Научная статья на тему 'Музыкальные молодежные субкультуры - норма или девиация?'

Музыкальные молодежные субкультуры - норма или девиация? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8388
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные молодежные субкультуры - норма или девиация?»

Барсамова А.А.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ - НОРМА ИЛИ ДЕВИАЦИЯ?

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ?

Молодежные музыкальные субкультуры - это целые молодежные движения, с которыми часто идентифицируют себя подростки в возрасте примерно от 13 до 18 лет. Это не просто люди, которым нравится слушать определенную музыку - это те, кто полностью принимает ценности и идеологию, которые несет конкретное музыкальное направление (и его артисты). У каждой субкультуры существуют необходимые внешние атрибуты, с помощью которых ее приверженцы обозначают свою принадлежность к субкультуре и узнают друг друга; определенные места сбора в разных городах и, конечно, в Интернете. Для таких субкультур очень характерно противопоставление себя всему остальному обществу - есть мы (безусловно, лучшие) и есть все остальные. С одной стороны, такие субкультуры дают необходимую идентификацию многим подросткам - у них появляется уверенность в себе, друзья и жизненная позиция. С другой стороны, эта позиция полностью формируется существующей в субкультуре «идеологией» -системой ценностей и ответов на многие вопросы, волнующие современных подростков: как правильно жить и зачем, как себя вести, кого любить, что такое правда и справедливость, что такое семья, политика и многое другое. Транслятором этой субкультурной идеологии является музыка - песни члены музыкальных субкультур слушают десятки раз в день, текты запоминают наизусть и обсуждают между собой.

Что же такое эти музыкальные субкультуры: нормальное культурное явление развивающегося общества или его патология? Попробуем разобраться.

ПОЧЕМУ МОЛОДЕЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ ТАК АКТИВНО РАЗВИВАЮТСЯ?

С развитием информационных и аудио-технологий музыка стала одним из самых доступных видов искусств: процесс потребления музыкальной продукции не требует от человека никаких усилий (чтения, особенной

концентрации внимания) и времени (музыку можно слушать в дороге, занимаясь домашними делами и т.д.). Более того, музыка намного более доступна для копирования (переписать или отксерокопировать книгу достаточно сложно, тогда как переписать диск или кассету можно нажатием одной кнопки), а с развитием Интернета процесс распространения музыки стал еще проще.

Специфика музыки как искусства в том, что она вмешивается в процесс усвоения повседневности не в качестве звука или текста, а в виде целостного культурного конгломерата, включающего в себя определенные нормы поведения и ценности. Современные СМК во многом повлияли на усиление социальной значимости музыки: освещая музыкальные события и охотясь за частной жизнью музыкантов, они постоянно напоминают о музыке как таковой и о ее роли в обществе. В эфире любого телеканала обязательно есть какая-нибудь музыкальная программа, не говоря уже о специальных музыкальных телеканалах, количество которых постоянно растет. Радио, за редким исключением, стало музыкальным, и уже начался процесс дифференциации радиостанций по музыкальным направлениям (Наше радио, Maximum, радио Next, радио Попса и т.д.). Однако главную роль в выдвижении музыки на первый план среди молодежи сыграло широкое «освоение» ею Интернета. Во всех блогах, вести которые считается модным в молодежной среде, есть специальная строчка - «current music», которая поддерживает среди молодежи мнение, что их жизнь должна проходить под какое-то музыкальное сопровождение, а один из самых популярных в России среди молодежи сайтов (vkontakte.ru) дает возможность постоянного обмена любимыми песнями с друзьями - найти в базе и «повесить на стену» другу (то есть отправить в виде доступного для всех сообщения) какую-нибудь песню очень просто.

Одновременно с этим основные телеканалы и рекламируемые музыкальные фестивали предлагают молодежи достаточно однообразную по стилистике поп-музыку, или иностранную, или такую отечественную, которая часто не очень качественна и по содержанию редко соответствует реальной молодежной жизни. Невозможность для молодых музыкантов «пробиться» на сцену заставляет их осваивать неформальные музыкальные ниши, ожесточает против общества и государства, что не может не отражаться на их музыке и идеологии. Интернет помогает молодым музыкантам существовать, искать единомышленников и поклонников: естественно, что слишком однообразная и далекая (как по языку, так и по стилю жизни) музыка в телевизоре, с одной стороны, и разнообразные актуальные андеграундные музыкальные направления, выражающие энергетику и тревоги молодых людей, с другой, часто

приводят молодежь к выбору последних. Таким образом, современная музыка, отвечая потребностям молодежи и изменяющемуся времени, в тесном контакте с аудиторией развивается, дифференцируется, расчленяясь по разным направлениям и формируя различные социокультурные образования. Оказавшись в огромном виртуальном пространстве, молодые люди начинают искать информацию о любимых группах, общаться на форумах и в чатах на сайтах этих групп. Таким образом, те субкультуры, которые начинают создаваться в рамках какого-либо музыкального направления в локальном масштабе, с помощью Интернета расширяют свое влияние. Общности структурируются, приобретая черты субкультуры, прежде всего, в силу наличия эмоционально насыщенных, ценностно-непротиворечивых образов, дающих возможность следовать определенным, одобряемым данной группой поведенческим образцам. Рокеры, готы, эмо, панки - все это совершенно разные миры со своими кумирами, образцами поведения, идеалами и представлениями, взглядами на жизнь и смерть.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Сегодня существует множество молодежных музыкальных жанров, каждый из которых имеет своих приверженцев. Однако наиболее интересны те из них, которые уже сформировали вокруг себя устойчивые микромиры - субкультуры, ведь именно такие крупные течения формируют мировоззрение большинства музыкальной субкультурной молодежи России.

Все молодежные музыкальные течения можно разделить на две основные группы - течения, возникшие как следствия уже сложившейся субкультуры, и направления с четкой идеологией, которые сформировали субкультуры самостоятельно.

К первой группе относятся такие музыкальные направления, как современная фолк-музыка (выросшая из толкиенистско-ролевой субкультуры и фестивалей Зиланта), клубная ди-джейская музыка (внутри нее очень много дифференциаций и течений, однако возникла она как результат устоявшейся клубно-наркотической субкультуры и развивается вместе с ней), нацистская музыка, музыка в стиле «аниме» и другие. Специфика этих направлений заключается в том, что их идеологическая наполненность восходит именно к идеям субкультуры, породившей их. Поэтому сложно говорить о влиянии только музыки на молодежь и на желание молодых музыкантов пробиться именно в рамках этих на-

правлений - прежде всего они, как правило, не музыканты, а ролевики или анимешники1.

Более серьезный интерес вызывают современные музыкальные направления, которые относятся ко второй группе. Они имеют столь сильное идейное насыщение и привлекательность для молодежи, что создают целую мировоззренческую систему со своими социальными смыслами и ценностными ориентациями, которую целиком принимают поклонники.

Музыкальная ситуация находится в постоянной динамике, часто жанры пересекаются и вытекают друг из друга, по-разному определяются и воспринимаются. Однако, на сегодняшний день в России существует восемь самых крупных и устойчивых молодежных музыкальных субкультур: готика; хип-хоп; регги; панк-рок; металл; поп-рок; женский рок; эмо; ска (музыкальный стиль сформировался давно, но субкультура еще только формируется).

