Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ДОМИНАНТ НАЧИНАЮЩИМИ ХУДОЖНИКАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ДОМИНАНТ НАЧИНАЮЩИМИ ХУДОЖНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие / представление / воображение / образность / творческая деятельность / гармоничность / композиция / молодой художник / perception / representation / imagination / imagery / creative activity / harmony / composition / young artist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Г. Медведев

Статья посвящена образно-познавательному характеру процесса восприятия, характеризующего творческую деятельность молодого художника и находящегося в постоянном взаимодействии с его ощущениями, представлениями, воображением, а также с миропониманием начинающего мастера. В работе делается акцент на том, что существенное влияние на глубину и целенаправленность восприятия оказывает замысел композиции, выступающий основой для совершенствования профессионального мастерства. Рассматриваются возможности активизации композиционной деятельности начинающих художников. В статье особое внимание уделяется развитию композиционной грамоты в процессе становления личности молодого художника, которое зависит от специальных упражнений, представляющих собой отдельные группы и выполняющихся последовательно. Наряду с изучением теоретического материала обучающимся рекомендуются практические задания, построенные на основе известных композиционных законов и подчинения изобразительных средств композиции замыслу, в результате такой организации учебной деятельности обеспечивается продуктивность поиска гармоничности содержания и формы. Автор приходит к выводу о том, что трансформация предметов в плоские силуэтные геометрические формы и составление из них гармоничной композиции требует не только образного осмысления обучающимися творческой составляющей изобразительного процесса, но и отдельного исследования для систематизации психологических механизмов творческой деятельности художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERCEPTION OF COMPOSITION DOMINANTS BY BEGINNING ARTISTS

The article is devoted to the figurative and cognitive nature of the perception process that characterizes the creative activity of a young artist and is in constant interaction with his feelings, ideas, imagination, as well as with the worldview of a novice master. The work focuses on the fact that the idea of composition, which acts as the basis for improving professional skills, has a significant impact on the depth and purposefulness of perception. The work considers ways of activating the compositional activity of novice artists. The article attaches special importance to the development of compositional literacy in the process of developing the personality of a young artist, which depends on special exercises, which are separate groups and performed sequentially. Thus, along with the step-by-step study of theoretical material, students are offered a set of educational tasks built on the basis of well-known compositional laws and the subordination of visual means of composition to the final design; as a result of this organization of educational activities, the productivity of the search for harmony of content and form is ensured. The author comes to the conclusion that the transformation of objects into flat silhouette geometric shapes and the compilation of a harmonious composition from them requires not only a figurative understanding by students of the creative component of the visual process, but also a separate study to systematize the psychological mechanisms of the artist’s creative activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ДОМИНАНТ НАЧИНАЮЩИМИ ХУДОЖНИКАМИ»

3. Ivanova N.V. Sportivno-ozdorovitel'nyjturizm. Moskva: Dashkov i K, Aj Pi 'Er Media, 2014.

4. Dvornichenko V.V. Turizm v SSSR i deyatel'nost' sovetskih profsoyuzov po ego razvitiyu (1917 - 1984 gg.). Moskva: Sovetskij sport, 1985.

5. Dolzhenko G.P. Istoriya turizma. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023.

6. Yurchikova E.V. Iz istorii razvitiya turizma v SSSR v 1930e gody. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2009; № 3: 13-16.

7. Sobolev S.V., Pashkevich V.M., Soboleva N.V. Sportivno-ozdorovitel'nyj turizm. Krasnoyarsk: SFU, 2021.

8. Morudenko Yu.I. Stanovlenie i razvitie turistsko-'ekskursionnoj otrasli Hakasii i yuga Krasnoyarskogo kraya (1960-e - 1991 gody). Abakan: Izdatel'stvo GOU VPO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova», 2011.

9. Rejsterman T.V. Pedagogicheskie usloviya professional'noj podgotovki studentov po napravleniyu «Turizm» s ispol'zovaniem bazovoj profil'noj informacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021.

10. Kopylov Yu.V. Sovetskijopytpodgotovkikadrov v sfere turizma. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2011.

11. Tajmazov V.A., Alekseeva O.V. Retrospektivnyj analiz podgotovki kadrov sportivno-ozdorovitel'nogo turizma v Rossii. Sovremennyeproblemy servisa i turizma. 2008; № 3.

