Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ИНСТРУКТОР-ПРОВОДНИК (ВОДНЫЙ ТУРИЗМ)»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ИНСТРУКТОР-ПРОВОДНИК (ВОДНЫЙ ТУРИЗМ)»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / водный туризм / инструктор-проводник / инструктор-проводник водного туризма / tourism / water tourism / instructor-guide / instructor-guide of water tourism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Вероника Валерьевна, Глущенко Наталья Владимировна, Антропова Елена Анатольевна

На протяжении последних лет интерес россиян к внутреннему туризму постоянно растет. Этот тренд обусловлен не только внешними факторами, но и инициативами Правительства РФ и губернаторов, внедренными на федеральном и региональном уровнях. Развитие внутреннего туризма — важная для нашей страны задача. Согласно данным Росстата, турпоток в России за год вырос на 16,5 %. Несомненно, для увеличения туристического потока нужны инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры. При этом важным вопросом остается качественное предоставление данных услуг в соответствии с правовыми нормативными требованиями, в том числе к работникам туристических фирм, их компетенциям и наличию профессионального образования. В статье проведен анализ правовых норм в сфере туризма и выделено четыре фактора, которые в совокупности представляют основы правового регулирования туристической деятельности. Рассмотрен процесс реализации дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)», разработанной на основе профессионального стандарта «Инструктор-проводник» (2021 г.) и нормативно-правовых документов в сфере туризма. Выделены четыре основные проблемы, возникшие в процессе разработки и реализации программы: определение содержания дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)»; определение базы для проведения практики, поскольку практическую часть необходимо отрабатывать в реальных условиях; выбор педагогического состава, специалистов, преподавателей и инструкторов водного туризма такого уровня, которые своим авторитетом, многогранностью и компетентностью заинтересовали бы аудиторию; выявление потенциальных обучающихся — организаторов водного туризма, разъяснение цели получения профессионального образования и требований законодательных актов РФ при осуществлении туристической деятельности. Описаны пути их решения. Представлен алгоритм организации обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомина Вероника Валерьевна, Глущенко Наталья Владимировна, Антропова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF AN ADDITIONAL PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAM “INSTRUCTOR-GUIDE (WATER TOURISM)”: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

Over the past years, Russians’ interest in domestic tourism has been constantly growing. This trend is due not only to external factors, but also to the initiatives of the Government of the Russian Federation and governors, implemented at the federal and regional levels. The development of domestic tourism is an important task for our country. According to Rosstat, tourist fl ows in Russia increased by 16.5 % over the year. Undoubtedly, to increase the tourist fl ow, investments are needed in the development of the necessary infrastructure. At the same time, an important issue remains the quality provision of these services in accordance with legal regulatory requirements, including for employees of travel companies, their competence and the availability of professional education. The article analyzes legal norms in the fi eld of tourism and identifi es 4 factors, which together represent the basics of legal regulation of tourism activities. The process of implementing an additional professional retraining program “Instructor-guide (water tourism)”, developed on the basis of the professional standard “Instructor-guide” (2021) and regulatory documents in the fi eld of tourism, is considered. Four main problems that arose during the development and implementation of the program were identifi ed: determining the content of the additional professional retraining program “Instructorguide (water tourism)”; determining the basis for practice, since the practical part must be practiced in real conditions; selection of teaching staff, specialists, teachers and instructors of water tourism at a level that would interest the audience with their authority, versatility and competence; identifying potential students organizers of water tourism, explaining the purpose of obtaining professional education and the requirements of legislative acts of the Russian Federation when carrying out tourism activities. The ways to solve them are described. An algorithm for organizing training under the additional professional retraining program “Instructor-guide (water tourism)” is presented.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ИНСТРУКТОР-ПРОВОДНИК (ВОДНЫЙ ТУРИЗМ)»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 34-43. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):34-43. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ИНСТРУКТОР-ПРОВОДНИК (ВОДНЫЙ ТУРИЗМ)»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Щ

Вероника Валерьевна Истомина1, istominaVV-chirpo@yandex.ru Наталья Владимировна Глущенко2, btptis@mail.ru Елена Анатольевна Антропова3, pu31rc@bk.ru

1 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

2,3 Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева, Бакал, Челябинская область, Россия

Аннотация. На протяжении последних лет интерес россиян к внутреннему туризму постоянно растет. Этот тренд обусловлен не только внешними факторами, но и инициативами Правительства РФ и губернаторов, внедренными на федеральном и региональном уровнях. Развитие внутреннего туризма — важная для нашей страны задача. Согласно данным Росстата, турпоток в России за год вырос на 16,5 %. Несомненно, для увеличения туристического потока нужны инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры. При этом важным вопросом остается качественное предоставление данных услуг в соответствии с правовыми нормативными требованиями, в том числе к работникам туристических фирм, их компетенциям и наличию профессионального образования.

