Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич, Колесникова Юлия Павловна

В статье раскрывается значение межличностного взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Авторами обоснована значимость развития коммуникативных навыков сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в контексте реализации воспитательной работы и психологического сопровождения осужденных. Показано, что способность сотрудников УИИ к конструктивному межличностному взаимодействию с осужденными к наказаниям не связанными с лишением свободы, является важным инструментом в работе направленной на исправление осужденного, что соответствует основным целям уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич, Колесникова Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SKILLS OF EMPLOYEES CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTIONS IN THE CONTEXT OF THE USE OF REMEDIES FOR CONVICTS

The article reveals the importance of interpersonal interaction of probation officers with convicted persons. The authors substantiated the importance of developing the communicative skills of probation officers in the context of conducting educational work and psychological support for convicts. It is shown that the ability of probation officers to constructive interpersonal interaction with convicts is an important tool in work aimed at correcting them. This is consistent with the main objectives of the criminal executive legislation of Russia.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

14.2. КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Габараев Алан Шотаевич, канд. полит. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: gabiron@mail.ru Колесникова Юлия Павловна. Должность: научный сотрудник. Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: kjuliank@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается значение межличностного взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Авторами обоснована значимость развития коммуникативных навыков сотрудников уголовно -исполнительных инспекций в контексте реализации воспитательной работы и психологического сопровождения осужденных.

Показано, что способность сотрудников УИИ к конструктивному межличностному взаимодействию с осужденными к наказаниям не связанными с лишением свободы, является важным инструментом в работе направленной на исправление осужденного, что соответствует основным целям уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, уголовно-исполнительные инспекции, средства исправления осужденных, воспитательная работа с осужденными без изоляции от общества, ФСИН России.

COMMUNICATION SKILLS OF EMPLOYEES CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTIONS IN THE CONTEXT OF THE USE OF REMEDIES FOR CONVICTS

Gabaraev Alan Shotaevich, PhD in Political sciences. Position: Senior Researcher. Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: Study of domestic and foreign experience, history of the penitentiary system, comparative analysis of the penitentiary legislation. E-mail: gabiron@mail.ru Kolesnikova Yuliya Pavlovna. Position: Researcher. Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: SRC-2. E-mail: kjuliank@mail.ru

Annotation: The article reveals the importance of interpersonal interaction of probation officers with convicted persons. The authors substantiated the importance of developing the communicative skills of probation officers in the context of conducting educational work and psychological support for convicts. It is shown that the ability of probation officers to constructive interpersonal interaction with convicts is an important tool in work aimed at correcting them. This is consistent with the main objectives of the criminal executive legislation of Russia. Keywords: interpersonal interaction, criminal executive inspections, remedies for convicts, educational work with convicts without isolation from society, Federal Penitentiary Service of Russia.

Коренная смена политической парадигмы Российского государства, ориентация на международные стандарты обращения с осужденными и потребностей общественного развития, предопределили ревизию системы исполнения уголовных наказаний.

В современных условиях уголовная политика России развивается в направлении симбиоза усиления мер противодействия тяжким и особо тяжким преступлениям и гуманизации процедуры привлечения к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. В этой связи отдельные проблемные аспекты исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы приобретают особую актуальность.

Абсолютное большинство уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, исполняются в соответствии с действующим законодательством уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России (далее -УИИ). Одним из направлений деятельности УИИ является проведение воспитательной работы с осужденными. Данное направление нашло закрепление в ч. 2 ст. 9 УИК РФ [1] в рамках установления соответствующей обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ целями уголовно-исполнительного законодательства являются: «исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. При этом исправление осужденных не может быть достигнуто без необходимых воспитательных средств» [1].

Данные цели обусловливают широкий спектр задач, которые могут быть разрешены, в том числе, и в направлении совершенствования социальной и психологической работы; повышения уровня правосознания подучетных УИИ лиц; закрепления навыков конструктивной коммуникации у сотрудников инспекций; развитие способностей сотрудников в части применения методов убеждения и принуждения, пр. [2, с.103].

