Научная статья на тему 'Эсдейл Ч. Наполеоновские войны: международная история. (реферат)'

Эсдейл Ч. Наполеоновские войны: международная история. (реферат) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1414
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эсдейл Ч. Наполеоновские войны: международная история. (реферат)»

Эсдейл Ч.

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ИСТОРИЯ (Реферат)

Esdaile Ch.

Napoleon's wars: An international history, 1803-1815. - L.;

N.Y.: Allen Lane, 2007. - XVII, 621 p.

В монографии Чарльза Эсдейла, профессора истории Ливерпульского университета, предпринята попытка дать обобщенную историю Наполеоновских войн в панъевропейском измерении. Книга состоит из введения и 11 глав, в которых последовательно представлены события военно-политической истории Европы 1792-1815 гг., начиная с революционных войн Франции и прихода Наполеона к власти и заканчивая Венским конгрессом.

Рассматривая предысторию Наполеоновских войн, начавшихся в 1803 г., автор указывает, что бытующая в историографии интерпретация международного конфликта как идеологического столкновения принципов Французской революции и «старого режима» слишком упрощает реальное положение дел. Несмотря на то что неприязнь и отвращение к якобинству, так же как и пропаганда революции со стороны Франции, имели место, тем не менее ни одна из держав не ставила своей задачей восстановить «старый порядок» во Франции, и целью создания европейских коалиций не являлся «крестовый поход против революции» (с. 45). Участвуя в так называемых «революционных войнах», начавшихся в 1792 г. и завершившихся Амьенским миром 1802 г., многие правительства продолжали проводить традиционную внешнюю политику, учитывавшую их вполне прагматические и тоже традиционные интересы. Россия, например, в 1794 г. сражалась не с французами, а с поля-

ками, а во время Наполеоновских войн Александр I принимал также участие в конфликтах на Балканах, на Балтике, в Средней Азии. Аналогичным образом и шведы в 1814 г. не столько боролись с Наполеоном, сколько стремились завоевать Норвегию (с. 6).

Во Франции идея идеологической войны была сильнее: в 1791-1792 гг. там действительно боялись контрреволюционной интервенции, однако, вступив в военный конфликт с Австрией, французы всячески старались избежать столкновения с Пруссией. И если первоначально радикалы искренне стремились осуществить своего рода «экспорт революции», то после 1793 г., Термидора и с установлением в 1795 г. режима Директории идея «освобождения» Европы девальвировалась. Это уже были просто слова, маскировавшие вполне прагматические интересы по аннексии Бельгии или же эксплуатации Голландии (с. 47).

Когда Франция оказалась в руках одного человека - Наполеона, в международные отношения вошел новый элемент: личные амбиции такого масштаба, что для них оказались тесны границы европейской системы, пишет автор (с. 70). Начался новый этап общеевропейских конфликтов. Подчеркивая преемственность между революционными и Наполеоновскими войнами, Ч. Эсдейл утверждает, что в основе конфликтов, раздиравших Европу в 1792-1815 гг., лежали не столько агрессивность Наполеона и его жажда власти, сколько структурные факторы системного характера. Первым из них, относящимся к балансу международных сил, автор считает проблему с Восточной Европой, точнее, необходимость заполнения вакуума, возникшего в результате упадка Швеции, Польши и Османской империи. Вторым фактором являлся колониальный и торговый конфликт между Великобританией и Францией, который длился в течение всего XVIII в. Таким образом, по мнению автора, войны революционной Франции являлись частью более широкого кризиса, который начался в Восточной Европе в 1787 г., и во многих отношениях ничем не отличались от династических войн, которые велись в Европе в раннее Новое время (с. 6).

Принято считать, что эпоха Наполеоновских войн началась 18 мая 1803 г., когда Англия объявила войну Франции и ее новому правителю, первому консулу империи Наполеону Бонапарту. В течение первых двух лет две державы вели войну на море; позже, летом 1805 г., возникла мощная антифранцузская коалиция, в которую наряду с Англией вошли Австрия, Россия, Швеция и Неаполь. На море франко-испанский флот потерпел поражение в битве при Трафальгаре, но на суше французам удалось разгромить австрий-

ские войска при Ульме, а затем - объединенную русско-австрийскую армию при Аустерлице. Австрия заключила мир, к миру были готовы и Англия, и Россия. Но даже если бы это произошло, пишет автор, вряд ли Европа была бы способна сохранить мир. После восстания в Сербии в 1804 г. Османская империя быстро сползала к войне с Россией, конфликт между ними разразился осенью 1806 г. Тогда же Пруссия напала на Наполеона, но потерпела поражение в двойной битве при Иене и Ауэрштедте. Вторжение французских войск в Польшу привело к «ужасному кровопролитию на заснеженном поле Эйлау» в феврале 1807 г. Еще один триумф французов при Фридланде убедил российского императора Александра заключить мир с Францией.

