может существенно различаться в зависимости от демографических, служебных, статусных или психологических характеристик объектов, занимающихся профессиональной деятельностью.
Технологии проблемно-ориентированных психологических исследований проявления взаимодействия сознательных и бессознательных сфер личности наиболее эффективны в решении внутриличностных проблем и психологической коррекции в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных структур.
1 См.: Фрейд 3. Советы врачам при ведении психоаналитического лечения // Психотерапия. 1913. № 5. С. 297-306.
2 См. там же.
3 См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1990.
4 См.: Юнг К. Психология бессознательного. М., 1998.
5 См.: Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий. СПб., 2003
6 См.: Урсано Р., Зонненберг С., Лазар Ц. Психодинамическая психотерапия. М., 1992.
7 См.: Решетников М.М. Указ. соч.
8 См.: Урсано Р., Зонненберг С., Лазар Ц. Указ. соч.
УДК 370.153 С.В. Курбанов*
Особенности восприятия значимого сверстника абитуриентами вуза МВД
Данная работа посвящена изучению закономерностей восприятия абитуриентами вуза МВД образа Я, образов значимого и типичного сверстников, в связи с чем раскрываются следующие понятия: социальная перцепция, образ человека, значимый другой, социальная адаптация, онтогенетические закономерности формирования идентичности.
Для выявления социоперцептивной специфики психического отражения вышеуказанных образов производится сравнительный анализ разнополых выборок абитуриентов МВД между собой и абитуриентами военного и гражданского (психологический факультет) вузов. Кроме этого, производится лонгитюдное исследование методом поперечных срезов, путем сравнения абитуриентов с четверокурсниками соответствующих вузов.
Ключевые слова: образ, социальная перцепция, значимый сверстник, абитуриент.
S.V. Kurbanov, assistant psychology department of evolution and education the faculty ofpsychology and pedagogic Leningrad State University named after A.S. Pushkin, the postgraduate student of fourth year. The perception peculiarities of significant peer by Ministry of Internal Affairs institute of higher education entrants.
This article is about studying of regularity image perception «Myself» by Ministry of Internal Affairs entrants, image of significant and typical peer. Because of that the next ideas are getting clear: social perception, person’s image, social adaptation, ontogenetic regularities of forming personality. To open social perception specificity of psychic reflection the above mentioned images we do comparative analysis of groups of different sexes between MIA entrants and the entrants of military and civic institutes. Besides we do longitudinal study by method of transversal cuts. We compare the entrants with the fourth course students of proper institutes.
The key words: image, social perception, significant peer, matriculant.
Проблема образа человека является одной из основных в социальной психологии, и это не случайно: ведь именно от содержания в сознании индивида представления о партнере взаимодействия зависит успех их совместной деятельности. Особую актуальность образ человека приобретает в подростково-юношеском возрасте, когда отражение других людей, особенно сверстников, служит
* Ассистент кафедры психологии развития и образования факультета психологии и педагогики ЛГУ им. А.С. Пушкина, аспирант четвертого курса.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
средством познания себя. Первостепенную роль в этом процессе играет образ значимого сверстника, что обусловлено, во-первых, ориентацией юношей и девушек на нормы референтной группы ровесников, а во-вторых, их нахождением большую часть времени именно в кругу своей возрастной группы. Последнее утверждение особенно характерно для молодых людей, находящихся в условиях закрытого учебного заведения, или, другими словами, в учебных заведениях военизированного типа, к которым можно отнести и вузы в системе образования МВД. Отсюда становится очевидным влияние отражаемого в сознании юношей и девушек образа значимого сверстника на процессы формирования Я-концепции и социальной адаптации курсантов. Однако, признавая взаимосвязь образа значимого сверстника и самопознания курсантов, необходимо учитывать, что данный процесс опосредуется спецификой службы в органах внутренних дел, влияние которой учащиеся начинают испытывать с момента поступления. Для того, чтобы выявить закономерности становления личности будущих стражей закона и их перцептивной сферы, необходимо в первую очередь разобраться с особенностями социального восприятия юношей и девушек, решивших связать свою судьбу с правоохранительной системой, но еще не испытывающих на себе влияние профессиональной среды, т.е. абитуриентов.