В статье проведен анализ правовых норм в сфере туризма и выделено четыре фактора, которые в совокупности представляют основы правового регулирования туристической деятельности.

Рассмотрен процесс реализации дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)», разработанной на основе профессионального стандарта «Инструктор-проводник» (2021 г.) и нормативно-правовых документов в сфере туризма.

Выделены четыре основные проблемы, возникшие в процессе разработки и реализации программы: определение содержания дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)»; определение базы для проведения практики, поскольку практическую часть необходимо отрабатывать в реальных условиях; выбор педагогического состава, специалистов, преподавателей и инструкторов водного туризма такого уровня, которые своим авторитетом, многогранностью и компетентностью заинтересовали бы аудиторию; выявление потенциальных обучающихся — организаторов водного туризма, разъяснение цели получения профессионального образования и требований законодательных актов РФ при осуществлении туристической деятельности. Описаны пути их решения.

Представлен алгоритм организации обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)».

Ключевые слова: туризм, водный туризм, инструктор-проводник, инструктор-проводник водного туризма

Для цитирования: Истомина В. В., Глущенко Н. В., Антропова Е. А. Реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)»: проблемы и пути их решения // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 34-43.

© Истомина В. В., Глущенко Н. В., Антропова Е. А., 2024

Original article

IMPLEMENTATION OF AN ADDITIONAL PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAM "INSTRUCTOR-GUIDE (WATER TOURISM)": PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

Veronica V. Istomina1, istominaVV-chirpo@yandex.ru

Natalya V. Glushchenko2, btptis@mail.ru

Elena A. Antropova3, pu31rc@bk.ru

1 Chelyabinsk Institute of Vocational Education, Chelyabinsk, Russia

2,3 Bakal College of Professional Technologies and Service named after M. G. Ganiev, Bakal, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. Over the past years, Russians' interest in domestic tourism has been constantly growing. This trend is due not only to external factors, but also to the initiatives of the Government of the Russian Federation and governors, implemented at the federal and regional levels. The development of domestic tourism is an important task for our country. According to Rosstat, tourist flows in Russia increased by 16.5 % over the year. Undoubtedly, to increase the tourist flow, investments are needed in the development of the necessary infrastructure. At the same time, an important issue remains the quality provision of these services in accordance with legal regulatory requirements, including for employees of travel companies, their competence and the availability of professional education. The article analyzes legal norms in the field of tourism and identifies 4 factors, which together represent the basics of legal regulation of tourism activities. The process of implementing an additional professional retraining program "Instructor-guide (water tourism)", developed on the basis of the professional standard "Instructor-guide" (2021) and regulatory documents in the field of tourism, is considered. Four main problems that arose during the development and implementation of the program were identified: determining the content of the additional professional retraining program "Instructor-guide (water tourism)"; determining the basis for practice, since the practical part must be practiced in real conditions; selection of teaching staff, specialists, teachers and instructors of water tourism at a level that would interest the audience with their authority, versatility and competence; identifying potential students - organizers of water tourism, explaining the purpose of obtaining professional education and the requirements of legislative acts of the Russian Federation when carrying out tourism activities. The ways to solve them are described. An algorithm for organizing training under the additional professional retraining program "Instructor-guide (water tourism)" is presented.

Keywords: tourism, water tourism, instructor-guide, instructor-guide of water tourism

For citation: Istomina VV, Glushchenko NV, Antropova EA. Implementation of an additional professional retraining program "instructor-guide (water tourism)": problems and ways to solve them. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):34-43. (In Russ.).

Введение

Туристическая деятельность является особым видом непроизводственной сферы экономики и направлена на оказание услуг по организации путешествий, в том числе по обслуживанию туристов и обеспечению их безопасности.

Перспективы развития внутреннего туризма в России оценили на сессиях Петербургского международного экономического форума 2023 г. (ПМЭФ-2023). Эксперты отметили, что внутренний туризм за несколько лет стал не только быстрорастущей, но и высокотехнологичной отраслью экономики, а число туристов существенно увеличилось. На пленарном заседании форума Президент России Владимир

Путин поручил ускорить развитие туристической инфраструктуры в регионах1.

