Научная статья на тему 'Музыка как средство межкультурной коммуникации'

Музыка как средство межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2949
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / MUSICAL SUBCULTURES / INTERCULTURAL COMMUNICATION / MUSIC STYLES / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чибисова Ольга Владимировна

Целью данной статьи является краткий обзор результатов проведенного автором исследования коммуникации музыкальных субкультур. Рассматривается музыка как основной канал взаимодействия, делаются выводы о ее возрастающей роли в регуляции межкультурных отношений в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS THE MEANS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

The purpose of this paper is to present a brief overview of the results of "musical" subcultures communications research conducted by the author. Music is considered as the basic channel of interaction, conclusions are made about its increasing role in the regulation of intercultural relations in the modern world.

Текст научной работы на тему «Музыка как средство межкультурной коммуникации»

О. В. Чибисова

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Целью данной статьи является краткий обзор результатов проведенного автором исследования коммуникации музыкальных субкультур. Рассматривается музыка как основной канал взаимодействия, делаются выводы о ее возрастающей роли в регуляции межкультурных отношений в современном мире.

Ключевые слова: музыкальные субкультуры, межкультурная коммуникация, музыкальные стили, информационная среда

The purpose of this paper is to present a brief overview of the results of "musical" subcultures communications research conducted by the author. Music is considered as the basic channel of interaction, conclusions are made about its increasing role in the regulation of intercultural relations in the modern world.

Keywords: musical subcultures, intercultural communication, music styles, information space

Музыка - одно из древнейших средств коммуникации людей, универсалия, присущая всем культурам мира в любую из эпох, хотя «каждый тип культуры не только отбирает те явления и тексты, которые он считает музыкальными, но и вырабатывает свое понятие музыки и "музыкального", органически связанное со всем комплексом основных структурных принципов той или иной культуры» [3, с. 73]. Влияние музыки на формирование идентичности молодых людей (не только личностной, но и национальной, региональной, культурной, этической, гендерной и т. д.) очевидно и существенно, так как она всегда была и поныне остается средством самовыражения человека и рупором, позволяющим ему реализовать свою потребность быть услышанным. Такие внутренне присущие музыке свойства, как проникновенность, интегративная способность, доступность, делают ее незаменимым средством общения в молодежной среде.

Исследования Е. Б. Борисовой установили функциональную тождественность музыки и ряда молодежных субкультур, что объясняет их тесное взаимодействие друг с другом [1, с. 15]. По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем либо конкретным музыкантом-исполнителем. По мнению Л. И. Мельник, «именно музыка задает вектор структурированию культурных элементов в рамках определенного субобразования в молодежной среде. Музыкальные образы, знаки, язык и средства выразительности обретают значение смысложизнен-ных ориентиров» [4, с. 74].

Хотя тема музыкальных субкультур является весьма актуальной в исследованиях жизненного мира современной молодежи, изучению роли музыки в межкультурной коммуникации молодежи уде -ляется, на наш взгляд, недостаточно внимания. В то же время рассмотрение взаимодействий молодежных субкультур средствами музыки через призму теории межкультурной коммуникации способствует определению новых путей к пониманию ее сущности [см.: 7-9].

Такая возможность обусловлена в первую очередь тем, что, согласно постмодернистской точке зрения, понятие субкультура фиксирует наличие разных культур в рамках одного общества. Во-вторых, на современном этапе развития науки в межкультурную коммуникацию включают и взаимодействие представителей одной страны, принадлежащих к разным культурам или субкультурам. В-третьих, интерес для исследователя представляет способность локальных молодежных субкультур интегрироваться сквозь границы национально-государственных пространств, образуя «транскультуру», так как, по мнению К. Э. Разлогова, на современном этапе развития мировой цивилизации «нужны посредники, устанавливающие контакты между разными культурами и в силу взаимоотношений глобализации и диверсификации именно носители нескольких культур наиболее важны» [5].