12. Kuzin V.V., Goniyanc S.A., Ismailov A.I. Konceptual'nye osnovy podgotovki kadrov po special'nosti «Rekreaciya i sportivno-ozdorovitel'nyj turizm». Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2003; № 5.

13. Kuznecov S.A. Teoreticheskieosnovaniya imehanizmy formirovaniya normativno-pravovojkul'turyu specialistovsferysocial'nogo turizma. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2022.

14. Steblecov E.A., Voronov Yu.S., Sevasfyanov V.V. Sportivno-ozdorovitel'nyj turizm isportivnoe orientirovanie. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020.

15. Putrik Yu.S. Obrazovatel'nyj turizm v Rossii. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023.

16. Dzhandzhugazova E.A. Klyuchevye trendy professional'nogo turistskogo obrazovaniya. Rossijskie regiony: vzglyad v buduschee. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2021; T. 8, Vypusk № 3.

Статья поступила в редакцию 08.06.24

УДК 372.87

Medvedev L.G., Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Academic Painting and Drawing,

Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

FEATURES OF PERCEPTION OF COMPOSITION DOMINANTS BY BEGINNING ARTISTS. The article is devoted to the figurative and cognitive nature of the perception process that characterizes the creative activity of a young artist and is in constant interaction with his feelings, ideas, imagination, as well as with the world-view of a novice master. The work focuses on the fact that the idea of composition, which acts as the basis for improving professional skills, has a significant impact on the depth and purposefulness of perception. The work considers ways of activating the compositional activity of novice artists. The article attaches special importance to the development of compositional literacy in the process of developing the personality of a young artist, which depends on special exercises, which are separate groups and performed sequentially. Thus, along with the step-by-step study of theoretical material, students are offered a set of educational tasks built on the basis of well-known compositional laws and the subordination of visual means of composition to the final design; as a result of this organization of educational activities, the productivity of the search for harmony of content and form is ensured. The author comes to the conclusion that the transformation of objects into flat silhouette geometric shapes and the compilation of a harmonious composition from them requires not only a figurative understanding by students of the creative component of the visual process, but also a separate study to systematize the psychological mechanisms of the artist's creative activity.

Key words: perception, representation, imagination, imagery, creative activity, harmony, composition, young artist

Л.Г. Медведев, д-р пед. наук, проф., акад. Российской академии образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск,

E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ДОМИНАНТ НАЧИНАЮЩИМИ ХУДОЖНИКАМИ

Статья посвящена образно-познавательному характеру процесса восприятия, характеризующего творческую деятельность молодого художника и находящегося в постоянном взаимодействии с его ощущениями, представлениями, воображением, а также с миропониманием начинающего мастера. В работе делается акцент на том, что существенное влияние на глубину и целенаправленность восприятия оказывает замысел композиции, выступающий основой для совершенствования профессионального мастерства. Рассматриваются возможности активизации композиционной деятельности начинающих художников. В статье особое внимание уделяется развитию композиционной грамоты в процессе становления личности молодого художника, которое зависит от специальных упражнений, представляющих собой отдельные группы и выполняющихся последовательно. Наряду с изучением теоретического материала обучающимся рекомендуются практические задания, построенные на основе известных композиционных законов и подчинения изобразительных средств композиции замыслу, в результате такой организации учебной деятельности обеспечивается продуктивность поиска гармоничности содержания и формы. Автор приходит к выводу о том, что трансформация предметов в плоские силуэтные геометрические формы и составление из них гармоничной композиции требует не только образного осмысления обучающимися творческой составляющей изобразительного процесса, но и отдельного исследования для систематизации психологических механизмов творческой деятельности художника.

