Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции'

Особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
осужденный / подучетное лицо / воспитательная работа / воспитательный процесс / уголовно-исполнительная инспекция / пробация / convict / probationer / educational work / educational process / penal inspection / probation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Владимирович Комбаров

Статья посвящена рассмотрению проблем, возникающих в процессе проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Указывается на необходимость расставления приоритетов в работе сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в целях достижения цели исправления осужденных. Предлагается прикрепление к осужденному, отбывающему наказание, не связанное с лишением свободы, наставника в местах его постоянной работы. Предлагается переосмысление роли сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, осознание его не как субъекта исправления, а как организатора процесса исправления осужденного лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Роман Владимирович Комбаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with convicts registered with the penal enforcement inspectorate

The article Is devoted to the consideration of problems that arise In the process of carrying out educational work with convicts registered with penal inspections. The need to prioritize the work of employees of penal inspections is pointed out in order to achieve the goal of correcting convicts. It is proposed to assign a mentor to a convicted person serving a non-custodial sentence in his place of permanent work. It is proposed to rethink the role of the employee of the penal inspection, understanding him not as a subject of correction, but as an organizer of the process of correction of a convicted person.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции»

Закон и право. 2023. № 12. С. 212-215. Law and legislation. 2023;(12):212-215.

Научная статья УДК 343.81

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-212-215 NIION: 1997-0063-12/23-725

EDN: https://elibrary.ru/BFWHWI MOSURED: 77/27-001-2023-12-925

Особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции

Роман Владимирович Комбаров

ВИПЭ ФСИН России, Вологда, Россия, R.V.Kombarov@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем, возникающих в процессе проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Указывается на необходимость расставления приоритетов в работе сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в целях достижения цели исправления осужденных. Предлагается прикрепление к осужденному, отбывающему наказание, не связанное с лишением свободы, наставника в местах его постоянной работы. Предлагается переосмысление роли сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, осознание его не как субъекта исправления, а как организатора процесса исправления осужденного лица.

Ключевые слова: осужденный, подучетное лицо, воспитательная работа, воспитательный процесс, уголовно-исполнительная инспекция, пробация.

Для цитирования: Комбаров Р.В. Особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции // Закон и право. 2023. № 12. С. 212—215. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-12-212-215 ББЫ: https://elibrary.ru/BFWHWI

Original article

Features of educational work with convicts registered with the penal enforcement inspectorate

Roman V. Kombarov

VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda,

Russia, R.V.Kombarov@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of problems that arise in the process of carrying out educational work with convicts registered with penal inspections. The need to prioritize the work of employees of penal inspections is pointed out in order to achieve the goal of correcting convicts. It is proposed to assign a mentor to a convicted person serving a non-custodial sentence in his place of permanent work. It is proposed to rethink the role of the employee of the penal inspection, understanding him not as a subject of correction, but as an organizer of the process of correction of a convicted person.

Keywords: convict, probationer, educational work, educational process, penal inspection, probation.

For citation: Kombarov R.V. Features of educational work with convicts registered with the penal enforcement inspectorate // Law and legislation. 2023;(12):212—215. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-212-215 EDN: https://elibrary.ru/BFWHWI

Гогласно ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ^^«'(УИК РФ) воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных и способствует формированию у

© Комбаров Р.В. М., 2023.

осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, повышению их образовательного и культурного уровня, что в совокупности приводит к исправлению правонарушителя. Проблематика вопроса проведения воспитательной работы в отношении осужденных без изоляции от общества заключается в

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

формализованном подходе, нехватке кадров, знаний, времени и прочих сопутствующих элементов.

Чтобы максимально объективно оценить сложившуюся обстановку в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ) Российской Федерации, предлагаем обратить внимание на штатную численность сотрудников и количество закрепленных за каждым из них подучетных лиц.

Проанализировав официальные данные филиалов УИИ разных субъектов [5], а также содержание Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2017 г. № 3 [2], можно отметить, что в среднем в филиале УИИ четыре должности: начальник филиала, старший инспектор и два инспектора. За каждым инспектором закреплено в среднем 50 — 70 подучетных лиц. Из этого следует несколько сопутствующих проблем: нехватка времени для полноценной и качественной работы с конкретным осужденным; формальный подход к проведению воспитательной работы как второстепенного элемента, следующего за надзорными функциями УИИ.

