Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическая школа / образность / композиция / мастерство / творчество / условность / эстетичность / профессиональное становление личности художника / academic school / imagery / composition / skill / creativity / convention / aesthetics / professional development of the artist’s personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Г. Медведев, С.П. Ломов

В статье анализируются причины понижения уровня профессионального художественного образования, связанные с содержательной сутью современных государственных стандартов, существенно минимизирующих академические часы на специальные дисциплины, профессиональные практики, а также на руководство дипломными проектами. В этих условиях анализируются возможности, позволяющие молодым специалистам целенаправленно совершенствовать своё профессиональное мастерство после окончания учебного заведения. Методологическим основанием для рассмотрения данной проблемы являются исследования ряда ученых, которые отмечают, что у студентов зачастую есть понимание теоретических закономерностей композиционного построения, а также существуют установки, направленные на последовательность этапов выполнения предлагаемого учебно-творческого задания. Однако при этом отсутствие у студентов образного осмысления сюжетной составляющей задания, а также соответствующих профессиональных умений, необходимых для создания изображения на плоскости, препятствуют творческому росту обучающихся. Авторами отмечается, что в целях формирования у студентов профессионального мастерства необходимо сосредотачивать методические усилия профессорско-преподавательского состава на активизацию образного мышления обучаемых, формирование у них целостности и гармоничности восприятия. Именно поэтому возрастает дидактическая роль композиции как важнейшей дисциплины, объединяющей все специальные предметы в единый творческий процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Г. Медведев, С.П. Ломов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF MODERN EDUCATION IN ACADEMIC ARTS

The article analyzes reasons for the decrease in the level of professional art education related to the substantive essence of modern state standards, which significantly minimize academic hours for special disciplines, for professional practices, as well as for the management of diploma projects. Under these conditions, opportunities are analyzed that allow young specialists to purposefully improve their professional skills after graduation. The methodological basis for considering this problem is the research of a number of scientists who note that students often have an understanding of the theoretical laws of compositional construction, and there are also guidelines aimed at the sequence of stages in completing the proposed educational and creative task. However, at the same time, students’ lack of figurative comprehension of the plot component of the task, as well as the corresponding professional skills necessary to create an image on a plane, hinders the creative growth of students. The authors note that in order to develop professional skills among students, it is necessary to focus the methodological efforts of the teaching staff on activating students’ imaginative thinking, developing their integrity and harmonious perception. That is why the didactic role of composition as the most important discipline that unites all special subjects into a single creative process is increasing.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

потребностей на основе способностей и характера», может рассматриваться как интегральный показатель удовлетворенности/неудовлетворенности жизнедеятельностью.

Генезис: личность находится в постоянном поиске условий удовлетворенности и «пусковых психологических механизмов» эмоционального, психологического и социального благополучия.

При этом проблемные поля эмоционального благополучия, субъективного и психологического пересекаются. Категории благополучия объединены общим смыслом субъективных и объективных факторов, проявляющихся в жизнедеятельности: объективные возможности реализации потребностей, субъективное отношение личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе (Динар Э., Риф, К., Созонтов А.Е, Амнионов РМ., Пучковат Г.Л. и др.).

Базовые рекомендации

1. Формировать навыки и умения психоэмоциональной релаксации, насыщение позитивными эмоциями, психологический комфорт.

2. Формировать осознание личностных смыслов, лежащих в основе собственных потребностей.

3. Формировать осознанность внедрения ближайших планов по самореализации в жизнедеятельность.

Методические рекомендации были использованы студентами в процессе прохождения производственных практик в дошкольных образовательных и сред-

Библиографический список

них образовательных учреждениях; в реабилитационных центрах для детей и подростков; военном комиссариате Владимирской области и других организациях Владимирского региона. Главное, что осознали студенты, - это целостная психологическая картина специфических особенностей проживаемых затруднений клиентов в зависимости от возрастных этапов.

Представленные методические рекомендации для овладения студентами программой производственной практики отправляются от следующей методологической основы.

Условием усвоения алгоритма психологического сопровождения психологом является его включенность в модель подобной внешней деятельности. Последнее условие обеспечивается через прохождение определенной последовательности ступеней процесса психологического сопровождения в соответствии с возрастными психологическими особенностями клиента.

