Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ВЫВОДОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ВЫВОДОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ДОСЛЕДСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СДЕЛКА / РЕЗИДЕНТ / НЕРЕЗИДЕНТ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / OPENING OF A CRIMINAL INVESTIGATION INTO / PRE-INVESTIGATION CHECK / INTERNATIONAL TRANSACTION / RESIDENT / NON-RESIDENT / CURRENCY CONTROL / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюков Святослав Юрьевич, Резван Александр Павлович

В статье рассмотрены вопросы сбора материалов доследственной проверки по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и ст. 193.1 (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) Уголовного кодекса Российской Федерации; субъекты и особенности взаимодействия компетентных органов с органами и агентами валютного контроля. Показаны наиболее распространенные схемы вывода денежных средств за рубеж, даны их краткие характеристики и примеры судебно-следственной практики. Кроме того, раскрыты основные направления деятельности уполномоченных лиц по сбору необходимых данных для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела по фактам совершения преступлений, связанных с незаконным выводом и невозвращением денежных средств в Российскую Федерацию, и приведен перечень соответствующих документов, отражающих обстоятельства заключения и реализации внешнеэкономической сделки.This article reviews issues on material collection for pre-investigation check based on crimes covered by articles 193 (avoidance of repatriation obligation of funds in foreign currency or currency of the Russian Federation) and 193.1 (currency transactions related to transfer of funds in foreign currency or currency of the Russian Federation into accounts of non-residents using false documents) of the Criminal Code of the Russian Federation. Subjects and collaboration of appropriate authorities with currency control bodies and agents were under review. The most common models of funds transfers abroad as well as their description are presented herein, court and investigation practice cases are also provided. The main activities of authorized persons are presented towards collection of data required for lawful and grounded decision to be taken to open a criminal investigation based on crimes caused by unlawful transfer and non-return of funds to the Russian Federation. List of appropriate documents reflecting the circumstances of conclusion and implementation of a transaction is also provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бирюков Святослав Юрьевич, Резван Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ВЫВОДОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»

ничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. Состояние преступности в 2012—2017 годах // МВД России: сайт. URL: httpsY/мвд.рф (дата обращения: 01.09.2018).

© Белокобыльская О. И., Катков С. В., 2018

4. On State Regulation of Production and Circulation of Ethyl Alcohol, Alcoholic and Alcohol-Containing Products, and on Limiting the Consumption (Drinking) of Alcoholic Beverages: Federal Law of November 22, 1995 No. 171-03. Access from legal reference system «Consultant».

5. On the Concept of Implementation of the State Policy on Reduction of the Abuse of Alcohol Products and Prevention of Alcoholism among the Population of the Russian Federation for the Period until 2020: Executive Order of the Government of the Russian Federation of December 30, 2009 No. 2128-r. Access from legal reference system «Consultant».

6. State of Crime in 2012-2017 // Ministry of Internal Affairs of Russia: website. URL: https: //mvd.rf (reference date: 01/09/2018).

© Belokobylskaya O. I., Katkov S. V., 2018

* * *

УДК 343.123

ББК 67.410.211 DOI 10.25724/VAMVD.ENOP

С. Ю. Бирюков, А. П. Резван

ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ВЫВОДОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НЕВОЗВРАЩЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

В статье рассмотрены вопросы сбора материалов доследственной проверки по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и ст. 193.1 (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) Уголовного кодекса Российской Федерации; субъекты и особенности взаимодействия компетентных органов с органами и агентами валютного контроля. Показаны наиболее распространенные схемы вывода денежных средств за рубеж, даны их краткие характеристики и примеры судебно-следственной практики. Кроме того, раскрыты основные направления деятельности уполномоченных лиц по сбору необходимых данных для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела по фактам совершения преступлений, связанных с незаконным выводом и невозвращением денежных средств в Российскую Федерацию, и приведен перечень соответствующих документов, отражающих обстоятельства заключения и реализации внешнеэкономической сделки.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, доследственная проверка, внешнеэкономическая сделка, резидент, нерезидент, валютный контроль, таможенный контроль.