Это был поворотный для Наполеона момент, пишет автор. Коронованный в декабре 1804 г., он оказался во главе обширной империи. В течение следующих нескольких лет на месте республик-сателлитов, унаследованных от 1790-х годов, возникло достаточно пестрое объединение многочисленных монархий, которыми управляли братья и сестры Наполеона. Они включали в себя Голландию, немецкие государства Вестфалию и Берг, Итальянское королевство и Неаполь. Многие другие области - Бельгия, Рейнские земли, Пьемонт - были аннексированы Францией, а в Германии Священная Римская империя была заменена новой Рейнской конфедерацией, попавшей под контроль Франции, так же как и часть Польши, в которой было создано Великое герцогство Варшавское. Притом что Испания стала преданным союзником, а Россия фактически склонилась присоединиться к Наполеону в его войне с Англией, путь к окончательной победе был открыт. Для этого император инициировал блокаду британской торговли, получившую название «континентальной системы» (с. 2).

Однако Наполеону не удалось использовать эту возможность, и часто говорят, что в 1808 г. он совершил самую большую свою ошибку, свергнув испанских Бурбонов в пользу своего брата Жозефа (в Испании началась освободительная война против французов. - Реф.). Автор считает, что главной ошибкой Наполеона была его неверная оценка ситуации на континенте. Кроме того, созданная им империя фактически была организована для эксплуатации других стран с целью выжимания людских и материальных ресурсов.

Осознав это, Австрия, вслед за Пруссией, предприняла последнюю попытку защитить свою независимость, но была разгромлена при Ваграме. Однако этой победы, которая явилась последним триумфом Наполеона, было недостаточно для восстановления

власти Франции. Отношения с Россией, «выказывавшей все больше своенравия», в 1810 г. стали открыто враждебными, стороны начали готовиться к войне. Наполеон с гигантской армией вторгся в Россию в июне 1812 г. Это оказалось для него катастрофой: «В Европе его хватка ослабла из-за необходимости направить как можно больше сил в Россию, в то время как армия, первоначально направлявшаяся в Литву и закончившая свой путь в Москве, была полностью уничтожена соединенными усилиями русских и тяжелыми условиями русского климата» (с. 3).

За этим последовала «ужасная завершающая фаза войны». Александр I принял ключевое решение не останавливаться на русской границе, а следовать в Германию и Великое герцогство Варшавское с целью нанести Наполеону решающий удар. Как следствие, Пруссия «поднялась на борьбу с захватчиками» (Пруссия, а затем и Австрия перешли на сторону Шестой коалиции. - Реф.). После нескольких месяцев ожесточенной борьбы новая армия, собранная Наполеоном после русского разгрома, была уничтожена при Лейпциге, что не оставило императору иной возможности, кроме как отступить за Рейн. Он отверг несколько предложений о мире (которые оставляли за ним французский трон) и решил сражаться дальше в надежде, что созданный против него союз распадется. Но его положение, пишет автор, к этому времени стало безнадежным. Не только Франция восстала против постоянных мобилизаций, но и в Испании произошел разгром французов англопортугальскими силами в битве при Витории в июне 1813 г. После того как в марте 1814 г. войска союзников вошли в Париж, Наполеон был вынужден под давлением своих маршалов отречься от престола и отправиться на остров Эльбу.

Возвращение Наполеона и его знаменитые «Сто дней» не помешали ведению миротворческого процесса в Вене, пишет автор. Конгресс начал свою работу в сентябре 1814 г., и к моменту, когда состоялась битва при Ватерлоо (18 июня 1815 г. - Реф.), окончательное соглашение было уже подписано. Наполеон был сослан на остров Св. Елены, а возведенный к этому времени на французский престол Луи XVIII был вынужден принять условия достаточно тяжелого для Франции мирного договора. Что касается великих держав, то 20 ноября 1815 г. Англия, Россия, Пруссия и Австрия вступили в союз, направленный против Франции, целью которого являлось сохранение мира в Европе. Перед этим Россия, Пруссия и Австрия подписали соглашение, получившее название Священного союза, который, по мнению Эсдейла, долгое время неверно истол-

ковывался историками. Автор солидаризируется в данном вопросе с Меттернихом, который считал, что Священный союз, инспирированный «пиетизмом императора Александра», представлял собой всего лишь применение христианских принципов в политике, а вовсе не «орган контрреволюции», призванный поддерживать абсолютизм или иной вид тирании во всей Европе. Девизом Венского конгресса, пишет автор, являлась не реакция, но мир, что можно оценивать только положительно, учитывая, что потери составили, по разным данным, от 5 000 000 до 7 000 000 человек (с. 558-560).