Поэтому мы считаем проведенное исследование взаимодействий молодежных субкультур Хабаровского края посредством главного культурного кода -музыки - актуальным и заслуживающим внимания заинтересованных лиц. Нами было опрошено 368 молодых людей - жителей г. Комсомольск-на-Амуре, из них 197 являются учащимися школ и 171 - студентами высших учебных заведений. Выборка может посчитаться не репрезентативной, однако, полученные результаты позволяют определить основные зависимости между переменными.

Так, стрейтэджеры выбрали хардкор, хеви-металл и фанк, примечательно то, что они не только назвали среди любимых исполнителей местные группы, такие как «Midheaven», «Ginger Swan», «Аскет», «Альтера», «Black bird», «State of Mind», но и сами являются музыкантами. У спортсменов и гопников нет ярко выраженных музыкальных предпочтений: первые называли рок, хип-хоп, ритм-энд-блюз, хаус, транс; вторые - рэп, клубную музыку, шансон, хаус. Один из опрошенных экологов любит популярную, второй - классическую музыку.

Среди металлистов много любителей альтернативного рока и классической музыки, не обходят вниманием они и творчество таких групп Комсомольска-

ll

на-Амуре, как «Evilwinged», «Forgot», «Стигмата», «Offertum», «Black SunRise». Кроме панк-рока панки увлекаются еще и хардкором и являются фанатами групп из Хабаровска и Комсомольска - «Кони Буденного», «The Happy End's», «ПриШе», «Клуб завтрак». Готы слушают преимущественно тяжелый металл и альтернативный рок, некоторые - классическую музыку; эмо - рокопопс, клубную музыку, драм-н-бейс, панк-рок; рэперы - рэгги, соул, ритм-энд-блюз, брейкбит, клубную музыку, шансон.

Если мы соединим между собой музыкальные стили и молодежные субкультуры, их выбравшие, то получим следующую схему (см. рис. 1.).

нечеткие границы между субкультурами еще более размытыми.

Музыка образует информационную среду, которая, по определению А. А. Шунейко, «включает в себя информационное и коммуникативное пространства и, таким образом, представляет собой самоорганизующееся взаимодействие большого количества тем, с одной стороны, и конкретных участников коммуникации - с другой» [6, с. 58]. Одной из главных тем этого пространства является тема любви, отношений мужчины и женщины; и именно в ней наиболее наглядно просматривается разница в жизненной позиции и способах ее вербального выражения у представителей различных субкультур.

(^рэперы^)

Рис. 1. Музыкальные предпочтения представителей субкультур

Как мы видим, хотя конкретизировать принадлежность определенного музыкального стиля к какой-либо одной субкультуре достаточно сложно, в целом молодежные субкультуры предпочитают рок, рэп, классическую и поп-музыку. Готы отвергают рэп как музыку афроамериканского происхождения, панки и хип-хоперы также никогда не отличались дружелюбностью друг к другу, любители рэпа резко противопоставляют область своих музыкальных предпочтений не только рокерам, но и поклонникам поп-рока, делая исключение только для клубной музыки. Обратим внимание на то, что субкультура рокеров также закрыта для других молодежных музыкальных субкультур.

Однако следует заметить, что довольно часто развитие музыки идет по пути синтеза ее различных стилей и жанров. На сегодняшний день уже созданы такие виды и подвиды музыки, как готик-металл, эмо-панк, рэп-рок, фанк-металл, панк-металл, скейт-панк, неоклассический металл (метал + классическая музыка), гот-панк, рэп-металл, панк-фанк, что делает

Песня панков «Все для тебя» написана в форме повествования, описывающего конкретную жизненную ситуацию, в стихах используется стилистика разговорной речи и жаргона: «Я поведу тебя на кладбище, где я зарыл своих товарищей. Могилы молчат, хотя им есть что рассказать, они все хотели тобою обладать; но я тебя больше всех любил, и поэтому всех их топором перерубил» («Кони Буденного»). Готическая группа «Otto Dix» использует аллюзию на один из самых знаменитых мифов древней Греции «Орфей и Эвридика»: «Я Орфей, а ты моя Эвридика, но ты остаешься в снежном аду, я отвернусь, цепенея от крика, и, не оглядываясь, уйду». Тексты металлистов пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, отсюда и соответствующее отношение к любви: «Зачем тебе любовь, зачем страдать, зачем ревновать, себя терзать, зачем иметь и терять, увы. Выбрось эту дурь из головы» («М.Ч.С.»). Рокеры, пишущие в жанре рокопопс, используют простые, легкие для восприятия мелодии и рифмы: «Для тебя, для тебя в этом мире падает снег.

