УДК 372.3;373.211.24
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2022 Ю. М. Васина1, И. В.Чумакова2
1 кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: j m [email protected]
Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого
2 кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: i. v. chumakova @ yandex. ru
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области
В статье рассматриваются пути использования творческих проектов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделены и обоснованы условия, способствующие позитивной социализации детей с ОВЗ. Рассмотрены основные направления проектно-инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: творческие проекты, проектно-инновационная деятельность, педагоги (воспитатели), социализация; дошкольное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
PECULIARITIES OF INTRODUCING CREATIVE PROJECTS IN THE PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATION AS ONE OF THE MEANS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH
© 2022 Yu. M. Vasina1, I. V. Chumakova2,
1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: j m [email protected]
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
2 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: i. v. chumakova @ yandex. ru
Institute for Advanced Studies and Professional Retraining of Educators of the Tula Region
The article discusses the ways of using creative projects in working with children with disabilities (HIA). The conditions conducive to the positive socialization of children with disabilities are identified and substantiated. The main directions of design and innovation activities of a preschool educational institution within the framework of the implementation of the Federal State Educational Standard for Children with Disabilities are considered.
Keywords: creative projects, design and innovation activities, teachers (educators), socialization, preschool education, children with disabilities.
В процессе модернизации системы дошкольного образования использование творческих проектов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет немаловажную роль не только для развития их исследовательских способностей, но и для формирования у них мотивационной заинтересованности в работе в группе, их познавательной активности в учебном процессе.
В дошкольных образовательных учреждениях проектная деятельность выступает как один из видов деятельности, способствующей поэтапному осуществлению практической деятельности, помогающей ребенку в освоении окружающей среды посредством модели личностно ориентированного взаимодействия [1].
Противоречие между высоким образовательным потенциалом использования творческих проектов в образовательной деятельности детей с ОВЗ и отсутствием методических рекомендаций в процессе реализации данной работы обусловливает актуальность исследования.
Цель нашего исследования - разработка и обоснование внедрения в процесс дошкольного образования творческих проектов как одного из средств социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: а) уточнить определение и содержание понятия «творческие проекты»; б) обосновать условия внедрения творческих проектов в процесс дошкольного образования детей с ОВЗ; в) определить пути вовлечения родителей в процесс развития и социализации ребенка с ОВЗ.
Теоретической основой исследования являются научные исследования, в которых раскрываются особенности внедрения проектной деятельности в дошкольные образовательные учреждения (М.М. Поташник, А.Е. Абромешина, К.Ю. Белая и др.), технологии разработки инновационно-проектной деятельности (Б.С. Безрукова, И. А. Колесникова, Г.П. Щедровицкий и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке путей социализации и реабилитации ребенка с ОВЗ и инвалидностью вследствие расширения общения ребенка, развития игровой, двигательной и познавательной его активности и, как следствие, минимизации вторичных нарушений, вызванных застоем развития, социальной и психологической изоляцией; формирование квалифицированного профессионального корпуса специалистов ранней помощи за счет укрепления профессиональной состоятельности, мотивированности, ответственности в работе с детьми особо сложной категории.
Рассматривая творческие проекты как один из видов заданий, включающий ориентацию на самостоятельную деятельность ребенка по развитию умений ставить цели и выбирать способы их реализации, планировать, презентовать и оценивать свою работу, исходя из требований, предъявляемых к той или иной деятельности, мы считаем, что проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ способствует формированию позитивного социального опыта ребенка, является незаменимым средством, обеспечивающим сотрудничество и взаимопомощь между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.
Стоит отметить, что научно-методическое обоснование внедрения проектной деятельности в работу с детьми с нарушениями развития включает изменения в самой структуре содержания образования, в технологии, методике и формах образования. Это предполагает создания принципиально новой образовательной среды, поддерживающей детей с ОВЗ в образовательном, культурологическом, социальном и реабилитационном плане [2].
Базой исследования стал ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». Исследование проводилось в рамках регионального проекта «Путь к успеху!», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (заявка № 20-2-019901), в котором принимали участие около 30 воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тулы и Тульской области, 60 семей, воспитывающих детей с ОВЗ и проживающих в городах и селах Тульской области.
