УКД 677:687
Л. Н. Перова
СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ОДЕЖДЫ ГОТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Ключевые слова: готический стиль, готическая субкультура, дизайн, декор, полимерные материалы.
Современная готическая мода никогда не привязывалась к определенной исторической эпохе, откуда можно черпать вдохновение и заимствовать или переосмыслять элементы. Для готического стиля важны внешний вид и содержание образа, такую возможность дают современные материалы на основе полимеров, благодаря которым создаются ткани и декоративные элементы.
Keywords: gothic style, gothic subculture, design, decor, polymeric materials.
Modern Gothic fashion is never tied to a specific historical period, where you can find inspiration and borrow or rethink elements. Gothic important for the appearance and content of the image, which was promoted by modern materials based on polymers, which are created through the fabric and decorative items.
За последние десятилетия мода стала намного доступней и демократичней. Под одной крышей прекрасно уживаются и мирно сосуществуют самые разнообразные стили и тренды. Мода отказалась от жесткого диктата, она советует, предлагает, рекомендует и каждый волен в выборе того, что ему по душе, соответствует его внутреннему миру и вкусам.
В дизайнерских коллекциях, выполненных в готическом ключе, на фоне традиционных для этого стиля темных материалов иногда используется декоративная отделка, которая сразу же акцентирует на себе внимание. Это могут быть массивные металлические или серебряные украшения, полудрагоценные камни, аксессуары из искусственной кожи и кружев. Нередко используются различные замысловатые узоры, выполненные вышивкой, росписью или обычной печатью на ткани. Но стоит отметить, что все же в основном готическая одежда характеризуется монохромным цветовым решением.
Современная готическая мода никогда не привязывалась к определенной исторической эпохе, откуда можно черпать вдохновение и заимствовать или переосмыслять элементы. Для данного стиля важны атмосферность и ощущения, которые каждый человек может испытывать совершенно индивидуально. Совершенно ясно, что готическая мода вряд ли способна дарить светлые и позитивные эмоции, но даже она не чужда юмора и иронии. Для нее главными качествами являются выразительность и неординарность, способность не оставлять равнодушным[1].
Для готики как стиля одежды характерна привязанность к определенной чувственности, чаще всего - ксвоего рода темной романтике. Характерный для нее визуальный вокабуляр возник из набора негативных ассоциаций, эксплуатируемых готической литературой ужаса начиная от ее истоков в XVIII веке до современных проявлений в кинематографе и искусстве в целом.
Дизайнерский наряд, выполненный в готическом стиле, может поражать вызывающим обилием и роскошью отделки или, наоборот, быть простым и незамысловатым, представляя из себя
классическое маленькое черное платье - готический стиль не дает ограничений в способах и приемах выражения.
Готический стиль формировался на протяжении долгого времени, вбирая из каждой временной эпохи определенные черты и элементы. Мода этого направления теснейшим образом связана с готической субкультурой, для представителей которой имидж и внешний облик имеют первостепенное значение.
Готическое мировоззрение, объединяющее готическую субкультуру на протяжении всего ее развития, характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира, особым романтично-депрессивным взглядом на жизнь, отражающемся в поведении, особым восприятием реальности, отношением к обществу - неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него. Также характерными чертами готов являются артистичность и стремление к самовыражению, проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, в создании поэзии, живописи, других видов искусства [1].
Субкультурный стиль всегда воспринимался как нечто подлинное, поэтому он напрямую стал ассоциироваться с творческим началом и проявлением индивидуальности. Напротив, мода часто демонизируется как продукт индустрии, основанной на конформизме и поверхностности. В ее стилистических поисках не видят ничего кроме стремления к прибыли. То, что на территории субкультуры поражал новизной и даже подрывным потенциалом, становится трендом, как только поглощается коммерческим миром моды.
В настоящий момент готика как субкультурное движение породило несколько ответвлений, которые имеют отличительные черты во внешнем облике их последователей, являющиеся отражением их вкусов и предпочтений. Среди наиболее сформированных можно выделить кибер-готику и стимпанк.
Сегодня готическая эстетика не просто присутствует в современной действительности как экстравагантная экзотика, но переходит в область
мейнстрима, завладев сердцами и умами множества людей, даже далеких от готической субкультуры. Готика в своем современном преломлении во многом созвучна умонастроению и эстетике декаданса, интерес к которому возрождается с новой силой в переходные, кризисные этапы развития общества, подобные нынешнему неспокойному времени. Это явление достаточно противоречиво и вызывающе, что не может не вызывать общественный интерес[2].
Важнейшими элементами готического стиля во все времена было сочетание различных тканей по составу, фактуре, свойствам и пластичности для достижения идеального образа. Характер поведения материала обусловлено волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Дизайнеры, работающие в этом направление, должны продумывать поведение материалов и их сочетание между собой.И главное, одежда должна быть полностью или преимущественно черного цвета.