S. Yu. Biryukov, A. P. Rezvan

PECULIARITIES OF OPENING OF CRIMINAL INVESTIGATIONS BASED ON CRIMES CONNECTED WITH UNLAWFUL TRANSFER FROM RUSSIAN FEDERATION AND NON-RETURN OF FUNDS TO THE RUSSIAN FEDERATION

This article reviews issues on material collection for pre-investigation check based on crimes covered by articles 193 (avoidance of repatriation obligation of funds in foreign currency or currency of the Russian Federation) and 193.1 (currency transactions related to transfer of funds in foreign currency or currency of the Russian Federation into accounts of non-residents using false documents) of the Criminal Code of the Russian Federation. Subjects and collaboration of appropriate authorities with currency control bodies and agents were under review. The most common models of funds transfers abroad as well as their description are presented herein, court and investigation practice cases are also provided. The main activities of authorized persons are presented towards collection of data required for lawful and grounded decision to be taken to open a criminal investigation based on crimes caused by unlawful transfer and non-return of funds to the Russian Federation. List of appropriate documents reflecting the circumstances of conclusion and implementation of a transaction is also provided.

Key words: opening of a criminal investigation into, dent, non-resident, currency control, customs control.

Статистические данные ФКУ «ГИАЦ МВД России» показывают, что с 2015 г. количество преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и ст. 193.1 (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), увеличилось с 546 в 2015 г. (630 — в 2016 г.) до 639 в 2017 г. [1].

Приведенные цифры свидетельствуют о достаточной распространенности данного вида преступлений и, несмотря на то что, по данным Банка России, объем незаконного вывода денежных средств за рубеж сократился с 1 700 000 000 000 руб. в 2013 г. до 78 000 000 000 руб. в 2017 г., причиняемый ущерб от такого рода преступной деятельности остается достаточно большим [2].

Кроме того, анализ практики расследования органами предварительного следствия МВД России преступлений рассматриваемой категории позволил выделить основные проблемы, препятствующие их скорейшему раскрытию и направлению уголовных дел в суд с обвинительным заключением, среди которых, в частности, низкое качество материалов доследственных проверок (отсутствие необходимых документов по внешнеэкономическому контракту, объяснений от руководителей фирм-резидентов, лиц, осуществлявших таможенное оформление товаров, сотрудников кредитных организаций, оформлявших паспорта сделок, и т. д.).

Возбуждение уголовного дела — одна из важнейших стадий уголовного процесса, имеющая

pre-investigation check, international transaction, resi-

основополагающее значение для всего последующего производства по уголовному делу: от правильности и своевременности действий на этой стадии зависит эффективность решения задач всего уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) следователь, дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления обязан принять меры по установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в его совершении. По уголовно-процессуальному законодательству России проверка сообщений о преступлении является обязательной.

УПК РФ регламентирует деятельность уполномоченных лиц по возбуждению уголовного дела. Уполномоченные должностные лица, перечень которых дан в ст. 146 УПК РФ, в пределах своей компетенции при наличии повода и достаточных оснований возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление.

Стадия доследственной проверки — это важный процессуальный и криминалистический элемент деятельности правоохранительных органов, направленной на принятие законных и обоснованных решений в соответствии со ст. 145 УПК РФ [3, с. 88]. Основная задача данной стадии — установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Поводы к возбуждению уголовного дела представляют собой те установленные законом источники, из которых уполномоченные должностные лица правоохранительных государственных органов получают сведения о совершенных или готовящихся преступлениях. Основанием же для принятия законного

и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, содержащегося в УК РФ. УПК РФ не в полной мере регламентирует деятельность уполномоченных лиц по осуществлению так называемых проверочных действий.

Деятельность по установлению оснований к возбуждению уголовного дела начинается с определения криминалистических средств и методов проверки и оценки поводов.

В содержании деятельности уполномоченных лиц правоохранительных органов на стадии дослед-ственной проверки имеют место конкретные тактические приемы, направленные на установление необходимых и достаточных условий для обоснованного и законного начала уголовного процесса и принятия соответствующего решения [3, с. 90].

Анализ правовых основ валютного контроля, установленных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2013 г. № 173-Ф3, позволяет констатировать, что его система ориентирована на выявление фактов уже совершенных нарушений валютного законодательства и не предусматривает механизмов их предотвращения, а основное требование о репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности установлено применительно к условиям заключенных резидентами внешнеторговых договоров, что дает возможность недобросовестным лицам злоупотреблять гражданскими правами в целях незаконного вывода капитала из Российской Федерации.

Изучение практики расследования преступлений, связанных с незаконным выводом и невозвращением денежных средств в Российскую Федерацию, позволило определить наиболее распространенные схемы вывода денежных средств за рубеж:

— невозврат в Российскую Федерацию на счета резидента денежных средств в уполномоченном банке, перечисленных нерезиденту в качестве предоплаты за предполагаемый к поставке товар (в установленные контрактом сроки товар не поставлен, уплаченные за него денежные средства нерезидентом не возвращены).

