Научная статья на тему 'Готическая культура и субкультура в 21 веке'

Готическая культура и субкультура в 21 веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2944
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ГОТИКА / ГОТЫ / ГОТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ДЕКАДАНС / ГОТИК-РОК / SUBCULTURE / GOTHS / GOTHIC ROCK / DECADENCE / GOTHICISM / GOTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллина Т. С.

В статье рассматривается происхождение такого культурного феномена, как «готика», а также анализируются особенности готической субкультуры: имидж готов, музыка (готик-рок) и ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOTHIC CULTURE AND SUBCULTURE IN THE 21ST CENTURY

The article is devoted to the goth subculture, its origination and specific features in the world and in Russian reality. Gothic phenomenon, alien to the traditional Russian culture, historically not widely spread in architecture, music, costume culture, and national symbols, is permeating among young people. Decadent culture close to the youth of Europe, England, America and Russia during the past quarter of the century indicates serious irreversible changes in the post-industrial global world. Gothic phenomenon causes anxiety and concern among researchers but nevertheless (thanks to festivals, internet and marketing) walks around the planet successfully integrating young people into the society. The article considers the origin of such a cultural phenomenon as "gothicism" and analyses specific features of the goth subculture: goths' image, music (gothic rock) and values. It also concerns history of the goth subculture in England of the 70s on the wave of post-punk; and marks that music is the most important basis and source of this subculture origin. Goth image is noted for predominance of black colour in clothes and make-up as well as metal or silver jewellery with symbols of the goth subculture. Currently, the goth subculture is one of the most influential subcultures which has developed its own norms and values, its own specific style and aesthetics penetrating into the mainstream culture (as it usually happens with the most popular subcultures).

Текст научной работы на тему «Готическая культура и субкультура в 21 веке»

УДК 316.723

Т. С.А бдуллина ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА В 21 ВЕКЕ

В статье рассматривается происхождение такого культурного феномена, как «готика», а также анализируются особенности готической субкультуры: имидж готов, музыка (готик-рок) и ценности.

Ключевые слова: субкультура, готика, готы, готическая субкультура, декаданс, готик-рок.

ABDULLINA T.S. GOTHIC CULTURE AND SUBCULTURE IN THE 21ST CENTURY.

The article is devoted to the goth subculture, its origination and specific features in the world and in Russian reality. Gothic phenomenon, alien to the traditional Russian culture, historically not widely spread in architecture, music, costume culture, and national symbols, is permeating among young people. Decadent culture close to the youth of Europe, England, America and Russia during the past quarter of the century indicates serious irreversible changes in the post-industrial global world. Gothic phenomenon causes anxiety and concern among researchers but nevertheless (thanks to festivals, internet and marketing) walks around the planet successfully integrating young people into the society.

The article considers the origin of such a cultural phenomenon as "gothicism" and analyses specific features of the goth subculture: goths' image, music (gothic rock) and values. It also concerns history of the goth subculture in England of the 70s on the wave of post-punk; and marks that music is the most important basis and source of this subculture origin. Goth image is noted for predominance of black colour in clothes and make-up as well as metal or silver jewellery with symbols of the goth subculture. Currently, the goth subculture is one of the most influential subcultures which has developed its own norms and values, its own specific style and aesthetics penetrating into the mainstream culture (as it usually happens with the most popular subcultures).

Keywords: subculture, gothicism, goths, goth subculture, decadence, gothic rock.

В XX в. наблюдался непрерывный процесс сближения мировых культур. Научно-техническая революция связала воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур [1]. Сформировалась общедоступная массовая культура, не требующая от потребителя внутренней «духовной работы». Противовес ей обеспечила современная молодежная культура, как особый креативный способ утверждения собственной альтернативной позиции [2]. Стремление человека стать самоактуализирующейся личностью может вести к индивидуальному или коллективному протесту, который, в свою очередь, может выражаться в принятии стиля и ценностей той или иной молодежной субкультуры. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща социальной общности, в большей или меньшей степени обособленной от остального общества [3, с.95].

