УДК 343.8
ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-251-4-18-25
ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГРУШИН
главный научный сотрудник отдела изучения проблем управления и реформирования уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1217-8856
Москва
ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ПАВЛОВА
начальник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0057-7024
Москва
Уголовно-исполнительная система: современное состояние и возможные направления
развития
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникшие в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в настоящее время.
Целями научного исследования стали анализ некоторых аспектов современного состояния уголовно-исполнительной системы и предложение вариантов решения ряда существующих проблем. Научная значимость работы состоит в теоретико-правовом анализе современного состояния отечественной системы исполнения наказаний. Практическая значимость заключается в разработке предложений, позволяющих повысить эффективность деятельности учреждений, исполняющих наказания. Методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический и другие.
В результате исследования отмечено, что для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации проблемой является существенное сокращение количества осужденных в местах лишения свободы, при этом полномочия учреждений, исполняющих наказания, альтернативные лишению свободы, постоянно расширяются, появляются новые функции, требующие совершенствования их деятельности, увеличения штатной численности; отсутствует надгосударственный институт, обеспечивающий защиту прав и свобод осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых. Также авторы предлагают рассмотреть возможность создания новой объективной национально-ориентированной международной правозащитной организации.
Данная научная работа может внести определенный вклад в развитие уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система Российской Федерации, уголовно-исполнительная политика, Европейский Суд по правам человека, осужденные, подозреваемые и обвиняемые
Для цитирования
Грушин Ф. В., Павлова Л. В. Уголовно-исполнительная система: современное состояние и возможные направления развития // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 4. С. 18-25.
https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-251-4-18-25.
5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)
© Грушин Ф. В., Павлова Л. В., 2023
FEDOR V. GRUSHIN
Chief Researcher of the Department for Studying the Problems of Management and Reforming the Penal System of the Research Center-1 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the FPS of Russia», Doctor of Law, Associate Professor, Lieutenant Colonel of the Internal Service [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1217-8856 Moscow
LUDMILA V. PAVLOVA
Head of Research Center-1 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the FPS of Russia», Candidate of Law, Associate Professor, Lieutenant Colonel of the Internal Service [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0057-7024
Moscow
Penal system: current state and possible directions of development
Abstract. The article deals with problematic issues that have arisen in the operation of the penal system of the Russian Federation at the present time. The purpose of the scientific study was to analyze some aspects of the current state of the penal system and offer options for solving a number of existing problems. The scientific significance of the work lies in the theoretical and legal analysis of the current state of the domestic system of execution of punishments. The practical significance lies in the development of proposals to improve the efficiency of the institutions that execute punishment. Research methods: historical and legal, comparative legal, formal legal, concrete sociological, etc. As a result of the study, it was noted that for the penal system of the Russian Federation, the problem is a significant reduction in the number of convicts in places of deprivation of liberty, while the powers of institutions executing punishments alternative to imprisonment are constantly expanding, new functions appear that require the improvement of their activities, an increase in staffing; there is no supranational institution that ensures the protection of the rights and freedoms of convicts, as well as suspects and accused. The authors propose to consider the possibility of creating a new objective national-oriented international human rights organization. This scientific work can make a certain contribution to the development of the penal system and the penal policy of the Russian Federation.
Keywords: penal system of the Russian Federation, penal policy of the Russian Federation, European Court of Human Rights, convicts, suspects and defendants
For citation
Grushin F. V., Pavlova L. V. Penal system: current state and possible directions of development // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 4. C. 18-25. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-251-4-18-25.
5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)
Эффективность развития любой системы, в том числе государственной, зависит от качественного выполнения составляющими ее элементами своих функций. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации (далее - УИС) представляет собой сложную структуру, выполняющую важнейшую государственную функцию, связанную с исполнением большинства уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового характера и направленную на достижение одной из основных целей наказания - исправление лиц, совершивших преступления. Также на учреждения УИС возложены функции по контролю за подозреваемыми и обвиняемыми (в отношении которых применены такие меры пресечения, как залог, запрет определенных действий, домашний арест и содержание под стражей), а с 2021 года -за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.
От того, насколько успешно УИС выполняет поставленные государством задачи, зависит, в конечном счете, качественное и эффективное развитие нашего общества. Естественно, что в рассматриваемой системе, как и в любой другой государственной (социальной) системе, периодически возникают те или иные проблемы, вызванные объективными или субъективными факторами [1].
