Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 159.922.73 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10047
Аскерли А.С.
Распознавание эмоций в дошкольном возрасте: теоретический анализ проведенных исследований
Аскерли Афсана Санан кызы* - факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица входит в группу компетенций, необходимых для успешного осуществления коммуникативной деятельности. Мимические сигналы, будучи важным средством общения, отличаются неоднозначностью содержания, что может приводить к затруднению восприятия заключенной в них информации и реагирования на нее (Лисина, Шерьязданова). Актуальность изучения распознавания эмоций в детском возрасте связана с высокой значимостью коммуникативной компетентности ребенка для его социализации в детском саду и подготовки к школьному обучению.
В данной работе анализируются исследования, посвященные особенностям и условиям развития способности распознавать эмоции в детском возрасте. Большинством ученых выделяются следующие базовые закономерности: распознавание эмоций по выражению лица проходит путь от недифференцированного восприятия знака эмоции через выделение отдельных элементов мимики к целостному и обобщенному восприятию; существуют различия в типе восприятия эмоций разных модальностей; способность распознавать эмоции зависит от опыта детско-родительских отношений и оказывает влияние на личностное и социальное развития ребенка.
На основе результатов исследований А.М. Щетининой, Е.М. Листик, М.А. Кузьмищевой, Дж. Рассела, Д. Лэйбла и Р. Томсона, Т. Форслунда, С. Денхам и др. обосновывается гипотеза о взаимосвязи двух детерминант, определяющих успешность распознавания эмоций в детском возрасте: развития собственно когнитивных средств, участвующих в данном процессе, и особенностей межличностных отношений между ребенком и родителями. Данный вывод согласуется с положениями Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. о значимой роли общения с близким взрослым для психического развития ребенка: взрослый выступает источником разнообразных воздействий, обогащает опыт ребенка, ставит перед ним задачи овладения новым знанием, подкрепляет и корректирует его усилия, а также выступает для ребенка объектом подражания.
Ключевые слова: распознавание эмоций, эмоциональная компетентность, дошкольный возраст, познавательные процессы, детско-родительские отношения.
Для цитирования: Аскерли А.С. Распознавание эмоций в дошкольном возрасте: теоретический анализ проведенных исследований // Современное дошкольное образование. - 2019. - №3(93). - С. 46-55. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-201 8-1 0047
Материалы статьи получены 06.03.2019.
* Контакты: [email protected]
UDC 159.922.73 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10047 Emotion Recognition in Preschool Age: Theoretical Analysis of the Recent Studies Askerli Afsan Sanan kyzy, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia The ability to recognize emotional states by the expression of the face is part of the group of competencies necessary for the successful implementation of communication activities. Body language, as an important means of communication, is ambiguous in content, which can lead to difficulties in understanding and responding to information (M. Lisina, Kh. Sherjazdanova). The relevance of learning how to recognize emotions in preschool age is related to the high importance of communicative competence for the child's socialization in kindergarten and preparation for school. This paper analyzes research on the characteristics and conditions of development of the ability to recognize emotions in childhood. The majority of scientists allocate the following factors: recognition of emotions by facial expression passes a way from the undifferentiated perception of a sign of emotion through allocation of separate elements of mimicry to the integral and generalized perception; there are distinctions in type of perception of emotions of different modalities; ability to recognize emotions depends on experience of child-parent relations and influences personal and social development of the child. Based on the results of research by A. Shtetinina, E. Listik, M. Kuzmishcheva, J. Russell, D. Lable, R. Thomson, T. Forslund, S. Denham, etc., the hypothesis about the relationship between the two determinants that make the success of the recognition of emotions in preschool age: the development of the proper cognitive means involved in the process and the peculiarities of interpersonal relationships between the child and parents is substantiated. This conclusion is consistent with the provisions of L. Vygotsky, L. Bozhovich, M. Lisina and others on the important role of communication with a close adult for the mental development of the child: the adult acts as a source of various influences, enriches the experience of the child, sets the task of mastering new knowledge, supports and corrects his efforts, as well as acts as a role model for the child. Keywords: emotion recognition, emotional competence, preschool age, cognitive processes, parent-child relationship. For citation: Askerli A.S. (2019). Emotion recognition in preschool age: theoretical analysis of the recent studies. Preschool Education Today. 3:1 3, 46-55 (in Russian). DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-201 8-1 0047 Original manuscript received 06.03.2019.
1. Когнитивные предпосылки развития способности распознавать эмоции по выражению лица в дошкольном возрасте
Интерес к человеческому лицу и потребность в эмоциональном общении возникает у детей на самых ранних этапах развития. Исследования показывают, что в возрасте четырех месяцев младенцы могут воспринимать и различным образом реагировать на выражение четырех базовых эмоций: радость,
гнев, страх, печаль (Montague, Walker-Andrews, 2001). К концу первого года жизни у ребенка уже формируется некое функциональное представление о том, какая эмоциональная реакция соответствует той или иной ситуации, а какая нет (Feinman, Lewis, 1983). На основе большого объема полученных данных можно заключить, что способность распознавать эмоциональное состояние по лицевой экспрессии является комплексной, она требует участия различных познавательных процессов и проходит определенный путь развития в онтогенезе.
