Научная статья на тему 'Религиозные символы и атрибуты в фэндомных персонажах отаку'

Религиозные символы и атрибуты в фэндомных персонажах отаку Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1990
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМЕ / КОСПЛЕЙ / ФЕНДОМ / ФЭНДОМНЫЙ ПЕРСОНАЖ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ANIME / COSPLAY / FENDOM / FENDOM CHARACTER / RELIGION / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артёмов Роман Юрьевич

Статья представляет собой результат трехлетнего, с 2013 по 2015 гг., включенного полевого наблюдения за отаку в Республике Беларусь. Автором был проанализирован 1071 фэндомный персонаж, представленный на 4 фестивалях японской культуры Хиган в Минске. Также в статье приводится мониторинг использования религиозных персонажей отаку на фестивалях. Выявляются связи аниме и религиозных персонажей, которые выбраются отаку для воплощения на фестивале. Также в статье приводиться детальный анализ направлений отаку, которые существуют в современном обществе. Автор связывает выбор фэндомных персонажей отаку с аниме, которые популярны серди поклонником японской анимации. Также в ходе анализа была выявлена корреляция между популярностью жанров мистики и постапокалипсиса и фэндомными персонажами на фестивалях японской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious symbols and attributes of otakus fendom characters

The article is the result of the three years, from 2013 to 2015 included field observations of otaku in Belarus. The author analyzed the 1071 fendom character, which was presented at 4 Higan festival of the Japanese culture in Minsk. The article also provides monitoring of the use of religious characters by otakus on festivals. The author reveals the connection between anime characters and religion who have chosen to implement otaku festival. The article also provides in-depth analysis of trends otaku that exists in today’s society. The author connects the choice fendom by otaku with anime characters that are popular among fans of Japanese animation. Also in the analysis is a correlation between the popular genres of mystery and postapokalipsis and fendom characters at the festivals of Japanese culture.

Текст научной работы на тему «Религиозные символы и атрибуты в фэндомных персонажах отаку»

УДК 316.7

Иерей Роман Артёмов *

РЕЛИГИОЗНЫЕ СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ В ФЭНДОМНЫХ ПЕРСОНАЖАХ ОТАКУ

Статья представляет собой результат трехлетнего, с 2013 по 2015 гг., включенного полевого наблюдения за отаку в Республике Беларусь. Автором был проанализирован 1071 фэндомный персонаж, представленный на 4 фестивалях японской культуры Хиган в Минске. Также в статье приводится мониторинг использования религиозных персонажей отаку на фестивалях. Выявляются связи аниме и религиозных персонажей, которые выбраются отаку для воплощения на фестивале. Также в статье приводиться детальный анализ направлений отаку, которые существуют в современном обществе. Автор связывает выбор фэндомных персонажей отаку с аниме, которые популярны серди поклонником японской анимации. Также в ходе анализа была выявлена корреляция между популярностью жанров мистики и постапокалипсиса и фэндомными персонажами на фестивалях японской культуры.

Ключевые слова: аниме, косплей, фендом, фэндомный персонаж, религия, христианство.

Priest Roman Artsiomau Religious symbols and attributes of otakus fendom characters

The article is the result of the three years, from 2013 to 2015 included field observations of otaku in Belarus. The author analyzed the 1071 fendom character, which was presented at 4 Higan festival of the Japanese culture in Minsk. The article also provides monitoring of the use of religious characters by otakus on festivals. The author reveals the connection between anime characters and religion who have chosen to implement otaku festival. The article also provides in-depth analysis of trends otaku that exists in today's society. The author connects the choice fendom by otaku with anime characters that are popular among fans of Japanese animation. Also in the analysis is a correlation between the popular genres of mystery and postapokalipsis and fendom characters at the festivals of Japanese culture.

Keywords: anime, cosplay, fendom, fendom character, religion, Christianity.

