Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ НА ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ НА ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
эмоции / восприятие / эмоциональный интеллект / портретная фотография / искусство / взрослые / дошкольный возраст / emotions / perception / emotional intelligence / portrait photography / art / adults / preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красовицкая А. И.

В данной статье представлен обзор литературы, посвященной проблеме использования в психологических исследованиях портретной фотографии. Выявлены основные направления жанра фотография и определена их специфическая направленность на демонстрацию статических свойств мира. Автором рассмотрены особенности восприятия эмоций на портретной фотографии детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и взрослых. Были выявлены основные онтогенетические различия процесса восприятия эмоций у детей 3-7 лет и произведен сравнительный анализ отличительных особенностей восприятия эмоций взрослыми детьми. В ходе анализа психолого-педагогической литературы определено, что если в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка сформировались частичные или неправильные эмоциональные образы, то во взрослом возрасте они, также, будут не сформированными. Поэтому большинство взрослых людей (более 60%) не обладают навыком считывания не ярко выраженных эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красовицкая А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTION PERCEPTION IN PORTRAIT PHOTOGRAPHY IN CHILDREN AND ADULTS

This article presents a review of the literature on the problem of using portrait photography in psychological research. The main directions of the photography genre are revealed and their specific focus on demonstrating the static properties of the world is determined. The author considers the peculiarities of the perception of emotions in portrait photography by children of preschool and primary school age, and adults. The main ontogenetic differences in the process of perception of emotions in children aged 3-7 years were identified and a comparative analysis of the distinctive features of the perception of emotions by adult children was carried out.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ НА ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

УДК 1

Красовицкая А.И.

фотограф, преподаватель Индивидуальный предприниматель (г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ НА ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Аннотация: в данной статье представлен обзор литературы, посвященной проблеме использования в психологических исследованиях портретной фотографии. Выявлены основные направления жанра фотография и определена их специфическая направленность на демонстрацию статических свойств мира.

Автором рассмотрены особенности восприятия эмоций на портретной фотографии детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и взрослых. Были выявлены основные онтогенетические различия процесса восприятия эмоций у детей 3-7 лет и произведен сравнительный анализ отличительных особенностей восприятия эмоций взрослыми детьми. В ходе анализа психолого-педагогической литературы определено, что если в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка сформировались частичные или неправильные эмоциональные образы, то во взрослом возрасте они, также, будут не сформированными. Поэтому большинство взрослых людей (более 60%) не обладают навыком считывания не ярко выраженных эмоций.

Ключевые слова: эмоции, восприятие, эмоциональный интеллект, портретная фотография, искусство, взрослые, дошкольный возраст.

Введение.

В современных психолого-педагогических исследованиях и практиках все чаще и чаще применяется метод анализа фотографий. Фотография используется в процессе арт-терапии (Р. Вольф, Б. Закем, Д. Краусс О. Перевезенцева и д.р.), психотерапии (М.Е. Бурно, Т.Е. Гоголевич, В.М. Зулкарнаев и др.), фототерапии или терапии творчеством (Дж. Вайзер, Р.

Мартин, Д. Спенс и др.) и в исследованиях эмоционального интеллекта (Е.В. Бочкина, М.А. Кузьмищева, М.И. Лисина, Е.М. Листик, А.М. Щетинина), т.е., как инструмент исследования. В арт-терапии используются все виды фотографий с изображенными на них людьми, животными, пейзажами и явлениями природы. Данный подход используется преимущественно в США. Второй подход - психотерапия, подразумевает использование фотографий в терапевтических целях, т.е., коррекция психологического состояния посредством анализа изображенного объекта или предмета. В процессе фототерапии клиент психотерапевта самостоятельно создает фотографию для выражения собственных эмоций. Четвертым направлением использования фотографий в психологических практиках является инструментальный подход, в котором фотография становится инструментом для выявления свойств психики в целом и особенностей развития восприятия у детей и взрослых. О последнем, четвертом подходе и пойдет речь в нашей статье.

Цель исследования: определение особенностей восприятия эмоций человека на фотографии.

Основная часть.

