Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ XIX В. И ИДЕЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕДИНСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ XIX В. И ИДЕЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕДИНСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2626
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / ЕДИНСТВО / ФРАНЦИЯ / НАПОЛЕОН / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГЕГЕМОНИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БЛОКАДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моржеедов Владислав Геннадьевич, Матюхин Андрей Викторович, Александрова Ариадна Викторовна

В статье рассматривается вопрос об особенностях внешней политики Франции в начале XIX в. по отношению к европейским государствам. Уделяется внимание планам Наполеона Бонапарта по созданию единой континентальной системы. Авторы статьи рассматривают основные цели и итоги политики Наполеона по созданию и укреплению французской гегемонии в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF FRENCH FOREIGN POLICY IN THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY AND THE IDEA OF EUROPEAN UNITY

The article deals with the characteristics of French foreign policy in the beginning of the XIX century in relation to the European states. Attention is paid to the plans of Napoleon Bonaparte to create a unified continental system. The article examines the main objectives and outcomes of Napoleon's policy of establishing and consolidating French hegemony in Europe.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ XIX В. И ИДЕЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕДИНСТВА»

УДК 327

йО! 10.34823/802.2021.2.51569

В.Г. МОРЖЕЕДОВ старший преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-

промышленного университета «Синергия», ассистент кафедры истории России Российского университета дружбы народов

А.В. МАТЮХИН доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Института международных отношений и социально-

политических наук (факультет) Московского государственного лингвистического университета

А.В. АЛЕКСАНДРОВА преподаватель кафедры русского языка и литературы Московского финансово-промышленного университета «Синергия»*

Особенности внешней политики Франции в начале XIX в. и идея европейского единства

В статье рассматривается вопрос об особенностях внешней политики Франции в начале XIX в. по отношению к европейским государствам. Уделяется внимание планам Наполеона Бонапарта по созданию единой континентальной системы. Авторы статьи рассматривают основные цели и итоги политики Наполеона по созданию и укреплению французской гегемонии в Европе.

Ключевые слова: Европа, единство, Франция, Наполеон, Великобритания, континентальная система, гегемония, Гоажданский кодекс, Континентальная блокада.

* Моржеедов Владислав Геннадьевич, e-mail: v.morzheedov@yandex.ru; Матюхин Андрей Викторович, e-mail: avmpl@mail.ru; Александрова Ариадна Викторовна, e-mail: qwiny@mail.ru.

V.G. MORZHEEDOV Senior Lecturer at the Department of Fundamental Legal and Socio-Humanities Disciplines, Moscow Financial and Industrial University «Synergy»;

Assistant at the Department of History of Russia, Peoples' Friendship University of Russia

A.V. MATIUKHIN Doctor of Political Sciences, Docent, Professor at the Department of Theory and History of International Relations at the Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (the Faculty), Moscow State Linguistic University

A.V. ALEXANDROVA Lecturer at the Department of Russian Language and Literature, Moscow Financial and Industrial University «Synergy.»

Characteristics of French foreign policy in the beginning of the XIX century and the idea of European unity

The article deals with the characteristics of French foreign policy in the beginning of the XIX century in relation to the European states. Attention is paid to the plans of Napoleon Bonaparte to create a unified continental system. The article examines the main objectives and outcomes of Napoleon's policy of establishing and consolidating French hegemony in Europe.

Keywords: Europe, unity, France, Napoleon, Britain, continental system, hegemony, Civil Code, Continental Blockade.

Люди, изучающие вопрос об истоках идеи европейского единства, обычно вспоминают о таких деятелях, как Карл Великий, Карл V Габсбург и Наполеон Бонапарт. После падения Западной Римской империи на протяжении почти всего периода Средневековья все еще сохранялась мечта о некоем новом объединении Европы либо под руководством папы римского, либо под руководством императора, главы Священной Римской империи. Появление новых протонациональных государств в XV веке, за которым последовала Реформация, разрушило перспективы единства через религию.