Как сообщил глава Министерства экономического развития (МЭР) Максим Решетников, число путешествующих по стране россиян увеличивается. По данным МЭР, за I квартал 2022 г. турпоток вырос на 19 %. Министерство намерено создать условия для удвоения количества туристических поездок по стране к 2030 г.2

1 Развитие туризма в России // Ведомости. 20 июня 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/press_ releases/2023/06/20/razvitie-turizma-v-rossii.

2 Спрос на внутренний туризм в России растет // Ве-

домости. 25 октября 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/ tourism/trends/articles/2023/10/25/1001305-spros-na-turizm-rastet.

Помимо стандартных видов отдыха, таких как отпуск на черноморских пляжах Краснодарского края, в России активно развивается экотуризм на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), водный и пеший туризм. Интересны социальные направления туризма: образовательный туризм профессиональной направленности (Е. В. Годлевская, И. В. Шад-чин [1]), социальный туризм для пожилых людей (А. П. Худякова, О. В. Павлова, А. А. Набокова [2]). Предлагается активизация деятельности по созданию информационных ресурсов для привлечения и маршрутизации туристических потоков и повышения привлекательности туристического бизнеса Челябинской области, в том числе промышленного туризма (В. Г. Лапин, О. Н. Манапова, Т. С. Занова [3]).

Однако, согласно данным Росстата, на долю Уральского федерального округа приходится 5,2 % общероссийского турпотока — это пятое место из семи1. Анализируя ТОП-30 регионов России с максимальным внутренним турпото-ком по итогам девяти месяцев 2023 г., видим, что Челябинская область находится на 21 ме-сте2. Развитие туристической отрасли значимо для нашего региона.

Несомненно, правовая регламентация деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников требует четкого регулирования на федеральном уровне [4].

С каждым годом усиливается контроль за работой в сфере туризма. Органами государственной власти Российской Федерации определены правовые нормы, которые в совокупности представляют основы правового регулирования туристической деятельности. Это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, туризм — это особый вид предпринимательской деятельности, поэтому в соответствии с Постановлением правительства от 31 мая 2022 г № 991 «Об утверждении Правил оказания услуг инструктором-проводником в Российской Федерации» специалисту необходимо знать правила предоставления услуг, в том числе: порядок заключения и существенные условия договора; порядок осуществления договора, т. е. перечень действий до выхода на маршрут, в период прохождения туристского маршрута, а также условия, при которых он вправе приостановить оказание услуг.

1 Росстат оценил внутренний туризм за 9 месяцев 2023 года // Ассоциация туроператоров. 02.11.2023. URL: https://www.atorus.ru/node/54569.

2 Там же.

Во-вторых, инструкторы-проводники должны обеспечивать безопасность людей во время отдыха. При сопровождении туристов на маршруте специалист обязан контролировать соблюдение ими требований личной безопасности; информировать их о возникновении угрозы жизни и здоровью; оказывать помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев; информировать аварийно-спасательные службы и (или) территориальные органы МЧС о происшествиях.

В-третьих, инструктор-проводник должен знать, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору он несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и законодательством

0 защите прав потребителей.

В-четвертых, с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от

1 июня 2022 г. № 1003 «Об утверждении Положения об аттестации инструкторов-проводников», в котором прописаны условия для приема заявки на прохождение аттестации.

Заметно меняется само отношение к туризму, к его материальному обеспечению. Повышаются требования к организаторам, к разработке новых маршрутов, к обеспечению безопасности при сопровождении туристов. В свою очередь совершенствуется групповое и индивидуальное снаряжение, экипировка, специальное оборудование. Люди стали предпочитать «дикому» туризму более комфортный и организованный отдых, который стал доступен довольно широкому кругу людей.

Спрос рождает предложение. Все больше молодых людей готовы окунуться в эту деятельность и начать свой туристический бизнес. Одновременно появляется множество организаторов, некомпетентных в данной сфере деятельности. Это подтверждает исследование О. Л. Жигарева, который считает, что «обеспечение безопасности туристов на туристских маршрутах в условиях природной среды и эффективное использование богатых рекреационных возможностей природных ресурсов может быть достигнуто при условии постоянного повышения качества подготавливаемых специалистов в системе высшего профессионального туристского образования» [5]. Инструктором по туризму, организатором досуга и активного отдыха может стать бакалавр физической культуры, если он будет профессионально развиваться [6].