Внешняя организация (моделирование) алгоритма процесса психологического сопровождения клиентов разных возрастов способствует формированию представления о внутренней структуре этого процесса по типу внешней учебной деятельности. Таким образом образуется «мостик» от внешних форм психической деятельности к внутренним, и материальное становится внутренним достоянием сознания студента [9].

Учитывая положительные результаты использования студентами методических рекомендаций к производственной практике, считаем целесообразным продолжать работу в этом направлении.

1. Андриенко В.С. Психологические аспекты личностного и профессионального становления практического психолога. Вестник Донецкого педагогического института. 2017; № 1: 175-181.

2. Лысова Е.Н. Особенности профессионального становления студентов-психологов. Территория науки. 2006; № 1: 148-152.

3. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов. Вестник Московского государственного университета. Серия 14: Психология. 2005; № 2.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Available at: fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/370301_B_3_23082020.pd

5. Панфилова М.А. Тревожность и ее коррекция у детей. Школа здоровья. 2006; № 1: 17-28.

6. Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. Санкт-Петербург: Наука и техника, 2007.

7. Литвинова Н.Ю. Психологическая готовность клиента к процессу сопровождения субъективного благополучия и его сценарии. Мир науки, культуры, образования. 20020; № 6: 282-284.

8. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. Москва: Корвет, 2015.

9. Гальперин П.Я. Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского университета, 2023. References

1. Andrienko V.S. Psihologicheskie aspekty lichnostnogo i professional'nogo stanovleniya prakticheskogo psihologa. Vestnik Doneckogo pedagogicheskogo instituta. 2017; № 1: 175-181.

2. Lysova E.N. Osobennosti professional'nogo stanovleniya studentov-psihologov. Territoriya nauki. 2006; № 1: 148-152.

3. Fokin V.A. Ob osobennostyah professionalizacii studentov-psihologov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2005; № 2.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavra po napravleniyu podgotovki 37.03.01 Psihologiya. Available at: fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/370301_B_3_23082020.pd

5. Panfilova M.A. Trevozhnost' i ee korrekciya u detej. Shkola zdorov'ya. 2006; № 1: 17-28.

6. Berdnikova Yu. Mir rebenka. Razvitie psihiki, strahi, social'naya adaptaciya, interpretaciya detskogo risunka. Sankt-Peterburg: Nauka i tehnika, 2007.

7. Litvinova N.Yu. Psihologicheskaya gotovnost' klienta k processu soprovozhdeniya sub'ektivnogo blagopoluchiya i ego scenarii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 20020; № 6: 282-284.

8. B'yudzhental' Dzh. Iskusstvo psihoterapevta. Moskva: Korvet, 2015.

9. Gal'perin P.Ya. Psihologiya: predmet i metod. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2023.

Статья поступила в редакцию 18.03.24

УДК 372.87

Medvedev L.G., Academician, Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia),

E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

Lomov S.P., Academician, Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: splomov@yandex.ru

ON THE PROBLEM OF MODERN EDUCATION IN ACADEMIC ARTS. The article analyzes reasons for the decrease in the level of professional art education related to the substantive essence of modern state standards, which significantly minimize academic hours for special disciplines, for professional practices, as well as for the management of diploma projects. Under these conditions, opportunities are analyzed that allow young specialists to purposefully improve their professional skills after graduation. The methodological basis for considering this problem is the research of a number of scientists who note that students often have an understanding of the theoretical laws of compositional construction, and there are also guidelines aimed at the sequence of stages in completing the proposed educational and creative task. However, at the same time, students' lack of figurative comprehension of the plot component of the task, as well as the corresponding professional skills necessary to create an image on a plane, hinders the creative growth of students. The authors note that in order to develop professional skills among students, it is necessary to focus the methodological efforts of the teaching staff on activating students' imaginative thinking, developing their integrity and harmonious perception. That is why the didactic role of composition as the most important discipline that unites all special subjects into a single creative process is increasing.