Вплоть до конца Второй мировой войны идею европейского единства можно было представить в трех различных

концепциях. Первая - это Европа, объединенная исключительно на добровольных началах. Однако до второй половины XX в. эта концепция оставалась мечтой. Еще одна концепция европейского единства отражена в создании системы политического равновесия или «концерта», в котором великие державы должны были следить за соблюдением существующих границ и традиционных политико-дипломатических правил. Исторически феномен «европейского концерта» относится в большей степени к Венской системе международных отношений, основы которой были заложены после победы в начале XIX в. над наполеоновской Францией стран-участниц антифранцузских коалиций. Создание Венской системы часто называют первой попыткой сознательного конструирования международного порядка, призванного создать условия для мирного сосуществования государств1. Наконец, в основе третьей концепции единой Европы лежит идея об объединении путем завоевания, что отчасти и произошло в эпоху наполеоновских войн.

Если перейти непосредственно к проблеме того, как Наполеон представлял себе конструирование единого европейского пространства, то тут возникает немало вопросов. Еще далеко не в полной мере исследованы взгляды императора французов на то, как можно было бы с его точки зрения организовать подлинное европейское единство.

Будучи в изгнании на острове Святой Елены, Наполеон изложил некоторые свои взгляды по поводу возможного экономического и политического переустройства Европы, которое он не смог в полной мере реализовать, пока находился у власти. По воспоминаниям графа Эммануэля де Лас-Каза, который создал на основании постоянных разговоров с Наполеоном, произведение «Мемориал Святой Елены», последний хотел бы, чтобы в Европе повсеместно действовали одни и те же принципы, одни и те же веса и меры, одни и те же законы и т.д. В ноябре 1816 г. бывший император французов высказывает мысль о пользе единства немцев и итальянцев, а в дальнейшем и о создании великой европейской семьи в такой форме, которую позже назовут «Соединенные Штаты Европы».

Стоит обратить внимание на тот факт, что Наполеон придает особое значение экономическим проблемам. В качестве

1 Романова Е.В. Трактовки «Европейского концерта» в британской и американской историографии // Вестник МГИМО-Университета, 2016, № 1, с. 8.

основной цели своей политики, которая в итоге привела его к катастрофе, он приводит, казалось бы, вполне оправданную цель промышленного развития континента, что позволило бы противостоять британской экономической мощи. Отнюдь не скрывая того факта, что он хотел бы, чтобы Франция играла роль гегемона, Наполеон, будучи уже отстранённым от власти, неоднократно повторял, что он стремился объединить европейцев, чтобы обеспечить их процветание и успех в их же интересах. В этом, конечно, можно усмотреть определенное лукавство и попытку оправдаться перед потомками.

Следует также отметить, что единственными экономическими институтами, которые могли бы стать общими для всей Европы, с точки зрения Наполеона, были единая система весов и мер, фиксированный паритет между различными валютами и общие законы, регулирующие торговлю и промышленность. Идея глубокой экономической интеграции все-таки не находит отражения во взглядах и высказываниях императора французов.

Прежде чем попытаться обозначить основные векторы общеевропейской политики Наполеона, необходимо вспомнить о наследии, полученном первым консулом, а потом и императором от периода революционных преобразований во Франции.

Великая Французская революция нарушила то относительное европейское равновесие, установленное после подписания Вестфальского мира 1648 г. и поддерживаемое дипломатией Старого режима. Заменив политические игры феодальных правителей и войны, ведущиеся наемными армиями, мобилизацией всех экономических, интеллектуальных, моральных и военных сил, поставив под ружье практически всю нацию. Окруженные со всех сторон враждебными государствами, революционеры призывали французский народ сплотиться. В конце февраля 1793 г. было объявлено о призыве 300 тыс. мужчин. В конце августа 1793 г. по настоянию Лазара Карно, военного министра, Конвент объявил, что «все французы подлежат призыву для нужд армии»1. Таким образом, революция создала своеобразный прототип тотального конфликта, который в полной мере будет реализован уже в XX в.

От революции Наполеон унаследовал определенные внешнеполитические идеи и инструменты, которые он исполь-

1 Симмс Б. Европа. Борьба за господство. Москва: АСТ, 2017, с. 184.

