Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ)'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивно-оздоровительный туризм / история образования в России / sports and health tourism / history of education in Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю С. Куюков

Спортивно-оздоровительный туризм играет важную роль в системе образования России, поскольку способствует физическому и психологическому развитию обучающихся, а также здоровой самооценки и лидерских качеств. В статье выделены основные исторические аспекты подготовки обучающихся к спортивно-оздоровительному туризму, включающие девять этапов развития. Дореволюционный период ознаменован зарождением туризма на любительской основе. В послесоветское время произошли изменения в образовательной системе, включая сокращение программ физического воспитания. Сегодня в системе образования в России уделяется большое внимание развитию спортивных и туристических навыков обучающихся. Спортивно-оздоровительный туризм в системе образования России имеет исторический фундамент, который подразумевает развитие комплексных учебных программ и специализированных школ. Это позволяет воспитывать не только физически развитую, но и активную и интересующуюся миром молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю С. Куюков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF TRAINING SPORTS AND HEALTH TOURISM STUDENTS IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM (BASED ON THE EXAMPLE OF REGIONAL DEVELOPMENT)

Sports and health tourism plays an important role in the Russian education system, as it contributes to the physical and psychological development of students, as well as the development of healthy self-esteem and leadership qualities. The article highlights the main historical aspects of training students for sports and health tourism, including nine stages of development. The pre-revolutionary period is marked by the emergence of tourism on an amateur basis. In the post-Soviet era, changes occurred in the educational system, including a reduction in physical education programs. Today, the educational system in Russia pays great attention to the development of sports and tourism skills of students. Sports and health tourism in the Russian education system has a historical foundation, which implies the development of comprehensive educational programs and specialized schools. This allows to raise not only physically developed, but also active and interested in the world youth.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ)»

мальных ситуациях, понимание важности личной и общественной безопасности и ответственное отношение к ней). Стоит отметить, что современные информационные технологии становятся неотъемлемой частью образования, обогащая его и совершенствуя, делая процесс обучения более интересным, эффективным, доступным и способствуя формированию культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

Культура безопасности жизнедеятельности - это значимая часть общей культуры, включающая знания в сфере безопасности жизнедеятельности, эмоционально-ценностное отношение к поддержанию личной безопасности и безопасности в обществе, безопасное поведение в учебной, бытовой, профессиональной деятельности.

Содержание образования в сфере формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в общеобразовательной организации включает следующие базовые компоненты: знания и ценностное отношение к вопросам обеспечения безопасности, приверженность здоровому образу жизни, анализ ситуаций и принятие обдуманных решений в целях сохранения своей безопасности и безопасности окружающих, соблюдение правил безопасного поведения при отсутствии внешнего контроля.

Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности важно формировать в образовательной среде школы в рамках внеурочных занятий с использованием современных информационных технологий, в том числе таких, как обучающие, игровые, диагностические, контролирующие.

Библиографический список

Для эффективной организации занятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников следует:

- осуществлять организацию занятий на основе интеграции знаний, эмоционально-ценностного отношения и поведения в сфере безопасности жизнедеятельности;

- использовать современные информационные технологии во внеурочной деятельности (онлайн-платформы, симуляторы, технологии виртуальной реальности);

- проводить регулярную оценку сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников и вносить необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами, административными и научными работниками в сфере образования, при написании методических материалов, учебников, на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, при привлечении обучающихся к проектной и исследовательской деятельности. Результаты исследования также могут быть внедрены в систему дополнительного образования для повышения квалификации учителей.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с необходимостью разработки методических и дидактических материалов для учителей и школьников; веб-сайтов учебно-воспитательного назначения; организации интеллектуального досуга школьников с использованием современных информационных технологий; авторских педагогических программных средств, в которых отражается предметная область «основы безопасности жизнедеятельности».

1. Головин Н.Л. Понятие «культура безопасности». Педагогический журнал. 2021; Т. 11, № 4: 32-47.