* Артёмов Роман Юрьевич — иерей, магистр философских наук, аспирант общецерковной аспирантуры и магистратуры, преподаватель Минской духовной академии; kattana-87@mail.ru

324 Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Том 17. Выпуск 2

Введение

На данный момент аниме занимает 61% (согласно данным крупнейшей базы данных медиа-контента ImDb) всей индустрии мировой анимации. Увлечение японской анимацией породило отдельную субкультуру, которая называется отаку. Данная статья является результатом трехлетнего полевого исследования фэдомных персонажей отаку, за которыми автор наблюдал на фестивалях японской культуры Хиган в Минске.

Методика и объекты

Объектом исследования являются фэндомные персонажи. Предметом исследования выступают религиозные атрибуты и сюжеты, которые используются для создания косплея (детализированного воссоздания определенного анимационного персонажа) по аниме.

Полевое наблюдение было включенным, однако для чистоты исследования автор старался дистанцироваться от отаку.

В течение трех лет полевых наблюдений было посещено 4 фестиваля, а также проанализирован 1071 фэндомный персонаж, который был представлен на фестивалях Хиган, а также на специальных площадках в социальных сетях, где отаку делятся своими достижениями в период между фестивалями. Следует отметить, что данное число персонажей не тождественно количеству человек, т. к. один косплеер мог реализовать в разные годы различных фэн-домных персонажей.

Автор использовал метод контент-анализа при исследовании персонажей, а также непосредственно при работе на фестивалях. Для этого использовались фото, которые были сделаны автором при наблюдении за фэндомными персонажами. Наибольший интерес для исследования представляли именно религиозный косплей или персонажи с элементами явных религиозных символов в костюмах. Также автором было проведено экспресс-интервью 50 участников фестивалей Хиган.

Субкультура отаку

Изначально в японском языке «отаку» (яп. или — это

человек, который увлечен чем-либо. Однако теперь это понятие используется исключительно в отношении к людям, которые увлекаются японской анимацией и мангой — разновидностью японских комиксов [9, с 45]. Такое сужение содержательного наполнения термина отаку происходит под влиянием двух тесно взаимосвязанных факторов. С одной стороны, с 70-х годов растет количество фанатов аниме и манги, активно использовавших термин «отаку» для самоидентификации [10, с 179]. С другой — происходит неудержимый рост влияния самого аниме на молодежь, а значит и стремительное увеличение количества юношей и девушек, именующих себя «отаку».

В научном дискурсе в отношении любителей японской анимации данный термин впервые использовал Накамори Акио в цикле статьей «Исследование отаку», которые были опубликованы в декабре 1983 г. [14, с. 74].

Анализ движения отаку позволил выявить в его границах пять основных достаточно самостоятельных течений, каждое из которых представлено различными тематически ориентированными фан-клубами. С учетом особенностей интересов в области японского аниме их можно типологизировать следующим образом [28, с. 12]:

Манга-вота — поклонники японских аниме-комиксов. Представители данного течения стремятся собрать обширную коллекцию журналов и постоянно охотятся за набросками художников аниматоров. Данное занятие требует больших финансовых расходов.

Сэйю-вота — поклонники актеров, которые занимаются озвучиванием аниме.

Фига-вота — поклонники различного рода аниме-кукол или фигурок,

которые выпускаются в большом количестве и стоимость которых может доходить до 10 тысяч долларов США.

Косплей-вота — достаточно обширная группа отаку, которая увлекается созданием образов любимого персонажа.

Гэйму отаку — любители компьютерных игр, которые основаны на аниме.

Различные группы отаку имеют определенные особенности поведения и мировоззрения, которые отличают их от всех остальных [29, р. 547].

