УДК 008.(091)
Чибисова Ольга Владимировна
Комсомольск-на-Амуре государственный технический университет
КОММУНИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
В данной статье автор делает попытку использовать положения межкультурной коммуникации для изучения взаимоотношений молодежных субкультур. Исследование проводилось на субкультурах скинхедов, панков и хип-хопа, которые на сегодняшний момент имеют наиболее долгую историю. Делается вывод о необходимости равноправного сотрудничества и взаимообогащения субкультур.
Ключевые слова: коммуникация, субкультура, взаимодействие, ассимиляция, диалог, конфликт.
Поскольку в рамках данной статьи мы рассматриваем молодежную субкультуру как коммуникативную систему, то сначала определим, что представляет собой сам процесс коммуникации. Обратимся для этого к дефиниции, данной в кратком тематическом словаре по культурологии [5]. «Коммуникация - это специфическая форма человеческого общения. Выступая в качестве момента содержания сферы духовной жизни, она является в то же время выражением системного качества последней. Сама культура при этом рассматривается как динамическая система функционирования информации».
Коммуникация может быть как внутрикуль-турной, так и межкультурной, то есть культурные образцы, присущие одному слою общества, распространяются или на другие слои и группы внутри одной культуры, или на другие культуры. Если согласиться, что субкультура - это культура в культуре, так как исследователи многих стран мира трактуют данный термин как автономное целостное образование внутри господствующей культуры, то тогда становится возможным эксплицировать коммуникацию молодежных субкультур как межкультурную коммуникацию.
Здесь надо уточнить, что процесс взаимодействия культур является крупномасштабным по длительности явлением, занимающим, как правило, несколько десятилетий, и результаты этого процесса бывают неоднозначными, особенно если их анализировать в рамках краткосрочной ретроспективы. Еще более сложным по последствиям бывает взаимодействие между культурами, не имеющими глубокого разрыва по типологическим характеристикам, по способности к динамическим изменениям, по уровню внутренней дифференциации, какими и являются молодежные субкультуры. Поэтому для поиска примеров, подтверждающих наши дальнейшие умозаключения, рассмотрим взаимодействие трех молодежных субкультур: скинхедов, хип-хопперов и пан-
ков, которые возникли практически одновременно и независимо друг от друга около 30-40 лет тому назад.
A.C. Атчикова выделяет два типа средств коммуникации [1]:
1) естественно возникшие (язык, мимика, жесты);
2) искусственно созданные (технические), подразделяемые на:
а) традиционные (пресса, книгопечатание, письменность);
б) типично современные (радио, телевидение, Интернет).
Передаваемая в процессе общения информация имеет культурную специфику, так как она регулирует представления людей об уровне социальной приемлемости тех или иных способов осуществления любого вида деятельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений как инструментов обеспечения социального взаимодействия людей.
Решающее значение в процессах межкультур-ной коммуникации приобретает изменение состояний, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей. Если взять за основу такие формы межкультурной коммуникации, как межличностную, межгрупповую и массовую, то характер их взаимодействий в каждом случае будет специфическим.
В межличностной коммуникации субкультуры общаются друг с другом незначительной пограничной частью своего объема преимущественно на обиходном уровне, то есть это схемы и сценарии поведения в соответствующих обыденных ситуациях. Именно в силу естественных и неизбежных контактов со сверстниками, ориентируясь на уже определившихся в этом отношении одноклассников и приятелей, подростки осуществляют выбор своей субкультурной само-
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Чибисова О.В., 2010
идентификации. Межличностная коммуникация позволяет выражать некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга. В самом содержании при этом может происходить смещение акцентов, так как для различных индивидов значимыми могут стать совершенно другие позиции. Немаловажным аспектом является то, что в процессе обмена информацией молодые люди влияют друг на друга, особенно если личность одного собеседника является своеобразной и значимой для другого. Не случайно поэтому в среде подростков нередки случаи перехода из одной молодежной субкультуры в другую. Но никакой выбор не может быть чисто субъективным. Исследования В.В. Головина и М.Л. Лурье показали, что, войдя в то или иное сообщество, подросток «автоматически включается в систему отношений, существующих между данной субкультурой и другими, одновременно с презентирующим текстом своего сообщества овладевает необходимым комплексом реноме остальных сообществ. Так, неофит-рэпер отлично знает, что ему следует драться с алисоманами и металлистами, остерегаться скинхедов и хулиганов (которые ищут повода избить его как апологета культуры «нигеров»), тусоваться с граффитчика-ми и экстремальщиками» [3, с. 63]. Другими словами, несмотря на то, что межличностная меж-культурная коммуникация происходит на микроуровне поступков индивида и может быть классифицирована как социально-психологическая, она поддерживается мезоориентированной системой взглядов конкретной субкультуры.