Согласно положениям культурно-исторической психологии, для каждого периода развития ребенка характерна уникальная иерархи-
ческая организация его психических функций, среди которых выделяется одна системообразующая (Выготский, 1935). Как известно, в период раннего детства такой функцией является восприятие, опосредующее протекание всех остальных познавательных процессов. В дошкольном возрасте центральную роль осуществляет функция, связанная с накоплением и переработкой информации, - память. Ближе к школьному возрасту постепенно формируются общие представления о явлениях окружающего мира, возникают предпосылки для развития понятийного мышления. Далее, в связи с активным включением ребенка в образовательный процесс, мышление начинает выполнять роль ведущей психической функции сознания, структурирующей и организующей протекание всех остальных психических процессов. Данная закономерность нашла подтверждение в том числе и в исследованиях развития эмоциональной компетентности в детском возрасте. В работах Понса, Харриса и Де Роснэй (Pons, Harris, de Rosnay, 2004) были выделены три периода становления эмоциональной компетентности, каждый из которых характеризуется формированием определенных способностей. Согласно результатам данного исследования, первый период длится от 3 до 5 лет и характеризуется интенсивным развитием способностей воспринимать и распознавать базовые эмоции; второй период приходится на возраст от 5 до 7 лет и связан с формированием способности устанавливать взаимосвязь между эмоциями и воспоминаниями, а также внутренними потребностями и убеждениями человека. Третий период длится от 7 до 11 лет и связан с развитием способности регулировать эмоции, понимать смешанные и скрываемые эмоции, а также умения соотносить эмоции с моральными аспектами поведения. В этом возрасте происходит интенсивное включение эмоций в процесс произвольной целенаправленной регуляции поведения.
Изучение периодизации развития распознавания эмоций указывает на разнообразие познавательных процессов, лежащих в основе данной способности. В одном из первых отечественных исследований, посвященных этому вопросу, А.М. Щетининой (Щетинина, 1984) были описаны шесть последовательно сменяющих друг друга типов восприятия эмоции: до-вербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетический. Первые три типа оказались характерны для детей среднего до-
школьного возраста (4-5 лет), остальные - для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Классификация типов восприятия эмоций была осуществлена на основе следующих критериев: выделение признаков экспрессии и обозначение эмоции словом, степень диф-ференцированности восприятия экспрессии, степень обобщенности восприятия, степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.
В исследовании А.М. Щетининой было показано, что тип восприятия эмоции может быть связан с характеристикой самой эмоции. К примеру, опознание эмоций страха и удивления осуществлялось детьми преимущественно на довербальном уровне в обеих исследуемых возрастных группах. Среди других условий, влияющих на успешность распознавания эмоций, была подчеркнута значимость степени сформированности у ребенка эталонов выражения эмоций, уровня владения словесными обозначениями эмоций, а также эмоциональной выразительности воспринимаемого лица.
В работах Рассела и коллег (Russel, Ridgeway, 1983; Russel, 1985; Russel, Bullock, 1986) исследовалось мыслительное структурирование эмоциональной реальности в детском возрасте. Изучая содержание значений, используемых детьми для описания эмоций, Дж. Рассел пришел к выводу, что базовыми категориями, при помощи которых дети осуществляют первичную классификацию эмоций, являются параметры гедонистического тона (удовольствие-неудовольствие) и уровня активации (возбуждение-покой), выражаемые в мимике. В соответствии с развитием интеллекта ребенка происходит расширение и упорядочивание основ для категоризации эмоций. По Расселу, этот процесс представляет собой постепенное «приобретение скриптов» эмоций и формирование аффективных схем. В более поздних исследованиях Уайдена и Рассела (Widen, Russell, 2010; Widen, Russell, 2010) был описан так называемый «эффект первичности лица» (Fase Superirity Effect), который заключается в том, что детям 2-3 лет легче распознавать эмоции во время предъявления изображения лица, чем на основе услышанного рассказа и описания ситуации возникновения эмоции. Райхенбах и Мастерс (Reichenbach, Masters, 1983), а также Камрас и Эллисон (Camras, Allison, 1985) наблюдали противоположную ситуацию у детей более старшего возраста: в возрасте от 3 до 9 лет дети легче распознают эмоции по описанию рассказа, чем на основе изображения
экспрессии. Данная закономерность получила название «эффект вторичности лица» (Fase Inferiority Effect).