В ходе реализации проекта были проработаны вопросы оперативного совершенствования образовательного процесса в сфере дополнительных услуг региона для детей с ОВЗ и их семей, обеспечения доступности и результативности художественно-эстетического образования детей средствами электронных образовательных ресурсов и апробации системы подготовки педагогов для осуществления дистанционного обучения маломобильных или удаленных групп детей с ОВЗ.
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что внедрение творческих проектов в процесс дошкольного образования с целью социализации ребенка с ОВЗ будет проходить более эффективно, если будет: а) сформирована профессиональная готовность педагогов-воспитателей к проектно-исследовательской деятельности в условиях дошкольного общего образования (ДОО); б) организована предметно-пространственная среда, обеспечивающая внедрение творческих проектов в работу с детьми с ОВЗ; в) осуществлено включение родителей в процесс работы над проектом детей с ОВЗ.
На первом, подготовительном, этапе исследования нами проводилась работа по формированию готовности воспитателей-педагогов к проектно-инновационной деятельности [3]. В своем исследовании ранее мы установили основные направления реализации данного вида деятельности: проведение практических семинаров по формированию теоретической, методической или практической готовности педагогов к проектно-инновационной деятельности; создание педагогических мастерских; проведение научно-методических семинаров, открытых мастер-классов по проектированию экспериментальной деятельности, а также создание открытого банка инновационных идей; выявление путей творческого взаимодействия воспитателей разных образовательных учреждений, вовлечение родителей в реализацию проектной деятельности. Из всего многообразия форм совершенствования профессиональных компетенций педагогов наиболее эффективной оказалось проведение курсов повышения квалификации в формате воркшопа в онлайн-режиме. В цикле обучающих мероприятий курсов повышения квалификации «Формирование цифровых навыков педагогов - участников регионального проекта "Путь к успеху!"», где доля практической работы слушателей составляет 70-80% общего времени, педагоги имели возможность под руководством наставника овладеть умениями разрабатывать структуру и содержание дистанционных мастер-классов по изготовлению художественных изделий для детей с ОВЗ, вести видеозапись демонстрационных роликов для детей, размещать свои материалы на информационной платформе, проводить видеоконференции с участниками проекта, давать методические рекомендации по специфике работы с детьми с ОВЗ в онлайн-режиме (https://aprto.ipk-tula.ru/formation). В состав слушателей курсов были включены как педагоги-волонтеры, планирующие сопровождать детей с ОВЗ и их родителей в процессе творческой деятельности на местах, так и педагоги, участвующие в разработке программы и проведении мастер-классов.
В рамках данного этапа была сформирована не только мотивационная, но и содержательная составляющая профессиональной готовности к реализации проектной деятельности, что было продемонстрировано в последующей практической реализации проекта.
Процесс создания творческой среды для ребенка и его родителей включал в себя этап изучения готовности детей с ОВЗ к проявлению творчества в художественной деятельности. Для выявления уровня развития способностей у ребенка к творческой деятельности нами был подобран следующий диагностический инструментарий: исследование оригинальности решений (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых) - методика «Дорисование фигур» (автор О.М. Дьяченко), тест «Незаконченный рисунок» (авторы Я.Л. Коломенский и Е.А. Панько); универсальные творческие способности для детей (методики диагностики авторов В. Синельникова, В. Кудрявцева): «Солнце в комнате», «Складная картинка» - исследование беглости (умение видеть целое раньше частей), гибкости (способность выдвигать разнообразные идеи), метафоричности (готовность работать в необычном контексте, склонность к ассоциативному мышлению), восприимчивости (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности), удовлетворенности (способность усовершенствовать объект, добавляя детали); беглость (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость (способность видеть разные варианты решения задачи) по методике П. Торренса «Нарисуй картинку».
Качественный анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что по критерию «гибкость» для детей с ОВЗ характерна некоторая ригидность творческих способностей, они не способны к быстрому переключению с одной идеи на другую. По показателю «оригинальность» для них характерно применение более стандартных способов решения творческих задач, малая вариативность. Низкие показатели проявились и по остальным критериям. Дети с ограниченными возможностями здоровья зачатую выбирают более простой, не требующий больших усилий способ решения задачи и достижения поставленной цели. В целом следует отметить, что более чем у 57% детей с ОВЗ можно констатировать низкий уровень развития способностей к творческой деятельности, и только около у 43% данный показатель на среднем уровне.