КАК ПОДРОСТОК ПОПАДАЕТ В МУЗЫКАЛЬНУЮ СУБКУЛЬТУРУ? АНАЛИЗ ПРИОБРЕТЕНИЯ НОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

В этой части статьи мы будем опираться на теорию фреймов Э. Гофмана. Под фреймом здесь понимается мировоззрение, включающее в себя то, как человек видит мир и то, как он действует исходя из этой картины мира. Другими словами, это не только то, как человек понимает происходящее, но и то, как он ведет себя исходя из этого понимания. При взгляде на дерущихся подростков, например, у одного человека первой мыслью будет то, что происходит хулиганство, а у другого - что молодежь теперь так развлекается. Соответственно, первый вызовет милицию, а второй пройдет мимо. Разница в восприятии обеспечивает разницу в поступках. Все вместе это и называется фреймом. По сути, фрейм обеспечивает для человека наиболее релевантный ему ответ на вопрос «Что здесь происходит?»2.

При попадании индивида в определенную субкультуру процесс формирования его идентичности в ее рамках происходит посредством постепенной смены приоритетов, картины мира, ценностей и норм. Иначе процесс формирования субкультурной идентичности можно назвать рефреймигом - переходом от «обыденного» фрейма к «субкультурному».

1 Ролевики - члены субкультуры ролевых фэнтази-игр, анимешники - члены субкультуры любителей жанра анимэ.

2 Goffman E. Interaction ritual: Essays on face-to-face behavior, New York, 1967.

Безусловно, существуют определенные условия такого рефрейминга. Для того чтобы стать членом субкультуры, недостаточно просто попасть в нее - нужно ее воспринять и применить к себе. А для этого уже необходимы определенные условия, в которых новая идентичность была бы необходима человеку. Такие условия включают в себя две составляющие -ситуационную и событийную.

Под ситуацией мы понимаем определенный психосоциальный статус человека, который не позволяет принять ту систему социализирующих компонентов, которую предлагает ему общество на данный момент. Ситуация бывает двух видов - длительная и внезапная. Событие в данном контексте - это факт первого непосредственного столкновения с новой социализирующей средой, в данном случае, с музыкальной субкультурой, которое приобретает особое значение только в определенных обстоятельствах.

Длительная ситуация - это нарушение процессов идентификации или, другими словами, отсутствие полноценной «традиционной» социализации. Такое может происходить, когда ребенок рос в неблагополучной семье (не только в социальном, но и в психологическом смыслах), - семье, которая не смогла обеспетчить его необходимой идентичностью. Или же когда ребенок по тем или иным причинам неуверенно или некомфортно чувствовал себя в школе, когда у него не были налажены адекватные возрасту контакты с ровесниками, не сформировалась досуговая деятельность. В этих условиях, обычно к подростковому возрасту, человек не чувствует себя полноценным и адаптированным членом общества. Так, один из активистов московского панк-рок движения признался, что в юности ему было очень сложно приспособиться к окружающему миру3: «Ну, я ведь тоже не всегда был таким (смеется). Мне раньше все тяжелее давалось... Я с детства был вроде как... никому не нужен, что ли. Нет, одевали меня, конечно, кормили... за двойки ругали... Но у меня всегда было чувство, что на самом-то деле родителям плевать, они свои проблемы решали... Думали, что я ничего не понимаю. А я, хоть и маленький был, - все понимал... И молчал... Раньше все время молчал. В школе тоже как-то... С мальчишками у меня не получалось дружить, я был всегда-то как-то в стороне немного... Потом нашел друзей во дворе... и пошло (смеется). У всех так, наверное... Родители опомнились, отправили меня в летний лагерь в Болгарию. Еле в самолет запихнули меня... И вот, почему-то именно там я впервые иуслышал «Тараканов»4. Сейчас, конечно, они испортились. Но тогда... Я подумал, что я не один

3 Анализируются интервью, проведенные автором с членами молодежных музыкальных субкультур в 2007-2008 годах (70 интервью).

4 Известная российская панк-рок группа (делает музыку на грани панк-рока и рокопопса)

на свете, что кто-то понимает это все... все эти проблемы мои, такого «дворового пацана», и так же думает... Мне ведь тоже невесело было так бухать, без идеи, каждый день... Меня прямо распирало, я помню.».5

Внезапная ситуация - это неожиданный слом повседневности, когда в достаточно короткое время рушится привычная картина мира молодого человека, привычный порядок вещей. Такое часто происходит у подростков при разводе родителей, смерти близких, друзей или любимых, резком изменении статуса или материального положения семьи, переезде в другой город и т.д. Ситуации слома могут быть разные, однако результат один - сбивается обычный ход жизни, восприятие общества и своего места в нем и, соответственно, рушится прежняя идентификация.

Итак, формирование новой идентичности, слияние с определенной субкультурой происходит при совпадении двух параметров - ситуации десоциализации индивида и события встречи его с самой музыкальной субкультурой. Знакомство с субкультурой также может происходить с двух сторон: со стороны музыки и со стороны людей. Знакомство с субкультурой со стороны музыки, - это просто понравившаяся песня (ее текст, настроение) или имидж музыкальной группы, артиста (например, прочитав интересное интервью с каким-то артистом в журнале, человек может захотеть послушать его музыку). Другая сторона знакомства с субкультурой - непосредственное попадание в ситуацию общения с ее представителями, а потом уже постепенное знакомство с музыкой. Интересно, что такое общение может происходить долгое время у нормально социализированного человека, и под событием понимается именно момент, когда такое общение происходит впервые после слома повседневности. Так, одна представительница субкультуры пинк-рок рассказывает: «Ленка, это моя лучшая подруга, уже, наверное, года два там тусовалась. Да, я бывала там, она меня вечно с собой таскала, знакомила с кем-то... Но мне все равно как-то было совершенно, я еще много где бывала. Ну, думала, каждый как хочет развлекается... Вообще не понимала. А потом, после этого... [девушка имеет говорит о внезапной смерти ее молодого человека в аварии]. Я долго дома сидела, никак не могла понять, что произошло... Месяц, наверное... Ни с кем не могла общаться... Потом Ленка вытащила меня с собой на концерт снайперов6, чтобы я развеялась. И я вдруг как-то по-другому на все это посмотрела... Поняла что-то... не знаю... И песни мне вдруг такими настоящими показались... Я тогда весь концерт чуть не рыдала... После

5 Мик, известный тусовщик в панк-рок среде (здесь и далее прозвища респондентов заменяют по их просьбе настоящие имена).

6 «Ночные снайперы» - одна из культовых групп пинк-рока.

этого пришла сразу все альбомы скачала! Ну и пошло. Мне, кстати, только это тогда и помогло в себя прийдти»7.