Похожий результат относительно старших детей был получен в исследовании А.С. Золотняковой (Золотнякова, 1968). Она показала, что эффективность распознавания эмоции в дошкольном возрасте определяется прежде всего ориентацией ребенка на анализ ситуации общения и предметного взаимодействия, а не самой экспрессии как таковой. В случае затруднения категоризации эмоции дети обращались к описанию различных элементов ситуации возникновения эмоции, в том числе действий героев. При этом можно было выделить две тенденции в восприятии эмоций: оно характеризовалось либо бессистемным «выхватыванием» отдельных деталей мимики без учета их взаимосвязи друг с другом (таким образом в основном воспринимались эмоции испуга, обиды и удивления), либо сопровождалось некоторым комплексным анализом экспрессии, пока еще общим и мало детализированным (чаще всего наблюдалось при восприятии эмоций радости и обиды). Таким образом, результаты данного исследования подтверждают положение о том, что тип восприятия эмоции зависит от особенностей самой эмоции.
Развитие способности распознавать эмоции по лицевой экспрессии в дошкольном возрасте также исследовалось Е.М. Листик (Листик, 2003). Ею были выделены следующие этапы: дифференциация эмоциональных состояний у взрослых; дифференциация своих эмоциональных состояний; использование эталона эмоции при анализе ситуации в наглядно-действенном и наглядно-образном плане; категоризация эмоциональных состояний. В основу выделения этапов были положены закономерности становления когнитивных действий ребенка (дифференциации, тождества, использование эталона эмоции в конкретной ситуации, категоризации). На основании накопленного статистического материала были рассчитаны нормативы способности распознавать эмоции в дошкольном возрасте. Было показано, что успешность распознавания значимо возрастает у детей к 7 годам, при этом лучше всего детьми распознаются эмоции радости, злости и грусти. Среди условий развития ребенка, оказывающих влияние на формирование исследуемой способности, была подчеркнута роль включенности ребенка в близкий эмоциональный контакт с членами семьи, а также значимость проявления матерью
своих эмоций в общении с ребенком. Было показано, что успешность распознавания эмоций выше у тех детей, чьи матери чаще проявляют в их присутствии аффективную реакцию в виде слез, что может говорить о важности для развития данной способности близких и доверительных отношений в детско-родительской диаде.
В исследовании Де Стасио и коллег ^е Stasio, Fiorilli, Di Chiacchio, 2014) анализировалось влияние флюидного интеллекта и уровня развития речи на способность понимать эмоции в детском возрасте. Были выделены два аспекта понимания эмоций: внешний, который включал в себя распознавание эмоции, и ментальный, отражающий развитие внутренних представлений об эмоциях. Исследование показало, что на формирование данной способности оказывает влияние уровень флюидного интеллекта ребенка и степень его лингвистического развития. При этом умение распознавать эмоции коррелировало с более высоким уровнем лингвистического развития ребенка, в то время как развитие внутренних ментальных представлений об эмоциях оказалось более значимо связано с уровнем флюидного интеллекта.
В ряде исследований было замечено, что способ предъявления задания также оказывает влияние на результат его выполнения детьми. К примеру, в работе O.A. Прусаковой (Прусакова, 2005) при анализе успешности распознавания эмоций в зависимости от типа предъявляемых задач было показано, что старшие дошкольники идентифицируют эмоции на одинаковом уровне вне зависимости от способа их предъявления (изображение лицевой экспрессии, описание действия или описание ситуации), в то время как дети младшего дошкольного возраста лучше определяют эмоции по описанию действий (радость, печаль, гнев) и ситуаций (радость, печаль, гнев, страх). При этом оказалось, что дети дошкольного возраста гораздо легче определяют эмоцию при предъявлении им фотографии, чем в случае рисованного изображения человеческого лица. В проведенном позже исследовании М.Н. Андерсон (Андерсон, 2013) было показано, что в возрасте 6-11 лет дети, наоборот, лучше распознают схематические изображения эмоций, а не их фотографические аналоги. Этот результат может быть связан с формированием мыслительных операций обобщения и классификации в данном возрастном диапазоне под влиянием процесса подготовки к школьному обучению и самого обучения.
Вопрос о взаимосвязи типа задачи и успешности понимания эмоции также ставился в работе Биссон (Bisson, 2018). Она сравнивала результаты, полученные при выполнении детьми младшего дошкольного возраста пяти различных задач: 1) изображение названной экспериментатором эмоции, 2) изображение эмоции героя после прослушивания рассказа, 3) называние эмоции героя после прослушивания рассказа, 4) выбор из предложенных изображений эмоции героя после прослушивания рассказа, 5) называние эмоции на основе изображения лицевой экспрессии. Данные задания были направлены на оценку способностей воспринимать эмоции, обозначать эмоции словом, понимать взаимосвязь эмоции и ситуации ее возникновения, а также произвольно изображать ту или иную эмоцию. Для всех заданий оценивалось понимание шести базовых эмоций: радость, печаль, гнев, страх, удивление и отвращение. Было показано, что точность опознания эмоций не одинакова при выполнении различных заданий, она зависит от типа предъявляемого задания и категории самой эмоции. При этом во всех заданиях лучше всего распознавались эмоции радости, печали и гнева. Больше всего ошибок возникало при распознавании эмоций страха, удивления и отвращения.