Одной из наиболее ярких, мистических и загадочных субкультур сегодня является готическая субкультура. Актуальность мрачных, декадентских, «черных» мизантропических настроений в молодежной среде волнует культурологов, антропологов, социологов и других ученых.

Необходимо различать готику как период и стиль в развитии средневекового искусства (на территории преимущественно Западной Европы в XII-XVI вв.), готику (готический роман) как литературный жанр, активно развивавшийся на протяжении XVIII - XIX вв. и готику или готов как молодежную субкультуру, возникшую на рубеже 1970-х - 1980-х гг. как одно из ответвлений субкультуры панков.

Однако различение этих значений понятия «готика» не должно быть абсолютным: хотя непосредственная преемственность между готикой XII-XVI вв., XVIII-XIX вв. и XX в. отсутствует, каждый из последующих периодов что-то заимствовал в культурном и стилевом отношениях у предыдущего. Если попытаться предельно кратко охарактеризовать готику как архитектурный стиль, то его можно определить как величественный и устрашающий одновременно. В эпоху Возрождения готика стала считаться «варварским» стилем, а сам термин приобрел осуждающий, бранный оттенок. Готике в литературе, помимо того, что дейст-вие произведений часто разворачивалось в интерьерах старинных замков, обычно присущи таинственные приключения, фантастика, мистика и сверхъестественные ужасы. Трудно представить готический роман без приведений, мертвецов, встающих из могил, вмешательства потусторонних сил и рока.

Что же касается готической субкультуры, то, скорее всего, термин «готический» по отношению к одному из направлений постпанка был применен музыкальными критиками, которые стремились подчеркнуть мрачность и композиционную простоту нового направления в рок-музыке (слово gothic в английском языке также означает варварский, грубый, жестокий). Хотя готическая субкультура сформировалась в первую очередь как музыкальная, впоследствии на её развитие значительное влияние оказали литература и кинематограф. Так, большое влияние на имидж готов оказала эстетика чёрно-белых фильмов ужасов 1920 - 1930-х гг. - например, «Носферату» или «Дракула». Многие

готические группы брали названия в честь этих кинолент. Среди других культурных влияний можно назвать упомянутый выше готический роман - в частности, произведения Мэри Шелли и Брэма Стокера. Спектр литературных, художественных и философских направлений, которые в той или иной степени повлияли на формирование готики, очень широк — от таких художественных направлений, как прерафаэлизм и сюрреализм, до декаданса, ницшеанства и экзистенциализма.

Сегодня готика - это одна из наиболее влиятельных субкультур, которая выработала свои нормы и ценности, свой специфический стиль и свою эстетику, которая проникает и в массовую культуру (как то обычно и случается с наиболее распространенными субкультурами).

Основными составляющими субкультуры являются готическая мода и готическая музыка. Музыка - один из важнейших составляющих готической субкультуры. В готической музыке должна быть особая атмосфера, заставляющая задуматься, по-своему мрачная, печальная или же на грани этих эмоций, со скрытой грустью - и при этом возвышенная. Поэтому даже у рок-группы, не относящей себя к готик-року, может быть одна-две готических песни. Музыка и имидж группы в указанных песнях (клипах) могут соответствовать «канонам» готики, но при этом эти песни являются всего лишь исключениями из творчества исполнителя. Яркие примеры - песня «Frozen» Мадонны, или же «Kiss me, kill me, thrill me» U2, из славянских исполнителей - песня Ирины Билык «А я пливу у човш», песня «Де ти тепер» Марии Бурмаки, многие песни Линды и т.д. Что же касается собственно готических рок-групп, то следует назвать Sisters Of Mercy, Christian Death и Fields Of The Nephilim, Marionnettes, Inkubus Sukkubus, Rosetta Stone, Lacrimosa, Das Ich и др. Впрочем, для готов постоянные споры о том, что же «на самом деле» представляет собой «настоящая готика», составляют важную часть их жизни внутри субкультуры.