Обозначенное девушкой «ну и пошло» и есть следующий после так называемой завязки (т.е. слома «обыденного фрейма», попадания первых «субкультурных семян») период (т.е. слома «обыденного фрейма) период. Это период, когда приверженцы субкультуры воспринимаются индивидом как референтная группа. В это время он слушает музыку преимущественно данного направления и постепенно начинает воспринимать музыкальные пристрастия в качестве важной особенности характеристики любого человека. Для индивида в этот период типично рассуждать с позиции «Он(а) слушает это, значит...». Особенное воздействие в этот период оказывает посещение субкультурных чатов и форумов, где завязывается виртуальное общение с людьми, которые «тоже слушают это, а значит, меня понимают». В зависимости от типа музыкальной субкультуры виртуальное общение значимо в разной степени, но присутствует всегда: регистрация на форуме, в чате или вступление в соответствующее субкультурное Интернет-сообщество сродни «официальному» закреплению новых музыкальных пристрастий человека. Безусловно, в это время наиболее активно посещаются все возможные и доступные концерты в рамках данного музыкального направления, каждый из которых воспринимается как праздник и возможность попасть в «свою» субкультурную среду. На этих концертах постепенно начинают усваиваться нормы внешнего вида и атрибутика субкультуры. Как правило, применять их к себе человек начинает постепенно, сначала только отправляясь на концерты. Так, «начинающие» растаманы пробуют примерять на себя красно-желто-зеленую одежду (флаг Эфиопии, один из «опознавательных знаков» любителей регги), аксессуары с каннабисом8 (от которых «зрелые» растаманы, как правило, отказываются), а самые смелые даже заплетают дреды9. Готы стараются надевать только черные вещи, приходят в восторг от аксессуаров с «тёмной» тематикой, но не всегда осмеливаются их покупать и одевать - пока только смотрят, и стараются ходить с угрюмым и грустным выражением лица. Панк-рокеры скупают любые значки-майки-аксессуары с надписями «punk not dead» или просто «punk», стараются одеваться как можно ярче и заметнее, экспериментируют с волосами и пытаются вести себя как можно более шумно и непринужденно. У металлистов этот период проходит несколько спокойнее, они присматриваются к металлическим аксессуарам и покупают рюкзаки и майки с названиями любимых групп.

7 Юля, 19 лет.

8 Каннабис - в данном контексте обозначает лист конопли

9 Дреды - классическая африканская прическа, волосы при этом сваливают в «жгуты»

Эмо, как и панки, стараются выглядеть как можно необычнее, скупают все возможные значки и черно-розовые кеды, учатся подводить черным глаза и постепенно подумывают, - не покрасить ли им волосы в черный цвет?.. Любительницы пинк-рока в это время надевают толстые кольца догматически точно на нужные пальцы и вставляют сережки в правое ухо, исключают из гардероба юбки и платья и подумывают о короткой стрижке. Сложнее всего этот период проходит у растаманов и пинк-рокерш, потому что у них причастность к субкультуре, помимо всего прочего, напрямую связана с социально неприемлемым поведением. В субкультуре регги - это употребление легких наркотиков, что уголовно наказуемо, а в пинк-роке - смена ориентации на гомосексуальную (или би-сексуальную). Поэтому для многих из начинающих приверженцев этих субкультур данный период связан с внутренними переживаниями и метаниями, которые, однако, мало влияют на общий порядок погружения в субкультуру - они проходят те же стадии, просто им труднее.

Самое интересное на данном этапе формирования субкультурного фрейма - это восприятие незнакомых членов данной субкультуры как однозначно «своих», сильная идеализация членов субкультуры и самой субкультуры. Рассказывает представитель панковской субкультуры: «Я когда только начал тусоваться там, - чисто на концерты и так далее,- один сначала... Мне тогда казалось, что все панки такие охре-нительные, что я прямо идеальных людей нашел, что ли... Как будто, если панк - то сразу все, не обманет, не украдет. Да и не только это. Казалось, что все крутые такие, умные, офигенные. Это потом уже стало понятно, что и панки разные бывают, и все такое, и вообще половина левых... А сначала не так.».10

Постепенно человек втягивается в субкультуру, и из референтной идеальной группы она становится вполне реальной группой идентификации. Происходит процесс закрепления, или «кристаллизации» нового фрейма, когда угол восприятия действительности человека абсолютно совпадает с субкультурным. Однако для того, чтобы это произошло, недостаточно воспринимать субкультурную группу как референтную. Необходимы определенные условия, которые не выводили бы человека «из сетей» субкультуры. В первую очередь это, конечно, постоянное прослушивание музыки данного направления - иначе не осуществится сильное погружение в нее, которое может изменить сознание.

Очень важно наличие постоянного информационного потока субкультурных обсуждений. Обычно это обеспечивает Интернет или субкультурные знакомые, если они уже есть. Содержанием этого ин-

10 Джен (Костя), 18 лет

формационного потока является все, что касается субкультуры: это и информация и отчеты о концертах, и закулисная жизнь артистов, фотографии, обсуждение музыки, отдельных альбомов и песен. Такой поток создает ощущение включенности в общий важный процесс, ядром которого является музыка, которая всем нравится и, значит, все - единомышленники; дает ощущение группового «мы», и, главное, с его помощью происходит формирование словаря, укрепление субкультурного эмоционального фона и интериоризация норм и ценностей группы, плавно протекающая в процессе общения. Так, юные растаманы обсуждают свои первые наркотические и «антисоциальные» опыты (заночевать в сквоте11, случайно оказаться в городе Тверь, перепутать дни недели), тщету «Вавилона»12 (что-то вроде: «Да... а ведь люди это смотрят / покупают / читают..») и фоном слушают регги. У растаманов не принято вдаваться в обсуждение текстов песен - во-первых, тексты не отличаются разнообразием, во-вторых, в растаманский расслабленный дискурс не входят такого рода оживленные дискуссии. Подразумевается, что все всё понимают - можно только обсудить «слышал / не слышал», «очень / не очень». Эмо и готы, наоборот, постоянно (особенно в Интернете, на форумах и блогах) подолгу обсуждают каждую песню и, что важно, свои эмоции и впечатления от нее, с удовольствием «обнажают» свои переживания, создавая среду, в которой они «субкультурно формируются». Пинк-рокерши тоже активно обсуждают песни, но их больше интересует то, что «осталось за кадром» - кому посвящена песня? Какие отношения у певиц? В таких кругах ходят сотни историй о том, как кто-то где-то с кем-то видел артисток, и, разрастаясь и переплетаясь с откровенными текстами песен, они заставляют девушек испытывать желание на себе проверить всю силу переживаний, передаваемых в текстах. Рэперы и панки, как и растаманы, не вдаются в подробные обсуждения текстов песен, однако любят нарезать для себя цитаты из них и писать их на любой ровной поверхности, обсуждать артистов (их общественную, а не личную жизнь), а с самыми близкими иногда и делиться своими эмоциями от музыки - но не в такой развернутой форме, как эмо или готы.

Очень важно постоянное посещение концертов представителей данного музыкального направления, притом без особого разбора: «Да я сначала вообще везде ходила, где «эмо» было написано. Один раз, помню, заболела, а в «Точке» [известный московский клуб] целый фестиваль

11 Сквот (жарг.) - общежитие в покинутом или нежилом месте, куда самовольно заселяются группы людей, общаются, приходят и уходят. В сквот может придти и остаться любой человек, если он принимает принятые в нем правила.

12 Под «Вавилоном» растаманы понимают современную цивилизацию, бессмысленную суету и общество потребления.

был, много групп каких-то... Я тогда особо и не знала никого, мы с подружкой ходили... Так вот, для меня это такая трагедия была, что я не пошла! Я плакала целый вечер... Сейчас не так, конечно! Я сейчас подумаю еще несколько раз, прежде чем деньги потратить на билет. Не на все хожу, конечно... Есть то, на что не могу не пойти, но много и мусора, а не эмо...»13.