Психология, как наука, всегда была тесно связана с искусством. Первоначально искусство изучалось в рамках общей психологии и только в 1886 г. Г. Вельффлином было выделено отдельное направление психологической науки - психология искусства. В психологическом словаре данный термин трактуется как «отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведения искусства» [7, с. 205].

Существует несколько направлений изучения данного направления психологии.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

В рамках данной теории к произведению искусства применяется метод объективного анализа, в рамках которого изучаемое произведение рассматривается, как система раздражителей, «нацеленная на вызов эстетической реакции» [4, а 18].

Целостная концепция психологии искусства Е.Я. Басина и В.П. Крутоуса.

С позиции данной концепции были выявлены проблемы понимания процесса создания и интерпретации произведения искусства с позиции «творческого «Я» художника и личностной позиции зрителя» [2, с. 10]. Функциональная теория И. Кулка.

В рамках данной теории рассматриваются функциональные запросы личности и функции самого произведения искусства, которые отвечают на вопрос «для чего?» [5, с. 261].

Все вышеперечисленные теории объединяет стремление выявить механизмы влияния произведения искусства на личность. Именно поэтому, предметом психологии искусства является свойство и состояние личности, которое обусловлено восприятием и созданием художественных ценностей и влиянием данных ценностей на процесс ее жизнедеятельности. Под произведением искусства В.А. Бачинин понимает «духовно-материальную реальность, которая отвечает художественно-эстетическим критериям, возникшую как результат творческих усилий художника, скульптора, поэта, композитора и т. д. Произведение искусства всегда представляет собой ценность в глазах тех или иных сообществ» [9, с. 93]. Произведения искусства бывают нескольких видов:

пространственные или статические, синтетические или зрительно-слуховые, временные или слуховые.

К пространственным видам искусства относят живопись, графику, архитектуру, скульптуру и художественную фотографию. К временным -музыку, литературу и поэзию. Синтетические виды включают в себя - театр, кино, эстраду, хореографию, цирк, балет и телевидение. Для нашей статьи наибольший интерес представляет один из жанров пространственного вида искусства - художественная фотография.

Термин фотография произошел от греческого слова «photos, что в переводе на русский язык значит светопись (пишу светом)» [3, с.105]. В буквальном смысле, светопись — это явление, которое позволяет получать изображение объекта или явления с помощью оптической камеры, оснащенной светочувствительными пластинками. Художественная фотография является частью общего направления искусства фотографии. Под данным термином понимают фотографию, которая создана в соответствии с особым, художественным видением фотографа. Она выступает средством творческой самореализации и самовыражения.

Художественная фотография делится на два больших направления -основное и специфическое, которые в свою очередь подразделяются на отдельные жанры. К основным жанрам художественной фотографии относят: портрет, натюрморт, пейзаж, репортаж, обнаженная натура, макро и микросъемка, флора и фауна [1, c.6].

К специфическому жанру фотографии относят:

аэрофотосъёмка,

ломография,

фотоохота,

репродукция и т.д.

Для нашей работы наибольший интерес представляет основной жанр художественной фотографии - портрет или портретная фотография, которые чаще всего используются в психологических исследованиях эмоционального восприятия лица человека.

В психологической науке существует несколько направлений изучения особенностей эмоционального восприятия лица человека. Первое направление

(Е.В. Бочкина, М.А. Кузьмищева, М.И. Лисина, Е.М. Листик, А.М. Щетинина и др.) связано с изучением восприятия лица человека детьми дошкольного возраста. Второе направление (В.А. Барабанщиков, В. Брюс, Ф. Ленард, А. Янг и др.) посвящено тому, как воспринимают лицо человека взрослые люди.

