Научная статья на тему 'Общие и особенное в субкультурах готов и аниме-отаку'

Общие и особенное в субкультурах готов и аниме-отаку Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1528
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРЫ / СТИЛЬ / АНИМЕ-ОТАКУ / ГОТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Будникова Анна Вадимовна

В данной статье рассмотрены особенности представителей субкультуры готов и аниме-отаку. Проведен сравнительный анализ субкультур. Описано влияние японских субкультур, несущих национальный колорит на образ западных готов в стране восходящего солнца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие и особенное в субкультурах готов и аниме-отаку»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 39

Будникова Анна Вадимовна

студент 2 курса магистратуры ХГФ, КГУ

Г. Курск ,РФ E-mail: Annette-bu@mail.ru

ОБЩИЕ И ОСОБЕННОЕ В СУБКУЛЬТУРАХ ГОТОВ И АНИМЕ-ОТАКУ

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности представителей субкультуры готов и аниме-отаку. Проведен сравнительный анализ субкультур. Описано влияние японских субкультур, несущих национальный колорит на образ западных готов в стране восходящего солнца.

Ключевые слова субкультуры, стиль, аниме-отаку, готы

Budnikova Anna Vadimovna

2 year master student. GAF KSU Kursk ,Russia E-mail: Annette-bu@mail.ru

COMMON AND SPECIFIC IN THE SUBCULTURES PREPARED AND ANIME OTAKU

Abstract

This article describes the features of the representatives of the subculture Goths and anime otaku. A comparative analysis of subcultures. Describes the influence of Japanese subcultures, bearing the national colors on image ready Western in the country of the rising sun.

Keywords subculture, style, anime-otaku, Goths

В настоящее время молодежных субкультур количественно значительно больше, чем в XX веке - в период их расцвета. Но в силу того,что современная политика и жизнь общества куда более устойчивая, чем в прошлом столетии, они не так сильно социально выражены. Следует заметить, что неформальные молодежные движения не новый феномен, и поэтому сейчас никого не удивить экстравагантным нарядом в стиле готов или тем, что взрослая женщина прицепила миленького плюшевого котенка к своей сумке, а на голове из копны волос виднеются кошачьи ушки. Но есть субкультуры, которые категорично отличаются друг от друга, например, готы и аниме-отаку. Начнем пожалуй с самых известных нам представителей-готов.

«Готы (от англ. gothic означает варварский, грубый) —является субкультурой , зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения».[1 с.105] Основное отличие имиджа готов - это ярое преобладание черного цвета, использование металлических и серебряных украшений с символикой данного движения. А так же отличительной его особенностью является отбеливание кожи для того, чтобы она выглядела как у умершего человека. Типичная атрибутика, используемая готами, — анх (древнеегипетский символ бессмертия), различные виды крестов, изображение всего того, что, так или иначе, ассоциируется со смертью. Их мировоззрение основано на подражании и поклонении смерти, а их образ сам говорит о мрачности и темноте мыслей. Другое дело аниме-отаку. «Отаку (otaku-с яп. фанафт) Так называют человека который буквально одержим чем-либо.» [2.с.11] Соответственно аниме-отаку - это фанат японской анимации. В России их называют не иначе как анимешниками. Нрав и взгляды на мир у аниме-отаку совершенная противоположность готам. Так как сами аниме-ленты весьма красочны и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

эмоциональны, это непременно сказалось на их поклонниках. Некоторые люди называют анимешников «взрослыми детьми». С эхтим можно в полной мере согласиться. Они не скрывают своих эмоций и не зажаты в общении с людьми. Смотря на мир «через линзы разноцветных очков», всегда находят в повседневном мире что-то позитивное и яркое. Все это по большей части свойственно детям, нежели взрослому поколению людей. Так как взрослые, погрязшие в пучине серых будней и вечных забот, оставляют и забывают далеко в детстве все яркие краски жизни. Во внешнем виде анимешников преобладает огромная палитра красок, в такие же в которые раскрашены их любимые герои из полюбившихся лент. Парой от такого количество красок в нарядах, рябит в глазах. В отличие от готов их макияж не чем не отличается от повседневного макияжа среднестатистического человека, за исключением тех моментов, когда они преображаются в образы любимых аниме персонажей (косплей). «Косплей м. , скл. (яп. ЗХ^и косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра» ) — форма воплощения действия, совершаемого на экране» [3.с. 205].0н же неотрывно идет рука об руку с повседневной модой анимешников (аниме-stail). Достаточно подобрать одежду, напоминающую любимого персонажа аниме и смело шагнуть на бульвары улиц родного города. Надо сказать, в готике косметика приемлема и у мужчин. У отаку же косметика есть преимущественно у девушек, парни же могут украсить лицо цветными линзами или если опять таки этого требует косплей. Но это скорее грим, нежели макияж. Из украшений они предпочитают яркие цветные пластмассовые изделия тем самым, подчеркивая свою юность или украшения с атрибутами любимого аниме.