Постепенно человек начинает попадать в тусовки представителей субкультуры. Как правило, это определенные места в городе (например, Чистые пруды у готов или Пушкинская площадь у любительниц пинк-рока), клубы, кафе и т.д. Естественно, попасть туда очень важно для человека, входящего в субкультуру, просто так не придешь, обычно в такие места приводят. Поэтому попадание в свою тусовку- очень значимый момент, и многие запоминают его навсегда: «Я помню, как меня первый раз чувак какой-то, мы с ним на концерте познакомились, привел на тусовку. Я так радовался тогда, шел и не верил, что попаду... Тогда на квартире14 многие собирались... Я до сих пор помню, как я вошел... А там от дыма не видно ничего, столько народу... Я тогда себя таким маленьким почувствовал, и так захотелось влиться туда, своим стать... Все дули15, а я не знал даже, как подойти... Это потом уже как к себе домой туда приходил, а тогда.».

Еще одним немаловажным фактором является возможность изменять свою внешность в соответствии с требованиями субкультуры. В разных субкультурах разная степень необходимой экстремальности, но что-то изменять нужно везде. И если такой возможности нет, например, из-за работы или семьи, и это оказывается важнее, то появляется серьезное препятствие на пути подростка в субкультуру. «Мы рэп слушать вместе с другом начинали, в школе еще. После уроков бежали в гаражи, там уже всегда кто-то был - слушали музыку, играли в сокс, разрисовывали заборы... Сами пытались читать чего-то там... Некоторые потом пробились - самые упорные... Так вот, а у Женька семья какая-то была... Они все гордились своим прадедушкой - не помню, кто уж он там был... Короче, ему не разрешали в трубах16 ходить. Причем серьезно так, вплоть до того, что из дома не выпускали... Мои смирились, даже покупали мне - лишь бы я уж совсем бомжом не ходил. А его - нет. Мы после уроков заходили ко мне, он переодевал мои

13 Вуди (Оля), 17 лет.

14 В целях конспирации респондент попросил не обозначать местонахождения квартиры, в которой долгое время собирались и подолгу жили растаманы. Она, конечно, была не единственной, но одной из самых известных.

15 Дуть (жаргон) - курить легкие наркотики: траву или гашиш.

16 Трубы - очень широкие штаны, одежда рэперов.

старые трубы и шли... Это сейчас уже мне кажется - какая разница, не в этом дело, а тогда без труб - как без... не знаю... как будто ты не рэпер. Женек всегда на измене был - мол, родители увидят... И один раз, правда, шли с пацанами бомбить17 остановку, и прямо на его мамашу наткнулись... Она молча отвернулась и ушла, с Женьком такое было... А пацаны стали стебать его, чего мол мамочку испугался. Он еще час протусовался и ушел. И больше не ходил туда, стал горными лыжами заниматься. Так мы и разошлись.»16.

И последнее, но очень важное, - это наличие свободного времени. Того времени, которое будет потрачено на концерты, тусовки, общение и получение субкультурной информации, прослушивание музыки и т.д. Поэтому подростки, которые вынуждены работать до изнеможения или учебный график которых плотно заполнен, редко становятся членами каких-либо музыкальных субкультур.

ПОДРОСТОК В СУБКУЛЬТУРЕ

Формирование активного субкультурного фрейма - это фаза максимальной включенности в субкультуру, которая наступает после вышеописанного процесса попадания в нее. Максимальная продолжительность этого периода - 2-3 года. Он включает в себя две «переменные» - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя переменная - это результат описанного выше процесса: осознание индивидом себя как члена субкультуры, что предполагает стремление к стиранию собственной неповторимости и попытку максимально воспроизвести собой образ члена определенной субкультуры. Это проявляется во внешности (по которой человека могут узнать другие члены субкультуры), в суждениях, взглядах, поведении. В это время молодой человек ощущает себя в субкультурной среде как рыба в воде, он вполне осознает свою субкультурную принадлежность, его основной круг общения - субкультурный, он целиком включен во все процессы, в ней протекающие. Он перестает воспринимать остальных членов субкультуры как идеальных людей, он уже включен в это общество и постепенно выстраивает в нем свою структуру взглядов и иерархию: «Ну да, я гот... и чего? Мне кажется, не каждому дано такое.Это же надо прочувствовать... Но готы тоже разные бывают. Эти все малолетки раскрашенные тоже готами себя называют. Настоящий гот -он целиком гот. Не знаю. Есть, конечно, и те, которые жестят - на кладбища ходят... Я не из таких, пока как-то не хочется, не по себе мне

17 Бомбить - разрисовывать граффити (баллончиками с краской).

18 Костя, 20 лет.

от кладбищ... Да и кому нужно это - непонятно... Но с ними дружим, конечно, все же готы... На фестивалях всяких тоже - лица одни и те же все равно.»19. Субкультура становится основной реальностью человека, и он перестает относиться к ней с фанатизмом, характерным для переходного периода.

Внешняя переменная субкультурной идентификации - это признание человека субкультурной общностью. В это входит все - от узнавания на улице до большого количества знакомых, когда: «Заходишь на тусовку -все свои, всех по-любому знаешь. Не имена, конечно, но лица почти все точно. Как домой... И радостно сразу, что здесь тебя реально понимают и реально помогут всегда, и любой, просто потому что он - один из наших.... И я сам любому нашему помогу.»20.

Ключевой момент в признании человека другими членами субкультуры - появление так называемых «субкультурных друзей». Это люди, для которых данный индивид является своим, прежде всего, членом субкультуры. С ними он познакомился на концерте или любом другом субкультурном мероприятии, и знакомство, соответственно, было обусловлено принадлежностью к субкультуре. С ними человек общаются по поводу субкультурных мероприятий, закулисной жизни артистов, музыки, обсуждает песни и их смысл. На их встречах в качестве музыкального сопровождения всегда присутствует субкультурная музыка. Важность появления таких друзей заключается не только в том, что символизирует своеобразное признание, но и в том, что субкультура из досуга проникает в частную жизнь человека и становится ею: «Я помню, мне так странно было, когда мы сХис и с Саней в Питер первый раз поехали втроем. Я туда не первый раз ехала, но тут. Сложно объяснить, но было какое-то ощущение. странно, что ли. Одно дело - в клубах вечером, в Интернете. А тут. ну как-то: зубные щетки там, еда. Не знаю. Просыпаться сутра.ногиу кого-то промокли. Такие проблемы уже. обычные. И они - странно, раньше они из другого мира мне казались, а тут. как будто в моем [мире] стали. Но это только первый раз так было, сейчас уже странно не с нашими ездить, я тут с группой из универа поехала - жесть. разговорчики. еле вынесла»21.

Важен и еще один момент: имя человека уходит на второй план, оно остается «для общества» - на смену ему приходит «ник» (прозвище), под которым его знают в своей среде остальные члены субкультуры. Конечно, некоторых зовут и по имени, но между собой все равно при-

19 Филипп, 18 лет.

20 Рома, 19 лет, рэпер.

21 Ира, 18 лет.