Попробуем рассмотреть некоторые вызовы, с которыми сталкивается УИС в настоящее время. Продолжается начатая в начале 90-х годов прошлого века тенденция гуманизации уголовной ответственности. Как справедливо отмечает профессор В. И. Селиверстов, в результате воздействия данного направления уголовной политики «произошли
изменения уголовного законодательства, была скорректирована следственная, судебная практика... в результате произошло существенное сокращение «тюремного населения» в местах лишения свободы» [2]. Так, например, «если в начале 2009 года наказание в виде лишения свободы отбывали 734 тысячи человек, то к 01.01.2019 их число сократилось до 463 тысяч человек» [3]. По имеющейся информации, по состоянию на 01.01.2023 в учреждениях УИС содержалось 433 тысячи человек (в их число входят осужденные к лишению свободы и принудительным работам, а также подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах) [4].
Сложившаяся ситуация является существенным вызовом для уголовно-исполнительной системы. Одним из вариантов решения данной проблемы, если не рассматривать сокращение штатной численности УИС, является перераспределение состава сотрудников исправительных учреждений в пользу уголовно-исполнительных инспекций (далее -УИИ, инспекции), которые являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы).
УИИ также осуществляют контроль:
- за условно осужденными (статья 73 УК РФ);
- осужденными с отсрочкой отбывания наказания (статья 82 УК РФ);
- осужденными с отсрочкой отбывания наказания больным наркоманией (статья 821 УК РФ);
- применением принудительных мер медицинского характера, назначенных лицам, признанным страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией) (часть 2 статьи 102 УК РФ);
- исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (статья 721 УК РФ).
Кроме того, в результате принятия Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ (редакция от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на УИИ возложены функции по осуществлению контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
С момента вступления в силу изменений, внесенных в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) Федеральным законом от 18.04.2018 № 72-ФЗ, на учете УИИ появились новые категории лиц - подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых судом избраны меры пресечения в виде запрета определенных действий и залога.
Контроль за вышеуказанными категориями подучетных лиц регламентируется межведомственным приказом Минюста России № 189, МВД России № 603, СК России № 87, ФСБ России № 371 от 31.08.2020 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран за-
прет определенных действий, домашний арест или залог».
На основании Указа Президента Российской Федерации от 02.03.2021 № 119 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314» круг полномочий инспекций расширился за счет введения обязанности по контролю за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы.
Таким образом, мы видим, что УИИ являются учреждениями УИС, список полномочий которых постоянно растет. При этом на учетах УИИ состоит три категории лиц с различным правовым статусом:
- осужденные;
- подозреваемые и обвиняемые;
- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.
Все эти категории наделены самостоятельными субъективными правами, юридическими обязанностями и законными интересами, реализация которых требует от сотрудника УИИ большого количества времени и высокой квалификации. Естественно, что с каждой категорией подучетных лиц проводится самостоятельная работа (в отношении осужденных еще и воспитательная работа) [5], что является существенной нагрузкой для сотрудников.
Ежедневно инспекторы УИИ осуществляют мероприятия, требующие значительных временных затрат. Это постановка осужденных на учет, проведение первоначальной беседы, подготовка материалов в суд и участие в судебных заседаниях, доставка подозреваемых (об-
виняемых), находящихся под домашним арестом, в органы следствия, дознания или суд, проверки по месту жительства, работы и учебы подучетных лиц, оказание им содействия в трудоустройстве, получении социальной помощи, проведение первоначальных розыскных мероприятий в отношении скрывшихся от контроля УИИ, своевременное реагирование на сигналы электронных средств контроля и другое.
По данным ФСИН России, на 01.01.2023 в состав УИС входило 81 УИИ и 1 348 их филиалов, на учете которых состояло 476 659 человек. Средняя нагрузка на одного сотрудника в настоящее время составляет около 50 подучетных лиц, однако в отдельных подразделениях (в зависимости от региона, территориальной удаленности) достигает и до 100 человек, что не может считаться приемлемым с точки зрения эффективного исполнения возложенных на УИИ функций.