2. Леонов В.В., Шабанова М.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности, обучающихся в системе основного общего образования (5-7 классы). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023; № 1: 110-120.

3. Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2023.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/

5. Примерная рабочая программа среднего общего образования Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень (для 10-11 классов образовательных организаций). Москва, 2022.

6. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2004.

7. Выбор методов обучения в средней школе. Москва: Педагогика, 1981.

8. Евтеев В.А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся начального профессионального образования. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

9. Сидоренко В.А., Штейнберг Н.А. Культура безопасности. Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG). Вена, 1991.

10. Давыдова А.Д. Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий. Диссертация ... ученой степени магистра Санкт-Петербург, 2016.

11. Чумичева РМ., Куликовская И.Э., Поддубная Т.Н. Культура безопасности жизнедеятельности как педагогическая проблема. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023; № 3: 99-107.

12. Купцова С.А. Проектирование модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащейся молодежи. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 4 (33): 101-106.

13. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке. Современные наукоемкие технологии. 2009; № 11: 50-52.

14. Медведев П.Н., Малий Д.В., Папочкина Е.С. Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; № 6 (108).

References

1. Golovin H.L. Ponyatie «kul'tura bezopasnosti». Pedagogicheskijzhurnal. 2021; T. 11, № 4: 32-47.

2. Leonov V.V., Shabanova M.V. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, obuchayuschihsya v sisteme osnovnogo obschego obrazovaniya (5-7 klassy). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2023; № 1: 110-120.

3. Estestvoznanie, tehnicheskie i gumanitarnye nauki: perspektivy, tendencii, rezul'taty: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod, 2023.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «» ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Primernaya rabochaya programma srednego obschego obrazovaniya Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Bazovyj uroven' (dlya 10-11 klassov obrazovatel'nyh organizacij). Moskva, 2022.

6. Moshkin V.N. Vospitanie kul'tury bezopasnostishkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2004.

7. Vybor metodov obucheniya v srednej shkole. Moskva: Pedagogika, 1981.

8. Evteev V.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury bezopasnoj zhiznedeyatel'nosti u uchaschihsya nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

9. Sidorenko V.A., Shtejnberg N.A. Kul'tura bezopasnosti. Doklad Mezhdunarodnoj konsul'tativnoj gruppy po yadernoj bezopasnosti (INSAG). Vena, 1991.

10. Davydova A.D. Psihologicheskieprediktory kul'tury bezopasnostipersonala 'energeticheskih predpriyatij. Dissertaciya ... uchenoj stepeni magistra Sankt-Peterburg, 2016.

11. Chumicheva R.M., Kulikovskaya I.'E., Poddubnaya T.N. Kul'tura bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2023; № 3: 99-107.

12. Kupcova S.A. Proektirovanie modeli formirovaniya kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni uchaschejsya molodezhi. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 4 (33): 101-106.

13. Aksyuhin A.A., Vicen A.A., Meksheneva Zh.V. Informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2009; № 11: 50-52.

14. Medvedev P.N., Malij D.V., Papochkina E.S. Sovremennye informacionnye tehnologii v sfere obrazovaniya: vozmozhnosti i perspektivy. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; № 6 (108).

Статья поступила в редакцию 21.06.24

УДК 378

Kuyukov Yu.S., postgraduate, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: 79232131666@yandex.ru

HISTORICAL ASPECTS OF TRAINING SPORTS AND HEALTH TOURISM STUDENTS IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM (BASED ON THE EXAMPLE OF REGIONAL DEVELOPMENT). Sports and health tourism plays an important role in the Russian education system, as it contributes to the physical and psychological development of students, as well as the development of healthy self-esteem and leadership qualities. The article highlights the main historical aspects of training students for sports and health tourism, including nine stages of development. The pre-revolutionary period is marked by the emergence of tourism on an amateur basis. In the post-Soviet era, changes occurred in the educational system, including a reduction in physical education programs. Today, the educational system in Russia pays great attention to the development of sports and tourism skills of students. Sports and health tourism in the Russian education system has a historical foundation, which implies the development of comprehensive educational programs and specialized schools. This allows to raise not only physically developed, but also active and interested in the world youth.