Key words: academic school, imagery, composition, skill, creativity, convention, aesthetics, professional development of the artist's personality

Л.Г. Медведев, д-р пед. наук, проф., академик Российской академии образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск,

E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru

С.П. Ломов, д-р пед. наук, проф., академик Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

E-mail: splomov@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются причины понижения уровня профессионального художественного образования, связанные с содержательной сутью современных государственных стандартов, существенно минимизирующих академические часы на специальные дисциплины, профессиональные практики, а также на руководство дипломными проектами. В этих условиях анализируются возможности, позволяющие молодым специалистам целенаправленно совершенствовать своё профессиональное мастерство после окончания учебного заведения. Методологическим основанием для рассмотрения данной проблемы являются исследования ряда ученых, которые отмечают, что у студентов зачастую есть понимание теоретических закономерностей композиционного построения, а также существуют установки, направленные на последовательность этапов выполнения предлагаемого учебно-творческого задания. Однако при этом отсутствие у студентов образного осмысления сюжетной составляющей задания, а также соответствующих профессиональных умений, необходимых для создания изображения на плоскости, препятствуют творческому росту обучающихся. Авторами отмечается, что в целях формирования у студентов профессионального мастерства необходимо сосредотачивать методические усилия профессорско-преподавательского состава на активизацию образного мышления обучаемых, формирование у них целостности и гармоничности восприятия. Именно поэтому возрастает дидактическая роль композиции как важнейшей дисциплины, объединяющей все специальные предметы в единый творческий процесс.

Ключевые слова: академическая школа, образность, композиция, мастерство, творчество, условность, эстетичность, профессиональное становление личности художника

Актуальность исследования определяется рядом факторов. Природа изобразительного искусства, как известно, состоит в том, что оно выступает художественно-образной формой отражения содержательных проявлений окружающей действительности. Подобная деятельность требует от субъекта познания основательной художественной школы. Фундаментом академического художественного образования служат закономерности и правила создания художественного произведения, выявленные в различные художественные периоды, начиная с эпохи Возрождения, выдающимися мастерами в области рисунка, живописи, воздушной перспективы, колористики, композиции. Освоение начинающими художниками принципов академической школы требует от будущих мастеров не только тщательного теоретического изучения бесценного наследия, но и достаточно длительной практики, направленной на формирование профессиональных умений и навыков реалистического изображения. В этом процессе наряду с формированием целостности, точности, обобщённости и образности восприятия развиваются умения передавать эстетическую оценку изображаемого явления, объекта, что активизирует творческую деятельность художника. В ходе такой деятельности формируется понимание образного построения композиционного поля, определяющего меру условности изображения, а также логику восприятия материализованного замысла. Обязательным этапом профессионального становления художника выступает также формирование у него умений и навыков владения изобразительным материалом, которые позволяют убедительно переносить на изобразительную плоскость индивидуальную эмоциональную оценку представляемого образа.

Анализ профессиональных качеств художника в аспекте следования академическим традициям проведен в исследованиях отечественных ученых и художников-педагогов, которые сходятся во мнении, что процесс обучения требует обращения к той среде, которая способна воспитать творческую личность художника, сформировать в нём профессиональные способности, позволяющие передавать личностное восприятие мира (В.А. Фаворский, Н.Н. Волков, Е.В. Шорохов, А.С. Голубкина, К.К. Платонов, А.С. Леонтьев, В.П. Зинченко, Е.А. Кибрик и другие).

Академическая школа всегда основывалась на многолетнем индивидуальном обучении начинающих художников в различных художественных учреждениях, дифференцируемых по уровням образования (начальное, среднее, высшее). Между тем современные «инновации», внедрившиеся в область художественного образования и формирующие на сегодняшний день образ молодого профессионала в этой сфере, нацелены исключительным образом на экономию затрат, связанных с обучением молодого художника. Так, актуальные на сегодняшний день государственные образовательные стандарты предусматривают чрезвычайно малый объём учебного времени, отводимого на профессиональные академические занятия. Не лучшим образом на формировании индивидуального стиля молодого художника сказывается упразднение норм, регламентирующих количество обучаемых в учебной группе.