2. Детско-родительские отношения как условия становления способности распознавать эмоции
Результаты большинства исследований подтверждают значимость общения и взаимодействия ребенка с близким взрослым в развитии способности детей распознавать эмоции. К примеру, в исследовании А.М. Щетининой среди прочего было показано, что на успешность распознавания ребенком эмоций влияют характер обращенной к ребенку речи взрослого и поставленные перед ним вопросы. При помощи вопросов можно актуализировать те или иные представления об эмоциях, обнаружить содержание активного и пассивного запаса слов, обозначающих эмоции. Более того, в зависимости от поставленного вопроса дети демонстрировали различные уровни восприятия эмоции. В работах Дж. Рассела также особо подчеркивалось значение контекста развития ребенка и целей, которые ставятся перед ним
его ближайшим окружением. В исследовании Е.М. Листик было показано, что наличие близких доверительных отношений ребенка с членами семьи положительно сказывается на его способности распознавать эмоции по лицевой экспрессии.
В работе М.А. Кузьмищевой (Кузьмищева, 2002) о развитии эмоциональных представлений в дошкольном возрасте было показано, что наиболее сильное влияние на этот процесс оказывает общение ребенка с близким взрослым, в процессе которого взрослый осуществляет передачу разнообразного эмоционального опыта. При этом личный опыт переживания эмоций оказался не так сильно связанным с успешностью формирования представлений об эмоциях, как опыт, передаваемый ребенку взрослым. Автор объясняет данный результат тем, что собственный эмоциональный опыт, особенно негативный, зачастую способствует формированию аффективно-когнитивного комплекса, в котором переживаемые ситуативные эмоции оказываются тесно связанными с представлениями о них. Согласно данным М.А. Кузьмищевой, формирование подобного комплекса выступает препятствием к объективному осмыслению эмоций, представлению их в «идеальной» форме, переносу их в другую ситуацию или связи их с обобщенным, социально заданным эталоном.
Лэйбл и Томсон (Laible, Thompson, 1998), изучая взаимосвязь распознавания эмоций в детском возрасте с типом привязанности ребенка к матери, обнаружили, что дети с надежной привязанностью лучше справляются с заданиями на распознание негативных эмоций (грусть, злость, страх), чем дети с ненадежной или избегающей привязанностью. Ими был сделан вывод о том, что тип эмоционального взаимодействия матери и ребенка, при котором можно говорить о формировании надежной привязанности (эмоциональное принятие ребенка, позитивное эмоциональное отношение к нему, выражение родительской любви), приводит к улучшению способности детей понимать эмоции других людей, что особенно ярко прослеживается на примере понимания негативных эмоций. Умение вовремя определить недовольство или печаль другого человека позволяет ребенку скорректировать собственное поведение с учетом особенностей ситуации и внешних требований. Феномен избирательного искажения восприятия негативной информации в психологии связывается с действием защит-
ных механизмов, активирующихся в неблагоприятных для личности обстоятельствах. Можно говорить о том, что взаимодействие родителей и ребенка, при котором формируется ненадежная привязанность, относится к такому типу обстоятельств.
В связи с приведенным исследованием следует рассмотреть работу Берлин и Кэссиди (Berlin, Cassidy, 2003) о взаимосвязи между типом привязанности ребенка к матери и особенностями контроля, осуществляемого матерью за эмоциональной экспрессией ребенка. Было показано, что матери детей с ненадежной избегающей привязанностью отличались осуществлением более выраженного контроля за проявлением негативных эмоций детьми. При этом подавление выражения негативных эмоций у детей способствовало минимизации поведения привязанности. Матери детей с ненадежной амбивалентной привязанностью, наоборот, реже других контролировали выражение негативных эмоций ребенка путем подавления. Однако при этом они также значительно реже реагировали каким-либо образом на проявление детьми позитивных эмоций. В данном случае дети чаще выражали потребность в материнской помощи именно в виде агрессии или слез, при этом наблюдалось усиление зависимого поведения ребенка. Матери детей с надежной привязанностью не подавляли и не усиливали проявление эмоций детьми, они отличались безусловным принятием всех выражаемых ребенком эмоции и осуществлением умеренного контроля за их проявлением в зависимости от ситуации.
В исследовании Форслунда и коллег (Forslund, Kenward, Granqvist, Gredeback, Brocki, 2017) было показано, что дети с дезорганизованным типом привязанности обладают сниженной способностью распознавать эмоции по выражениям лица. При этом не было обнаружено различий в восприятии эмоций разных модальностей. Дезорганизация системы привязанности рассматривается автором как потенциальный психологический механизм, который связывает опыт неблагоприятного взаимодействия в детско-родительской паре с нарушениями в способности детей распознавать эмоции.