Ключевые слова: восприятие, представление, воображение, образность, творческая деятельность, гармоничность, композиция, молодой художник

Актуальность темы данного исследования определяет значимое направление обучения изобразительному искусству. Становление личности молодого профессионала в области художественного творчества происходит, как правило, под влиянием определённых установок, направленных на индивидуально-авторское восприятие окружающей действительности, в результате чего в процессе анализа объекта в целях его дальнейшего изображения, композиция приобретает устойчивые очертания. В силу своего образно-познавательного характера феномен восприятия обусловливает в изобразительной деятельности актуализацию у художника важнейших творческих принципов, таких как эстетическая оценка, осмысленность, избирательность, целостность, образность. Неслучайно в психологических исследованиях многоплановому феномену восприятия уделяется значительное внимание, а специфика художественного восприятия становится особым предметом теоретических изысканий [1; 2; 3]. Так, в психологии общепринятым является рассмотрение восприятия как процесса отражения человеком предметов и явлений окружающей действительности во всём многообразии их свойств и сторон, поскольку механизм восприятия основан на непосредственном воздействии воспринимаемого объекта на органы чувств человека.

Поэтому цель статьи состоит в исследовании процессов восприятия композиционных доминант у начинающих художников, эффективное применение

которых в обучении изобразительному искусству позволит подготовить востребованных специалистов.

В связи с этим были поставлены следующие задачи: проанализировать психические процессы, ориентированные на познавательную активность обучающихся (восприятие, представление и воображение) в процессе композиционной деятельности; выделить ключевые инструменты формирования композиционного замысла и гармонизации изображения; определить комплекс практических заданий и упражнений, направленных на осознание обучающимися композиционных законов через понимание специфики воплощения определённого замысла за счёт изобразительных возможностей конкретных художественных материалов.

Автором применялись следующие методы исследования: изучение научных трудов, затрагивающих проблематику психологии композиционной деятельности; анализ методических особенностей активизации композиционной деятельности обучающихся на художественных факультетах в педагогическом вузе.

Научная новизна статьи заключается в том, что в исследовании акцентировано внимание на понимании обучающимися композиционных доминант в процессе восприятия объекта для изображения, направленность которого зависит от решения комплекса конкретных задач в изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость: обоснованы психологические аспекты композиционной деятельности, которые необходимо внедрить в систему подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты проведенного исследования могут быть применены при разработке программ обучения специальным художественным дисциплинам на художественных факультетах в педагогическом вузе.

Исследователи акцентируют свое внимание на том, что, представляя собой образное отражение существующей материи, восприятие черпает своё содержание из окружающей действительности, выявляет эстетические, символические начала, а также устанавливает логические связи между наблюдаемыми предметами и явлениями. Например, казалось бы, элементарный перевод трёхмерной объёмной формы в двухмерную изобразительную плоскость требует серьёзных когнитивных операций, которые предполагают не только постижение начинающим художником характера взаимодействия плоскостей в контексте выявления пропорциональных отношений (высота, ширина) между всеми изображаемыми предметами, но и их сопоставление по различным индивидуальным признакам, что является основой для дальнейшего выявления выразительных характеристик. Многие исследователи, проявляя интерес к содержанию творческой деятельности обучающихся, отмечали, что основополагающую роль в ней играют психические процессы, ориентированные на познавательную активность, в частности восприятие, представление и воображение [4; 5].

Особое внимание они предлагают обратить на тот факт, что в изобразительном процессе не бывает так называемого «чистого» восприятия, поскольку оно всегда взаимодействует с другими сложными психологическими процессами - ощущениями, представлениями и воображением, собственным изобразительным опытом, а также с индивидуальным миропониманием мастера. Именно подобная интеграция обеспечивает глубину познания в процессе восприятия, содержательность, а также её эстетическую направленность, что активизирует творческую деятельность художника. В данном контексте существенное влияние на динамику формирования картины восприятия оказывает мысленный образ композиции (замысел), который является представлением о гипотетическом конечном изображении и вместе с тем выступает основой для дальнейших целенаправленных изобразительных действий. В результате многоступенчатого когнитивного процесса, сопровождающего творческую деятельность, представление связывает все непосредственные зрительные ощущения в единый образ, позволяющий поднять восприятие на качественно новый уровень [6].