Key words: sports and health tourism, history of education in Russia

Ю.С. Куюков, аспирант, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: 79232131666@yandex.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ)

Спортивно-оздоровительный туризм играет важную роль в системе образования России, поскольку способствует физическому и психологическому развитию обучающихся, а также здоровой самооценки и лидерских качеств. В статье выделены основные исторические аспекты подготовки обучающихся к спортивно-оздоровительному туризму, включающие девять этапов развития. Дореволюционный период ознаменован зарождением туризма на любительской основе. В послесоветское время произошли изменения в образовательной системе, включая сокращение программ физического воспитания. Сегодня в системе образования в России уделяется большое внимание развитию спортивных и туристических навыков обучающихся. Спортивно-оздоровительный туризм в системе образования России имеет исторический фундамент, который подразумевает развитие комплексных учебных программ и специализированных школ. Это позволяет воспитывать не только физически развитую, но и активную и интересующуюся миром молодежь.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, история образования в России

Одним из приоритетов в образовательной системе Российской Федерации является улучшение качества профессиональной подготовки, соответствующее высоким требованиям рынка труда. Подготовка специалистов в сфере туризма требует развития различных компетенций, таких как организационное управление, экономика, технологии, тактика, психология, педагогика, научное мировоззрение. Этот сложный и постоянно совершенствующийся процесс обеспечивает возможность внедрения инноваций и использования аккумулированного опыта. Подготовка туристских кадров проводится в соответствии с профессиональными стандартами [1].

Тем не менее учителям и профессионалам в сфере физической культуры и спорта требуются особые знания в области нормативно-правовых актов о туризме, а также методов планирования походов и экспедиций. Профессиональные стандарты, регулирующие деятельность инструкторов и методистов в области физической культуры и спорта, определяют требования к организации физической подготовки, развития и спортивной подготовки, включая работу с туристскими группами, обеспечивая психологический комфорт и безопасность. Получение высшего образования в области педагогики с уклоном в физическую культуру открывает возможности для занятия должностей согласно профессиональным стандартам, что стимулирует научное изучение истории подготовки туристских кадров в России на примере регионального развития обучения спортивно-оздоровительному туризму в высших учебных заведениях.

Актуальность статьи заключается в том, что спортивно-оздоровительный туризм является важной составляющей системы образования России. Он способствует физическому и психологическому развитию обучающихся, позволяет им приобретать новый опыт, расширять кругозор и развивать коммуникативные навыки. Однако исторические аспекты подготовки обучающихся в данной области в региональном развитии могут иметь особенности, которые необходимо изучить и учесть для эффективного обучения.

Цель работы - исследовать исторические аспекты подготовки обучающихся спортивно-оздоровительному туризму в системе образования России на примере регионального развития.

Задачи:

1. Изучение исторических материалов и данных о развитии спортивно-оздоровительного туризма в регионах России.

2. Анализ текущей системы образования в регионе, особенностей подготовки обучающихся в области спортивно-оздоровительного туризма.

3. Исследование опыта и достижений региональных учреждений образования в области подготовки обучающихся спортивно-оздоровительному туризму.

Научная новизна. В статье представлено обзорное исследование исторических этапов развития спортивно-оздоровительного туризма в России, начиная с его зарождения в советское время и до настоящего времени. Это позволит читателям получить представление о том, какие изменения произошли в области подготовки обучающихся в данной сфере.

Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о подготовке обучающихся в области спортивно-оздоровительного туризма в системе образования России на примере регионального развития.

Практическая значимость. Результаты могут быть использованы при разработке рекомендаций для улучшения системы образования и подготовки специалистов в данной области, а также при изучении развития отечественного туристского движения и становления спортивного туризма.