В результате подобных трансформаций, зачастую осуществляемых под предлогом оптимизации учебных планов, рентабельности трудозатрат, связанных с подготовкой специалиста, в учебных заведениях творческой направленности, в частности в художественных, происходит значительное сокращение аудиторных часов, которые предназначены для изучения профессиональных дисциплин и прохождения обучающимися творческих практик. Одновременно с увеличением порога минимальной численности студентов в учебной группе сокращается время, отводимое на выполнение выпускниками дипломных проектов, что негативно сказывается и на продуктивности деятельности преподавательского состава: происходит увеличение учебной и психологической нагрузки на работников образовательных организаций, что в конечном счёте сказывается на качестве подготовки современного выпускника.

Обозначенные выше негативные тенденции в области современного академического художественного образования, безусловно, препятствуют качественному становлению молодого профессионала, поскольку они сводят к минимуму возможности практического освоения художественной формы и понимания им образного языка, присущего искусству. В результате изменились фундаменталь-

ные принципы парадигмы обучения, ограничивающие профессиональное образование поверхностным знакомством с основами изобразительного искусства. Это обстоятельство свело к минимуму возможности начинающих художников к познанию эстетических ценностей окружающего мира, образных основ, заложенных в искусстве, а также к пониманию композиции как организующей системы воплощения идеи на изобразительной плоскости.

Вследствие сказанного изменились потребности и эстетические предпочтения обучающихся, а также их отношение к основательной художественной школе, что напоминает известные события начала ХХ века, когда большинство художников отказались от достижений мирового художественного наследия в пользу беспредметных новаторских поисков. Например, известно, что в России основательное академическое образование нивелировали в переломный период развития общества, когда в результате революционных событий в корне поменялись эстетические установки и система художественных ценностей. В смутные годы той эпохи массовой переоценке подверглись едва ли не все мировые достижения в области реалистического искусства. Художественные учебные заведения, например, избавлялись от ценных гипсовых слепков, по которым начинающие художники прежде постигали основы изображения. В результате обесценивания классических произведений искусства приоритет был отдан авангардным течениям, чьи сторонники получили руководящие посты в системе искусства. В указанный период приобретают активность экспрессивный абстракционизм В. Кандинского, супрематизм К. Малевича, а также деятельность экспериментаторов: А. Лентулова, Р. Фалька, В. Татлина, П. Филонова, А. Родченко и др. [1].

Лидеры так называемого «авангардного искусства» погрузились в череду поисков инновационных выразительных возможностей живописи за счёт упрощения формы до беспредметного изображения. Вместе с тем отдельные художники (И. Машков, А. Куприн, А. Осмёркин, А. Лентулов, В. Рождественский) использовали находки абстрактной условности в реалистических композициях, где натюрморты отличались цветовой напряжённостью, гармонией и повышенной выразительностью. Однако мировую известность получили произведения, начисто отметающие содержание, в которых изобразительная форма сведена в абстрактную условность. Одним из известных образчиков такого искусства является «Чёрный квадрат» К. Малевича, который на протяжении уже нескольких десятков лет классифицируется отдельными представителями искусствоведения как шедевр, в котором отражено «никем не замечаемое величайшее философское осмысление мира». По нашему убеждению, ценность этого произведения, занимающего почётное место в государственном Русском музее, весьма преувеличена и может быть сопоставима разве что с эстетическим содержанием дорожного знака, предупреждающего водителей об опасности.

Обращение к историческому прошлому в сфере художественного творчества позволяет расценивать в качестве парадоксального тот факт, что и сегодня подобные художественные инновации, наряду с примитивными инсталляциями, на постоянной основе демонстрируются во многих государственных художественных музеях, в том числе имеющих мировую известность, например, в Третьяковской галерее. Указанное не может не свидетельствовать о серьёзной девальвации критериев, связанных с оценкой художественной и эстетической ценности экспонатов. Нередко можно наблюдать ситуацию, когда многие современные художники, не получив профессионального образования и не понимая содержательных аспектов изобразительного искусства, пытаются голой условностью изобразить свои бессодержательные фантазии. И подобный примитивизм, не требующий профессиональной подготовки в области изобразительного искусства, не несущий в себе никакого смыслового и эстетического содержания, подаётся зрителю как актуальное искусство. По нашему глубокому убеждению, в подобных ситуациях мы имеем дело с сознательным и целенаправленным формированием у неискушённых зрителей антиэстетических ценностей, весьма далёких от классических идеалов, чей эстетический, воспитательный, мировоззренческий потенциал оттачивался ни одно столетие.