Т. А. Лаврова, Н. П. Сирота также отмечают в числе основных проблем, сдерживающих

развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, неудовлетворенность предприятий туристской индустрии качеством подготовки кадров. Одним из направлений деятельности по улучшению качества подготовки кадров они видят создание эффективного механизма взаимодействия индустрии туризма и образовательных организаций [7].

Результаты опроса, представленные в статье А. С. Лукиной, А. Е. Тарасова, А. А. Зайцева, подтверждают необходимость повышения квалификации сотрудников с получением удосто -верения «Инструктор-проводник по туризму». Авторы отмечают, что подавляющее большинство опрошенных специалистов туриндустрии (83,3 %) считают важнейшим компонентом организации спортивно-оздоровительного туризма обучение персонала, предоставляющего соответствующие услуги [8].

Возникает проблема обеспечения требуемых условий оказания услуг инструктором-проводником, в том числе наличия аттестации для осуществления лицом деятельности в качестве инструктора-проводника, оказывающего услуги на туристских маршрутах, требующих соответствующего сопровождения.

Проблема обусловлена противоречием между необходимостью соблюдения требований законодательства в части правового регулирования деятельности инструкторов-проводников и отсутствием требуемых норм у работников, оказывающих туристические услуги, в частности, по Челябинской области.

В связи с этим становится актуальной организация дополнительного профессионального образования, направленного на подготовку инструктора-проводника к работе в сфере туризма. Целесообразность и предпочтение в организации обучения по данным профессиям отдается ПОО, профилирующим по направлению «Туризм». Так, ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева» осуществляет среднее профессиональное образование по специальности 43.02.10 «Туризм» с 2013 г Образовательная организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

При выборе направления профессиональной переподготовки учитывалась особенность Саткинского района Челябинской области

в сфере туризма — многообразие водных объектов. В связи с этим в статье акцентируется внимание на водном туризме как приоритетном направлении.

В настоящей статье рассматривается процесс реализации дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки (ДПП ПП) «Инструктор-проводник (водный туризм)», разработанной на основе профессионального стандарта «Инструктор-проводник» (2021 г.) и соответствующих нормативно-правовых документов. Выделены четыре основные проблемы, возникшие в процессе разработки и реализации программы, и пути их решения, описан авторский алгоритм организации обучения заявленной программе.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов. Посредством теоретических методов определены проблема и цель статьи, проанализировано содержание нормативных документов, изучен опыт образовательных организаций в вопросах организации дополнительного профессионального образования, проанализированы и систематизированы результаты работы педагогического коллектива ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева» по реализации ДПП ПП «Инструктор-проводник (водный туризм)». Эмпирические методы позволили выявить результаты дополнительного профессионального образования первого набора обучающихся по данной программе.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников предлагает установление видов маршрутов, требующих специального сопровождения, а также критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов (экскурсантов).

Там же сформированы новые требования к специалистам, оказывающим услуги на туристских маршрутах, предусмотрен порядок, перечень документов и критерии их аттестации, порядок принятия решений об отказе в аттестации и о прекращении действия

аттестата, порядок обжалования указанных решений, форма аттестата, порядок ведения единого федерального реестра инструкторов-проводников, перечень содержащихся в этом реестре сведений.

Теперь, согласно приказу Федерального агентства по туризму от 29 апреля 2022 г №2 168-Пр-22, все инструкторы-проводники обязаны иметь нагрудную идентификационную карточку по результатам аттестации, а для прохождения аттестации требуется наличие дополнительного профессионального образования.

Таким образом, появилась необходимость в обновлении и упорядочивании деятельности в туристической сфере; возникла потребность в создании условий для обучения и аттестации квалифицированных кадров для туристической деятельности.

Проблему обучения и подготовки профессиональных кадров для туристической отрасли рассмотрела в своей статье И. П. Саратцева. В качестве одного из способов решения этой проблемы она выделяет разработку и внедрение рабочих программ дополнительного профессионального образования [9]. Образовательные организации предлагают различные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Так, частное учреждение высшего образования «Российская международная академия туризма» реализует более 80 программ для сферы туризма [10]. В Челябинской области также имеются программы среднего профессионального образования по данному направлению [11].