78

Для тебя, для тебя солнце дарит теплый свой свет» («При^е»). Но главные фанаты любви - эмо, тексты большинства их музыкальных композиций посвящены воспоминаниям об ушедшей любви и душевным терзаниям: «Год прошел, как тебя рядом нет, жизнь моя вновь похожа на бред» («АТМА»).

Таким образом, музыкальные стили и направления в коммуникативной сфере молодежных субкультур выполняют разъединяюще-обьединяющие функции. Дифференцирующая роль музыкальных предпочтений проявляется в разделении молодежи на множество субкультур на основе увлечения тем или иным музыкальным направлением или исполнителем. Их объединяющая роль находит свое выражение в групповой интеграции, которая происходит на платформе унификации ряда социокультурных признаков, тесным образом связанных с музыкальными предпочтениями. Этот вывод подтверждается рядом исследований, связанных с изучением музыкальной составляющей молодежной суб-

культурной деятельности, проведенных, например, Е. М. Куликовым [2].

Музыка выступает важным фактором регуляции взаимоотношений не только между представителями субкультур одного региона, но и всей страны или даже всего мира. На самом деле, благодаря появлению электронной среды (радио, телевидение, Интернет) представители той или иной культурной общности получили реальную возможность находить друг друга, где бы они ни находились, в частности при помощи таких социальных сетей, как «Мой мир» и «Му8расе». Музыкальные исполнители также зарегистрированы на этих интерфейсах и поэтому могут без труда размещать свою музыку онлайн, ломая таким образом барьеры между талантами и их поклонниками и устанавливая контакты между единомышленниками. Данный позитивный эффект музыки весьма уместен в современном мире, пропитанном расистскими предрассудками, ксенофобией и нетерпимостью к проявлениям индивидуальности.

1. Борисова, Е. Б. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук / Е. Б. Борисова. - СПб., 2005. - 193 с.

2. Куликов, Е. М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е. М. Куликов. - М., 2005. - 27 с.

3. Мартыненко, Л. Р. Музыка и «музыкальное» в эстетико-философских текстах русской культуры первой половины XIX в. / Л. Р. Мартыненко // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - № 3 (23). - С. 73-76.

4. Мельник, Л. И. Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа: дис. ... канд. филос. наук / Л. И. Мельник. - Ростов н/Д, 2007. - 165 с.

5. Разлогов, К. Э. Вкусить от глобальной культуры так, чтобы свою не потерять [Электронный ресурс] / К. Э. Разлогов // Мегаполис. - Режим доступа: www.megapolis.kz/ 8^^агИс1е.рЬр?а11;^11

6. Шунейко, А. А. Сценарии информационно-коммуникативных событий (общее определение) / А. А. Шунейко, И. А. Авдеен-ко // Учен. зап. Комсомол.-на-Амуре гос. техн. ун-та. Науки о человеке, обществе и культуре. - 2010. - №1-2 (1). - С. 58-64.

7. Чибисова, О. В. Взаимодействие молодежных субкультур как тип межкультурной коммуникации / О. В. Чибисова // Учен. зап. Комсомол.-на-Амуре гос. техн. ун-та. - 2010. - Т. 2. - № 2. - С. 122-126.

8. Чибисова, О. В. Коммуникация молодежных субкультур / О. В. Чибисова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. -2010. - Т. 16. - № 2. - С. 104-107.

9. Чибисова, О. В. Молодежные суб- и контркультуры / О. В. Чибисова // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2010. - № 6. - С. 280-283.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.