Кроме того, тенденция расширения функций УИИ продолжается в связи с принятым 06.02.2023 Федеральным законом № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», который предусматривает введение исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации. Закон вступает в силу с 01.01.2024, при этом нормы, регулирующие постпенитенциарную пробацию, будут применяться с 01.01.2025.
Реализация исполнительной и постпенитенциарной пробации возложена законом на УИИ. В рамках этих двух направлений УИИ будут наделены следующими дополнительными функциями (обязанностями):
- проведение социальной и воспитательной работы с лицами, в отношении которых применяются данные виды про-бации;
- проведение оценки индивидуальной нуждаемости в ресоциализации, соци-
альной адаптации и социальной реабилитации, подготовка соответствующих индивидуальных программ для подучетных лиц и осуществление контроля за выполнением мероприятий программы;
- направление лиц, нуждающихся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в организации социального обслуживания граждан, иные государственные и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан, в случаях, предусмотренных законом;
- вынесение предупреждения о возможности прекращения оказания помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в случае невыполнения без уважительных причин мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами;
- прекращение оказания вышеуказанной помощи лицу в случае повторного невыполнения им мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, после вынесения предупреждения;
- содействие в восстановлении социальных связей, трудоустройстве, получении медицинской помощи, образования, прохождении профессионального обучения;
- консультирование по социальным и правовым вопросам;
- взаимодействие с органами и учреждениями, являющимися субъектами про-бации, медицинскими, образовательными и иными организациями;
- организация привлечения добровольцев (волонтеров) к социальному сопровождению лица, в отношении которого применяется пробация.
С учетом вышеизложенного, в складывающейся ситуации постоянного расширения функций и направлений деятельности, вряд ли возможна эффективная реализация полномочий УИИ без
существенного увеличения ее штатной численности. Полагаем, что такое увеличение должно происходить за счет внутренних резервов УИС, а именно путем сокращения штатной численности сотрудников исправительных учреждений, вызванной уменьшением количества осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.
Следующий актуальный вызов, возникший перед УИС в настоящее время и который хотелось бы рассмотреть в рамках данной статьи, связан с обеспечением прав и свобод осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Проблема заключается в том, что в связи с выходом России из юрисдикции Европейского Суда по правам человека, в настоящее время отсутствует надгосударственный институт, обеспечивающий защиту прав и свобод осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых.
Не вдаваясь в полемику о политической ангажированности при рассмотрении вопросов, связанных с обращениями граждан из России в данную организацию [6], а также имевшиеся стратегические риски для уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации [7], следует отметить достаточную эффективность этого института в деле соблюдения прав и свобод граждан России [8], в том числе осужденных [9], подозреваемых и обвиняемых [10].
Действительно, многие решения, принятые данной международной судебной инстанцией, позволили, как минимум, улучшить правовое положение рассматриваемых категорий лиц. Например, это решение от 30.06.2015 по делу «Хоро-шенко (КЬогозЬепко) против Российской Федерации» (жалоба № 41418/04) [11] в результате которого осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в исправительных колониях особого режи-
ма на строгих условиях, получили право на длительное свидание.
Также все эти решения оказывали существенное влияние на законодательную практику Российской Федерации. Например, как следует из доклада Минюста России «О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год», в порядке реализации запланированных мероприятий по выполнению пилотного постановления Европейского Суда от 10.01.2012 по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» (Ananyev and Others v. Russia) (жалобы № 42525/07 и № 60800/08), приняты девять федеральных законов [12].
В сложившейся ситуации, когда в России отсутствует действенный надго-сударственный механизм контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц, состоящих на учете в учреждениях УИС, полагаем, что необходимо рассмотреть возможность создания новой объективной национально-ориентированной международной правозащитной организации (например, в рамках BRICS, ШОС или ЕАЭС). Создание организации с полномочиями, схожими с Европейским судом по правам человека, позволит повысить уровень обеспечения правового статуса осужденных, подозреваемых, обвиняемых.
Таким образом, уголовно-исполнительная система Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется, появляются новые современные вызовы, которые требуют дальнейшего обсуждения и решения, что в конечном итоге отразится на действующем уголовно-исполнительном и ином законодательстве, а также деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового и уголовно-процессуального характера.