Следует отметить всеобщее увлечение молодежи различного рода религиозной символикой, этот факт не относится к одной конкретной субкультуре. Существуют виды субкультур, которые полностью основаны на религиозной символике, к примеру готы. Отаку не являются исключением, наоборот, существует большое количество групп, которые активно прибегают к различного рода религиозной символике, при этом не отдавая предпочтения определенной конфессии. Российские отаку в большей степени увлекаются христианской символикой, т. к. она легко проходит культурную рецепцию среди самих фанатов японской анимации. Также среди отаку можно встретить увлеченность буддийской и даосской символикой, т. к. данные направления модны в настоящий момент среди молодежи.

В данной статье нас будут интересовать именно косплей-вота. Он заключается в том, что отаку специально подгоняет свою внешность под определенного персонажа. Среди косплееров распространенно создание так называемых фэндомов, т. е. образов конкретных аниме-персонажей. Полем для экспериментов выступает собственное тело отаку. Для этого специально создаются костюмы, накладывается грим, особо увлеченные даже прибегают к услугам пластической хирургии [30, р. 155]. Одной из самых распространенных пластических операций среди японских отаку является изменение формы ушной раковины. Она изменяется таким образом, чтобы быть похожей на уши фэнтезийных персонажей эльфов. Площадками для демонстрации своих феэндомов, а также для более детального и открытого общения, как правило, являются многочисленные фестивали аниме-культуры, которые проходят в Японии и за ее пределами достаточно часто.

Типичный косплей-вота — это молодой человек или девушка в возрасте от 16 до 38 лет, имеющие высшее образование или получающие его. Косплей-вота, как правило, увлечены отдельным образом, который оттачивают до совершенства. Редко бывает, что отаку постоянно меняет образы [31, p. 187]. Важно отметить, что зачастую они не ограничиваются участием в фестивалях и используют аниме-образ в повседневной жизни. Отаку, который принял на себя определенный аниме-образ, является не просто косплей-вота, а фэндом-во-та. Зачастую создание и продвижение образа требует серьезных материальных затрат. В странах СНГ среди отаку не распространена практика пластических операций для шлифовки образа (что не редкость в Японии), но косплей-вота не скупятся на различного рода аксессуары, которые зачастую заказываются индивидуально у мастеров [32, p. 19].

Фестивали японской культуры и аниме

Фестивали японской культуры и аниме имеют достаточно небольшую историю и насчитывают всего около пятнадцати лет. Первый фестиваль прошел в 2000 г. в Москве, он был организован стараниями клуба «R.An.Ma» и носил название «Всероссийский фестиваль японской анимации» [33, p. 198]. Фестиваль быстро нашел поклонников и стал регулярным и самым крупным фестивалем субкультуры отаку. Вслед за ним прошла целая волна аниме-фе-стивалей не только в России, но также и в странах СНГ. В Беларуси подобные мероприятия проводятся с 2005 г. и носят название «Хиган». Это регулярные фестивали, и проходят они два раза в год. Организаторами данного аниме-форума являются непосредственно сами отаку. Следует отметить, что один из фестивалей целенаправленно проводят в день весеннего равноденствия. В этом можно заметить черты увлечения синтоизмом [34, p. 28]. Подобная практика была позаимствована из Японии, где некоторые фестивали анимационной культуры проводились в дни весеннего равноденствия. Например, к этому времени изначально был приурочен Большой Токийский аниме-фестиваль, что показывает достаточно тесную связь и зависимость от синтоизма. Позже организаторы отошли от этой традиции и стали руководствоваться более практичными критериями.

На Украине нет единого фестиваля, в стране проводится целый ряд регулярных фестивалей аниме-культуры.