Однако территориальный анализ первичных результатов аттестации в исследовании З. А. Трифоновой показывает, что Челябинская область относится к регионам с низким уровнем обеспеченности экскурсоводами, гидами-переводчиками. Эксперимент по добровольной аттестации экскурсоводов изначально проходил через цифровую платформу «Госуслуги». К 1 июня 2023 г в Челябинской области добровольную аттестацию прошли четыре экскурсовода. Показатель обеспеченности на 1 тыс. туристов — 0,01 [12], что подтверждает востребованность в Челябинской области образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов в сфере туризма.

ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Га-ниева», благодаря активному содействию туристической фирмы «Саттурн» (г. Сатка), одним из первых в регионе принял решение об организации работы в данном направлении. Этому

способствовало наличие у образовательной организации аккредитации по специальности 43.02.10 «Туризм».

В процессе разработки и реализации дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки возник ряд проблем.

Первая проблема — определение содержания ДПП 1111 «Инструктор-проводник (водный туризм)».

Для ее решения проведен анализ профессионального стандарта «Инструктор-проводник», характеристик обобщенной функции «Сопровождение туристов при занятиях водным туризмом», перечня видов маршрутов, требующих его сопровождения, критериев отнесения туристического маршрута к соответствующей категории сложности (распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2022 г № 744-р.), правил оказания услуг инструктором-проводником в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 31 мая 2022 г. № 991).

Программа профессиональной переподготовки разработана для обучения лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, без медицинских ограничений, регламентированных перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Анализ профессионального стандарта (Приказ Минтруда России от 24 декабря 2021 г. № 914н «Об утверждении профессионального стандарта „Инструктор-проводник"») позволил определить цель программы — овладение обобщенной трудовой функцией О «Сопровождение туристов при занятиях водным туризмом», предусматривающей следующие трудовые функции:

- Б/01.5. Разработка и планирование маршрута при занятиях водным туризмом;

- Б/02.5 Сопровождение и обеспечение безопасности при занятиях водным туризмом;

- Б/03.5 Проведение работ во время аварийных ситуаций при занятиях водным туризмом.

Квалификация выпускника: «Инструктор-проводник» 5 уровня квалификации.

Нормативный срок обучения по программе составляет 256 часов, из них: теоретическая подготовка — 136 часов, практическая подготовка — 112 часов.

Структура программы стандартная, включает теоретическую и практическую подготовку, а также итоговую аттестацию в виде квалификационного экзамена (табл. 1).

Таблица 1

Структура ДПП ПП «Инструктор-проводник (водный туризм)»

№ Наименование разделов и дисциплин Всего часов

1 Теоретическая подготовка 136

1.1 Правовые основы туристической деятельности 16

1.2 Охрана окружающей среды 8

1.3 Психология общения и конфликтология 16

1.4 Требования к обеспечению безопасности туристов 16

1.5 Сопровождение туристов при занятиях водным туризмом 80

2 Практическая подготовка 112

2.1 Учебная практика 16

2.2 Стажировка 96

ИА Итоговая аттестация. Квалификационный экзамен 8

ВСЕГО: 256

Вторая проблема разработки и реализации программы — определение базы для проведения практики, так как практическая часть отрабатывается в реальных условиях. Невозможно пройти водный маршрут дистанционно. Здесь отрабатываются навыки управления судном, обхода препятствий на воде, замеряется время пути, просматриваются возможные пункты снятия участников с маршрута, проверяется связь с МЧС. С группами постоянно работают координаторы действий. Серьезного внимания требуют подготовка и прохождение категорийного маршрута.

Решение проблемы — заключение договора с туристической фирмой ООО «Саттурн», которая стала базой для проведения практики и предоставила свою помощь в организации водного сплава (проведение учебных сборов, инструктажа, обеспечение снаряжением и транспортом для заброски на маршрут, местом размещения и проведения учебных занятий на одной из стоянок маршрута).

Также помощь в предоставлении специального снаряжения оказали туристические компании «Зеленый рай», «Сплавы по реке Ай» (Ийр8://лунная-река.рф/).

Третья проблема — выбор педагогического состава, специалистов, преподавателей и инструкторов водного туризма такого уровня, чтобы они своим авторитетом, многогранностью и компетентностью заинтересовали аудиторию.