В работе Денхам и коллег (Denham, Mitchell-Copeland, Strandberg, Auerbach, Blair, 1997) исследовалось влияние социализации эмоциональной сферы ребенка со стороны родителей на развитие эмоциональной компетентности дошкольников. Изучались такие параметры
эмоциональной компетентности, как уровень знаний детей об эмоциях, эмоциональная уравновешенность ребенка при общении со сверстниками, а также наличие подавленных негативных эмоций. Было показано, что адекватность формирования представлений об эмоциях связана с частотой осуществления родителями негативного подкрепления проявления эмоций детьми, которое выражалось в ограничениях и наказаниях за выражения эмоций. Дети, чьи родители реже использовали такие наказания для регуляции эмоционального состояния детей, лучше распознавали эмоции в заданиях. При этом с возрастом выраженность этого эффекта становится менее заметной.
3. Значение способности распознавать эмоции в социальном и личностном развитии ребенка
В дошкольном возрасте происходит первое значительное расширение сферы контактов ребенка, обусловленное его вхождением в коллектив сверстников и освоением роли участника различных социальных групп. Для успешного социального и личностного развития ребенку необходимо уметь распознавать и интерпретировать эмоции других людей. Влияние эмоциональной компетентности на особенности отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте исследовалось в работе Петридеса и коллег (Petrides, Sangareau, Furnham, Frederickson, 2006). Ими было показано, что школьники с высоким уровнем эмоционального интеллекта чаще других проявляют лидерские качества и более склонны к кооперации с одноклассниками. В отличие от них, поведение детей с низким уровнем эмоционального интеллекта чаще оценивается сверстниками и учителями как «агрессивное» и «зависимое».
В работе Гволтер и коллег (Qualter, Urquijo, Henzi, Barrett, Humphrey, 2018) исследовалась комплексная способность ребенка понимать эмоции. Данная способность включает в себя процессы опознавания эмоций по выражению лица, их называние, а также совокупность знаний о ситуациях возникновения эмоций, их причинах и последствиях. Для обозначения этой комплексной способности было использовано понятие «эмоциональный интеллект» («Ability Emotional Intelligence») (Mayer, Caruso,
Salovey, 2016). Было показано, что уровень развития эмоционального интеллекта связан с особенностями проявления детьми агрессии в играх со сверстниками. Так, дети с более низким уровнем эмоционального интеллекта были склоны выражать агрессию в прямой форме, в то время как для детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта была характерна косвенная форма проявления агрессии. Полученные результаты позволили заключить, что эмоциональный интеллект участвует в процессе социализации способа проявления агрессии в детском возрасте. Развитие эмоционального интеллекта способствует переводу незрелой, прямой формы выражения агрессии в ее более социализированную косвенную форму.
Трой и Сроуф (Troy, Sroufe, 1987) исследовали условия формирования в дошкольном возрасте склонности к виктимной модели поведения. Ими было показано, что дети с ненадежной привязанностью зачастую не могли адекватно распознавать и интерпретировать отрицательные эмоции сверстников, что приводило к возникновению ситуаций, в которых эти дети становились жертвой негативного отношения со стороны других, либо сами оказывались на позиции агрессоров. Затруднение в распознавании отрицательных эмоций являлось тем условием, при котором осуществлялось построение ребенком с ненадежной привязанностью виктимного типа отношений со сверстниками. Дети с надежной привязанностью могли вовремя распознавать отрицательные эмоции других людей и избегали возникновения эмоционально напряженных и неприятных ситуаций. Если же они все-таки оказывались включенными в них, то могли с ними справиться и быстро из них выйти.
В исследовании Рекер (Reker, 2003) эмоциональный интеллект ребенка рассматривается как внутренний механизм, при помощи которого осуществляется влияние детско-родитель-ских отношений на частоту возникновения у ребенка интернализированных и экстернали-зированных форм поведенческих расстройств. У детей с надежным типом привязанности к матери показатели эмоционального интеллекта (в том числе и способности распознавать эмоции по лицевой экспрессии) значимо выше. При этом дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта значимо реже страдали от депрессивных эпизодов и расстройств поведения в младшем школьном и подростковом возрастах.
Заключение
Результаты приведенных исследований позволяют сделать ряд выводов относительно способности распознавать эмоции в дошкольном возрасте. Можно заключить, что данная способность является комплексной и требует определенного уровня развития восприятия, памяти и мышления ребенка. При этом общее направление развития способности распознавать эмоции по выражению лица представляет собой движение от восприятия эмоции на основе простейших категорий активации и гедонистического тона, через выделение отдельных элементов мимики и ее связей с элементами ситуации, к обобщенному, целостному и вместе с тем дифференцированному восприятию эмоции. В зависимости от возраста ребенка различается также и значимость признаков, на основе которых им осуществляется распознавание эмоций. Для детей раннего возраста более значимым оказывается выражение лица, в дошкольном возрасте увеличивается значимость различных параметров ситуации. При этом уровень, на котором происходит распознавание эмоции, зависит не только от возраста ребенка, но и от характера самой эмоции.
