Научная статья на тему 'Непрерывное образование готов'

Непрерывное образование готов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОТОВ / ГОТЫ (КАК ЭЛЕМЕНТЫ ГОТИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ) / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУБКУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА / GOTHS’ LIFELONG EDUCATION / THE GOTHS (AS THE ELEMENTS OF THE GOTHIC SUBCULTURE) / LIFELONG EDUCATION / SELF-EDUCATION / SELF-UPBRINGING / THE PRINCIPLES OF LIFELONG EDUCATION / THE SUBCULTURAL DOMINANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнакова Вероника Андреевна

В данной статье рассматривается самообразование и самовоспитание представителей молодежной готической субкультуры, т.е. готов, через непрерывное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование готов»

5. Андреев, В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] /В. И. Андреев. - Казань, 2006.- 470 с.

6. Резник, С. Д.«Основы личной конкурентоспособности. Учеб. пособие», серия «Высшее образование» / С. Д. Резник, A. A. Сочилова. - М. : ИНФРА-М, 2010.- 181 с.

Карнакова Вероника Андреевна

Студентка группы ТМПА1 -08-02 факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.041 ББК 74.05

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОТОВ

В данной статье рассматривается самообразование и самовоспитание представителей молодежной готической субкультуры, т.е. готов, через непрерывное образование.

Ключевые слова: непрерывное образование; непрерывное образование готов; готы (как элементы готической субкультуры); самообразование; самовоспитание; принципы непрерывного образования; субкультурная доминанта.

GOTHS’ LIFELONG EDUCATION

The article deals with the problem of self-education and self-upbringing of the representatives of the gothic subculture, i.e. the Goths, by means of lifelong education.

Key words: lifelong education; goths’ lifelong education; the Goths (as the elements of the gothic subculture); self-education, self-upbringing; the principles of lifelong education; the subcultural dominant.

В XXI в. концепция образования приобрела ключевое значение в жизни общества. Она является ответом на вызов, который бросает нам изменяющийся мир. Необходимость говорить об этом возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная потребность приобретает все большую актуальность.

Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Ведь становление личности, как утверждал в свое время Я.А. Коменский, происходит как в период ее социальнопсихологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды старения организма.

И именно о формировании и удовлетворении духовных и познавательных запросов, самообразовании и самовоспитании мы и поговорим в данной статье. Объект исследования статьи - непрерывное образование, предмет исследования - самообразование и самовоспитание представителей молодежной готической субкультуры, т.е. готов. Гипотеза исследования - теоретическое обоснование и практическое подтверждение того, что с непрерывным самообразованием готы действительно меняются.

Несомненно, термин «непрерывное образование» тесно граничит с другим термином - «непрерывное педагогическое образование». В данной работе описательное прилагательное «педагогическое» опустится, ибо из него возьмётся только концепция самовоспитания.

Итак, в основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизм, демократизм, мобильность, опережение, открытость, непрерывность.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей.

При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому - «Знания через всю жизнь» [Организационные и технологические принципы построения систем непрерывного образования на основе интернет-технологий].

Действительно, теоретически обоснованных принципов много, но как же на самом деле самообразовываются готы, какова специфика их непрерывного образования? (Следует сделать небольшую ремарку: в этой статье не будет рассматриваться сущность и картина мира готической субкультуры, ибо это не входит в цели и задачи, поставленные выше). Варианты могут быть следующими: это и художественная литература, работы по эзотерике, оккультизму, истории, мифологии, искусствоведению, философии, психологии и т.д. (в бумажном и электронном виде); это и музыка (готическая, окологоти-ческая или избирательно другие направления); это и созерцание прекрасного, прогулки в одиночестве, на пару или в компании; это и посещение выставок, концертов, встреч, литературных вечеров, различных готик-пати, фестивалей и т.п.; это и создание закрытых или открытых групп общения в реальной жизни или в Интернете; это и различная информация из всемирной паутины; это и личная творческая жизнь; это и эмоции, переживания, Жизнь и Смерть в глобальном смысле, а также многое другое.