Значимость потенциала воспитательной работы в исправлении осужденных отмечена, в том числе, и законодателем, путем идентификации воспитательной работы в качестве одного из средств исправления. Кроме того, воспитательная работа является важным звеном непрерывного процесса профилактики и предупреждения совершения преступлений подучетными УИИ лицами. Однако такая высокая значимость данного направления деятельности инспекций к настоящему моменту не обусловила должного уровня правового регулирования организации и осуществления воспитательной работы с указанной категорией осужденных.

Например, даже в Приказе Минюста от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (далее - Приказ № 142), отсутствуют определение, формы осуществления и методы проведения воспитательной работы с осужденными. Данный приказ содержит лишь указание на то, что УИИ организуют проведение воспитательной работы с осужденными.

В целом, своей разработки требуют: категориальный аппарат содержания и организации воспитательной работы с осужденными к наказаниям без лишения свободы; ее правовые и организационные основы; система профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. В настоящий момент инспекторы УИИ вынуждены самостоятельно определять критерии, в соответствии с которыми возникает объективная необходимость реализации кон-

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Габараев А.Ш. Колесникова Ю.П.

кретных воспитательных мероприятий. Нормативная регламентация таких критериев также отсутствует.

В рамках уголовно-исполнительного законодательства нашли закрепление только условия и пределы воспитательной работы с подучетными УИИ. В специальной литературе, данное направление деятельности определяют как творческое и инициативное. Такое фрагментарное правовое регулирование предопределяет необходимость использования сотрудниками основ и инновационных изысканий в области психологии, педагогики и иных гуманитарно ориентированных наук. [7, с. 245]. Вместе с тем, в настоящий момент практически единственной формой воспитательной работы УИИ, активно реализуемой во всех регионах выступает беседа [3, с. 298].

Вышеизложенное обусловливает тот факт, что сотрудники УИИ при организации и проведении воспитательной работы, вынуждены прибегать к самостоятельной широкой интерпретации того минимального регламентирующего материала, который предложен сегодня законодателем. В данных условиях особенно актуальной становится проблема усмотрения.

Несомненно, воспитательное воздействие, как и любые другие направления деятельности УИИ, должно быть должным образом урегулированы в системе уголовно-исполнительного права. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, формированием проблемы неограниченного усмотрения в процессе применения права.

Вместе с тем, мы согласны, что в данном направлении исчерпывающая правовая регламентация, не будет способствовать максимальной эффективности реализуемой воспитательной работы, поскольку воспитательный процесс является именно педагогической категорией, а не правовой.[5, с. 135]. Воспитательная работа является творческой, педагогически ориентированной. Именно поэтому основной задачей законодателя выступает поиск баланса необходимого уровня правовой урегулированности рассматриваемой сферы. [6]. Достижение данного баланса позволит сотрудникам реализовывать своей интеллектуально-творческий потенциал, самостоятельно оценивать эффективность, имеющихся в арсенале педагогических методов и средств, учитывая при этом особенности личности каждого подучетного осужденного.

Подучетные УИИ лица являются носителями особого социального статуса, предполагающего наличие некоторых правоограничений. Особенности установленных судом правоограничений, безусловно, должны быть учтены при организации и осуществлении воспитательной работы. Они должны быть оценены психологами и инспекторами УИИ в качестве существенных негативных психологических факторов, оказывающих влияние на психо-эмоциональное состояние осужденного. Действия сотрудников УИИ воспринимаются осужденными через призму кары, что переносится и на воспитательное воздействие. В результате, нередко осужденные противятся воспитательным мерам, которые по своей сути не содержат элементов кары.

Представленные в науке теории социальной коммуникации, например, такие как теория обмена (Дж. Хо-манс, П. Блау), теория символического интеракцио-низма (Дж. Мид, Г. Блумер), теория управления впечатлениями (Э. Гоффман), психоаналитическая теория (З.Фрейд) и др., определяют социально значимое поведение как процесс взаимодействия субъектов. При этом данные субъекты пребывают в перманентных

процессах обмена (как материального, так и нематериального). Данный обмен характеризуется особенностями, описанными теорией бихевиоризма, согласно которой все вариации поведения людей обусловлены и подчинены главному правилу: вознаграждение тех или иных действий человека обусловливает стремление к повторению такого действия. Т.е. коммуникация между людьми находит продолжение в том случае, если человек получает необходимый, ожидаемый результат от взаимодействия.