Цель и задачи исследования. Возвращаясь к академическим аспектам развития профессиональной личности молодого мастера, становления его индивидуальной манеры художественного творчества, отметим, что в професси-

ональном искусстве изобразительная грамота является важнейшей образно-содержательной формой, которая придаёт выразительность образу, обостряет эмоциональное напряжение. Важная роль в процессе обучения отводится формированию у начинающих художников мастерства владения изобразительным материалом, что позволяет передавать образные смыслы, а также тончайшие оттенки эстетической оценки, даваемой художником объекту изображения. Наряду с этим молодые мастера в соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений и навыков имеют возможность выбирать степень условности изобразительной формы, от которой зависит выразительность создаваемого зрительного образа.

Имеющийся опыт профессиональной деятельности в сфере академического художественного образования позволяет нам утверждать, что начинающие художники зачастую понимают теоретические закономерности композиционного построения, а также соответствующие установки, направленные на последовательность этапов выполнения предлагаемого задания. Вместе с тем отсутствие у студентов образного осмысления сюжетной составляющей задания, а также соответствующих профессиональных умений, необходимых для создания изображения на плоскости, препятствует творческому росту обучающихся.

В создавшихся педагогических условиях, определяемых, в частности, отсутствием достаточного объёма контактной работы со студентами, осваивающими образовательные программы в области художественного образования, в целях формирования у них профессионального мастерства необходимо сосредотачивать методические усилия профессорско-преподавательского состава на активизацию образного мышления обучаемых, формирование у них целостности и гармоничности восприятия. Именно поэтому возрастает дидактическая роль композиции как важнейшей дисциплины, объединяющей все специальные предметы в единый творческий процесс [2; 3; 4]. В процессе выполнения композиционных заданий все отдельные дисциплины, формирующие профессиональные умения (рисунок, живопись и др.), становятся своеобразными средствами, инструментами развития потенциала молодого художника, поскольку в композиционном процессе превалирует творческая составляющая, основой которой, как известно, является замысел. Сформированный замысел активизирует волевые усилия обучающихся, приводя их к самостоятельному постижению соответствующей изобразительной техники, которая позволяет материализовать исходную идею в конкретном композиционном решении.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что осознание академической стороны художественного творчества неразрывно связано с теоретическими представлениями о том, что содержательность композиции во многом обусловливается глубиной и образностью замысла автора, его способностью отбирать первостепенные явления, характерные качества изображаемых объектов, подчёркивать наиболее типичные его стороны, обобщать второстепенные. Кроме этого, совершенствование технической стороны реализации творческой идеи позволяет максимально выразительно передать образное и эстетическое содержание композиционного замысла. В процессе академической подготовки молодого специалиста важно также учитывать, что каждая содержательная композиция обладает целостностью содержания и формы и не распадается на несколько самостоятельных частей, не зависящих от главного сюжетного действия, что предполагает неделимость изобразительного поля. Профессиональные художники решают композиционное задачи в контексте сформированного замысла, где мастерство исполнения нацелено на его реализацию в адекватной композиционной форме. У начинающих художников изобразительные действия по организации композиционного пространства определяются прежде всего конкретной установкой и во многом зависят от степени сформированности первоначальных умений изображения, которые зачастую ограничивают возможности творческого осмысления композиционных задач.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Развитие изобразительных умений у начинающих художников требует не только тщательного теоретического изучения бесценного наследия признанных мастеров художественного искусства, но и достаточно длительной практики, направленной на формирование профессиональных умений и навыков реалистического изображения. В этом процессе формируется целостность, точность, обобщённость и образность восприятия, вместе с тем осуществляется понимание эстетической составляющей изобразительного процесса, которая выступает активизирующим началом творческой деятельности художника.

Академический аспект становления профессиональной личности молодого художника опирается на идеи, связанные с тем, что сформированный замысел активизирует волевые усилия обучающихся, направленные на самостоятельное постижение ими соответствующей изобразительной техники, позволяющей материализовать этот замысел в конкретном композиционном решении. В обучении профессиональным дисциплинам (например, рисунку, живописи, колористике) подчас, к сожалению, композиционные аспекты изображения не рассматриваются во взаимодействии с решением технико-аналитических задач. Указанное обстоятельство связано, во-первых, с отсутствием на сегодняшний день комплексных исследований в области изучения композиционных составляющих в рамках содержания специальных дисциплин, а во-вторых, с неразработанностью в академических заданиях конкретных критериев и показателей оценки композиционных аспектов.

