Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЙНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЙНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОБЫТИЙНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ С ОВЗ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анна Игоревна

В статье раскрываются особенности событийного взаимодействия родителей детей с ОВЗ и педагогического коллектива школы-интерната. На примере школы-интерната Ленинградской области «Красные Зори», реализующего адаптированные образовательные программы, а также результатов проведенной опытной работы раскрыты и обоснованы составляющие событийного воспитания детей с ОВЗ в школе-интернате. Это наличие профессиональной компетенции педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся, сформированность личностной позиции педагогов по отношению к духовным, культурным, интеллектуальным ценностям, подготовке воспитанников к самоопределению, владение педагогами проектной деятельностью, умение создавать позитивный микроклимат в разновозрастных группах детей, наличие у педагогического работника коммуникативных навыков и умения направить участников взаимодействия на принятие нужного решения и выбор адекватного действия, заинтересованность родителей в развитии личности ребенка дома и в школе, использование в дополнительном образовании неформальных практик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF EVENT INTERACTION BETWEEN PARENTS AND TEACHERS OF A BOARDING SCHOOL IN THE FRAME OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS IMPLEMENTATION

The article reveals the features of event interaction between parents of children with disabilities and the teaching staff of the boarding school. On the example of the boarding school of the Leningrad region «Krasnye Zori», which implements adapted educational programs, as well as the results of the experimental work, the components of event upbringing of children with disabilities in a boarding school are revealed and substantiated. First of all, this is the presence of professional competence of teaching staff in the field of psychological and pedagogical support of pupils’ parents. This is formation of the personal position in relation to spiritual, cultural, intellectual values, preparation of pupils for self-determination. This is teachers’ possession of project activities. This is ability to create a positive microclimate in different age groups of children. This is the presence of a pedagogical worker of communication skills and the ability to direct the participants in the interaction to make the right decision and choose an adequate action. This is harmonious family upbringing. This is parents’ interest in the development of the child’s personality at home and at school; This is using non-formal practices in additional education

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЙНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

УДК 376

А.И. Смирнова

(Санкт-Петербург)

управление событийным взаимодействием родителей и педагогов школы-интерната

в условиях реализации адаптированных образовательных программ

management of event interaction between parents and teachers of a boarding school in the frame of adapted educational programs implementation

В статье раскрываются особенности событийного взаимодействия родителей детей с ОВЗ и педагогического коллектива школы-интерната. На примере школы-интерната Ленинградской области «Красные Зори», реализующего адаптированные образовательные программы, а также результатов проведенной опытной работы раскрыты и обоснованы составляющие событийного воспитания детей с ОВЗ в школе-интернате. Это наличие профессиональной компетенции педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся, сформированность личностной позиции педагогов по отношению к духовным, культурным, интеллектуальным ценностям, подготовке воспитанников к самоопределению, владение педагогами проектной деятельностью, умение создавать позитивный микроклимат в разновозрастных группах детей, наличие у педагогического работника коммуникативных навыков и умения направить участников взаимодействия на принятие нужного решения и выбор адекватного действия, заинтересованность родителей в развитии личности ребенка дома и в школе, использование в дополнительном образовании неформальных практик. Ключевые слова: воспитание, событийность, учащиеся с ОВЗ, школа-интернат, проектная деятельность, разновозрастные сообщества.

The article reveals the features of event interaction between parents of children with disabilities and the teaching staff of the boarding school. On the example of the boarding school of the Leningrad region «Krasnye Zori», which implements adapted educational programs, as well as the results of the experimental work, the components of event upbringing of children with disabilities in a boarding school are revealed and substantiated.

First of all, this is the presence of professional competence of teaching staff in the field of psychological and pedagogical support of pupils' parents. This is formation of the personal position in relation to spiritual, cultural, intellectual values, preparation of pupils for self-determination. This is teachers' possession of project activities. This is ability to create a positive microclimate in different age groups of children. This is the presence of a pedagogical worker of communication skills and the ability to direct the participants in the interaction to make the right decision and choose an adequate action. This is harmonious family upbringing. This is parents' interest in the development of the child's personality at home and at school; This is using non-formal practices in additional education.

Key words: upbringing, eventfulness, pupils with disabilities, boarding school, project activities, communities of different ages.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273, создание федеральных государственных образова-

тельных стандартов, основных образовательных программ, программы воспитания вносят на государственном уровне новое

понимание организации воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении [1]. В него обязательно должны быть включены родители, при этом взаимодействие школы и родителей должно быть событийным [2]. Событийное взаимодействие мы рассматриваем как эмоционально насыщенное проживание личностью ситуации совместно со значимыми другими, в результате которого формируется новое понимание совместности, новое видение знакомых явлений, новые смыслы жизнедеятельности, осмысляется со-бытие с другими людьми, проявляется готовность взрослого к эмпатийному пониманию личности, конгруэнтное самовыражение, уважение к самоорганизации и самоопределению ребенка, его субъектности.

