Научная статья на тему 'Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания'

Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
условно-досрочное освобождение / контроль / пробация / осужденный / уголовно-исполнительная инспекция / parole / control / probation / convict / penal inspection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Николаевна Фоменко

Статья посвящена институту условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, рассматриваются исторические аспекты его становления в Российской Федерации, вопросы осуществления на современном этапе контроля за данной категорией осужденных со стороны уголовно-исполнительных инспекций. Автор проводит сравнение осуществления контроля уголовно-исполнительными инспекциями за условно-досрочно освобожденными и осужденными условно с испытательным сроком. В статье сделан вывод о важности качественного постпенитенциарного сопровождения условно-досрочно освобожденных лиц, внедрения единых механизмов оказания социальной помощи подучетным лицам, что предусмотрено в разработанном проекте федерального закона «О пробации в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Николаевна Фоменко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control over persons released on parole from serving a sentence

The article is devoted to the institution of parole from serving a sentence, considers the historical aspects of its formation in the Russian Federation, issues of implementation at the present stage of control for this category of convicts from the penal inspections. The author compares the implementation of control of the penal inspection for parolees and those convicted on probation with a trial period. The article concludes on the importance of high-quality post-penitentiary support for parolees, the introduction of unified mechanisms for providing social assistance to accountable persons, which is provided for in the draft federal law «On Probation in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания»

УДК 343.851

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-249-2-33-37

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ФОМЕНКО

старший инспектор по особым поручениям отдела профилактики преступлений и постпенитенциарного сопровождения УОИНИО ФСИН России, полковник внутренней службы И efm005@bk.ru Москва

Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания

Аннотация. Статья посвящена институту условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, рассматриваются исторические аспекты его становления в Российской Федерации, вопросы осуществления на современном этапе контроля за данной категорией осужденных со стороны уголовно-исполнительных инспекций. Автор проводит сравнение осуществления контроля уголовно-исполнительными инспекциями за условно-досрочно освобожденными и осужденными условно с испытательным сроком. В статье сделан вывод о важности качественного постпенитенциарного сопровождения условно-досрочно освобожденных лиц, внедрения единых механизмов оказания социальной помощи подучетным лицам, что предусмотрено в разработанном проекте федерального закона «О пробации в Российской Федерации».

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, контроль, пробация, осужденный, уголовно-исполнительная инспекция

Для цитирования

Фоменко Е. Н. Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 2. С. 33-37. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-249-2-33-37.

Институту условно-досрочного освобождения от отбывания наказания отведена важная роль в процессе исправления осужденных, их ресоци-ализации и социальной адаптации. Данный институт основан на принципе гуманизма, согласно которому в исполнении назначенного наказания, если в конкретном случае его цели достигнуты досрочно, нет необходимости [1].

Исторически появлению института условно-досрочного освобождения от отбывания назначенного наказания в дореволюционной России предшествовала работа по введению

© Фоменко Е. Н., 2023

служб патроната, цель которого заключалась в восстановлении нарушенных в результате осуждения общественно полезных связей лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Вопросы создания данных служб изучались Богдановым М. А. [2], также деятельности обществ патроната над лицами, освобожденными из мест лишения свободы, уделено внимание в работах Беляевой Л. И. [3].

Перед системой учреждений патроната ставились следующие задачи: оказание помощи лицам, освобожденным из-под стражи (мест заключения), получение ими доверия со

ELENA N. FOMENKO

Senior Inspector for Special Assignments of the Department of prevention of crimes and post-penitentiary support of the department for the organization of the execution of sentences not related to the isolation of convictsfrom society, the FPS of Russia, Colonel of the Internal Service

efm005@bk.ru Moscow

Control over persons released on parole from serving a sentence

Abstract. The article is devoted to the institution of parole from serving a sentence, considers the historical aspects of its formation in the Russian Federation, issues of implementation at the present stage of control for this category of convicts from the penal inspections. The author compares the implementation of control of the penal inspection for parolees and those convicted on probation with a trial period. The article concludes on the importance of high-quality post-penitentiary support for parolees, the introduction of unified mechanisms for providing social assistance to accountable persons, which is provided for in the draft federal law «On Probation in the Russian Federation».

Keywords: parole, control, probation, convict, penal inspection

For citation

Fomenko E. N. Control over persons released on parole from serving a sentence // Vedomosti of the Penal System. 2023. No. 2. C. 33-37. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-249-2-33-37.