Указанные выше обстоятельства демонстрируют, что адекватность понимания образного содержания в сюжетной композиции обеспечивается, с одной стороны, теоретическими знаниями, объем которых позволяет качественно осуществить этот мыслительный процесс, а с другой стороны, длительной практикой, выступающей, как известно, важнейшим критерием истинности представлений человека об окружающей действительности. Такое сочетание духовного познания и практического преобразования воспринимаемого мира в процессе творческой деятельности служит проникновению в содержательные стороны гармоничного взаимодействия явлений природы и осознанию художником возможностей трансформации этой гармонии в изобразительном искусстве.

Учёт подобных факторов, оказывающих серьёзное влияние на качество академической подготовки специалистов в области художественного творчества, требует последовательного совершенствования изобразительных умений в контексте формирования у начинающих художников высоких эстетических потребностей. Разумеется, что такой процесс является достаточно длительным и не может считаться завершенным вместе с окончанием освоения молодым специалистом основной образовательной программы соответствующего уровня. Важно понимать, что в ходе академического художественного обучения требуется вооружить выпускников качественно сформированным умением постигать образную суть гармонии, а также необходимо заложить фундамент, выступающий основой осознания творческих аспектов изобразительной деятельности. Неслучайно яркий скульптор конца XIX века А.С. Голубкина утверждала, «что художнику надо учиться всю жизнь, но учиться не пропорциям, конструкции и прочим вещам, которые относятся к искусству так же, как грамотность к писательству, а другому настоящему искусству, где - уже не изучение, а понимание и открытия, большие или малые, воплощённые в образы или нет - это все равно, но художники их знают и знают им цену... Чтобы перейти к настоящему искусству, надо хорошо изучить его ремесленную часть, которая очень проста, целиком поддаётся знанию и вычислению и преодолевается вниманием, усвоением порядка работы, сдержанностью и дисциплиной» [5].

Традиционная система академической подготовки молодых художников, учитывающая различные уровни образования, концептуально ориентирована на формирование и развитие у обучающихся профессиональных умений изображения в процессе освоения ими содержания профильных дисциплин в художественных школах и колледжах, а затем в специальных вузах. В этом непрерывном процессе постижения профессионального мастерства постепенно усложняются академические постановки и, соответственно, цели, направленные на последовательное решение комплекса различных, но взаимосвязанных изобразительных задач. Вместе с тем эстетические, творческие аспекты изобразительного искусства, как правило, познаются в зависимости от творческого потенциала, профессионального опыта и личностных качеств педагогов. В этом контексте при реализации академических программ художественного образования важно уделять первостепенное внимание задачам, направленным на творческое освоение молодыми художниками композиционных закономерностей в процессе обучения их всем профессиональным дисциплинам. Важно, чтобы будущие мастера в процессе изображения улавливали явно невидимые композиционные нити, что является одной из важнейших методических проблем в современном художественном образовании. Приступая к её решению, важно определить последовательность, содержательность и взаимодействие отдельных композиционных заданий с заданиями академического характера по всем профессиональным дисциплинам, а также с выбором сюжетных тем, предлагаемых к реализации в рамках работы над курсовыми и дипломными проектами. Данный тезис одинаково справедлив по отношению к специализированным учебным заведениям разного уровня (художественная школа, художественный колледж, профильные вузы и профильные факультеты педагогических университетов).