Важным условием развития способности распознавать эмоции по выражению лица является характер взаимодействия и общения ребенка с родителями. В ряде приведенных исследований было показано, что при нарушении детско-родительского взаимодействия наблюдается ухудшение распознавания эмоций детьми, при этом в первую очередь ухудшается распознавание негативных эмоций. Наиболее часто в изучении данного вопроса исследователи обращались к категории «привязанность». Однако следует учитывать, что качество эмоциональной привязанности ребенка к матери является интегральным показателем, формирующимся на основе множества характеристик детско-родительского взаимодействия, таких как эмоциональное принятие или эмоциональное отвержение ребенка, эмоциональная чувствительность родителя, способность родителя к сопереживанию, особенности проявления родительского контроля за поведением ребенка и др. Вопрос о том, какие аспекты детско-роди-тельских отношений играют наиболее важную роль в формировании способности распознавать эмоции в детском возрасте, является открытым и может служить темой дальнейших исследований в данном направлении.
Согласно результатам анализируемых исследований, распознавание эмоции в дошкольном возрасте в значительной степени опосредует построение межличностных отношений ребенка со сверстниками. Уровень развития данной способности косвенно связан с формированием некоторых личностных особенностей ребенка, таких, как лидерские качества, предрасположенность к виктимному поведению, характер выражения агрессии. На протяжении дошкольного возраста происходит процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся более популярными, другие - менее. Одним из условий, оказывающих влияние на коммуникативную привлекательность ребенка, является его способность к распознаванию эмоций сверстников и сопереживание им. Повышение осведомленности ребенка в сфере эмоций, развитие чуткости в восприятии эмоциональных состояний, формирование интереса ребенка к сфере переживаний и чувств другого человека способствует более благополучному и продуктивному включению ребенка в коллектив сверстников. ■
Информация об авторе
Аскерли Афсана Санан кызы, аспирант 3 года обучения факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, askerl i .afsana@mai l. ru
Information about author
Askerli Afsan Sanan kyzy, a third year postgraduate student at the Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected]
Литература
1. Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Андерсон Мария Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - СПб., 201 3. - 132 с.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология» / Гершон Бреслав. - 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 541 с.
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - №5.
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.: Учпедгиз, 1935.
5. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. - 1995. - №2.
6. Золотнякова А.С. Восприятие человека и развитие представления о нем у ребенка-дошколь-
ника [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии). (731) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. -Ленинград: [б. и.], 1968. - 18 с.
7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология»; 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования». -М.: Академия, 2004. - 283 с.
8. Карелина И.О. Развитие у детей восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний: учебное пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского». -Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2008. - 59 с.
9. Кузьмищева МА. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. -М., 2002. - 207 с.
10. Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. -Алма-Ата: Мектеп, 1989.
11. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - М., 2003. - 175 с.
12. Прусакова ОА. Генезис понимания эмоций: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - М., 2005. - 164 с.
13. Сергиенко ЕА Модель психического в онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - 413 с.
14. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Ленинград, 1984. - 196 с.
15. Bailey Bisson J. It's written all over their faces: Preschoolers' emotion understanding. Social Development. 2018; 00:1-16. https://doi. org/10.1111/sode.12322.
16. Camras, L. A., Allison, K. (1985). Children's understanding of emotional facial expressions and verbal labels. Journal of Nonverbal Behavior, 9, 84-94.
17. Dana L. Reker. Children's Emotional Intelligence as a Mediator between Children's Attachment Security and their Internalizing and Externalizing Behaviours. A Thesis Submitted to the Committee on Graduate Studies in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Science in the Faculty of Arts and Science. Trent University Peterborough, Ontario, Canada, 2003.
18. Denham S.A., Mitchell-Copeland J., Strandberg K., Auerbach S., and Blair K. Parental Contributions to Preschoolers' Emotional Competence: Direct and Indirect Effects. Motivation and Emotion, Vol. 21, No. 1, 1997.
19. Dе Stasio S, Fiorilli C., Di Chiacchio C. Effects of verbal ability and fluid intelligence on children's emotion understanding. International Journal of Psychology, 2014 Vol. 49, No. 5, 409-414, DOI: 10.1002/ijop.12032.
20. Feinman, S. & Lewis, M. (1983) Social referencing at ten months: A second order effect on infant's responses to strangers. Child Development, 54, 878-887.
21. Forslund, T., Kenward, B., Granqvist, P., Gredeback, G. & K.C. Brocki. (2017). Diminished ability to identify facial emotional expressions in children with disorganized attachment representations. Developmental Science, 201 7; 20: el 2465.
22. Laible, D. J., & Thompson, R. A. (1998). Attachment and emotional understanding in Preschool children. Developmental Psychology, 34(5), 1038-1045.
23. Lisa J. Berlin, Jude Cassidy, Self-Reported Control of Their Preschool Children's Emotional Expressiveness:A Longitudinal Study of Associations with Infant-Mother Attachment and Children's Emotion Regulation. Social Development, 12, 4, 2003.