Свои особенности имеет воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Частое отсутствие детей в общеобразовательной организации, связанное с прохождением лечения и реабилитацией, нахождением ребенка на домашнем обучении, не позволяет ребенку в полной мере быть вовлеченным в школьный воспитательный процесс. Родители становятся чуть ли не единственными воспитателями своего ребенка - трансляторами нравственных норм и отношения к артефактам культуры, патриотизму и толерантности.

К сожалению, воспитание больного ребенка в семье не всегда носит адекватный характер. Часто стили семейного воспитания отличаются гиперопекой, родители не знают психофизических особенностей своего ребенка [4]. После проведенных реабилитационных мероприятий и возвращения в школу-интернат ребенок может испытывать психоэмоциональное напряжение, вызванное разницей требований, предъявляемых к нему в школе и дома, многообразием контактов со сверстниками и педагогами в отличие от семейного общения с ограниченным количеством родственников.

В специализированном сборнике, разработанном для педагогических работников Шотландии, отмечается, что ученики с особыми образовательными потребностями, не посещающие школу, очень уязвимы, им

приходится менять свой распорядок дня и не встречаться со своими друзьями или педагогами [5]. Подчеркивается, что педагогическим работникам важно поддерживать ученика и обеспечить его контакт со школой, регулярно обеспечивать обратную связь с родителями, опекунами учеников.

Во Франции гарантирование равных возможностей для всех детей с особыми образовательными потребностями и создания условий для успешного обучения для всех требует от педагогов особого, разнообразного, адаптированного и прогрессивного подхода в обучении данных детей и их поддержки в рамках деятельности учебных заведений. Для этого требуется, чтобы образовательные сообщества обновили свою педагогическую практику с целью большей индивидуализации поддержки и персонализации образовательных путей учащихся [6].

В российской системе образования личностное развитие ребенка с ОВЗ, формирование активной социально положительной жизненной позиции как члена общества или его социализация (в зависимости от степени нарушений) может происходить через создание школьной воспитательной системы, в которой ведущей является событийно организованная деятельность ребенка с ОВЗ, родителя и педагогических работников.

Воздействие педагогов и родителей на личность ребенка складывается не только с учетом его активности в детско-взрослой событийной общности [7], но и с учетом особенностей его наследственных данных [8] и психического и физического развития.

Формирование норм, ценностей и смыслов взаимодействия и общения осуществляется всеми участниками события [9]. При этом нужно принимать во внимание, что уровень включенности ребенка с ОВЗ в обсуждение и принятия решений по организации и проведению событий выше у детей с сохранным интеллектом. Детям с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью сложнее, а иногда практически невозможно размышлять самостоятельно о реальных ценностных отношениях, предлагать и анализиро-

вать событие.

Школьное событие для ребенка с ОВЗ может и должно обсуждаться не только в школе-интернате, но и в семье с родителями (законными представителями) или родственниками, которые непосредственно занимаются воспитанием ребенка (бабушки, дедушки, старшие братья или сестры и др.). Ребенок с ОВЗ может рассказать им, какое событие планируется, какова его роль и что он планирует сделать в период подготовки, а взрослые могут выслушать и предложить свою помощь или участие в событии. Но для этого необходимо согласование единых целей и ценностей воспитания педагогических работников и родителей.

В настоящее время актуальным становится психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Многие российские исследователи рассматривают его как неотъемлемую часть организации воспитательной системы и подчеркивают необходимость внедрения новых форм работы с родителями таких детей.

В период сложной эпидемиологической ситуации, вызванной распространением ко-ронавирусной инфекцией, взаимодействие школы-интерната и родителей в очном

формате затруднено. Опрос 128 родителей-респондентов, воспитывающих детей с ОВЗ, показал, что 73% из них не хватает знаний в области воспитания и организации досуга их ребенка, 62% - недостаточно общения с педагогами и другими родителями, 49% находятся в нестабильном психоэмоциональном состоянии, связанном с самоизоляцией и ограничением в общении. В Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, "Красные Зори"» обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сочетанными дефектами. Был учтён запрос родителей - разработан проект «Ро-дители&Особые дети», направленный на организацию просветительской, психолого-педагогической и методической помощи родителям на основе принципа событийности, способствующий их активизации по включенности в воспитательную систему школы-интерната. Проект «Родители&Осо-бые дети» представлял собой сеть событий (Рис. 1).