зовал, как только пришел к власти. Политика Наполеона по отношению к европейским государствам определялась стремлением создать то, что он сам, некоторые его современники, а позже историки, назовут континентальной системой1. Во многом это была концепция, унаследованная еще от Директории, которую Наполеон усовершенствовал. Он понимал, что конфликт между революционной Францией и старыми европейскими монархиями - это не только война политических и экономических интересов, это и идеологическое противостояние. В целях обеспечения собственной безопасности Франция окружила себя государствами, получившими название «дочерних» или «сестринских» республик, общественно-политическое устройство которых были организовано по образцу Французской республики и в отношении которых она осуществляла своего рода патронаж. Так, после успешного Итальянского похода Бонапарта в северной Италии была создана Цизальпинская республика. В 1798-1799 гг., после того как французские войска вступили в Рим и Неаполь, возникли Римская и Партено-пейская (Неаполитанская) республики. После захвата французами Швейцарии она была преобразована в 1798 г. в Гельветическую республику2.

Внешняя политика Директории, а потом и правительства наполеоновской Франции отражала интересы тех слоев французского общества, которые стремились в ходе борьбы с Великобританией и ее союзниками завоевать экономическое господство в Старом Свете. При этом в ходе противостояния с Наполеоном Великобритания была вынуждена не только субсидировать противников Франции, но и направлять свои войска на континент, чтобы свергнуть императора и защитить британские интересы. Наполеон оказывал на Великобританию военное и экономическое давление, особенно после оккупации Иберийского полуострова, в частности, за счет так называемой Континентальной блокады, с помощью которой он намеревался отрезать остров от его важнейших рынков сбыта3.

Забота об увеличении экономической мощи Франции приводила к тому, что побежденным странам навязывались мир-

1 Континентальная система // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. СПб., 1895, т. XVI. с. 104-106.

2 Всемирная история: В 24 т. Европа под влиянием Франции. Мн.: Литература, 1998, т. 16, с. 153, 158.

3 Мюнклер. Г. Империи. Логика господства над миром: от Древнего Рима до США. М.: Кучково поле, 2015, с. 72-73.

ные договоры, некоторые пункты которых представляли какие-либо экономические преференции. Так, договоры, подписанные в 1796 г. с Вюртембергом и Баденом, обязывали их обеспечить свободный транзит французских товаров через свою территорию.

Политика Наполеона в Европе была во многом вдохновлена континентальной системой, которую не следует путать с Континентальной блокадой. Она может быть описана как наполеоновская концепция политического, институционального, социально-экономического переустройства европейских государств. Наполеон с самого начала полагал, что спокойствие для Франции будет обеспечено только в том случае, если в Европе исчезнет антагонизм между революционной Францией и государствами, которые были воплощением старых порядков. С этой целью он стремился создать между Францией и великими континентальными державами полосу союзных стран, надеясь при этом, что в европейских государствах начнутся глубокие преобразования, в частности, опирающиеся на знаменитый Гражданский кодекс. Сразу же после принятия Кодекс был распространен на французские колонии, а также на многие европейские страны, завоеванные Наполеоном или вступившие с ним в союз. На протяжении 18041810 гг. кодекс был введен в Бельгии, Пьемонте, Баварии, Лукке, Вестфалии, Голландии, Бадене и Великом герцогстве Варшавском1.

Именно в вышеперечисленном и заключаются два важнейших аспекта континентальной системы: обеспечение безопасности Франции и преобразование европейских государств по французской модели с целью обеспечения в перспективе мира на континенте. Континентальная система была, строго говоря, не программой организации Европы, а скорее стремлением к модернизации каждого из составляющих ее государств, модернизацией, в которой Франция играла бы роль образца.

Наполеон считал, что превосходство и престиж, которые Франция приобрела в том числе благодаря успеху своих

1 Моржеедов В. Г. Кодекс Наполеона и его историческое значение // Девятый международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества - 2014», Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 7-11 апреля 2014 г.: Сборник материалов Девятого международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества -2014». М.: Эдитус, 2014, с. 131.