Наиболее популярными фестивалями на территории СНГ являются: «Akihabara» в Днепропетровске [3] «Аниматрикс» в Москве [22] «Аниме фестиваль» в Благовещенске [6], «Всероссийский фестиваль японской анимации» в Воронеже [7], «Yorokonde» в Харькове [18], «Всеукраинский фестиваль японской анимации» в Киеве [16], Старкон — ежегодный международный фестиваль поклонников фантастики, который проходит в Санкт-Петербурге [24], «Всеукраинский фестиваль косплея ОТОБЭ» в Киеве [19], «Дай-фест» в Омске [4]' «Отакун» и «Jiyuu» в Рязани [13], «Танибата» в Ростове-на-Дону [2] «Таносима» и «Момиджи» в Челябинске [20], «Феникс» в Казани [25], «Хиган» и «Гансэн» в Минске [5], «Чёрный дракон» в Самаре [23], «ЧибиФест», «Ази-яБриз» и «Halloween Fest» в Екатеринбурге [26], «Animate it» во Владивостоке

[8], «Animania» в Алма-Ате [11] и Нижнем Новгороде [15], «Animau» в Уфе, «Chebicon» в Чебоксарах [27], «JAniFest» в Петрозаводске [21] «Mikan no Yuki» в Коврове [12], «Siberia Otaku Saiten» проходящий раз в год по очереди в Томске, Новосибирске, и Барнауле [1]. «Ханами» и «Акимацури» весной и осенью в Тюмени. «TOPIX», «Анимацури», «Манифест», «Anyfest», «Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге [17].

Несмотря на многообразие фестивалей в различных странах, они имеют практически единую структуру. Обычно мероприятия длятся несколько дней от двух до трех. Примерная программа аниме-фестиваля выглядит так.

Первый день:

1.1 Конкурсное представление на сцене (выступления мастеров боевых искусств, японские национальные танцы с веерами и т. д.).

1.2 Работа в секциях. Тематика секций может быть разнообразной, все зависит от тематики самого фестиваля и возможностей организаторов.

Примерный список секций, построенный на основании анализа основных фестивалей, приведенных ранее:

— Оригами, Го — японская логическая настольная игра.

— Сега — японская настольная логическая игра шахматного типа .

— фан-арт — разновидность творчества фанатов аниме: рисунки, карикатуры определенной тематики.

— DDR — серия музыкальных видеоигр, которые требуют от игроков реакции и слуха.

— Консольные и компьютерные игры.

— Боевые искусства.

— Каллиграфия.

— Японская культура и быт.

Это основное тематическое направление, тематика секций динамична.

Второй день:

2.1 Конкурс косплея. Проходит в виде дефиле в костюмах и образах.

2.2 Конкурс видеоклипов. На суд жюри выносятся клипы, смонтированные участниками из различных аниме с наложением музыки. Обычно оценивается качество монтажа, наложение музыки и т. д.

2.3 Заключительная часть любого фестиваля посвящена японской культуре, а также заполнена различными конкурсами для зрителей: караоке, танца и др.

Религиозные символы и атрибуты в косплее аниме

Религиозные компоненты сопровождают каждый фестиваль. Косплееры зачастую выбирают персонажи, которые имеют религиозный уклон. Костюмы всех этих персонажейобладают соответствующей сакральной атрибутикой: кресты, звезды Давида, пентаграммы, различные синтоистские и буддийский символы.

Опираясь на анализ фестивалей, можно выделить основные религиозные символы, которые встречаются и используются косплеерами на аниме-фести-валях: кресты различных видов, включая различные трансформации, пентаграммы, перевернутые кресты и различная сатанинская атрибутика, которая символизирует принадлежность персонажа к жанру постапокалипсис, облачения

буддийских монахов, облачения синтоистских священников, изображения Будды, изображения Ками, Библия, ангелы, крылья и все что связано с ангелологией, демоны и демонологическая атрибутика: рога, копыта и т. д. Символика оккультных течений: хиромантии, астрологии, поклонения огню, воде и другим стихиям.