Анализ литературы, посвященной изучению данной проблематики, показывает, что, несмотря на всю значимость, образ человека долгое время оставался вне поля зрения исследователей, лишенный статуса самостоятельного психологического феномена. В отечественной психологии наиболее полное изучение образа человека началось с исследований А.А. Бодалева. Однако, если образ значимого сверстника и его динамика в юношеском возрасте рассматриваются в возрастной и педагогической психологии (И.С. Кон, А.А. Реан, В.Л. Ситников и др.), то образ значимого сверстника абитуриентов в системе высшего образования МВД не нашел своего освещения в трудах отечественных авторов.
В связи с вышесказанным предметом нашего исследования явились содержание и структура образа значимого сверстника, образа Я и образа типичного сверстника в сознании абитуриентов университета МВД.
Объектом исследования стали соответствующие образы в сознании абитуриентов университета МВД - юношей и девушек, в возрасте 16-17 лет, разбитых на две выборки по 34 человека в каждой. В исследовании использовалась методика «20 высказываний» (авторы М. Кун и Т. Макпартленд), модифицированная Ситниковым В.Л. в методику «СОЧИ» (структура образа человека иерархическая) в варианте «20-Я»; «20-значимый сверстник»; «20-типичный сверстник». Достоверность различий проверялась с помощью 1-критерия Стьюдента.
Методика «СОЧИ» позволяет узнать содержание и структуру образов. При ее применении использовалась следующая инструкция: «Пожалуйста, напишите 20 определений, которые, по Вашему мнению, наиболее полно охарактеризовали бы Вас как человека (Вашего значимого сверстника, т.е. реального человека, одного с Вами возраста и пола, который является для Вас значимым, авторитетным; Вашего типичного сверстника, т.е. человека одного с Вами возраста и пола, черты и характеристики которого, по Вашему мнению, являются наиболее типичными, характерными и распространенными среди Ваших ровесников). Это могут быть односложные синонимы, ассоциативные образы или развернутые определения, но в этом случае каждое определение должно раскрывать только одно понятие. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят к Вам в голову, не заботясь об их логичности или важности».
По нашему мнению, выявление закономерностей изменения перцептивной сферы у юношей и девушек с начала их поступления в вуз и по мере обучения и прохождения ими службы в ОВД позволит определить способы психолого-педагогического воздействия, направленного на:
- упрощение процессов первичной адаптации к условиям среды специализированного учебного заведения;
- достижение успешной социальной и профессиональной идентичности;
- обеспечение бесконфликтных отношений между учащимися различных курсов с целью формирования гармоничной личности будущего офицера.
Для рассмотрения результатов исследования необходимо определиться с базовым понятием социальной перцепции - образом. Значение образа как психологической категории трудно переоценить. О его роли в психологии высказывались многие видные отечественные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и др. Однако проблему образа необходимо изучать, четко понимая его двоякую природу. Отсюда следует его рассматривать и как результат психического отражения явлений объективного мира, и как итог восприятия социальных объектов. В нашем исследовании мы отталкивались от определения социоперцептивного образа, предложенного В.Л. Ситниковым: «Под образом человека понимается целостная совокупность всех житейских и
научных представлений о человеке, комплекс всех социальных установок на человека, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения человека и взаимодействия с ним» [22, с.56].
Однако к объектам социальной перцепции относят не только отдельных индивидов, но и целые общности людей, и социальные события. В частности, такой точки зрения придерживается А.А. Реан. Само же существование социоперцептивного образа неразрывно связано с деятельностью сознания. По поводу механизмов функционирования сознания и его структуры в научном мире нет однозначного мнения. В нашей стране проблемой сознания занимались такие видные ученые, как Л.С. Выготский, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и многие другие. Не вдаваясь в детали сознательного регулирования деятельности, необходимо отметить, что образ человека включает в себя, помимо отчетливо рефлексируемых, и неосознанные компоненты, и содержит наряду с рациональными и иррациональные (аффективные) составляющие.
Наверное, мы не ошибёмся, если назовем образ Я центральным продуктом социального восприятия, т.к. именно от него зависит психологическое благополучие личности. Тем не менее нужно чётко понимать, что в онтогенезе образ «другого» формируется в первую очередь и служит основой самопознания. В подтверждение этой мысли в литературе часто приводят ставшее хрестоматийным выражение Карла Маркса: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [Цит. по: 2, с. 120]. Отсюда становится очевидным правомочность выделения социального восприятия в отдельный вид познавательной деятельности человека и наделения социальных объектов особым перцептивным статусом.