совокупляют к имени хотя бы Интернет-ник (имя, которым человек называет себя на форумах, в чатах и блогах), например «Аня-пшИка», или «Костя^етоп» и т.д.22

В этот период молодежь особенно остро чувствует и защищает то, о чем их музыка и на чем, собственно, держится субкультура. Человек может уйти из дома и поругаться с лучшими друзьями из-за этой идеи: «Я всех своих друзей-гомофобов разогнала. Это не друзья, если я не могу быть откровенна с ними и слушать свою музыку, не могу придти со своими подругами, - это их проблемы»23; «Я вообще долго дома не жил... Меня вскрывали [раздражали - жарг.] родители, которые смотрят вечерние новости, открыв рты, сестра со своими тряпками и плакатами из «Дома-2».. .»24; «Мне даже с девушкой пришлось расстаться - хотя я ее любил.... Тяжело было... Но она даже не пыталась понять меня. Орала, что скоро я буду жить на кладбищах со своими сатанистами. Я говорил ей, что никакие они не сатанисты, объяснял, что не надо бояться кладбищ, давал слушать музыку... Но она все равно от меня ушла. Ей нравилось ярко одеваться и раздражало, что с ней ходил парень в черном... Сейчас я понимаю, что это было правильно - нам не по пути.»25.

В это время молодые люди позиционируют себя в обществе в первую очередь именно как членов субкультуры. Исключительно важным становятся свои и чужие музыкальные пристрастия, это основное, что человек может сказать о себе, ведь субкультурная принадлежность - то, что отличает его от других. Конечно, он слушает исключительно музыку своего направления и старается приучить к ней окружающих (несубкультурных друзей, семью и т.д.). Концерты и места сбора воспринимаются как «свое пространство», здесь человек чувствует себя наиболее комфортно. Однако сами идеи, которыми живут члены музыкальных субкультур, в каждой субкультуре разные.

«СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ» СУБКУЛЬТУР

Панк-рок. В основе панк-рока лежит непринятие существующего общественного порядка, государственной политики. Он формирует девиантно-показное поведение: тусовки на центральных улицах, при-

22 На Пушкинской площади, где собираются любительницы пинк-рока, был проведен эксперимент. У всех по очереди спрашивали, знают ли они Машу Семенову. Никто не знал. Единицы спрашивали: «Какую?.. Ну а как ее зовут?.. Ну, в смысле какую?». Следующий вопрос был, знают ли они Мурку (прозвище Маши Семеновой). Мурку, конечно, знали все.

23 Оля, 17 лет.

24 Санчес, 21 год, панк.

25 Doorman, 20 лет.

ставание к прохожим с просьбой помочь деньгами, ночлег в помойках, непривычный внешний вид и т.д. У панков весьма активная общественная позиция - они хотят «переделать общество» (а не уйти от него), обличают социальную несправедливость. Они практикуют курение, активное употребление алкогольных напитков (реже - легких наркотиков). Популярная идея - «они» наверху красиво и богато живут и не имеют ни малейшего представления о жизни народа. Панки не любят «попсу» (поп-музыку и поп-культуру в принципе) как олицетворение глупости, пошлости, некачественности и нечестно нажитого богатства.

В обществе панков не устраивает «власть», «политический режим, методы работы милиции», «жажда денег и агрессивность, которая поощряется сверху», «хамство, насилие, взяточничество, цинизм, ментовский беспредел» - иначе говоря, то, о чем поется в панк-роке и то, что изначально было заложено в панковском движении, со временем не изменилось. Другой важный аспект - нехарактерное для панков, недавно появившееся стремление понимать и правильно интерпретировать происходящее в обществе («чтобы люди быстрее и адекватнее реагировали на события, происходящие вокруг них», «создается впечатление, что каждый плевать хотел на все, что в мире происходит», «людям - больше активности, заинтересованности в жизни», «чтобы все различали тупую ложь из телевизора»). Они также выступают против социального неравенства и любой дискриминации. Важно, что это не имеет прямого отношения к ним самим - их не притесняют, не бьют, не дискриминируют, поэтому позиция особенно интересна своей личной незаинтересованностью. Панки воспринимают мир в целом, а не применительно к своей группе.

Эмо. Эмо стремятся не стыдиться своих эмоций и чувств, не бояться быть настоящими. Привычен для эмо пирсинг в ушах и на губах, иногда подведенные глаза даже у мальчиков, потому что глаза - зеркало души. Большинство эмо принципиально не употребляют алкоголь и наркотики, смысл жизни для них - это прежде всего самовыражение, своеобразное откровение перед миром и выплеск эмоций, ярких, сочных и запоминающихся. Общество, в понимании эмо, жестокий, страшный мир, и единственное настоящее, что осталось - чувства и эмоции, которые они пытаются туда нести. Их общественную позицию нельзя назвать пассивной, она скорее «оградительная» - эмо отгораживаются от общества, а их позиция по поводу отсутствия настоящих эмоций в мире весьма расплывчата и ее трудно назвать социальной. Основная проблема для них - непонимание и отрицание их культуры окружающими: «мне хотелось бы жить в более лояльном обществе», «чтобы общество было более понимающим и дружественным», «чтобы старшее поколение как-

то более терпимо относилось к нам», «изменить отношение людей к тем, кого они не понимают». Эта субкультура молодая, и поэтому вполне естественно, что у нее еще нет своего «места под солнцем» среди отечественных субкультур, тем более что в последнее время мальчиков-эмо часто бьют за их чересчур женственный вид, обзывая гомосексуалистами. И в этом заключается определенный диссонанс, который существует в позиции эмо относительно общества. С одной стороны, они хотят нести миру «чистые эмоции» и непосредственность, а с другой их обзывают гомосексуалистами и позерами, и они вынуждены закрываться.

Растаманы. Основная цель растаманов - уйти от «Вавилона», что обозначает суету, ложные рекламные и киношные образы, материальные ценности и современное общество в принципе. Растаманы пропагандируют филантропию, мир и братскую любовь, спокойствие и вдумчивость. Они узнают «своих» издалека по одежде (в ней или аксессуарах обязательно присутствуют зеленый, желтый и красный - цвета флага Эфиопии) и/или дредам (африканская прическа, волосы «сваливают»). Растаманы верят в Бога (чаще они называют его Джа - ветхозаветное произношение), однако это течение не является религией, Бог у них то православный, то Будда, то еще кто-то - в данной субкультуре это не важно. Основное средство реализации и неотъемлемый атрибут данной культуры - курение травы или гашиша, воспринимаемое как инструмент личностного совершенствования.

Претензии растаманов к обществу часто носят неконкретный и даже несколько утопический характер: «изменить власть и отношение власти к своему народу», «политику убрать из жизни», «настоящую демократию устроить, свободную», «убрать всех политиков», «изменить законодательство», «все правительство обман, государства нужны только для новых войн». Под изменением законодательства и демократией, конечно, имеется ввиду легализация употребления марихуаны. Многие считают, что нужно «отменить всяческое чувство долга и злости, чтобы люди перестали друг друга бояться», «научить людей доверять друг другу и делать только добро», «способствовать высвобождению творческих и духовным сил масс», «добавить непрерывности осознания, что все мы -одно». Многие говорят о необходимости «вернуть людям веру в Бога», «больше веры», «чтобы каждый открыл для себя Бога». Какого Бога они не уточняли, однако большинство растаманов либо имеют в виду Бога православного, либо просто как некую абстрактную сущность - необходимый атрибут растаманской культуры.

