Научная статья на тему 'Готы, готика и готическая молодежная субкультура в социальных сетях'

Готы, готика и готическая молодежная субкультура в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2081
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТИКА / ГОТ / GOTH / ГОТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / GOTHIC SUBCULTURE / СТИЛЬ / STYLE / GOTHIC STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллина Т. С.

В статье представлены культурологические аспекты влияния средневековой готики на современную готическую субкультуру. Приведен анализ Интернета на наличие готических ресурсов сайтов, форумов, социальных групп. Представлено описание готического стиля и этапов развития готической субкультуры в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готы, готика и готическая молодежная субкультура в социальных сетях»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.723 Т. С. Абдуллина

ГОТЫ, ГОТИКА И ГОТИЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Ключевые слова: Готика, гот, готическая субкультура, стиль.

В статье представлены культурологические аспекты влияния средневековой готики на современную готическую субкультуру. Приведен анализ Интернета на наличие готических ресурсов - сайтов, форумов, социальных групп. Представлено описание готического стиля и этапов развития готической субкультуры в мире.

Keywords: Gothic style, goth, Gothic subculture, style.

Cultural aspects of influence of a medieval gothic style on modern Gothic subculture are presented in article. The analysis of the Internet on existence of Gothic resources - the sites, forums, social groups is provided. The description of Gothic style and stages of development of Gothic subculture in the world is submitted.

Готический стиль, появившийся в Западной Европе в XII в., поражает и в настоящее время. О производимом эффекте и влиянии величественных соборов Европы на обычного человека того времени остается только догадываться, вероятно это могли быть чувства восхищения в первую очередь, затем преклонения, страха, удивления или восторга. Впечатление неудержимого движения вверх, создаваемое высотой сводов, кружило голову, искусно выполненные нефы и порталы наводили на мысли о возвышенном, божественном и недосягаемом. Каждое такое сооружение строилось веками, не одним архитектором и было произведением искусства, сочетавшим в себе умение сотен мастеров: скульпторов, живописцев, художников, архитекторов и инженеров. Монументальное наследие из тесаного камня, украшенное резными масками, скульптурами, растительным орнаментом, изображениями птиц и людей, фантастичных животных украшает теперь города XXI в. Население Европы живет теперь в эпоху постмодернизма, окруженное благами современного демократичного общества, культурного плюрализма, для которого характерно, в том числе наличие разнообразных субкультур. Молодежь, с детства знакомая с готикой, придала ей новое современное обличие под названием готическая субкультура.

Считается, что данное направление широко распространено среди поклонников мрачного, депрессивного искусства. Родиной готической субкультуры была Англия конца 1970-х гг., известная своей мощной культурной традицией, уходящей в средневековье (и частью этой традиции являются готические храмы). Именно Англия с характерной для нее размеренностью островной жизни, консерватизмом правящего класса, отстранением молодежи от общественной жизни [1] стала в 1960-е - 1970-е гг. центром развития молодежных субкультур [2]. Тотальный нигилизм панков, отпугивавший от них большую часть молодежи, предпочитавшую избегать крайностей, в конце 1970-х гг.

был смягчен и заменен на упадничество, декадентство, позволявшее говорить об интеллектуализме нарождавшейся молодежной субкультуры, а также ее философских корнях, поскольку экзистенциальные вопросы жизни и смерти (или, вернее, смерти и жизни в преддверии смерти), борьбы добра и зла, чувственности и смерти, переоценка ценностей перед лицом смерти, восприятие жизни как страдания, а смерти как избавления от них и многие другие, подобные им, всегда были предметом рассмотрения философов и на Западе и на Востоке [3].

На сегодняшний день принято считать, что существует четыре периода развития современной готики:

Первый период пришелся на начало -середину 80-х гг. XX в., когда возникает особый музыкальный стиль - готик-рок.

Второй период оказался самым важным и продуктивным для готики, пришелся он на вторую половину 80-х - середину 90-х годов XX в. В это время формируются представления о готике как о молодежной субкультуре и вырабатывается ее мировоззрение. Субкультура обзаводится собственной развитой изолированной

инфраструктурой со своими печатными изданиями (журналами), радио, клубами, магазинами, лейблами, устоявшейся символикой.

Третий период развития готики начался во второй половине 90-х гг. XX в. В музыкальной готике начали прослеживаться новые тенденции, связанные, с большей жанровой и стилевой сегментацией готических музыкальных

направлений, и со стремлением готики войти в соприкосновение с пограничными субкультурами и музыкальными стилями.