Образ Я входит в структуру самосознания, традиционно представляемую в виде трехзвенной модели, например у Р. Бернса. Если рассматривать самосознание как процесс, то его результатом будет Я-концепция. Как отмечает Е.П. Белинская [3], Я-концепция не только формируется под определенным влиянием социального взаимодействия, но и существует лишь в социальном взаимодействии. Безусловно, «сензитивным» периодом для развития Я-концепции считается подростковый - ранний юношеский возраст. Именно в нём все силы становящейся личности направлены на познание себя через восприятие других людей в процессе социального взаимодействия. Отсюда особенно важно изучение перцептивной сферы молодых людей, развивающихся в специфических условиях. Так, курсанты преимущественно находятся в ситуации социального взаимодействия, обусловленной пребыванием в одном микросоциуме, состоящем из одногруппников и лиц постоянного и временного личного состава вуза. Именно в этой ситуации происходит дальнейшая социализация личности, включающая в себя усвоение ролевых норм данной социальной среды. По нашему мнению, своеобразие спектра социальных ролей и функций, обусловленных спецификой службы в ОВД, формирует определенный тип самосознания у начинающих юристов, что, несомненно, не исключает индивидуальных различий каждой отдельно взятой личности. Необходимо также отметить, что в условиях военизированных учебных учреждений социальная адаптация протекает значительно острее, чем в других профессиональных сообществах. Это обусловлено прежде всего той интенсивностью и насыщенностью, с которой происходит вхождение юношей и девушек в данную социальную среду. Буквально с первых дней службы всё - от внешнего вида до формального -общения определенно требованиями и нормами, предъявляемыми профессиональным сообществом к её членам, причем, эти требования носят императивный характер и подкрепляются жесткой системой санкций. В этих условиях успешность социальной адаптации во многом будет зависеть от личностных особенностей, или по А.Г. Маклакову [18], от личностного адаптационного потенциала. Процесс социальной адаптации предопределяет возможность идентификации индивида с конкретной социальной группой, что имеет непосредственное значение для формирования Я-концепции человека. Это объясняется тем, что Я-концепция содержит не только личностную, но и социальную идентичность. Однако, как указывает Д. Майерс [19], зачастую, отождествляя себя с определенной группой, человек противопоставляет её всем остальным и приобретает предрасположение в пользу своей группы. В этой ситуации возможно появление предрассудков по отношению к представителям других групп, что будет определять неоправданно негативное отношение к этим группам. В связи с этим можно предположить формирование негативного отношения курсантов МВД к гражданским сверстникам, и наоборот, последних к первым. Для того чтобы выявить предпосылки этого процесса, необходимо диагностировать его зачатки как можно раньше, по возможности на этапе поступления и первых месяцев обучения в вузе.
К сожалению, реалиями наших дней является непомерно большое количество предрассудков у людей различных социальных слоев. Указанные предрассудки нередко являются средством компенсации заниженной самооценки, особенно при гипертрофированной идентификации себя с группой. Данное
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
явление хорошо просматривается в «беспричинной» агрессии подростковых групп к друг другу. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте так сильно чувство Мы при слабой автономии личности. В юношеском же возрасте происходит постепенное ослабление влияния группы на самооценку личности, юноша в большей степени, чем подросток склонен ориентироваться на внутренние стандарты. В этой ситуации носителем эталонных качеств для юноши может оказаться значимый сверстник. Именно расхождение Я-образа с образом ориентиром будет являться причиной низкой самооценки, что при благоприятных условиях должно служить стимулом к саморазвитию. Однако этот процесс будет возможен лишь при наличии у личности волевых качеств и развитого самосознания. Помимо вопроса о механизмах развития самосознания и формирования Я-образа молодого человека, перед психологией стоит не менее сложная задача выяснения закономерностей построения образа значимого другого.
Необходимо отметить, что проблема познания человека человеком выступает на первый план в процессе общения. По мнению Р. Краусса [14], на процесс общения, помимо мнения у получателя информации о представлениях о нем (зеркальное Я) и мнения получателя о себе самом (Я-образ), неизмеримо большое влияние оказывает образ отправителя (ты-образ). Отсюда главным регулятором построения общения будет являться тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого, т.к. именно к этому образу и будет обращено общение. Нетрудно догадаться, что чем выше референтность партнера по взаимодействию, тем значимей психологические последствия такого общения.