Также следует отметить большой объем до-кументационного сопровождения каждого поду-четного лица. При этом основной акцент ставится на заполнении различного рода анкет, справок, журналов, программного комплекса автоматизированного картотечного учета спецконтингента, учетных карточек, регистрационных листов, представлений и другой служебной документации, что не лучшим образом влияет на достижение цели наказания — исправление осужденного.

Интегрирование опыта зарубежных стран в отношении проводимой воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете УИИ, также является неотъемлемым элементом развития уголовно-исполнительной системы (УИС) в России. Между тем в целях исключения различного рода коллизий стоит учитывать национальный менталитет, предыдущий и настоящий опыт деятельности УИС, арсенал имеющихся ресурсов и другие обстоятельства.

История развития нашего государства дает подсказку в выборе страны, имеющей схожие черты в проведении уголовно-исполнительной политики. Таким примером может являться Республика Казахстан, где в отношении осужденного лица привычным является разработка индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи. Этой разработкой занимаются сотрудники УИС. В программе учитываются все самые базовые сферы, в которых лицу, пре-

ступившему закон, необходима обязательная помощь. Например, получение медицинской и правовой помощи, помощь в получении образования, в овладении профессией и трудоустройстве, в определении его в организацию временного пребывания в случае утраты жилья и проч.

Разработке этой программы уделяется достаточно серьезное внимание, поскольку на этой основе будет построена дальнейшая воспитательная работа с осужденным. Что касается практики УИИ в России, то аналогом данному документу можно назвать анкету. Но ее минусом является формальный и недостаточно серьезный подход к заполнению отдельных граф, например, в необходимости оказания той либо иной помощи. Как правило, осужденные заявляют о том, что помощь им со стороны сотрудников не нужна, хотя в большинстве случаев это не является истиной.

В целях преодоления пробела проведения воспитательной работы с каждым осужденным в УИИ предлагаем соединить имеющиеся ресурсы УИС и современного общества, исключив радикальные финансовые затраты. В распоряжении УИС имеются различные формы и методы проведения воспитательной работы с осужденными, которые имеют правовую регламентацию в рамках УИК РФ. Таковыми можно назвать: лекции, диспуты, конкурсы, смотры художественной самодеятельности, спартакиады, индивидуальные беседы и т.д.

В распоряжении современного развитого постиндустриального общества имеются специалисты, практикующие когнитивную психологию, ориентированную на анализ работы мозга конкретного человека и его влияние на поведение и эмоции. Данная отрасль психологии исследует познавательные процессы, происходящие в сознании человека: память, воображение, способности к принятию решения и проч.

Практика проведения воспитательной работы не только в УИС РФ, но и в других сферах общественной жизни показывает высокий уровень эффективности в проведении индивидуального взаимодействия двух субъектов. В УИС это обусловливается повышенным уровнем психологического восприятия данного вида деятельности со стороны подучетного. Осужденный, осознавая невозможность остаться в тени, безвыходность своего положения, обязательность принятия активного участия во взаимодействии, легче и быстрее идет на контакт. Параллельно с этим инспектор изучает все риски и формирует прогнозы дальнейшего поведения.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2023

Но это не свидетельствует о бесполезности проведения групповых мероприятий воспитательного характера, каждое из которых должно организовываться с учетом возраста и особенностей личности. Наоборот, групповая работа является хорошим стимулятором развития личности, искореняя эгоизм и замкнутость.

Предполагаем, что инспектор УИИ в рамках предложенной системы организации взаимодействия общественности с УИС, проводя индивидуальную беседу с конкретным осужденным, устанавливает видеокамеру, в центральной части объектива которой будет располагаться непосредственно подучетное лицо. Данные материалы далее будут направляться в независимую организацию профессиональных психологов для оценки правильности действий инспектора, анализа личности осужденного лица.

Таким образом, УИС привлечет общественность для оказания содействия в процессе исправления лица, нарушившего закон. Поощрение участия общественности как кладезя больших возможностей — одна из основных рекомендаций, закрепленных в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением от 14 декабря 1990 г. [1]. Однако, внедряя технические средства при проведении воспитательной работы, инспекторов УИИ не следует обременять большим количеством вспомогательной документации, которая необходима для осуществления контроля. Достаточно лишь цифровых способов, которые будут задействованы при проведении воспитательной работы.