Было решено реализовывать проект в дистанционном формате. В проекте приняли участие 42 родителя и 48 их детей стар-

Заседание родительского клуба Создание событийного проекта

Пилотное исследование

Заключительное исследование

Рефлексии на заседании родительского клуба

Вебинары, семинары, мастер-классы, веб-квест

Установочный семинар

Рис. 1. Алгоритм реализации проекта «Родители&Особые дети» ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 3 (68)_

шего школьного возраста с НОДА с сохранным интеллектом, задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости. Реализацию проекта осуществляли учителя-дефектологи, педагоги-психологи и инструктора лечебной физкультуры.

Важнейшим этапом реализации проекта являлось формирование у педагогических работников единых ценностных установок воспитания детей с НОДА и специальных компетенций в области психолого-педагогического сопровождение детей и родителей. При содействии преподавателей высших учебных заведений было организовано корпоративное повышение квалификации всех педагогов и воспитателей по вопросам современных актуальных научных подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, а также взаимодействию школы и родителей. Проведенные в дистанционном формате семинары («Психологические особенности детей с НОДА, УО, ТМНР, а также особенности их обучения»; «Возрастные особенности детей 8-10 классов»; «Акцентуации характера у подростков. Способы взаимодействия с акцентуированными личностями»; «Созави-симое поведение родителей в семьях с особым ребенком» (причины, способы борьбы и пр.), «Воспитание ребенка с ОВЗ - мифы и реальность») показали заинтересованность педагогов в актуализации знаний, в развитии навыка работы в неопределенных ситуациях, а также способствовали профилактике профессионального выгорания.

На заседании родительского клуба был проведен анализ опроса родителей. В ходе проектировочного взаимодействия определены направления и дистанционные формы взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Задачей следующего этапа (установочный онлайн семинар для родителей и педагогов) стало формирование единого круга ценностных ориентаций в системе «семья -школа». Педагогами-психологами был предложен тест Милтона Рокича «Исследование ценностных ориентаций». Работа организована с использованием интерактивной доски RealtimeBoard в режиме реального времени. Были определены 5 наиболее важных ценностей воспитания в семье и школе.

Деятельностный этап представлял собой события для детей и взрослых.

Родители и дети с НОДА принимали участие:

- в просветительских вебинарах для родителей о психофизических особенностях детей и воспитании в семье («Возрастные особенности детей 8-10 классов», «Сотрудничество семьи и специалистов»; «Влияние стиля воспитания на ребенка и психологический климат в семье»);

- в методических вебинарах и семинарах для родителей («Как в домашних условиях разговаривать и обсуждать с ребенком различные аспекты многообразного окружающего мира и приносить друг другу радость», вебинар «Музыкальная терапия», «Как с помощью музыки оказать положительное воздействие на психологическое состояние ребёнка и семьи»; вебинар «Профориентация и выбор профессии ребенком с ОВЗ» -сложности выбора, реальные перспективы, самоопределение с учетом востребованности специальностей региона; семинар «Это стоит посмотреть» - разговор о кинофильмах, которые затрагивают проблемы людей с инвалидностью, истории преодоления барьеров и проблем);

- в методических мастер-классах для детей с ОВЗ и их родителей, направленных на ознакомление с новыми видами внеурочной деятельности детей в домашних условиях («Как организовать свободное время с пользой?»; «Организация самостоятельной деятельности детей с ОВЗ»; «Ритмы музыки в красках» - совместный мастер-класс учителей изобразительного искусства и начальных классов; «Лечебная гимнастика

- это ЗДОРОВо», «Совместное развивающее чтение на основе технологии «виммельбух»; «Как создать буктрейлер?»; мастер-класс для детей и родителей «Творим вместе»);

- в топ-тренингах для родителей («Счастье моё - здоровье ребёнка») и для детей («Радость - вера родителей») для снятия психологического напряжения в семье;

- в индивидуальных консультациях для родителей с педагогами-психологами, учи-телями-дефектологами и воспитателями.

Каждый вебинар, семинар или мастер

- класс начинался с обсуждения плана про-

ведения. За несколько дней до планируемого события предлагалось на платформе интерактивной доски RealtimeBoard ознакомиться с программой события. Родители и дети с ОВЗ могли внести свои предложения в форме заметок в режиме реального времени. Проведение событий осуществлялось на платформах Skype, Zoom и True Conf. В начале каждого события педагоги в доступной для родителей форме акцентировали внимание на ценностных установках и целях, а в завершении - проводилась обязательная обратная связь. В ходе наблюдения педагогами и специалистами службы сопровождения было отмечено, что родители детей с НОДА и сохранным интеллектом с позитивным настроением включались в неформальное общение, делились своим родительским опытом и задавали вопросы педагогам и психологам. Родители детей с НОДА и интеллектуальными нарушениями в большинстве случаев занимали позицию пассивного слушателя. Возможно, данная позиция родителей связана с их неуверенностью в психолого-педагогической компетентности, они просто боялись задавать на незнакомую аудиторию «глупые вопросы». При этом и те и другие после проведения мастер-классов включались с детьми в процесс реализации творческого проекта. Продукты совместной деятельности размещались в группе проекта, созданной в WhatsApp.