Так, руководитель ООО «Коммершел Групп» С. с 5 июня 2012 г. по 29 июля 2013 г., используя заведомо подложные документы (внешнеторговый контракт, спецификацию к нему и дополнительные соглашения), совершил уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте за не ввезенные на территорию Российской Федерации товары, нарушив требования валютного законодательства России о возврате в страну на расчетный счет ООО «Ком-

мершел Групп», открытый в уполномоченном банке ОИКБ «Русь» (ООО), денежных средств в долларах США, эквивалентных 2,1 млрд руб., перечисленных на счет компании STAIGER LP (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии), открытый в банке Латвийской Республики [4]. Еще один пример: генеральный директор и учредитель ООО «Эталон-М» Ч. в период с 24 июня

2013 г. по 8 октября 2014 г. перевел денежные средства в евро, эквивалентные 247 200 000 руб., на счет британской компании ELIANA INTER LP., открытый в ABLV BANK, AS. (Латвийская Республика), и представил в Нижегородский филиал ОАО «НОМОС-БАНК», осуществляющий функции агента валютного контроля, заведомо недостоверные сведения о якобы принятых результатах разработки и сопровождения программного обеспечения для автоматизации системы управления технологическими процессами в области производства промышленного весоизмерительного оборудования [5];

— ввоз на территорию Российской Федерации необлагаемого таможенными пошлинами и налогами товара, стоимость которого по контракту значительно завышена (по сравнению с его реальной стоимостью). В обоснование перевода денежных средств в банк представляются фиктивный внешнеторговый контракт с завышенной стоимостью, а также документы, подтверждающие ввоз товаров в Россию. Так, например, Ф. совместно с А. заключили фиктивные внешнеторговые контракты между резидентами Российской Федерации: ООО «Карго-С», ООО «Техно» и подконтрольными компаниями — нерезидентами EASTWAY. LTD, CYREX CANADA. INC., L. TRADING S.R.O. на поставку товаров (мужской и женской одежды), в соответствии с которыми через Калининградскую областную таможню ФТС России был осуществлен ввоз товара с многократно завышенной стоимостью. Общая сумма денежных средств, перечисленных участниками преступного сообщества с 29 декабря

2014 г. по 10 июня 2015 г. в рублях по курсу Банка России на дату совершения операций, за исключением фактической стоимости ввезенных товаров (4 700 000 руб.), составила более 1 200 000 000 руб. [6];

— незачисление денежных средств на счет резидента в уполномоченном банке за поставленный контрагенту товар (выполненные работы, оказанные услуги и др.) на основании внешнеторгового контракта, предусматривающего отсрочку платежа от 180 до 780 банковских дней;

— перевод нерезиденту денежных средств физическим лицом в качестве оплаты за товар, покупаемый для личных нужд, который фактически не поставлялся (в обоснование перевода денеж-

ных средств в банк представляются недействительные инвойсы);

— перевод нерезиденту денежных средств юридическим лицом, не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, в качестве предоплаты за товар. В обоснование перевода денежных средств в банк представляются недействительные документы о его назначении, основаниях и целях (например, внешнеторговый контракт, предусматривающий предоплату за 180 дней до поставки товара, инвойсы). Так, М., являясь директором ООО «Уральский сервис», совершила валютные операции по переводу денежных средств в долларах США, эквивалентных 100 000 000 руб., на банковский счет нерезидента — компании ECEM KREDI LOJISTIK INSAAT KUYUM-CULUK TURIZM LTD.STI (Турецкая Республика), представив Приволжскому филиалу ПАО «Промсвязьбанк», обладающему полномочиями агента валютного контроля, внешнеторговый контракт, содержащий заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении осуществленных ею переводов [7].

В целях сокрытия указанной преступной деятельности используются:

1) «фирмы-однодневки», которые регистрируются для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом;

2)закрытие паспорта сделки без исполнения обязательств по контракту в связи с переводом контракта на расчетное обслуживание в другой банк;

3) подложные дополнительные соглашения к внешнеторговым контрактам с пролонгированными сроками исполнения обязательств по ним либо соглашения об уступке права требования, о переводе долга;

4) документы, подтверждающие частичное зачисление денежных средств (в меньшем размере, чем предусмотрено контрактом) или перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза или государственную границу Российской Федерации.