Но что же происходит с готом на протяжении его самообразования? Подавляющее большинство «детей ночи» начинает с банального «цирка», позёрства, чем и вызывает смех у своих старших товарищей по культуре и в том числе у людей, далёких от идей тёмной романтики. Насмешки и недовольства заставляют недорослей искать дополнительную информацию о субкультуре, самообразовываться, приводить свои внешний и внутренний миры в порядок, либо они забрасывают свой мрачный образ и сдаются. О том, где они могут найти нужные им сведения, сообщено выше. Далее через опреде-

лённый период времени из недоросля получается действительный гот (неважно, юный или нет). Когда гот может логично и грамотно обосновать свою точку зрения, отстоять её, поспорить, выйти за рамки готических статей Интернета и порассуждать, блеснуть интеллектом, тогда он вправе называться готом. Как говорят, не стыдно не знать, стыдно не стремиться узнать. В противоположном случае человека следует отнести к окологотической тусовке, к мишурному распространителю обрывков субкультуры. Затем гот взрослеет, накапливает профессиональные, бытовые, духовные и прочие знания и преобразуется в... парадокс или даже оксюморон. На этой мысли теория будет временно оставлена, ибо настало время практики.

В интервью журналу RIP лидер группы Para Bellvm Леонид Новиков как-то сказал: «Я уже давно не связываю себя с дарк-сценой (имеется в виду - готической - прим. автора). Я симпатизирую ей и знаю, что наше творчество необходимо для этой сцены. Но та готическая публика, которая ходила на наши концерты 10 лет назад, уже давно ушла из клубов, это взрослые люди -детей нянчат. А на смену пришли не слишком образованные персонажи. Ушло понимание того, что есть готика, о чём поют эти дивные декадентские западные птицы. .Естественно, публика хорошая есть. Добрая, образованная. Но её нужно сейчас как-то сплотить. .Когда в пресловутую готику пришёл большой поток обывателей, не очень смышлёных и не очень культурных, все эти любители ягуаров и прочего, ребята из металлических клубов, то ассоциировать себя с готикой стало неловко. Стоять рядом, пардон муа, с этим быдлом на одной полке. смешно, как-то неестественно что ли. Поэтому я понимаю людей, которые сказали: «Нет, мы не готы», - плюнули и ушли. Люди приличные, люди со вкусом просто не имеют права ставить себя рядом с этими малолетними упырятами» [Кулида, 2011, с. 14-15].

Далее идут выдержки-квинтэссенции из различных интервью:

Ellie Mouse: «Для меня готическая субкультура - это мрачная романтика, красота в минорных тонах. В своё время я сильно увлекалась данным направлением, и оно помогло мне в становлении моей личности и раскрытии своего «я». .Сейчас не могу сказать, что я отношу себя к данной субкультуре, но создание готических образов и использование соответствующей стилистики в своих работах всегда будет меня привлекать» [Кулида, 2011, с. 34].

Анна Анхен: «Я в субкультуре уже девять лет и когда-то называла себя готом. Но сейчас выхожу из того возраста, когда хотела себя к кому-то причислять, к какой-то субкультуре. Я себя и фотографом стараюсь не называть, мне куда больше нравится фотохудожник, просто художник или человек с фотоаппаратом» [Кулида, 2011, № 37, с. 34].

Сергей Black Waltz Швецев: «Я уверен, что личность, как и любое другое произведение искусства (будь то картина или фотография), должна говорить своим существованием, а не надписью или сопроводительной речью. Именно поэтому аутентичные готы чаще всего не признают себя таковыми» [Кулида, 2011, № 34, с. 34].

Флоранс Даханавар: «До сих пор я являюсь частью этой субкультуры, хотя круг своих интересов не ограничиваю одной готикой, и мне по душе многие стили, как в музыке, так и во внешнем виде» [Кулида, 2010/2011, № 33, с.

34.].

Jeniver: «Я не могу отнести себя к готической субкультуре, так как не создаю внутри неё ничего. Но это область моего отдыха и вдохновения, моё сердце радуется, когда я слышу музыку и вижу творения детей ночи» [Кулида, 2010/2011, № 31, с. 34].

Midnight Sun: «К ярлыку «гот» отношусь спокойно. В принципе считаю, что ярлыки сами по себе не такая уж плохая вещь. Всё зависит от того, что именно они определяют. Творческим людям, коих в любой альтернативной субкультуре большинство, конечно, свойственно всячески подчёркивать свою непохожесть на окружающих и желание тем или иным способом выделиться из остальной массы людей. Но что касается готики, не вижу ничего плохого в том, чтобы стать частью целого, если это целое настолько яркое, красивое и оригинальное явление» [Кулида, 2009/2010, № 28, с. 34].