При возникновении вопросов, требующих индивидуального вмешательства, организованы консультации специалистами службы сопровождения и воспитателями. Педагогические работники выступают в роли наставников. Они не только передавали специальные знания в области педагогики и психологии, но и способствовали формированию ценностных ориентаций, оказывали психологическую поддержку.

Интересными событиями для старшеклассников с НОДА стали онлайн мастер-классы для младших школьников (по танцетворчеству и сказкотерапии) совместно с педагогическими работниками. В режиме онлайн была проведена профориента-ционная игра «Кто есть кто?» и «Ловушки

- Капканчики». Старшие школьники попробовали себя в новой социальной роли - педагога-организатора, а ученики младших классов получили первичные представления о некоторых профессиях, востребованных в Ленинградской области. Данные события способствовали развитию коммуникативных навыков и умению работы в группе. Доброжелательная обстановка способствовала включению в диалог не только детей с интеллектуальной недостаточностью, но и детей с нарушением речи.

После активного участия в просветительских и методических семинарах и веби-нарах родителям было предложено участие в веб-квесте. В процессе общения родителей в дистанционных событиях были организованы неформальные группы по 10 человек. Каждой группе предлагалось пройти 4 станции (залы платформы Zoom) и решить кейсы по различным ситуациям воспитания детей с ОВЗ. Наблюдение показало, что родители осознанно и аргументированно могли предложить различные пути решения проблемных ситуаций воспитания в семье. В ходе квеста от родителей поступили практические предложения по их участию в очных школьных событиях.

Заключительным этапом проекта стала рефлексия событий, проведенная на платформе Zoom, где включался звук, показывались видеоматериалы с проведенных событий, и участники в чате могли высказать свои впечатления. Отзывы родителей и педагогов показали удовлетворенность результатами событий.

Контрольное исследование, проведенное среди участников проекта, показало, что уровень воспитанности у детей старшего школьного возраста (методика Н.П. Капустина [10]) повысился (со среднего на хороший уровень - 5%, с хорошего на высокий

- 8,9%); гиперпротекция снизилась на 8% (опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [11].

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективность событийного подхода к воспитанию детей с ОВЗ в школе-интернате складывается из нескольких составляющих:

- наличие профессиональной компетенции педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения родителей воспитывающих ребенка с ОВЗ, личностной позиции по отношению к духовным, культурным, интеллектуальным ценностям, подготовки воспитанников с ОВЗ к самоопределению;

- владение педагогами и воспитателями навыками проектной деятельности, созданием позитивного микроклимата в разновозрастных группах детей;

- наличие у педагогического работника умения направить участника взаимодей-

ствия на принятие нужного решения и выбор адекватного действия, что особенно актуально при взаимодействии с родителями и детьми с интеллектуальными нарушениями;

- гармоничное семейное воспитание и заинтересованность родителей в развитии личности ребенка с ОВЗ дома и в школе;

- использование неформальных практик.

Исследование поддержано грантом РФФИ №19-013-00012.

Литература

1. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: воспитательный аспект: учеб.-метод. пособие. - Владимир: Изд-во ВлГУ 2015. - 324 с.

2. Якушкина М.С. Модели сетевого событийного взаимодействия как отражение современной образовательной реальности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 9(152). - С. 4-16.

3. Кобрина Л.М., Борисова Н.А., Букина И.А. и др. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / под ред. Н.А. Борисовой. - Череповец: ЧГУ 2017. - 236 с.

4. Шац И.К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологической помощи: учеб. пособие. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 303 с.

5. Updated Guidance on Continuity of Schooling: Supporting Pupils with Special Educational Needs For mainstream primary and special schools // January 2021. URL: https://assets.gov. ie/73318/9a09648b30054daa98d9fd703bf264ae.pdf

6. Guillaume Lecuivre Des besoins éducatifs des élèves aux élèves à besoins éducatifs particuliers : une nouvelle posture А l'école, au collège, au lycée // Académie de Toulouse. URL: https:// masbou.mon-ent-occitanie.fr/lectureFichiergw.do?ID_FICHIER=399071

7. Шустова И.Ю. Воспитание «От ребенка» // Педагогика. - 2015. - № 8. - С. 53-58.

8. Слободчиков В. И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - 415 с.

9. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. - 77 с.

10. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие. - М.: Академия, 1999. - С. 129-152.

11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. - СПб., 2001. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.