Мезоуровень (промежуточный уровень) субкультуры - это ее слой, состоящий из небольших групп, организаций и сообществ, связанных между собой каналами коммуникации, который может быть в различных отношениях с другими молодежными субкультурами. Межгрупповая меж-культурная коммуникация, проходящая на мезоу-ровне, основывается на единой деятельности, которая одновременно является и полем передачи информации; и возможностью достижения взаимопонимания, реализуемого в новой деятельности, причем коммуникация осуществляется либо в зрелищных и демонстративных ритуалах, либо в обыденном поведении. Например, The Clash, один из ключевых ансамблей раннего панк-рока, в 1981 году для участия в своих концертах в Нью-
Йорке не только собрал пионеров хип-хопа, но и пригласил мастера граффити Futura 2000 разрисовывать задник баллончиками с краской. В 2003 году рэп-группа «Bad Balance» записала трек с популярной панк-группой «Наив» под названием «Кто нас прессует?», в котором утверждает, что «стиль жизни хопера и панка - одна и та же опера».
Массовая межкультурная коммуникация организуется на макроуровне общества, и она является не только личным выбором каждого члена субкультуры, но и частью внешней политики субкультуры, направленной на изменение общественных устоев. Так, некоторые панки и скинхеды также идентифицируют себя в качестве членов движений по защите окружающей среды, борцов за социальную справедливость, защитников прав животных и активно участвуют в общественных акциях протеста и других видах формального коллективного противодействия на макроуровне. Причем в ряде случаев подобная коммуникация носит не позитивный, а резко выраженный конфликтный характер. По словам директора центра «Сова», специалиста по молодежным движениям, А.М. Верховского, массовые «рукопашные» с участием организованных и неорганизованных скинхедов превращаются в «побоища по антиглобалистскому образцу» [6]. В 2006 году 14 сентября сотни антифашистов провели осаду концерта ультраправых групп в московском клубе «Точка», 15 сентября от 10 до 20 молодых нацистов напали на посетителей ска-концерта в московском клубе «Археология», 16 сентября в Рязани развернулись стычки нацистов и антифашистов вокруг концерта ска-группы Distemper, а черту под кровавым уик-эндом подвели события 17 сентября в Питере на Пионерской площади, где 33 антифашиста разогнали митинг из 50 сторонников «Движения против нелегальной иммиграции». А.М. Верховский считает, что «и радикальные антифашисты, и молодые ультраправые - люди не шибко взрослые. Кроме идейных установок ими в большей степени руководят стереотипы поведения молодежной субкультуры. Для них важно, как говорить, во что одеваться, какую музыку слушать». В качестве подтверждения своей точки зрения он комментирует события 15 сентября в Москве: «Выяснилось, что, скорее всего, их побили другие неонацисты, перепутавшие своих единомышленников со скинами-антифа. Одеваются похоже, темно -не разобрались. А на концерты этой группы -
внимание! - ходят и ультралевые, и ультраправые, и аполитичные молодые люди; направление ска привлекает многих. Один из наци-скинов так и высказался на интернет-форуме: “Если их наши побили - правильно, нечего нашим ходить на такие тусовки”. То, на какие концерты ходит человек, может оказаться важнее политических взглядов - в этом, пожалуй, специфика любого молодежного движения» [6].