Причёски в готической моде, по большей части,- это волосы средней длины или оформлены на подобии шипов, но встречаются и исключения. Цвет может быть белым(седым), а прическа и вовсе ирокезом. У аниме-отаку волосы показывают настроение их хозяина, и потому могут быть «всех цветов радуги». В зависимости от настроения, цвета варьируются, например, от ярка разового (веселый и жизнерадостный человек) до приглушенно-синего или почти черного (грустный и печальный.)

Силуэты одежды готов, тесные, специально подчеркивающие тем самым фигуру, или же, наоборот, свободной или даже открытой формы. Женщины носят корсеты и обувь на шпильках. Из тканей предпочитают кожу, кружево и иногда латекс. Выбор таких тканей к ним перешло от панк-движения. Мужской костюм, в основном,- это брюки и рубашка. У аниме-фанатов силуэты одежды совершенно любые, но, как говорилось ранее, невероятно яркие, им подвластны абсолютно все стили одежды, но уклон всегда делается на детскую непосредственность и инфантильность. Это обусловлено тем что в Японии господствует стиль - каваий. (милый, забавный). Так на называют все что находят привлекательные, интересными необычным. [4с.193]

Какими разными готы и аниме-отку не были, они, прежде всего, субкультуры.

Так называют«систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества (подкультура)понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре(контркультура).»[5с.48]

А значит являясь частью культуры они, как и их традиционная «единомышленница», имеют те же функции. В них, как и в массовой культуре, создаются свои традиции, язык и так далее. Но, как не странно, их объединяет не только это. И готы и анимешнки тяготеют к мистики . «В началеХХ1в. в культуре наблюдается интерес ко всему «мистическому»или, по крайней мере, к чему-то, что под «мистическим» понимается. Литература и кинематограф, музыка и мода - кажется этот мир увлекается все более распространяющейся волной моды на некую»романтичную мрачность» с примесью психоделики, выраженную в определенной символике форм, цвета , ритма, сюжета. В мире моды наблюдается стремление к стилям нуар и готик в разных их интерпретациях. Это касается не только подиума, но и моды субкультурных направлений ...».[6 с. 299] В обоих случаях в одежде используются образы демонов и духов. В готике такие образы за частую жуткие и мрачные. В анмешной среде всю жуткость потусторонних существ сглаживает все тот же каваий. Каким бы ужасным и зверским чудовищем не был бы демон в мифах и легендах, у аниме-отаку он будет умилять своей няшностью (очень-очень милый) и непосредственностью. В их интерпретациях даже сам сатана в аниме превращается в милую девчушку,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

которая, почему- то, хочет помочь герою, а может и парнем быть, что каждый день работает в Макдональдсе. Признаки культурообразования и тяга к мистике - это лишь невидимые аспекты готов и аниме-отаку, которые их связывают. В Японии зародилась неформальное движение, являющее собой живое воплощение стилей готики и каваий -это готичные лолиты или сокращенно готик лоли.

Их прототипами стали, конечно же, викторианские готы -это тот тип готов, которые предпочитают одевать одежду, похожую на наряды викторианской эпохи, но с готичным форматом. Готик лоли, или госурори, - это, своего рода, ожившие дорогие фарфоровые куклыв роскошных одеждах. Их наряды напоминают стильрококо XYII^^ или же викторианский стиль XIX века. Лолиты не стараются соответствовать истории костюма тех лет, а вполне смело сочетают их. Для них главное -это обилие кружев, оборок, пышные юбки, кружевные панталончики и многое другое. Как было выше сказано, готы произошли от панк -движения, а точнее от ее музыки. Именно стиль одежды на сцене исполнителей данной музыки и послужили развитию готского стиля. Японцы переняли их стиль, а именно викторианских, забросив связанную с ним музыку. Именно поэтому, готика у японцев воспринимается как направление моды, а не музыки, в отличие от западных готов, которые превозносят летучих мышей и вампиров, в стране восходящего солнца на их место стала тень.

Прародителем стиля госурори стал солист японской группы «MailceMizer» (Марису мидзору), выступавший под псевдонимом Мана. Одежда певцов состояла из кожи и драпированного кружева, смертельно бледная кожа и невероятные прически. В 1999 годуМана создал свой бренд одежды и основал магазин. Именно он ввел в оборот название своего стиля «элегантная готичная лолита и аристократ».[4 с.241] Одежда аристократа очень сильно похожа на женскоеодеяния данного стиля. В основном, это простая элегантная одежда в излюбленной всеми готами цветовой гамме. У женской половины есть даже, своего рода, разновидности стилей. Так появилась готик лоли в японском стиле. В ее одежде, помимо рококо и венецианского стиля, стали проявляться детали японского национального костюма- кимоно. Готичные лолиты переняли от своих западных прародителей, помимо цвета, и манию на металлические серебряные аксессуары. От анимешников они взяли ту детскую непосредственность и жажду казаться юными и каварными. Их образ часто используется в создании манги и аниме, и с каждым годом все чаще. Такими милыми и кукольными, а вовсе не страшными, как готы, они стали, наверно, потому что родились на родине аниме и кавая- Японии.