Так, привлекая группу специалистов извне, УИС не будет обременена материальными затратами на создание внутриведомственного аналогичного подразделения, а также не будет необходимости увеличивать штатную численность сотрудников. Правильное расставление акцентов в работе со спецконтингентом — залог их исправления.

Еще одной перспективной формой проведения воспитательной работы, на наш взгляд, является прикрепление к конкретному осужденному наставника в местах их постоянной работы. Задачей наставника можно назвать: вовлечение осужденного в общественную жизнь коллектива; контроль за его трудовой деятельностью; обеспечение повышения образовательного уровня; контроль за поведением; оказание помощи в решении бытовых проблем; помощь в разрешении конфликтных ситуаций и проч.

Особенностью здесь будет являться то, что за осужденным будет осуществляться непрерывный контроль, сопровождающийся наставничеством, а равно, развитие дисциплинированности, обретение новых полезных навыков. Сотрудник УИИ, в силу своей загруженности, не имеет возможности постоянно осуществлять контроль за подучетным лицом. Исправление же, на наш взгляд, возможно лишь при условии полного погружения осужденного к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, в воспитательный процесс.

Таким образом, привлекая в качестве наставников руководителей, бригадиров или прочих лиц, трудящихся совместно с осужденным, инспектор УИИ будет заниматься документацион-ным сопровождением и привычными контрольными мероприятиями, а, непосредственно наставники будут заниматься достижением цели исправления осужденного. Аналогично проведению индивидуальной воспитательной работы инспектора с осужденными наставники будут вести работу, как правило, с одним лицом, а, значит, данная форма также является перспективным направлением на пути исправления.

Таким образом, высказанные нами предложения позволяют сделать вывод о том, что достижение эффективности и результативности в процессе воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете УИИ, невозможно без дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

При этом адаптация изложенных нами идей возможна только при коренном переосмыслении роли сотрудника, в осознании его не как субъекта исправления, а как главного лица, содействующего организации процесса исправления.

Список источников

1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, принятые резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи 14.12.1990 // URL: https://constitu-tion.garant.ru/ act/right/megdunar/121238 33/ (Дата обращения: 23.09.2023)

2. Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной системы: Приказ ФСИН России от 11.01.2017 № 3 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201701270001 (Дата обращения: 23.09.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

3. УФСИН России по Астраханской обл. // URL: https://30.fsin.gov.ru/ugolovno-ispolnitel-naya-inspektsiya/ (Дата обращения: 23.09.2023)

4. УФСИН России по Вологодской обл. // URL: https://35.fsin.gov.ru/struсture/fku-uii/ filialy.php (Дата обращения: 23.09.2023)

5. Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Мордовия» // - URL: https:// 13.fsin.gov.ru/strukturnye_p o drazdeleniya/uii .php (Дата обращения: 23.09.2023)

References

1. United Nations Standard Minimum Rules for Non-custodial Measures, adopted by General Assembly resolution 45/110 on 14 December 1990 // URL: https://constitution.garant.ru/act/right/ megdunar/12123833/ (Accessed: 09.23.2023)

2. On approval of the standard structure and staffing of the penal system: order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated January 11, 2017 № 3 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201701270001 (Accessed: 23.09.2023)

3. Federal Penitentiary Service of Russia for the Astrakhan region // URL: https://30.fsin.gov.ru/ ugolovno-ispolnitelnaya-inspektsiya/ (Accessed: 09.23.2023)

4. Federal Penitentiary Service of Russia for the Vologda Region // URL: https://35.fsin.gov.ru/ structure/fku-uii/filialy.php (Accessed: 09.23.2023)

5. Federal government institution «Criminal Execution Inspectorate of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Republic of Mordovia» // URL: https://13 .fsin.gov.ru/strukturnye_podrazde-leniya/uii.php (Accessed: 09.23.2023)

Информация об авторе

Комбаров Р.В. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными

Статья поступила в редакцию 13.10.2023; одобрена после рецензирования 08.1 1.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author Kombarov R.V. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminal executive law and organization of educational work with convicts

The article was submitted 13.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти. Исто-рико-правовое исследование: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. 159 с.

Федерализм в первые годы советской власти

ISBN 978-9941-9818-4-5

Агентство CIP РГБ

В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (191 8— 1 924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.

Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.