая от продажи футболок на своем сайте около 3 500 долл.

Всего за границей в пользу Pussy Riot было собрано:

— посредством "PayPal" — 44 421 долл. (около 1 377 000 руб.);

— Voice Project — 30 839 долл. (около 950 000 руб.);

— Бьорк — 3500 долл. (около 108 000 руб.).

Итого, за рубежом было собрано 78 750 долл. (около 2 440 000 руб.). Всего, учитывая собранные в России через "Яндекс. Деньги" средства, в поддержку Pussy Riot было собрано около 3 млн руб.

Таким образом, очевидно, что за границей, как и в случае со второй кампанией по финансированию "РосПил", сбор средств осуществлялся значительно успешней, чем внутри России. Собранная за рубежом сумма более чем в четыре раза превышает результат сбора денег через "Яндекс. Деньги".

25 Отчет по сбору средств на Яндекс-кошелек с 16 марта по 19 ноября 2012 года. 10.03.2013 // Блог "Живой журнал". URL: http://advokat-polozov.livejournal.com/ 2846.html (дата обращения: 03.06.2013).

□ «PayPal» Ш «Яндекс. Деньги» ED Voice Project H Бьорк

Рис. 2. Сравнение собранных средств за границей и в России: Pussy Riot

Интересен тот факт, что при огромном внимании к Pussy Riot и широкомасштабном освещении их деятельности в СМИ в России было собрано лишь около полумиллиона рублей. Таким образом, мы можем предположить, что масштабность пиара в традиционных СМИ напрямую не влияет на успешность политической кра-удфандинговой акции.

Итак, можно сделать следующие выводы. Краудфандинг является одним из частных случаев фандрайзинга, при котором в роли жертвователей выступает большая масса частных лиц, играющих роль меценатов (лиц, предоставляющих добровольную помощь на безвозвратной основе). Таким образом, мы можем рассматривать краудфандинг как специфический вид более широкого и более разработанного в научной литературе понятия фандрайзинга.

Характерной особенностью краудфандинга является то, что широкое применение он нашел с развитием и массовым распространением интернета. Реальный опыт краудфандинговых кампаний показывает, что понятия "онлайн-фандрайзинг" (сбор средств через интернет) и "краудфандинг" фактически становятся синонимами, так как осуществление широкомасштабного сбора средств с большого количества людей фактически невозможно без применения интернет-технологий. Исключение составляют лишь акции по сбору средств посредством СМС-сообщений на короткие номера.

Феномен политического онлайн-краудфандинга является одним из характерных проявлений современного этапа развития гражданской активности, которая становится все более интерактивной, горизонтальной по своему характеру, использующей различные средства, предоставляемые инновационными технологиями. Центральную роль в формировании новых механизмов политического участия играет интернет, привлекая политически активных граждан свободой и неограниченными возможностями коммуникации. Политический краудфандинг как современный инструмент влияния общества на политические процессы в последние годы находит свое применение и в условиях российских политических реалий.

Критерии оценки российских фандрайзинговых кампаний

"РосПил"-2, 2012 г. МХГ: Людмила Алексеева Химки: Евгения Чирикова Pussy Riot

Механизмы сбора денег 1. Сбор средств на счет в платежной системе "Яндекс. Деньги". 2. Сбор средств на счет международной системы "PayPal" 1. Визит в отделение Сбербанка и перечисление средств на избирательный счет. 2. Платежное поручение с помощью интер-нет-банка 1. Визит в отделение Сбербанка и перечисление средств на избирательный счет. 2. Платежное поручение с помощью интернет-банка 1. Сбор средств на счет в платежной системе "Яндекс. Деньги". 2. Сбор средств на счет международной системы "PayPal". 3. Привлечение средств американской благотворительной организации

Срок сбора денег 19.12.2012-1.04.2013 (100 дней) 25.11.2012-11.12.2012 (17 дней) 28.08.2012-12.10.2012 (46 дней) 14.03.2012-10.03.2012 (360 дней)

Количество жертвователей 8250 человек Нет данных Нет данных, приблизительно несколько сотен человек Нет данных

Собранная сумма 11 005 119 руб. 2 500 000 руб. (лишь часть — индивидуальные пожертвования) 500 000 руб. 3 000 000 руб.