Обогащённое представлением восприятие отражает предметы и явления действительности не только во всём многообразии форм воспринимаемых объектов, которые открываются при непосредственном чувственном их постижении, но и в тех аспектах, которые познаются без непосредственной перцепции. Например, в процессе логического анализа выявляются невидимые нити взаимодействия этих предметов и явлений с окружающим пространством и художником. Заметим также, что любое представление связано с восприятием конкретного предмета даже в тех случаях, когда предмет не выступает в качестве объекта непосредственного восприятия. Это происходит благодаря тому, что в представлении обобщаются отдельные, наиболее конструктивные стороны воспринимаемых объектов, актуализируются существенные связи между ними. Формируемые в сознании художника представления об окружающей действительности в соединении с логико-понятийными операциями, обеспечивающими психологический механизм восприятия, служат предпосылкой для успешного творческого процесса [7; 8]. Многие известные художники в процессе анализа творческого опыта особо выделяют образы представления, формирующиеся в ходе восприятия, в качестве важнейшего фактора для определения композиционных доминант.

Переходя к характеристике композиционного пространства, отметим, что все его компоненты (эмоциональные, эстетические, метафорические, смысловые, пространственные, декоративные) воспринимаются целостно. Следовательно, композиционная форма в конечном счёте представляет собой оригинальный синтез понимания художником гармоничности в природе, в искусстве, знаний выразительных и изобразительных возможностей художественных средств, а также сформированных в процессе образовательной и творческой деятельности профессиональных умений. К сожалению, морфология этого важнейшего компонента композиции в специальных исследованиях никаким образом не раскрывается, кроме того, отсутствует опыт методического осмысления данной актуальной и многогранной проблемы.

Важность и эффективность понимания композиционных доминант в процессе восприятия молодым художником изображаемого объекта зависят от решения им комплекса специальных задач, которые в соответствии с видами композиции составляют отдельные группы и выполняются последовательно. Так, наряду с поэтапным изучением теоретического материала целесообразно выполнять комплекс учебных заданий, нацеленных на постижение композиционных законов посредством понимания процесса воплощения определённого замысла на основе изобразительных возможностей конкретных художественных материалов. В результате такой комплексной деятельности обеспечивается продуктивность поиска гармоничности содержания и формы. Например, необходимой основой существования композиции в художественном произведении является

наличие в изобразительном поле невидимых конфликтов, которые представляют сопоставление противоположных контрастов изображаемых предметов: направлений планов, пространств, объёмов, масс, тона, цвета, контрастов, состояний, величин, светлых и тёмных, далёкого и близкого, высокого и низкого, квадратного и округлого и т. д. Контрасты являются важнейшим фактором выразительности композиции. Первоначально начинающим художникам трудно увидеть композиционные нити взаимодействия различных конфликтов, перенесенных на изобразительную плоскость и создающих динамику, а также напряжённость композиции. Однако в процессе передачи очевидных конфликтов - плоскости и пространства, тона и цвета, а также осмысления изображаемого сюжета, предполагающего взаимодействие в композиционном пространстве образов представления и воображения, обнаруживаются более тонкие композиционные нити. Обладая эмоционально-эстетическими, ассоциативными, метафоричными, целостными качествами, образы воображения во многом стимулируют творческий процесс, а также формируют целенаправленность и целостность восприятия [7; 8].

Вместе с тем, как показывает опыт творческой деятельности, любой полет воображения художника неизбежно возвращается к реальной действительности, значительно обогащая любое восприятие метафорическими смыслами. Убедительным подтверждением этому могут служить яркие произведения великих художников, например, М. Врубеля «Царевна Лебедь», Н. Рериха «Матерь Мира», В. Васнецова «Сирин и Алконост», а также многих известных мастеров, создающих образы сказочных персонажей, где самые фантастические словесные описания материализуются посредством условных, однако вполне узнаваемых реалистических форм.

Возвращаясь к тезису о важности включения в работу с молодыми художниками комплекса учебных заданий, направленных на осознание ими композиционных законов через понимание специфики воплощения определённого замысла за счёт изобразительных возможностей конкретных художественных материалов, обратим внимание на характер данного вида учебной работы.