стороны общества, материальная и моральная поддержка этих лиц, оказание помощи в определении дальнейшей формы поведения, ограждение освобожденных от старых порочных связей и другие.

Законодательное закрепление в Российской империи институт условно-досрочного освобождения получил 22 марта 1903 года в Уголовном уложении [4], содержавшем возможность досрочного освобождения из мест заключения и перевода в поселения. За всеми категориями освобожденных предусматривалось осуществление надзора, а при совершении ими преступления или пороч-

ном поведении - возвращение в места лишения свободы.

22 июня 1909 года в России был утвержден «Закон об условном досрочном освобождении» [5]. Применение этого вида освобождения предусматривалось в отношении приговоренных к отбыванию наказания в тюрьме, исправительном арестантском отделении или исправительном доме по отбытии не менее трех четвертей назначенного срока уголовного наказания, если они пробыли в месте заключения не менее шести месяцев без учета времени содержания под стражей. Контрольные функции в отношении освобождаемых из мест ли-

шения свободы лиц осуществляли указанные учреждения, однако законодательно контроль как таковой не был закреплен, а была предусмотрена лишь помощь указанным категориям лиц.

В дальнейшем институт условно-досрочного освобождения переживал периоды развития и стагнации, однако четкой правовой регламентации порядка контроля за освобожденными и требований к данной категории лиц предусмотрено не было, за исключением их обязанности воздержаться от совершения повторного преступления, при этом вид преступления подвергался изменению: от однородного до любого.

Наиболее полное закрепление института условно-досрочного освобождения в национальном законодательстве было реализовано лишь в 60-80-е годы прошлого столетия в Уголовном и Исправительно-трудовом кодексах РСФСР. Приоритетными задачами в отношении досрочно освобожденных от отбывания наказания являлись обеспечение их работой и в необходимых случаях - жилой площадью, а также обязательное наблюдение за ними на протяжении неотбытой части наказания, то есть основным направлением выступало предупреждение рецидива [6].

Согласно законодательству Российской Федерации суть условно-досрочного освобождения заключается в освобождении осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения ряда предписаний, регламентированных статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации и установленных судом в соответствии с законом.

Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2021 № 119 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314» ФСИН России определена специализированным государственным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания.

Исполнение данной функции возложено на уголовно-исполнительные инспекции (далее

также - УИИ, инспекция), которыми в 2021 году организована постановка на учет 52,4 тысячи лиц, освобожденных условно-досрочно, при этом общая численность подучетных УИИ лиц увеличилась на 4,62 % - до 985,5 тысячи человек. Также обеспечено взаимодействие с территориальными органами МВД России по оперативному обмену информацией о лицах указанной категории.

По итогам 2022 года по учетам УИИ прошли 63,7 тысячи лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания.

В настоящий момент в стадии проработки находится нормативная правовая база, регламентирующая порядок осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными лицами, а УИИ формируется практика реализации данного направления деятельности.

Последовательность действий сотрудников инспекций по осуществлению контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, на период до внесения соответствующих изменений в законодательство определена указанием ФСИН России.

Так, сотрудник УИИ вызывает и осуществляет постановку на учет условно-досрочно освобожденных, проводит с ними профилактическую беседу и ряд первоначальных мероприятий, необходимых для дальнейшего контроля: сбор анкетных данных, фотографирование, дактилоскопирование; разъясняет условия условно-досрочного освобождения, права и обязанности осужденных, ответственность за их неисполнение, последствия совершения повторного преступления.

Непосредственный контроль за поведением условно-досрочно освобожденных (в том числе с участием сотрудников органов внутренних дел) и исполнением возложенных судом обязанностей заключается в посещении их по месту жительства, работы (учебы) не реже одного раза в течение трех месяцев, направлении соответствующих запросов. Также осуществляется регистрация осужденных, имеющих данную обязанность.

В отношении осужденного, допустившего нарушение обязанностей, возложенных судом, инспекция применяет меру профилактического характера в виде предупреждения.

При повторном выявлении фактов уклонения осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое к нему применено административное наказание, а также если осужденный скрылся от контроля, инспекция направляет представление в суд для решения вопроса об отмене условно-досрочного освобождения.