Среднее количество поступавших в день денег 110 000 руб. Нет данных Нет данных Нет данных

Средняя сумма пожертвования - - - -

Окончание табл.

"РосПил"-2, 2012 г. МХГ: Людмила Алексеева Химки: Евгения Чирикова Pussy Riot

Расходы на организацию кампании Все расходы связанны с комиссиями платежных систем. Расходы покрыты из собранных средств Около 70 ООО руб. в качестве налоговых отчислений Все расходы связанны с комиссиями платежных систем. Расходы покрыты из собранных средств

Отчетность о приходе средств и расходах 1. Подробные и качественные отчеты в блоге А. Навального о состоянии счета 2. Подробная информация о трате средств на сайте "РосПил" Фактически полное отсутствие отчетности Нерегулярные и малоподробные отчеты в блоге Евгении Чириковой Различные отчеты в бло-гах нескольких адвокатов группы Pussy Riot

Наличие партнеров, поддерживающих кампанию Юрий Шевчук (благотворительный концерт); Михаил Прохоров (жертвование) Различные оппозиционные блогеры, оппозиционные общественные деятели, распространявшие информацию в сети интернет

Количество подписчиков в блоге Около 50 ООО - Около 2600 -

Политический онлайн-краудфандинг служит обществу и политическим силам взаимовыгодным механизмом выстраивания отношений в современных социокультурных условиях. Затрагивая личные денежные средства граждан, он формирует последовательное, ответственное отношение людей к своим политическим предпочтениям, выстраивает новые каналы вертикальной и горизонтальной коммуникации. Политический краудфандинг обеспечивает соответствующие технологической повестке дня способы проявления гражданской активности в политике. Таким образом, развитие политического краудфандинга является одним из перспективных факторов формирования гражданского общества в России.

Постепенно в России накапливается опыт организации и проведения краудфандинговых кампаний по поддержке различных инициатив и программ действий. Однако важно отметить, что в большинстве случаев они ориентированы на поддержку оппозиционных власти проектов. Это позволяет говорить о том, что данный механизм содействует формированию и поддержанию конкурентного политического процесса.

Традиционная политическая структура, основанная на партийном представительстве, фактически не дает гражданину реальной возможности влиять на политические процессы, если он не встроен во властную вертикаль. Его участие ограничивается, как правило, лишь голосованием на выборах, подчас непрозрачных и не до конца конкурентных. В отличие от традиционного политического процесса механизм политического краудфандинга позволяет человеку делать осязаемый вклад в политическую жизнь и в период между выборами путем реальной поддержки именно тех инициатив, которые совпадают с интересами конкретного лица.

Статья подготовлена в рамках исследования, финансируемого за счет гранта РГНФ № 12-33-01227а2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Быков И.А. Интернет-фандрайзинг и выборы: российские перспективы и ограничения // Российская политика в условиях избирательного цикла 2011—2012 гг.: Тезисы докладов. М., 2011. (Bykov I.A. Internet-fandrajzing i vybory: rossijskie perspektivy i ogranichenija // Rossijskaja politika v uslovijah izbiratel'nogo cikla 2011—2012 gg.: Tezisy dokladov. M., 2011.)

Гончаров В.Э., Елизаров В.П. Казус Навального: сетевой фандрайзинг как инструмент политической мобилизации // Политэкс. 2011. № 4. (Gon-charov V.Je., Elizarov V.P. Kazus Naval'nogo: setevoj fandrajzing kak instrument politicheskoj mobilizacii // Politjeks. 2011. N 4.)

Данные по счету 41001859832724 // Сайт-аудитор "Яндекс.Деньги". URL: http://yaudit.org/41001859832724 (дата обращения: 03.06.2013).