армий, убедит другие державы в превосходстве ее институциональной системы и общественной организации. Таким образом, Наполеон хотел убедить другие европейские государства в необходимости модернизации.

Интересно отметить, что в России в начале XIX в. также существовали сторонники государственных преобразований с опорой на западноевропейский и французский опыт. Так, известный общественный и государственный деятель М.М. Сперанский стремился к «прививке» полезных, по его мнению, элементов правовой системы и политической культуры Западной Европы к российским реалиям. Он противопоставлял «передовую» правовую систему европейских стран «архаике» абсолютизма и предлагал российскому императору Александру I сделать выбор в пользу «цивилизованности» и своевременности западно-ориентированных преобразований. По замечанию историка Г.В. Вернадского, Сперанский был объявлен «профранцузом», а незадолго до войны 1812 г., когда российско-французские отношения осложнились, сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь1.

Возвращаясь к внешней политике наполеоновской империи, важно отметить, что в европейской континентальной системе центром принятия всех решений была, конечно, Франция, которая значительно расширила свои владения, а значит и экономический и политический потенциал. В 1790 г. Франция состояла из 83 департаментов, а в 1811 г. насчитывала уже 130 департаментов. Бельгия была аннексирована Францией в 1795 г. и поделена на департаменты. Люксембург также стал департаментом Франции. В июле 1810 г. французской становится Голландия, за ней следуют северогерманские ганзейские города. На левом берегу Рейна в 1798 г. были образованы четыре французских департамента. Французской территорией также стала Женева. Франция в 1809 г. увеличила свою территорию за счет Пьемонта (6 департаментов), Генуи, Тосканы, Пармы, Папской области. К этому нужно добавить также Иллирийские провинции2.

1 Матюхин А.В., Ишутин А.А., Моржеедов В.Г. Проевропейские и антиевропейские взгляды в российской общественной мысли XIX - первой половины XX вв. // Социально-гуманитарные знания, 2019, № 6, с. 30-31.

2 Марусенко М.А., Шабалина А.В. Французский язык - международный язык дипломатии: о соотношении исторической реальности и династического заказа // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода, 2009, № 2, с. 97.

Расширение территории Франции проходило в несколько этапов. Все эти приобретения, значительная часть которых была осуществлена за счет стран, являющихся ее вольными или невольными союзниками, были направлены на обеспечение военно-политической безопасности Франции и повышение эффективности борьбы с британской торговлей.

Одним из первых шагов в истории территориальной экспансии Франции рассматриваемого исторического периода стало присоединение всего левобережья Рейна после подписания мирных договоров в Кампо-Формио (1797 г.) и в Люневиле (1801 г.). Следует также упомянуть договор, подписанный с Неаполитанским королевством 29 мая 1801 г., по которому к Франции отошли остров Эльба, княжество Пьом-бино и ряд портов на побережье Тосканы. Разумеется, все эти территориальные изменения были осуществлены без учета мнения местного населения, что формально противоречит принципу свободного волеизъявления народов, который был провозглашен во времена Французской революции.

В период Консульства Наполеон стремился обеспечить безопасность альпийских перевалов, чтобы французские войска могли при необходимости быстро быть переброшены в Северную Италию. С этой целью 28 августа 1802 г. кантон Вале был отделен от Гельветической республики, и французские войска получили постоянное право прохода в верхней части долины Роны, а 11 сентября была официально объявлена аннексия Пьемонта, который до этого времени был просто оккупированной территорией.

Все аннексии, которые осуществляла Франция в конце XVIII - начале XIX в. были основаны на стратегических соображениях, так как Наполеон всегда стремился обеспечить безопасность Франции, пусть даже в ущерб независимости других народов.