1770-1917 гг. - зарождение туризма в России

История туризма в России неразрывно связана с развитием системы образования нашей страны. В ряде исследований подчеркивается роль передовых педагогов конца XVIII в. в зарождении туризма как вида деятельности: В.Ф. Зуев, Н.И. Новиков отмечали целесообразность прогулок и экскурсий для детей («Устав народных училищ» (1786), «Школьный устав» (1804)).

В XIX в. развитие туризма было поддержано интересом населения к географическим открытиям и созданием Российского географического общества, которое, в свою очередь, способствовало путешествиям и экскурсиям, возникновению многочисленных общественных объединений путешественников и туристов. В итоге этой деятельности в 1895 г. возникло образцовое Российское общество

туристов (РОТ), объединяющее более 5 тысяч человек и организующее поездки, экскурсии и экспедиции.

Основной формой подготовки кадров в начале XX в. были достаточно востребованные экскурсионные курсы, организованные членами Русского горного общества, Российского общества туристов и другими энтузиастами. Количество таких курсов к концу 1915 г приближалось к сотне, для них разрабатывалось достаточно большое методическое сопровождение [2, с. 14], создавались путеводители по наиболее популярным туристским маршрутам, включавшие описание исторических и культурных достопримечательностей.

1918-1936 гг. - формирование организационной структуры туризма

После 1917 года Российское общество туризма продолжило свою деятельность несмотря на политические изменения, организуя музейно-экскурсионные отделы и бюро экскурсий, проводя обучение учителей и подготовку туристских кадров [3, с. 24]. В 1930-х годах наблюдался активное развитие идеологической работы в сфере туризма, включая публикацию методической литературы и организацию массовых мероприятий для пропаганды туризма [4, с. 68]. Происходило наполнение туристской деятельности идеологическим и научным контентом [4; 5], начались первые шаги в сфере профессионального образования в области туризма [3; 4]. Также наблюдался активный выпуск туристской литературы.

В этот период развитие туризма на территории Советской Хакасии соответствовало основным векторам развития туризма в стране, школьники совершали туристские экспедиции, издательство «Физкультура и спорт» в 1931 г. выпустило путеводитель «По Абакану» (от Алтая до Енисея).

1936-1964 гг. - передача в ведение профсоюзов и предпосылки формирования индустрии туризма

В 1936 году Пролетарское общество туризма и экскурсий (ОПТиЭ) было ликвидировано [5], и управление сферой туризма было передано вновь созданному туристско-экскурсионному управлению при Всесоюзном центральном совете профсоюзов (ВЦСПС). Это было связано с исчерпанием концепции пролетарского туризма и стремлением к государственному управлению направлениями развития туризма.

В последующие годы туризм вступил в систему добровольных спортивных обществ (ДСО) и стал ориентироваться на спортивно-оздоровительное и военно-патриотическое направления. Кроме того, горный туризм активно развивался. Введение инструкторских званий в 1940 году позволило привлечь опытных спортсменов-туристов к педагогической и организационной работе в сфере туризма.

В годы Великой Отечественной войны подготовка, полученная в ходе занятий самодеятельным туризмом, продемонстрировала свою ценность, способствуя выживанию людей в сложных условиях [4]. Несмотря на трудности времен войны, туристическая работа продолжала активно развиваться. Туристская деятельность профсоюзов в рамках культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий возобновлялась по мере освобождения территорий от захватчиков.

1966-1968 гг. - зарождение системы подготовки туристских кадров на базе образовательных учреждений

Внедрение обязательной дисциплины «Туризм» в учебные планы педагогических и физкультурных вузов активно осуществлялось в 1960-е годы [1, с. 18]. Параллельно проводились добровольные программы подготовки туристских кадров среди студентов вузов, такие как семинары, инструкторские курсы и факультет общественных профессий. Внедрение данных программ в учебные планы столкнулось с проблемой подготовки кадров, особенно в регионах. Например, в Хакасской автономной области в 1961 году были обнаружены значительные проблемы в организации длительных путешествий для туристов из-за некомпетентного подбора организаторов туристических групп, что приводило к травмам и даже к смертельным исходам среди участников [6].