В рамках первого направления было выявлено, что дети 3-4 лет способны дифференцировать эмоциональные состояния взрослых, умеют определять категории эмоциональных состояний, «использовать эталоны эмоций в процессе анализа ситуаций» [6, с.35]. В 4-6 летнем возрасте дети способны определять эмоции своих сверстников и свои собственные, «видя особенности противоположных эмоциональных состояний» [10, с. 275]. К 7-ми годам формируется стойкое умение распознавать основной спектр эмоций (радость, злость, грусть и т.д.) у взрослых и сверстников, что позволяет им лучше адаптироваться в процессе новой ведущей деятельности - учебной. Лучше всего данная способность проявляется в процессе описания фотографий, т.к., лицо человека статично и эмоция, запечатленная на ней, не меняется. Проведенные отечественными учеными (М.А. Кузьмищева, М.И. Лисина, Е.М. Листик, А.М. Щетинина) исследования показали, что младшие школьники хорошо распознают основной спектр эмоций и могут провести дифференциацию различных фотографий на основе выбранной эмоции. В процессе сортировки фотографии дети, прежде всего, обращают внимание на выражение глаз, наличие или отсутствие улыбки, на расположение бровей и цвет кожи. Данные критерии позволяют им наиболее точно выявить яркую эмоцию, но при этом, не помогают в процессе определения более сложных эмоций - грусти, обиды, удовольствие и т.д.

Во взрослом возрасте, наблюдается схожая ситуация. Учеными (В.А. Барабанщиков, В. Брюс, Ф. Ленард, С.М. Федосеенкова и др.) было установлено, что «более 60% взрослых не могут точно определить сложную эмоцию» на фотографии» [8, с. 94]. Большинство взрослых не производят полноценный анализ эмоционального образа, вместо этого они поверхностно изучают предложенный образ и определяют эмоцию на основе

сформированных ранее эмоциональных эталонов. В.А. Барабанщиков установил, что сформированные ранее эмоциональные эталоны с трудом поддаются коррекции во взрослом возрасте. И если в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка сформировались частичные или неправильные эмоциональные образы, то во взрослом возрасте они, также, будут не сформированными. Именно поэтому возникает необходимость целенаправленно формировать эмоциональный образы и определять уровень их сформированности с помощью анализа эмоций на фотографиях. Это и станет целью нашего дальнейшего исследования.

Выводы.

В процессе теоретического обзора была выявлена специфика понятия фотография. Определено направление данного вида искусства, жанровые особенности и специфика создания. Целью данной статьи являлось определение особенностей восприятия эмоций человека на фотографии. В процессе анализа литературы были установлены сходства и различия восприятия эмоций человека у детей и взрослых. Также, были определены онтогенетические особенности становления восприятия эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абросимова Н. В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-fotografii-i-faktory-sozdaniya-hudozhestvennogo-fotoobraza (дата обращения: 17.12.2023);

2. Басин Е. Я. Психология искусства. Личностный подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. - М.: Изд-во: «Юрайт», 2018. - 232 с;

3. Большой словарь иностранных слов. М.: Изд-во «ИДДК», 2007 // Электр. ресурс: Словари на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/12640 (дата обращения: 12.12.2023);

4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во: «Рипол - Классик», 2017. - 528 с;

5. Кулка И. Психология искусства / И. Кулка. - М.: Изд-во «Гуманитарный центр». - 2019. - 556 с;

6. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - М., 2003. - 175 с;

7. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998;

8. Федосеенкова С.М. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица: Дис. канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 2003. - 150 с;

9. Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005;

10. Shiyan, O. A. Development of cyclic representations of senior preschoolers / O. A. Shiyan, I. B. Shiyan, E. V. Bochkina // Procedia Social and Behavioral Sciences, Moscow, 12-14 мая 2016 года. Vol. 233. - Moscow: ELSEVIER SCIENCE BV, PO BOX 211, AMSTERDAM, NETHERLANDS, 1000 AE, 2016. -P. 274-279. - EDN JZWBAB

Krasovitskaya A.I.

photographer, teacher Individual entrepreneur (Moscow, Russia)

FEATURES OF EMOTION PERCEPTION IN PORTRAIT PHOTOGRAPHY IN CHILDREN AND ADULTS

Abstract: this article presents a review of the literature on the problem of using portrait photography in psychological research. The main directions of the photography genre are revealed and their specific focus on demonstrating the static properties of the world is determined.

The author considers the peculiarities of the perception of emotions in portrait photography by children of preschool and primary school age, and adults. The main ontogenetic differences in the process of perception of emotions in children aged 3-7 years were identified and a comparative analysis of the distinctive features of the perception of emotions by adult children was carried out.

Keywords: emotions, perception, emotional intelligence, portrait photography, art, adults, preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.