Анализ практики выявления и расследования преступлений, в том числе рассматриваемой категории, дает основание констатировать, что проведением доследственной проверки сообщений и заявлений о таких преступлениях занимаются, как правило, оперативные подразделения правоохранительных органов. В данном случае МВД России, ФСБ России, ФТС России.

Вместе с тем наряду с названными органами, которые вправе осуществлять оперативно-разыск-

ную деятельность, широкие возможности по выявлению фактов вывода и невозвращения денежных средств в Российскую Федерацию имеются у органов и агентов валютного контроля. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что именно у них сосредоточена информация о валютных операциях резидентов, в том числе участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому при появлении у этих органов и агентов валютного контроля соответствующей информации последние должны направлять ее в территориальный орган внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения или государственной регистрации кредитной организации (ее филиала), через которую проведена проверяемая валютная операция.

Очевидно, что в содержание стадии возбуждения уголовного дела, в том числе по фактам совершения преступлений указанной категории, входят действия уполномоченных лиц, направленные на оценку достаточности оснований для начала уголовного преследования. В связи с этим лицу, принимающему решение о возбуждении уголовного дела, необходимо исходить из конкретных обстоятельств, подлежащих установлению и последующему доказыванию. Дело в том, что проверяемые в ходе доследственной проверки деяния лиц могут быть связаны как с несоблюдением условий внешнеторгового контракта, что влечет нарушение валютного законодательства и, как следствие, ответственность по ст. 193 УК РФ, так и с неправомерным выводом денежных средств под видом внешнеторгового контракта, что влечет ответственность по ст. 193.1 УК РФ.

Именно поэтому в целях обеспечения правильной квалификации деяния и вследствие принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела органы и агенты валютного контроля при проведении проверки по факту нарушений валютного законодательства должны установить обстоятельства перевода денежных средств (имеет место факт неисполнения обязательств по внешнеторговому договору или документы, представленные в банк при осуществлении перевода, являлись недействительными, а сделка мнимой или притворной).

Для этого нужно провести в кредитной организации, где открыт паспорт сделки и расчетный счет фирмы-резидента, следующие мероприятия:

— истребовать дубликат юридического дела фирмы-резидента;

— получить копии документов, отражающих факт вывода денежных средств за рубеж, невозврат или незаконный перевод денежных средств;

— запросить сведения и копии подтверждающих документов об оформлении, переоформлении, закрытии либо переводе паспорта сделки в другую кредитную организацию, а также об основаниях к указанным действиям;

— изучить проведенные операции по счетам.

С учетом полученной информации провести необходимые мероприятия в целях установления:

— факта поставки на территорию Российской Федерации товара в адрес фирмы-резидента в рамках проверяемого внешнеторгового контракта, а также принятия фирмой-резидентом мер для получения денежных средств от фирмы-нерезидента;

— отправителей, адресатов и перевозчиков товаров, декларантов, таможенных представителей.

После этого изучить гражданско-правовые, сопроводительные документы на товар и иные документы (сертификаты соответствия, документы, подтверждающие ввоз товаров, и др.), представленные в соответствующую кредитную организацию.

Одновременно принять меры к установлению фактического местонахождения фирмы-резидента и ее сотрудников.

Истребовать информацию о финансово-хозяйственной деятельности фирмы-резидента, в том числе из налоговых органов по месту регистрации юридического лица (где запросить дубликаты юридического и налогового дел).

В отношении предполагаемых виновных лиц на рассматриваемой стадии необходимо осуществить сбор сведений об их материальном положении посредством направления соответствующих запросов в Росреестр, ФНС России, Пенсионный фонд России.

Проведение полноценной доследственной проверки по фактам преступлений, связанных с незаконным выводом и невозвращением денежных средств в Российскую Федерацию, соответствующими правоохранительными органами из-за специфики совершения данных преступлений часто возможно лишь при наличии установленных и задокументированных обстоятельств подготовки и совершения указанных действий. В связи с чем правоохранительные органы должны обеспечить эффективное взаимодействие с органами и агентами валютного контроля, широко использовать возможности оперативно-разыскных мероприятий, в частности таких, как «прослушивание телефонных переговоров», «снятие информации с технических каналов связи», в первую очередь в отношении лиц, занимающихся незаконной банковской деятельностью, так как незаконным выводом и невозвращением денежных средств в Российскую Федерацию занимаются эти же профессиональные финансовые группы [8, с. 91].