Готы. Мировоззрение готов можно определить как особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость),

восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида обычных людей) антагонизм с обществом, но не демонстрационный, изолированность от него). От общества готы хотели бы, «чтобы можно было заниматься любимым делом, не оглядываться каждую секунду, опасаясь, что тебя не поймут. Либо самой перестать думать об этом. Мне хотелось бы сделать его чуть больше похожим на сумасшедший дом, в том плане, что для каждого возможна чуточку своя реальность, каждый имеет на нее законное право, а не идет ради нее на вполне значимые жертвы. Меньше регламентации жизненных сценариев. Чтобы иногда можно было уходить не прощаясь, иногда просить прощения внезапно, просто так», «хотелось бы, чтобы у людей было меньше предрассудков и стереотипов, всяческих фобий по отношению к другим людям: люди часто не принимают то, что, по их мнению, неправильно, то, чего они не понимают».

Такая позиция является следствием несколько вызывающей субкультуры готов - окружающие обычно отрицательно относится к черным эксцентричным нарядам, выкрашенным белой краской лицам, огромным ботикам с шипами и сумкам в виде гробов. Многие считают их сатани-стами из-за присутствия крестов в их символике. От них шарахаются на улице и не воспринимают как нормальных людей. Некоторые готы видят проблему своей изоляции и в общественном устройстве: «обязанность служить ничему. Лицемерные ценности, бессмысленные цели в жизни», «тотальный обман, недобросовестное выполнение работы», «хотелось бы попытаться заставить вращаться умы не только вокруг системы тряпок-жратвы-квартиры-машины. Но мне кажется, что это невозможно», «хорошо было бы частично демистифицировать социальную реальность, избавиться от отживших или мешающих жить конструктов, стереотипов», «установить более стабильные и понятные каждому нормы морали и этики», «хотелось бы абсолютно перестроить общество, его принцип и нормы», «хотелось бы, чтобы всё строилось не на деньгах и вранье, а на доверии и добре». Однако (и это главное), обозначив эти проблемы, они часто тут же добавляют, что: «...мне, честно говоря, все равно», «у меня есть те, ради кого я живу, остальное мне по боку», «стоит создать общество себе подобных и замкнуться в нем» и даже «хотелось бы вообще обойтись без общества, пусть ради этого придется умереть всем его членам». У некоторых совсем экстремистские варианты: «убрать из мира целый ряд предметов и людей, которые делают этот мир значительно хуже» и «оградить общество от наркоманов, инвалидов, пенсионеров и прочихубогих». Общество готы воспринимают как некий ограничивающий их конструкт, и не более того. Они не вос-

принимают себя активными, способными улучшить общество, потому что они просто не включают себя в общество - есть общество, как нечто чужое, и есть они.

Пинк-рок. Пинк-рокерши пробуют на себя воспеваемую их песнями лесбийскую субкультуру26, и их основными «общественными претензиями» становится гомофобия и нелегализованность гомосексуальных отношений: «нетерпимость людей к тому, чего они не понимают», «поменьше фобий и ярлыков», «легализовать гомосексуальные браки», «чтобы государство не было гомофобным». Так говорят почти все девушки. Интересно, что исходя из устных интервью с теми, кто отметил «гомофобию» как проблему, сами они не сталкивались с ней и, чаще всего, своим поведением наоборот стараются провоцировать людей на гомофобию, с целью доказать собственную уникальность. Другие социально-политические, как и морально-этические требования и недовольства у них отсутствуют. Музыка для них - основа субкультуры и образ жизни.

Рэп - это музыкальное направление с наиболее развитой субкультурой - хип-хоп культурой, которая пропагандирует «жизнь улиц». Субкультура имеет достаточно четкую социальную позицию - рэперы против власти, и все негативные социальные явления в обществе рассматриваются как результат отвратительной деятельности государственного аппарата, которую емко обозначают глаголом «продались» («Вы знаете их, сидят в парламенте, народ спивается, их лица все кривляются.»; «Для вас война - лаве [деньги], а не чужое горе, муки тысяч в трех минутах репортажа - это лажа, противно видеть, как у вас этот процесс отлажен, даже на заборе правды больше, чем в ящике навалено.»). Однако рэперы не хотят переделывать общество, они создают в рамках него свое - с собственным творчеством (граффити), танцами (брэйк-данс) и идеей свободы, отсутствие которой так тяготит их в обществе: «очень мало свободы, личность пытаются засунуть в рамки», «хотелось бы больше свободы», «больше возможностей для самовыражения», «общество по своей сути несвободное, хочется поменьше рамок», «живи и дай жить другим, чтобы все это поняли и не парили мозг», «чтобы не учили жить, свободы побольше». Свобода, по мнению рэперов, - это не демократия или что-то похожее. Свобода - это внутреннее состояние души, которое позволяет переносить любые жизненные невзгоды: «Моя свобода в моей крови, моя свобода в моей боли, моя свобода в моей любви, моя свобода в моей воле».

26 Не стоит смешивать данную субкультуру с гей и лесби движением в России, ибо, несмотря на то что у них очень много общего, последние не признают таких первых, называя их «поклонницами». Тем не менее, трудно провести между ними четкую границу, т.к. в итоге все они общаются, бывают в одних и тех же местах, и очень часто «поклонницы» остаются в этой «тусовке», даже перестав слушать и любить пинк-рок.

ПОЧЕМУ ПРИВЕРЖЕНЦЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР НЕДОВОЛЬНЫ ОБЩЕСТВОМ?

Каждое музыкальное субкультурное направление, будучи «неформатным», недовольно обществом и его порядками. При анализе претензий музыкальной субкультурной молодежи к обществу выделилось две мишени: власть (как институт) и люди (межличностные отношения и характеристики отношений в обществе в целом). В одном случае во всех проблемах виновата власть (государство, правительство, политики), а в другом - сами люди (они злые, безграмотные, нетолерантные и т.д.). Что касается восприятия обществом музыкальных субкультур, то, поскольку абсолютное большинство граждан не вдаются в подробности классификации современной музыки и не осведомлены об идеологии музыкальных направлений, их отношение к субкультуре выражается, главным образом, в реакциях на внешний вид молодых людей.

Мы попытались предпринять социологический анализ этого отношения измерить такое отношение и привести к числовому выражению27. Общественное мнение по отношению к основным субкультурным музыкальным направлениям измерялось посредством фиксирования реакции (или ее отсутствия) и измерением интенсивности этой реакции у обычных (сторонних для субкультуры) людей на субкультурную молодежь каждого направления. На основе полученных данных был сконструирован «индекс неприятия» образа субкультуры обществом, который рассчитывался по специальной формуле. Область значения индекса в границах от 0 до 1, где 0 обозначает полное приятие субкультуры обществом (отсутствие какой бы то ни было особой реакции на нее), а 1 - наоборот, полное неприятие и реакцию на ее членов как на нечто крайне необычное.

Субкультуры распределились согласно этому индексу следующим образом (см. рис. 1.).

Из представленной на рисунке диаграммы видно, что больше всего общество не принимает готов и любительниц женского рока, а больше всего «слилась» с обществом субкультура рокопопса, что вполне ожидаемо (постепенно сливаясь с массовой культурой, она фактически теряет все признаки субкультуры).

Однако самое важное - насколько принятие или неприятие данной субкультуры обществом отражается на позиции этой субкультуры по от-

27 Анализ проводился на базе количественного исследования , проведенного автором в 20052008 гг. среди субкультурной молодежи (анкетирование и структурированные интервью, выборка: 500 человек) и уличного исследования методом наблюдения реакций в Москве (наблюдалось 200 ситуаций) в 2008 г.