24. Mayer, J. D., Caruso, D. R., & Salovey, P. (2016). The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, 8, 290-300.
25. Montague, D.P.F., &Walker-Andrews, A.S. (2001) Peekaboo: A New Look at Infant's Perception of Emotion Expression. Developmental Psychology, 37(6), 826-838.
26. Petrides K. V., Sangareau Y., Furnham A., Frederickson N. Trait Emotional Intelligence and Children's Peer Relations at School. Social Development, 15, 3, 2006.
27. Pons, F., Harris, P.L.., & de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organisation. European Journal of Developmental Psychology, June 2004, 1(2), 127-152.
28. Qualter P., Urquijo I., Henzi P., Barrett L., Humphrey N. Ability emotional intelligence and children's behaviour in the playground. Social Development. 2018; 1 -19.
29. Reichenbach, L., Masters, J. C. (1983). Children's use of expressive and contextual cues in judgments of emotion. Child Development, 54, 993-1004.
30. Russel J. A. Culture, scripts and children's understudying of emotion //Saarni C., Harris P. L. (Eds.). Cambridge: University press. 1985. P. 293 - 378.
31. Russel J. A., Bullock M. On the dimensions preschoolers use to interpret facial expressions of emotion. Developmental Psychology. 1986. V. 22. №1. P. 97- 102.
32. Russel J.A. & Ridgeway D. (1983). Dimensions underlying children's emotion concepts. Developmental Psychology, 19(6), 795-804.
33. Troy, M. & Sroufe, L. A. (1987). Victimization among preschoolers: Role of attachment relationship h istory. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 26, 166-172.
34. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Children's scripts for social emotions: Causes and consequences are more central than are facial expressions. British Journal of Developmental Psychology, 28, 565-581. https://doi. org/10.1348/026 1 51009X457550d.
35. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Differentiation in preschooler's categories of emotion. Emotion, 10, 651-661. https:// doi. org/10.1037/a0019005.
References
1. Anderson M.N. (2013) Vozrastnaya izmenchivost' raspoznavaniya emotsii det'mi ot 6 do 11 let: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 1 9.00.1 3 [Age variability of emotion recognition in children from 6 to 11 years: dissertation ... PhD in psychology]. Sankt-Peterburg. 132.
2. Bailey Bisson J. (2018) It's written all over their faces: Preschoolers' emotion understanding. Social Development. 00:1-16. https://doi. org/10.1111/sode.12322.
3. Breslav G.M. (2007) Psikhologiya emotsii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial'nostyam «Psikhologiya», «Klinicheskaya psikhologiya» [Psychology of emotions: a textbook for students of higher educational institutions studying in the direction and specialties "Psychology", "Clinical psychology"]. Moscow. Smysl, Akademiya Publishing. 54.
4. Bylkina N.D., Lyusin D.V. (2000) Razvitie predstavlenii detei ob emotsiyakh v ontogeneze [Development of children's ideas about emotions in ontogenesis]. Voprosy psikhologii [Question of Psychology]. 5.
5. Camras, L. A., Allison, K. (1985). Children's understanding of emotional facial expressions and verbal labels. Journal of Nonverbal Behavior, 9, 84-94.
6. Dana L. Reker. (2003) Children's Emotional Intelligence as a Mediator between Children's Attachment Security and their Internalizing and Externalizing Behaviours. A Thesis Submitted to the Committee on Graduate Studies in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Science in the Faculty of Arts and Science. Trent University Peterborough, Ontario, Canada.
7. Denham S.A., Mitchell-Copeland J., Strandberg K., Auerbach S., and Blair K. (1997) Parental Contributions to Preschoolers' Emotional Competence: Direct and Indirect Effects. Motivation and Emotion, Vol. 21, No. 1.
8. De Stasio S, Fiorilli C., Di Chiacchio C. (2014) Effects of verbal ability and fluid intelligence on children's emotion understanding. International Journal of Psychology. Vol. 49, No. 5, 409-414, DOI: 1 0.1 002/ijop.1 2032.
9. Feinman, S. & Lewis, M. (1983) Social referencing at ten months: A second order effect on infant's responses to strangers. Child Development, 54, 878-887.
10. Forslund, T., Kenward, B., Granqvist, P., Gredeback, G. & K.C. Brocki. (2017). Diminished ability to identify facial emotional expressions in children with disorganized attachment representations. Developmental Science. 20: e12465.
11. Gordeeva O.V. (1995) Razvitie yazyka emotsii u detei [Development of emotional language in children]. Voprosy psikhologii [Question of Psychology]. 2.
12. Izotova E.I., Nikiforova E.V. (2004) Emotsional'naya sfera rebenka. Teoriya i
praktika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 030900 «Doshkol'naya pedagogika i psikhologiya»; 031100 «Pedagogika i metodika doshkol'nogo obrazovaniya» [Emotional sphere of the child. Theory and practice: textbook for University students majoring in 030900 "Preschool pedagogy and psychology"; 031100 "Pedagogy and methods of preschool education"]. Moscow. Akademiya. 283.