Изучение судебно-следственной практики расследования преступлений, рассматриваемой категории, дает основание определить содержание доследственной проверки по вышеназванным фактам преступной деятельности, в ходе которой нужно провести мероприятия и установить следующие обстоятельства:

1. Получить объяснения должностных лиц таможенных органов по обстоятельствам осуществления таможенного и валютного контроля в рамках проверяемого контракта; выявленных при этом нарушениях таможенного и (или) валютного законодательства.

2. Получить объяснения учредителей, руководителей, уполномоченных сотрудников фирмы резидента по обстоятельствам осуществления финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, управления его расчетным счетом и источникам поступления на него денежных средств.

3. Получить объяснения таможенных представителей, представителей декларантов, перевозчиков, получателей по обстоятельствам организации и реализации сделки.

4. Получить объяснения сотрудников кредитной организации по обстоятельствам открытия расчетного счета хозяйствующего субъекта и осуществления внешнеторговых операций по переводу денежных средств за пределы Российской Федерации.

5. С учетом тактической целесообразности получить экспериментальные и свободные образцы подписи и почерка должностных лиц фирмы-резидента, обладающих правом подписи гражданско-правовых и бухгалтерских документов и провести технико-криминалистические и почерковедческие экспертизы подписей указанных лиц в документах, имеющих отношение к проверяемой сделке.

6. Установить 1Р-адреса сервера и 1Р-адреса устройств, с которых осуществлялся вход в систему дистанционного банковского обслуживания, а также лиц, возможно осуществлявших вход в систему дистанционного банковского обслуживания.

В результате в материалах доследственной проверки должно содержаться следующее:

— копии учредительных документов юридического лица и документов, явившихся основанием для внесения изменения в ЕГРЮЛ (выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по фирме-резиденту): протоколы собраний, приказы, заявления;

— сведения о фактическом и юридическом адресах хозяйствующего субъекта, допустившего нарушение валютного законодательства, в том числе адреса его обособленных подразделений, представительств и филиалов;

— копии документов налоговой отчетности с момента регистрации хозяйствующего субъекта;

— сведения о лицах, фактически подававших налоговую отчетность хозяйствующего субъекта;

— сведения о способе подачи налоговой отчетности хозяйствующего субъекта;

— сведения (паспортные данные, адрес регистрации и проживания) об учредителе, лицах, имеющих право банковской подписи (руководитель, главный бухгалтер), а также о сотрудниках фирмы-резидента;

— сведения о рублевых и валютных счетах, открытых в кредитных учреждениях как в Российской Федерации, так и за рубежом, с указанием их реквизитов, а также копий уведомлений об открытии счетов в иностранных банках;

— сведения о физических лицах, за которых проверяемый хозяйствующий субъект уплачивал НДФЛ;

— сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, допустившего нарушение валютного законодательства, полученные налоговым органом при анализе его бухгалтерской отчетности, а также данные о последней отчетности, лице, ее составившем и подавшем;

— копия акта проверки соблюдения фирмой-резидентом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в котором отражается каждый эпизод нарушения валютного законодательства, общий размер непереведенных или невозвращенных (незаконно переведенных) денежных средств, а также нормы валютного законодательства, нарушенные субъектом (при его наличии);

— копии внешнеторговых контрактов, на основании которых открывались паспорта сделок и совершались валютные операции по переводу денежных средств на счета фирм-нерезидентов;

— копии паспорта сделки, документов, подтверждающих его переоформление либо закры-

1. Официальный сайт МВД России. URL: www.мвд.рф (дата обращения: 16.10.2018).

2. Официальный сайт Центрального банка России. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 16.10.2018).

3. Бирюков С. Ю. Особенности расследования организации незаконной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Волгоград, 2008.

4. Материалы уголовного дела № 1153-50/12 // Архив Ленинского районного суда г. Оренбурга.

5. Материалы уголовного дела № 1170122000 1000022 // Архив Нижегородского областного суда.