Термин «значимый другой» впервые ввел американский психиатр и психолог Гарри Салливан [8]. При этом имелся в виду любой человек, влиятельный (авторитетный) в своём воздействии на поведение и развитие данной личности, т.е. на принятие ею тех или иных социальных норм, ценностных ориентаций, формирование образа себя.
Д.А. Леонтьев [16] отмечает, что значимые объекты наделены личностным смыслом для субъекта. Личностный смысл объектов и явлений действительности, по Леонтьеву, это составляющее образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций.
Субъективная значимость других обусловливает ценностное отношение к ним со стороны субъекта. А.А. Бодалёв [6] отмечает, что основанием такого отношения можно считать сформировавшийся у субъекта познания эталон - совокупность представлений о наиболее ценных качествах личности, своего рода мерка в процессах познания ею других людей и самой себя.
Реализация оценивающей функции эталона позволяет субъекту познания выделить тех людей из круга ближайшего общения, у которых уровень развития значимых качеств выше, чем у него. Относительно этих людей он осуществляет персонификацию своих представлений о совершенной личности, т.е. приписывает им определенные эталонные качества. Однако не следует понимать эталон лишь в сугубо позитивном ключе, соответствующем традиционному «обыденному» семантическому значению. Скорее всего, первостепенная функция эталона связана с категоризацией объектов восприятия и структурированием перцептивного поля субъекта. Таким образом, социоперцептивным эталоном будет являться некий набор субъективных представлений о совершенном, то есть содержащем все особенности социальной группы (явления), объекте.
По мысли И.С. Кона [11], юношеская потребность в самораскрытии зачастую перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Таким образом, по нашему мнению, образ значимого сверстника в юношеском возрасте будет, скорее всего, представлять собой сочетание образов, где образ реально существующего юноши или девушки дополняется чертами и характеристиками, значимыми для субъекта отражения, наделенными актуальными личностными смыслами. Такой образ можно назвать «обобщенный образ-идея значимого сверстника».
Кроме онтогенетических закономерностей построения образа другого, существуют и иные детерминанты этого процесса. Так, по мысли А.А. Бодалёва [7], динамика образа человека будет непосредственно соотноситься с тем видом деятельности или того вида социального взаимодействия, в котором этот образ непосредственно фигурирует. При включении человека в другую деятельность, требующую от него актуализации иных качеств, в формирующемся у него представлении об участниках этой деятельности на первый план выступят новые качества, а те, которые были значимы в условиях первой деятельности, отходят на второй план или подвергаются переоценке. Однако несколько другое влияние оказывает деятельность, в которую индивид включен длительное время и которая приводит к формированию профессионального типа личности. Так, О.Г. Кукосян [15] отмечает, что постоянное взаимодействие с одними и теми же объектами, обусловленное профессиональной деятельностью, приводит к формированию у людей определенных профессий специфических привычек, которые вместе с профессиональными навыками проявляются затем у них и во взаимодействии с другими объектами, в т.ч. и за пределами профессиональной
деятельности. К сожалению, в реальной жизни указанные «специфические привычки» порой свидетельствуют о профессиональной деформации и проявлении ригидности в повседневном общении. Особенно это характерно для лиц, долго проработавших в профессиях социономического типа.
По мнению И.С. Кона [12], при рассмотрении позднего юношеского возраста сама учеба в ВУЗе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Для курсантов же, в отличие от их сверстников, учащихся в гражданских учебных заведениях, помимо учебной деятельности, не меньшее значение приобретает деятельность, связанная с прохождением службы в ОВД (наряды, построения, стажировка и т.д.).