Такой же важной составляющей, как и музыка, является внешний вид. Готы считают, что их изысканный, утонченный, внешний вид гармонично сочетается с мрачным, таинственный, леденящим кровь мертвецки холодным — от меланхолически грустного до депрессивного — и в то же время очень красивым внутренним содержанием и состоянием, для которого характерны близость к природе, отстраненность от реальности и простых людей, созерцание прекрасного и самосовершенствование [4, с. 85].

Анализ фото- и видеоотчетов с готических фестивалей по всему миру приводит к выводу, что в одежде и аксессуарах готов доминирует черный цвет. Основные элементы современного готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, макияж и использование металлических или серебряных украшений с символикой готической субкультуры. В черный цвет могут быть окрашены волосы, глаза, губы и ногти гота, лицо же - для контраста - покрывается белой пудрой (считается, что оно должно быть очень бледным и худым). Предполагается, что черный цвет символизирует ощущение пустоты, отчаяния, смирения и ощущения безысходности, а сама готика выражает ощущение бессмысленности жизни и жалобы на крах человечества, против которого люди бессильны и остается только место для скорби. Однако черный цвет порой выглядит у готов настолько ярко, смело и агрессивно, что первоначальный аскетический смысл, который он был призван передать, отходит на задний план.

Из аксессуаров готы носят украшения из серебра, изображающие символы смерти (гробики, черепа, летучие мыши и т.д.). Типичная атрибутика, используемая готами, - анх (древнеегипетский символ бессмертия, получивший распространение после выхода фильма «Голод»), кресты (в том числе кельтский). Обращения к классическим украшениям - тяжелым серьгам, диадемам, корсетам и бархатной одежде позволяет девушкам культивировать стиль вамп, характерными чертами которого являются черная косметика для подводки глаз, ярко-красная или, напротив, черная помада и лак для ногтей. Сочетания старинных викторианских одежд, элементов кибер-сексуального фетиша, корсетов дало то, что стало отдельной ветвью моды и, как ни парадоксально, стандартным видом готов. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот»: черная деловая одежда, ограниченные украшения.

Среди исследователей готического феномена существует мнение о том, что современная готика - абсолютно искусственный коммерческий и идеологический успешный проект, обеспечивающий своим создателям денежные сборы с кино, аудио и различной гейм-продукции. Они полагают, что идеологическая составляющая готического проекта - это продвижение «готического мировоззрения», которое противостоит жизнеутверждающим культурным проектам. Считается, что миру сознательно предлагается «темное восприятие», нестандартные каноны в эстетической части, пристрастие к сверхъестественному, депрессивные и меланхолические настроения, замкнутость и мизантропию. В то же время исследователи, изучавшие готическую субкультуру методом включенного наблюдения, считают главной особенностью субкультуры готов ее противопоставленность массовой, «коммерциализированной» культуре. Этим, в частности, объясняются и особенности имиджа, присущие готам, - провозглашение себя «мёртвым», находящимся «в подземелье», что должно символизировать пассивный протест против

господствующей массовой культуры [5]. Мотив фатального противоречия между индивидом и обществом вообще весьма характерен для музыкальных произведений, ассоциирующихся с готикой [6, р. 58]. Подобная «закрытость» может своеобразно проявляться и внутри субкультуры - например, Э. Уилкинс, исследовавшая сообщество американских готов, свидетельствует о том, что первым и основным правилом поведения среди них было уважение к личному пространству друг друга [7, р. 336]. Английские исследователи обратили внимание на то, что готы склонны становиться веб-дизайнерами, программистами и журналистами. Более того, они склонны предполагать, что принадлежность к готам оказывает скорее положительное влияние на британскую молодёжь, поскольку, в отличие от многих других субкультур, готическая поощряет интеллектуальное саморазвитие [8, р. 197]. Схожую точку зрения разделяют и некоторые российские исследователи, указывающие, что готы в большинстве своём законопослушны и толерантны, часто увлекаются поэзией, искусством и лингвистикой [9, с.30], оригинальны и проявляют интерес к художественному творчеству [10, с. 314]. Вероятно, готика способствует эмансипации общественного сознания, разрушая шаблоны мышления, побуждая к поиску новых (или давно забытых старых) ориентиров.