Первые композиционные задания целесообразно выполнять на небольших форматах бумаги или картона с использованием разнообразных подвижных материалов (карандаш, гуашь, акрил, пастель, цветные мелки, уголь и т.п.). Следует подчеркнуть, что сознательный выбор для создания изображения на плоскости уже свидетельствует о композиционном осмыслении молодым художником будущего произведения, поскольку выбор наиболее целесообразного размера в значительной степени предопределяется теми образами представления, которые включают в себя знания об основных закономерностях пластического взаимодействия между различными плоскостными формами в композиционном поле. Все это требует от начинающих мастеров осмысления законов композиции, а также активной творческой деятельности, основанной на уже имеющемся опыте и направленной на освоение ими разнообразных формальных композиционных средств. На данном этапе деятельность мастеров-наставников должна быть сосредоточена на развитии у молодых художников устойчивых умений, связанных со способностью передавать соразмерность, ритм, симметрию и асимметрию, с возможностью выявлять композиционные доминанты в зависимости от различных замыслов. Кроме этого, необходимо формировать представления о художественном потенциале различных изобразительных условностей, связанных с трансформацией объёмных форм в плоские геометрические тоновые и цветовые пятна, что способствует развитию образных сопоставлений, стимулирующих творческую деятельность.

Как правило, в педагогической практике композиционные закономерности познаются в процессе проведения пропедевтических занятий с использованием простых геометрических форм, где акцент делается на изучении различных условностей изображения, направленных на выявление соразмерности и пропорциональности, ритмичности линий и пятен, контрастов и нюансов, тона и цвета и других важных параметров, взаимодействующих и противодействующих в определённом композиционном поле. Обратим внимание на то, что, казалось бы, элементарные геометрические формы могут содержать в себе образные начала. Например, квадрат характеризуется законченной, устойчивой формой, для которой свойственна обстоятельность, но неприемлемо движение. В противоположность квадрату треугольник отличается лёгкостью формы, которая может развиваться и на плоскости, и в пространстве, а также представлять движение вниз или вверх. Направленность формы треугольника вверх демонстрирует собой устойчивость, в то время как расположение этой фигуры вершиной вниз ассоциируется со стремительным падением. Форма круга воспринимается достаточно тяжело и представляет собой бесконечное замкнутое движение, в котором многие философы, культурологи усматривают идею мироздания. Кроме этого, замкнутые линии, ограничивающие силуэт различных геометрических форм, могут представлять собой разнообразные формы движения - стремительные, медленные, пластичные, колкие, хаотичные и т. д. Несколько противодействующих плоскостей, линий создают конфликт, обостряющий динамику композиционного поля. Следовательно, взаимодействие различных силуэтных форм, их направленность, а также противостояние в композиционном поле позволяют художнику передать образные смыслы изображения, например, выразить единство и борьбу противоположностей. Очевидно, что трансформация предметов в плоские геометрические формы, обусловленные различными линейными силуэтами, и

составление из них гармоничной композиции активизирует восприятие неуловимых раннее композиционных доминант, что требует образного осмысления со стороны творческой личности.

Однако далеко не всегда формальные композиционные принципы, познанные начинающими художниками на этапе пропедевтического освоения композиционных закономерностей, впоследствии переносятся на решение более сложных сюжетных задач в реалистической композиции. Это объясняется тем, что реалистическое изображение требует от мастера постоянного углубления первоначального умозрительного образа не только за счёт многочисленных ассоциаций, разнообразных сопоставлений, оригинальных обобщений, необходимой условности, но и посредством мастерства технического воплощения, что позволяет поднять композицию на уровень художественного образа. Безусловно, в данном творческом процессе следует адаптировать сделанные находки формальной композиции для решения разнообразных сюжетных тем, что, к сожалению, не всегда происходит на практике. С другой стороны, не всегда оправдано предлагать начинающим художникам задания, направленные на выполнение сюжетных тем, если обучающийся не смог освоить теоретические основы композиции на простых формальных заданиях, не постиг специфику значения, меры условности и обобщённости в изобразительном искусстве.

Подводя итог размышлениям о специфике восприятия композиционных доминант начинающими художниками, следует подчеркнуть, что образ-

Библиографический список

ные аспекты изобразительного искусства успешно осваиваются в процессе решения специальных композиционных задач. Организуя учебный процесс, важно обеспечивать динамический характер предлагаемых студентам задач: последовательное усложнение учебного материала от первого курса, включающего серию пропедевтических занятий, до выполнения дипломного проекта, представляющего собой своеобразный срез индивидуальной творческой личности молодого мастера. Также требуется серьёзная работа, направленная на выстраивание взаимодействия между формальными композиционными решениями и задачами академического характера, стоящими перед всеми профессиональными дисциплинами, что требует специального комплексного исследования в области психологии, педагогики и дидактики художественного образования.