Первоначальные розыскные мероприятия по установлению местонахождения условно-досрочно освобожденных, скрывшихся от контроля либо не прибывших в инспекцию после освобождения из исправительного учреждения (исправительного центра), осуществляются в порядке, предусмотренном в отношении условно осужденных (глава IX Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества) [7].

В целом условно-досрочное освобождение по своей сути носит условный характер, а УИИ осуществляют контроль за исполнением обязанностей, которые установлены постановлением суда в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации и являются аналогичными возлагаемым при условном осуждении.

Целесообразным представляется и проведение комплекса мероприятий по осуществлению контроля за условно-досрочно освобожденными по аналогии с условно осужденными.

Условный характер освобождения данных лиц проявляется в возможности его отмены в течение всего срока, например, при повторном нарушении обязанностей, возложенных судом, а также при нарушении общественного порядка или совершении нового преступления.

Однако существенным отличием при осуществлении контроля за условно-досрочно освобожденными является факт их освобождения из исправительного учреждения (исправительного центра) и наличия периода ре-социализации и социальной адаптации.

Таким образом, на первый план в деятельности сотрудников УИИ выходят мероприятия, связанные с постпенитенциарным сопровождением условно-досрочно освобожденных.

Освободившиеся из мест лишения свободы, как правило, не адаптированы к жизни в обществе, у многих утрачены социальные связи, отсутствует место постоянного жительства, имеются трудности с трудоустройством и иные социальные проблемы. Совокупность этих факторов, безусловно, влияет на риск совершения ими повторных преступлений и возвращения в места лишения свободы.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, одним из основных направлений совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы является создание в Российской Федерации института пробации. Данное направление предусматривает совершенствование системы ресоциализации и социальной адаптации, предполагающее внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи как подозреваемым, обвиняемым и осужденным, так и лицам, освободившимся от отбывания наказания [8].

Институту условно-досрочного освобождения от отбывания наказания отведена важная роль в процессе исправления осужденных, их ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.

В 2021-2022 годах осуществлялась подготовка и последующая доработка проекта федерального закона «О пробации в Российской Федерации», который в настоящее время принят в третьем, заключительном чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы осуществления контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также создание и развитие службы пробации будет способствовать снижению уровня повторной (рецидивной) преступности, обеспечению законности и правопорядка в процессе гуманизации исполнения наказаний.

1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила : приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Богданов М. А. Институт условно-досрочного освобождения по законодательству дореволюционной России: теоретический и историко-правовой аспекты // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2.

3. Беляева Л. И. Патронат в России // Издательство Академии МВД России, 1996.

4. Таганцев Н. С. Уголовное уложение 22 марта 1903 года // СПб., 1904.

5. Закон об условном досрочном освобождении с изложением рассуждений, на коих он основан (Собр. Узак. 1909 г. № 126, ст. 1216) / под ред. Д. А. Коптева. СПб., 1909. С. 363-374.

6. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 18.12.1970). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

7. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (ред. от 22.08.2014) // Российская газета. 2009. 14 августа (№ 151).

8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // СЗ РФ. 17.05.2021. № 20.

1. United Nations Standard Minimum Rules for the Administration of Juvenile Justice (The Beijing Rules) (Adopted on November 29, 1985 by Resolution 40/33 at the 96th plenary meeting of the UN General Assembly) // Access from LRS ConsultantPlus.

2. Bogdanov M. A. The institution of parole under the legislation of pre-revolutionary Russia: theoretical and historical and legal aspects // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2009. No. 2.

3. Belyaeva L. I. Patronage in Russia // Publishing House of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1996.

4. Tagantsev N. S. Criminal Code March 22, 1903. // St. Petersburg. 1904.

5. The Parole law with a statement of the reasoning on which it is based (Sobr. Uzak. 1909 No. 126, art. 1216) // ed. D. A. Kopteva. St. Petersburg. 1909, P. 363-374.

6. Correctional Labor Code of the RSFSR (approved by the Supreme Council of the RSFSR on 12/18/1970) // accessed from the LRS ConsultantPlus.

7. "On approval of the Instructions for organizing the execution of punishments and measures of a criminal law nature without isolation from society", order of the Ministry of Justice of Russia dated 05/20/2009 No. 142 (as amended on 08/22/2014) // Rossiyskaya Gazeta. 2009. August 14 (No. 151).

8. The concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r. // OG RF. 05/17/2021, No. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.