Литература

1. Основные тенденции развития западноевропейской культуры в 20-21 вв. // http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=306. Дата обращения 20 авуста 2014 г.

2. Молодежная культура и фольклор // http://www.zpu-journal.ru/e-

zpu/2009/4/Kostina_Youth_Culture. Дата обращения 20 авуста 2014 г.

3. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. -1998. - № 11. - С. 95 - 101.

4. Левикова С. И. Готика как она есть, или О старой-новой молодежной субкультуре / / Философские науки. - 2006. - № 7. - С. 79-92.

5. Jasper A. Mysts of the Gothic Underground: An Endo-Ethnographic Perspective on Gothic Subculture; Identity, Consumerism and the Gothic Aesthetic from the Inside Out // http://www.agnesjasper.nl/home.htm. Дата обращения 20 августа 2014 г.

6. Mueller, Charles A. The Music of the Goth Subculture: Postmodernism and Aesthetics. -Tallahassee: Florida State University, 2008. - 245 p.

7. Wilkins, Amy C. «So Full of Myself as a Chick»: Goth Women, Sexual Independence, and Gender Egalitarianism // Gender & Society. - 2004. - Vol. 18. - № 3. - P. 328-349.

8. Howard, S. J. Instant Opinion. - Lulu, 2007. -

260 p.

9. Хазов, В.К. Символика молодёжной субкультуры готов // Гуманитарные исследования. - 2009. - № 2. - С. 27-31.

10. Иванова, М. А., Михайлова, И. В. Личностные характеристики представителей различных субкультур // Психология XXI века. -СПб.: Изд-во ЛГУ, 2009. - С. 313-317.

1. Osnovnye tendencii razvitija zapadnoevropejskoj kul'tury v 20-21 vv. // http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=306. Data obrashhenija 20 avusta 2014 g.

2. Molodezhnaja kul'tura i fol'klor // http://www.zpu-journal.ru/ e-zpu/2009/4/Kostina_Youth_Culture. Data obrashhenija 20 avusta 2014 g.

3. Sergeev S.A Molodezhnye subkul'tury v respublike / / Sociologicheskie issledovanija. - 1998. - № 11. - S. 95 -101.

4. Levikova S. I. Gotika kak ona est', ili O staroj-novoj molodezhnoj subkul'ture / / Filosofskie nauki. - 2006. -№ 7. - S. 79-92.

5. Jasper A. Mysts of the Gothic Underground: An Endo-Ethnographic Perspective on Gothic Subculture; Identity, Consumerism and the Gothic Aesthetic from the Inside Out // http://www.agnesjasper.nl/home.htm. Data obrashhenija 20 avgusta 2014 g.

6. Mueller, Charles A. The Music of the Goth Subculture: Postmodernism and Aesthetics. - Tallahassee: Florida State University, 2008. - 245 p.

7. Wilkins, Amy C. «So Full of Myself as a Chick»: Goth Women, Sexual Independence, and Gender Egalitarianism // Gender & Society. - 2004. - Vol. 18. - № 3. - P. 328-349.

8. Howard, S. J. Instant Opinion. - Lulu, 2007. - 260 p.

9. Hazov, V.K. Simvolika molodjozhnoj subkul'tury gotov / / Gumanitarnye issledovanija. - 2009. - № 2. - S. 27-31.

10. Ivanova, M. A., Mihajlova, I. V. Lichnostnye harakteristiki predstavitelej razlichnyh subkul'tur // Psihologija XXI veka. - SPb.: Izd-vo LGU, 2009. - S. 313317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.