(Dannye po schetu 41001859832724 // Sajt-auditor "Jandeks.Den'gi". URL: http://yaudit.org/41001859832724 (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Кубасов К.А. Развитие инновационных методов инвестирования частного капитала и возможности их применения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 12. (Kubasov K.A. Razvitie innovacionnyh metodov investirovanija chastnogo kapitala i vozmozhnosti ih primenenija // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2012. N 12.)

Московская Хельсинкская группа обратилась к россиянам за финпо-мощью для продолжения деятельности. 25.11.2012 // Официальный сайт электронного СМИ "Газета.ru". URL: http://www.gazeta.ru/social/news/ 2012/11/25/n_2632597.shtml (дата обращения: 03.06.2013). (Moskovskaja Hel'sinkskaja gruppa obratilas' k rossijanam za finpomoshch'ju dlja prodolzhe-nija dejatel'nosti. 25.11.2012 // Oficial'nyj sajt jelektronnogo SMI "Gazeta.ru". URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2012/11/25/n_2632597.shtml (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Московская Хельсинкская группа собрала 2,5 миллиона рублей на продолжение деятельности. 11.12.2012 // Официальный сайт "Рамблер. Новости". URL: http://news.rambler.ru/16752814 (дата обращения: 03.06.2013). (Moskovskaja Hel'sinkskaja gruppa sobrala 2,5 milliona rublej na prodolzhenie dejatel'nosti. 11.12.2012 // Oficial'nyj sajt "Rambler.Novosti". URL: http://news.rambler.ru/16752814 (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Московская Хельсинкская группа собрала средства на продолжение работы. 11.12.2012 // Официальный сайт информационного агентства "РИА Новости". URL: http://ria.ru/society/20121211/914310261.html (дата обращения: 03.06.2013). (Moskovskaja Hel'sinkskaja gruppa sobrala sredstva na prodolzhenie raboty. 11.12.2012 // Oficial'nyj sajt informacionnogo agentstva "RIA Novosti". URL: http://ria.ru/society/20121211/914310261.html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Московская Хельсинкская группа: о нас // Официальный сайт Московской Хельсинкской группы. URL: http://www.mhg.ru/about/1433150 (дата обращения: 03.06.2013). (Moskovskaja Hel'sinkskaja Gruppa: o nas // Oficial'nyj sajt "Moskovskoj Hel'sinkskoj Gruppy". URL: http://www.mhg.ru/ about/1433150 (data obrashchenija: 03.06.2013).)

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ. 23.07.2012 // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2012/07/23/ nko-dok.html (дата обращения: 03.06.2013). (O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti regulirovanija dejatel'nosti nekommercheskih organizacij, vypolnjajushchih funkcii inostrannogo agenta: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 20 ijulja 2012 g. N 121-FZ. 23.07.2012 // Oficial'nyj sajt Rossijskoj gazety. URL: http://www.rg.ru/2012/07/23/nko-dok. html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Отчет по сбору средств на "Яндекс-кошелек" с 16 марта по 19 ноября 2012 года. 10.03.2013 // Блог "Живой журнал". URL: http://advokat-polozov. livejournal.com/2846.html (дата обращения: 03.06.2013). (Otchet po sboru sredstv na "Jandeks-koshelek" s 16 marta po 19 nojabrja 2012 goda. 10.03.2013 //