0,900 0,800 0,700 0,600 0,500 0,400 0,300 0,200 0,100

готы пинкрок эмо регги панк-рок рэп хард-рок рокопопс

Рис. 1. Степень принятие молодежных музыкальных субкультур обществом

ношению к нему, на том, почему общество их не устраивает. Выяснилось, что претензии субкультуры к обществу оказались зависящими не от стиля музыки или истории направления, а от того, насколько само общество принимает музыкальную субкультуру. На рис. 2. приведена схема, иллюстрирующая эту зависимость. Все музыкальные субкультуры помещены в двумерное пространство. Первая ось власть - люди - это восприятие общества со стороны представителей субкультуры (то есть все беды или от власти, или от людей), и вторая ось принятие-непринятие -это общественное мнение по отношению к данной субкультуре.

Проблема во власти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

панк-рок О О рэп О регги

О хард-рок Орокопопс ® эмо Опинк-рок • готы

Проблема 8 людях

Рис. 2. Принятие обществом образа субкультуры и претензии представителей субкультуры к обществу

Можно увидеть, что эта зависимость имеет форму параболы. Когда субкультура полностью принимается обществом, так же как в случае, когда она им отвергается, проблему видят в людях - они нетерпимые, равнодушные, бескультурные, неграмотные - все, что угодно. Тогда же, когда отношение к субкультуре среднее (т.е. ее воспринимают как субкультуру, как нечто выделяющееся, но скорее привычное и в допустимых рамках), проблему видят во власти - она продалась, она не выполняет своих функций и так далее.

Рассматриваемая парабола, по сути, представляет собой процесс развития субкультуры: молодое направление со своими аполитичными идеями сталкивается с трудностями и необходимостью завоевывать себе «место под солнцем», и в этой борьбе постепенно начинает вставать в оппозицию обществу. К моменту «утверждения» и достаточно сильного распространения субкультура находится на самом пике изобличения социальных несправедливостей. Однако со временем, если общество начинает одобрять субкультуру, главным становится телевизионное признание артистов и их участие во всех важных событиях страны (выборы, спортивные мероприятия, фестивали и т.д.). Музыкальное направление постепенно смягчается и скоро вовсе перестает пропагандировать антиобщественные идеи. То есть завершается становление нового легитимного социального субъекта.

Так, на рис. 2 видно, что к эмо относятся скептически - ровесники бьют, отрезают челки, а взрослые пока не привыкли к ним и тоже косо смотрят - странно все же, когда мальчики глаза красят. Любительниц пинк-рока тоже никто не любит - мало кому понравится соседство целующихся полупьяных девочек вечером в метро. От готов вообще шарахаются как от сатанистов - еще бы: все в черном, кресты, гробы, немыслимая обувь. И представители этих трех субкультур называют основной общественной проблемой отношение окружающих - непонимание, агрессивность, ограниченность и так далее. Вероятно, «ближайшее общество» заслонило от них общество в более широком смысле, и они сосредоточены на своих взаимоотношениях с окружающими их людьми.

Растаманов не любят за наркотики, однако за руку их никто не ловит (они же не курят траву в общественных местах), и, поскольку внешне они не вызывают отторжения, это лишь добавляет их образу некую пикантность. В результате относятся к ним неплохо, принимают как факт. К панкам тоже привыкли - все знают, что они безобидны, а их часто яркие прически и пирсинг относят к «молодежному несколько эксцентричному стилю», во многих магазинах молодежной одежды панков с удовольствием берут работать продавцами - чтобы привлекали

молодых покупателей. Их принимают, даже если и не понимают. Рэперы внешне ничем не отличаются от обычной молодежи, разве что широкими штанами, но в сегодняшнем разнообразии стилей одежды и субкультур они едва ли выделяются. Однако нельзя сказать, что их определенно одобряют - на них просто не обращают особого внимания. Интересно, что все эти субкультуры имеют четкую общественно-политическую позицию (особенно панки и рэперы) и обвиняют власть и государство во всех социальных проблемах, обличают их. Об окружающих людях они говорят мало и не связывают эти проблемы с их качествами.

Хард-рок - субкультура привычная. Металлистов не боится никто, а некоторые отечественные группы этого направления (Ария, Эпидемия) даже представлены на телевидении. Они заняли свою нишу, и общество относится к ним вполне благосклонно. Рокопопс - остается роком только по звучанию, если иметь в виду социальные смыслы, Рокопопса полно на телевидении, слушать его в обществе считается хорошим вкусом (все же это не «слащавая попса», которая соседствует на экране). Он полностью социально одобряем, музыканты выступают даже на политических мероприятиях. И в отношении этих двух направлений, как видно на рис. 2, акценты смещаются «в обратную сторону» - проблемы они видят в людях, а не во власти. Сами рок-музыканты, в основном, комфортно чувствуют себя в современных политических условиях, и это отражается на их текстах - они враждуют с серостью и злостью (надо же року с чем-нибудь враждовать), а, следовательно, и с теми, кто эти тексты слушает.

Напрашивается вывод: изначально музыкальные направления не против государства и общества, но их изолированность, необходимость выживать самостоятельно приводит или не приводит к конфронтации с обществом.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СУБКУЛЬТУРА - НОРМА ИЛИ ДЕВИАЦИЯ?

Причастность к субкультуре сильно изменяет подростка - как внешне, так и внутренне. Во-первых, меняется внешность: чем более новое и «андеграундное» музыкальное направление, тем более экстремальным становится внешний вид подростка. Это не может не влиять на социальную успешность и восприятие юного человека обществом: как правило, одетые во все черное, с белыми лицами и сумками-гробами готы, или зеленоволосые, в рваных джинсах и с кучей значков панки, вызывают негативную реакцию у взрослых, и из-за этого приобретают трудности в учебе, с подработкой и даже неприятности в семье. Это, с

одной стороны, не может не влиять на социализацию, а, с другой, «подзадоривает» бунтарский дух подростка и склонность противопоставлять себя большинству.

Во-вторых, меняются взгляды. В каждой музыкальной субкультуре есть своя «общественная позиция». Все они в целом против существующего устройства, но каждая по-своему: одних не устраивает политический строй, других - гомофобия; одни обвиняют во всех бедах власть, другие - все население; одни выражают свою позицию активно, другие не делают на ней акцента. Но так или иначе подросток, входя в музыкальную субкультуру, целиком ее принимает и смотрит на привычные вещи другим взглядом: ругается с родителями, потому что «они это смотрят», ссорятся с друзьями, потому что «они ЭТОГО не понимают» и т.д.

В-третьих, ухудшается здоровье и появляются вредные привычки: мероприятия любой музыкальной субкультуры не обходятся без алкоголя и сигарет - ведь об этом так много поется в любимых песнях. Иногда в субкультурах молодежь приобщается и к легким наркотикам, особенно это относится к растаманам - у них курение марихуаны непременная тема каждой второй песни, центр идеологии и неотъемлемая практика.

В-четвертых, причастность к музыкальной субкультуре часто провоцирует беспорядочные половые контакты (опять же, панки и рэперы часто поют об этом - так почему бы не попробовать, если и я панк?), а любительницы женского рока, наполненные песенными откровениями артисток, очень часто примеряют на себя и гомосексуальную ориентацию.