На втором этапе работы, организационном, происходило подключение родителей детей с ОВЗ к реализации проектной деятельности. Объяснение целей проекта, возможности участия, обеспечение материалами для творчества (финансируемых Фондом президентских грантов) и организационных вопросов осуществлялось педагогами-волонтерами в образовательных организациях Тульской области. После набора участников состоялся установочный семинар с родителями детей с ОВЗ и педагогами, готовыми сопровождать реализацию проекта в населенных пунктах Тульской области, была открыта телефонная «горячая линия» для оказания помощи в технических вопросах; разосланы буклеты с программой мастер-классов, инструкцией по подключению к онлайн-трансляциям и видеоконференциям; семьям детей с ОВЗ были доставлены материалы для художественного творчества.
Третий этап работы - содержательный включал в себя разработку программы, включающей обучение детей с ОВЗ художественным умениям на мастер-классах с применением дистанционных технологий, разработку актуальных направлений работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ с учетом их личностных и индивидуально-типологических особенностей развития.
В рамках проекта было создано более 10 циклов видео мастер-классов по обучению детей и их родителей выполнению изделий с использованием различных
техник творческой художественной деятельности, примеры которых опубликованы на сайте Ассоциации педагогических работников Тульской области по содействию развитию региональной системы образования (https://ipk-tula.ru/assotsiatsii/).
Педагоги-воспитатели проводили мастер-классы по обучению детей с ОВЗ в домашних условиях навыкам изобразительной деятельности, работы с бумагой и другими поделочными материалами в режиме онлайн. Результатом участия детей с ОВЗ и их семей в региональном проекте являлось представление творческих работ детей на областной выставке «Путь к успеху!» с изданием виртуального каталога (https://aprto.ipk-tula.ru/gall).
Изучив и проанализировав такие авторские разработки, как «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыковой [6], И.А.Леоновой [5], «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н. Давыдовой [4], а также передовой опыт работы с детьми с ОВЗ, педагогами - участниками проекта были разработаны программы мастер-классов по разным видам художественной деятельности: аппликация, оригами, граттаж, пластилинография, квиллинг, кинусайга, печворк. Для проведения мастер-класса онлайн каждому педагогу оказывалась техническая помощь со стороны ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»: был организован телефон горячей линии с техническим сотрудником, который помогал в организационных вопросах; если возникала необходимость, педагогу предоставляли оборудование и место для проведения вебинара. Консультативную помощь отработки содержания учебных занятий с детьми с ОВЗ оказывали сотрудники МБОУ ДО «Центр ППСС» г. Тулы. Онлайн-занятия включали в себя два цикла: объяснение выполнения работы, просмотр презентации, просмотр видеозаписи практической части длительностью 30 минут и период самостоятельного выполнения детьми работы (рассчитан на 20-30 мин.), а затем педагог опять повторяла весь цикл заново (30 минут) для тех, кто хотел что-то пересмотреть еще раз или подключился к занятию позднее.
Нами был предложен алгоритм создания творческой работы ребенком совместно с родителями или другими членами семьи для представления на выставке: освоение с помощью педагогов, ведущих мастер-классы, основных навыков работы с различными художественными материалами; обговаривание родителями идеи будущей работы с ребенком; консультация по видеосвязи с мастером о возможностях воплощения этого замысла; планирование с ребенком предстоящей работы; поиск необходимых средств, приемов для воплощения задуманного, а также необходимой информации для содержательного аспекта проекта; разработка творческого продукта и его последующая презентация на очередной видеоконференции (возможность предварительного показа творческих работ детьми представлялась 2 раза в месяц в течение полугода).
Предметно-пространственная среда, созданная педагогами-мастерами посредством дистанционных форм образования, включала элективные альбомы для рисования, компьютерные обучающие игры, предполагающие использование наборов с трафаретами для рисования (различные геометрические формы, предметы окружающего мира, художественные материалы), физкультминутки для снятия напряженности у ребенка, иллюстративный материал по той или иной художественной технике, анимационные эффекты в графическом редакторе, обучающие видеоролики и др.