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «СОЧИ» в отношении себя, значимого и типичного сверстников, проведенной у абитуриентов ВУЗа МВД. Эти данные представлены в табл. 1:
Таблица 1
Структура Я-образов, образов значимого сверстника (ЗС) и образов типичного сверстника (ТС) в сознании абитуриентов (женщин и мужчин) вуза МВД
Выборка образ в д и к П с т э м
^\ранг % ^\ранг % ^\ранг % \^ранг % \ ранг % ^^ганг % ^^ганг % ^хранг % ^\ранг %
женщины я 12,84^^ 7 3,75^^ 4 8,06^^ 5 7,78^^ 'Ч\ 8 2,62^^ 'Ч\ 6 7,3ГЧ. 2 19,03^^ 9 0,19^^
зс 'Ч\ 4 п,з5\ 7 2,29^^ 117$^^ 'Ч\ 8 1,99 6 3,19^^ 3825^^ 5 9,26^^ 'Ч\ 2 21,8Ї\ 9 0,1
тс 12,56^^ 7 2,79^. 4 11,17\ ' 8 2,49^. 6 3,19^. 3649^^ 5 10,57^ 'Ч\ 2 20,6^^ 9 0,1^\
мужчины я 'Ч\ з 15,6§^^ 'Ч\ 7 5,39^^ 'Ч\ 4 9,14 6 6,45^^ 'Ч\ 8 4,14Ч\ 3369^^ 'Ч\ 5 7,89^^ 'Ч\ 2 17,52\ 9 0,1
зс 15,6^^ 6 4 5 11,2\. 8 1,8 7 3,1 361^^ 4 12,3 2 15,9^^ 9 0
тс 'Ч\ з 14,5^^ 6 4,53^^ 10,07^^ 'Ч\ 8 1,71 7 3,93^^ 3404^^ 4 10,57^^ 2 20,54^^ 9 0,1
В - волевой компонент образа Д - деятельностный ...
И - интеллектуальный ...
К - конвенциональный ...
П - поведенческий ...
«=» - нейтральные характеристики
С - социальный ...
Т - телесный ...
Э - эмоциональный ...
М - метафоры
«+» - положительные характеристики «-» - отрицательные характеристики
Из табл. 1 видно, что структуры образов девушек и юношей отличаются как внутригрупповой (между различными образами), так и межгрупповой (между одноименными образами) ранговой схожестью. Исключение составляют лишь конвенциональные характеристики, которые и мужчины (р=0,01), и женщины (р=0,001) чаще выделяют в собственном образе, чем в словесных портретах других (табл. 2):
Таблица 2
Достоверные различия в структурах образов абитуриентов (женщин и мужчин) вуза МВД
выборка образы в д и к п с т э м + = -
я-зс -0,05 0,001 -0,01 0,001
женщины я-тс -0,05 0,001 0,05 0,01
зс-тс 0,01
я-зс 0,01 -0,01 -0,05 0,01
мужчины я-тс 0,01 0,05
зс-тс -0,05 0,01
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Учитывая достаточно значительный удельный вес данных характеристик в Я-образах женщин (7,78%) и мужчин (6,45%), преобладание их в самоописаниях вполне можно трактовать как желание абитуриентов частично «скрыться» за формальными, социально нейтральными определениями. Сравним между собой две выборки (табл. 3):
Таблица 3
Достоверные различия структур образов абитуриентов вуза МВД: женщин и мужчин
Выборки Виды образов В Д И К п с т э м — +
Женщииы(МВД)- мужчины(МВД) Я-Я 0,01
ЗС-ЗС -0,01 -0,05 0,01
ТС-ТС -0,05
Из представленных данных можно констатировать, что девушки наделяют себя большим объемом социальных свойств, чем юноши (р=0,01), показывая тем самым свою предрасположенность к межличностным контактам. Кроме этого, из табл. 3 видно, что абитуриентки чаще юношей видят в своем значимом сверстнике эмоциональные характеристики (р=0,01), а молодые люди чаще девушек отмечают у своего авторитетного товарища волевые (р=—0,01) и телесные (р= -0,05) качества. Причем важно отметить, что как по волевым характеристикам юношей, так и по эмоциональным определениям девушек прирост их удельного веса осуществляется за счет качеств с положительной валентностью (р=0,01) (табл. 4):
Таблица 4
Достоверные различия валентностей компонентов образов женщин и мужчин -
абитуриентов вуза МВД
Выборки Валент- ность Образы в д и к п с т Э М
Женщины -мужчины ПОЛОЖИ- ТЕЛЬНАЯ Я-Я
ЗС-ЗС -0,01 0.01
ТС-ТС
НЕЙТРА- ЛЬНАЯ Я-Я 0,05
ЗС-ЗС
ТС-ТС 0,05
ОТРИЦА- ТЕЛЬНАЯ Я-Я 0.05