Силуэты и внутренние декоративные линии представляют собой разнообразие резких и плавных линий, что также поддерживает и подчеркивает основное направление готического стиля. В данной одежде также широко используется асимметрия и многослойность конструкций одежды.
Дизайнерский наряд, выполненный в готическом стиле, может поражать вызывающим обилием и роскошью отделки или, наоборот, быть простым и незамысловатым, представляя из себя классическое маленькое черное платье - готический стиль не дает ограничений в способах и приемах выражения.
С одной стороны, костюм является выразителем индивидуальной характеристики владельца, то есть по нему с достаточной долей вероятности можно определить возраст, пол, эстетический вкус и даже характер данного человека. С другой - костюм сам является отражением общественной жизни на данном историческом этапе и меняется в зависимости от изменения социально - экономических условий эпохи. Такие изменения сказываются на формах и пропорциях костюма, способе его ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений и всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами [3].
Проектируя одежду в готическом стиле должны учитываться требования к свойствам материалов, обеспечивающим гигиеничность одежды в процессе эксплуатации. Так как одежда предназначена для повседневной носки она должна быть надежной и сохранять свои качества в процессе носки.Все используемые материалы должны соответствовать этому направлению и эстетическим требованиям, должны иметь необходимую фактуру, пластичность и толщину.
Одежда в готическом стиле изготавливается из довольно обширного ассортимента тканей. Ткань для одежды может быть матовой или глянцевой, натуральной, смешанной или синтетической. Самые распространенные ткани для одежды в готическом стиле - бархат, кружево, латекс, натуральная кожа,
искусственная кожа, сетка, металлизированные материалы, джинса.
Одним из востребованных на сегодняшний день материалов, используемым в оформлении костюма в готическом стиле, является синтетическая кожа.В настоящее время,на ряду с использованием натуральной кожи, большим спросом пользуетсясинтетическая кожа для изготовления одежды в готическом направлении и декоративной отделки. Многие приемы и техники декорирования искусственной кожей швейных материалов активно используются в художественном оформлении современной одежды и не выходят из моды. [4].
Достоинства искусственной кожи заключаются в ее однородности как по комплексу физико-механических и других свойств, так и по внешнему виду; возможности целенаправленного варьирования свойств в широких пределах и придания специальных свойств: огнестойкость или маслостойкости, которыми не обладает натуральная кожа; меньшая, чем у натуральной выделанной кожи, зависимость качества от свойств исходного сырья; длительный срок эксплуатации при сохранении внешнего вида.Для отделки мягких искусственных кож используют рисунок печати, тиснение или нанесение отделочной полимерной пленки для придания ей более интересной фактуры и оригинальности [5].
Художественное оформление одежды, выполненной в готическом стиле, в значительной мере определяется оригинальной отделкой и использованием неординарных решений в их сочетании. В костюме уместно использование таких декоративных техник, как аппликация, вышивка, декоративная роспись, объемные композиции.
В настоящее время все более популярной становится роспись акрилом по ткани как. Это выразительный и оригинальный способ сделать одежду в готическом стиле индивидуальной, так как на ткань можно нанести практически любой рисунок любого размера и цвета.
Акриловые краски на водной основе, которые состоят из трех ключевых компонентов: воды, красителя и акриловой эмульсии, относящаяся к полимерным материалам. Этот вид красок характеризуется яркостью цветов, а главное устойчивостью к агрессивным условиям. Краска подходит для хлопка, джута, льна, шелка и смешанных тканей до 20% синтетики. Все цветовые оттенки устойчивы к выцветанию.Рисунок не отслоится, не раскрошится, не сморщится и долгое время будет сохранять свое первоначальное качество, потому как акрил хорошо переносит перепады температур, механические воздействия и мало восприимчив к влаге [6].
Прелестьготической стилистики в том, что она многогранна и разнообразна в своем проявлении. Она может быть мягкой и агрессивной, романтизированной и приземленной,
вдохновленной прошедшими историческими эпохами и предугадывающей будущее. Готика неимоверна красива, но красива своеобразной
мрачной, строгой и холодной красотой, что и привлекает к ней все большее и большее количество людей.
Литература
1. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко // Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр "Регион". — М.: 2000. — 262 с.
2.Дудникова, Г. П. История костюма / Г.П. Дудникова. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 г. - 423 с.: ил.
3. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма / Э.М.Андросова. - Челябинск: Медиа-Принт, 2004. - 184 с.
4. Козлова, Т.В. Стиль в костюме XX века / Т.В.Козлова, Е.В.Ильичева. - М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2005. -160 с.
5. Кумпан, Е.В. Применение формообразующих полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г.А.Гарифуллина // Вестник Казан.технол. ун-та. - 2012. - Т.15, №14 - стр 121-122.
6. Робинсон Р. Искусство батика. Техника и образцы / Р. Робинсон. - Изд-во:Ниола Пресс, 2007 г. - 96 с., ил.
© Л. Н. Перова - ст. препод. каф. дизайна КНИТУ, [email protected].