13. Karelina I.O. (2008) Razvitie u detei vospriyatiya, ponimaniya i verbalizatsii emotsional'nykh sostoyanii: uchebnoe posobie [The development of children's perception, understanding and verbalization of emotional states: a tutorial]. Yaroslavl': Yaroslavskii pedagogicheskii universitet im. K.D. Ushinskogo. 59.
14. Kuz'mishcheva M.A. (2002) Dinamika predstavlenii ob emotsiyakh detei starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.13 [Dynamics of ideas about the emotions of children of senior preschool and primary school age: dissertation ... PhD in psychology]. Moscow. 207.
15. Laible, D. J., & Thompson, R. A. (1998). Attachment and emotional understanding in Preschool children. Developmental Psychology, 34(5), 1038-1045.
16. Lisa J. Berlin, Jude Cassidy, Self-Reported Control of Their Preschool Children's Emotional Expressiveness:A Longitudinal Study of Associations with Infant-Mother Attachment and Children's Emotion Regulation, Social Development, 12, 4, 2003.
17. Lisina M.I., Sher'yazdanova Kh.T. (1989) Spetsifika vospriyatiya i obshcheniya u doshkol'nikov [The specifics of perception and communication in preschoolers]. Alma-Ata: Mektep Publishing.
18. Listik E.M. (2003) Razvitie sposobnosti k raspoznavaniyu emotsii v starshem doshkol'nom vozraste: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.13 [Development of the ability to recognize emotions in the senior preschool age: dissertation ... PhD in psychology]. Moscow. 175.
19. Mayer, J. D., Caruso, D. R., & Salovey, P. (2016). The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, 8, 290-300.
20. Montague, D.P.F., &Walker-Andrews, A.S. (2001) Peekaboo: A New Look at Infant's Perception of Emotion Expression. Developmental Psychology, 37(6), 826-838.
21. Petrides K. V., Sangareau Y., Furnham A., Frederickson N. (2006) Trait Emotional Intelligence and Children's Peer Relations at School. Social Development, 15, 3.
22. Pons, F., Harris, P.L.., & de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organisation. European Journal of Developmental Psychology, June 2004, 1 (2), 1 27-1 52.
23. Prusakova O.A. (2005) Genezis ponimaniya emotsii: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.13 [The genesis of understanding emotions: dissertation ... PhD in psychology]. Moscow. 1 64.
24. Qualter P., Urquijo I., Henzi P., Barrett L., Humphrey N. (2018) Ability emotional intelligence and children's behaviour in the playground. Social Development. 1 -1 9.
25. Reichenbach, L., Masters, J. C. (1983). Children's use of expressive and contextual cues in judgments of emotion. Child Development, 54, 993-1004.
26. Russel J. A., Bullock M. (1986) On the dimensions preschoolers use to interpret facial expressions of emotion. Developmental Psychology. V. 22. №1. P. 97-102.
27. Russel J.A. & Ridgeway D. (1983). Dimensions underlying children's emotion concepts. Developmental Psychology, 19(6), 795-804.
28. Russel J.A. (1985) Culture, scripts and children's understudying of emotion //Saarni C., Harris P. L. (Eds.). Cambridge: University press. 293-378.
29. Sergienko E.A. (2009) Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka [Mental model in human ontogenesis]. Moscow: Institut psikhologii RAN. 413.
30. Shchetinina A.M. (1984) Vospriyatie i ponimanie doshkol'nikami emotsional'nogo sostoyaniya cheloveka: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.07 [Preschoolers' perception and understanding of a person's emotional state: dissertation ... PhD in psychology]. Leningrad. 196.
31. Troy, M. & Sroufe, L. A. (1987). Victimization among preschoolers: Role of attachment relationship history. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 26, 166-172.
32. Vygotskii L.S. (1935) Umstvennoe razvitie detei v protsesse obucheniya [Mental development of children in the learning process]. Moscow; Leningrad. Uchpedgiz Publishing.
33. Widen, S. C., & Russell,J. A. (2010). Children's scripts for social emotions: Causes and consequences are more central than are facial expressions. British Journal of Developmental Psychology, 28, 565-581. https://doi.org/10.1 348/026 1 51009X457550d.
34. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Differentiation in preschooler's categories of emotion. Emotion, 10, 651-661. https:// doi. org/1 0.1 037/a001 9005.
35. Zolotnyakova A.S. (1968) Vospriyatie cheloveka i razvitie predstavleniya o nem u rebenka-doshkol'nika: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk (po psikhologii) [The perception of man and the development of ideas about him in a child-preschooler: abstract of the thesis for the degree of PhD in Pedagogy (psychology).] Leningradskii Gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. A.I. Gertsena. Leningrad. 18.