Как отмечает Л. Г. Рубис, организации, занимающиеся выпуском «туристов-походников» в спортивные туры, в спортивные и оздоровительные лагеря, не могут считать себя профессиональными, если в их составе не будет профессионально подготовленных инструкторов-проводников [13]. Об этом указано в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Решение проблемы — выбор преподавателей из числа проводящих занятия в ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева» по направлению «Туризм» и приглашение внештатных специалистов-практиков.

Среди преподавателей по программе — преподаватель техникума по направлению «Туризм» Юлия Маркова, квалифицированный специалист в данной сфере деятельности. Из приглашенных специалистов, имеющих большой теоретический и практический опыт в области туризма, — Сергей Талызин, действующий член маршрутно-квали-фикационной комиссии г. Челябинска, руководитель водного туристического маршрута, и Сергей Горбов, старший инструктор водного туризма, руководитель водных походов 5 категории сложности, заслуженный путешественник России.

Четвертая проблема — выявление потенциальных обучающихся — организаторов водного туризма, разъяснение цели получения профессионального образования и требований законодательных актов РФ в осуществлении туристической деятельности.

Для этого организовано взаимодействие с Управлением образования Саткинского муниципального района, туристической фирмой «Саттурн», информирование через сеть Интернет и организация работы с МБУ «Центр туризма и гостеприимства» г. Сатки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описанные четыре проблемы, решенные в ходе разработки и реализации ДПП ПП «Инструктор-проводник (водный туризм)», стали основой разработанного алгоритма организации обучения.

1. Набор контингента обучающихся — лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

2. Составление и подписание договоров с обучающимися по программе ДНО.

3. Планирование образовательного процесса и составление графика учебных занятий с применением очных и дистанционных форм обучения.

4. Приглашение в качестве преподавателей специалистов-практиков и заключение с ними договоров.

5. Организация теоретической подготовки, проведение промежуточной аттестации по каждой теме с применением Яндекс-формы.

6. Подписание договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. В нашем случае это туристическая фирма ООО «Сат-турн», на базе которой проходит подготовка к предстоящему водному походу.

7. Подготовка обучающихся к прохождению категорийного маршрута.

Для выхода на маршрут участникам похода, во избежание непредвиденных инцидентов, необходимо подтвердить свое здоровье и предоставить в маршрутно-квалификаци-онную комиссию (МКК) справки с формулировкой «может заниматься спортивным туризмом». Форма такой справки приведена в сборнике методических материалов по организации и проведению туристских походов с обучающимися [14].

8. Издание приказа «О проведении водного похода», в котором указываются сроки, место проведения, назначается руководитель группы, имеющий аккредитацию, и состав самой группы, прописывается вся организационно-подготовительная работа руководителя, которую необходимо провести до отправления группы на маршрут.

9. Получение обучающимися допуска к итоговой аттестации (квалификационному экзамену).

10. Оформление маршрутных книжек и предоставление их в МКК.

11. Успешное прохождение итоговой аттестации в ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева» и получение диплома государственного образца.

12. Сдача отчета о пройденном туристическом маршруте и получение справок о зачете водного похода 1 категории сложности в МКК.

Проведем анализ результатов обучения по ДПП ПП «Инструктор-проводник (водный туризм)».

1. Успешно закончили обучение по данной программе 27 человек. Возраст обучающихся от 20 до 48 лет. Это студенты, индивидуальные предприниматели, работники бюджетных организаций и других сфер экономики. В группе обучались 5 женщин и 22 мужчины, специфика данной профессии — сила и выносливость.

2. В процессе практической подготовки выявлены следующие проблемные вопросы, требующие дополнительного внимания в процессе теоретической подготовки:

- сложности в оформлении маршрутных книжек;

- учет длительности подготовки специального снаряжения (туристического судна) на комплектность на начальном этапе похода;

- особенности движения по акватории и соблюдение требований безопасного передвижения.

3. Работа всех участников похода согласно их обязанностям на маршруте была оценена руководством положительно; рассмотрены все ошибки, недоработки, алгоритмы действий в стандартных и нестандартных ситуациях. Временные промежутки пути соответствовали распланированному графику.

4. Квалификационный экзамен сдали на отлично 10 человек, на хорошо — 17 человек.

Выводы

Анализ процесса и результатов обучения по ДПП ПП «Инструктор-проводник (водный туризм)» показали, что разработанная и апробированная программа применима. В зависимости от контингента слушателей допустима коррекция количества часов на изучение требований предпринимательской деятельности.