Обратимся к психологическим аспектам формирования профессиональной личности художника в условиях академической среды. Авторитетные исследования в этой области [6-9] убеждают нас в том, что глубина восприятия зависит от взаимодействия многих психологических процессов: представления, воображения, эмоциональной оценки, наконец, от уровня профессиональной подготовки художника и выступает исключительно как психологический феномен, трансформируется под влиянием чувственного созерцания отдельно взятой личности, выступающей творцом своего оригинального, неповторимого мира. В процессе изображения художник прежде всего эмоционально оценивает предмет, воспринимая всего его стороны таким образом, чтобы в дальнейшем определить наиболее характерные свойства, отметая второстепенные детали. Далее происходит трансформация реального трёхмерного объекта в плоскостные изобразительные формы и создаётся представление о будущей композиции. Важно, что материализация этого представления в определённом художественном материале связана с воображением, уровнем технического мастерства художника, а также с его представлением о гармонии, постижение которой является «вечным двигателем» творческой личности в стремлении достигнуть необходимого мастерства. Результатом подобной деятельности специалиста в области художественного творчества является то, что ранее сформированные в его сознании представления об изобразительных и выразительных возможностях условности формы поднимаются на более высокий уровень, что существенно повышает содержательность

восприятия. Яркой иллюстрацией сказанному могут служить не только шедевры изобразительного искусства, ставшие классическими, но и новаторские поиски выразительности многими великими художниками. Например, признанный мастер портретного искусства В.А. Серов, обладая высочайшим техническим мастерством и соответствующим образным мышлением, создал целую галерею высококлассных портретных образов, находя для каждого портретируемого соответствующую технику исполнения, необходимую для передачи образной сути. Вместе с тем он не оставлял поиски все более выразительных форм для материализации новых идей, порождённых его творческим воображением. Подтверждением этому могут служить новаторские композиции «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», а также «Портрет артистки и танцовщицы Иды Рубинштейн» или «Портрет артиста Ф.И. Шаляпина», которые являются образцом нахождения мастером совершенно неожиданных эстетических форм, реализующих неповторимость новых содержательных образов.

Вполне очевидно, что художник в процессе деятельности, направленной на создание творческого произведения, стремится в первую очередь передать свою эмоциональную оценку, а также индивидуальное понимание красоты и гармонии. Вместе с тем следует отметить, что содержательность и образность композиции обусловливается влиянием на художника социокультурной среды, мировоззренческой позицией человека, в которую погружен создатель произведения.

Контекст поднимаемой в настоящей работе проблемы требует осмысления того факта, что нередко в творчестве известных художников, профессиональных мастеров, наблюдается следующая ситуация: открыв для себя эффектную изобразительную форму и мастерски освоив технические приёмы исполнения, в целях раскрытия конкретного сюжета они пытаются этой же формой передать совершенно различные образы, поэтому часто произведения таких творцов характеризуются наличием в них дисгармонии формы и содержания. Например, выдающийся художник, признанный мастер живописи Е. Моисеенко, обладающий виртуозной техникой, нередко приводящей к совершенно разным композиционным решениям, которые требуют от творческой личности нахождения индивидуальной изобразительной формы, оригинального взаимодействия приёмов исполнения с новым содержанием. Будучи объективными, однако отметим, что такие известные его произведения, как «Красные пришли» (1961 г.), «Земля» (1964 г), «Матери, сёстры» (1967 г.), «Вестники» (1967 г) отличаются единством взаимодействия содержания и формы, глубокой образностью и гармоничностью. Между тем многочисленные ученики этого художника, находясь

Библиографический список

под сильным влиянием технического мастерства своего учителя, зачастую копируют творческую манеру знаменитого мастера, не соотнося её с содержательными особенностями своих образов, формирующих их суть, что обезличивает творческую индивидуальность молодых художников. Следовательно, динамичность содержательных композиционных аспектов изобразительного искусства в условиях академической среды прежде всего нуждается в последовательном формировании у обучающихся гармоничности восприятия и высоких эстетических потребностей. Убеждены, что в процессе обучения начинающих художников изобразительному искусству именно обозначенные выше векторы являются определяющими для формирования профессиональной личности будущих мастеров, что, однако, в настоящее время представляет собой достаточно специфическую и малоисследованную проблему.

Сошлёмся на мнение Е.А. Кибрика, известного графика, создавшего иллюстрации ко многим классическим литературным произведениям: «Даже высокое владение художественной техникой составляет ремесленную сторону искусства, в то время как смысл искусства заключается в стороне духовной. Именно в ней, этой внутренней стороне искусства, заключено качество художественности» [10]. Полагаем, что эту скрытую образную сторону искусства невозможно искусственным путём аналитически разложить на составляющие части и поэтапно воплощать в композиции. Понимание молодыми художниками в процессе своего профессионального развития невидимых, но эстетически содержательных аспектов изображения требует от них последовательного освоения всё более высоких ступеней познания, а также осмысления изображаемой действительности в контексте понимания эстетических ценностей в природе и в искусстве.