Следовательно, при организации и проведении воспитательной работы сотрудники должны обладать такими качествами, как чуткость, внимание, требовательность, умение моментально ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Также важно учитывать и то, что, несмотря на то, что всех подучетных УИИ лиц объединяет общий уголовно-правовой статус, каждый из них имеет свой собственный, обусловленный социально-демографическими факторами специальный социальный статус. Все осужденные подучетные УИИ различаются также по степени деформации личности, направленности акцентуаций характера и девиации поведения. Сотрудник УИИ должен обладать навыками правильной оценки свойств и качеств личности подучетных лиц. При этом воспитательная работа должна быть ориентирована на нивелирование негативных свойств и качеств личности.

В этом смысле, важное значение приобретает межличностное взаимодействие, которое особенно ярко проявляется в ходе индивидуальной воспитательной работы с осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.

Подобная работа, как правило, проводится в следующих формах: разъяснение осужденному порядка и условий отбывания наказания (испытательного срока), правил поведения, обусловленных наложенными пра-воограничениями; оказание помощи в трудных социально-бытовых ситуациях; осуществление контроля за поведением; проведение мероприятий направленных на правовое просвещение и повышение уровня правосознания; формирование оптимистичной оценки осужденным собственного будущего; демонстрация личного положительного примера; ориентация осужденного на самовоспитание; и пр. Вместе с тем наибольший эффект достигается при комбинировании вышеуказанных форм, при наличии достаточного количества информации о личности подучетного, полученного в ходе специально ориентированной воспитательной беседы.

Правильный выбор мер воздействия и форм работы с осужденным, способствует установлению доверительного межличностного (психологического) контакта, что в свою очередь существенно облегчает проведение и организацию воспитательной и психологической работы с осужденным. Указанные обстоятельства обуславливают значимость межличностного взаимодействия субъектов воспитательной работы с осужденным, повышения требовательности к сотрудникам инспекции.

Наиболее эффективные методы воздействия на осужденных к наказаниям альтернативным лишению свободы, можно выбрать, лишь зная их особенности. Для этого, планированию воспитательной работы с осужденными данной категории, должно предшествовать комплексное изучение личности каждого подучет-ного лица.

Практика показывает, что сотрудники УИИ допускают в воспитательной работе определенные методологические ошибки: отдают приоритет какому-либо одному методу работы, то есть используют так называемый метод «уединенного средства» (рассматривают эффективность какого-либо отдельного метода в отрыве от всего комплекса воспитательной работы); допускают не подтвержденные теорией и практикой умозрительные доказательства, продуктивности того или иного метода [6, с. 131].

Конечно, сотрудник УИИ не должен действовать шаблонным методом, наоборот, перманентно пробовать новые и современные методы воздействия. Но, к сожалению, этого удается добиться не всегда, чему мешает не только большая нагрузка, но и недостаточный уровень знаний, отсутствие необходимых умений и навыков [2].

Данные обстоятельства подчеркивают важность наличия психолога в уголовно-исполнительных инспекциях.

Объективно существующие и потенциальные конфликты, возникающие в процессе коммуникации сотрудников УИИ и осужденных лиц, обусловливаются различиями в содержании правового статуса, а также противопоставляемостью идей, установок и мировоззренческих позиций указанных субъектов процесса исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Достаточно часто сотрудники УИИ осуществляют свою деятельность в условиях взаимодействия с субъектами - носителями криминальной субкультуры. Такие осужденные часто имеют стойкие антиобщественные и антиправовые убеждения, их собственный «регулятивный кодекс» состоит из норм теневого права. При этом сформированные установки слабо подвержены коррекции.

В указанной ситуации, несмотря на то, что по общему правилу взаимодействие с такими субъектами также урегулировано действующими правовыми актами, большую роль играет соционормативная система, которая является основной для подучетного и которая во многом предопределяет его отношение к администрации учреждения и к проводимым сотрудникам мероприятиям, в том числе и воспитательного характера.