Большое значение для развития туризма имело возобновление издания журнала «Турист» в 1966 году, который способствовал становлению отрасли народного хозяйства. Формирование кадрового потенциала в Хакасской автономной области и на юге Красноярского края было осуществлено одновременно через реализацию различных проектов, в которых принимали участие всевозможные организации и учебные учреждения [6; 7; 8].

В это время подготовка туристических кадров велась за счет инициативы активистов туристского движения на уровне туристских клубов и баз отдыха. Например, созданный в 1966 году Абаканский туристский клуб стал центром самодеятельного туризма, где проводились семинары и подготовка инструкторов-организаторов туристических походов [8].

Вводится обязательная дисциплина «Туризм» во все учебные планы педагогических и физкультурных вузов [1]. Организовываются добровольные формы подготовки туристских кадров среди студентов вузов (семинары, инструкторские курсы, факультет общественных профессий).

С введением в массовую практику опыта многодневных походов появилась потребность в инструкторах по туризму, которые одновременно могли бы быть и экскурсоводами [4].

Подготовка инструкторов по туризму была реализована во многих вузах страны (Томский институт физической культуры, Ростовский, Саратовский, Краснодарский университеты, Минский педагогический институт и др.) в виде факультатива по получению второй специальности [4; 5; 8].

1969-1979 гг. - интенсификация туристского дела и развитие туристской индустрии

На данном этапе государство отдает приоритет организованному туризму, его превосходству над самодеятельным. Подготовка специалистов в области спортивно-оздоровительного туризма осуществляется на факультетах общественных профессий педагогических вузов и в сфере дополнительного образования. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО включает в себя нормативное испытание под названием «туристский поход», которое доступно для участников различных возрастных групп. Осуществляются комплексные мероприятия по организации молодежных путешествий и туристических лагерей [7, с. 22].

В Хакасии получила широкое распространение подготовка специалистов в сфере туристических и экскурсионных услуг на факультетах общественных профессий педагогических вузов, где студенты прошли дополнительное профессиональное обучение в качестве инструкторов по туризму и экскурсоводов. С 1972 года на ФОП Абаканского пединститута были созданы секции по историческому краеведению и туризму [8].

1980-1992 гг. - становление туризма как вида спорта и учебной дисциплины в образовательных организациях высшего и среднего специального образования

В педагогических и физкультурных вузах возобновляется ведение курсов, связанных со сферой туризма. В начале 1982 года в ряде учебных заведений со специализацией физическая культура была добавлена новая специальность, которая получила название «Организатор и инструктор туризма» [9, с. 47]. Учебно-производственные практики включили прохождение походов до III категории сложности.

1993-2004 гг. - создание общей концепции туристской политики РФ

Система самодеятельного туризма и активного отдыха на природе распадается. Снижается воспитательный и краеведческий потенциалы туризма в образовательной организации. Идет переход от государственно-планового финансирования туризма к рыночным отношениям [9]. Формируется нормативно-правовая база развития туризма в РФ [10]. Одновременно приобретается первый масштабный опыт кадрового обеспечения туристской индустрии в государственных и негосударственных образовательных учреждениях [11].

Библиографический список

2006-2016 гг. - становление системы профессионального образования в сфере спортивно-оздоровительного туризма

Подготовку специалистов в туристской отрасли берут на себя учебные заведения на уровне начального, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования [11]. Вводится стандарт профиля «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» по направлению подготовки «Физическая культура» в вузах. Возрождается система туристских общественных объединений [12]. Проводится подготовка новой государственной политики в области физкультурно-оздоровительной массовой работы с населением. Внедряется комплекс ВФСК ГТО с нормативом «Туристский поход с проверкой туристских навыков» [14].

