Научная статья на тему 'Особенности внутреннего мира личности представителей современных молодежных субкультур'

Особенности внутреннего мира личности представителей современных молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / REFLECTION / SELF RELATION / LIFE MEANING ORIENTATIONS / YOUTH SUBCULTURESAND INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук Яна Викторовна

В статье представлен анализ личностно мотивационного ядра личности (рефлексия, самоотношение, смысложизненные ориентации) представителей различных молодежных субкультур. В данной работе приводятся данные о структуре и индивидуальности генезиса молодежных субкультур с позиции психосемантического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY PERSONAL INNER WORLD Of MODERN YOUTH SUBCULTURES

This article presents an analysis of personality motivational core of the personality (reflection, life meaning orientation), representatives of various youth subcultures This article analyzes the origins and identity of youth subcultures from a position psycho-semantic approach.

Текст научной работы на тему «Особенности внутреннего мира личности представителей современных молодежных субкультур»

Я.В. Ковальчук

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ

СУБКУЛЬТУР

Ya.V. Kovalchuk

ESPECIALLY PERSONAL INNER WORLD Of MODERN YOUTH SUBCULTURES

В статье представлен анализ личностно - мотивационного ядра личности (рефлексия, самоотношение, смысложизненные ориентации) представителей различных молодежных субкультур. В данной работе приводятся данные о структуре и индивидуальности генезиса молодежных субкультур с позиции психосемантического подхода.

Ключевые слова: рефлексия, самоотношение, смысложизненные ориентации, молодежные субкультуры, индивидуальность.

This article presents an analysis of personality - motivational core of the personality (reflection, life meaning orientation), representatives of various youth subcultures This article analyzes the origins and identity of youth subcultures from a position psycho-semantic approach.

Key words: reflection,self relation, life meaning orientations,youth subculturesand individuality.

В настоящее время для молодежи особенно актуален вопрос нахождения культурного пространства для самовыражения. Специфика молодежных движений [8], их неординарность и динамичность, ставит вопрос о необходимости междисциплинарного изучения субкультур. Современное культурное пространство общества очень сложно и динамично и заставляет молодежь активно проявлять свою индивидуальность, влияет на степень принятия или отрицания себя, определяет взаимодействие с миром на уровне открытого отношения к нему или замкнутости в пространстве субкультуры. Индивидуальность субкультуры [7, 8], по нашему мнению, определяется своеобразной картиной видения мира и «образа Я» дающей возможность эксперимента, активного поиска своей роли и реализацию возможностей выбора в современном обществе.

Структурированность внутреннего мира личности помогает молодым людям адаптироваться к требованиям социума, что снижает риск девиантных отклонений в поведении. Основными компонентами внутреннего мира индивидуальности в данной работе, мы выделяем: рефлексию, самоотношение, смысложизненные ориентации. Индивидуальность проявляет себя посредством активности « характерных для неё способов соединения внешних и внутренних тенденций жизни, превращение их в движущие силы самой жизни». [1. с. 41].

Эмпирическое исследование некоторых молодежных субкультур: эмо, готы, панки, граффити, классические музыканты, с применением методик: Методика свободный выбор ценностей Фантоловой Е. Б.; Диагностика рефлексивности Карпов А. В.; Методика исследования самоотношения (МИС) Столин В. В., С. Р. Пантелеев; Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьев Д. А., позволило рассмотреть компоненты внутреннего мира индивидуальностей в молодежных субкультурах.Для выявления значимых различий по группам мы использовали критерий Крускала-Уоллиса.

В исследуемых нами субкультурах мы выявили два основных уровня развития рефлексивности: высокий уровень рефлексивности представлен у эмо и готической субкультур, и низкий уровень рефлексивности выявлен у панков, граффити и классических музыкантов.

Эмо- и готическая субкультуры по направленность интровенртированны ( замкнуты в рамках субкультуры), то есть закрыты для взаимодействия с внешним миром, в связи с этим стимулом развития в данных субкультурах является ценность внутреннего переживания и стремление к самосовершенствованию. «Понимание рефлексии как переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром (актуализирующихся в результате общения с другими людьми и активного усвоения норм и средств различных деятельностей), которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой — в выработке более адекватных знаний о мире с их последующим воплощением в виде конкретных действий, является принципом не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» —физическое тело», «я» — биологический организм», «я» — социальное существо», «я» — субъект творчества» и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность, нерасторжимую и несводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к их механической сумме [4. с. 37].

Рефлексия как компонент внутреннего мира индивидуальности указывает на незначимость социальной среды для представителей, эмо и готической субкультуры, они самодостаточны и имеют четкий « внутренний потенциал творческого развития и самореализации» [2], в отличии от граффити, панков и музыкантов у которых низкий уровень развития рефлексивности и для них наиболее значимо одобрение и поддержка социума.

Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками:готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемноконфликтные ситуации;умением обретать новые смыслы и ценности;умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений

Самоотношение представляет собой "переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и "Я-образ" [5]. Основными компонентами самоотношения можно выделить: эмоциональный (его макроструктурные компоненты - самоуважение аутосимпатия, самоинтерес) и оценочный (собственно самооценка респондента).

Для рассмотрения внутреннего мира индивидуальности, нам представляется важным указать некоторые функции самоотношения:

1. Функция "зеркала" (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это "зеркало" переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане

2. Функция самовыражения и самореализации. Направленная на раскрытие потенциала личность чрез ее внутренние ресурсы.