Четвертый период развития готики датируется примерно концом 90-х гг. XX в. и продолжается по настоящее время. Для этого периода характерно регулярное проведение готических фестивалей в Германии, Англии, США, Австрии и других странах. Серьезную поддержку и

пропаганду субкультура получает благодаря Интернету.

Поиск готического контента в интернете -непростая задача, поэтому обратим внимание на наиболее популярные и емкие ресурсы. Свои поиски готических смыслов мы начали с одного из наиболее используемых поисковых ресурсов - Гугл и Яндекса. Яндекс показал 5 топовых позиций -Википедию с определением готики как стиля архитектуры, на втором месте определение «готик-рока» как музыкального жанра, художественный фильм «готика» в жанре ужасов, далее шла компьютерная игра «Готика» и следом за ней Яндекс-Картинки (более 13 млн. картинок). Гугл выдает почти такой же список, за исключением готик-рока Википедии. Нет сомнения, что самые популярные поисковые машины Интернета работают почти одинаково и выдают наиболее часто запрашиваемые ресурсы.

Продолжая поиск уже со словосочетанием «готический стиль» пришли к выводу, что данное словосочетание абсолютно осовременено и не лежит только в области искусства. Поиск Яндекса выдает 99000 картинок по данной тематике и в первую очередь это не соборы и аббатства, а молодые девушки с белой кожей, ярким темным макияжем (черной подводкой глаз) в шикарных черных (будто бы) средневековых платьях, корсетах, перчатках, сапогах. Гугл выдает 475000 картинок, начиная свой «показ» именного с готической архитектуры, но также вперемежку с красивыми готическими девушками.

Необходимо отметить, что в России с середины 2000-х гг. начинается активное создание готических сайтов, которые на данный момент в большинстве своем перестали существовать в период 2007-2009 г. Новых сайтов им взамен почти не возникает. Ранее, особой популярность пользовались форумы и блоги, формирующие виртуальные группы, которые в отдельных случаях могли переходить в категорию реальных групп. Это предполагало встречи нескольких участников сообщества, без обязательного участия в тусовках. Интернет сформировал качественно новую форму участия - виртуальную, с формированием групп, которые не участвовали в тусовочной практике. Значение тусовки как социальной практики в субкультуре упало. Вообще формирование виртуальных групп существенно изменило структуру вхождения подростков в неформальное молодежное объединение. Резко усилилось влияние на формирование индивидуальных субкультурных норм печатного слова, а не живых контактов. Возрос авторитет харизматических лидеров, выпускающих манифесты и излагающих свой взгляд на субкультуру готов. К 2014 г. готы фактически ушли из интернет-форумов. На сегодняшний день наблюдается такая социальная практика, как формирование готического интернет-сообщества в социальной сети (ВКонтакте). Создание своей группы по интересам настолько просто (в отличие от создания сайта), что почти каждый город имеет свою готическую группу. Главное отрицательное

влияние социальной сети на готику является некое ощущение себя частью этой яркой гиперактивной, гиперинформированной мейнстримной сети, работающей по пресловутым маркетинговым правилам. Изучение готических социальных сетей в контакте подтверждает наличие в субкультуре все тех же элементов имиджа: египетский крест «Анкх», кулоны, подвески, серьги с изображением летучей мыши, кресты (простые и перевернутые), черепа, пентаграммы и т. д., наличие пирсинга, ошейник с колючками, бархотка на шее, использование длинного мундштука при курении. Макияж и прическа предполагают, как и ранее: черный лак на ногтях, губы черного цвета (как у мальчиков, так и у девочек), длинные черные волосы, выбривание висков, густая черная обводка глаз (у обоих полов), белый грим на лице. Прически различных цветов от черного, фиолетового, красного до натурального, но редко встретишь гота-блондина. Ирокезы, выбритые виски, дреды различных цветов и конечно же классические прически средневековья, украшенные шляпками, вуалями и искусно выполненными украшениями. В одежде те же самые черные цвета, длинные плащи, одежда в викторианском и романтическом стиле (жабо, кружева), высокие ботинки на высокой платформе с металлической фурнитурой, обилие фурнитуры в виде шипов и клепок по всей одежде, использование в одежде элементов черных колготок (возможно, с искусственно сделанными дырками).

