УДК 316.723-053.81(470.44-25) ГОТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГОТОВ САРАТОВА
Шевченко Е.П.
Статья посвящена молодежной субкультуре готов, представители которой присутствуют не только в столичных городах нашей страны, но и в провинциальном Саратове. Целью научно-исследовательской работы является изучение музыкальных пристрастий, имиджа и времяпрепровождения готов Саратова. Новизна заключается в обращении к молодежной готической субкультуре через призму саратовских готов.
Автор обращается к пионерам изучения субкультурных проявлений -представителям Чикагской школы, к Т. Парсонсу, который непосредственно ввел в обиход само понятие «молодежная культура», к работам исследователей Бирмингемского университета. Также затрагиваются работы отечественных социологов, где к неформальным молодежным объединениям обращаются В.С. Магун, А.Б. Гофман, В.Я. Ядов, В.В. Семенова. Автор опирается на мнение С.И. Левиковой, Е.Л. Омельченко.
В статье приводятся фрагменты глубинного интервью с молодой семейной парой готов.
В выводах отмечается, что субкультурная общность готов не основывается только на музыкальных предпочтениях. Она культивирует индивидуальность и поэтому достаточно разнородна. Современная периферийная готическая молодежь ограничена материальным уровнем жизни, она позиционирует себя в соответствии с собственными культурными горизонтами.
Ключевые слова: молодежь, готическая субкультура, имидж,
музыкальные предпочтения.
GOTHIC SUBCULTURE THROUGH THE PRISM OF SARATOV GOTHS
Shevchenko E.P.
The paper focuses on the youth subculture of Goths, whose representatives may be met not only in the capitals but also in the provincial towns like Saratov. The purpose of researching work is learning about musical predilections, image and pastime of Goths of Saratov. Novelty consists in circulation to youth Gothic subculture through the prism of Saratov Goths.
The author is considering the works of the pioneers in investigating sub-cultural phenomena representing Chicago school, T. Parsons who introduced the concept of “youth culture” and the researches of Birmingham University. Reviewed are also the works of Russian sociologists where V.S. Magun, A.B. Hoffmann, V.Ya.Yadov, V.V. Semenova are address to informal youth associations. The author relies on S.I. Levikova, E.L. Omelchenko's opinion.
In this article there is a fragments of a deep interview with a young married couple of Goths.
In conclusions noted that sub-cultural of Goth community is based not only on musical preferences. It cultivates identity and that’s why it is rather diverse. The contemporary provincial Gothic youth is limited to a material standard of living, it positions herself according to her own cultural horizons.
Keywords: youth, subculture of Goths, image, music preferences.
В ХХ веке стало характерным объединение разных молодежных групп в разноформатные сообщества. Феномены молодежной субкультуры всегда
привлекали внимание социологов, культурологов, психологов, причем причины интереса были разнообразными. Молодежная субкультура рассматривалась как источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых. Субкультуру возможно интерпретировать как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира.
Молодежные субкультуры - феномен городской культуры западного типа. Западное общество, по сути, «разрешает» выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей функции молодежной субкультуры. Причем, последняя может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой, музыкальными интересами.
В западной социологии пионерами изучения субкультурных проявлений активности молодежи принято считать представителей Чикагской школы - А. Коена, В. Уайта, Г. Беккера, которые в первой половине ХХ столетия исследовали особые типы городских молодежных сообществ. Важная роль в становлении социологии молодежи принадлежит Т. Парсонсу, который ввел само понятие «молодежная культура». Он полагал, что она развивается в противоречии к ценностям взрослого мира. В последней трети ХХ века появляются работы исследователей Бирмингемского университета, касающиеся различных субкультурных концепций. Особенно, на наш взгляд, интересна идея субкультурной стилизации, как способа групповых идентификаций М. Брейка. Работы У. Бека, Э. Гидденса, С. Редхеда, А. Беннета также хорошо известны социологам, работающим с проблематикой молодежных субкультур. Идеи Дж. Томлинсона, Х. Пинкингтона, С. Торнтона любопытны в плане разработки идей глобально-локальных интерпретаций современных молодежных практик.