Blog "Zhivoj zhurnal". URL: http://advokat-polozov.livejournal.com/2846. html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Отчитываюсь. 19.12.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http://navalny. livejournal.com/759855.html (дата обращения: 03.06.2013). (Otchityvajus'. 19.12.2012 // Blog "Zhivoj zhurnal". URL: http://navalny.livejournal.com/ 759855.html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Помочь МХГ // Официальный сайт Московской Хельсинкской группы. URL: http://www.mhg.ru/sbor (дата обращения: 03.06.2013). (Pomoch' MHG // Oficial'nyj sajt "Moskovskoj Hel'sinkskoj Gruppy". URL: http://www. mhg.ru/sbor (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Рейтинг блогов LiveJournal // Блог "Живой журнал". URL: http://blogs. yandex.ru/top/lj (дата обращения: 03.06.2013). (Rejting blogov LiveJournal // Blog "Zhivoj zhurnal". URL: http://blogs.yandex.ru/top/lj (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Снова отчитываюсь. 20.12.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http:// navalny.livejournal.com/760146.html (дата обращения: 03.06.2013). (Snova otchityvajus'. 20.12.2012 // Blog "Zhivoj zhurnal". URL: http://navalny. livejournal.com/760146.html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Снова отчитываюсь о ходе сбора денег на РосПил. 27.12.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http://navalny.livejournal.com/762845.html (дата обращения: 03.06.2013). (Snova otchityvajus' o hode sbora deneg na RosPil. 27.12.2012 // Blog "Zhivoj zhurnal". URL: http://navalny.livejournal.com/ 762845.html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Соколов А.В., Дементьев А.А. Онлайн-фандрайзинг в России: особенности, примеры и результаты // Вестн. Пермск. ун-та. Сер. Политология. 2013. № 1. (Sokolov A.V., Dement'ev A.A. Onlajn-fandrajzing v Rossii: osoben-nosti, primery i rezul'taty // Vestn. Permsk. un-ta. Ser. Politologija. 2013. N 1.)

Соколов А.В., Дементьев А.А. Становление Интернет-фандрайзинга как новой формы гражданской активности // Вестн. Ярославск. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 1. (Sokolov A.V., Dement'ev A.A. Stanovlenie Internet-fandrajzinga kak novoj formy grazhdanskoj aktivnosti // Vestn. Jaroslavsk. gos. un-ta im. P.G. Demidova. Ser. Gumanitarnye nauki. 2013. N 1.)

Спасибо. 12.10.2012 // Блог "Живой журнал". URL: http://jenya-khimles.livejournal.com/107918.html (дата обращения: 03.06.2013). (Spasibo. 12.10.2012 // Blog "Zhivoj zhurnal". URL: http://jenya-khimles.livejournal. com/107918.html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Чимаров С.Ю. Феномен некоторых лексических заимствований и неологизмов в связях с общественностью // Научные труды Северо-Западного института управления. 2012. № 2. (Chimarov S.Ju. Fenomen nekotoryh leksicheskih zaimstvovanij i neologizmov v svjazjah s obshchestvennost'ju // Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravlenija. 2012. № 2.)

Чирикова осталась без средств. 03.10.2013 // Официальный сайт ежедневной электронной газеты "Утро". URL: http://www.utro.ru/articles/ 2012/10/03/1075465.shtml (дата обращения: 03.06.2013). (Chirikova ostalas' bez sredstv. 03.10.2013 // Oficial'nyj sajt ezhednevnoj jelektronnoj gazety "Utro". URL: http://www.utro.ru/articles/2012/10/03/1075465.shtml (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Число интернет-пользователей в РФ в 2011 г. выросло до 70 млн человек. 26.12.2011 // Офиц сайт информационного агентства "РИА Новости". URL: http://ria.ru/technology/20111226/527204414.html (дата обращения: 03.06.2013). (Chislo internet-pol'zovatelej v RF v 2011 g. vyroslo do 70 mln chelovek. 26.12.2011 // Ofic sajt informacionnogo agentstva "RIA Novosti". URL: http://ria.ru/technology/20111226/527204414.html (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Яндекс. Словари // Сайт Яндекс. Словари. URL: http://slovari.yandex. ru/crowd/en-ru/#lingvo (дата обращения: 03.06.2013). (Jandeks. Slovari // Sajt Jandeks. Slovari. URL: http://slovari.yandex.ru/crowd/en-ru/#lingvo (data obrashchenija: 03.06.2013).)

Яндекс. Словари // Сайт Яндекс. Словари. URL: http://slovari.yandex. ru/funding/en/#lingvo (дата обращения: 03.06.2013). (Jandeks. Slovari // Sajt Jandeks. Slovari. URL: http://slovari.yandex.ru/funding/en/#lingvo (data obrashchenija: 03.06.2013).

Summary reports search results — 2007—2008 cycle. URL: http://query. nictusa.com/cgi-bin/cancomsrs/?_08+00+PR (дата обращения: 03.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.