Четыре основные проблемы, возникшие в процессе разработки и реализации программы, прогнозируемы и решаемы силами профессиональной образовательной организации в сотрудничестве с организациями, заинтересованными в развитии туристической отрасли Саткинского района Челябинской области.

Алгоритм организации обучения по ДПП ПП «Инструктор-проводник (водный туризм)» позволяет структурировать работу, минимизировать возникновение проблемных ситуаций.

В 2024 г на базе ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева» планируется организовать две группы для обучения по дополнительной

профессиональной программе профессиональной переподготовки «Инструктор-проводник (водный туризм)»: «инструктор-проводник (пешеходного туризма и трекинга)» и «инструктор-

проводник (водного туризма)», в том числе и для педагогов дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности — это новая должность, которая вводится в школах.

Список источников

1. Годлевская Е. В., Шадчин И. В. Социокультурное пространство региона как инструмент профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 124-133.

2. Худякова А. П., Павлова О. В., Набокова А. А. К вопросу об обучении английскому языку студентов пожилого возраста в аспекте lifelong learning // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 96-104.

3. Лапин В. Г., Манапова О. Н., Занова Т. С. [и др.]. Стратегия развития колледжа креативных индустрий // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 12-17.

4. Савичев А. Ю. Правовая регламентация деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников: опыт субъектов Российской Федерации и перспективы федерального регулирования // Административное и муниципальное право. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-reglamentatsiya-deyatelnosti-ekskursovodov-gidov-gidov-perevodchikov-i-instruktorov-provodnikov-opyt-subektov-rossiyskoy.

5. Жигарев О. Л. Профессиональная подготовка инструкторов-проводников // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1 (124). С. 113-120. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-instruktorov-provodnikov.

6. Карпова О. Л. Технология сопровождения профессионального самоопределения студентов спортивного вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 171-176.

7. Лаврова Т. А., Сирота Н. П. Современные направления подготовки кадров в сфере туризма // Известия СПбГЭУ. 2023. № 6-1 (144). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-podgotovki-kadrov-v-sfere-turizma.

8. Лукина А. С., Тарасов А. Е., Зайцев А. А. Результаты опроса специалистов туриндустрии, оказывающих услуги по спортивно-оздоровительному туризму в республике Саха (Якутия) // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 5 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 rezultaty-oprosa-spetsialistov-turindustrii-okazyvayuschih-uslugi-po-sportivno-ozdorovitelnomu-turizmu-v-respublike-saha-yakutiya.

9. Саратцева И. П. Обучение и подготовка профессиональных кадров для туристической отрасли // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2020. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-i-podgotovka-professionalnyh-kadrov-dlya-turisticheskoy-otrasli.

10. Трофимов Е. Н. Современное состояние и необходимые изменения системы профессионального образования в туризме и индустрии гостеприимства // Вестник РМАТ. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-neobhodimye-izmeneniya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-turizme-i-industrii-gostepriimstva.

11. Подготовка специалистов среднего звена // Атлас профессий. URL: https://chirpo.ru/ podgotovka-speczialistov-srednego-zvena.

12. Трифонова З. А. Экскурсоводы как креативное сообщество региональной туриндустрии: территориальный анализ первичных результатов аттестации // Сервис в России и за рубежом. 2023. № 3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursovody-kak-kreativnoe-soobschestvo-regionalnoy-turindustrii-territorialnyy-analiz-pervichnyh-rezultatov-attestatsii.

13. Рубис Л. Г. Инструктор по туризму: состояние и перспективы подготовки // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/instruktor-po-turizmu-sostoyanie-i-perspektivy-podgotovki.

14. Организация и проведение спортивных туристских походов с обучающимися. Безопасность на маршруте : сборник методических материалов / сост. А. В. Ложкина. Екатеринбург : ГАНОУ СО «Дворец молодежи», 2019. 26 с.

References

1. Godlevskaya EV, Shadchin IV. Sociocultural space of the region as a tool for professional self-determination of students with disabilities. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of professional education. 2022;(4(36):124-133. (In Russ.).

2. Khudyakova AP, Pavlova OV, Nabokova AA. On the issue of teaching English to older students in the aspect of lifelong learning. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of professional education. 2022;(3(35):96-104. (In Russ.).

3. Lapin VG, Manapova ON, Zanova TS, etc. Development strategy for the College of Creative Industries. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of professional education. 2022;(2(34):12-17. (In Russ.).