В отечественной социологии к изучению проблем молодежи пришли в 60х годах прошлого века (И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.А. Родионов, В.И. Чупров). Изначально советские социологи критиковали понятие «субкультура» как «буржуазное», подменяющее классовую борьбу конфликтом поколений. С середины 1980-х годов культурологи начали применять понятие «субкультура» в отношении советского общества, а первые эмпирические исследования советских молодежных субкультур относятся к концу перестройки (Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов, Л.А. Радзиховский, А.П. Файн, Т.Б. Щепанская) [6]. Распространившиеся на волне перестройки молодежные группы называли неформальными и анализировали с помощью достаточно механического разнесения на «позитивных», «нейтральных» и «негативных». Термин «неформалы» был придуман не самой молодежью, а в официальных кабинетах КПСС, Комсомола, этот ярлык был воспринят и самими участниками культурной молодежной сцены. Особо значимыми в этом ключе стали исследования конца 80-90-х годов, когда неформальные молодежные объединения заставили говорить о своем существовании в полную силу (В.С. Магун, А.Б. Гофман, В.Я. Ядов, В.В. Семенова многие др.). В 2000-е наиболее существенный вклад в изучение молодежных субкультур, на наш взгляд, внесли С.И. Левикова, Е.Л. Омельченко [2].
В антропологии, криминологии, культурологии и социологии понятие «субкультура» было новым измерением социальной жизни молодежи. Сам термин подчеркивал андеграундный характер культурных формирований молодежи [1]. Яркие субкультурные идентичности со временем приобрели свои имена, публично и демонстративно проявляя свою эпатажную аутентичность.
Субкультурные общности, основывающиеся на музыкальных предпочтениях являются одними из самых интересных, хотя достаточно редко все замыкается только на музыке. Так, одна из первых молодежных субкультур современности - хиппи, позиционировала себя как пацифистское движение поклонников рока. Смысловой сердцевиной хиппового андеграунда в США
явился протест, прежде всего, против войны во Вьетнаме, а объединяющим началом - все виды рок-музыки (эйсид-рок, психоделический рок, прогрессивный рок - все это получило в США общее название андеграундный рок). Не менее интересны битники, растаманы, металлисты, рокеры, панки, готы, хип-хоперы, рэперы, трансы, эмо и др.
С конца 1970-х и на протяжении 80-х годов прошлого века в Британии на волне пост-панка появляется новое молодежное движение, в последствие получившее название готы (изначально поклонники нового стиля в музыке). Есть несколько версий касающихся того, кто впервые стал использовать термин gothic rock. Одна из самых распространенных - так охарактеризовал в 1978 году ведущий ВВС группу «Joy Division», стремившуюся к более рафинированному, пространственному звучанию, в репертуаре которой появились «песни-видения». А впоследствии это определение применил журналист издания «New Musical Express» при описании теперь уже хрестоматийного сингла группы «Bauhaus» «Bela Lugosi’s Dead».
Лучшими примерами групп, исполнявших gothic rock, могут служить «Bauhaus», «The Cure», «Siouxsie & the Banshees», «The Sisters of Mercy», «The Mission». Готическая музыка противостоит конформизму и консерватизму, имеет чёткую направленность против сексуальных ограничений и традиционных религий. В текстах песен часто говорится о мрачной, тёмной, призрачной стороне жизни, особое очарование приобретает тема смерти. Медленный темп музыки ещё более подчёркивает меланхолическое, печальное настроение большинства произведений.
В городах с развитой готической культурой возникают клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, условленные места сбора (часто в заброшенных зданиях, на кладбищах). Важную роль в становлении нового музыкального стиля сыграл английский клуб «Batcave», открывшийся в 1982 году, где выступали почти все родоначальники gothic rock. Наиболее активно готическая сцена развивается в таких странах как Англия, Г ермания и США. К
середине 90-х годов мировая готическая субкультура имела уже сильную и очень развитую инфраструктуру - готические журналы, радио, символика, клубы, магазины и т.д.
Со временем стали регулярно проводиться крупные готические фестивали, на которые съезжались готы из разных стран. До сих пор представители готической субкультуры собираются в Лейпциге на самом большом готическом фестивале Wave Gotik Treffen (WGT). Подобные мероприятия дают толчок расширению субкультуры, в рядах которой появляются новые люди.