Наполеоновские войны открыли новую эпоху в истории Европы. Их отличало прежде всего то, что борьба велась силами «вооруженного народа». Впервые это понятие было изобретено французами в 1793 г., но затем его использовали и противники Франции: всеобщая воинская повинность была введена в Испании в 1808 г., в Швеции в 1812 и в Пруссии в 1813 г. В Англии в отсутствие воинского призыва законодательно было установлено, что каждый обязан в той или иной форме нести военную службу. В России, где не было проведено военной реформы, посредством рекрутского набора мобилизовали столько людей, сколько, по мнению автора, вряд ли удалось бы поставить под ружье при использовании французской системы всеобщей воинской повинности.

В результате значительно возросла численность воюющих армий. Если в шести крупнейших битвах эпохи революционных войн участвовало в среднем 87 000 человек, то в период 1805-1809 гг. -уже 162 000, а в пяти сражениях 1812-1813 гг. - при Бородино, Лютцене, Бауцене, Дрездене и Лейпциге - 309 400 человек (с. 8).

Параллельно совершенствовалась организационная структура войск. Как отмечается в книге, создание в наполеоновской армии корпусного звена и распространение этой системы к 1812 г. на все армии европейских стран привели к трансформации и самих сражений. Теперь, пишет автор, решающая победа в сражении не достигалась в один день, как прежде. Борьба шла в течение нескольких дней, и победа являлась результатом стратегических действий командующих, находящихся на отдалении в тылу (исключение составляет битва при Ватерлоо). Таким образом, делает вывод Ч. Эсдейл, начиналась новая эпоха в ведении войны (с. 10). Ее отличал отказ от принципа «ограниченной войны», который соблюдался даже в войнах периода Директории. По мнению автора, переход к тотальной войне был инициирован самим Наполеоном, который в силу своего характера не шел на компромиссы, любил «демонстрировать мускулы при любой возможности и всегда доводил дело до край-

ности» (с. 13). Именно поэтому, а не из-за позиции Англии и других держав, Наполеон вступил на путь борьбы за мировое господство.

Еще одной важной особенностью Наполеоновских войн считается участие в них гражданского населения. Именно тогда появилось слово герилья, или «партизанская война», которая шла в Испании, Италии, Тироле и в России. Однако степень участия населения не следует преувеличивать, пишет автор. Как показали современные исследования, испанские партизаны были достаточно тесно связаны с регулярными войсками, а основу нерегулярного сопротивления в России составляли всё же не крестьяне, а казаки. Тем не менее именно Наполеоновские войны «формализовали концепт асимметричной войны» (с. 11).

Именно в наполеоновскую эпоху важной составной частью войны стала пропаганда, пишет Ч. Эсдейл. Впервые правительства всех враждующих стран целенаправленно возбуждали ненависть к врагу среди своих подданных. Непосредственно связанными с новым пониманием ведения войны силами всего народа оказались политические и социальные реформы, проведенные в ряде стран (Испании, Пруссии). Войны дали толчок развитию государства: во многих странах вводились новые методы управления, которые требовали создания современной (модерной) бюрократии, а это был «еще один гвоздь в гроб старого режима» (с. 11-12).

Подводя итоги, автор останавливается на политических и экономических последствиях Наполеоновских войн. Он придерживается мнения, что общеевропейский конфликт ускорил развитие либерализма и национализма, хотя статус политической силы они приобрели гораздо позже. Войны привели к тому, что основные центры торговли и производства вынужденно переместились с побережья во внутренние области Саксонии и Рура. Более того, благодаря блокаде портов англичанами, считает Эсдейл, континентальная Европа совершила поворот от торговли к промышленности, а последовавший затем продолжительный период относительного мира позволил в полной мере использовать новые экономические преимущества.

Ситуация, в которой оказалась Европа в 1914 и 1939 гг., была точно такой же, как в 1803 г., пишет Эсдейл, указывая на главную причину последовавших в ХХ в. мировых войн - стремление создать колониальную империю. И ответ на него был точно таким же, как и в наполеоновскую эпоху: создание «великого альянса» (grand alliance), который использовал для своего вооружения и финансирования ресурсы всего мира (с. 565).

О.В. Большакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.