2017 г. - настоящее время - сопряжение требований образования с профессиональными стандартами и квалификационными требованиями сферы туризма

Утверждаются профессиональные стандарты трудовых функций специалистов, связанных с туризмом. Создается система непрерывного профессионального образования спортивно-оздоровительного туризма в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Проводится аттестация туристских кадров с опорой на электронную (цифровую) образовательную среду и размещение в ней информационно-методического обеспечения подготовки к спортивно-оздоровительному туризму [15].

Наш обзор показал, что история подготовки студентов к спортивно-оздоровительному туризму в системе образования России охватывает различные этапы развития. Современная образовательная система России претерпела структурные и функциональные изменения и направление на обеспечение целостности, преемственности и динамичного развития подготовки кадров для туризма. Профессиональное туристское образование прошло через несколько исторических этапов, каждый из которых решал важные задачи и устанавливал перспективы развития в будущем.

Развитие туристского образования внедрено в контексте модернизации всей образовательной системы России до 2030 года [16]. Такой долгосрочный тренд показывает, что значительные изменения в образовании неизбежны и предполагают непрерывное, ориентированное на человека и многоформатное образование. В этой связи высшие образовательные учреждения также должны измениться, сталкиваясь с необходимостью устранения устаревших форм, давлением со стороны государства и работодателей, широким применением инновационных образовательных технологий и глобальной конкуренцией за студентов.

В настоящий момент происходят изменения в содержании всех профессиональных стандартов, которые актуальны для сферы туризма. Эти изменения направлены на более точное определение требований к содержанию и развитию профессиональных навыков. Типы профессиональных задач и функции, лежащие в основе каждой образовательной программы, являются направляющими моментами при разработке стандартов.

Система подготовки кадров для индустрии туризма имеет сложную историю и находится в стадии активного развития. Разнообразие форм туристической индустрии, постоянное появление различных рисков в деятельности предполагают высокие требования к специалистам в данной области. Система подготовки кадров для индустрии туризма в настоящее время проходит процесс реорганизации с учетом новых требований профессиональных стандартов и современных подходов к обучению.

1. Арсений РМ. Профессионально ориентированные задачи в подготовке студентов к туристской деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Грозный, 2019.

2. Возисова М.А. Формирование компетенций безопасности туристской деятельности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2018.

3. Иванова Н.В. Спортивно-оздоровительный туризм. Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014.

4. Дворниченко В.В. Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию (1917 - 1984 гг.). Москва: Советский спорт, 1985.

5. Долженко Г.П. История туризма. Москва: Издательство Юрайт, 2023.

6. Юрчикова Е.В. Из истории развития туризма в СССР в 1930е годы. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009; № 3: 13-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Соболев С.В., Пашкевич В.М., Соболева Н.В. Спортивно-оздоровительный туризм. Красноярск: СФУ 2021.

8. Моруденко Ю.И. Становление и развитие туристско-экскурсионной отрасли Хакасии и юга Красноярского края (1960-е - 1991 годы). Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2011.

9. Рейстерман Т. В. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов по направлению «Туризм» с использованием базовой профильной информации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2021.

10. Копылов Ю.В. Советский опыт подготовки кадров в сфере туризма. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Москва, 2011.

11. Таймазов В.А., Алексеева О.В. Ретроспективный анализ подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в России. Современные проблемы сервиса и туризма. 2008; № 3.

12. Кузин В.В., Гониянц С.А., Исмаилов А.И. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Теория и практика физической культуры. 2003; № 5.

13. Кузнецов С.А. Теоретические основания и механизмы формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2022.

14. Стеблецов Е.А., Воронов Ю.С., Севастьянов В.В. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

15. Путрик Ю.С. Образовательный туризм в России. Москва: Издательство Юрайт, 2023.

16. Джанджугазова Е.А. Ключевые тренды профессионального туристского образования. Российские регионы: взгляд в будущее. Научно-практический журнал. 2021; Т. 8, Выпуск № 3.

References

1. Arsenij R.M. Professional'noorientirovannyezadachivpodgotovkestudentovkturistskojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2019.