Возникновение в процессе служебной деятельности нестандартных ситуаций, для которых действующим законодательством не предусмотрено правовое регулирование, обусловливает потребность наличия у сотрудника навыка выбора правильной модели поведения, а именно навыка профессиональной и корректной смены официальной роли на межличностный вариант коммуникации.

Кроме того, в подобных нестандартных ситуациях взаимодействия актуализируется степень эмоциональной устойчивости работника УИИ [2]. Все это, несомненно, повышает требования к уровню профессионально-психологической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

Таким образом, способность сотрудников УИИ к конструктивному межличностному взаимодействию с осужденными к наказаниям не связанными с лишением свободы является важным инструментом в работе направленной на исправление осужденного, что соответствует основным целям уголовно-исполнительного законодательства.

Список литературы:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Рос. газ. - 1997. - 16 янв.

2. Маняхин А.В. Социально-психологическая характеристика особенностей ролевого взаимодействия сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и лиц, осужденных к лишению свободы//Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2014. - Том № 3. - С. 99-104.

3. Панова О.Б. Диагностика готовности инспекторов уголовно-исполнительных инспекций к воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних. Сборник материалов международной научно-практической конференции (Вологда, 7 декабря 2005 г.): В 2-х частях. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006, Ч. 2. - С. 296-300.

4. Расторопов С.В. Предупреждение повторной преступности среди условно осужденных: краткий организационно-правовой анализ // Пробелы в российском законодательстве. - 2015.- № 2. - С. 104-107.

5. Симоненко В. А. Воспитание как средство достижения целей уголовно-исполнительного законодательства // Вестник МУ МВД России. - 2005. - № 1. - С. 135.

6. Смирнова И.Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: Дис. ...канд. юрид. наук. - Рязань, 2003. - 186 с.

7. Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. - 271 с.

Рецензия

на статью Габараева А.Ш., Колесниковой Ю.П. «Коммуникативные навыки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в контексте применения средств исправления осужденных»

Рецензируемая статья подготовлена на актуальную для современной российской науки и уголовно-исполнительной практики тему. В настоящий момент отдельные проблемные вопросы исполнения уголовных наказаний не связанных с изоляцией от общества нуждаются в качественном теоретическом освещении и научном обосновании перспектив и направлений развития. Общая гуманистическая ориентированность уголовной и уголовно-исполнительной политики обусловливает необходимость трансформации классических форм и средств исправления осужденных.

В статье раскрывается значение межличностного взаимодействия сотрудников уголовно-

исполнительных инспекций с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Авторами обоснована значимость развития коммуникативных навыков сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в контексте реализации воспитательной работы.

В рецензируемой работе аргументирована существенность потенциала воспитательной работы в исправлении осужденных к наказаниям альтернативным лишениям свободы. Особого внимания заслуживает обоснование авторами факта недостаточности правового регулирования рассматриваемого направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Габараев А.Ш. Колесникова Ю.П.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание авторов на целесообразность освещения влияния различных видов межличностных коммуникаций на качество проводимой в уголовно-исполнительных инспекциях воспитательной работы. Указанное замечание носит дискуссионный характер и не снижает общих положительных свойств работы. Предложенное рецензентом направление может быть учтено авторами при проведении исследований в будущем.

В работе использована совокупность различных методологических приемов и средств познания (анализ, синтез, обобщение и аналогия) и методы частно-научного познания (историко-правовой, формально -юридический, сравнительно-правовой метод, стати-

стический метод, системный и комплексный анализ).

Проверка статьи с помощью системы «Антиплагиат» показала высокую оригинальность представленного текста - 85,44 %.

В целом, рецензируемая статья А.Ш. Габараева и Ю.П. Колесниковой «Коммуникативные навыки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в контексте применения средств исправления осужденных» посвящена актуальной для современной пенологии проблематике, ее текст написан с соблюдением требования логики и научного стиля и может быть рекомендовано для публикации в открытой печати.

Главный научный сотрудник фКу НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент И.В. Дворянсков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.