Молодежь всегда привлекает то, что непонятно старшему поколению, то, что позволяет противопоставить себя обществу и выделится из толпы. Сюда можно отнести музыку. Ведь чем громче она будет звучать, чем эпатажнее будут одеты исполнители, тем больше будет чувствоваться отчужденность молодого человека от общественных устоев.
Готическая музыка многогранна. Естественно, что с течением времени формируются новые стили, вернее подстили. Готическую музыку можно разделить (очень условно) на три основных категории - gothic rock (первое направление, и вероятно, самое любимое готами), gothic-metal (представители metal культуры присоединяются к готическому движению, появляется вариант металлической музыки, приближающийся к готической эстетике) и darkwave (сейчас наиболее популярен среди исполнителей готической музыки, его можно назвать новой эрой готики).
Дискуссии на тему, что является истинной готикой, а что нет, часты как в среде фанатов, так и в среде самих музыкантов, чтобы примирить конфликтующие стороны появилось общее название «Темная сцена», где соседствуют, кроме названных, - gothic industrial, dark electro, dark folk, folk gothic, dark ritual, industrial noise, harsh industrial и др.
Одним из важнейших источников фактов о той или иной субкультуре являются сами принадлежащие к ней люди. Непосредственное общение с ними
и полученные в ходе него сведения об их образе жизни, взглядах на мир позволило попытаться в этой статье взглянуть на субкультуру готов изнутри. Основанием для статьи послужило глубинное интервью с молодой студенческой парой готов (обоим по 19 лет). Респонденты - молодая семейная пара - это теперь уже бывшие студенты Института искусств СГУ им. Н.Г. Чернышевского, обучавшиеся по специальности «Искусствоведение». Тем самым они не стали исключением из закономерности, к которой в последнее десятилетие приходят исследователи - данная субкультура побуждает интерес к классическому образованию, особенно искусству.
Если описывать внешний вид респондентов, то в нем преобладает черный цвет, кожа, обувь на высокой платформе, специфический макияж, множество украшений.
«Черное - это защита от внешнего мира. И нам он просто нравится. Иначе бы не носили» (м.).
«Также так и металлисты одеваются <...> у металлистов больше железа» (д.).
У девушки абсолютно черный цвет волос, у юноши - черные, но с какими-то яркими вкраплениями.
«Это я его красила» (д.).
«Наша одежда это не подражание кумирам. Если бы мы ходили так (как кумиры - Ш.Е.), то это был бы шок. Нас уже на крыльце этого заведения остановили бы. Мы готы, но одеты по-другому в силу финансового кризиса» (м.).
Имидж готов возник путём трансформации панковского имиджа. - на головах остались ирокезы, только они приобрели чёрный цвет и иногда уже не ставились торчком, а зачёсывались на одну сторону. В одежде тоже стал доминировать чёрный цвет, а также исключительно серебряные украшения (серебро ассоциируется с цветом луны). Готов также отличает оригинальный
стиль Make-up: выбеленое лицо с большим количеством чёрной подводки для глаз, как у женщин, так и у мужчин.
Сильный толчок развитию готической культуры дал английский фильм 1983 года «The Hunger» режиссера Тони Скотта, где играли Катрин Денев, Дэвид Боуи, Сьюзен Серендон, Клиф де Ян и др. Также нельзя не сказать о влиянии литературных произведений: ирландского романиста Брэма Стокера (готический роман «Дракула» 1897 г. и готическая вампирская новелла «Кармилла» 1872 г.) и американской писательницы Анны Райс (роман «Интервью с вампиром»). Хочется заметить, что современный готический имидж и эстетика сформировались под сильным влиянием «вампирской эстетики».
У респондентки - на глазах цветные необычные линзы - зрачки филина. Ручка, которую она держит в руках, представляет собой шприц с кровью. Все это отчасти завораживает. Люди с таким имиджем, тем более в провинциальном городе, несомненно, привлекают внимание окружающих. Часто это выражается криками, даже побоями.
«На нас... иногда на улице встречаются такие люди, которые могут даже на всю улицу кричать что-нибудь» (м.).