На каком бы уровне ни осуществлялась меж-культурная коммуникация, существуют определенные, научно выявленные механизмы взаимодействия культур. И.Д. Колесин сопоставляет биологическую и социокультурную классификацию типов взаимодействия культур. Для этого он обращается к следующим типам взаимодействия, обозначая через «минус» отрицательное влияние, а через «плюс» - положительное и рассматривая каждый раз пару культур [4, с.131]:
- (-/-) взаимное подавление культур;
- (-/+) ассимиляция (поглощение) первой;
- (+/-) ассимиляция второй;
- (+/+) взаимное способствование развитию.
Процесс усвоения инокультурной информации сложен и противоречив, так как каждая субкультура стремится защитить свою целостность и единство и отвергает новации, которые не соответствуют ее «ядру». Рассмотрим сначала последний, положительный тип, когда в процессе коммуникации двух субкультур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но при этом они взаимно обогащаются. Именно панк-рок возродил движение «бритоголовых» в конце 1970-х годов: в Великобритании посредством своей трансформации в стрит-панк, уличную панк-культуру, возвращающую панк к его пролетарским корням и получившую название О^; в США - в хард-кор, отяжелевший и более жёсткий, ритмичный и агрессивный панк-рок, следовательно, стрит-панк для скинхедов Англии был тем же, что и хард-кор для скинов США. «К примеру, американские “скины” начала 80-х практически ничего не знали и не слышали о “ска” или “Ой!”. Но, как и их коллеги в Англии, они носили рабочие ботинки, джинсы, заимствовав такой стиль одежды от панков» [2, с. 19].
Двумя крайностями, одинаково неблагоприятными для дальнейшего развития культуры, являются ассимиляция, когда более слабая культурная группа может начать стагнировать под влиянием другой и исчезнуть без следа, и сепарация -
отторжение влияния инокультурной среды в силу тех или иных внутренних или внешних причин. Для сильных молодежных субкультур, какими являются субкультуры панков, скинхедов и хип-хоп, характерным способом сосуществования является промежуточная стратегия - постоянный процесс культурной диффузии (избирательное добровольное освоение ценностей другой субкультуры). Следует заметить, что легче всего усваивается поток социокультурной информации: мода, представления о престижном, вкусы и стандарты потребления, так как этот уровень информации обладает повышенной коммуникативностью благодаря средствам массовой информации, рекламе, индустрии досуга и потребления. Особое внимание здесь следует уделить музыке, поскольку именно она явилась одним из основных факторов формирования указанных субкультур, задав им такой вектор структурирования культурных элементов, когда музыкальные образы, язык и средства выразительности приобрели значение смысложизненных ориентиров.
В качестве примера культурной диффузии можно привести рэп-фанк-рок группу SLXTYMNE, клип которой «В белом гетто» занял 53 место в сводном чарте видеоклипов со всего мира, транслировавшихся каналом ДТВ-ВИАСАТ в 2003 году, и ее эксцентричного экс-лидера Виса Виталиса, записавшего в 2004-2006 годах на своей домашней студии альбом «Выживу - стану крепче» и рэп-фанк панк-рок сюиту «Делай, что должен», а в 2009 году сингл под названием «Рэп -это панк!». В противоположность Вису Витали-су, Noize MC, фронтмен альтернативной панк-рэп-команды «Protivo Gunz», из андеграунд-исполнителя стал артистом международного лейбла Universal Music Group и даже снялся в одной из главных ролей в фильме «Розыгрыш».
Из вышесказанного очевидно, что взаимодействие и взаимовлияние молодежных субкультур размывает их границы, поэтому, несмотря на закрытость неформальных молодежных объединений, некоторые из них вдруг начинают интегрироваться, порождая тем самым формы, которые невозможно противопоставлять по наличию или отсутствию какого-либо признака.