Анализ компонентов самоотношения показывает, что в группе музыкантов самоуверенность и самопонимание не столь явно выражены, как у большинства групп и это единственная группа, где выражен признак "самообвинение". Скорее всего это связанно с недостаточным опытом и профессиональными навыками, неумением регулировать свои внутренний переживания в следствии низкой рефлекситвности.

В группе готической субкультуры более явно, нежели у остальных групп выражены аутосимпатия и самопринятие, для группы так же характерен самый высокий показатель глобальногосамоотношения. Повышеннаяаутосимпатия вместе с самоуважением также свойственно Графитти. Стоит отметить то, что у этой группы в наибольшей степени выражен признак отношение других и ожидание отношения других. У группы панков относительно других групп снижен показатель глобальногоса-моотношения и самоинтереса. При этом высокие показатели самоуважения и самоуверенности. Группа эмо склонна проявлять систематическое снижения более половины показателей, относительно других групп. Самые низкие показатели по шкалам отношения других, ожидания отношения других, самоуверенности. В меньшей степени занижены самоуважение, самопонимание, аутосимпатия.

Для выявления значимых различий по группам мы использовали критерий Крускала-Уоллиса. Самоуважение - высокий показатель у граффити, ниже панки, музыканты и готы, совсем низкий у эмо.Аутосимпатия- самые высокие показатели у готов и граффити.Ожидание отношения других наиболее значимо для граффити и готики. Самоинтерес-значим для готов и музыкантов в меньшей степени для пан-ков.Самоуверенность - высокие показатели в группах готики и панков, самый низкий показатель в группе эмо. Отношения других - значим для граффити как социальная поддержка деятельности этой субкультуры.Самопринятие- ярко выражено в готической субкультуре, в равной степени у эмо и граффити , актуально для панков и музы-кантов.Саморуководство - высокие показатели у граффити и готики, равные значения у панков и музыкантов, для эмо это самый низкий показатель, характеризующий их неуравновешенность и самодеструктивное поведение (суицидальные попытки).Анализ смысложизненных ориентаций [3] представителей молодежных субкультур показывает, чтоесть явное преобладание ЛК-Ж над ЛК-Я для всех субкультур, малотого, соотношение ЛК-Я/ЛК-Ж крайне схоже и мало отклоняется отреферентного значения. Чуть ниже референтного у Эмо с Граффити и чутьвыше для остальных групп. Соотношение субшкал (цели, процес, ЛК и т.д.) для каждой из субкультуродинаковое в пределах небольшого разброса, и явных особенностей,связанных с отдельными субшкалами нет кроме низкого разброса ЛК-Ж у Панков.

Показатель « Осмысленности жизни» по группам показывает , что у эмо в целом совпадает с референсным значением у Леонтьева, у Готов незначительно выше (на 6%), у музыкантов выше на 12%, у граффити и панков существенно выше (на 33% и 29% соответственно).

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.

1. Выявлены два основных уровня развития рефлексивности

а) высокий уровень характерный для эмо- и готической субкультуры;

б) низкий уровень рефлексивности представлен у панков, граффити, музыкантов.

2. Высокие показатели рефлексии, значений ЛК - Я и ЛК -Ж выраженные у эмо и готики указывают на незначимость социальной среды для этих субкультур , они развиваются через внутренние переживания ( любовь, эмоциональная отзывчивость, искренность, благородство) и живут в закрытой индивидуальной реальности, в связи с этим очень трудно установить контакт субкультур с социумом. Другую картину ценностей ( целеустремленность твёрдая воля, твёрдость взглядов) показывают панки, граффити и музыканты в этих группах низкая рефлексия, соответственно значимость социальной поддержки и одобрения для них наиболее актуально.

3. Анализ компонентов самоотношения показал, что молодежным субкультурам свойственно: положительное самопринятие и самоуважение, самопонимание, са-моинтерес и аутосимпатия. Низкие показатели саморуководства по сравнению с другими группами представлены в субкультуре эмо, скорее всего этим можно объяснить их эмоциональную неустойчивость. Эмо в меньшей степени свойственно «ожидание отношения других», « отношение других », а низкие значения по шкале самоуверенности указывают на абсолютнуюнеконфликтностьэмо, по отношению к другим. Высокий показатель «самообвинение» свойственен музыкантам, из - за низкого уровня развития рефлексивной культуры. Для граффити очень важным компонентом самоот-ношения является социальное одобрение других. Готы наиболее самодостаточная субкультура высокие показатели шкал самопринятия и аутосимпатии, указывают на внутреннюю гармонию представителей данной субкультуры.

5. Показано, что для субкультур характерны высокие показатели по шкалам СЖО и осмысленности жизни, это говорит о том, что субкультура для молодежи это значимая среда развития и самоактуализации.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Иванов Ф. Е., Смолянинов В. В., Филиппома Е. М. Рефлексивная культура как основа преодоления критических ситуаций в профессиональной деятельности // Рефлексивные процессы и управление. - 2GG3. №2, том 3. С. 70 - S4.

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992

4.Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и

саморазвитии личности // Вопросы психологии, №2, 1983. с.35

5. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета,

6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. - 3 -е изд.. - М.: Эксмо, 2010. - 480с.

7. Danesi M. Forever Young: The 'Teen-Aging' of Modern Culture, 2003

S. Hebdige D. Subculture in the meaning of style, Menthuen& Co, London. 1979

© Ковальчук Я.В., 2G11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.