Многолетний опыт профессиональной деятельности в области обучения и воспитания молодых художников показывает, что выявление композиционных доминант в процессе их обучения специальным профильным дисциплинам (рисунку, живописи) является достаточно сложным процессом для личности, находящейся на этапе формирования индивидуального творческого почерка, поиска своей профессиональной идентичности. Следовательно, начальный этап погружения студентов в композиционное пространство можно считать определяющим для их дальнейшего профессионального и индивидуально-творческого становления.

1. Веккер Л.М. Психологические процессы. Ленинград, 1974.

2. Никифорова О.И. Исследования психологии художественного творчества. Москва, 1972.

3. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Москва, 1950.

4. Кузин В.С. Психология. Москва, 1997.

5. Зинченко В.П., Вергилис Ю.Ю. Формирование зрительного образа. Москва, 1969.

6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р Психология восприятия. Москва, 1973.

7. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. Москва, 1968.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Москва, 1980.

References

1. Vekker L.M. Psihologicheskieprocessy. Leningrad, 1974.

2. Nikiforova O.I. Issledovaniya psihologiihudozhestvennogo tvorchestva. Moskva, 1972.

3. Volkov N.N. Vospriyatie predmeta irisunka. Moskva, 1950.

4. Kuzin V.S. Psihologiya. Moskva, 1997.

5. Zinchenko V.P., Vergilis Yu.Yu. Formirovaniezritel'nogo obraza. Moskva, 1969.

6. Velichkovskij B.M., Zinchenko V.P., Luriya A.R. Psihologiya vospriyatiya. Moskva, 1973.

7. Ignat'ev E.I. Voobrazhenie iego razvitie v tvorcheskoj deyatel'nosti cheloveka. Moskva, 1968.

8. Anan'ev B.G. Izbrannyepsihologicheskie trudy: v 2-h t. Moskva, 1980.

Статья поступила в редакцию 02.07.24

УДК 372.881.1

Komleva E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Foreign Languages, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

E-mail: kaf_inyaz@ospu.ru

Gerasimova K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

E-mail: ksusha.gerasimova2011@yandex.ru

Miroshnikova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: dollyfill56@gmail.com

PECULIARITIES OF IMPROVING THE SKILLS OF STUDENTS' INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF FOREIGN LANGUAGE PEDAGOGICAL DISCOURSE. The authors of the article continue to study the didactic significance of foreign-language pedagogical discourse for improving the skills of intercultural communication of students (a number of scientific ideas are given in earlier works of the authors). The authors identify the main nuances of the productive building of foreign-language pedagogical discourse as a single field of emotional and intellectual interaction of subjects of the modern educational process. Successful mastery of intercultural communication skills is presented in an inextricable connection between linguistic and cross-cultural aspects. The most effective authentic means that are of the greatest importance from the tutorial point of view for the improvement of intercultural communication skills (namely, video materials of a cross-cultural nature, both the use of linguistic and cultural realities, foreign-language songs and foreign-language press of country specific issues) are pointed out in the given article. The authors paid special attention to communicative-oriented teaching of foreign language grammar, which is one of the factors of overcoming the language barrier, as well as a solid basis for further improvement of intercultural communication skills as a part of foreign language pedagogical discourse. As a logical conclusion, the authors identify the main methodological steps reflecting the sequence of work within the framework of communicative grammar, which directly entails the improvement of foreign language communicative competence of students. In the next scientific works the authors are about to regard effective communication strategies in building intercultural communication in modern realities and the system of both professional and terminological vocabulary of foreign-language pedagogical discourse.

Key words: foreign language pedagogical discourse, intercultural communication, linguistic outlook, linguistic and cultural realities, foreign language culture, communicatively oriented grammar teaching

Е.В. Комлеса, д-р филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»,

г. Оренбург, E-mail: kaf_inyaz@ospu.ru

К.Ю. Герасимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург,

E-mail: ksusha.gerasimova2011@yandex.ru

Д.В. Мирошникоса, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург,

E-mail: dollyfill56@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.