В 1810 г. с целью закрытия побережья Адриатики для английских товаров были аннексированы Иллирийские провинции. В этом же году Францией было поглощено королевство Голландия. Это означало, что Наполеон, не колеблясь, свергнет одного из своих братьев, чтобы заставить его государство исчезнуть ради укрепления гегемонии Франции. Все побережье Северного и Балтийского морей - от Рейна до Эльбы - было 13 декабря 1810 г. росчерком пера включено в состав наполеоновской империи в качестве «новых департа-

ментов»1. Также к Франции 26 января 1812 года была официально присоединена Каталония, до этого входившая в состав владений испанского короля Жозефа Бонапарта, старшего брата Наполеона. Таким образом, ни одно нейтральное или союзное государство, даже если в нем правил один из членов семьи Бонапартов, не имело иммунитета от возможной аннексии со стороны наполеоновской Франции.

Именно на территориях, присоединенных к Франции, работа по модернизации, предпринятая Наполеоном, велась наиболее активно, и именно там континентальная система применялась с наибольшим успехом. Политико-правовой режим всегда вводился в полном объеме, иногда для этого мог понадобиться определенный переходный этап с учетом экономических или социальных условий, которые существенно отличались от французских.

За пределами самой империи континентальная система Европы включала в себя то, что можно назвать государствами «семейной системы», а также страны, связанные с Францией различными договорами (Швейцарская Конфедерация, Рейнский союз). Наполеон посадил на престолы европейских государств своих родственников, например, пасынок Евгений де Богарне стал вице-королем Италии, сестра Элиза была правительницей Лукки и Пьомбино, младший брат Луи какое-то время был королем Голландии, а старший брат Жозеф был сначала Неаполитанским королем, а затем стал королем Испании. Помимо государств семейной системы существовала Швейцарская Конфедерация, от которой в 1803 году Наполеон получил звание «медиатора» (посредника). Он оставил швейцарским кантонам большую степень автономии и требовал только поставки солдат в свою армию, поступления налогов и применения французских таможенных законов.

В результате активной внешней политики Франции и различных политических изменений произошло значительное сокращение числа германских государств к 1803 г. - с 296 до менее чем 50. После длительных подготовительных переговоров 12 июля 1806 г. было объявлено о создании Рейнского союза - объединения 16 германских государств. Главное значение этого нового государственного образования на карте Европы заключалось в том, что его протектором был «избран»

1 Сироткин В.Г. Наполеон и Россия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000, с. 144.

император французов Наполеон . Все государства-члены Рейнского союза обязались в соответствии с договором предоставлять контингенты для армий Наполеона и содержать французские войска, размещенные на их территории. То же самое относилось и к государствам «семейной системы».

После разгрома Пруссии в 1806 г. Наполеон часто говорил о важности «моральных завоеваний», которые, по его убеждению, должны были последовать за военными кампаниями. Поэтому он решил создать Великое герцогство Берг и Вестфальское королевство в качестве «образцовых государств». Эти государства, согласно замыслам французского императора, должны были стать своеобразными «копиями» Франции на немецких территориях, чтобы показать другим государствам пути и методы модернизации на собственном примере.

Однако можно сказать о том, что политика, проводимая в «образцовых государствах» Берг и Вестфалия, по сути, провалилась. Конечно, дарование братом Наполеона Жеро-мом, королем Вестфалии, конституции для своего народа и связанные с этим документом новые либеральные изменения привнесли в жизнь людей определенные положительные моменты, однако были и существенные минусы. Из-за того, что королевством управлял брат французского императора, королевство Вестфалия несло такие убытки, что к 1810 г. эта земля была на грани банкротства. Засилье французских товаров разоряло местных мелких ремесленников; Жером и Наполеон, желая вознаградить за боевые заслуги выдающихся армейских деятелей, щедро отдавали им в подарок земли Вестфалии; французский язык стал государственным, при том, что большая часть населения никогда не изучала этот язык2. После сокрушительного поражения Наполеона в России в 1812 г. одними из первых германских государств, выбывших из лагеря его союзников, были именно Вестфальское королевство и Великое герцогство Бергское. Никто в этих двух государствах не встал массово на защиту наполеоновского режима: ни крестьяне, ни ремесленники, ни купцы, ни дворяне. Это произошло потому, что тяжесть

1 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. 3-е изд. М.: Мысль, 1980, с. 486.