1. Грушин Ф. В. Влияние системы факторов на развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации : монография под науч. ред. В. И. Селиверстова. М. : ИНФРА-М, 2017. 208 с.
2. Селиверстов В. И. Содержание реформы уголовно-исполнительной системы на рубеже XXI века в оценке профессора А. И. Зубкова // Актуальные проблемы организации деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях развития : материалы межвузовской науч.-практ. конф., посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юрид. наук, профессора А. И. Зубкова и Дню российской науки (Рязань, 12 февр. 2021 г.), Рязань : Академия ФСИН России, 2021. С. 305-310.
3. Во ФСИН рассказали о причинах снижения числа осужденных и арестантов в России // ТАСС : [сайт]. 22.10.2019 URL: https://tass.ru/ obschestvo/7030788 (дата обращения: 14.03.2023).
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // ФСИН России : [сайт]. 31.01.2023 URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 14.03.2023).
5. Бякина С. И. Проблемы организации и проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 9. С. 6-13.
6. Селиверстов В. И. Перспективы тюремного содержания осужденных в свете национальных интересов России, зарубежного опыта и международных стандартов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 3. С. 229-238.
7. Тепляшин П. В. Европейский пенитенциарный комплаенс: постановка вопроса, факторы актуализации и стратегические риски для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 444. С. 235-239.
8. Оганесян Т. Д., Сафронова Е. В. Защита прав человека в ЕСПЧ в 2018 году: российские итоги и перспективы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 1. С. 307-318.
9. Давыдова И. А. Влияние международных факторов на расширение средств правовой защиты осужденных в России // Уголовно-исполнительное право. 2021. № 2. С. 199-204.
10. Халак О. Н. Защита прав заключенных-инвалидов в Европейском суде по правам человека // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 1. С. 73 -76.
11. Постановление ЕСПЧ от 30.06.2015 по делу «Хорошенко (Khoroshenko) против Российской Федерации» (жалоба № 41418/04). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
1. Grushin F. V. Influence of the system of factors on the development of penal policy and penal legislation of the Russian Federation : monograph under scientific. ed. V. I. Seliverstov. M. : INFRA-M, 2017. 208 p.
2. Seliverstov V. I. The content of the reform of the penal system at the turn of the XXI century in the assessment of Professor A.I. Zubkov // Actual problems of organizing the activities of bodies and institutions of the penal system in the context of development : materials of the interuniversity scientific and practical. Conf., dedicated to the memory of the Honored Scientist of the RSFSR, Doctor of Law. Sciences, Professor A. I. Zubkov and the Day of Russian Science (Ryazan, February 12, 2021), Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 2021. P. 305-310.
3. The FPS told about the reasons for the decrease in the number of convicts and prisoners in Russia // TASS: [website]. 10/22/2019 URL: https://tass.ru/obschestvo/7030788 (date of access: 03/14/2023).
4. Brief description of the penal system of the Russian Federation // FPS of Russia : [website]. 01/31/2023 URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (date of access: 03/14/2023).
5. Byakina S. I. Problems of organizing and conducting educational work with convicts registered in penal inspectorates // Vedomosti of the penal system. 2021. No. 9. P. 6-13.
6. Seliverstov V. I. Prospects for prison detention of convicts in the light of the national interests of Russia, foreign experience and international standards // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2018. No. 3. P. 229-238.
7. Teplyashin P. V. The European Penitentiary Compliance: Problem Statement, Actualization Factors and Strategic Risks for the Penitentiary System of the Russian Federation // Tomsk State University Journal. 2019. No. 444. P. 235-239.
8. Oganesyan T. D., Safronova E. V. Protection of human rights in echr in 2018: Russian results and prospects // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. 2019. No. 1. S. 307-318.
9. Davydova I. A. Influence of international factors on the expansion of legal protection of convicts in Russia // Penal Law. 2021. No. 2. P. 199-204.
10. Khalak O.N. Protection of the rights of disabled prisoners in the European Court of Human Rights // Penal Law. 2017. No. 1. P. 73-76.
11. Judgment of the ECtHR dated June 30, 2015 in the case of Khoroshenko v. Russian Federation (complaint no. 41418/04). Access from LRS «ConsultantPlus».
12. Report on the results of monitoring law enforcement in the Russian Federation for 2014. Access from LRS «ConsultantPlus».