Не важно кем является человек: гот, аниме-отаку, готик-лоли или просто обычный прохожий, не стоит забывать, что мы все люди, и у каждого из намного различий, но есть и общее. Порой, для того что бы дружить и общаться, достаточно чего-то одного, чтобы к тебе на помощь пришел человек. И когда вы вместе разберетесь с проблемой, не будет важно какое у него мировоззрение или стиль одежды, достаточно что он рядом был в трудную минуту. Неформальные молодежные организации учат нас этому. Субкультуры лишь со стороны кажутся дикими и агрессивными не только к окружающим, но и к друг другу. Но это лишь ответная реакция на непонимание окружающих. Стоит понять их образ жизни. Дизайнеры и модельеры часто создают коллекции в субкультурном стиле тем самым поддерживая и доказывая их права на существование. Субкультура это огромный источник вдохновения. Они раскрашивают наш мир в краски которые давно позабыл наш серый мир. Субкультуры -это стиль жизни. Список используемой литературы

1. Энн Пирсон-Смит. «Готы», «Лолиты», «Дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии.

2. Иванов, Б. А. Введение в японскую анимацию / Б. А. Иванов. — 2-е изд. — М. : Фонд развития кинематографии : РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. — 11 с.

3. «Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля».

4. Катасонова, Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах : Очерки современной японской массовой культуры / Е. Л. Катасонова. — М. : Восточная литература РАН, 2012. — 150 с

5. Найдорф М.ИОчерки современной массовой культуры. Монография / О.: ВМВ, 2013. - 48 с. .

6. Журнал: «Дизайн и художественное творчество: теория, методика, практика» Соколова Е.М. Мистические образы в культуре и модной индустрии. Статья/ Екатеренбург, Россия Российский

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х

государственный профессионально педагогический университет.

© Будникова А.В., 2016

УДК 397

Карпова Галина Николаевна

Студентка 4 курса кафедры НХТ ИИ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан

Е-mail: mather_comp@Hve. ru ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В ТРАДИЦИОННОМ ХАКАССКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена описанию хозяйственно-бытовых традиций хакасов. Материалы данной статьи будут полезны всем интересующимся этнографией, историей и культурой народов России.

Ключевые слова

Хакасский народ, промысел, тайга, страда, рыболовство, скотоводство, локальные особенности хозяйства.

Климат Республики Хакасия включает в себя три зоны: степную, лесостепную и таежную. Безусловно, это наложило вой отпечаток на хозяйственную жизнь коренного населения.

С древности хакасы занимались скотоводством кочевого и полукочевого типа. «Основными видами стада здесь были лошади, крупный рогатый скот и овцы. Поэтому хакасы называли себя трехстадным народом... В хакасском языке имеется до 90 названий различных оттенков масти лошади, что говорит о древности коневодства» [1, с. 21].

Хакасы разводили в основном лошадей степной киргизской породы, которая способна пастись круглый год, добывая корм из-под достаточно глубокого снега. Несмотря на большую выносливость, в весенний период скот страдал от истощения, и у хакасов существовал обычай, предписывавший каждому, встретившему обессилевшую лошадь, помочь ей встать и дать корм. Примерно таким же образом, круглый год на подножном корму, паслись отары овец. Баи имели возможность нанимать годовых чабанов, а простые хакасы объединялись и пасли овец по очереди.

Крупный рогатый скот, как правило, на лето сдавали под присмотр пастуху, а зимой держали во дворах, теплых хлевах (шекхазаазы), либо полукрытых сараях (сеер).

В традиционном хакасском обществе значительное место занимала охота. Не занимались ею только представители этнической группы качинцев. Охота была мужским занятием, обычно артельным (5-6 человек). Добывали пушного зверя: соболей, белок, выдру и т.д. Также охотились на диких коз, маралов, кабаргу, медведя и др.

«По представлению хакасов таежные звери были якобы скотом «горных хозяев». Охотники обязательно по вечерам в балагане играли на хомысе (музыкальном инструменте) и рассказывали сказки. «Горные хозяева» любили слушать музыку и за представленное удовольствие посылали им добычу. В тайге нельзя было сильно радоваться удаче, жаловаться на свою участь называть вещи своими именами и т.д. Каждый убитый соболь торжественно отмечался всей артелью. Делалось угощение «албаFы тойы». Сто белок по цене равнялись одному соболю» [1, с. 27-28].

Охотились хакасы при помощи кремневых ружей, капканов, которых использовали до 30 различных видов, и других приспособлений для ловли зверей и птиц.

Занимались хакасы и земледелием, причем лучшими пахарями среди них считаются бельтыры и сагайцы. Наличие множества примет и обычаев говорит о том, что земледелие появилось в Хакасии еще в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.