2. Vozisova M.A. Formirovanie kompetencij bezopasnosti turistskoj deyatel'nosti v professional'noj podgotovke bakalavrov fizicheskoj kul'tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2018.

3. Ivanova N.V. Sportivno-ozdorcwifel'nyj turizm. Moskva: Dashkov i K, Aj Pi 'Er Media, 2014.

4. Dvornichenko V.V. Turizm v SSSR i deyafel'nosf' sovefskih profsoyuzov po ego razvifiyu (1917 - 1984 gg.). Moskva: Sovetskij sport, 1985.

5. Dolzhenko G.P. Isforiya furizma. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023.

6. Yurchikova E.V. Iz istorii razvitiya turizma v SSSR v 1930e gody. Vesfnik associacii vuzov furizma i servisa. 2009; № 3: 13-16.

7. Sobolev S.V., Pashkevich V.M., Soboleva N.V. Sportivno-ozdorovifel'nyj furizm. Krasnoyarsk: SFU, 2021.

8. Morudenko Yu.I. Sfanovlenie i razvifie furisfsko-'ekskursionnoj ofrasli Hakasii i yuga Krasnoyarskogo kraya (1960-e - 1991 gody). Abakan: Izdatel'stvo GOU VPO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova», 2011.

9. Rejsterman T.V. Pedagogicheskie usloviya professional'noj podgofovki sfudenfov po napravleniyu «Turizm» s ispol'zovaniem bazovoj profil'noj informacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021.

10. Kopylov Yu.V. Sovefskijopyf podgofovkikadrov v sfere furizma. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2011.

11. Tajmazov V.A., Alekseeva O.V. Retrospektivnyj analiz podgotovki kadrov sportivno-ozdorovitel'nogo turizma v Rossii. Sovremennyeproblemy servisa i furizma. 2008; № 3.

12. Kuzin V.V., Goniyanc S.A., Ismailov A.I. Konceptual'nye osnovy podgotovki kadrov po special'nosti «Rekreaciya i sportivno-ozdorovitel'nyj turizm». Teoriya iprakfika fizicheskoj kul'tury. 2003; № 5.

13. Kuznecov S.A. Teoreficheskieosnovaniya imehanizmy formirovaniya normafivno-pravovojkul'furyu specialisfovsferysocial'nogo furizma. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2022.

14. Steblecov E.A., Voronov Yu.S., Sevasfyanov V.V. Sportivno-czdorovifel'nyj furizm isporfivnoeorienfirovanie. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020.

15. Putrik Yu.S. Obrazovafel'nyj furizm v Rossii. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023.

16. Dzhandzhugazova E.A. Klyuchevye trendy professional'nogo turistskogo obrazovaniya. Rossijskie regiony: vzglyad v buduschee. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2021; T. 8, Vypusk № 3.

Статья поступила в редакцию 08.06.24

УДК 372.87

Medvedev L.G., Academician of fhe Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Deparimenf of Academic Painting and Drawing,

OmskSfafe Pedagogical Universfy (Omsk, Russia), E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

FEATURES OF PERCEPTION OF COMPOSITION DOMINANTS BY BEGINNING ARTISTS. The article is devoted to the figurative and cognitive nature of the perception process that characterizes the creative activity of a young artist and is in constant interaction with his feelings, ideas, imagination, as well as with the world-view of a novice master. The work focuses on the fact that the idea of composition, which acts as the basis for improving professional skills, has a significant impact on the depth and purposefulness of perception. The work considers ways of activating the compositional activity of novice artists. The article attaches special importance to the development of compositional literacy in the process of developing the personality of a young artist, which depends on special exercises, which are separate groups and performed sequentially. Thus, along with the step-by-step study of theoretical material, students are offered a set of educational tasks built on the basis of well-known compositional laws and the subordination of visual means of composition to the final design; as a result of this organization of educational activities, the productivity of the search for harmony of content and form is ensured. The author comes to the conclusion that the transformation of objects into flat silhouette geometric shapes and the compilation of a harmonious composition from them requires not only a figurative understanding by students of the creative component of the visual process, but also a separate study to systematize the psychological mechanisms of the artist's creative activity.