Популярность подобных символов и персонажей среди отаку стран СНГ легко объяснима: они просты для восприятия и рецепции. Отаку легко принимают те символы и персонажи, которые легко встраиваются в их аксиологическое восприятие действительности. Если учесть существование аниме-студий, которые специализируются на производстве аниме исключительно для западного зрителя («Madhouse»), то становится понятно, почему отаку выбирают персонажей из подобных аниме («Death Note», «X»). Редки случаи использования символики и персонажей из аниме, далеких от культурных реалий отаку. В основном к ним прибегают ценители конкретной культуры или религиозного течения. Таким образом, кажущаяся культурная пропасть между отаку стран СНГ и японской анимацией является не чем иным, как мифом.

В ходе полевого наблюдения автором были проанализированы 1071 фэн-домный персонаж из них 746 (69,6%) — религиозные персонажи из аниме, 325 (30,3%) имели ярко выраженные религиозные атрибуты или символы, но религиозными не являлись.

Следует также отметить динамику увеличения религиозных персонажей косплея на фестивалях Хиган. Мониторинг, который проводился с 2013 по 2015 гг. показал постепенное увеличение числа религиозных персонажей на фестивалях.

Диаграмма 1. Мониторинг религиозных фендомов фестиваля Хинаг, г. Минск, 2013-2015 гг.

Как видно из диаграммы 1, начиная с 2013 г. религиозный косплей постепенно начинает занимать все больше места на фестивале Хиган. При этом

также наблюдается увеличение удельного веса религиозных фендомных персонажей по отношению к общему числу участников. Это говорит о росте популярности религиозных тем и символов среди отаку. Если удельный вес религиозных персонажей в 2013 г. составлял менее пятидесяти процентов, то к 2015 г. он возрос до 92%.

Данная тенденция находится под влиянием ряда факторов, которые объясняют поступательный рост религиозных фэндомных персонажей на фестивале:

1. Рост популярности среди отаку жанров мистики и постапокалипсиса;

2. Желание придать своему образу налет мистицизма и таинственности;

3. Влияние оккультной среды общества на выбор персонажа.

В период с 2010 по 2015 гг. наблюдается рост числа аниме жанра апока-липтика, постапокалиптика, мистика, которые оказывают непосредственное влияние на выбор косплея.

Среди участников фестивалей было проведено экспресс-интервью, которое не претендует на полноценное оперативное социологическое исследование, но было осуществлено для проведения в последующем более глубокого контент-анализа костюмов и персонажей.

Участникам интервью предлагалось ответить на 2 вопроса:

1. Почему Вы выбрали именно этого персонажа?

a) нравится аниме определённого жанра;

b) нравится характер и образ героя в аниме;

c) его просто воссоздать;

^выбрал за компанию с другом/подругой.

2. Чем Вы руководствовались, используя религиозные символы при создании образа?

a) я религиозный человек и использовал их сознательно;

b) для придания глубины и таинственности образу;

c) мне просто нравятся кресты и другая религиозная атрибутика;

^потому что образ без них неполноценен.

1Вопрос1 ИВопрос2

Диаграмма 2. Опрос отаку на фестивалях Хиган, 2013-2015 гг.

Из результатов опроса (диаграмма 2) следует, что для большинства опрошенных выбор персонажа обусловлен увлечением определенными жанрами аниме, а именно мистикой и постапокалисисом, которые зачастую основываются на религиозных мотивах и сюжетах, в частности христианской: апока-липтике, демонологии, ангелологии, эсхатологии; синтоистских воззрениях на демонов и ками; буддийских образах бродячих монахов.

Также следует отметить, что отаку зачастую используют религиозную символику и атрибутику не из религиозных, а из более прагматичных соображений. Как видно на диаграмме 2, большинство опрошенных обращались к религиозной символике для того, чтобы придать глубину и таинственность своим образам, однако часть опрошенных все же осознанно выбрало именно религиозную символику при создании фэндомных персонажей.

Данный факт говорит о косвенном влиянии религиозных сюжетов в аниме на отаку и на выбор персонажей для косплея.

Также большую долю в образах косплея на фестивалях занимают проявления или отображения оккультной среды общества (образы вампиров, хиромантия, эзотерика, НЛО и т. д.), но они рассматривались лишь косвенно, т. к. цель исследования не предполагала дельного исследования данной области.