К такому же выводу подводит и анализ атрибутики, показывающий, что в настоящее время отношение подростка к конкретному движению возможно определить только по сочетанию нескольких атрибутов. Например, и скинхеды, и пан-
106
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
ки могут надеть камуфляжную форму, но первые закатывают штанины брюк, а вторые заправляют их в обувь, причем теперь это не обязательно военные ботинки Dr. Martens, но и армейские «берцы» российского производства. И те, и другие носят черные кожаные куртки, но на «косухах» панков есть металлические заклепки, а на «бомберах» скинхедов - отсутствуют воротники. Татуировки имеют в среде «бонхедов», как правило, идеологическое, а у панков - анархическое содержание. Анализируя прически, Л.В. Шабанов пишет, что характерный на Западе атрибут панка - гребень из волос на голове с выбритыми висками, в России оказался мало распространен, зато наших панков легко перепутать с нашими же не совсем обритыми скинхедами. Здесь различия проводятся по наличиию / отсутствию пирсинга. Кроме того, сегодня появляется общемолодежная атрибутика, которая активно вбирает в себя традиционные элементы атрибутики различных и даже не всегда молодежных субкультур, что затрудняет возможность четкого различия по внешним характеристикам представителей неформальных движений и лиц, не имеющих к ним отношения [8, с. 197-198].
Взаимопроникновение культурных ценностей имеет свои границы, свой предел проницаемости, за чертой которых начинается насильственное вторжение в ее ткань, что ведет к закрытому или открытому конфликту, имеющему своей целью подавление субкультуры-«агрессора». Конфликтные взаимоотношения часто свойственны разным субкультурам, принадлежащим одной общей культуре и объединенным общим регионом проживания.
С момента своего возникновения рассматриваемые субкультуры из-за отрицания ценностей одной культуры представителями другой испытывали по отношению друг к другу стойкую неприязнь, что нередко приводило к осуществлению прямого физического насилия членами одного субкультурного сообщества над членами другого. Так, большинство панков отвергает расизм и патриотизм как ненужные и опасные, за что скинхеды считают их «предателями идей белой расы», что много раз создавало проблемы в отношениях между панками и скинами. Панки недолюбливают хип-хоп, но поле, на котором развертывается их противостояние, умещается в пределы музыкальных пристрастий и не выходит из-под влияния молодежной моды. Что касается отношения скинхедов к хип-хопу, то в своем боль-
шинстве они считают эту музыку чуждой и неподобающей представителю белой расы и потому стремятся «проучить, воспитать и наказать» рэперов. Пример «мини-войны» между скинхедами и хип-хоперами, длящейся с осени 2002 года по начало 2003 года, описан А.Н. Тарасовым [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что на всем протяжении существования указанных молодежных субкультур между ними существовали отношения притяжения-отталкивания, заставляющие их вступать в различные виды диалогических отношений. В контексте глобализации проблема диалога культур приобретает новое звучание, так как его программа интерпретирует коммуникацию как бесконечный процесс культурного синтеза. Однако необходимо стремиться к равноправному сотрудничеству и взаимообо-гащению культур как в интересах каждого участника общения, так и в интересах общества, государства, мирового сообщества.
Библиографический список
1. Атчикова A.С. Культурного опыта каналы массовой трансляции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ Culture/Dict_Tem/11 .php
2. Вершинин М.В. Современные молодежные субкультуры: скинхеды // Психология. Пермь. -2004. - №>5. - С. 16-20.
3. Головин В.В., ЛурьеМ.Л. Подростковые сообщества в современной России: мегаполис, провинция и деревня // Мальчики и девочки: реалии социализации: сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. - С. 45-67.
4. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. - 1999. - №>1. - С. 131-132.
5. Культурология. Краткий тематический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. gumer. info/ bibliotek_Buks/ Culture/ Dict_Tem/11.php
6. Раков Ю. Мы их еще не знаем [Электронный ресурс]. - www.ogoniok.com /4965/4/
7. Тарасов А.Н. Конфликт молодежных субкультур: пример Набережных Челнов. - Индекс/ Досье на цензуру. - 2006. - №23. - Режим доступа: http:// index.org.ru/ joumal/23/tarasc.html
8. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодёжных субкультур: социальный протест или вынужденная маргиналь-ность? - Томск: Томский гос. ун-т, 2005. - 399 с.