Ante Lucem: «Не могу сказать, что я гот, как и не могу сказать, что я хороший или плохой, добрый или злой. Если окружающие отнесут меня к субкультуре, значит, так, скорее всего, оно и есть. Благодаря ей я увидел ещё одну грань мира» [Кулида, 2009, № 27, с. 34].

Omnia: «В нашей стране далеко не всегда приятно смотреть на человека, именующего себя готом. Большинство тех, кто позиционируют себя как носителей готической субкультуры, в действительности имеют смутное и обобщённое представление об этом явлении. Неумелый и неуместный пафос испортит любого. Но многим этот пафос можно простить, лишь бы только они молчали. Как говорится, есть носители культуры, а есть её разносчики. Надеюсь, носителей в будущем станет куда больше, чем разносчиков. А реакция социума на нестандартный экстерьер вполне закономерна - люди всегда агрессивно относятся к тому, чего они не могут понять» [Кулида, 2009, № 25, с. 34].

Всем этим людям за двадцать, это взрослые готы. Но почему большинство из них, будучи готами, стараются не называть себя таковыми? Почему их бытие столь похоже на парадокс?..

Причина в том, что, как писал А. Заборов, излишняя формализация приводит к смерти системы. Готы понимают, что «все эти любители ягуаров» настолько опошлили культуру, настолько извратили её, что она превратилась в нечто абстрактное и несуществующее в действительности. Поэтому, чтобы сохранить атмосферу готики и её ощущения, чтобы не быть едиными с неграмотной «мрачной» массой (ибо это неприлично), взрослые готы перестали называть себя готами (несомненно, в этом есть своя доля оригинальности). Суть не в том, как ты себя называешь, а кто ты есть на самом деле. Для каждого взрослого гота наступает такой момент, когда на асфальт падает словесная маска и разбивается, оставляя место для доминанты субкультурной возвышенности, элитарности и просветлённости (не путать сие с концептами

света, положительности и добра). Следует заметить, что отрицается не присутствие в субкультуре, а отрицается интеграция в её социум, слитие с социумом, ибо человеку для самоутверждения себя в мире этот социум уже не нужен: он, гот, уже стал самодостаточной личностью, и остального он достигнет сам, не используя фразу «Да, я гот!» как оправдание, обоснование или подтверждение своим действиям.

Библиографический список

1. ^лида, О. PARA BELLVM/НО ЧТО ПРОИСХОДИТ В НЕБЕ, или как не пропустить светлого ангела? [Текст] / О. ^лида // R.I.P. - 2011. - №

35. - С. 14-15.

2. ^лида О. People/R.I.P.-person/ Ellie Mouse [Текст] / О. ^лида // R.I.P.

- 2011. - № 35. - С. 34.

3. ^лида О. People/R.I.P.-person/Ante Lucem [Текст] / О. ^лида // R.I.P.

- 2009. - № 27. - С. 34.

4. ^лида О. People/R.I.P.-person/Jeniver [Текст] / О. ^лида // R.I.P. -2010/2011. - № 31. - С. 34.

5. ^лида О. People/R.I.P.-person/Midnight Sun [Текст] / О. ^лида // R.I.P. - 2009/2010. - № 28. - С. 34.

6. ^лида О. People/R.I.P.-person/Omnia [Текст] / О. ^лида // R.I.P. -2009. - № 25. - С. 34.

7. ^лида О. People/R.I.P.-person/Анна Анхен [Текст] / О. ^лида // R.I.P.

- 2011. - № 37. - С. 34.

8. ^лида О. People/R.I.P.-person/Сергей ‘Black Waltz” Швецев [Текст] / О. ^лида // R.I.P. - 2011. - № 34. - С. 34.

9. ^лида О. People/R.I.P.-person/Флоранс Даханавар [Текст] / О. ^лида // R.I.P. - 2010/2011. - № 33. - С. 34.

10. Организационные и технологические принципы построения систем

непрерывного образования на основе интернет-технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00012797 0.html (дата обращения: 01.02.2012).

ВНИМАНИЕ: ОПЫТ Рябинина Анна Анатольевна

Доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Мазилкин Станислав Анатольевич

Начальник отдела по воспитательной работе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.