Одним из часто используем религиозных символов при создании фэндомных персонажей является крест. При этом нет определенной градации по конфессиональному признаку. В основном отаку используют трансформированные изображения креста. Очень редко можно встретить крест, аутентичный традиционному изображению. Вторым по частоте использования можно назвать образы ангела и демона. При этом они также претерпевают трансформацию: ангелы зачастую предстают в виде воинов с оружием и доспехами выполненными по всем законам жанра меха (жанр аниме, который основывается на описании различного рода технических новинок и фэнтезийных разработок: роботов, киборгов и т. д.).

Заключение

На основании результатов полевого наблюдения, мониторинга и экспресс-интервью можно констатировать, что все чаще отаку выбирают при создании фэндомных персонажей именно религиозных аниме героев. Это обусловлено ростом поклонников аниме жанров мистики и постапокалипсиса, которые основываются на религиозных сюжетах, а также используют религиозную символику.

Также следует отметить, что с 2013 по 2015 гг. наблюдается постоянный рост числа религиозных персонажей косплея на фестивале Хиган. При этом отаку зачастую выбирают персонаж не руководствуясь религиозными предпочтениями, а исходя из увлечения вышеназванными жанрами, в этом можно заметить косвенное влияние, которое оказывают на отаку религиозные темы, присутствующие в аниме. Также косплей-вота используют религиозные символы и атрибуты при создании фэндомных персонажей исходя из желания придать глубину и таинственность своему косплею, Однако среди мотиваций

присутствует и осознанная религиозная позиция, которая диктует использование определенных символов и атрибутов.

Из наиболее часто используемых религиозных символов следует назвать крест, крылья ангелов или рога демонов. Инфернальная тематика достаточно востребована на фестивалях аниме-культуры.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о возможности использования аниме для так называемой внутренней и внешней миссии Православия среди молодежи. Внутренняя миссия возможна на приходе, где есть молодые люди, увлекающиеся аниме. При правильном подборе анимационного продукта его можно использовать при раскрытии основных моментов нравственного учения Церкви. Внешняя миссия возможна среди самих отаку. Используя образы и символы, можно обратить внимание молодых людей на первоисточник и различия в восприятии образов. Однако следует учитывать специфику самой аудитории отаку, а также грамотно подбирать образы из аниме.

Следует также упомянуть о социальной и психологической проблеме, с которой может столкнуться миссионер, имея дело с отаку, которые создают фэндомы. В данном случае для самих отаку существует опасность потери самоидентификации, т. к. они могут полностью растворить свою индивидуальность в воссоздаваемом персонаже. В таком случае необходимо проведение реабилитационной социальной и психологической работы. Таким образом, Православная община (приход) может выступать своего рода «реабилитационным центром».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтапресс. — URL: http://altapress.ru/story/44437 (дата обращения: 22.03.2014).

2. Анигеокс. — URL: http://anigeox.ru/news/29-E%D0%B3%D0%B8tanoshima-2011. html (дата обращения: 22.03.2014).

3. Аниме и манга в России. — URL: http://www.animemanga.ru/Articles/russia.shtml (дата обращения: 21.03.2014).

4. Аргументы и факты. Омск. — URL: http://www.omsk.aif.ru/dosug/afisha/111820 (дата обращения: 22.03.2014 (дата обращения: 22.03.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Белапан. — URL: http://belapan.com/archive/2010/03/15/media_anime_v/ (дата обращения: 22.03.2014).

6. Восток медиа. — URL: http://www.vostokmedia.com/n80380.html (дата обращения: 22.03.2014).

7. Даунтаун. Воронеж. — URL: http://downtown.ru/voronezh/city/1281 (дата обращения: 22.03.2014).

8. Джастмедиа. — URL: http://www.justmedia.ru/ (дата обращения: 22.03.2014).

9. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — М., 1999. — 337с.

10. Игнатович А. Н. Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) // Дао и даосизм в Китае. — М., 1982. — С. 179-206.

11. КазИнформ. — URL: http://www.inform.kz/rus/article/2222967 (дата обращения: 22.03.2014).

12. Комсомольская правда. — URL: http://www.kp.ru/online/news/120893/ (дата обращения: 22.03.2014).

13. Лигаю Новости. — URL: http://news.liga.net/news/culture/491298-kievlyan-poznakomyat-s-aponskoy-kulturoy-i-animatsiey.htm (дата обращения: 22.03.2014).

14. Мещеряков А. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. — М., 2003. — 278 с.

15. Новости Федерации. Международное Информационное Агентство. — URL: http://regions.ru/news/2002038/ (дата обращения: 22.03.2014).

16. Новый регион. — URL: http://nr2.ru/kiev/356524.html (дата обращения: 22.03.2014).

17. НьюсПромРу. — URL: http://newsprom.ru/Dosug/136697724423466/171_ Hanami_187_v_Tjumeni_projdjot_japonskoe_voskresene.html (дата обращения: 22.03.2014).

18. Объектив. — URL: http://www.objectiv.tv/060410/39718.html (дата обращения: 22.03.2014).

19. Подробности. — URL: http://podrobnosti.ua/795189-v-kieve-proshel-kosplej-festival. html (дата обращения: 22.03.2014).

20. Праздничный портал Челябинска. — URL: http://chel.prazdnik-land.ru/ afisha/2010/10/17/anime-festival-momidzhi-2010/ (дата обращения: 22.03.2014.

21. Республика. — URL: http://rk.karelia.ru/kultura/yapona-matrena/ (дата обращения: 22.03.2014).

22. Риа Новости. — URL: http://ria.ru/culture/20091028/190995202.html (дата обращения: 22.03.2014).

23. Самарские Известия. — URL: http://samarskieizvestia.ru/document/9527 (дата обращения: 22.03.2014).

24. Старкон. — URL: http://starcon.pro/convention (дата обращения: 22.03.2014.

25. Татар-Информ . — URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2010/03/27/212000/ (дата обращения: 22.03.2014).

26. Уралвеб. — URL: http://www.uralweb.ru/poster/events/1808.html (дата обращения: 22.03.2014).

27. Чебоксары. — URL: http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=27072009&ch apt=townn&num=2 (дата обращения: 22.03.2014).

28. Erica B. Media and Religion in Japan: the Aum Affair as a Turning Point // EASA Media Anthropology Network & EASA Religion Network joint e-seminar. — 1997. — P. 1-22.

29. Hatcher J. Of Otakus and Fansubs: A Critical Look at Anime Online in Light of Current Issues in Copyright Law // A Journal of Law, Technology & Society. — 2014. — N 2. — Р. 514-542.

30. Kam T. The Common Sense that Makes the 'Otaku': Rules for Consuming Popular Culture in Contemporary Japan // Japan Forum. — 2011. — N25(2). — Р. 151-173.

31. Lee T. Fan Activities from P2P Filesharing to Fansubs and Fan Fiction: Motivations, Policy Concerns, and Recommendations // Texas Review of Entertainment and Sports Law. —

2009. — N 14. — Р. 181-198.

32. Leonard S. Celebrating Two Decades of Unlawful Progress: Fan Distribution, Proselytization Commons, and the Explosive Growth of Japanese Animation // UCLA. —

2010. — Р. 12-39.

33. Sone Y. Canted Desire: Otaku Performance in Japanese Popular Culture // Cultural Studies Review. — 2011. — N 20 (2). — Р. 196-222.

34. Zwart M. Japanese Lessons: What Can Otaku Teach us About Copyright and Gothic Girls? // Alternative Law Journal. — 2013. — N 35(1). — Р. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.