4. Savichev AYu. Legal regulation of the activities of tour guides (guides), guides-translators and instructors-guides: experience of the constituent entities of the Russian Federation and prospects for federal regulation. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo = Administrative and municipal law. 2020;(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7pravovaya-reglamentatsiya-deyatelnosti-ekskurso-vodov-gidov-gidov-perevodchikov-i-instruktorov-provodnikov-opyt-subektov-rossiyskoy. (In Russ.).

5. Zhigarev OL. Professional training of instructors-guides. Vestnik akademii detsko-yunosh-eskogo turizma i kraevedeniya = Bulletin of the Academy of Children and Youth Tourism and Local History. 2017;(1(124):113-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-instruktorov-provodnikov. (In Russ.).

6. Karpova OL. Technology of support of professional self-determination of students of a sports university. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of professional education. 2023;(1(37):171-176. (In Russ.).

7. Lavrova TA, Sirota NP. Modern directions of personnel training in the field of tourism. Izvestiya SPbGEU = News of St. Petersburg State University of Economics. 2023;(6-1(144). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-podgotovki-kadrov-v-sfere-turizma. (In Russ.).

8. Lukina AS, Tarasov AE, Zaitsev A.A. Results of a survey of tourism industry specialists providing services for sports and health tourism in the Republic of Sakha (Yakutia). Uchenye zapiski universiteta Lesgafta = Scientific notes of Lesgaft University. 2022;(5(207). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rezultaty-oprosa-spetsialistov-turindustrii-okazyvayuschih-uslugi-po-sportivno-ozdorovi-telnomu-turizmu-v-respublike-saha-yakutiya. (In Russ.).

9. Sarattseva IP. Training and preparation of professional personnel for the tourism industry. Razvitie teorii i praktiki upravleniya sotsial'nymi i ekonomicheskimi sistemami = Development of the theory and practice of managing social and economic systems. 2020;(9). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obuchenie-i-podgotovka-professionalnyh-kadrov-dlya-turisticheskoy-otrasli. (In Russ.).

10. Trofimov EN. Current state and necessary changes in the system of professional education in tourism and the hospitality industry. Vestnik RMAT = RMAT Bulletin. 2022;(3). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-neobhodimye-izmeneniya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-turizme-i-industrii-gostepriimstva. (In Russ.).

11. Training of mid-level specialists. Atlas professiy = Atlas of professions. URL: https://chirpo.ru/ podgotovka-speczialistov-srednego-zvena. (In Russ.).

12. Trifonova ZA. Guides as a creative community in the regional tourism industry: territorial analysis of the primary certification results. Servis v Rossii i za rubezhom = Service in Russia and abroad. 2023;(3(105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursovody-kak-kreativnoe-soob-schestvo-regionalnoy-turindustrii-territorialnyy-analiz-pervichnyh-rezultatov-attestatsii. (In Russ.).

13. Rubis LG. Tourism instructor: state and prospects of training. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya = Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2017;(1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instruktor-po-turizmu-sostoyanie-i-perspektivy-podgotovki. (In Russ.).

14. Lozhkina AV, ed. Organizatsiya i provedenie sportivnykh turistskikh pokhodov s obuchayush-chimisya. Bezopasnost' na marshrute = Organization and conduct of sports tourist trips with students. Safety on the route: collection of teaching materials.Ekaterinburg: GANOU SO "Youth Palace"; 2019. 26 p. (In Russ.).

Информация об авторах

В. В. Истомина — заведующая кафедрой «Развитие образовательной системы», кандидат педагогических наук, доцент.

Н. В. Глущенко — директор.

Е. А. Антропова — преподаватель, методист Многофункционального центра прикладных квалификаций.

Information about the authors

V. V. Istomina — Head of the Department "Development of the educational system", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

N. V. Glushchenko — Director.

E. A. Antropova — teacher, methodologist of the Multifunctional Center for Applied Qualifications.

Вклад авторов

Истомина В. В. — научное руководство, обобщение и систематизация информации, итоговые выводы.

Глущенко Н. В. — руководство реализацией учебной программы.

Антропова Е. А. — написание исходного текста, разработка учебной программы и ее реализация, сбор данных о результатах реализации программы, итоговые выводы.

Contribution of the authors: Istomina V. V. — scientific guidance, generalization and systematization of information, final conclusions.

Glushchenko N. V. — management of the implementation of the curriculum.

Antropova E. A. — writing the original text, developing the curriculum and its implementation, collecting

data on the results of the program, final conclusions.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 29.01.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 06.02.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.