2 Филимонов С.М. Рейнский союз и Германский союз: сравнительный анализ двух государственных систем // Германия на перекрестках истории. Проблемы внутренней и внешней политики в контексте трансформаций международных отношений. Выпуск 8. Сборник статей. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2017, с. 174-175.

французского господства окончательно заставила людей забыть о преимуществах континентальной системы.

Важно отметить, что вне государств «семейной системы» Наполеон никогда не стремился навязать то устройство государства, которое он считал идеальным. Хорошим примером здесь служит введение Гражданского кодекса, так как известен только один случай вне государств «семейной системы», где он был, по сути, введен без учета какой-либо местной специфики, и это произошло в Великом герцогстве Варшавском. Там, где Наполеон не управлял лично или через посредника, он должен был быть осторожен в своих действиях. Можно сказать, что чем больше император требовал со своих союзников солдатских поставок или соблюдения условий Континентальной блокады, тем меньше он был склонен к навязыванию реформ.

Существовали такие государства, как Саксонское королевство или два мекленбургских герцогства, которые вообще практически не менялись. Больше всего преобразования затронули те государства, которые встали на путь реформ еще в эпоху просвещенного деспотизма. В качестве примера такого государства можно вспомнить о Баварии. В тех странах, где правители проявляли заинтересованность в реформах, они принимали, по примеру Франции, систему, которая укрепила бы их власть и сделала бы их управление более эффективным. Все это привело к созданию корпуса служащих, оплачиваемых, назначаемых и увольняемых государством, и к изменениям системы набора в армию на основе воинской повинности. Была также проведена реформа системы правосудия с созданием иерархических судов и введением системы судов присяжных. Налоговая реформа ознаменовалась упрощением налоговой системы, созданием лучшей налоговой базы, отменой налоговых привилегий дворянства и духовенства, а также ликвидацией государственного долга путем продажи церковной собственности.

Союзы, объединявшие Францию с каждым из государств «семейной системы», с Рейнским союзом и Швейцарской Конфедерацией, были заключены путем дипломатических переговоров с последующим подписанием договоров. Но все эти договоры очень похожи на те, которые западные державы навязывали Китаю в XIX веке и которые сами китайцы называли «неравными», поскольку существовал неопровержимый дисбаланс сил в пользу одного из участников переговоров.

Это означало, что только Франция осуществляла все дипломатическое руководство. Например, Наполеон сообщал своим союзникам, что он собирается вступить в войну, и просил предоставить ему согласованные воинские контингенты. Иностранным генералам не разрешалось готовить планы военных кампаний, а их войска в собственной униформе и со своим кадровым обеспечением обычно включались в состав какого-либо французского армейского корпуса под командованием французского маршала или генерала. В то время как империи, т. е. собственно Франции и аннексированным ею странам, пришлось предоставить в наполеоновскую армию около 2,2 млн. человек, государства континентальной системы внесли свой вклад, поставив под ружье, по крайней мере, 550 тыс. человек.

Европейские страны, которые были включены в континентальную систему Наполеона, в экономическом отношении еще больше подчинялись Франции, чем в военно-политическом, дипломатическом и социальном планах.

Находясь в Берлине, Наполеон подписал 21 ноября 1806 г. свой знаменитый декрет о Континентальной блокаде. Какая-либо торговля и все сношения с британскими островами были запрещены, чтобы строго наказать "нацию лавочников"1.

Континентальная блокада распространялась на европейские страны без предварительных консультаций. Европейские государства также не участвовали в разработке тех декретов, которые с 1808 по 1810 гг. дополняли Берлинский декрет. Поэтому у них не было другого выбора, кроме как присоединиться добровольно или под принуждением. К Континентальной блокаде, направленной против Великобритании, по замыслам Наполеона должны были присоединиться рано или поздно все государства Европы.

В рамках Континентальной блокады Наполеон задумал по сути не новую экономическую организацию для Европы, а систему новых экономических отношений между Францией и всеми другими государствами в соответствии с двумя совершенно разными и отчасти противоречивыми целями. Первая цель заключалась в стремлении обеспечить господство французской экономики, предоставив ей своего рода монополию на европейских рынках, за счет, в случае необходимости, экономики государств континента, которые снабжали Францию

1 Безотосный В.М. Наполеоновские войны. М.: Вече, 2010, с. 73.