В завершение наблюдений над проблемами современного академического художественного образования отметим, что предлагаемый нами подход и намеченные пути организации учебного процесса выступают основой для осмысления художественных феноменов изобразительного искусства и позволяют молодым специалистам целенаправленно совершенствовать своё профессиональное мастерство после окончания учебного заведения. В связи с этим целесообразно внесение соответствующих корректив в сложившуюся систему обучения в области художественного творчества, которая представлена содержанием всех профессиональных дисциплин, спецификой построения основных профессиональных образовательных программ, что, безусловно, требует комплексных теоретических и прикладных решений, а также совместных усилий педагогов, методистов и практиков в сфере изобразительного искусства.

1. Живопись 20-30-х годов: Альбом. Составитель А.М. Муратов. Санкт-Петербург, 1991.

2. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. Москва, 1988.

3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. Москва, 1977.

4. Шорохов Е.В. Композиция. Москва, 1986.

5. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. Москва; Ленинград, 1937.

6. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Москва, 1950.

7. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. Москва, 1962.

8. Леонтьев А.С. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1977.

9. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. Москва, 1969.

10. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. Москва, 1961.

11. Ломов С.П., Ломова Н.Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России: монография. Москва, 2018.

12. Ломов С.П. Методология художественно-образовательной деятельности как основа научной школы. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвузовский сборник научно-методических трудов. Москва, 2018: 5-13.

13. Медведев Л.Г, Шаров А.С. Художественное познание в подготовке к профессиональной изобразительной деятельности. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019; № 1 (22): 115-117.

14. Медведев Л.Г, Маврин С.А. О проблемах современного художественно-педагогического образования. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 4 (21): 126-128.

15. Медведев Л.Г О состоянии художественного образования. Профессиональное образование. Столица. 2014; № 8: 14-16.

16. Медведев Л.Г Художественное образование в социокультурном пространстве. Педагогический журнал Башкортостана. 2014; № № 3 (52): 46-52.

References

1. Zhivopis'20-30-h godov: Al'bom. Sostavitel' A.M. Muratov. Sankt-Peterburg, 1991.

2. Favorskij V.A. Literaturno-teoreticheskoe nasledie. Moskva, 1988.

3. Volkov N.N. Kompoziciya vzhivopisi. Moskva, 1977.

4. Shorohov E.V. Kompoziciya. Moskva, 1986.

5. Golubkina A.S. Neskol'ko slov o remesle skul'ptora. Moskva; Leningrad, 1937.

6. Volkov N.N. Vospriyatie predmeta irisunka. Moskva, 1950.

7. Platonov K.K. Sistema psihologii i teoriya otrazheniya. Moskva, 1962.

8. Leont'ev A.S. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 1977.

9. Zinchenko V.P., Vergiles N.Yu. Formirovaniezritel'nogo obraza: Issledovanie deyatel'nostizritel'nojsistemy. Moskva, 1969.

10. Kibrik E.A. Ob iskusstve i hudozhnikah. Moskva, 1961.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Lomov S.P., Lomova N.F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolah Rossii: monografiya. Moskva, 2018.

12. Lomov S.P. Metodologiya hudozhestvenno-obrazovatel'noj deyatel'nosti kak osnova nauchnoj shkoly. Puti i sredstva povysheniya kachestva hudozhestvennogo obrazovaniya i 'esteticheskogo vospitaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Moskva, 2018: 5-13.

13. Medvedev L.G., Sharov A.S. Hudozhestvennoe poznanie v podgotovke k professional'noj izobrazitel'noj deyatel'nosti. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 1 (22): 115-117.

14. Medvedev L.G., Mavrin S.A. O problemah sovremennogo hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 4 (21): 126-128.

15. Medvedev L.G. O sostoyanii hudozhestvennogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2014; № 8: 14-16.

16. Medvedev L.G. Hudozhestvennoe obrazovanie v sociokul'turnom prostranstve. Pedagogicheskijzhurnal Bashkortostana. 2014; № № 3 (52): 46-52.

Статья поступила в редакцию 18.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.