тие, а также перевод на расчетное обслуживание в другую кредитную организацию;

— копии последующих соглашений об уступке права требования или о переводе долга (при наличии), переписки по вопросу исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (при наличии);

— копии ведомостей банковского контроля по паспортам сделок;

— копии документов, подтверждающих перемещение товаров через таможенную границу иностранного государства или государственную границу Российской Федерации (при наличии);

— сведения о схеме движения денежных средств от источника их происхождения и поступления на счет фирмы-резидента до конечного получателя;

— сведения об операциях по счетам с использованием системы дистанционного банковского обслуживания с указанием времени проведения и наименования операции, ^-адреса сервера и Р-адреса устройства, с которого осуществлялся вход в систему дистанционного банковского обслуживания;

— сведения об ^-адресах устройств, с которых осуществлялся вход в электронную телекоммуникационную систему для подачи налоговой отчетности и бухгалтере, его данных и месте нахождения;

— сведения о проводимых налоговым органом проверках в отношении хозяйствующего субъекта, допустившего нарушение валютного законодательства, и их результатах;

— экспертное исследование подписи руководителя фирмы-резидента в документах, представленных в кредитную организацию (при необходимости).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что незаконно выводимые денежные средства являются, как правило, предметом совершения других экономических преступлений, связанных с уклонением от налогообложения и уплаты таможенных платежей, различными видами хищений или отмыванием иных доходов, полученных преступным путем.

1. Official site of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: www.mvd.rf (reference date: 10/16/2018).

2. The official site of the Central Bank of Russia. URL: www.cbr.ru (reference date: 10/16/2018).

3. Biryukov S. Yu. Features of the investigation of the organization of illegal migration: autoref. dis. ... cand. legal sciences: 12.00.09. Volgograd, 2008.

4. Materials of the criminal case No. 1153-50/12 // Archive of the Leninsky District Court of the Orenburgh.

5. Materials of the criminal case No. 11701220001000022 // Archive of the Nizhny Novgorod Regional Court.

6. Материалы уголовного дела № 315977 // Архив Замоскворецкого районного суда г. Москвы.

7. Материалы уголовного дела № 1153-50/4 // Архив Октябрьского районного суда г. Орска.

8. Стешенко Ю. С., Бирюков С. Ю. О некоторых проблемах профилактики преступлений в сфере предпринимательства // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. Вып. 4 (27). С. 91—95.

6. Materials of the criminal case No. 315977 // Archive of the Zamoskvoretsky District Court of Moscow.

7. Materials of the criminal case No. 1153-50/4 // Archive of the Oktyabrsky District Court of Orsk.

8. Steshenko Yu. S., Biryukov S. Yu. On some problems of crime prevention in the sphere of en-trepreneurship // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of the interior of Russia. 2013. Vol. 4 (27). P. 91—95.

© Biryukov S. Yu., Rezvan А. P., 2018

© Бирюков С. Ю., Резван А. П., 2018

* * *

УДК 343.13

ББК 67.410.2 DOI 10.25724/VAMVD.E0PQ

М. М. Бондарь

ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

В статье рассматриваются причины нарушений уголовно-процессуального законодательства, обосновывается необходимость нормативного закрепления принципа объективности предварительного расследования. Автор доказывает, что нужно следовать принципу объективности в уголовно-процессуальной деятельности, поскольку иное может привести к формализации уголовного процесса, предвзятости при доказывании, субъективизму при вынесении процессуальных решений по уголовному делу, обвинительному уклону в действиях следователей, прокуроров и судей, проведению поверхностных расследований, росту числа следственных и судебных ошибок.

В статье приведены доводы, подтверждающие, что при исключении законодателем из норм уголовно-процессуального закона принципа объективности предварительного расследования субъективизм может негативно влиять на ход и результаты уголовно-процессуальной деятельности; сделан вывод о том, что именно объективность уголовно-процессуальной деятельности как принцип уголовного судопроизводства может оказать положительное воздействие на качество предварительного расследования, предотвращая следственный и судебный произвол, использование закона по своему усмотрению, нарушение прав и свобод человека.

Ключевые слова: уголовно-процессуальная деятельность, предварительное расследование, принцип объективности уголовного судопроизводства, объективность оценки доказательств, субъективизм, процессуальные решения, нарушение уголовно-процессуальных норм.

М. М. Bondar

OBJECTIVE CHARACTER OF PRELIMINARY INVESTIGATION AS A PREREQUISITE

TO PROVIDE LEGALITY AND VALIDITY OF THE PROCEEDINGS

The article deals with the reasons of violations of the criminal-procedural legislation as well as of the needs for normative fixation of the principle of objectivity in the preliminary investigation. The author also proves the necessity to observe the principle of objectivity in the criminal-procedural activity, if this principle won't work, this can lead to: formalization of the criminal process, preconception in proving, subjectivism while taking procedural decisions related to the criminal case, adjudging persons to be guilty a priori in the investigators, prosecutors and judges' actions, conducting superficial investigations as well as increasing the number of investigative and judicial mistakes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.