ЗС-ЗС 0.05
ТС-ТС
По нашему мнению, вышеуказанные предпочтения тех или иных черт в словесных портретах друзей имеет гендерную подоплеку. Также мы предполагаем, что отражение волевых свойств в значимом другом, как психологически актуальных и привлекательных на момент вербализации образа, зависит у абитуриентов как от самой ситуации преодоления отборочных трудностей, так и от последствий для их Я-концепции в случае непоступления в вуз. Причем эти последствия не в последнюю очередь будут определяться гендерным соответствием требованиям будущей профессии, представления о которых сформировались в данном обществе. Этот вывод напрашивается при сравнении юношей и девушек, поступающих на традиционно «женский» факультет психологии и в традиционно мужские «силовые» вузы МВД и Министерства обороны. Эти данные представлены в табл. 5 и 6:
Таблица 5
Достоверные различия структур образов однополых выборок абитуриентов психологического факультета (женщин и мужчин); абитуриентов вуза МВД (женщин и мужчин) и абитуриентов МО (мужчин)
Выборки Виды образов В Д и к п с т э М - = +
Абитуриентки (психологи) -абитуриентки (МВД) Я-Я -0,01 0,01 -0,001 0,01 -0,05 0,01
зс-зс 0,001 0,001 0,001 -0,05 -0,01 0,05 -0,01 0,001
тс-тс 0,05 0,001 0,05 -0,001 -0,01 0,05 0,05
Абитуриенты (МВД) -абитуриенты (МО) Я-Я -0,001 -0,05 0,001 0,05 0,05
зс-зс 0,01 0,05 -0,05 0,05
тс-тс -0,05 -0,001 0,001
Абитуриенты (МВД) -абитуриенты (психологи) Я-Я 0,001 -0,01 -0,01 0,05 0,01 -0,001
зс-зс 0,01 -0,01 -0,001 0,01 -0,01 0,01 -0,001
тс-тс 0,01 -0,001 0,01 -0,001
Абитуриенты (МО) -абитуриенты (психологи) Я-Я 0,01 -0,01 -0,001 0,01 -0,001 0,05
зс-зс 0,05 -0,05 -0,01 -0,001 0,05 0,05 -0,001 0,05
тс-тс 0,01 -0,001 -0,001
Так, из табл. 6 видно, что абитуриентки психологического факультета (27 человек) с 95%-ной достоверностью чаще, чем их коллеги мужчины (10 человек) выделяют в образе значимой сверстницы волевые качества. Более того, в сравнении с абитуриентками вуза МВД (табл. 5), девушки
- будущие психологи в собственном Я отмечают гораздо меньше конативных определений (р=—
0,01), тогда как в образе значимой сверстницы существенно их превосходят по этой характеристике (р=0,001). Из этой же таблицы видно, что мужчины также подтверждают данный вывод тем, что абитуриенты вузов МВД и МО (46 человек) не обнаруживают существенных различий между собой по волевым характеристикам значимого сверстника, а молодые люди, поступающие на факультет психологии, уделяют достоверно меньше внимания указанным свойствам в облике авторитетного товарища как по сравнению с первой категорией юношей (р=0,01), так и по сравнению со второй (р=0,05).
Кроме этого, при сравнении девушек и юношей с различными профессиональными устремлениями обнаруживается та же тенденция (табл. 6):
Так, будущие психологи — женщины хотя и отмечают у себя небольшое количество волевых характеристик по сравнению с их коллегами «силовиками» обоих вузов (р=-0,001), при сравнении указанных компонентов образов авторитетных сверстников либо не уступают мужчинам, как в случае с абитуриентами МО, либо проигрывают им сравнительно немного (р=—0,05). При сравнении девушек
— будущих сотрудников ОВД с абитуриентами психологического факультета—мужчинами эта картина повторяется, когда существенные различия в волевых компонентах Я-образов и образов типичных сверстников (р=0,01) сочетается с гораздо менее выраженным отличием конативной сферы в образах их значимых товарищей (р=0,05).