Поэтому существуют особые (тихие, неприметные) места для их встреч. Можно говорить о тафофилии - любви к кладбищам, надгробиям, которая проявляется в пристрастии к прогулкам по кладбищам. Причины любви готов к подобному времяпрепровождению разнообразны. Кроме того, что здесь очень мало людей, нет явного столкновения с обществом, вторым моментом является то, что большая часть готов обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Действительно, атмосфера кладбищ сама по себе готична, особенно если на нем присутствуют надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники.
«Раньше (нас - Ш.Е.) можно было увидеть на кладбище, вечером. Ну и сейчас тоже» (д.)
«Потому, что это единственное место, где нет людей, где никто не пристает. Там не шумно. Тихо» (м.).
«Мы туда ходим вчетвером... У нас только двое друзей» (д.).
«В Саратове мало таких людей... Город Саратов не для нас, здесь нам делать нечего по большому счету, ходить некуда, а это единственное место, куда можно прийти, посидеть, пообщаться между собой, диски послушать. Там не страшно совсем» (м.).
Размышлять на фоне древних развалин и покрытых пылью местах скорби, несомненно, романтично, но, к сожалению, не повезло нашему региону с руинами. Да и природа, моих респондентов привлекает только скандинавская (из-за их музыкальных пристрастий).
«Хотим, в Осло» (д.).
«Посмотреть. У них очень красивая природа. А лучше в Финляндию» (м.).
Там они надеются получить готическое уединение на фоне нордической сумрачной природы. Данные респонденты увлекаются Black Metal («Mayhem», «Darkthrone», «Burzum», «Immortal» - группы которые представляют традиционный норвежский Black Metal, характеризующийся искаженным, режущим слух звучанием, использованием бласт-бита, вокала-скриминга или вокала-гроулинга) и Simpho Black Metal («Dimmu Borgir», «Emperor», «Cradle of Filth» представляют поджанр Black Metal, которому свойственны симфонические аранжировки, использование вокала оперных певцов) [3].
«Разные готы слушают разную музыку. Мы слушаем чистый Black Metal или Simpho Black Metal. Это совмещение с симфонической музыкой. То, что мы слушаем. Black Metal - группы из Скандинавии. Многие из них пропагандируют сатанизм. Но это такой литературный сатанизм <... > Это увлечение у меня лично еще со школы, такой музыкой. Много раз все менялось... Все началось с группы Him, сначала Him, потом добавились, такие как Nirvana - совершенно разные по стилю группы. Одновременно к этому слушал русскую музыку -
русский панк. Поэтому то, что мы так выглядим, в черном (улыбается) не означает, что мы слушаем только одну музыку» (м.)
Респонденты еще раз убедили меня в том, что готы слушают разную музыку. Действительно, на раннем этапе развития данной субкультуры готическая музыка являлась неотъемлемой частью субкультуры. Гот - это фанат готических групп. Но в настоящее время связь готов с музыкой ослабла, не все слушают именно готическую музыку, да и последняя сильно изменилась. Не так важно, что слушать, а с кем. Так, наслаждаясь Black Metal, молодые люди удивляются непониманию их увлечения.
«Непонимание давно идет... с появления Havy Metal» (д.).
«В то время, как только он появился, все нападки только на него пошли. В Англии вводили таблички «Осторожно, ненормативная лексика!», хотя ее и нет там... В текстах они просто рассказывают правду. А иногда правда может резать глаза, колоть глаза» (м.).
Можно анализировать тексты готических, металлических групп. Все сейчас находится в открытом доступе в Интернете, но лично меня количество крови впечатляет и пугает [4].
Современные технологии позволяют многое: скачивать интересующие песни, альбомы, даже концерты и пр.; общаться с единомышленниками независимо от расстояний (поэтому так популярны сегодня Интернет-порталы, на которых каждый может высказать свою точку зрения, рассказать о себе, своих предпочтениях, получить отзыв).
«Все берется из Интернета в основном. Потому что в Саратове найти трудно. Есть даже такие популярные группы из того же Simpho black Metal, конечно, мы не говорит об экстрим готик металле ... трудно найти, поэтому приходится скачивать из Интернета. Большой клад хранится на сайте mp3real. Там очень много можно скачать и совершенно бесплатно. Сайт со множеством ответвлений. В torrent можно даже скачать альбом, клип которого вышел две недели назад. В torrent вводишь в поиск название группы,
ищешь, где скачать. Две недели, а он для желающих в сети, у тебя уже есть. Еще вряд ли можно попасть на хороший диск. Тебе говорят он лицензионный, а он, тем не менее, пиратский диск. Бывает, что покупаешь диск, а там чего-то не хватает - там написано фотографии, видео. Открываешь, а там ничего нет, папочки только пустые» (м.).