Как уже было сказано, период активной субкультурной идентификации длится не больше 2-3-х лет. После этого абсолютное большинство, получив необходимую идентичность, постепенно начинает отходить от субкультуры. Сначала начинает слушать не только субкультурную музыку, а потом и вовсе перестает ее слушать. Начинает «вписываться в общество», постепенно перестает посещать все подряд концерты и мероприятия, потому что там «ничего нового»; расходится почти со всеми субкультурными друзьями, так как их связывала лишь субкультура, и отходят от субкультурного фрейма. «Да мне курсе на пятом уже не до этого стало. Там уже диплом, работа. А я трубах хожу, как подросток. Переросла я это, что ли. Другие интересы появились - захотелось деньги зарабатывать, хорошо выглядеть. Сначала рэп мне помогал, а потом я и без него отлично научилась жить. Сейчас иногда смотрю на школьниц в трубах - идут такие, думают, что в мире больше ничего не существует. И я такая была. Смешно, но с удовольствием вспоминаю.»28. «Мы с Машкой как-то вместе перестали с готами. Познакомились на

28 Светлана, 23 года.

йатк-вечеринке, сначала только этим и жили вдвоем... Так радовались, что понимаем в этом друг друга - до этого у нас не складывалось как-то с пассиями... А тут прямо - единение. Но постепенно мы так залипли, что стали понимать, что нам и не грустно совсем... Что приходится как-то нарочно подстраивать себя под настроение песен... И одежда эта - сначала нравилось, что люди от тебя чуть не в обморок падают, а тут работа нужна - жить отдельно сильнее хотелось, чем людей шокировать... Так постепенно и отвалились... К нам уже мало кто из готов приходил - мы не вписывались в мировоззрение, что ли... так это называется (смеется)? А когда Машка забеременела, то мы вообще перестали все это слушать. Пережили как-то уже. А ребенку-то куда такой депресняк... Но я благодарен тому периоду - мы бы никогда не познакомились иначе.»29. Сложнее у растаманов и пинк-рокерш - у них отход от субкультуры связан с серьезным изменением жизненных практик. Растаманы сильно сокращают употребление легких наркотиков, отходят от оппозиции «вавилонской суете» и начинают втягиваться в нее - ищут работу, ходят в рестораны, постепенно отказываются от дредов и каннабисовой символики - это уже «прожито» и оказывается «детским садом». Пинк-рокерши также постепенно расширяют сферу музыкальных интересов и находят меньше нового в тусовках, перестают фанатично носить кольца и серьги в «авторизованных» местах. Для большинства переломным моментом все же является появление мальчика, с которым они начинают встречаться: «Я уже давно начала уставать от этого. Все чаще появлялись мысли, что это не так и круто. Девчонки на Пушке30 обсуждают все ту же Арбенину с Сургановой31... Сколько можно. Смотрела на друзей - приходили мысли, что и с мальчиками может быть неплохо. Но все равно тянуло к своим.На концерты ходила больше по привычке - типа ну надо сходить. Больше стало «обычных» друзей появляться, я все-таки изменилась за это время [проведенное в субкультуре пинк-рока], пообщительнее стала. И они так мной интересовались, такие разные были - мне уже и неинтересно казалось с одними девушками тусоваться. А потом появился Сеня. сразу все изменилось (смеется)»32.

Конечно, части субкультурной молодежи так и не удается «нормально» социализироваться. В каждой из субкультур есть свои опасности - некоторые растаманы начинают употреблять тяжелые наркотики, пинк-рокерши становятся активистками гей-движения, готы увлекаются

29 Олег, 24 года.

30 Пушкинская площадь - место сбора лесбиянок и любительниц пинк-рока.

31 Диана Арбенина и Светлана Сурганова - «идолы» пинк-рока.

32 Алина, 20 лет.

сатанизмом и мистицизмом, панки становятся преступниками. Но, во-первых, эта часть несоизмеримо меньше той, для которой музыкальная субкультура всего лишь этап, а во-вторых, это в большей степени свойство психики, нежели субкультуры - ведь человек, склонный к девиации, всегда найдет способ ее проявить, и в нашем случае субкультура всего лишь один из каналов этого проявления.

Существуют и исключения: некоторые люди не отходят от субкультуры «ни в ту, ни в другую сторону» и пребывают в ней почти до старости, однако таких единицы, и они не воспринимаются адекватно ни в рамках субкультуры, ни в обществе. Если экстремально выглядящий и думающий подросток в основном принимается в обществе как относительная норма, то взрослый такого типа - как явная девиация33.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отвечая на вопрос о том, является ли музыкальная субкультура нормальным явлением развивающегося общества или его патологией, важно учитывать следующее: само появление такой субкультуры обусловлено современными социальными изменениями: развитием музыкальных и Интернет-технологий, которые дают возможность интересным идеям, выраженным в доступной музыкальной форме, находить своих сторонников. В самих этих идеях изначально, как мы выяснили, ничего антиобщественного и агрессивного нет - это, скорее, упрощенные полуфилософские спекулятивные посылы, однако само общество, склонное к «консервированию» себя, часто не готово к плодам своего развития и, отрицая внешний вид молодых «субкультурных» людей, с одной стороны и не давая молодым музыкантам, которые не вписываются в «формат», площадки для самореализации, с другой, ожесточает сторонников музыкальных субкультур, стимулирует негласное противостояние между ними и обществом. И уже это противостояние является основной при-

33 На одном из московских уличных регги-фестивалей (фестиваль <йиг6Ыг^еддее», 2006 г.) присутствовал дедушка лет 70, борода у него была заплетена в дред, одет он был в красно-желто-зеленое, сидел на земле, улыбался и ничем не отличался от окружающей его молодежи. Со всеми желающими дедушка общался с радостью, на вопрос, что он здесь делает и как себя ощущает, ответил так: «Мне нравится, среди молодежи...Да, везде езжу... Сам из Питера, сейчас вот в Москву попал... автостопом, конечно! И травку курю, как же! Хорошо тут, музыка.Детей нет, конечно, это не для меня! Ха-ха-ха, какая пенсия, это у тех, кто работает там чего-то все. А я - расслаблено. Джа ведь все посылает, что нужно - кто-то приютит, кто-то накормит..». У него фаза активного субкультурного фрейма растянулась на всю жизнь. Вот фразы, которыми окружающие растаманы его характеризовали: «Ну дед дает!», «Ничего себе, ему лет-то сколько?!», «Видел дедулю сумасшедшего?» и т.д.

чиной простеста, которой в той или иной степени присутствует почти в каждой из субкультур.

Важно и то, во что музыкальные субкультуры трансформируются -мы имеем в виду их «социализирующую» функцию. Плохо или хорошо, но музыкальные субкультуры делают свое дело - помогают молодежи вписаться в общество, что сделать в одиночку в современных условиях подростку часто просто невозможно.

Напрашивается следующий вывод: музыкальные субкультуры - это не только логичное, но и социально функциональное явление. Поэтому бороться с этим явлением бессмысленно и не нужно - это только порождает его новые формы и заставляет мутировать в другие, более агрессивные и сомнительные образования. Логичнее дать возможность таким субкультурам сосуществовать в российской культуре - тогда они будут развиваться в мирном русле и, не исключено, обогатят нашу национальную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.