Таким образом, «гендерное расхождение» с общепринятыми представлениями о профессии снижает психологическую значимость ситуации поступления в вуз, а точнее, уменьшает негативные последствия для Я-концепции в случае фиаско на этом поприще, что отражается на личностной ценности волевых качеств в образе-ориентире (значимого сверстника). Однако данная ситуация, в свою очередь, также имеет гендерную специфику, которая заключается в том, что девушки, стремящиеся вопреки устоявшемуся стереотипу реализоваться на традиционно мужской профессиональной ниве, отмечают в себе более развитые волевые качества по сравнению как с однополыми сверстницами, поступающими в «женский» вуз (р=—0,01) (табл. 5), так и с коллегами по «непрофильному» профессиональному выбору — будущих психологов противоположного пола (р=0,01) (табл. 6), и в завершении не обнаруживают различий по данному компоненту с мужчинами — абитуриентами вуза МВД (табл. 6). На наш взгляд, выявленная волевая направленность девушек
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Таблица 6
Достоверные различия структур образов разнополых выборок абитуриентов психологического факультета (женщин и мужчин); абитуриентов вуза МВД (женщин и мужчин) и абитуриентов МО (мужчин)
Выборки Виды образов в д и к п с т э м - = +
Абитуриентки (психологи )-абитуриенты (психологи) Я-Я -0,01 0,05
зс-зс -0,01 -0,05 0,01
тс-тс -0,05
Абитуриентки (психологи)- абитуриенты (МВД) Я-Я -0,001 0,001 0,001 -0,001 0,01
зс-зс -0.05 0,001 -0,001 0,01 -0,01 0,001
тс-тс 0,001 -0,001 -0,05 0,01 0,01
Абитуриентки (психологи)-абитуриенты (МО) Я-Я -0,001 0,001 -0,001 -0,01 0,001 -0,01 0,001 -0,01
зс-зс 0,001 -0,001 -0,01 0,05 -0,05 0,001 -0,05
тс-тс 0,001 0,05 -0,001 -0,05 0,01 0,01 0,05 -0.001
Абитуриентки (МВД) -абитуриенты (психологи) Я-Я 0,01 -0,05 -0,01 -0,05 0,01 0,05 -0,01
зс-зс 0,05 -0,001 -0,001 0,01 0,05 -0,05 0,01 -0.001
тс-тс 0,01 -0,001 0,01 -0,001
при ее отсутствии у юношей - абитуриентов психологического факультета свидетельствует о наличии субъективно осознаваемых трудностей, возникающих в процессе «борьбы» за мужские высокостатусные профессиональные позиции, и даже более того, претендует на роль объективной характеристики, определяющей возможность включения личности в подобные отношения.
Интересно, что и у мужчин, и у женщин к четвертому курсу обучения значимость волевых свойств в социоперцептивной сфере уравновешивается и не имеет достоверных различий при любых сочетаниях сравниваемых выборок. Причем мы допускаем, что степень привлекательности конативных характеристик в значимом другом и Я-образе у женщин - будущих офицеров к 4-му курсу обучения несколько падает по сравнению с их младшими коллегами, а у их сверстниц, обучающихся на психологическом факультете, наоборот, возрастает. В результате эти две разнонаправленные тенденции, не имеющие по отдельности статистической значимости, в совокупности приводят к отсутствию различий между волевыми характеристиками девушек 19-20летнего возраста, различной профессиональной направленности (табл. 7):
Аналогичные тенденции демонстрируют и мужчины. Так, курсанты 4-го курса силовых ведомств МВД и МО видят себя через призму волевых качеств в меньшей степени, чем их коллеги
- абитуриенты (р=0,05), а четверокурсники психологического факультета, напротив, придают большее значение данным свойствам личности как при самоописаниях (р=0,05), так и при отражении значимого и типичного сверстников (р=0,01). На наш взгляд, приведенные выше факты говорят о ситуативной значимости волевых свойств личности, которая применительно к ситуации обучения в вузе МВД имеет свою гендерную специфику на стадии поступления и теряет свою актуальность в процессе адаптации к условиям службы и обучения в органах внутренних дел.
Кроме этого необходимо отметить, что девушки и юноши, поступающие в вуз МВД, как видно из табл. 3, абсолютно не обнаруживают различий в общей направленности характеристик по всем трем образам, что говорит о наличии общих критериев оценки себя и окружающих. По нашему мнению, учитывая равновесность выборок и их объем, данный факт, с одной стороны, может служить свидетельством психологической близости перцептивных установок молодых людей обоих полов, а с другой стороны, принимая во внимание профиль учебного заведения с традиционно маскулинной системой ценностей, можно объяснить полученные результаты как личностными особенностями девушек, определяющими их профессиональный выбор, так и интроецированием мужских стандартов социального восприятия.
Таблица 7
Достоверные различия структур образов абитуриентов и четверокурсников психологического факультета (женщин и мужчин); вуза МВД (женщин и мужчин) и МО (мужчин)
Выборки Виды образов в д и к п с т э м — = +
4к.женщины (психологи)-4к. женщины (МВД) Я-Я 0,05 0,05.