В ходе разработки творческого проекта педагогами применялись следующие методы обучения: а) информационно-рецептивный - рассматривание и показ образца работы воспитателем; б) репродуктивный - метод упражнений, доводящий навыки ребенка до автоматизма; в) эвристический - направлен на проявление
самостоятельности в работе над проектом; г) исследовательский - осознание и самостоятельное решение задач проекта с участием в работе родителей детей с ОВЗ.
Четвертый этап - оценочно-корректировочный - был направлен на выявление динамики готовности детей с ОВЗ к проявлению творчества в художественной деятельности и включал в себя ряд методик, аналогичных заявленным на начальном этапе исследования. Количественный анализ исследования показал, что более 75% детей с ОВЗ находятся уже на среднем и 25% на низком уровне развития способностей к творческой деятельности. Однако даже внутри уровня прослеживается значительная динамика по данным критериям. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов работы показал, что работа детей с ОВЗ над творческими проектами способствовала развитию у них таких качеств творческой деятельности, как гибкость, подвижность, системность предлагаемых идей, систематичность в работе, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
Рассматривая возможности по внедрению творческих проектов в образовательную деятельность детей с ОВЗ, следует отметить, что наиболее эффективны практико-ориентированные проекты, выполненные самими детьми и их родителями, результатом чего являются реальные продукты, которые визуально и тактильно ощутимы. Данная работа способствовала расширению пространства для творческой и познавательной активности ребенка; реализации его познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей; расширению и углублению тематики изучаемого материала; предоставлению широкого выбора деятельности для каждого дошкольника в образовательном учреждении; развивала уверенность ребенка в своих силах.
Нами был выделен ряд условий, способствующих эффективности этой деятельности, а именно: а) формирование профессиональной готовности педагогов-воспитателей к проектно-исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) в онлайн-режиме; б) создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей внедрение творческих проектов в работу с детьми с ОВЗ в дистанционном режиме; в) включение родителей в процесс работы над проектом детей с ОВЗ с помощью четко выстроенной структуры взаимодействия с педагогом, обеспечение консультативной помощи в совместном творчестве со своим ребенком.
В рамках формирующего эксперимента с учетом предложенных условий была проведена работа, направленная на организацию информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности воспитателей; реализацию и апробацию технологий по проектной деятельности; проведению сравнительного анализа и обобщения результатов проектной деятельности, составлению портфолио творческих проектов детей с ОВЗ на областной выставке творческих работ «Путь к успеху!», что является результатом нашего исследования. Эффективность научно-исследовательской работы подтверждается и тем, что в 2022 г. планируется проведение областной выставки и расширяется география и количество участников регионального проекта по подготовке и проведении региональной выставки творческих работ детей с ОВЗ «Твой путь к успеху!» за счет реализации гранта правительства Тульской области в сфере науки и техники (договор № ДС/280 от 25.10.2021).
Таким образом, внедрение творческих проектов в процесс дошкольного образования позволяет выстроить индивидуальный маршрут развития детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно повысить их уверенность в себе, которая выражается не только в развитии у них стремления идти на контакт с собеседником, умений отстаивать свою точку зрения и публично выражать свое
мнение, но и в стремлении побороть страх, скованность и неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками и взрослыми, сделать родителей соучастниками образовательного процесса. Все вышесказанное способствует социализации детей данной категории и значительно расширяет возможности использования средств инновационной деятельности в работе педагога-воспитателя.
Библиографический список
1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 218 с.
2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А. А. Майер, Л. Г. Богославец. - Москва: Сфера, 2012. - 128 с.
3. Васина, Ю. М. Педагогические условия внедрения проектно-инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Ю. М. Васина, И. В. Чумакова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск, 2021. - № 4(60). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4173 (дата обращения: 13.04.2022)
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г. Н. Давыдова. - Москва: Скрипторий , 2008. - Часть 1. - 80 с.; Часть 2. - 72 с.
5. Леонова Н. Н. Творческое развитие детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности: методическое пособие. ФГОС / Н. Н. Леонова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2020. - 80 с.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС ДО / И. А. Лыкова. - Москва: ИД «Цветной мир», 2017. - 208 с.