Что особенно отличает готическую субкультуру от других - творческий компонент. Каждый человек, так или иначе, считающий себя причастным к готической субкультуре даже в Интернете создает особенную атмосферу в своих группах, на личных страницах. Подобранная с особой тщательностью и индивидуальными предпочтениями музыка, художественная фотография или рисунок, продуманный до мелочей макияж и костюм. Каждый элемент подобран с трудом, со смыслом, и даже чаще всего изготовлен лично или на заказ. Так, например, на готическом форуме готы говорят о «ширпотребных» серебряных (или под серебро) украшений и рекомендуют человека, который изготавливает оригинальные и красивые вещи. Предпочтение, отдаваемое готами социальным сетям, объясняется простотой использования, заполнения,

программирования страниц, где каждый может создать свое, поделиться, пригласить друзей, в социальных сетях просто переходить из одного «готического мира» в другой, ведь каждый гот индивидуален, у всех разные страницы, у кого кибер-увлечение, у кого комикс, кто более склонен к романтике, декадансу (так сказать классической готике), есть увлечение аниме, и все творчество идет в этом направлении. Но так или иначе все эти люди и их «параллельные миры» пересекаются в таких группах по интересам, как «ГОТы ГОТИКА» (31000 подписчиков), «dark beauty» (89000 подписчиков), «+18 ЦВАМПИРЫ|» (2909 подписчиков), «Goth'n'Roll ¥ ¥ Death ¥ ¥ » (1800 подписчиков) «Черная леди. Мысли о вечном» (2000

подписчиков), «1шОоШ - Готическая социальная сеть» (3287 подписчиков) и т.п. В подобных группах происходит активный творческий обмен, рекомендации книг, новой или неизвестной музыки, адресами магазинов, фотографиями разных дизайнерских решений в стиле готики и самое главное - общение готов друг с другом. В режиме онлайн общаются готы из разных городов бывшего СНГ и здесь русский язык социальной сети «ВКонтакте» является объединяющим элементом. Что касается западного влияния, то оно действительно достаточно велико. В качестве примера можно привести дизайнера и модель Шэрон Эман, тесно работающую с известными группами, создающую сексуальные кожаные костюмы, близкие БСДМ-атрибутике [4].

На эталоны западного интернета стремятся равняться и российские готы [5; 6]. Так, выложенные в социальных сетях обычные, необработанные фотографии, сделанные простым фотоаппаратом, без продуманной постановки, будут, скорее всего, жестоко осмеяны, так как гот должен очень серьезно подходить к своему образу, скрупулезно и тщательно обработать фотографию в готическом стиле, чтобы она однозначно вызывала восхищение или ужас, или смешанные чувства. То, что вызывает смех, сразу завсегдатаями групп помечается достаточно обидным словом «херка» и его производными... Таким образом, наблюдается стремление к настоящему искусству, особенно в самом доступном его виде - фотографии. Кривляния херок на могилах и выкладывание данных фото в интернет - моментально осуждается, возможно, эти люди в дальнейшем и достигнут мастерства «олд скул» готов, но в онлайн режиме они будут высмеяны, что может послужить и причиной

разрыва с субкультурой (при неглубоком вхождении в нее). Необходимо заметить, что в подобных группах почти нет рекламы и перепостов продаж одежды и пр. Тем не менее, готические группы «прописаны» в общей сети, живущей и существующей, в основном, за счет продаж, рекламы, маркетинга и вообще мейнстрима. Как ни странно, но готические группы посещаемы, ежедневно обновляемы и содержательны. Особенность подобных сообществ - сочетание нонконформистких личностей, отличающихся художественно-креативной составляющей,

интересом к темной сцене и особым жизнелюбием и философией. Возможность идентификации себя с готической субкультурой как автономного целостного образования внутри господствующей культуры [5, 7] создает особую ценность причисления себя к ней.

Литература

1. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.

2. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000. 262 с.

3. Левикова С.И. Готика как она есть, или о старой - новой молодежной субкультуре // Философские науки. 2006. №7. С. 79-92.

4. Интервью с Шэрон Эман // http://toxicvision.ru/interview.

5. А.Л. Салагаев, С.А. Сергеев, Л.В. Лучшева. Республика Татарстан: социокультурный портрет в динамике развития. Вестник Казан. технол. ун-та, 2010, № 3, С. 325 -333.

6. С.А. Сергеев, З.Х. Сергеева. Казань: Культурные символы и «гений места». Вестник Казан. технол. ун-та, 2012, т.15, № 24, С. 166-170.

7. S.A. Sergeev. Youth subcultures in republic // Russian Education and Society. 1999. Vol. 41. № 10. Р. 74-91.

© Т. С. Абдуллина - аспирант каф. СПК КНИТУ, [email protected]

© T. S. Abdullina - postgraduate student of the Department of Social and Political Studies, Kazan National Research Technological University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.