Конечно, отчасти успех развития любой субкультуры зависит от возможности людей (в данном случае готов) общаться между собой. Кроме бескрайнего интернет пространства клубы могут являться местом сбора для представителей субкультур, порожденных музыкой. Общеизвестно, что на заре готической культуры готы проводили время в панк клубах. В провинции выбор не велик, и когда я интересуюсь известным саратовским клубом «Magic», то понимаю, что это не единственное место в нашем городе. В разных ночных клубах проходят (хотя и очень редко) готик пати, но чаще это встречи на конспиративных квартирах [5].
«Клуб Magic. Раньше там проводились готик пати. Да, а сейчас уже я думаю там не то» (д.).
«Мы уже там года два не появлялись. Когда мы туда ходили, там было панк кафе» (м.).
Респонденты в большей степени - домоседы, это уже семейная пара, имеющая маленький круг друзей (как отмечалось ранее), исповедывающих их культуру. Поэтому клубы молодых людей не особенно привлекают.
Таким образом, молодежные субкультуры являются формами своеобразного сопротивления общей культуре и идеологии и дают их участникам чувство контроля над собственной жизнью.
Готическая субкультура неповторима во всей своей сложности. Готы бросают вызов стереотипам, отказываясь им соответствовать.
Несмотря на то, что готическая субкультура культивирует индивидуальность и поэтому достаточно разнородна, в ней можно выделить общее для всех участников: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике,
любовь к horror- литературе, музыке, фильмам, а также романтический, эстетический эскапизм, мистическое переосмысление современного мира, противопоставление ретроспективной традиционности и консерватизма постмодернистскому индивидуализму, смещение оппозиции мужское-женское в сторону женского начала, внимание к внешнему виду, характерное как для мужчин, так и для женщин.
Выбор периферийной молодежи ограничен материальным уровнем жизни, самым важным для них является субъективное позиционирование, определяемое их собственными культурными горизонтами.
Список литературы
1. Королёв О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. М.: Музыка, 2006. 168 с.
2. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. Москва: Институт социологии РАН, 2000. 264 с.
3. Официальный сайт группы «Burzum». Режим доступа: http://www.burzum.org/rus/news.shtml
4. Официальный сайт группы «Cradle of Filth». Режим доступа: http://theorderofthedragon.com/
5. Официальный сайт саратовских готов. Режим доступа: http:// goths.ru/tox/Saratov-f6.html
6. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993. 343 с.
References
1. Korolev O.K. Kratkiy entsiklopedicheskiy slovar' dzhaza, rok- i pop-muzyki: Terminy i ponyatiya [Short encyclopedic dictionary of the jazz, rock and pop musics: Terms and concepts]. Moscow: Music, 2006. 168 p.
2. Omel'chenko E.L. Molodezhnye kul'tury i subkul'tury [Youth cultures and subcultures]. Moscow: Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2000. 264 p.
3. Ofitsial'nyy sayt gruppy “Burzum” Rezhim dostupa: http://www.burzum.org/rus/news.shtml
4. Ofitsial'nyy sayt gruppy “Cradle of Filth”. Rezhim dostupa: http://theorderofthedragon.com/
5. Ofitsial'nyy sayt saratovskikh gotov. Rezhim dostupa: http:// goths.ru/tox/Saratov-f6.html
6. Shchepanskaya T.B. Simvolika molodezhnoy subkul'tury [Symbolics of youth subculture]. St. Petersburg: Science, 1993. 343 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шевченко Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и педагогики искусства Института искусств
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия E-mail: elenabushmina@yandex.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Shevchenko Elena Petrovna, Candidate of Pedagogy, Associate-Professor, Chair of Theory, History and Pedagogy of Art, Institute of Art
Saratov State University named after Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: elenabushmina@yandex.ru
Рецензент:
Чепурова К.И., кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального развития кадров СГСЭУ