сырьем и потребляли продукцию ее промышленности. Вторая экономическая цель, к которой стремился Наполеон, состояла в том, чтобы объединить все континентальные государства в войне против британской промышленности и торговли. Таким образом, он пытался принудить Великобританию к миру, который он не смог бы навязать ей силой оружия.

В результате введения Континентальной блокады продукции английской промышленности был закрыт доступ на европейские рынки. Избавившись от мощного конкурента, который был экономически сильнее Франции, французская промышленность получила дополнительный стимул для своего 1

развития .

Наполеон потребовал, чтобы его соратники приложили все усилия и пошли на определенные жертвы, чтобы поддержать его борьбу против экономической мощи Великобритании, но не отказались бы при этом от подчинения интересов собственной экономики интересам Франции. Из-за этой двусмысленности Наполеону пришлось разочаровать многих европейцев и, в конечном счете, потерпеть неудачу. Он отказывался учитывать жизненно важные экономические интересы других стран, кроме Франции. В этих условиях легко понять, что многие государства неохотно применяли блокаду во всей ее строгости. Именно под дипломатическим давлением, часто сопровождаемым угрозой военной интервенции, многие страны Европы - Испания, Австрия, Пруссия и Швеция - подчинялись решениям императора. Как справедливо полагают многие исследователи, одной из причин нападения Наполеона на Россию в 1812 г. также стало несоблюдение всех условий блокады Александром I. Наполеоновский министр иностранных дел писал незадолго до войны с Россией в Петербург французскому послу Лористону: «Говорю это для Вас одного, Ольденбургское дело не имеет значения ни для нас, ни для России: вся суть в торговых интересах и континентальной системе»2.

Подводя итоги, можно сказать, что внешняя политика наполеоновской Франции по отношению к европейским странам носила весьма противоречивый характер. Нет сомнений в том, что усилия по экономической и социально-политической

1 Манфред А.З. Указ. соч., с. 562.

2 Всемирная история: В 24 т. Европа под влиянием Франции. Мн.: Литература, 1998, т.16, с. 237.

модернизации европейских стран, предпринятые Наполеоном, сыграли важную роль в их дальнейшем развитии. Борьба Франции за гегемонию в Европе и ее стремление объединить в борьбе с Великобританией европейские государства породили идею о том, что в перспективе можно осуществить подлинное экономическое объединение континента.

Период наполеоновского господства также оставил после себя достаточно развитую инфраструктуру, что в дальнейшем будет способствовать экономическому развитию многих европейских стран. В первой половине XIX в. большое значение приобретают сообщения по внутренним водным путям Европы. Именно тогда, в 1804 г., было создано первое международное учреждение, отвечающее за организацию судоходства на Рейне. Проект канала между Балтийским и Северным морями также восходит к этому времени. В наполеоновскую эпоху было построено немало новых дорог, например, вдоль левого берега Рейна, на средиземноморском побережье для связи Франции и Италии, через Иллирийские провинции и вдоль побережья Далмации.

Наконец, внешняя политика, проводимая наполеоновской Францией по отношению к другим европейским странам, учит нас тому, что не стоит объединять государства на благо какой-то одной державы и осуществлять под прикрытием формального союза эксплуатацию своих партнеров. Чтобы быть прочным, союз должен быть заключен между странами, находящимися примерно на одном и том же уровне развития, в противном случае существует риск установления гегемонии сильнейшего над слабыми. Можно сказать, что режим военной оккупации, протектората и экономической эксплуатации, навязанный Наполеоном европейским странам, породил национал-патриотизм, который до того времени практически не обозначался, но позже ярко себя проявил. Доказательством чему служат антифранцузские восстания в Испании, Тироле, северной Германии. Наполеон поставил перед собой задачу построения однородной и единой Европы исключительно ради поддержания гегемонии Франции. Но при этом он способствовал модернизации европейских государств, обозначив дальнейший путь их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.