ЗС-ЗС
. тс-тс 0,05 -0,05
абитуриенты (МВД)-4к. мужчины (МВД) Я-Я 0,05 0,05 -0,01
ЗС-ЗС
тс-тс 0,05 -0,05
абитуриенты (МО)-курсанты 4к. (МО) Я-Я 0,05 0,01 -0,01 -0,05
ЗС-ЗС 0,01 -0,05 0,05
тс-тс
Абитуриенты (психологи)-4к. мужчины (психологи) Я-Я -0,05 0,01 -0,01
ЗС-ЗС -0,01 0,05 -0,05
тс-тс -0,01 0,01 0,01
Таблица 8
Достоверные различия структур образов четверокурсников психологического факультета( женщин и мужчин); вуза МВД (женщин и мужчин) и МО (мужчин)
Выборки Виды образов в д и к п с т э м — = +
4к.женщины (МВД)-4к. мужчины (МВД) Я-Я -0,05 0,05 -0,05 -0,01 0,01
зс-зс 0,05
тс-тс
4к. женщины (психологи)-4к. мужчины (психологи) Я-Я -0,05
ЗС-ЗС -0,05
ТС-ТС
4к.мужчины (психологи)-4к. мужчины (МВД) Я-Я -0,05 0,001
зс-зс -0,05 0,05
тс-тс -0,05
4к. мужчины (психологи)-4к. мужчины (МО) Я-Я 0,01 0,05 -0,05 0,05
зс-зс 0,05 0,05
тс-тс
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Следует подчеркнуть, что, как видно из табл. 8, к четвертому курсу обучения оценка девушками собственного Я существенно отличается от мужской в сторону большей критичности (р=0,01), как, впрочем, и оценка молодых людей 4-го года обучения на психологическом факультете по сравнению с их коллегами женского пола (р=-0,05). Нам кажется, что этот феномен вполне возможно охарактеризовать как следствие обратного действия «гендерного несоответствия» профессиональным требованиям, когда меньшая уязвимость Я-концепции в ситуации непоступления в вуз на стадии вступительных экзаменов трансформируется в ощущение меньшей успешности своего «профессионального Я» на момент завершения обучения, а отсюда сравнительно большая критичность Я-образа. Важно подчеркнуть, что степень удовлетворенности начавшейся профессиональной самореализацией носит именно сравнительный, гендерный характер и выявляется в сопоставлении с лицами, находящимися в данной профессии на правах «традиционных представителей» и, вероятней всего, оказывает недифференцируемое, смутно осознанное влияние на позитивный Я-образ. В этой ситуации девушки, обучающиеся на 4-м курсе вуза МВД, будут иметь психологическое преимущество перед юношами - психологами, поскольку их выбор связан с достижением высокостатусных профессиональных позиций. Отсюда и отсутствие достоверных различий по сумме положительных и отрицательных характеристик между ними и четверокурсницами психологического факультета (табл. 7), и отличие психологов-мужчин от курсантов МВД и МО по негативным (р=0,001), (р=0,05) и позитивным (р=-0,05), (р=-0,05) свойствам соответственно (табл. 8).
В заключение хочется отметить, что обнаруженные особенности восприятия себя, значимого и типичного сверстников абитуриентов вуза МВД являются первым шагом на пути выявления закономерностей развития социоперцептивной сферы защитников закона. Для выявления динамики социальной перцепции необходимо лонгитюдное исследование, отражающее весь процесс профессиональной адаптации и реализации личности в профессии.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2000.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
7. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л., 1970.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерекова, В.П. Зинченко. - М.,
2003.
9. Комарова Т.К., Кондратьева С.В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности // Психологический журнал. - 1991. - № 3.
10. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.
11. Кон И.С. Дружба. - М., 1987.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
13. Кон И.С. Социальный статус юношества: социология молодежи. - СПб., 1996.
14. Краусс Р. Познание и общение социально-психологический подход // Психологический журнал. - 1986. - № 5.
15. Кукосян О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Тбилиси, 1982.
16. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестник Московского университета. - 1988. - № 2.
17. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. - 1985. - № 6.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2002.
19. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2002.
20. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М., 1990.
21. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - М., 2001.
22. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. - СПб., 2001.