Key words: perception, representation, imagination, imagery, creative activity, harmony, composition, young artist

Л.Г. Медведев, д-р пед. наук, проф., акад. Российской академии образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск,

E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ДОМИНАНТ НАЧИНАЮЩИМИ ХУДОЖНИКАМИ

Статья посвящена образно-познавательному характеру процесса восприятия, характеризующего творческую деятельность молодого художника и находящегося в постоянном взаимодействии с его ощущениями, представлениями, воображением, а также с миропониманием начинающего мастера. В работе делается акцент на том, что существенное влияние на глубину и целенаправленность восприятия оказывает замысел композиции, выступающий основой для совершенствования профессионального мастерства. Рассматриваются возможности активизации композиционной деятельности начинающих художников. В статье особое внимание уделяется развитию композиционной грамоты в процессе становления личности молодого художника, которое зависит от специальных упражнений, представляющих собой отдельные группы и выполняющихся последовательно. Наряду с изучением теоретического материала обучающимся рекомендуются практические задания, построенные на основе известных композиционных законов и подчинения изобразительных средств композиции замыслу, в результате такой организации учебной деятельности обеспечивается продуктивность поиска гармоничности содержания и формы. Автор приходит к выводу о том, что трансформация предметов в плоские силуэтные геометрические формы и составление из них гармоничной композиции требует не только образного осмысления обучающимися творческой составляющей изобразительного процесса, но и отдельного исследования для систематизации психологических механизмов творческой деятельности художника.

Ключевые слова: восприятие, представление, воображение, образность, творческая деятельность, гармоничность, композиция, молодой художник

Актуальность темы данного исследования определяет значимое направление обучения изобразительному искусству. Становление личности молодого профессионала в области художественного творчества происходит, как правило, под влиянием определённых установок, направленных на индивидуально-авторское восприятие окружающей действительности, в результате чего в процессе анализа объекта в целях его дальнейшего изображения, композиция приобретает устойчивые очертания. В силу своего образно-познавательного характера феномен восприятия обусловливает в изобразительной деятельности актуализацию у художника важнейших творческих принципов, таких как эстетическая оценка, осмысленность, избирательность, целостность, образность. Неслучайно в психологических исследованиях многоплановому феномену восприятия уделяется значительное внимание, а специфика художественного восприятия становится особым предметом теоретических изысканий [1; 2; 3]. Так, в психологии общепринятым является рассмотрение восприятия как процесса отражения человеком предметов и явлений окружающей действительности во всём многообразии их свойств и сторон, поскольку механизм восприятия основан на непосредственном воздействии воспринимаемого объекта на органы чувств человека.

Поэтому цель статьи состоит в исследовании процессов восприятия композиционных доминант у начинающих художников, эффективное применение

которых в обучении изобразительному искусству позволит подготовить востребованных специалистов.

В связи с этим были поставлены следующие задачи: проанализировать психические процессы, ориентированные на познавательную активность обучающихся (восприятие, представление и воображение) в процессе композиционной деятельности; выделить ключевые инструменты формирования композиционного замысла и гармонизации изображения; определить комплекс практических заданий и упражнений, направленных на осознание обучающимися композиционных законов через понимание специфики воплощения определённого замысла за счёт изобразительных возможностей конкретных художественных материалов.

Автором применялись следующие методы исследования: изучение научных трудов, затрагивающих проблематику психологии композиционной деятельности; анализ методических особенностей активизации композиционной деятельности обучающихся на художественных факультетах в педагогическом вузе.

Научная новизна статьи заключается в том, что в исследовании акцентировано внимание на понимании обучающимися композиционных доминант в процессе восприятия объекта для изображения, направленность которого зависит от решения комплекса конкретных задач в изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.